Давидова пустынь монастырь. святыни, расписание богослужений, история, как добраться

Недалеко от города Чехов в поселке с поэтичным названием Новый Быт находится один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья – Вознесенская Давидова пустынь.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на высоком берегу реки Лопасни. Уже в почтенном возрасте старец поселился в этом живописном месте с четырьмя иноками. Первые строения обители были деревянными и не сохранились, каменные постройки появились здесь во времена Ивана Грозного.

Давидова пустынь за свою долгую историю пережила периоды расцвета и упадка: ее грабили поляки и литовцы в Смутное время, а в 1764 году Екатерина Вторая своим указом лишила монастырь деревень и земель. Обитель, ставшая заштатной, была на грани разорения.  Дела начали поправляться лишь в конце 18-го века при помощи московского митрополита Платона, были построены новые соборы.

В наши дни обитель отреставрирована, в ней находится большое количество святынь.

Главный вход в монастырь.

Над входом возвышается надвратная колокольня.

Высота колокольни — около 70 метров.

Изумительный вид на монастырский архитектурный ансамбль открывается с берега пруда.

У пруда оборудована мини-смотровая площадка с лавочками. В водоеме монахи разводят рыб – я видела довольно большую с красными плавниками.

Все соборы выкрашены в жизнерадостные цвета.  Белый Вознесенский собор – самый древний из сохранившихся, был построен в конце 16-го века. Переходом с ним соединена бежево-розовая Никольская церковь.

Она украшена лепниной и мозаичными панно.

Шестикрылый Серафим на стене Никольской церкви.

Яркая Знаменская церковь также, как и Никольская, вплотную примыкает к Вознесенскому собору.

Еще два храма – скромная белая Успенская церковь и нарядный персиковый Спасский собор.

Мы были в Пустыни в субботу, народу было совсем немного. Идем мимо Спасского собора к следующему храму и некрополю.

  • Храм Всех Святых.

Вход в некрополь. Зеленое здание позади – братские кельи.

Памятник на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.С.Дохтурова.

  1. Еще один вид на центральную часть Вознесенской Давидовой пустыни.
  2. Церковная лавка и угловая башня.
  3. Еще одна башня с красивым шпилем.

История восстановления монастыря  неоднозначна. Ходят слухи про какие-то сомнительные деньги, на которые его реставрировали и про то, что на территории захоронены люди с не самой прозрачной репутацией, жертвовавшие эти большие суммы.

  • Действительно, в некрополе есть роскошные могилы погибших не случайной смертью Геннадия Недосеки (Гены Большого), бывшего главы Чеховского района, и Антона Малевского (Антона Измайловского), которого считают лидером измайловской преступной группировки и алюминиевым королем России.
  • Как бы то ни было, в наши дни обитель радует глаз своими яркими красками и ухоженностью.

У монастыря есть подворье в селе Талеж. Там бьет целебный Святой источник, построены две купели, небольшая церковь и звонница. На пути к Талежскому источнику вам встретится усадьба А.П. Чехова Мелихово – удобно посетить эти красивейшие места в рамках одного путешествия.

За соблюдением формы одежды в обители следят охранники: мужчин не пустят внутрь храмов в шортах, а женщинам желательно быть в юбке и платке.

Фотосъемка на территории разрешается только на «мыльницу».

Как доехать до Давидовой пустыни

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричке до станции «Чехов», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом № 36 до поселка Новый Быт.

На автомобиле: можно ехать по Симферопольскому шоссе (трасса М-2), можно – по трассе Москва-Дон (М-4). В обоих случаях нужно будет выехать на А-108 и с нее заехать в поселок Новый Быт. С А-108 есть указатель на поселок и Давидову пустынь.

Обновлено 27.01.2019

Источник: http://pro-stranstva.ru/davidova-pustyn/

Талеж, Вознесенская Давидова пустынь и гуси-лебеди

Татьяна Афанасьева

Мы тысячу раз проносились мимо указателя на Давидову пустынь и Талеж по дороге в Москву, и каждый раз я думала, что Талеж на удивление сказочно звучит — надо бы съездить. И обязательно зимой — чтоб небо синее, лес в белых одеждах, мороз-воевода… и минимум паломников.

А ещё мне казалось, что Давидова пустынь и Талеж — это одно место. Оказалось, что не совсем 🙂

Сначала едем в Вознесенскую Давидову пустынь. Географически это село Новый Быт в Чеховском районе Московской области. Это там на высоком берегу реки Лопасни стоит мужской монастырь — удивительно яркий, жизнерадостный, «с иголочки». Подъезжаем и видим, что парковка забита. Вот тебе и зима, мороз, мало паломников 🙂

Обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем.

Давид пришел на это место с двумя монахами и с двумя послушниками. С собой он принёс икону Знамения Богоматери. Сначала были возведены два деревянных храма и посажена липовая роща, после начались активные богослужения и чудеса (как говорят).

Да и саму липовую рощу приравнивают к чудесам. По преданию, Давид сажал все деревья корнями вверх, и все они прижились! С Божьей помощью, конечно 🙂

При входе в монастырь — карта. На ней всё подробно расписано, территория небольшая: шесть церквей, колокольня, надкладезная часовня, церковная лавка, настоятельский и братский корпуса, воскресная школа, скотный двор, некрополь, пруд и хозяйственные постройки.

Рассмотреть карту в деталях вы можете в фотогалерее (я загрузила).

Нынешняя 70-метровая колокольня, а она является доминантой Давидовой пустыни, была построена в XIX веке на месте старой. Было время, когда створки её ворот представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Они открывались только один раз в году на 40-й день после Пасхи и назывались в народе Вознесенскими вратами.

От колокольни до Вознесенского собора (тот, что белого цвета) вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов. Думаю, её обязательно восстановят.

После переворота 1917 года обитель была поругана и разграблена, все кресты скинуты, иконы сожжены, а настоятель и братия репрессированы. На территории разместился сельхозтехникум, гаражи и склады, а на колокольне водрузили красное знамя. На старых фотографиях всё печально — дырявые купола, выщербленные стены, заколоченные окна, дикие заросли…

Фото Александра Чеботаря. Март 1987 года

К нормальной жизни обитель вернулась только в 1995 году. И когда сейчас смотришь на всё это благолепие, сложно представить, что могло быть как-то по-другому. Даже сказочные лебеди в пруду плавают!

Мы заглянули всего в два храма — в Знаменскую церковь и в Собор Всемилостивого Спаса. В первом удивило количество ковчегов с мощами (преподобного Давида в том числе), во втором застали генеральную уборку — десятки послушников, галдёж, звон вёдер, хаос церковной утвари. При входе в обитель меня естественно обязали надеть юбку-фартук.

Вот казалось бы, к верующим я себя не отношу, а монастыри люблю. Какая-то в них особая атмосфера и архитектурная красота. Посещаю редко, но по велению души.

  • Монастырь, кстати, мужской (12 насельников и игумен Сергий (Куксов).

Знаменская церковь (самая яркая с маленьким чёрным куполом, в центре ансамбля) была построена в 1867—1870 годах. Создаётся ощущение, что она, Никольская церковь и Собор Вознесения Господня — это единое целое, потому как храмы пристроены друг к другу.

Границы между церквями подчёркивает цвет. Знаменская — ярко-жёлтая, справа от неё — белоснежный Собор Вознесения Господня, слева — Никольская в лимонных тонах. Если зайти с обратной стороны, то Знаменскую уже не видно, зато две других предстают в полной красе.

Строительство Собора Вознесения Господня началось в XVI веке, ещё при Иване Грозном. Храм в честь святителя Николая Чудотворца основали намного позже — в XVIII веке.

  1. По соседству с ансамблем из трёх храмов — Собор Всемилостивого Спаса, освященный 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским).

Рядом — Храм Всех Святых в трапезной. Он построен незадолго до начала Первой мировой войны. Это был последний из храмов, возведённый на территории Давидовой пустыни.

  • Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1740 году над северными воротами обители (на фото самая крайняя слева).
  • В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, в том числе частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея; частица главы святого благоверного князя Александра Невского; мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского; мощи святых Вифлеемских младенцев; мощи великомученика Пантелеимона, а также частица Гвоздя Распятия Христова.

Говорят, преподобный Давид после смерти начал являться во снах разным людям и вершить настоящие чудеса, избавляя от болезней всяких и напастей.

  1. Поэтому и зимой, и летом к нему идут и идут люди 🙂 Снимать внутри храма нельзя, но кому-то, очевидно, можно 🙂 Фото из инета.
  2. В обитель едут паломники и другого толка. Здесь очень необычный некрополь…

Надписи на старых надгробиях почти не разобрать. Всё очень скромно, как и подобает. Вообще удивительно, что этот камень сохранился. Кладбище практически полностью было разорено в советские годы.

  • Останки всех монахов и настоятелей были захоронены в братской могиле уже после возрождения обители.
  • В своё время здесь были погребены полководец генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.
  • Могилу героя войны 1812 года Дохтурова не так давно восстановили.

И что меня несказанно удивило, Дохтуров оказался нашим земляком, уроженцем Тульской губернии.

Информация с официального сайта Давидовой пустыни: Дмитрий Сергеевич Дохтуров родился 1 сентября 1759 г. в Тульской губернии, в селе Крутом, в семье мелкопоместных дворян.

Окончив в 1781 году Пажеский корпус в Петербурге, поступил на военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1784 году Дмитрий Сергеевич был пожалован в чин капитана и принял командование егерской ротой.

Вместе со своим отрядом участвовал в войне со шведами, отличился в Роченсальмском морском сражении, за что был удостоен награждения золотой шпагой с гравировкой «За храбрость».

В начале войны 1812 года он со своим 6-м пехотным корпусом стоял в районе Лиды, на левом фланге армии Барклая де Толли. В Бородинском бою Дохтуров, по приказу Кутузова, заменил смертельно раненного Багратиона на посту командующего 2-й армией. Дохтуров позиций не сдал, Кутузов встретил его словами: «Позволь мне обнять тебя, мой герой. Чем можно наградить тебя!».

За сражение под Малоярославцем (картина как раз про это) Дохтуров был награжден орденом Георгия 2-й степени. Вот как охарактеризовал деятельность Дохтурова один из историков Отечественной войны 1812 года:

«Смело можно сказать, что судьба второй половины Двенадцатого года была решена беспримерным подвигом Дохтурова в дни 12 и 13 октября под Малоярославцем».

Во время кампании 1813 года Дохтуров участвовал в сражении под Дрезденом и в четырехдневной Битве народов под Лейпцигом, а затем, вплоть до взятия русскими Парижа, находился в войсках, блокировавших Гамбург.

По возвращении русских войск из-за границы Дохтуров вышел в отставку и поселился в Москве, где и прожил последние месяцы жизни. За долгую боевую службу он был четыре раза ранен и контужен. Сказалось на его здоровье и утомление от тяжелых походов 1812 и 1813 годов.

Умер Дохтуров 14 ноября 1816 года, после чего был погребен в монастыре Давидова Пустынь, расположенном в Серпуховском уезде Московской губернии. (Источник www. davidova-pustyn.ru)

  1. И вот тут бы самое время закончить рассказ про монастырский некрополь, но там есть ещё два захоронения, которые прочно связаны с «молниеносной реставрацией» Давидовой пустыни. Одно из них принадлежит Антону Малевскому, алюминиевому королю России и лидеру Измайловской преступной группировки, парашют которого не раскрылся в небе над Кенией в ноябре 2001 года…

Второе — Геннадию Недосеке, известному как «Гена Большой», бывшему главе Чеховского района, сгоревшему в своем «Хаммере» в ноябре 2004 года при очень странных обстоятельствах.

Известно, что Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных в лихие 90-е.

Честно говоря, не хочется перечислять все его заслуги (обо всем можно почитать здесь iz.ru/news/296294).

  • На могиле чёрная плита со стихами Звездинского.

На официальном сайте монастыря есть страничка, посвящённая Недосеке: «Трагическая смерть Главы стала большой потерей для Чеховского района. По словам тогдашнего Губернатора Московской области Громова Б. В.

, за время руководства муниципалитетом Геннадий Недосека сделал много хороших дел и вывел район в один из самых успешных по региону, пользовался огромной любовью и уважением чеховцев, активно участвовал в восстановлении православных святынь Чеховского района, и прежде всего — монастыря Вознесенская Давидова пустынь».

В иконной лавке стоит короб для сбора средств заключённым. И лично для меня во всём этом нет ничего не логичного. В этом вся Россия: Бог всё простит, он всесилен, всеобъемлющ и один на всех.

Чтоб вы знали, у заключённых есть своя покровительница — Великомученица Анастасия Узорешительница, день памяти которой 4 января. Частица её мощей есть в Давидовой пустыни.

Обязательно загляните в «дом птиц» недалеко от иконной лавки. Там свои авторитеты, и такие жиробасы семечки грызут! Синицы, снегири, свиристели, зяблики… Они летают, но с очень большим трудом. При нас один круглый снегирь под лавку буквально закатился :)))

  1. Кстати, Давидову пустынь любил и неоднократно посещал Антон Павлович Чехов (правда было это в иные, более чистые и честные времена). Не знаю, где сделано это фото (точно не в посёлке Новый Быт), но в такого Чехова я бы с радостью влюбилась ♥
  2. Вот что Антон Павлович писал другу семьи Петрову, приглашая его в гости в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

А ведь, правда, красивая!

Недалеко от монастыря, в небольшом селе Талеж находится святой источник, освящённый в честь преподобного Давида. Как сказал нам охранник: «Если напрямки, то всего-то километра четыре. Но сейчас сугробы по пояс, так что вы лучше на машине езжайте».

Талеж хорош, даже если не верить ни в какие священные купания и исцеления. Только представьте, что в глубине леса, под крутым холмом тонкой нитью бежит речушка, вычерчивая сложные узоры, огибая деревья, часовенки и купальни. Место реально чудесное и несуетное. Если в картинках, то так 🙂

Расположен Талеж на речке с красивым названием Смородинка. По рассказам старожилов, здесь на землю выходят семь родников, питающих речку, и можно увидеть блуждающие разноцветные огоньки (магия!).

Талежский родник называют также Веницей — от древнеславянского «венница», что значит свадьба, венчание. И снегомужик справа как бы намекает… 🙂

Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Императрица Екатерина Великая, возвращаясь из Крыма, остановилась переночевать в этих местах, а уезжая, сказала: «С этими местами невозможно расстаться». После этой истории окрестности Талежа стали называть Нерастанными.

Говорят, что в Талеже находился и последний конный привал войска Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. А что? Вполне может быть 🙂 Сомневаюсь, что последний, но для привала место просто создано.

Рядом с источником и звонница есть. Имели удовольствие слышать. Когда стоишь посреди заснеженного леса, впечатление очень сильное!

В Талеже две купели: мужская и женская. Boдa и зимoй, и лeтoм +4 гpaдyca. Зимой желающих окунуться было не так уж и много 🙂

Воде приписывают целебные свойства. Считается, что её воздействие благотворно для страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения. Хотите — верьте, а хотите — проверьте 🙂 Но то, что вода кристально чистая, мягкая и вкусная, подтверждаю.

Учтите, пoнeдeльник нa пoдвopьe — caнитapный дeнь, и вообще у источника есть свой режим работы — с 8.00 до 21.00. Звучит, конечно, странно, но источнику это только на пользу. Повсюду просто идеальная чистота.

В Давидову пустынь можно добраться и своим ходом: сначала до Чехова на электричке, а потом на автобусе № 36 до остановки «Новый Быт» (ходит часто). До Талежа c железнодорожной cтaнции в Чехове xoдят мapшpyткa и aвтoбyc № 25 (ocтaнoвка «Taлeж»).

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишитев личку Татьяне АфанасьевойИ да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉

А вы были в Давидовой пустыни и Талеже?

Источник: https://myslo.ru/club/blog/gulbarij/zFhWtwPHsEWyVmpEhCRGdA

Вознесенская Давидова пустынь в Подмосковье: история, описание, святыни и источники, советы для посетителей :

Есть в Подмосковье дивное место. Пропитанное святостью, вот уже пять сотен лет оно влечет к себе паломников со всех уголков земли русской. Что же это за место? Монастырь. Старинная обитель, которую некогда основал преподобный Давид. На сегодняшний момент его детище стало одним из живописных духовных уголков Подмосковья. И далее мы поговорим о святой обители более подробно.

Как все начиналось

Свято-Давидова пустынь была основана в 1515 году. Ее основатель преподобный Давид. Пришел он на берег реки Лопасни с иконой Божьей Матери «Знамение» да двумя монахами и двумя послушниками.

К сожалению, до наших современников не дошло большое количество сведений о преподобном Давиде, его помощниках, а главное — о их трудоемкой, но богоугодной работе.

Однако из тех фактов, что посчастливилось получить на сегодняшний день, можно сложить определенную картину.

Первый настоятель

Как упоминалось выше, основателем Давидовой пустыни был преподобный Давид. А кто он? Что известно об этом святом?

Происходил будущий настоятель из знатного рода князей Вяземских. При рождении его нарекли Даниилом. Уже в молодом возрасте, а именно будучи 20-летним юношей, Даниил решил посвятить свою жизнь Богу. И отправился он в Боровск, где находился Пуфнутьевский монастырь.

Основателем этой святой обители был Пафнутий Боровский. Монастырь увидел свет в 1444 году. Туда-то и отправился юный Даниил. Когда он поступил в обитель, Пафнутий был еще жив. И являл собой образец для своей братии. Трудолюбием своим показывал пример.

Наставничеством укреплял. Братия монастыря видела в своем настоятеле твердую веру в Бога и любовь к Нему. Пафнутий был учеником преподобного Никиты, который и постригал его. А Никита, в свою очередь, был учеником игумена земли русской — Сергия Радонежского.

Видя ревность по Богу и чистоту юной души, Пафнутий принял решение постричь молодого насельника своей обители. Даниил принял постриг монашеский, с наречением имени Давид. В честь преподобного Давида Солунского.

Когда преподобный Пафнутий отошел ко Господу, а это случилось 1 мая 1477 года, Давид нашел духовного наставника и покровителя в лице Иосифа Волоцкого. Это был светильник русского монашества. Как и Давид, Иосиф пришел в обитель 20-летним юношей. Здесь он принял монашеский постриг от преподобного Пафнутия и около 17 лет прожил рядом с ним.

Предчувствуя свою кончину, великий старец предложил Иосифу стать его преемником. Что тот и сделал, управляя обителью с 1477 по 1479 годы. Он хотел сделать обитель общежительной, ввести строгий устав. Но многие из братии воспротивились этому.

И тогда преподобный Иосиф покинул монастырь на некоторое время, чтобы самому лично посмотреть, каково устроение в других обителях.

Вернувшись в Пафнутиев монастырь, он принял решение покинуть обитель и основать свой монастырь. Вместе с самыми преданными иноками, преподобный ушел в Волоколамск. Точнее, в волоколамские леса. Где и был основан его известный монастырь, в котором преподобный Иосиф представился в сентябре 1515 года.

Преподобных Давида и Иосифа связывала дружба. И после ухода последнего из Боровской обители, связь между ними не прекратилась. В 1515 году, так же как и Иосиф, Давид покинул монастырь, в котором провел более 40 лет.

Вместе с двумя монахами и двумя послушниками преподобный ушел в пустынную местность на берегу реки Лопасни. Здесь были возведены первые деревянные кельи и храмы. Давидову пустынь посетил и преподобный Иосиф.

В августе 1515 года, незадолго до преставления своего.

Основатель обители на берегу реки покинул мир в 1529 году. Его тело упокоилось в созданном им монастыре.

Последующая жизнь обители

Всегда был беден монастырь Давидова пустынь. И эта бедность доходила до того, что монахам, населявшим обитель, не на что было питаться. По этой причине и начались присоединения обители то к одному монастырю, то к другому.

Так в 1657 году, по распоряжению Святейшего Патриарха Никона, монастырь вошел в состав Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Десять лет он числился предписанным к этому монастырю, пока указом царя Алексия Михайловича не был исключен из распоряжения Ново — Иерусалимской обители.

В 1712 году Давидову пустынь приписали в Чудову монастырю, в 1721 — к Московскому Златоустому. И все это отражалось на обители самым негативным образом, сказывалось на ее бедственном существовании.

Наконец на этот фактор обратили внимание в Священном Синоде. И в 1727 году многострадальную обитель решено было отделить от других, а чтобы правил ей человек мудрый и мог держать насельников монастыря пристойно.

А братии полагалось 30 человек собрать.

Кризис монастыря

Несмотря на то что Давидова пустынь стала самостоятельной, ситуация с ее достатком особо не улучшилась. В 1760 году тогдашний игумен писал Митрополиту Московскому, что средств в обители практически нет.

На ремонт даже не хватает, а на расширение и подавно. По причине бедности насельники не спешили оседать в детище преподобного Давида. Обитель всегда была малонаселенной.

По данным за 1730 год монашествующих в ней жило чуть больше 30 человек.

Окончательный упадок монастыря произошел в XVIII веке. Старые стены приходили в негодность, ремонтировать их было не на что. Да и некому. Нынешние наместники не могли в полной мере справляться со своими обязанностями, ибо одновременно были наместниками Чудова монастыря или исполняли какие-либо Епархиальные поручения. Обитель постиг кризис, и на это не могла не обратить внимание Епархия.

Преображение

Для того чтобы спасти Давидову пустынь от «мерзости запустения», было принято решение превратить ее в общежительный монастырь. Кроме этого, отправить в затухающую обитель несколько насельников из других монастырей. Для строительства в ней духа общежительного, и выхода из упадка.

В 1799 году новые насельники приступили к реставрации пустыни. Как в ремонтном плане, так и в духовном. Кровлю и стены подремонтировали, завели новый порядок богослужений и жития насельников. Да и число последних стало возрастать.

В XIX веке обитель преображалась все более и более. Именно тогда была построена ныне существующая колокольня. Были открыты две церковно-приходские школы. В жизни монастыря наблюдалась особая чистота. Храмы отличались своей красотой, а братия — благочинием.

В 1915 году Свято — Давидова пустынь насчитывала свыше ста насельников. На ее территории располагались просфорня, рухлядная, чудесный сад, цветники, кладбище. За пределами монастыря находились скотный и конный двор, баня, мельница, пчельник, церковно-приходская школа.

1917-1929 годы

Революция внесла свои «новшества» в привычный уклад Давидовой пустыни. Монастырь весьма существенно пострадал от политики новой власти. В 1917 году стали закрываться монастыри и храмы, разрушаться все то, что было свято прежде.

Безбожники глумились над святынями, пытались предать их на поругание. Не обошло это коллективное беснование и древнюю обитель. В 1917 году от прежней красавицы-территории осталась лишь одна церковь да с десяток насельников при ней.

В 1918 году революционеры образовали на территории монастыря совхоз, который так и назывался — «Давидова пустынь». А в 1927 году здесь был создан курс подготовки для рабочих профессий, так необходимых на селе.

И получил этот курс название «Новый быт». Правда просуществовал недолго, в 1929 году было решено создать сельскохозяйственный техникум.

Образовавшийся рядом с ним поселок получил свое название в честь того самого, недолго существовавшего курса.

1929-1990 годы

Окончательно произошло закрытие Давидовой пустыни (Чеховский район) в 1929-1930 годах. Храмы были осквернены, купола и кресты почти уничтожены. В Никольской церкви обители почти до конца 1980 годов существовал киноклуб техникума.

Знаменская церковь в послевоенные годы представляла собой кабинет с сельскохозяйственной техникой. В нем были представлены образцы той или иной атрибутики, необходимой для ведения сельского хозяйства — плуги, сеялки и т. д. В 1960 годах кабинет был переоборудован в гараж, а позже здание церкви служило складским помещением.

Успенскую церковь переоборудовали под спортивный зал. После войны зал превратили в химическую лабораторию. 80-е годы сделали святыню кабинетом военного дела при техникуме.

Собор Спаса Всемилостивого использовался как склад, потому что его помещение было самым большим из всех упомянутых выше церквей на территории обители.

Игуменский корпус был переоборудован в классы для студентов техникума, а также служил библиотекой для него же. Он назывался Чеховский механико-технологический техникум. Братские корпуса стали студенческими общежитиями, а монастырская гостиница превратилась в больницу.

Новое время

В 1992 году православной общине поселка «Новый быт» был передан в пользование Собор Всемилостивого Спаса. Приведя его в относительный порядок, люди стали собираться там для совершения совместных богослужений. Это и стало началом трудного пути возрождения обители.

В 1995 году Священный Синод постановил, что необходимо возродить монашескую жизнь в Давидовой пустыни. Настоятелем ее был назначен иеромонах Герман. Вместе с двумя молодыми послушниками он взялся за дело. Все готовилось к тому, чтобы хотя бы в одном храме можно было проводить богослужения.

И милостью Царицы Небесной в первую субботу Великого поста была совершенная первая Божественная литургия. Спустя 60 лет после закрытия и развала монастыря. А 1 июня 1995 года иеромонах Герман был возведен в сан игумена обители.

Жизнь сегодня

Сегодня идут своим чередом службы, приезжают благочестивые паломники, несут послушания насельники. Управляет монастырем настоятель Сергий. Став настоятелем в 2011 году, он уже успел проделать обширную работу.

Например, подготовить вверенную обитель к празднеству 500-летия со дня основания. Праздник отмечался в 2015 году, была проделана грандиозная работа по подготовке к нему.

Кроме этого обширного праздника 2015 год запомнился тем, что монастырь праздновал 20-летие со дня возрождения в нем монашества. Расписание в Давидовой пустыни служб представим ниже.

Богослужения

Расписание монастыря Давидова пустынь таково:

  • В будние дни и субботы утренние богослужения совершаются в 7:45.
  • В воскресные дни совершается молебен в 8 часов утра. Богослужение начинается в 8:45.
  • Вечерние службы начинаются в 16:45 как в будни, так и в воскресные дни.

Паломникам

Расписание служб Давидовой пустыни приведено выше. На богослужения нужно приходить заранее, не опаздывая. Чтобы без суеты поставить свечи, приложиться к мощам и иконам. Женщинам надлежит заходить на территорию монастыря в юбках и платках. Мужчинам — в брюках.

Стоит помнить, что службы в Давидовой пустыни длительные, по монастырскому уставу. Поэтому желательно подумать об удобной обуви.

Трудникам

Для тех, кто хочет потрудиться во славу Христа, рекомендуется посетить дивную обитель в качестве трудника. Трудник — это тот, кто несет послушание (работает) в монастыре без оплаты. Послушания могут быть различными, их не просят и не выбирают. Они распределяются настоятелем или благочинным обители.

Вознесенская Давидова пустынь принимает лиц мужского пола в возрасте от 18 лет. По предварительной договоренности с монастырским начальством, ввиду того что количество мест в монастыре ограниченное. Чтобы не вышло так, что человек приехал потрудиться, а ему отказали из-за переполнения монастыря.

Людям с алкогольной зависимостью, наркотической, тем, кто является иноверцем или атеистом, запрещено приезжать в обитель в качестве трудника.

Заключение

Давидова пустынь (Чеховский район) — это одна из жемчужин Подмосковья. Желающим прикоснуться к чуду в современной жизни, подышать воздухом духовной старины или потрудиться ради Господа стоит нанести визит в эту обитель.

Источник: https://www.syl.ru/article/380086/voznesenskaya-davidova-pustyin-v-podmoskove-istoriya-opisanie-svyatyini-i-istochniki-sovetyi-dlya-posetiteley

Мужской монастырь Свято-Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе

Русская земля богата святыми местами. Одно расположилось в Чеховском районе Московской области в посёлке Новый быт. Называется оно Свято-Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь, основанный в начале XVI века.

Мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь, Чеховский район

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Давид Серпуховский

Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель — преподобный Пафнутий — видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.

Другие монастыри Подмосковья:

Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий — великий православный святой.

В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.

Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца

Основание монастыря

В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма — церкви Вознесения Господня и святителя Николая — и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.

Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.

Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.

Пустынь в царское время

Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного.

В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность.

В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.

Колокольня. Вознесенская Давидова пустынь

В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:

  • часовня у Арбатских ворот (с 1689 года);
  • владения на Ордынской улице (с 1664 года);
  • часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).

В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.

Советское время

После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти.

В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи.

Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.

Возрождение обители в новое время

В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.

Интерьер собора во имя Всемилостивого Спаса в Давидовой пустыне

Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.

В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

В центре Свято-Вознесенской Давидовой пустыни расположены следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Спасский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Церковь Всех Святых.

Кроме культовых строений, на территории пустыни расположены братские корпуса и воскресная школа. Выделяется насыщенным жёлтым окрасом здание корпуса настоятеля. На кладбище захоронены монахи, представители дворянских родов, люди, участвовавшие в восстановление обители.

Святыни и реликвии

Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди.

В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых.

В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.

Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни

В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.

В обители собраны более 200 частиц святых мощей.

Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Престольные праздники

Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:

  • 2 и 31 октября, 23 мая — дни памяти преподобного Давида;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память Николая Мир Ликийского;
  • 10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 14 августа — праздник Спаса Всемилостивого;
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы;
  • первое воскресенье после Святой Троицы — День Всех Святых.

Как доехать до обители

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте.

Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей.

Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Рекомендации для посетителей

Не следует забывать, что визит в святое место не является увеселительной прогулкой. Одеваться в такую поездку необходимо скромно и в соответствии с требованиями обители.

Обязательно нужно взять с собой фототехнику. Съёмка на монастырской территории разрешена только с разрешения настоятеля. Но снять хорошие кадры можно и из-за ограды.

Чтобы сформировать впечатление о масштабах работ по восстановлению, проведённых в обители в девяностые годы, обязательно задержитесь около фотографий монастыря до начала реконструкции.

Совет! Читая перед поездкой отзывы других туристов и осматривая монастырский некрополь, помните «не судите, да не судимы будете».

Вознесенская Давидова пустынь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/muzhskoj-monastyr-svyato-voznesenskaya-davidova-pustyn-v-chehovskom-rajone.html

Мужской монастырь Свято-Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе

Как утверждают историки, преподобный Давид принадлежал к княжескому роду Вяземских. Настоящее его имя – Даниил. В двадцатилетнем возрасте он решил уйти в Пафнутиево-Боровской монастырь, где и прожил более двадцати лет.

В 1515 году Давид основал обитель, ныне известную как Вознесенская Давидова пустынь.

Во времена царствования Ивана Грозного началось возведение большого каменного храма Вознесения Господня. Но ему не суждено было быть достроенным. Этому есть объективные причины. Вначале монастырь и его территория подверглась нападению литовцев и черкесов, которые сожгли и уничтожили многие ценности, разрушили уже существовавшие постройки и разграбили все припасы.

В это же время Давидова пустынь получила еще одну часовню, которая находилась у Калужской заставы. В конце XVIII века в обители построили жилье для значительно увеличившейся братии. К началу XX века там проживало около ста монахов. Среди них был и Алексий, который в свое время предсказал окончание Севастопольской войны.

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте.

Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей.

Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Начало XIX века отметилось заметным улучшением состояния обители. Находящаяся в ужасном состоянии церковь святителя Николая была полностью разобрана и отстроена вновь. Появилось множество новых небольших хозяйственных построек.

В храме Вознесения Господня полностью обновился иконостас. К середине века был перестроен Знаменский храм, а также отреставрирована старая колокольня. Для нее отлили колокол, вес которого превышал 205 пудов.

Конец XIX века был ознаменован открытием мужской приходской школы. К началу 1900 года относят строительство собора Всемилостивого Спаса.

Чтобы побывать в этом святом месте, можно воспользоваться личным автомобилем или общественным транспортом.

Множество паломников мечтают приехать в эти места и своими глазами увидеть, что собой представляет Давидова пустынь (монастырь). Как доехать сюда, мы вам подскажем.

Для этого надо сесть в электричку, идущую с Курского вокзала и проехать до станции Чехов. Затем необходимо сесть в автобус № 36 и доехать до поселка Новый Быт.

Этот путь можно преодолеть и на междугороднем автобусе, который следует по маршруту «Москва–Нерастанное». Кроме того, до поселка можно добраться со станции метро «Южная».

Если вы соберетесь в путь на автомобиле, то вам надо будет ехать по Симферопольскому шоссе, до его пересечения с А-108, повернуть налево (на Каширу), затем следовать по указателям.

Если вы собрались посетить Давидову пустынь, то вам необходимо знать, что вы должны быть одеты соответствующим образом: голова женщины должна быть покрыта платком. Мужчин в «пляжном виде» в монастырь не пустят.

В настоящее время

В 1992 году жителями посёлка Новый Быт была образована православная община, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая Литургия.

1 июня 1995 года Священный Синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Вячеслав Николаевич Хапугин) был возведён в сан игумена.

24 мая 1997 года были обретены мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии).

26 июля 2005 года архимандрит Герман (Хапугин) был убит в своей келье.

Давидова пустынь

В 1992 году жители посёлка Новый Быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса.

В 1995 году, в первую субботу Великого поста, была совершена первая литургия. 1 июня 1995 года Священный синод принял решение об образовании монашеской общины; ранее назначенный настоятель иеромонахГерман (Хапугин) был возведён в сан игумена. 24 мая 1997 года были обретенымощи преподобного Давида (местночтимый святой Московской епархии).

26 июля 2005 года архимандрит Герман (Хапугин) был убит в своей келье[3][4].

Монастырь в советские годы

Как и десятки обителей Московской области, монастырь Вознесенская Давидова пустынь был закрыт в 1929 году. Здесь функционировал сельскохозяйственный техникум, а в помещениях, где раньше жили монахи, организовали общежития для студентов.

Древние храмы новая власть превратила в гаражи и склады. Никольский храм стал местом сборов атеистических обществ. Здесь стали устраивать антирелигиозные диспуты и проводить дискотеки.

Успенский собор превратился в спортивный зал. На колокольню водрузили красное знамя. Святые могилы были раскопаны, а надгробные плиты использовали в качестве фундамента для нового общежития. Ограда монастыря была уничтожена полностью, как и купола на храмах.

Свято-Вознесенский монастырь: новейшая история

Давидова пустынь пребывала в полнейшем запустении до 1992 года. В это время стали собирать средства для восстановления святого места. У монастыря в 1995 году появился настоятель. Это место занял иеромонах Герман. До этого он служил настоятелем Покровского храма.

В первую очередь он начал подготовку соборов к полному дневному кругу богослужений, так как в те времена литургия не совершалась. С двумя послушниками настоятель начал подготавливать один храм.

В 1995 году в монастыре была проведена первая литургия. Вскоре произошло долгожданное событие – 1 июня того же года было озвучено решение Священного Синода о том, что в пустыни возобновляется монашеская жизнь, а Герман получил сан игумена, и ему вручили игуменский жезл.

ПОДРОБНОСТИ:   Атинський психоневрологчний нтернат

В 1996 году супруги Истомины подарили монастырю звонницу из семи колоколов. Она была освящена владыкой Ювеналием.

Зимой 1997 года в пустыни начались восстановительные работы. В 1998 году обители был пожертвован колокол, который весит тонну. Его установили 5 июня.

В 1999 году полностью восстановили купола соборов и церквей, была освящена Знаменская церковь. В 2003 году освятили Вознесенский собор. В нем полностью восстановлен иконостас.

В Знаменский храм перенесли мощи преподобного Давида, а затем начались восстановительные работы.

В это же время в монастыре собрали более двухсот фрагментов мощей Божьих угодников. В пустыни хранятся частицы Ризы Богородицы и гвоздя с Христова распятия. К концу 1999 года были восстановлены внутреннее убранство, купола соборов, пруд и ограда монастыря.

Обитель сегодня

При подъезде к поселку Новый Быт, за одним из поворотов, перед вами откроется великолепный вид. С этого места прекрасно просматривается Свято-Вознесенская Давидова пустынь – весь архитектурный ансамбль и его жилые корпуса.

Спустя 63 года запустения обитель ожила. Православной общине, организованной в поселке Новый Быт, был передан Собор Всемилостивого Спаса.

Монастырь Давидова пустынь восстанавливался непросто. Настоятель обители столкнулся с массой проблем, но от своей цели не отступил. В 1995 году отец Герман был зверски убит. По официальной версии, преступление было совершено ради наживы – был ограблен монастырский сейф.

Великолепное восстановление монастыря омрачают различные слухи, которые окутывают этот процесс. Священнослужителей обвиняют в том, что они принимали крупные пожертвования на восстановление обители от людей с сомнительной репутацией. Это Геннадий Недосека и Антон Малевский. Сегодня на кладбище монастыря можно видеть их могилы, которые отличаются от других захоронений своей роскошью.

Экскурсия по пустыни

Войти в обитель можно через Святые ворота. Над входом высится надвратная колокольня. Ее высота более 70 м.

Вашему взору предстанет необыкновенно ухоженная, чистая территория. Здесь же находится маленький, но очень живописный прудик. На его зеркальной поверхности отражаются сверкающие церковные купола.

Это место очень отличается от других обителей. Посмотрите на фото.

Вознесенская Давидова пустынь застроена зданиями, которые окрашены в теплые, но в то же время насыщенные цвета (оранжевый, желтый, розовый).

Основные строения пустыни:

  • Успенская надвратная церковь.
  • Знаменская церковь.
  • Всехсвятский трапезный храм.
  • Собор Всемилостивого Спаса.
  • Знаменская церковь.
  • Храм Николая Чудотворца.
  • Вознесенский пятиглавый храм.

Стены Знаменской церкви окрашены оранжевым цветом, Никольской – желтым. Вознесенский собор покоряет своей белизной, Успенская церковь привлекает нежным розово-бежевым оттенком.

Они построены в разное время, но удивительным образом очень гармонично сочетаются между собой. Кроме того, на территории пустыни есть монастырское кладбище. Здесь захоронены не только монахи. К примеру, покоится на погосте Д. С. Дохтуров – герой русско-французской войны (1812 г.).

ПОДРОБНОСТИ:   Достопримечательности Гааги: фото с описанием, что посмотреть

Сегодня в монастыре насчитывается 12 насельников. Настоятель его – игумен Сергий (Куксов). Каждый день в обители проводится литургия.

Знаменская церковь

В этом храме до Октябрьской революции находился гроб с мощами Моисея Угрина. Его привез в монастырь митрополит Московский – Платон. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Главной достопримечательностью церкви является древняя икона Пресвятой Богородицы. С ней в пустынь пришел преподобный Давид, здесь же он нашел свое упокоение.

Кроме чудотворной иконы здесь хранится множество святынь. Слева от алтаря находится резная рака с мощами Давида. Как утверждают обитатели пустыни, после кончины преподобного он стал приходить во снах к людям, исцелять их.

Слева от входа хранится головка младенца из Вифлиема (один из 14 тысяч, убитых по Указу царя Ирода), частицы мощей Сергия Радонежского.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 апреля 2019 в 05:37.

Святой источник

Неподалеку от святого монастыря, в небольшом селе Талеж, находится его подворье. Это место прославил уникальный источник. Давидова пустынь, по словам верующих, является поистине уникальным местом. Упомянутый родник освящен во имя преподобного Давида. На протяжении сотен лет он утолял жажду паломников.

Со всех уголков земли Русской сюда шли православные, дабы испить живительной влаги. Она освящалась молитвами Давида, ходившего на этот источник пешком из пустыни. На подворье стоит храм преподобного, имеются купальни. Все, кто побывал в этом месте, уходят отсюда умиротворенными, с частицей Божьей благодати в душе.

Отзывы гостей монастыря

Восстановленная и реставрированная Свято-Вознесенская Давидова пустынь никого из, посетивших ее не оставляет равнодушным.

Большинство гостей обители в восторге от того, как бережно и трепетно в пустыни относятся к древним церковным реликвиям, как почитают монастырский Устав.

Многие подчеркивают доброжелательность священнослужителей, которые с любовью говорят о монастыре и его истории.

Однако существуют и негативные отзывы. Как правило, они связаны с использованием при восстановлении обители «неправедных» денег и о захоронении на её территории людей, которые в свое время имели проблемы с законом. Необходимо сказать, что участие в восстановлении пустыни (помимо указанных лиц) принимали и обычные прихожане, паломники, жители близлежащих населенных пунктов.

Как бы то ни было, Давидова пустынь (отзывы посетителей подтверждают эти слова) – уникальный памятник истории, архитектуры нашей страны. Поэтому мы рекомендуем вам обязательно посетить сей монастырь.

Источник: https://aeroflot-trip.ru/davidova-pustyn-monastyr-ofitsialnyy-sayt/

Ссылка на основную публикацию