Граница между европой и азией. где проходит на контурной карте мира, россии, по горам урала

По Челябинской области проходит условная граница между частями света Европой и Азией — водораздел по хребтам Уральских гор и реке Урал. Еще в  1736 году, путешествуя по Уралу,  В.Н.Татищев писал: «…за наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы полагаю».

Протяженность границы «Европа-Азия» по России составляет 5524 км (из них по уральскому хребту 2000 км, а по реке Урал 2534 км). Этому историческому, природному и географическому явлению посвящен ряд памятных знаков.

К знакам «Европа-Азия» ездят фотографироваться свадебные кортежи, а экскурсоводы и туристы включают их в свои маршруты.

Предлагаю вам путешествие по знакам, где проходит планетарная граница «Европа-Азия» от самого северного города области — Снежинска на  юг — до села Кизильское.

Ближайший к Снежинску знак границы частей света находится близ села Большие Егусты. Проехать к нему можно по дороге Кыштым-Слюдорудник-Б.Егусты. Каменная стела с мелаллическим указателем «Европа-Азия» установлена на перевале прямо над родником, ручей из которого течет в Азию. 


Далее через города Карабаш и Миасс едем на федеральную трассу Челябинск-Уфа. Там, где Уральский  хребет пересекает автодорога, в 8 км к югу от Златоуста, в 1987 году на высоком каменном основании установлена стела из нержавеющей стали, обозначающая границу Европы и Азии. Автор макета — архитектор С. Побегуц.

Если, не проезжая через весь Миасс, повернуть на дорогу, ведущую к Златоусту вдоль берега  озера Тургояк, то на самой высокой точке перевала через Уральский хребет, рядом с железнодорожной станцией Уржумка, (в 6 км от Златоуста, 1962 км Транссибирской магистрали) можно посетить гранитный обелиск «Европа-Азия», который был сложен строителями железной дороги еще в 1892 году! Инициатором установки этого знака и автором проекта стал инженер и писатель Н.Г.Гарин-Михайловский.  Знак увековечил завершение строительства этого участка Транссиба.


Из Златоуста через райцентр Уйское направляемся к Верхнеуральску. Для обозначения границы «Европа-Азия» там установлена стела и указатель историко-краеведческого комплекса в виде камня с мраморной плитой. Это- место образования Верхнеяицкой крепости. Плита информирует, что река Урал, до 1775 года Яик – планетарная граница. Правый берег Урала – Европа, а левый – Азия.

От Верхнеуральска недалеко до второго по величине города области – Магнитогорска. Основная жилая застройка в настоящее время находится на правом берегу реки, а Магнитогорский металлургический комбинат — на левом.

Ежедневно тысячи горожан едут на работу из Европы в Азию, а вечером возвращаются обратно в Европу. На Центральном мосту Магнитогорска — 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией.

При въезде на мост стоят два куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». В центре моста —  дорожный знак «Европа-Азия».

От Магнитогорска до села Кизильское около 90 км. Здесь монументов пока никто не воздвиг, лишь дорожные знаки на мосту через реку Урал указывают на границу между Европой и Азией.

Весь путь по границе Европа-Азия в Челябинской области составит около 500 км.

Источник: https://www.isilgan.ru/2013/06/blog-post_267.html?m=1

Граница Европы и Азии

На всем протяжении Уральских гор, растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света — Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока  Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор.

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль  в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия»  г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в Сибирь, здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

  • В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.
  • На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».
  • Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.
  • Однако, в 1926 году, спохватившись,  все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.
  • В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.
  • Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего Средний Урал, а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого Екатеринбурга. Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар.  Его установили в  труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

  1. На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

  • Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через реку Урал.

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

  1. Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.
  2. Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:
  3. Увлекательных вам экскурсий и путешествий!

Источник: https://territorus.ru/ural/granitsa-evropa-i-azii.html

Обелиски на границе Европы и Азии

Вопрос определения границы между Европой и Азией восходит к древности. Да и сам факт выделения Европы обусловлен прежде всего историей.

 Еще финикияне за много веков до нашей эры выделяли на Земле три части света: Европу, Азию и Ливию (единственную известную в то время часть Африки).

В средние века эти три части света стали называть «Старым Светом», а открытые в XVI-XVII веках Америку и Австралию – «Новым Светом».

В древности не знали, что Европа и Азия составляют один материк, не имея сплошных морских границ. По предложению Э. Зюсса в 1883 году этот единый материк назван Евразией.

 Представления о границе Европы и Азии с течением времени значительно менялись. Древние греки проводили ее по Черному морю. Позже римляне «сместили» границу на Танаис (река Дон) и Меотид (Азовское море).

В средневековье арабские ученые сдвинули ее еще восточнее – к рекам Итиль (Волга) и Кама.

В XVII русские стали проводить границу по Уралу – Камню, как его тогда называли. Самым ранним письменным источником с указанием такой границы считается Есиповская летопись 1636 года:

«Между государствами Российского и Сибирские земли облежит Камень превысочайший зело… яко стена граду утверждена… Из сего же Камени реки многие изтекоша, ови поидоша к Российскому царству, ови же в Сибирскую землю».

Открытие обелиска Европа — Азия близ Кедровки

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией. Позднее в 1736 году В.Н. Татищев утверждал, что именно он подсказал Страленбергу эту мысль.

Василий Татищев первым стал называть горы «Уральскими», или просто «Уралом». Татищев пришел к выводу о пограничном положении Уральских гор между Европой и Азией. Почитать об этом можно в его труде «Общее географическое описание всея Сибири».

«Ис сих гор как на восток в Сибирь, так и на запад в Еуропу происходит великое множество рек малых и великих… Сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют… На западной стороне хребта находятся дубы и арешник, а в Сибири оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу междо Азией и Еуропою».

Позже Татищев провел границу не только по Уральским горам, но и далее, до Кавказа. Его идею не сразу приняла научная общественность.

В наши дни границу Европы и Азии обычно проводят по водоразделу Уральского хребта. Хотя некоторые ученые предлагали проводить границу не по водоразделу, а вдоль подошвы восточного склона Уральских гор (т.е. относя Урал к Европе).

Общая протяженность границы определяют в 5524 км, из которых 2000 км – по Уральским горам. Местами провести границу Европы и Азии очень непросто. Одна из самых спорных территорий находится в окрестностях Екатеринбурга – в самой низкогорной части Среднего Урала. Еще более сложная ситуация на юго-восточном участке границы.

На условной границе установлено в общей сложности более сотни памятников, многие из которых выполнены обычными энтузиастами. Не все из них соответствуют реальной границе.

Памятник на границе Европы и Азии на Транссибирской магистрали

Участники первой автомобильной гонки Пекин — Париж около столба Европа — Азия, 1907 г.

Самым первым памятником на границе Европы и Азии стал обелиск на горе Березовой на бывшем Сибирском тракте (в окрестностях Первоуральска).

 Первый пограничный знак здесь появился весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича (будущего Александра II).

Он представлял собой четырехгранную деревянную пирамидку с надписями «Европа» и «Азия». Цесаревич сделал здесь остановку. Его наставник, поэт В.А. Жуковский записал в дневнике:

«26 мая в 4 часа дня поезд из восьми шестиконных экипажей и трех троек подъехал к рубежу Европы и Азии, отмеченному символическим столбом. Из дорожных погребцов были извлечены походные фляги. Переход границы континентов отметили бокалом вина и поехали, теперь уже под уклон, в Азию. Впереди ждал Екатеринбург…»

Памятник на горе Березовой. Фото Д.И. Менделеева, 1899 г.

В 1846 году обелиск заменили на мраморный с позолоченным двуглавым орлом наверху, созданный по проекту архитектора Карла Турского. На памятнике была надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Мимо этого обелиска проезжали многие известные люди. Здесь же проходил путь каторжников, отправляемых в Сибирь. В конце июля 1859 года, возвращаясь из сибирской каторги, здесь совершил остановку писатель Ф.М. Достоевский: 

«В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели наконец на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб, с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел наконец господь увидать обетованную землю».

После революции 1917 года обелиск разрушили, а в 1926 году поставили новый памятник.

Ниже предлагаю посмотреть обелиски Европа-Азия, которые мне удалось сфотографировать во время поездок в рамках проекта «Ураловед». По мере совершения новых путешествий фотообзор будет дополняться. Порядок идет с севера на юг.

Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от посёлка Промысла (Пермский край). Построен по проекту Алексея Залазаева в 2003 году. Это один из самых больших и внушительных обелисков, его высота — 16 м. Надпись «Европа» соседствует с фигурой грифона, а надпись «Азия» — с фигурой льва. К сожалению, памятник постоянно обезображивают люди с нулевым уровнем культуры. 

Кедровка

Установлен в далеком 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Урала. Представляет собой чугунную часовню. Расположен около дороги Верхняя Баранча – Кедровка (Свердловская область). На мой взгляд, это самый интересный обелиск на границе Европы и Азии. С этим местом связана трагическая история, почитать о которой можно в отдельной статье.

Перевал Большой Урал

Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту недалеко от поселка Синегорский (можно посмотреть по пути к Синим горам). Установлена в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский. Автор проекта А.А. Шмидт. Основу сооружения составляет стела из листовой стали высотой 9 метров. Сверху ее венчают серп и молот.

Уралец

Установлен на перевале на дороге Нижний Тагил – Усть-Утка близ поселка Уралец (Свердловская область). Перед обелиском находится поворот к горнолыжке «Гора Белая». Появился в 1961 году в честь полета в космос Юрия Гагарина.

Квадратную колонну высотой 6 метров венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара по стальным «орбитам» «вращались» спутники и корабль «Восток». Автор проекта — В.П. Красавченко.

Обелиск возводился рабочими механического завода поселка Уралец.

Весёлые горы

На Весёлых горах (Свердловская область) встречается несколько простых деревянных знаков, символизирующих границу Европы и Азии. Установлены Андреем Пичугиным.

Гора Медвежка

Обелиск на вершине горы Медвежка в окрестностях города Новоуральск (Свердловская область) установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс». Представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия. Посетить этот памятник стоит по пути на Висячий камень.

Гора Березовая

Этот обелиск открыт в 2008 году близ Первоуральска (Свердловская область). На этом месте в 1837 году был установлен самый первый знак «Европа — Азия». Современный памятник впечатляет своими масштабами.

В основе монумента – высокий 30-метровый столб, который венчает двуглавый орел. Дорогу по границе Европы и Азии пересекает пешеходный переход. Популярное место среди молодоженов Первоуральска.

Территория вокруг облагорожена, есть беседки, скамейки, «дерево желаний».

Неподалеку, на северном склоне горы Березовой, у проходящей тут железной дороги на станции Вершина стоит еще один обелиск. Его соорудили во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году.

Первоуральск

Установлен близ дороги, которая ведет от Пермского тракта в город Первоуральск. Этот обелиск ранее находился на горе Березовой на месте вышеописанного, перемещен в 2008 году. Рядом имеется небольшой родник.

Екатеринбург, 17-й км Ново-Московского тракта

Открыт в августе 2004 года. Создан по проекту архитектора Константина Грюнберга. Представляет собой широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой.

По краям монумента заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева. Здесь останавливаются туристические группы, приезжают молодожены.

Место установки обелиска в свое время вызывало споры, поскольку водораздел проходит западнее.

Ревда – Дегтярск

Находится на перевале дороги Ревда – Дегтярск (в стороне от главного водораздела). Высота — 7 м. В прошлом был увенчан стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м. Установлен в 1984 году – к 250-летию Ревды. Изготовлен дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меньшатова и архитектора З.А. Пуляевской. В настоящее время заброшен и находится в удручающем состоянии.

Гора Каменная

Обелиск в виде фигуры филина из металла установлен учащимися школы №21 города Ревды на горе Каменной Ревдинско-Уфалейского хребта (Свердловская область) в 1980-е годы.

Курганово

Этот обелиск стоит справа от Полевской трассы перед селом Курганово (Свердловская область). Выполнен по проекту молодого художника Северского трубного завода С.П. Юшкова.

Открыт в июне 1986 года по решению Полевского горисполкома.

На памятнике две надписи: одна сообщает, что здесь проходит самая восточная граница Европы на Среднем Урале, а другая – что знак установлен в год 250-летия с даты научного обоснования границы между Европой и Азией В.Н. Татищевым.

Станция Мраморская

Знак установлен на станции Мраморская (Свердловская область) напротив платформы. Представляет собой столб высотой около 3 метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка соболя.

Село Мраморское

Находится на въезде в село со стороны Косого Брода перед железнодорожным переездом слева от дороги. Установлен В.Г. Чесноковым и В.П. Вилисовым 20 октября 2005 года, выполнен из мраморных глыб.

Большие Егусты

Расположен на обочине дороги Слюдорудник – Большие Егусты (Челябинская область). Бетонная стела в виде острой трехгранной пирамиды с табличками-указателями «Европа» и «Азия» установлена прямо над родником. Его можно посмотреть по пути к скале Чертов Зуб.

Станция Уржумка

Этот обелиск примечателен тем, что стоит на Транссибе. Установлен вблизи станции Уржумка (Челябинская область) в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта – инженер и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский.

Новобайрамгулово

Обелиски установлены около моста через реку Урал на дороге Учалы – Белорецк между поселком Уральск и деревней Новобайрамгулово (Республика Башкортостан).

Верхнеуральск

В 2006 году около реки Урал в городе Верхнеуральск (Челябинская область) на месте, где некогда располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. 

Магнитогорск

Установлен в 1979 году в городе Магнитогорск (Челябинская область) на правом берегу реки Урал при въезде на Центральный мост. Сооружен в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н. Богуна.

Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». На самом мосту — 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией.

В центре моста — дорожный знак «Европа-Азия».

Кизильское

Дорожный знак на мосту через реку Урал в селе Кизильское (Челябинская область).

Оренбург. Пешеходный мост

  • Колонна с буквами «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через реку Урал в городе Оренбурге.
  • Использованная литература:

Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. – Екатеринбург, 2001. ВикипедияСписок обелисков «Европа – Азия»

  1. Павел Распопов
  2. UraloVed.ru
  3.  
  4. Урал из космоса. 57 самых интересных, необычных и завораживающих снимков со спутника
  5. Урал из космоса: археологические памятники
  6. Памятник «Европа-Азия» близ д. Кедровка и Верхней Баранчи

Обелиски Европа — Азия на карте: 

Пожертвовать 100 рублей «Ураловеду»

Источник: https://UraloVed.ru/obzori/obeliski-na-granitse-evropy-i-azii

Граница между Азией и Европой: где проходит, интересные факты :

Материк Евразия делят на две части света: Европу и Азию. Об этом знают все еще со школьной скамьи. Но вот показать границу между Европой и Азией на карте смогут далеко не все. Да и сами исследователи, по правде говоря, до сих пор не могут прийти к единому мнению касательно этого вопроса.

В этой статье мы попробуем разобраться, где граница между Европой и Азией проводится сегодня и как менялись представления о ее местоположении с течением времени.

Европа и Азия, Запад и Восток

В географии поверхность Земли принято делить на континенты (или материки) и так называемые части света. И если в основе выделения материков лежат объективные географические факторы, то в случае с выделением частей света главенствующими выступают, скорее, историко-культурные критерии.

Так, континент Евразия условно разделен на две части – Азию и Европу. Первая существенно больше по площади, вторая – заметно богаче в материальном плане.

Европу и Азию уже довольно длительное время противопоставляют друг другу как два абсолютно разных мира.

Европа (Запад) представляется нам как символ чего-то правильного, прогрессивного, благополучного, а Азия (Восток) – как образ чего-то отсталого, едва ли не варварского. Но все это – не более чем стереотипы.

Европа – Азия: основные отличия

«Восток есть Восток, Запад есть Запад», – так в свое время говорил великий и мудрый писатель Джозеф Редьярд Киплинг. «…И вместе им не сойтись!». Во многом он, конечно же, был прав.

Различия между двумя глобальными регионами прослеживаются в культуре, религии и философии, они заметны и на индивидуальном, и на социальном уровне. Восточный уклад жизни и труда изначально был более скрупулезным и монотонным. Достаточно вспомнить, как долго китайцы могут вырисовывать всего несколько иероглифов.

В восточных странах принято молиться сидя, в позе «лотоса». А вот в западном мире христиане молятся преимущественно стоя… Различий очень много!

Интересно отметить, что в последнее время в Европе становятся невероятно модными идеи и культурные веяния с Востока, с Азии. Так, набирают популярность занятия йогой и восточными единоборствами.

Католические священники и монахи стали использовать четки в своих молитвенных обрядах.

Многие жители благополучных европейских стран все чаще покупают туры в Индию, Китай и Непал, дабы проникнуться духом восточных культур и народов.

Европа и Азия: общая информация о частях света

По размеру Азия в четыре раза больше, чем Европа. И численность ее населения больше (около 60% всех жителей материка).

Европа обязана своим названием одноименной героине из мифов Древней Греции. Средневековым историком Исихием этот топоним трактовался как «страна закатов».

Любопытно, что древние греки Европой именовали лишь северные районы современной Греции.

Топоним «Азия» также происходит от имени персонажа древнегреческой мифологии – океаниды Асии, которая была дочерью двух древнейших божеств (Океана и Тефии).

В пределах современной Европы насчитывается 50 независимых государств, среди которых ряд богатейших и наиболее развитых стран мира (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие). В Азии насчитывается 49 независимых государств.

Три страны материка (Россия, Турция и Казахстан) расположены одновременно и в Европе, и в Азии. Еще четыре государства (Кипр, Армения, Грузия и Азербайджан) можно относить и к первой, и ко второй части света, в зависимости от того, где проходит граница между Европой и Азией. Где же проводят эту границу сегодня? Давайте будем разбираться.

Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Какую горную вершину справедливо называть самой высокой точкой Европы – Эльбрус или Монблан? Можно ли считать Азовское море европейским? В каком чемпионате должна выступать сборная Грузии по футболу? Ответы на все эти вопросы могут быть совершенно разными. И все будет зависеть от того, какая граница между Европой и Азией берется во внимание. А вариантов скопилось немало (на карте ниже они показаны разными линиями).

На самом деле граница между Азией и Европой не может быть проведена по поверхности Земли точно и окончательно. Проблема в том, что не существует однозначных критериев ее определения. В разные времена исследователи отталкивались от разных факторов в процессе выделения европейско-азиатской границы:

  • административных;
  • орографических;
  • ландшафтных;
  • демографических;
  • гидрологических и прочих.

Небольшой экскурс в историю проблемы

Еще древние греки пытались определить, где же кончаются привычные для них части света. И условная граница между Европой и Азией в те времена проходила аккурат по акватории Черного моря. А вот римляне сместили ее к Азовскому морю и реке Дон. По этим гидрологическим объектам она проходила вплоть до XVIII века.

Кстати, река Дон как граница между Азией и Европой фигурировала и во многих трудах русских ученых, в частности, в книге «О слоях земных» М. В. Ломоносова.

В 1730-х годах европейские географы занялись проблемой определения границы «Европа – Азия» и ее обоснования с научной точки зрения. В частности, этим вопросом всерьез занимался шведский ученый Ф. И. фон Страленберг и русский исследователь В. Н. Татищев. Последний проводил европейско-азиатскую границу по реке Урал и одноименному горному хребту.

Где проходит граница между Европой и Азией сегодня?

На сегодняшний день географы планеты, к счастью, пришли к более-менее единому мнению по этому вопросу. Итак, по каким же объектам проходит граница между Азией и Европой? Перечислим их с севера на юг:

  • восточное подножие Уральских гор и хребта Мугоджар;
  • река Эмба;
  • северо-западное побережье Каспия;
  • устье реки Кумы;
  • Кумо-Манычская впадина;
  • низовья Дона;
  • юго-восточные берега Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • проливы Босфор и Дарданеллы;
  • Эгейское море.

Именно такое определение границы сегодня используется ООН и Международным географическим союзом. Оно же представлено и в большей части современных картографических атласов.

Согласно этому делению, Азербайджан и Грузию следует считать азиатскими странами, а Стамбул является крупнейшим трансконтинентальным городом (так как он расположен на обоих берегах Босфора). Также получается, что Керченский полуостров Крыма находится в Европе, а соседний с ним Таманский полуостров вместе с косой Тузлой – уже в Азии.

Обелиски и памятники на границе Европы и Азии

Пограничная линия «Европа – Азия» отмечена на поверхности Земли множеством памятников, обелисков и памятных знаков. Всего их не менее пятидесяти! Большая часть из них установлена на территории России.

Самый северный в мире знак «Европа – Азия» находится у пролива Югорский Шар. Это небольшой столб с якорем и информационной табличкой. Географические координаты этого знака: 69° 48’ северной широты и 60° 43’ восточной долготы.

Старейший такой знак расположен в пределах Северного Урала, близ поселка Кедровка. Он представлен небольшой часовней, построенной еще в 1868 году. А вот на горе Березовая в Первоуральске находится, пожалуй, самый величественный и монументальный знак «Европа – Азия». Это 25-метровый гранитный обелиск, который был установлен здесь в 2008 году.

Довольно странно, что в районе Босфорского моста в Стамбуле (казалось бы, на самом знаковом отрезке европейско-азиатской границы) установлена всего лишь крохотная желтая табличка со скромной двусторонней надписью Welcome to Europe/Asia.

В заключение

Граница между Азией и Европой весьма условна и далеко не объективна. Согласно современному определению географов, она соединяет Карское и Средиземное моря, проходя по восточному подножью Уральских гор, северо-западным берегам Каспия, Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу и проливу Босфор.

Источник: https://www.syl.ru/article/309507/granitsa-mejdu-aziey-i-evropoy-gde-prohodit-interesnyie-faktyi

Граница Европа-Азия

По Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор.

Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры.

Особенно спорная территория – близ Екатеринбурга, где Уральские горы наиболее низкие, и южнее Златоуста, где Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько хребтов, постепенно вовсе переходящих в степь.

Интересно, что границу Европы и Азии в прошлом проводили намного западнее Урала – по Керченскому проливу и реке Дон (с древности и вплоть до XVIII века). Проведению границы по Уралу мы обязаны В.Н.

Татищеву, который впервые выказал эту мысль еще в 1720 году. В своих трудах он объяснил проведение в прошлом границы по Дону отсутствием в то время информации об Уральских горах.

Татищев подробно обосновал правильность границы между Европой и Азией по Уральскому хребту.

В пользу своего заключения Татищев указывал на то, что Уральский хребет является водоразделом, а текущие с него на запад и восток реки отличаются наличием разных пород рыб. Также серьезно отличается растительность западного и восточного склона Урала. Впрочем, с проведением границы по Уралу согласились не все и не сразу…

На Урале установлены десятки пограничных памятников на границе Европы и Азии, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе. Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар.

Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Самый восточный обелиск расположен на Полевском шоссе в деревне Курганово.

Он был установлен в 1986 году.

Также можно отметить, что самый «космический» памятник «Европа-Азия» стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец. Он был открыт в 1961 году и, соответственно, посвящен полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров. Его венчает изображение земного шара.

Один из самых красивых и больших обелисков (наряду с открытым в 2008 году близ Первоуральска) находится на трассе между городами Качканар – Чусовой. Он появился в 2003 году, его высота 16 метров. Здесь же на асфальте начерчена линия, символизирующая границу частей света.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Самым первым памятником на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой.

Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте.

 Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

То, что именно здесь высшая точка Сибирского тракта было установлено в 1829 году экспедицией немецкого ученого Александра Гумбольта, которого сопровождали профессора Густав Розе и Христиан Эренберг. «Березовая гора составляет гребень Уральских гор, который здесь образует также водораздел», — писал позже Густав Розе.

Первоначально установленный здесь памятник представлял собой острую четырехгранную деревянную пирамиду с надписями «Европа» и «Азия». Будущий император-освободитель Александр II, путешествовавший в сопровождении статского советника, поэта В.А. Жуковского и свиты, осмотрел этот обелиск в мае 1837 года.

В 1846 году памятник заменили на более основательный каменный, созданный по проекту архитектора Уральских заводов Карла Турского. Он был выполнен из мрамора, стоял на каменном постаменте. На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На памятнике была надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году». Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа.

После революции памятник разрушили как напоминание о царской власти. Но позже, в 1926 году, все же поставили новый памятник. Не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла. В середине XX века вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду. В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Это место имеет большую историческую ценность. Идущие в Сибирь каторжники прощались здесь с Россией, брали землю на память о родине. На той же горе Березовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел.

Есть обелиск «Европа-Азия» и на Новомосковском тракте (на 17 километре) в черте города Екатеринбурга. Он появился в августе 2004 года, выполнен по проекту архитектора Константина Грюнберга. Представляет собой широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой. Здесь заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева.

Сразу после появления проекта установки на этом месте памятника загорелись споры о правильности выбора точки. Дело в том, что водораздел проходит в стороне от этого памятника. Так или иначе, но сейчас на это место приезжает множество туристов. Гости Екатеринбурга стремятся сфотографироваться на границе Европы и Азии. Стало традицией приезжать сюда и молодоженам.

У властей города Екатеринбурга есть планы по строительству здесь прямо над трассой 180-метрового обелиска, напоминающего Эйфелеву башню, в виде стилизованных букв «Е» и «А».

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом.

Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово.

Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Источник: https://nashural.ru/article/travel/evropa-azia/

Где проходит граница Европы и Азии

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми, чтобы подчеркнуть исключительность этих мест.

Одни стоят точно на географической границе, другие — чуть в стороне, в «удобных» местах, некоторые «официальные», другие ставят энтузиасты, третьи сооружаются в честь какого-либо события — у каждого своя история. Традиция, которая возникла ещё в позапрошлом веке, продолжается до сих пор.

Новые отметки появляются почти каждый год, и не только на Урале: вариантов определения границы Европы и Азии до сих пор несколько, и прийти к какому-то единственно верному практически невозможно. Мы постарались собрать самый полный и подробный список указателей, знаков и обелисков «Европа-Азия». Получилось всего 64, но на деле их ещё больше.

Начнем с знаков возле Екатеринбурга и постепенно будем удаляться от города. Отметки разбиты по регионам: Свердловская область, Пермский край, Челябинская область, Башкирия, Оренбургская область, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий АО, Коми, Ставропольский край, Ростовская область, Казахстан и Турция.

На территории Свердловской области мы насчитали 34 обелиска Европа-Азия.

№1 Обелиск на горе Берёзовой Первый на Урале столб «Европа-Азия» появился весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Это была острая четырёхгранная деревянная пирамида с надписями «Европа» и «Азия». Горные чиновники старались ради наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал вместе с поэтом В. А. Жуковским по России, Уралу и Сибири и в тот год должен был проехать здесь.

Через 36 лет, в 1873 году, деревянный столб заменили на обелиск из мрамора с каменным постаментом. На вершине пирамиды красовался золочёный двуглавый орел. Реконструкцию приурочили к проезду через перевал другого представителя императорской фамилии — возвращавшегося из кругосветного путешествия великого князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. Сейчас в том месте, где он стоял, есть два новых обелиска. Первый был возведен в 1926 году — уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом (в нашем списке он под номером 3). В 2008 году на месте старого памятника открыт ещё один новый обелиск, опять с орлом. Он и стоит там по сей день. Это впечатляющая 25-метровая мраморная колонна в духе Александрийского столпа. Территория вокруг облагорожена, есть беседки и клумбы, скамейка влюблённых и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.

Как доехать:

Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Новомосковский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское.

Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия.

Координаты обелиска на горе Берёзовой: 56°52'13.0″N 60°02'52.0″E

№2 Обелиск на Ново-Московском тракте

Источник: https://ural-n.ru/p/obeliski-evropa-asia.html

Граница между Европой и Азией на карте России

Граница — и сразу представляется колючка, пограничники, собаки, таможня ну и прочие атрибуты разделения государств. Но есть в мире границы, которые четко обозначены на карте, а в реальности обозначены только рукотворными стелами или памятниками.

Европа и Азия- два мира, две сестры.По российской территории проходит большая часть границы между ними, протяженностью 5524 км, через степи, горы и моря, от северных морей до Кавказских гор.

История определения разделительной линии начинается еще с Древней Греции, с тех пор научные умы и ученые мужи провели немало исследований и пришли, наконец, к тому, что мы видим на современных картографических документах. Им, ученым, можно верить, ведь географы , картографы и геологи — не кабинетные ученые.

Думается, что каждый километр, доступный для человека был пройден неугомонными исследователями собственными ногами. Последняя такая экспедиция была проведена три года назад, Русским Географическим обществом в Республике Казахстан, были сделаны некоторые выводы, которые, впрочем, отражения на картах пока не нашли.

Поэтому, опуская все тонкости и перипетии кропотливой работы историков, географов, картографов и других, близких к созданию географической границы людей, можно обозначить имеющиеся её очертания на современной карте России и Казахстана.

Со временем, вероятнее всего она претерпит изменения, так как каждое поколение ученых пытается внести свою лепту в свою область науки.

Кроме того, вся эта работа имеет и практическое значение, например, для организации новых туристических маршрутов, повышающих возможность финансовых вложений в регионы, таким образом, улучшающих социальное положение проживающих здесь народностей; создание новых природных парков и заповедников; уточнение энциклопедий и учебников по географии.

А пока , на картах России и соседнего Казахстана, граница определена от южного берега Азовского моря идущая к низовьям великого Дона, выше по Кумо — Манычской впадине, что у реки Кумы и пересекая Каспийское море, выходит к реке Эмба, затем через территорию Казахстана по восточному склону гор Мугоджар (местное название Уральских гор,) , проходит Актюбинскую область (РК) и возвращается в Россию. Тянется по земле Оренбургской области, далее Челябинская, Свердловская области и через Пермский край на север – между Ханты Мансийский, Ямало-Ненецкими округами и Ненецким автономным округом и Коми., добираясь по восточной подошве Ураслького хребта к побережью Карского моря

Географическая граница между двумя частями света Европы и Азией является не только разделительной линией, но и объединяющей два материка.

Каким же образом простому путешественнику определить эту самую границу воочию, не заглядывая в карты? Очень просто, если следовать вдоль линии границы (кроме труднодоступных высоких горных хребтов, дна рек и морей) то можно увидеть памятники и стелы.

Их начали устанавливать еще в начале девятнадцатого века, и они были деревянными. Со временем , их заменили на сооружения из материалов более долговечных – камень, сталь, мрамор. На каждом памятном знаке- два слова Европа – Азия.

Досконально не посчитано, сколько их всего, этих памятников, к примеру, на Урале более двадцати. Эти места привлекательны туристам, путешественникам, всем проезжающим тем, что можно постоять одновременно в двух частях света.

Здесь проводятся различное мероприятия — от возложения цветов молодоженами до международных фестивалей. В любом случае памятники служат как для обозначения географической границы., так и культурно-историческим наследием для будущих потомков

Источник: https://www.2semechki.ru/blog/granitsa-mezhdu-evropoi-i-aziei-na-karte-rossii-karta/

Кавказ — это Европа или Азия: где проходит граница между двумя частями света

Огромный континент Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии.

Основная граница между ними проходит через Уральские горы, но вот как она проходит южнее? Кавказские горы также являются условной границей, но часто возникает вопрос о том, к какой части света относится сам Кавказский регион? Конечно, граница между Европой и Азией — это во многом условность, но ее необходимо придерживаться. Поэтому давайте разберемся, где она проходит и жители каких регионов могут называть себя европейцами.

Понятие Европа возникло еще во времена Античности, а ее границы со временем претерпели существенные изменения. Так, например, в древности ученые проводили восточную границу между двумя частями света по реке Дон, а сегодня она уже сместилась до Уральских гор.

Граница между Европой и Азией — это весьма дискуссионный вопрос.

До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению и договориться о том, где же проходит та самая грань между двумя частями света, а в разных изданиях можно увидеть картографическое воплощение различных подходов к этой проблеме.

Подобная путаница создает немало сложностей: начиная от формирования статистических данных по регионам до чисто географических вопросов, связанных с тем, какую часть Кавказа можно отнести к Европе, а какую к Азии.

В период существования СССР граница между Европой и Азией обозначалась на картах по линии государственной границы СССР, и Кавказ располагался на территории Европы. Но впоследствии подобное расположение границы было подвергнуто критике, ведь Кавказские горы в географическом аспекте были более близки именно к азиатскому региону.

Итак, согласно принятым на сегодняшний день договоренностям, граница между Европой и Азией проходит по восточной окраине Уральских гор и Мугоджар, далее идет по реке Эмба, протекающей по территории Казахстана.

Затем граница проходит по северному побережью Каспийского моря и далее по Кума-Манычской впадине идет к Азовскому морю.

Таким образом, получается, что Кавказ является частью Азии и полностью расположен в этой части света, а Уральские горы в территориальном отношении принадлежат Европе.

Оранжевым показана разница между Европой и Азией

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/11213-kavkaz-eto-evropa-ili-aziya-gde-prohodit-granitsa-mezhdu-dvu

Ссылка на основную публикацию