Храм вознесения в коломенском. фото, год постройки, архитектор, история, расписание богослужений, адрес, как добраться

Всего 68 фотоЦерковь Вознесения Господня в Коломенском всегда вызывала у меня сильное неосознанное исступленное и необъяснимое волнение, потому как образ этого Храма, устремленного в небеса явно отзывался в душе самыми высокими и теплыми чувствами. Древние зодчие смогли возвести храм Вознесения Господня в камне в таком пронзительном и возвышенном звучании, что внутренне ты, как будто готов воспарить и вознестись вместе с ним, к местам горним.

И, точно также, меня всегда манили и привлекали внутренние пространства Вознесенского храма. Но бесконечная реставрация, замешенная на перманентных скандалах между реставраторами и общественостью насчет адекватности этого самого реставрационного процесса еще с советских времен, не давала такой возможности. В 2007 году рестарационные работы в Церкви Вознесения, наконец, к счастью, были закончены и, мы получили возможность увидеть Храм Вознесения изнутри. Этому моему неуемному любопытству, источавшему меня нескольких десятилетий, была наконец дарована свобода узреть, что же там находится внутри. В основном, этому всему и будет посвящена вторая часть моего рассказа о церкви Вознесения в Коломенском. Мы увидим таинственный подклет церкви Вознесения, где в предреволюционный 1917 год была обретена чудотворная икона Державная, увидим ее саму, узнаем как это происходило, и конечно, осмотрим саму́ Вознесенскую церковь и, вообще, увидим всё своими глазами. К тому же, заодно, насладимся Коломенскими пейзажами, что хороши в любое время года.

По летописным источникам освящение церкви Вознесения произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана.02.

Здание церкви Вознесения входит сейчас в комплекс музея-заповедника «Коломенское» — это всемирное наследие ЮНЕСКО с 1994 года. 8 декабря 2000 года храм был вновь освящён. С 1994 года в церковном отношении Вознесенский храм имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена его реставрация, и подклетный ярус церкви был открыт для посещений.03.

Вход в подклет — под западным крыльцом церкви Вознесения (на фото ниже — по центру — ситуационно — под крыльцом).04.

05.

В подклете церкви Вознесения Господня в Коломенском работает постоянно действующая выставка «Тайны церкви Вознесения».

06.

Первый зал (дальний) экспозиции подклета посвящен созданию и истории строительства церкви Вознесения. В нем представлены подлинные белокаменные детали с церкви Вознесения XVI в., предметы археологии, найденные при раскопках в Коломенском. Самый ранний — фрагмент браслета XIV-XV вв.

Во втором зале развернута медийная и фотовыставка, посвященная реставрации церкви. Посетители смогут увидеть фотографии конца XIX века — начала XXI века, по которым можно проследить динамику существования памятника в исторической ретроспективе.

Здесь же будет демонстрироваться документальный фильм о первом шатровом храме на Руси.

Мы же начнем со «второго зала», а точнее — с первого «по ходу»…07.

Подклет церкви Вознесения интересен не только как часть шедевра древнерусской архитектуры, но и как пространство, полное исторических тайн. До сих пор загадочным остается его назначение. Недаром в нем пытались искать «библиотеку Ивана Грозного» и в 1920-х годах даже пробили многометровую шахту сквозь монолит каменного фундамента.08.

  • Именно в подклете церкви Вознесения 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая II, была чудесно явлена Державная икона Богородицы, что было воспринято в Православной Церкви как свидетельство покровительства и заступничества Богоматери, Ее особого попечительства о России, знаком символической передачи Ей верховной царской власти.
  • 25.

Здесь царит полумрак, поэтому фотокамере пришлось сильно «вытягивать» картинку за счет увеличения светочувствительности…09.В 1911 году именно отсюда, с подклета храма Вознесения учёный-спелеолог Игнатий Стеллецкий начал поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного. Он успел найти под храмом потайной подземный ход и множество подземных хранилищ, но начавшаяся вскоре Первая мировая война, а потом революция, помешали его работе.10.Сейчас мы направляемся в дальний зал подклета…11.Поскольку я здесь никогда не был, весь этот окружающий контекст вызывал явно восторженный «исторический трепет»)12.13.В этом зале центральное место отведено белокаменным фрагментам церкви, что были найдены при археологических раскопках как в самой церкви, таки и вокруг нее.14.Со всем этими артефактами наглядно знакомит эта самая экспозиция в подклете храма. В притворе подклета сосредоточены материалы, позволяющие подробнее познакомиться с историей и архитектурой храма Вознесения, почти полутысячелетней жизнью, уникальными подробностями из истории реставрации. Фонды Музея представили здесь никогда ранее не выставлявшиеся обмерные чертежи, фотографии, проекты архитекторов XIX–ХХ веков, подлинные фрагменты первоначального белокаменного декора церкви Вознесения XVI века и другие объекты, найденные при раскопках.15.16.17.18.19.В алтарном месте, в арке, рельефно выделенными и незакрашенными побелкой красными кирпичами, находится икона Божьей Матери Державная…20.21.22.Это не та самая икона о которой шла речь в начале этой второй части. Это список, а скорее, даже, некая интерпретация оригинала. Оригинал мы еще увидим — он находится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.23.24.Слева, справа и далее от иконы — на стендах — иллюстрированные фрагменты истории Коломенского.26.

    27.Впечатление о подклете осталось самое восторженное. Немного удивило то, что он совсем небольшой по площади. Возможно подклет гораздо обширней и разветвленней, но об этом сейчас можно только догадываться…Пришло время нам отправиться осматривать церковь Вознесения Господня изнутри…28.29.Это главный западный портал церкви Вознесения. Вид с гульбища.30.31.Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви ничего не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места».32.Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились не политые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета.Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата (см. первую часть). Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения.Все таки, шатровые церкви завораживают своей «устремленностью к небесам». Шатер Вознесенской церкви только подчеркивает кружащую голову высь, этих самых «небес».33.В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.34.35.Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света — от ослепительно-яркого до сильно затененного. По площади храм невелик — 8,5 × 8,5 м, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора.36.

    Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. В ходе реставрационных работ установлено, что этот цвет присутствовал в храме изначально.

    Иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергался ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений.37.

      38.39.

      Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.40.Строгое декоративное убранство подчеркивает пропорциональность и величественность здания.

      Удачно найденное решение создает зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали храма прослеживается основная мысль зодчего: придать постройке легкость и устремленность ввысь.41.

      В плане здание храма представляет собой равноконечный крест. Подобные каменные церкви с крестчатым сводом, появившиеся на рубеже XV-XVI веков, утверждали возросшую роль и силу православия: молящихся как бы осенял реально зримый сводчатый крест. Как писал летописец, враги Руси «не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной…».42.43.44.

      Иконы церкви Вознесения Господня.Икона «Спас в Силах»45.46.Икона «Вознесение Господня».47.Икона «Господь Вседержитель».48.Иверская икона Божьей Матери.49.Икона «Святой Стефан».50.51.52.Церковь Вознесения хранит много тайн. Как уже упоминалось, именно здесь 15 марта 1917 года была найдена последняя чудотворная икона Богоматери.

      И именно здесь, как полагают некоторые учёные, следует искать знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Ведь именно в Коломенское 3 декабря 1564 года царь выехал на богомолье, прихватив с собой казну и наиболее важные реликвии.

      Когда царь прибыл в Коломенское, он из-за беспутья простоял в селе две недели, а когда погода установилась, он, минуя Москву, отправился в Александровскую слободу, откуда отправил боярам и духовенству послание, в котором обвинил их в измене.53.54.Пожалуй, — еще ряд ракурсов Вознесенской церкви и самого Коломенского…55.

        56.57.58.59.60.

        А еще — строки из очерка Елены Лебедевой «Церковь Вознесения в Коломенском» об обретении Иконы Божьей Матрери «Державная»:»…Что-то великое, чудесное, долгожданное должно было произойти под сводами этого храма. История действительно уготовила этой церкви высочайшую миссию, и чудо Божие осенило Коломенское.

        Здесь встретили грядущую революцию чудесным явлением Державной иконы Божией Матери, случившимся в тот страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда государь отрекся от престола. Первый духовный отпор черной године русской истории был дан именно здесь, в коломенской церкви Вознесения…».61.

        История явления хорошо известна: в феврале 1917 года, накануне трагических событий, крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и слышала голос, молвивший: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея».

        Богобоязненная крестьянка оробела и стала просить разъяснить неведомое сновидение. Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней Величественную Женщину, в Которой она сердцем узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее лика.

        Сопоставив два сна и причастившись, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь, что приснилась ей. Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев, выслушав ее, отправился с ней на поиски образа, но нашли его только, когда решили спуститься в подклет и посмотреть хранившиеся там иконы.

        Когда обнаружили самую большую, почерневшую от пыли икону и осторожно промыли ее, открылся Державный образ Богоматери, знаменовавший, что власть в России перешла в руки Самой Царицы Небесной.62.До правления большевиков-богоборцев оставалось несколько месяцев, известие о чудесном явлении иконы облетело Россию. Толпы богомольцев стекались в Коломенское на поклонение чудотворному образу, от которого начались первые исцеления, затем икону привезли в Марфо-Мариинскую обитель к святой Елисавете Феодоровне. Потом ее возили по другим церквям, и лишь по воскресным дням она оставалась в Коломенском.

        Храм иконы Казанской Божьей Матери, где сейчас находится икона «Державная».

        63.Есть версия, что этот образ раньше принадлежал Вознесенскому женскому монастырю в Московском Кремле – Стародевичьему. Перед нашествием Наполеона все ценное из Кремля прятали, отправляли в эвакуацию, и Державную икону решили укрыть в Коломенском, где она Божиим Промыслом пробыла до самого 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм, а после его закрытия – в запасники Государственного Исторического музея. Лишь 27 июля 1990 года Державная икона вернулась в Коломенское, в действовавший тогда Казанский храм. Тысячи людей под проливным дождем ожидали святыню в Коломенском… А когда икона прибыла – засияло солнце и в его лучах образ вернулся в храм. Предание связывало возвращение чудотворного образа с освобождением от воинствующего атеизма и спасением России от богоборчества. На следующий же год СССР окончил свое существование вместе с падением власти КПСС.

        64.

        А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная»…65.

        • Часть первая

        В заключение — еще пару зимних фоток волшебного и загадочного Коломенского.66.67.68.Источники:Елена Лебедева. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 2006.Яндекс-словарь. Церковь Вознесения в Коломенском.Википедия.© Vladimir d’Ar

        Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/73504.html

        ☦Церковь Вознесения Господня: история и фото

        Что есть что в церкви

        Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.

        Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры.

        Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным.

        Церкви Вознесения Господня в Коломенском приписывают функции сторожевой башни, но это — выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы храма был глухим, и помещения там не использовались.

        Вознесенская церковь в Коломенском стала первым каменным шатровым храмом на Руси.

        Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

        Вероятно, в строительстве принимали участие итальянские зодчие.

        В пользу этого говорят элементы декора, которые раньше в русской архитектуре не встречались: пилястры с резными капителями, обрамляющие окна полуколонки.

        В основание храма заложили уникальный фундамент: это огромная искусственная скала, которая дополнительно приподняла церковь. Она не только визуально уравновешивает храм, но и позволяет не перекрывать бьющий на этом месте источник.

        В восточной части окружающей подклет галереи Вознесенской церкви находится белый трон. С него Алексей Михайлович Тишайший наблюдал за учениями своего войска. Там же он принимал делегацию москвичей во время Медного бунта. Оттуда же велел рубить толпе головы. Некоторые историки говорят, что с этого трона царь также раздавал милостыню после богослужения.

        В подклете храма хранилась царская казна, и была усыпальница. Несмотря на внушительный внешний вид, внутри церковь невелика: 8,5 м х 8,5 м. Дело в том, что церковь Вознесения Господня была домовой и не предназначалась для большого количества людей. Во время богослужения в ней находился царь, члены царской семьи и некоторые близкие ему сановники.

        В начале 1990-х храм Вознесения Господня в Коломенском занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году в церкви воссоздали древний иконостас. Теперь в ней работает церковный музей, а по большим праздникам идут службы.

        Вознесенская церковь на фотографиях разных лет:

        А что бы вы могли добавить к истории церкви Вознесения Господня в Коломенском?

        /

        Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/voznesenskaya-cerkov-v-kolomenskom

        Храм Вознесения Господня в Коломенском: прошлое и настоящее

        Сегодня я хочу рассказать об уникальном, единственном и неповторимом в своём роде здании — это церковь Вознесения в Коломенском, которое, несмотря на его почтенный возраст, так до сих пор и не изучено до конца. Во многих вопросах этот храм просто окутан тайнами, версиями, домыслами.

        Уникальные особенности храма

        Я вовсе не шучу насчёт единственной и неповторимой. Это действительно так. Во-первых, Вознесенская церковь — это самая древняя постройка на огромной территории парка-заповедника Коломенское. Ей около 500 лет!

        Во-вторых, так было изначально задумано: храм Вознесения в Коломенском должен был символизировать собой Елеонскую гору, где произошло Вознесение Христа. Недаром все, увидевшие его, восхищены этим изящным белокаменным творением, устремлённым в небеса. Так, например, композитор Г. Берлиоз из Парижа назвал его «чудом из чудес».

        В третьих, это самый первый каменный храм, при строительстве которого был использован шатровый стиль архитектуры. До этой постройки все храмы и другие религиозные строения на Руси венчал купол или свод — покрытие в виде полусферы, а храм Вознесения — первая шатровая церковь в России. Её крыша имеет вид конуса.

        Над чем до сих пор ломают голову историки

        А может, всё было так?

        Теперь о загадках.

        Хотя церковь построена почти 500 лет назад, в годы с 1528 до 1532, до наших дней среди историков не умолкают споры о точной дате её постройки, о том, в каком же году всё-таки состоялось начало её строительства.

        Одни историки утверждают, что храм посвящён радостному событию: рождению у царя Василия третьего долгожданного сына. То есть будущий Иван Грозный уже появился на свет, и в его честь возвели храм.

        Но такое объёмное строение в те годы просто физически не смогли бы построить всего за 2 года, прошедшие со дня рождения Ивана (вспоминаем уроки истории), с 1530 года. А достоверно известно, что церковь Вознесения в селе Коломенском была полностью построена и в торжественной обстановке освящена в 1532 году.

        Личная жизнь царя

        Вот поэтому существует ещё один вариант тех далёких событий. Строительство началось ещё за 2 года до рождения младенца, и у храма было несколько другое предназначение. Да, оно связано с рождением ребёнка в царской семье, но… Изначально храм планировался как молельный, в нём молились о рождении наследника у царственной супружеской четы.

        А дело было в том, что на царя Василия была наложена двухгодичная епитимья. Это церковное наказание русский царь получил за двоеженство. Потому что первая жена Василия за 20 лет их совместной жизни не родила ему ни одного ребенка, и царь отправил её за это в монастырь. А сам, по-быстрому, нашёл себе другую. Вот так и получилось, что царь оказался двоеженцем — всё могут короли!

        Хотя монастырь — это ещё не худший вариант. Если учесть, что на Руси брак мог быть расторгнут только в случае смерти одного из супругов, то угадайте, кто бы это мог быть из двух царственных особ? Ну, уж никак не муж. Он же царь…

        Так вот, Василий женился во второй раз. А за первую женитьбу на него и была наложена епитимья.

        История создания белокаменного шедевра

        А началось-то всё с Папы Римского

        Не знаю точно условия этого, если так грубо сказать, наказания, но когда прошло 2 года этой епитимьи, он отправил к Папе Римскому своих послов с просьбой прислать в столицу Московского княжества знаменитого итальянского архитектора, именно, моленных церквей Петра Анибале или, как его называли в русских летописях, Петра Фрязина.

        Забавная история связана с этой фамилией. Некоторые итальянцы, приезжая на русскую землю, сталкивались с суровыми погодными условиями, непривычными для них. И тогда они часто повторяли слово «фре» или «фря», что означало что-то типа «холодно тут у вас». Ну и наши, недолго думая, стали называть их Фрязиными.

        В самом начале лета 1528 года будущий автор собора Вознесения уже был в Москве, и через несколько недель начал разрабатывать план своего сооружения.

        Выбор подходящего места или Целебный источник

        Место для будущего шедевра древнерусского зодчества было выбрано на высоком берегу Москвы-реки, где недалеко бил ключ, издавна почитавшийся в народе как чудодейственный.

        По легенде, в этих местах, сражаясь со змеем, проскакал на своём коне Георгий Победоносец. И от копыт коня на земле оставались ямки, в которых потом появились родники.

        Один из таких чудесно возникших родников носил название «Кадочка». Над ним поставили сруб с деревянными кадками, и каждый мог набирать себе целебной воды. Особенно она славилась тем, что обладала свойством исцелять женщин от бесплодия. Вполне возможно, что речь в этой истории идёт именно об этом источнике. К сожалению, со временем, его засыпали, да и не только его.

        Ошибочка вышла!

        Сначала заложили фундамент в форме буквы «Т», как это было нужно для трёхпрестольного храма. С запада планировалось установить звонницу. Но когда завершили закладку фундамента оказалось, что родник, с которым первоначально было связан план, не виден от церкви и от родника храм скрыт высоким берегом реки.

        Наверное, для чего-то было важно зрительно связать здание и родник. Потому что именно для этого план строительства был изменён. Строители были вынуждены поставить церковь на высокий подклет, который ранее вообще не предусматривался.

        С появлением подклета многое менялось, и нужно было переделать весь макет: пришлось отменить строительство боковых приделов, а звонницу перенести на новое, более соответствующее первоначальной задумке место.

        Ну и, конечно, чтобы подниматься на второй этаж, нужно было проектировать внешние лестницы.

        Исправили и построили

        Начались непосредственно строительные работы, которые завершились в 1532 году. Именно 1532, как гласят летописи, стал годом создания прекрасного шатрового храма.

        Его высота 62 метра. Это было едва ли не самое высокое здание своего времени. Одно время оно даже служило дозорной башней. Находясь вблизи южной границы Московского княжества, церковь Вознесения в селе Коломенском была удобным наблюдательным пунктом. Ведь именно с юга в то время часто приходила опасность, а именно, монголо-татарские набеги.

        Во время строительных работ в связи с рождением наследника престола — Ивана 4, по традиции, на основании из белого камня было обустроено «царское место»: богато украшенный, с резной спинкой и фреской над ним трон.

        Изменения в интерьере храма

        Первоначальный интерьер храма, конечно же, не сохранился. Во время многочисленных ремонтов была частично отреставрирована и заменена плитка пола, появились царские врата, которые и сейчас представлены вниманию посетителей.

        Большой ремонт в храме проводился, как предполагается, во время строительства Екатерининского дворца. После производилось ещё несколько, и каждый раз что-то убиралось, а что-то новое добавлялось.

        Звонница

        Тогда же, в 16 веке появилась колокольня храма Вознесения.

        В её нижнем ярусе был освящён престол в честь Георгия Победоносца. Как рассказывает древнее предание, возвели её на том самом месте, где когда-то стояла небольшая деревянная церковь, которую построил ещё Дмитрий Донской в честь святого Георгия, покровителя воинов-защитников.

        Есть также версия, что эта звонница была построена, опять же, Василием 3 в честь рождения у него ещё одного сына — Юрия, имя которому в Крещении — Георгий.

        Известен такой исторический факт, что когда началось возведение каменной церкви святого Георгия, иконостас от храма, который был здесь ранее, перенесли на паперть Вознесенской церкви.

        Церковь Вознесения в наши дни

        Внутренняя и внешняя красота

        Сегодня церковь Вознесения в Коломенском — это грациозная белокаменная башня, увенчанная шатром. Её высота 62 метра. Если посмотреть на неё сверху, то план храма напоминает равноконечный крест. Так как церковь с самого начала была предназначена исключительно для царской семьи, то внутренняя площадь её совсем невелика, примерно сто квадратных метров.

        Иконостас, как и первоначальная роспись Вознесенского храма, до наших дней, конечно же, не сохранились. Тот иконостас, который сейчас видят посетители, воссоздан в 17 веке из старинных, сохранившихся к тому времени икон.

        Храм окружает двухъярусная галерея, её ещё называют гульбище, по которой можно обойти церковь вокруг.

        На второй ярус ведут 3 высоких лестницы оригинальной формы. Кстати, такой интересный факт: эти восхитительные лестницы и часть храма поклонники фильма «Гардемарины, вперёд» могли видеть во 2 серии сериала как монастырь тёти Анастасии Ягужинской. А зрители постарше могли увидеть церковь Вознесения Господня в Коломенском в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

        У восточной стены галереи сохранился каменный трон, даже не сам трон, а царское место, созданное для Ивана Грозного. Когда-то с двух сторон его окружали фрески, изображавшие святых. Но сегодня их уже нет.

        Венчает храм шатёр с чётко выраженными гранями. Всё очень гармонично сочетается!

        Это лишь краткое описание храма Вознесения, который является шедевром мировой архитектуры и с недавних пор внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Храм, действительно, прекрасен. Словами этого не передать. Лучше хотя бы один раз увидеть.

        Нужна глобальная реставрация

        В настоящее время памятник архитектуры мирового масштаба находится не в самом лучшем состоянии. В 70-е годы 20 века для развития судоходства нужно было повысить уровень воды в Москве реке. Для этого, чтобы укрепить берега, начали строить бетонную набережную.

        Родники засыпали, и берег, спустя некоторое время, заболотился. Это привело к 2 сильным оползням под церковью. Весь объём храма, по оценкам архитекторов, расколот трещинами на 4 блока. Их залицевали кирпичом, но этого, конечно, недостаточно.

        Экспозиция в подклете

        После реставрации, прошедшей в 2007 году, нижний ярус церкви открыт для посетителей. Здесь работает выставка, рассказывающая долгую историю храма.

        • Здесь представлены редкие документы, раритеты и фотографии прошлых лет.
        • Среди экспонатов выставки находятся некоторые предметы, найденные на земле возле церкви: обломки старинной посуды, мелкие части бронзовых женских украшений, грузик, помогающий веретену вращаться и другие артефакты.

        Тайны старинных подвалов: обретенная икона «Державная»

        Храм Вознесения Господня в Коломенском знаменит еще и тем, что в подвале именно этой церкви в марте 1917 года случайно обнаружили одну из самых почитаемых икон Богородицы «Державная».

        Храм изначально строился как летний, он не отапливается. Видимо, это стало одной из решающих причин того, что обретённая икона хранится сейчас в близлежащем Казанском храме.

        Ведь постоянные перепады температуры могут отрицательно сказаться на состоянии святыни. В подклете же Вознесенского храма хранится список иконы «Державная»

        По этой же причине, да и для сохранения этой непревзойдённой красоты, службы в храме не проводятся, несмотря даже на то, что церковь имеет высокий статус Патриаршего Подворья. Исключение составляют крупные церковные праздники.

        График работы

        Церковь Вознесения, которая находится на обширной территории парка «Коломенское» работает по такому графику:

        •  с 1 апреля по 30 сентября: со вторника по пятницу и в воскресенье — с 10 до 18. В субботу — с 11 до 19 часов. Понедельник выходной;
        • в остальные месяцы — с 1 октября по 31 марта — работает только выставка в подклете. По понедельникам всё закрыто. Остальные дни — с 10 до 18 часов.

        В связи с тем, что Вознесенская церковь не отапливается, в холодное время года вход в верхнюю часть здания закрыт для посещения, работает только выставка в подклете церкви. В летние месяцы обзорные экскурсии в основном (верхнем) объеме церкви проводятся для соборных групп посетителей с 1 июня по 31 августа в 17.00 (по субботам, воскресеньям и праздничным дням).

        Цена билетов на выставку:

        • в основном помещении церкви: взрослым — 150 рублей, школьникам и пенсионерам — 50;
        • билет на выставку в подклете Вознесенского храма для взрослых стоит 100, для школьников и пенсионеров — 50 рублей;
        • для малышей до 6 лет и для студентов дневных отделений всех ВУЗов РФ вход на выставки бесплатный.

        Важный совет! При планировании визита в заповедник «Коломенское» поищите информацию в интернете. В Москве бывают дни бесплатного посещения музеев. Именно в этот день очень выгодно будет прогуляться по парку и его многочисленным выставкам.

        Координаты Вознесенского храма в Коломенском: 55.6673, 37.67069. Его легко можно найти на объемном плане заповедника.

        Возле звонницы Вознесенского собора восстановлен Георгиевский храм, внутри которого действует очень интересная выставка. На территории парка есть еще одна необычная действующая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Обязательно загляните сюда!

        На карте Вы можете определить точное местонахождение Вознесенского храма (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

        Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от Коломенского парка. Это была гостиница «Интурист-Коломенское», очень комфортный отель с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

        1. Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникального храма Вознесения Господня состоялась 8 апреля 2018 года.
        2. На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
        3. Поделитесь в х внизу, а какие необычные храмы, связанные с русской историей, вы посещали и какие из них произвели самое большое впечатление.

        Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/moskva-tserkov-vozneseniya-v-kolomenskom/

        Церковь Вознесения в Коломенском

        На высоком берегу Москвы-реки Вы увидите устремленное в небо и необычайно гармоничное сооружение – это церковь Вознесения в Коломенском. Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

        Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III.

        Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

        Церковь Вознесения — краткое описание

        Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

        Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

        Архитектура

        Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

        Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

        Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

        Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

        В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

        В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

        Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

        Внутреннее убранство

        Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

        Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

        Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

        Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

        Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

        Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2019 г

        • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
          • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
          • По пятницам с 11:00 до 19:00
          • Понедельник — выходной день
        • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
          • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
          • Понедельник — выходной день

        Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2019 г

        • Для взрослых — 150 руб.
        • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
        • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
        • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

        Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете в 2019 г

        • Для взрослых — 100 руб.
        • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
        • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
        • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

        Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

        Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21287.htm

        Церковь Вознесения Господня (Коломенское)

        Церковь Вознесения Господня в Коломенском – первый на Руси каменный шатровый храм, возведённый в подмосковном Коломенском в 30-х годах XVI века.

        Шедевр мировой архитектуры, в 1994 году включённый ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия.

        В настоящее время является действующей православной церковью Даниловского благочиния Московской епархии и памятником архитектуры федерального значения. 

        Из истории строительства

        Бывшее подмосковное село Коломенское, в настоящее время являющееся музеем-заповедником, богато многими архитектурными памятниками, особое место среди которых занимает Вознесенская церковь – первое и главное строение бывшего Государева двора.

        Первое письменное упоминание о храме содержится в Лицевом летописном своде, в котором церковь упомянута как освящённая в 1532 году в честь Вознесения Господня. Если верить устной легенде, то храм был заложен в 1528 году московским князем Василием III для молитв о чадородии.

        Стоит упомянуть, что у женатого вторым браком на Елене Глинской князя к концу 1520-х годов наследников не было – первая его жена (Соломония Сабурова) была бездетной, из-за чего после двадцати лет супружества была сослана в монастырь.

        Поэтому на появление наследников во втором браке князь Василий III очень надеялся, для чего они вместе с княгиней часто посещали монастыри и молились о даровании им сына.

        В XVI столетии существовала практика возведения так называемых моленных церквей, строившихся с одной целью – вымолить у Бога рождение детей. Видимо, с этой целью по указу князя в Коломенском в 1528 году и было начато строительство храма.

        Неизвестно, что именно повлияло на осуществление мечты князя и его супруги, но факт остаётся фактом – в августе 1530 года в теремном дворце Коломенского у великокняжеской четы родился долгожданный первенец, крещённый Иоанном (в будущем – царь Иоанн IV Грозный).

        И первой церемонией государственного уровня, при которой присутствовал двухлетний княжич, было освящение в 1532 году Вознесенской церкви в Коломенском.

        Князь Василий III после освящения московским митрополитом Даниилом храма пожаловал в его ризницу драгоценные церковные сосуды, иконы в дорогих окладах и устроил трёхдневный пир, о котором сохранились упоминания в летописях.

        Долгое время оставался открытым вопрос об архитекторе, чей каменный шедевр и сегодня поражает взгляд совершенством пропорций, оригинальностью воплощения, обилием декоративных деталей, характерных для архитектуры Возрождения.

        Историки, сопоставив информацию об известных событиях тех лет, пришли к выводу, что Вознесенский храм строил итальянский мастер Петрок Малой (Пьетро Аннибале), прибывший в Москву в 1528 году вместе с другими архитекторами в составе делегации из Рима. 

        Вознесенский храм Петрока Малого стал невиданным до тех пор строением.

        Возведённый на высоком правом берегу Москва-реки, рядом с чудодейственным водным ключом, на высоком массивном подклете трёхметровой толщины, 62-метровый храм для своего времени оказался самым высоким архитектурным сооружением на просторах тогдашнего Московского княжества.

        А его кирпичное конусообразное (шатровое) навершие, богато декорированное белокаменными тягами в виде бриллиантовых рустов и увенчанное восьмигранным барабаном с маленьким куполом с крестом, на целое столетие (до запрета строительства шатровых церквей патриархом Никоном) определило направление русского церковного зодчества. 

        Место для возведения храма было выбрано на склоне речной террасы, хорошо просматривавшемся как со стороны реки, так и с противоположного берега. Подготовительные работы включили в себя устройство котлована, который укрепили сваями и уложили в него мощный фундамент из скреплённых специальным раствором блоков известняка.

        Уже на подготовленный фундамент поставили массивный четверик, завершив его тройными кокошниками и высоким восьмериком, декорировали стены четверика глухими треугольными арками, а фасады восьмерика – пилястрами и пристенными пилонами.

        Со всех сторон храм опоясала открытая двухъярусная галерея с тремя внешними крыльцами-всходами, причём столбы второго яруса галереи были украшены белокаменными резными капителями. Эта галерея наряду с шатровым навершием храма стала новшеством в церковном зодчестве тогдашнего Московского княжества. Естественное освещение храма достигнуто за счёт необычно расположенных окон.

        В четверике они находятся не традиционно на фасадах, а в угловых выступах, в восьмерике  в противоположных гранях шатра крестообразно, а грани без окон оформлены нишами. В шатровом навершии окна расположены по сторонам света.

         Центр восточного фасада галереи архитектор акцентировал каменным троном, оформленным высокой спинкой с каннелюрой, полуциркульным, заполненным дубовыми ветвями перекрытием (конхой), боковыми филёнками с растительным орнаментом. Об этом троне сохранилось множество преданий.

        Так, считается, что с этого возвышения князь Василий III после богослужений раздавал милостыню, но многие историки склоняются к версии о том, что это сооружение является некой трёхмерной иконой «Престол уготованный» и символизирует Второе пришествие Христа и Страшный суд. Ещё одна версия приписывает появление трона рождению у князя наследника.

        Уже во время строительства храма выяснилось, что княгиня ждёт ребёнка, поэтому в августе 1530 года, когда княжич Иоанн уже родился, у восточного фасада для него обустроили «царское место», установив его на овальное белокаменное основание. Внутреннее пространство церкви, несмотря на её внушительный внешний объём, было рассчитано только на нахождение в ней княжеской семьи.

        Являясь домовым храмом церковь достаточно мала (внутренние размеры – 8,5х8,5 метров), хотя её высота достигает 42 метров. Западная стена храма, по древней традиции, была оформлена хорами, на которых во времена Василия III находились «государевы певчие дьяки».

        Сведений об интерьере Вознесенского храма того периода не сохранилось, видимо, все бумаги и чертежи со временем были утеряны как и сведения о княжеском тереме тех лет. Но его наличие не подлежит сомнению, ведь именно с теремом соединялись крытыми переходами домовые храмы.Известно, что первоначально пол в храме был выстлан треугольными керамическими плитками серого и белого цветов в форме конвертов, которые при проводимых в 1570-е годы ремонтных работах были частично утрачены, а частично переложены тыльной стороной вверх. Возможно, тогда же в иконостасе храма появились новые Царские врата, сохранившиеся до наших дней. 

        Дальнейшая судьба храма

        В XVII столетии в Вознесенской церкви был проведен ремонт, в результате которого мастера поновили иконы в иконостасе и фрески на восточном фасаде храма. Фресковая живопись на фасадах храма сохранялась до 1884 года, когда стены оббили цинковыми листами и нанесли на них масляную живопись.

         

        Следующий ремонт храма состоялся, видимо, в 1766–1767 годах, когда по указу императрицы Екатерины II князем П. В. Макуловым был разобран и выстроен наново деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Вознесенский храм в то время лишился резных белокаменных капителей с колонн второго яруса галерей, а вместо них появились парапеты с ширинками.

        Тогда же рисунок пола храма и папертей переделали под «ёлочку». 

        Благоустройство Вознесенской церкви продолжилось в XIX столетии. Так, в 1836 году «царское место» оградили кованой решёткой, над ним поместили бочкообразную сень с гипсовым изображением орла, гипсовыми деталями украсили и парапет.

        Руководивший в 1866–1867 годах ремонтом Вознесенской церкви архитектор Николай Александрович Шохин видоизменил южную грань восьмерика, сделав в ней дверь, разобрал каменный шатёр, заменив его более плоской, прикреплённой к железному каркасу металлической конструкцией и установил новый иконостас с иконами, перевезённый из одной из церквей московского Вознесенского женского монастыря (первый тябловый иконостас располагался между южным и северным порталом, а иконостас Н. А. Шохина занял пространство между пилястрами).

        Изначально покрытые тёсом крыши папертей в 1873 году следующий архитектор Фёдор Никитич Кольбе заменил брусом и досками из разобранного в 1872 году дворца Александра I. Им же на папертях были настелены новые полы и переделаны крыши. 

        Следующий комплекс ремонтно-реставрационных работ проводился в Вознесенском храме уже в начале XX столетия. В 1914–1916 годах новым большемерным кирпичом был облицован шатёр и проведены исследовательские работы – обмер и фотографирование храма, археологическая разведка прилегающей к нему территории. 

        Вознесенский храм в советское время и в наши дни

        Во время бурных революционных событий 1917 года в Коломенском произошло судьбоносное для всех прихожан событие – в подклете Вознесенской церкви чудесным образом была обретена икона Божьей Матери «Державная», предположительно, находившаяся в иконостасе, принесённом из Вознесенской женской обители в середине XIX столетия. После обретения икону отреставрировали и долгие десятилетия она хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году образ Пресвятой Богородицы был торжественно установлен в церкви Казанской иконы Божьей Матери, входящей в комплекс строений Коломенского. 

        В 1923 году, когда загородная царская усадьба Коломенское была перепрофилирована в музей, в Вознесенской церкви богослужения прекратились.

         1994 год стал судьбоносным для Вознесенской церкви – она получила статус Патриаршего подворья и была внесена ЮНЕСКО в перечень памятников истории и архитектуры мирового значения. Наново храм был освящён в декабре 2000 года и с тех пор в летнее время в нём совершаются богослужения.

        В 2007 году после капитальной реставрации для посетителей был открыт подклетный ярус, в котором в настоящее время действует стационарная выставка «Тайны Вознесенского храма».

        В первом зале представлены уникальные древние экспонаты – белокаменные детали церкви, датируемые XVI веком (обнаружены во время одного из археологических исследований церкви в 1980-х годах), а на фото– и медийной выставке второго зала рассказывается о судьбе и реставрациях церкви в период с конца XIX до начала XXI столетия. 

        Источник: https://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-vozneseniya-gospodnya-kolomenskoe

        Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) | Архитектура — идеи и история

        Самый первый ученым из храмов, который завершался четвериком. Архитектор Алевиз Новый. Ему удается соединить итальянские и русские черты. Это одна из самых выразительных церквей. Соединяется несколько заимствованных из дерева приемов.

        Храм стоит на каменном подклете. Вокруг храма гульбище с 3 крыльцами. Гульбище взято из арх русского севера. Четверик — крещатый. В уровнях карнизной тяги — пилястры. Выше — переход от четверика к восьмерику за счет горки кокошников.

        Церковь Вознесения в Коломенском

        Внутри них скрыты тромбы. Общий тип композиции — восьмерик на четверике, храм шатровый, с гульбищем и подклетом. Не так давно храм был покрашен в белый цвет.

        Во время его существования он был красный кирпичный. Оконные проемы узкие. В навершие шатра — главка с плоским перекрытием купола. Храм посвящен Ивану Грозному. На гульбище был устроен царский трон. Храм поставлен на возвышенности, хорошо воспринимается издалека. Конструкция столбов — простая.

        Алевез Новый устраивает деревянную крышу для гульбища. По периметру гульбище опоясывает постамент, стенки которого украшены ширинками — нишами, уходящими вглубь ступеньками. Сложно выполнен крещатый четверик. Каждый угол акцентирован выступающими пилястрами. Появляется новый для зодчества прием, напоминающий щипцы — стрелы.

        Соответственно в центральных пряслах стрелы больше, в боковых-уже. Это предает стремительность храму вверх. Вертикальные пилястры, стрелы, горки килевидных кокошиков, прерывистая горизонтальная тяга, выше оконные проемы по сторонам света, а диагональные оконные проемы — ниши. Углы восьмерика оформляют пилястры. Цельного карниза над восьмериком нет.

        Вверху восьмерика, по сторонам — парные кокошники. Выше идет восьмиграный шатер.

        Восьмерик завершает приземистая главка. Прослеживается преемственность деревянной архитектуры. Храм имеет подклет, здесь должна была располагаться казна. Внутри храм очень компактный. Алтарь в пространстве никак не выделен.

        Для облегчения нижних ярусов, в интерьере появляются пилястры. Переход в интерьере от четверика к восьмерику прослеживается. Шатер от восьмерика отделяется небольшой горизонтальной тягой. Шатер прерывается в верхней трети восьмигранной купольной конструкцией. Росписей в храме не было. На верхнюю главку есть подъем по восьмерику. Храм подобной конструкции — один из первых.

        Нижняя часть заделана с большим запасом прочности. Стены очень толстые. В плане заметна кривизна в крыльцах.

        Источник: https://architecturalidea.com/architecture-history/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom-1532-g/

        Ссылка на основную публикацию