Недалеко от метро Пролетарская находится один из самых старых монастырей Москвы – Новоспасский.
Основан он был в 13 веке князем Даниилом на месте, где сейчас стоит Даниловский монастырь. Затем его «перевели» в Кремль, но с началом масштабного строительства на территории Кремля в 1490 году при великом князе Иване Третьем монастырь был перенесен на Крутицкий холм, где и находится по сей день.
При Иване Грозном монастырь стал настоящей крепостью, защищавшей подходы к Москве – были построены деревянные оборонительные сооружения. Немного позже, при царе Михаиле Романовиче обитель обзавелась каменными стенами и башнями с бойницами и стала полноценным участником защитного полукольца наряду с Донским, Новодевичьим, Даниловым и Симоновым монастырями.
Вид на стену с башнями и колокольню.
Надвратная колокольня — одна из самых высоких колоколен Москвы, стоит над парадным входом.
Посетители заходят в обитель через другие ворота, которые находится рядом.
Главный собор – Спасо-Преображенский.
В подклете Спасо-Преображенского собора похоронены предки царского дома Романовых, бояре Захарьины-Кошкины, а также Трубецкие, Оболенские, Троекуровы и другие представители самых именитых родов Москвы. Также в отдельной часовенке здесь лежит прах инокини Досифеи, больше известной как княжна Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы.
Вход в усыпальницу Романовых.
Представители царского рода, в том числе Петр Первый, царевна Софья Алексеевна и царь Феодор Алексеевич, часто посещали Новоспасский монастырь, чтобы поклониться могилам своих предков, помолиться перед чудотворной иконой нерукотворного образа Христа Спасителя. К сожалению, после революции эта икона была утрачена.
Храмы в центре построены совсем близко друг к другу.
Дворик между храмами.
Территория небольшая, но очень ухоженная и уютная.
- Стены и башни напоминают о том, что столетия назад это место было крепостью.
- Интересные окна.
- И двери.
Церковь Николая Чудотворца и братские кельи в северо-западном углу. В подвале церкви находятся застенки, где содержались присылаемые в монастырь преступники. Тут был заточен, например, бывший настоятель Троице-Сергиевой лавры Дионисий, ошибочно принятый за еретика.
- Небольшая часовня.
- Настоятельский корпус.
- Я была тут в конце июля, вовсю цвели розы.
Абрикосы в монастырском саду. Московский урожай. 🙂
- Есть и виноград.
- За монастырем находится довольно большой овальный Новоспасский пруд.
- С этой стороны обитель закрывают деревья, видны только купола и крыши.
С приходом большевиков обитель закрыли и разместили на ее территории тюрьму НКВД. Позже тут располагались квартиры и ведомства различных учреждений. Возвращение церкви состоялось в 1991 году и теперь это действующий ставропигиальный (то есть, напрямую подчиняющийся патриарху) мужской монастырь.
- Если соберетесь посетить это место – загляните и на Крутицкое подворье, оно совсем рядом.
- Схема территории (кликабельно):
Как доехать до Новоспасского монастыря
На общественном транспорте: м. Пролетарская, далее нужно немного пройти по 3-му Крутицкому переулку в сторону Новоспасского шоссе. Колокольню монастыря видно издалека.
Адрес: г. Москва, Крестьянская площадь, 10
Достопримечательности и святыни Новоспасского монастыря в Москве
Одна из древнейших обителей столиц; место, где расположена усыпальница Романовых; монастырь, где долгое время был нерукотворный образ Христа Спасителя, а ныне хранится икона «Всецарица» – все это о Новоспасском монастыре, одном из центров духовной жизни РФ. За долгие века своего существования обитель была и местом, где жили и молились иноки, и тюрьмой, и крепостью, и даже вытрезвителем. Сегодня монастырь возрождается, при нем открыли музей, посвященный истории обители.
Где находится Новоспасский монастырь
Адрес Новоспасского монастыря в Москве: Крестьянская площадь, 10.
Телефон обители: 67-69-570, код – 495. Телефоны экскурсионной службы: (495)-67-67-713, (925)-05-77-850.
Как добраться до Новоспасского монастыря
Если вы хотите попасть в Новоспасский монастырь и думаете, как сюда добраться, учтите, что проще всего это сделать на метро.
Доезжайте до станции Пролетарская, после чего идите вперед по переулку Крутицкому, направляясь к Новоспасскому шоссе. Колокольню обители видно от перекрестка.
За десять-пятнадцать минут можно дойти до обители и от станции метро Пролетарская застава – расстояние составит около половины километра.
Посещение и часы работы Новоспасского монастыря
Собираетесь посетить Новоспасский монастырь в Москве – обязательно изучите расписание богослужений: обитель открывается для посетителей перед литургией, а закрывается – по окончанию вечерней службы.
В монастыре можно не только поклониться святыням или помолиться перед иконой «Всецарица», но и побывать на экскурсии. Для этого следует заранее связаться с экскурсионной службой, которая работает с 9.00 до 19.00 (без выходных).
Отправить заявку можно и на сайте обители.
В монастыре проводят такие экскурсии:
- обзор архитектуры – часовое знакомство с монастырским ансамблем;
- обзорная с изучением архитектурного ансамбля, посещением усыпальницы Романовых и Преображенского храма – знакомство с фресковой живописью, историей обители, посещением могил Романовых;
- обзорная по музею – знакомство с экспозицией, фотогалереей, раритетными экспонатами;
- экскурсия по стенам – подъем на крепостные стены монастыря, прогулка по саду обители, посещение усыпальницы Романовых.
Важно! Поскольку обитель является действующей, не забывайте о монастырских требованиях к внешнему виду посетителей (женщины – в платьях, юбках, с закрытыми руками и покрытой головой, без косметики; мужчины – в брюках, закрытыми плечами, без головного убора). Фотографировать братию, а также службу в храмах запрещено.
Расписание богослужений в Новоспасском монастыре
Дни недели | Богослужение | Время начала |
Понедельник-пятница | Часы, Литургия Вечерня, утреня |
8.00 17.00 |
Суббота | Часы, Литургия Всенощное бдение |
8.00 17.00 |
Воскресенье | Литургия, водосвятный молебен Вечерня, утреня |
7.00, 9.00 17.00 |
Если вы хотите попасть на службу в Новоспасском монастыре, обратите внимание: в период Великого поста расписание богослужений меняется.
Молебен «Всецарице» в Новоспасском монастыре в Москве происходит ежедневно (кроме воскресенья) после окончания литургии.
Где остановиться рядом с обителью
Паломникам стоит обратить внимание, что гостиницы или хостела при обители нет, поэтому лучше заранее позаботиться о поиске жилья. Хорошим вариантом станет хостел «Благовест», расположенный в пешей доступности от монастыря. Здесь вполне доступные расценки на номера, уютные комнаты, есть кондиционер и Wi-Fi. Душевая и ванная – общая на этаже.
История создания обители
Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь.
Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской.
В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название.
В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.
Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной.
В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез.
В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников.
Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города.
В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель.
Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.
Архитектурные и культурные памятники
Не все храмы обители на текущий момент восстановлены, некоторые из них еще находятся в стадии реконструкции. Это церковь Сергия Радонежского, которая устроена в колокольне, Николаевский храм (изначально был больничным).
- Центральным собором обители является Спасо-Преображенский храм, который основали в конце XV века, а нынешнее строение возвели в середине XVII. Именно здесь размещена икона «Всецарица»; Новоспасскому монастырю в Москве ее подарили два десятилетия назад. Сам собор уникален фресковой росписью, которой его украсили сразу же после возведения. Кроме православных сюжетов здесь изображено и родовое дерево рода Романовых, а также греческие философы, символизирующие языческую мудрость. В подклете собора размещена усыпальница Романовых.
- Покровская церковь – возведена во второй трети XVII века; к храму была пристроена трапезная. Поскольку эта церковь расположена на закрытой территории обители, с главной площади ее не видно. Именно здесь – усыпальница Шереметьевых.
- Что касается церкви, размещенной в нижнем ярусе колокольни, разрушен этот храм был во время нападения французов: один из колоколов сорвался вниз, упав прямо на церковь.
- На территории обители установлен также памятный крест Сергею Александровичу Романову. Это копия креста, который спроектировал Васнецов (оригинал находится в Кремле).
- Недалеко от входа в обитель есть небольшая часовня, возведенная на месте погребения инокини Досифеи. Считается, что именно так стали звать после принятия пострига княжну Тараканову.
- При обители действует музей, посвященный истории монастыря. Экспозиции демонстрируют уникальные артефакты, церковную утварь прошлых веков. Есть выставка, посвященная князю Сергею Александровичу.
Святыни Новоспасского монастыря
- Главной святыней Новоспасского монастыря в Москве является чтимый список иконы «Всецарица» (сама икона хранится на горе Афон, а список с нее был изготовлен специально для российской обители). Этот образ является чудотворным, и около него молятся об исцелении онкологических заболеваний. Икону регулярно отвозят в московский онкоцентр.
- Икона нерукотворного Спаса – еще одна величайшая святыня обители. Сам чудотворный лик утерян, однако в монастыре хранится его список.
- Пояс Иоанна Кронштадтского – эта святыня оказалась в обители после длительного пребывания в Болгарии.
- Икона Смоленской Богоматери – этот чтимый образ обители подарила мать царя Михаила Федоровича, в монашестве носившая имя Марфа.
Также в обители сохраняются мощевики и иконы с частицами мощей святых.
Фото Новоспасского монастыря
- За монастырскими стенами царит тихая атмосфера, в которой душа словно успокаивается.
- Панорама обители поражает своим архитектурным совершенством.
- Памятный крест Сергею Александровичу Романову, автором которого был Васнецов.
- Преображенский собор – один из символов не только обители, но и всей столицы.
- Под небольшой скромной часовней предположительно погребена княжна Тараканова.
- Величественная колокольня монастыря видна издалека.
Видео прогулка по Новоспасском монастыре
В этом видео вы сможете виртуально прогуляться по Новоспасскому монастырю. Приятного просмотра!!!
Бывали ли вы в Новоспасском монастыре, посещали ли его музей, видели ли часовню, под которой покоится княжна Тараканова? Поделитесь своими впечатлениями в х.
Новоспасский монастырь
…Села наша лядиною (лесом) поростоша, и величество наша смирися; красота наша погыбе; богатство наше онемь в користь бысть; труд наш погании наел едоваша; земля наша иноплеменником в достояние бысть; в поношение быхомь живущиим въскраи земля нашея; в посмех быхом врагам нашим… зависть оумножилася, злоба преможе (одолела) ны, величанье взнесе ум наш, ненависть на другы вселися в сердца наша, несытовьство именья поработи ны; не дасть миловати ны сирот; не даст знати человеческого естества; но, акы зверье, жадают насытитися плоти, тако и мы жадаем и не престанем, абы всех погубити, а горкое то имение и кровавое к себе пограбити; зверье едши насыщаються, мы же насытитися не можем, того добывше, другого желаем.
Слово третье Серапиона Владимирского, епископа. 1274–1275 гг.
Один из древнейших в Москве по времени своего основания, один из самых «молодых» по сохранившемуся до наших дней облику – XVII–XVIII века, и единственный по числу выпавших на его долю перемещений. Приставка «новый» появилась после последнего из них, относящегося к XV столетию.
И к тому же высокочтимая домом Романовых родовая усыпальница, которой в советские годы довелось еще к тому же побывать «зоной» – концлагерем, рядом с которым, в главном соборе, долгие годы хранился научно-технический архив Москвы – десятки тысяч дел на каждую из московских построек.
Обитель основал первый московский князь Даниил на месте нынешнего Данилова монастыря.
Но уже около 1330 года великий князь Иван Калита счел нужным перенести монастырь на Боровицкий холм, в Кремль, после чего его стали называть Великокняжеским и Дворцовым.
Иван III предпочитает снова вынести обитель из Кремля, и около 1466 года ей отводится место на Васильцовском или Васильцевском Стане, на высоком берегу Москвы-реки, рядом со двором Сарских и Подонских епископов – отсюда название «Спас на Новом».
В 1491–1497 годах здесь, вблизи Крутиц, возводится каменное здание обители. С избранием на престол Романовых монастырь приобретает значение «царской комнаты», «Великой», «Пресловутой», «Первостатейной». Родовая усыпальница Романовых-Юрьевых-Захарьиных, где покоились древнейшие их представители.
В 1687 году насчитывалось более семидесяти их гробниц.
Здесь же находились могилы их родственников – князей Сицких, Ярославских, Оболенских, а также Трубецких, Троекуровых, Катыревых-Ростовских, Шестуновых, царевичей Сибирских, князей Куракиных, Гагариных, Дашковых, Волынских, Бутурлиных, Еропкиных, Новосильцевых.
Новоспасский монастырь. Фото к. XIX в.
Понятие «царский» давало монастырю множество привилегий по суду и имуществу. Его настоятели получали отличия и преимущества по богослужению.
Усыпальница Романовых сохранилась в монастырском Спасо-Преображенском соборе, возведенном в 1640-х годах, от которых остаются великолепный резной иконостас и фресковая роспись.
Тогда же начинается строительство каменных стен с пятью башнями, которые заменяют ранее существовавшие деревянные и земляные укрепления. Именно благодаря им монастырь мог выполнять свои обязанности сторожи города.
Но временем настоящего расцвета монастыря становится правление царя Алексея Михайловича.
Правда, к моменту его прихода к власти здесь уже стояли дошедшие до наших дней палаты патриарха Филарета, к сожалению, полностью перестроенные в XIX столетии, корпуса братских келий (1642–1644), к которым теперь присоединяется трапезная палата с пристроенной к ней в 1670-х годах церковью Покрова и Хлебодарная палата (1677–1678). В 1647 году в монастырь была перенесена из города Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворенного Спаса.
Новоспасский монастырь в истории русской церкви и государства – это прежде всего патриарх Никон, начало его придворной карьеры и обретения власти.
Крестьянский парень из села Вельдеманова Княгининского уезда Нижегородской губернии бежал из дома в Макарьев-Желтоводский монастырь, где усиленно занялся чтением книг и образованием.
Однако отцу удалось хитростью выманить его из обители и вернуть домой, где Никиту (мирское имя Никона) ждала женитьба. После смерти родителя Никита принял священнический сан и получил приход в Москве.
Почти одновременная смерть троих его малолетних детей настолько потрясла Никиту, что он уговорил жену вместе с ним постричься в монастырь. Никита ушел на Белое озеро и там тридцати лет от роду принял монашество под именем Никона.
Поссорившись с настоятелем – Никона всегда отличал крутой и неуступчивый нрав, – из-за способа хранения собранных в виде подаяния денег, строптивый монах бежал в Кожеозерский монастырь около Каргополя, поселился на уединенном острове и через некоторое время был избран в игумены.
В 1646 году игумен Никон, по обычаю, отправился в Москву с поклоном к царю, понравился юному Алексею Михайловичу и был посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря.
Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться на могилах предков, и это способствовало его сближению с Никоном.
Последовало царское распоряжение архимандриту Новоспасскому каждую пятницу приезжать в царский дворец для беседы, что Никон стал использовать для ходатайств за обиженных и угнетенных.
Такой порядок очень понравился царю, и Алексей Михайлович поручил Никону принимать просьбы от всех челобитчиков, искавших царского суда и справедливости. В Новоспасский монастырь стали стекаться толпы ищущих правосудия, а архимандрит снискал всеобщую любовь.
В 1648 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и стал проводить идеи московских ревнителей благочестия, к числу которых относились духовник царя Стефан Вонифатьев и многие будущие враги Никона, начиная с протопопа Аввакума.
Все они стремились восстановить более живое общение духовных пастырей с паствой.
Спас Нерукотворный.
Никон стал произносить проповеди, что было новостью. Он запретил в своей епархии «многогласие», когда разные части службы отправлялись одновременно разными голосами для ускорения, «хомовое» или «раздельноречное пение», уродливо растягивавшее слова. Благодаря Никону наряду со славянским появилось в богослужениях пение на греческом языке.
По словам современников, «на славу прибрав клиросы предивными певчими и гласы преизбранными», именно Никон устроил по киевскому и греческому образцу «пение одушевленное, паче органа бездушного». Впервые услышав такое пение у Никона, Алексей Михайлович немедленно ввел его в придворной церкви.
По мысли Никона, многогласие и «порченное» пение были запрещены повсеместно Московским патриархом Иосифом.
На испрашиваемые у царя средства Никон устраивает в Новгороде богадельни, а во время голода раздачу пищи бедным. И тем не менее здесь митрополит не пользуется любовью из-за предоставленного ему царем права и обязанности наблюдать за мирским управлением.
По разным поводам в городе постоянно вспыхивали бунты, во время одного из которых Никон был жестоко избит мятежниками. Алексей Михайлович принял сторону Никона, которого называл в письмах «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоятельным пастырем», «возлюбленником своим и содружебником».
Но увидев, что строгость не дает результатов, Никон сам просил царя о прощении мятежников.
После смерти патриарха Иосифа в 1652 году Никон по желанию Алексея Михайловича был избран в патриархи.
В конце XVII века в соборном храме появляется чрезвычайно интересная роспись. Это изображение древних философов, общей и русской истории в лицах и картинах, родословное древо российских государей, кончая Федором Иоанновичем, и портреты Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Ризница монастыря была полна царскими вкладами и вкладами главным образом тех, чьи семьи погребались в его стенах. Об этом свидетельствуют монастырские синодики второй половины XVII века.
Среди настоятелей монастыря были такие известные церковники, как патриархи Иов и Питирим, Амвросий Орнантский, Филарет Дроздов и др.
Собор Спаса Преображения Новоспасского монастыря. Фото 1920-х гг.
Формированию архитектурного ансамбля Новоспасского монастыря в немалой степени способствовали две постройки XVIII века.
Это надвратная колокольня архитектора Ивана Жеребцова (1759–1785) и церковь Знамения архитектора Е. С. Назарова (1791–1795).
Но в дальнейшем развитие получает только богатейшее монастырское кладбище – к старому присоединяется новое. Для погребений была открыта и Екатерининская церковь.
С Новоспасским монастырем оказалась связанной судьба одного из самых любимых москвичами, талантливейшего актера и певца Николая Лаврова, которого восторженные поклонники готовы были видеть в образе Аполлона на первой квадриге, украсившей фронтон Большого театра.
Усыпальница бояр Романовых в подклете собора Спаса Преображения Новоспасского монастыря. Фото н. XX в.
…Извозчику достаточно было сказать: «На Арбат, к Кокошкину, что у Бориса и Глеба».
Последнее не слишком обычное уточнение о церковном приходе объяснялось тем, что директор московской казенной сцены, иначе – Большого и Малого театров, Федор Федорович Кокошкин, совмещавший государственную службу с театральными переводами и режиссурой, слыл самым восторженным театралом.
Его родовой дом находился на Воздвиженке, по стороне Крестовоздвиженского монастыря (№ 11 – не сохранился, снесен в 1983 году). Вступив в новую, связанную с театром должность, он поспешил приобрести второе домовладение, прямо через улицу, за церковью Бориса и Глеба (Никитский бульвар, 6, известный москвичам как Соловьиный дом, – снесен в 1998 году).
Здесь проводились литературные вечера, читки пьес, репетиции, работала типография для печатания театральных программ и афиш, жили наиболее известные и ценимые актеры, как М. Д. Львова-Синецкая, гостями которой бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Гончаров, Ф. Кони). Семьдесят романсов было написано А. И. Варламовым, принимавшим в этих стенах Ференца Листа.
Соловьиный дом – это название родилось едва ли не со дня открытия в январе 1825 года вновь отстроенного после пожара начала века Большого театра, где с таким блеском дебютировал до той поры никому не известный певец Николай Лавров. Настоящие театралы предпочитали иное название – «Кокошкинская академия», и судьба того же Лаврова служила лучшим тому обоснованием.
Совершенно случайно Кокошкину довелось услышать во время церковной службы в Новоспасском монастыре молодого певчего, занимавшегося в свои девятнадцать лет мелкой торговлей лесом.
Николай Чиркин никакого представления о театре не имел и не обратил внимания на предложение Кокошкина заняться его образованием. А потом в один прекрасный день сам пришел в дом на Арбатской площади и согласился на все условия хозяина.
Федор Федорович по своему методу стал готовить юношу к поступлению на сцену. Ни музыкального, ни общего образования у вчерашнего помощника приказчика не было.
Больше года провел Чиркин в Соловьином доме едва ли не взаперти, занимаясь с раннего утра до поздней ночи. В заключение получил более благозвучную фамилию – Лавров и появился перед зрителями во время торжественного открытия Большого театра.
Начинал с драматических спектаклей. И если самого Кокошкина отличала любовь к классической трагедии, выспренний стиль, у Лаврова все было наоборот. Он – сама простота и естественность на сцене.
Лавров превосходно играл Шекспира и был первым исполнителем роли Мельника в драматической постановке пушкинской «Русалки». Он постоянный партнер Михаила Щепкина, Надежды Репиной, Павла Мочалова, супругов Сабуровых, Булахова.
Современники согласно утверждали, что в жанровых ролях Лавров мог потягаться с самим Михайлой Семеновичем.
Соловьиный дом. Фото XIX в.
Не меньшие восторги вызывал и голос Лаврова. Заезжие итальянские знаменитости писали о его необычайно широком диапазоне: он пел партии от теноровых до басовых, и мало кому удавалось слышать второй такой богатейший бас профундо.
Для Лаврова писали многие композиторы, и в одном только архиве Алябьева сколько переписано пушкинских строк с неизменной пометкой «Для Лаврова»: «Мой друг, забыты мной следы минувших лет. И младости моей мятежное теченье.
Не спрашивай меня о том, чего уж нет, Что было мне дано в печаль и в наслажденье, Что я любил, что изменило мне…»
В 1840 году Лаврову предстояло исполнить в благотворительном концерте гимн Александра Алябьева «Москве благотворительной» для голоса с хором и оркестром. Буквально в канун концерта не стало 35-летнего певца, скончавшегося во время спектакля.
Его смерть потрясла московских театралов. В знак траура исполнение гимна Алябьева было отложено на год. Но через год гимн прозвучал вместе с еще одним алябьевским произведением – «Песнью на смерть Лаврова» на стихи поэта Семена Стромилова.
А поминальная литургия была отслужена в соборе Новоспасского монастыря.
Новоспасский монастырь. Фото н. XX в.
В канун Первой мировой войны монастырь носил название Новоспасского первоклассного ставропигиального. Его настоятелем был епископ Евфимий, наместником архимандрит Игнатий, ризничим иеромонах Василий, благочинным иеромонах Парфен.
На покое здесь жили епископы Владимир и Василий. Из одиннадцати монахов трое жили на покое. Кроме того, обитель имела семерых иеродьяконов.
Службы в Новоспасском монастыре до конца отличались исключительны порядком, благолепием и пением, собирая в полном смысле слова всю Москву.
Следующая глава
Новоспасский мужской монастырь: как добраться, где находится
Новоспасский Ставропигиальный мужской монастырь
Неподалёку от остановки метрополитена «Пролетарская» находится известный и единственный из наиболее древних монастырей – Новоспасский храм в столице России. Этот храм был построен в тринадцатом веке.
Краткая история
Вначале храм находился на территории, где сейчас располагается Даниловский храм. Однако через некоторый период времени храм переместили в Кремль. Затем после огромного возведения на местности Кремля храм вновь приняли решение перенести.
Согласно указу Ивана Грозного, монастырь расположили на Крутицкой возвышенности и произвели из монастыря истинную цитадель имея огромные защитные строения.
Таким образом эта цитадель начала оберегать Москву на подходах от противников наравне с Новодевичьим, Даниловым, Симоновым и Донским храмами.
Стены крепости и башни создал известный российский специалист – Фёдор Конь. Главное настоящее сооружение Спасо – Преображенного храма было построено в 1650 годах.
В подвале зданий данного монастыря похоронены много известных персон такие как – многочисленные дворяне семейства Романовых, епископы Порфирий и Пётр Екатерининский.
С начала девятнадцатого века в усыпальне захоронена Досифея, знаменитая как принцесса Августа Таракановая, дочка Екатерины Петровны.
В двадцатом столетии, когда пришли к правительству коммунисты храм заперли. Эта святыня одна из многих, которая потерпела от рук русских правителей. Некрополь при монастыре почти мгновенно был истреблён.
На его местности русское правительство разместило тюремный лагерь. В гробнице располагали особенно небезопасных правонарушителей. Святилища храма без следа пропали.
А в 1935 году храм попал в постановление руководства НКВД.
Новоспасский храм для мужчин возвратили только лишь в завершении 1990 года. Была выполнено реставрирование множества построек. В 2011 году храм праздновал двадцать лет со дня второго приобретения монастыря.
Ежедневно врата храма раскрываются в семь утра. Люди могут приходить в обиталище до восьми часов вечера. Затем настаёт период покоя, это период времени, когда монахи могут отдохнуть. В данное время в братии храма проживают двадцать пять человек. Ежечасно в храм приходит колоссальное число людей.
На протяжении года в Новоспасском храме происходит сбор пожертвований приходящих людей для того чтобы отлить колокол массой тысяча пудов. Данный колокол называется Романовский он назван в честь четыреста лет восшествия на трон семейства Романовых.
За минувшие двадцать лет в Новоспасском храме высажен превосходный сад с розами. В этом священном монастыре располагается наиболее огромный розарий в столице России.
Икона Всецарица в Новоспасском монастыре
Иное наименование данной иконы – Пантанасса. Подлинная святыня располагается на Священной возвышенности Афон в Греции. На данной возвышенности располагается Ватопедский храм. Сообщают, что святая икона была нарисована в семнадцатом веке.
Предания монахов сообщают, что однажды к данному образу приблизился юноша, и изображение Блаженной засияло весьма красочным светом. Парень от происходящего свалился на пол и от испуга выскочил из храма.
Юноша незамедлительно сознался монахам, что проживал грешной жизнедеятельностью, обучаясь колдовству и чародейству.
Таким образом Владычица мира появилась парню и уберегла его от нечестия, указав ему безгрешную дорогу.
Когда проходит литургия в Новоспасском храме в столице России около этого образа скапливается колоссальное число людей. Народ уважает данный образ, просят помощи у него, прочитывают молитвы и почитают дни с водоосвящением.
Святая святых всем преподносит свою поддержку, кто именно в ней имеет необходимость.
Монастыри и святыни обители Господней
- На местности монастыря имеется величавые святилища и храмы:
- • Собор святого Сергия Радонежского, который был возведён в завершении восемнадцатого века;
- • Собор образа Божьей Матери «Знамение», который был возведён в завершении восемнадцатого века;
- • Монастырь Покровы Пресвятой Богородицы, который был возведён в 1675 году;
- • Монастырь преподобного Романа Сладкопевца, который был построен в 1902 году;
- • Храм Спасо – Преображенный, который был основан в семнадцатом веке;
- • Собор Николая, который был построен в семнадцатом веке (ранее Петра Авессаломова).
Имеются на местности храма и чудодейственные иконы:
- • Почитаемый образ Смоленской Божьей Матери;
- • Образ Богоматери «Всецарица»;
- • Мощи безгрешных и знаменитых людей;
- • Мощи Марфы;
- • Лик Образа Спасителя девятнадцатого века;
- • И иные образы с частичками мощей.
График богослужений
- В настоящий период времени богослужения проходят в трёх монастырях обители. Ежедневно в монастырях проводятся:
- • Полунощница проводится в семь часов утра;
- • Литургия проходит в восемь часов утра;
- • Утренняя и вечерние службы.
По воскресеньям и в праздники евхаристия проходит в девять часов утра. В такие дни в храм прибывает колоссальное число прихожан и странников.
Нужно обозначить, что входить на местность монастыря нельзя в короткой одежде (шорты, платья, юбки) и всевозможные одеяния с оголёнными плечами. Девушка обязана непременно быть с покрытой головой.
Как добраться к Новоспасскому монастырю?
Наиболее подходящим вариантом – добраться на метрополитене. Сходите на остановки метрополитена Пролетарская и проходите по третьему Крутицкому проулку в направленности к Новоспасского шоссе. Весьма высочайшую звонницу храма возможно разглядеть издали.
Чёткое местоположение Новоспасского храма – Российская федерация, город Москва, расположен монастырь на Крестьянской площади номер десять.
В монастыре возможно заказать богослужение, молитву, оставить послание для евхаристии, осуществить таинство, службу и панихиду. Кроме того, на местности ансамбля функционирует учебно – методическое учреждение, воскресное учебное заведение, центр помощи, публикация, книгохранилище, православный юношеский журнал.
В тишине огромного храма великолепно остаться наедине сам с собой и прочитывать молитву.
Да пусть Вас всегда защищает Всевышний!
Новоспасский монастырь в Москве: иконы, святыни, фото, адрес
Монастырь в честь Всемилостивого Спаса в XIII веке основал возле Серпуховской заставы князь Даниил Московский. Иван Калита впоследствии перенес монастырь на Боровицкий холм.
Когда при Иване III началось каменное строительство в Кремле, монастырь перевели на его нынешнее место, Крутицкий холм. С той поры он стал называться Новоспасским монастырем.
На прежнем месте, в пределах Кремля, остался Спасо-Преображенский собор, известный также как Спас на Бору.
По завещанию в монастыре перезахоронена московская старица инокиня Досифея. В миру она была известна как принцесса Августа, дочь императрицы Елизаветы Петровны. В усыпальнице погребен и великий князь Сергей Александрович, убитый террористом в 1905 году. Он стал последним представителем рода Романовых, нашедшим успокоение в монастырских пределах.
На принадлежащей монастырю территории воздвигнут памятный крест. Он воссоздан по проекту В.М. Васнецова и в точности повторяет тот крест, что был установлен в Кремле на месте гибели князя (в XX веке оригинальный крест был уничтожен).
На территории Новоспасского монастыря покоится прах старца Филарета, около полувека подвизавшегося в этой обители.
Настоятельный корпус монастыря построен Патриархом Филаретом в первой четверти XVII века. Каменные стены и башни монастыря возведены в том же веке.
Став архимандритом Новоспасским, патриарх Никон по царскому указу перенес в Новоспасский монастырь чудотворную икону Нерукотворного Образа Спасителя. На протяжении нескольких веков икона была главной святыней этой обители.
В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт, а некрополь уничтожен. В стенах монастыря расположился исправительно-трудовой лагерь, а в усыпальнице рода Романовых устроили женскую тюрьму. После закрытия храмов на их месте создали склады и тюремные бараки.
Монастырская община до 1926 года существовала при храме святителя Николая. Туда же была перенесена главная святыня обители. После закрытия храма Образ Спаса Нерукотворного был утерян.
В 1935 году монастырский комплекс стал частью сооружений, находившихся в ведении хозяйственного управления НКВД. В одном из храмов разместили архив, в другом – овощехранилище и склад конфиската. В одной из построек монастыря некоторое время располагался медицинский вытрезвитель. Большинство помещений переоборудовали под жилье.
С конца 60-х годов прошлого столетия в Новоспасском монастыре находился ВНИИ реставрации. Позже тут же оборудовали мебельную фабрику.
Русской православной церкви монастырь возвращен в декабре 1990 года. В марте 1991 года в воссозданной обители совершена первая литургия.
В состав архитектурного комплекса Новоспасского монастыря входят:
- Спасо-Преображенский собор;
- храм в честь преподобного Романа Сладкопевца;
- храм Покрова Пресвятой Богородицы;
- храм Николая Чудотворца;
- храм Сергия Радонежского.
В стенах монастыря хранится множество святынь. Здесь же расположены фамильные захоронения императорского дома Романовых. На территории Новоспасской обители действует пять храмов. Здесь есть издательство, воскресная школа. Одно из направлений деятельности общины – просвещение в области религии.
На территории монастыря разрешена фото- и видеосъемка.
Монастырь имеет в своем составе несколько подворий, расположенных в Московской и Калужской области.
Утреннее богослужение начинается в каждый будний день в 8 часов, вечернее – в 17 часов. По воскресным и праздничным дням здесь проводится литургия.
Адрес монастыря: 115172, г. Москва, Крестьянская пл., 10.
Монастырь является самой древней монашеской обителью столицы России. Свое название Новоспасский монастырь получил после переноса его с Боровицкого холма в нынешнее место.
После избрания на царство Михаила Романова в 1613 году и после перенесения столицы России в Санкт-Петербург императорский дом продолжил прежние традиции: императоров стали хоронить в Петропавловском соборе, а родственников царей – в фамильной усыпальнице Новоспасского монастыря. Все эти захоронения после Октябрьской революции были уничтожены. Восстановлена усыпальница была лишь в 90-е годы прошлого столетия. Теперь здесь расположился небольшой музей, где рассказывается об истории монашеской обители.
Архитектурный ансамбль монастыря складывался годами. Каменные стены были возведены в XVII веке. В то время они имели не художественное, а стратегическое значение. Обитель была одной из крепостей, способной защитить Москву при нападении врага.
Чтобы попасть на территорию монастыря, требуется миновать ворота. Над ними возвышается колокольня, построенная в XVIII веке. Ее высота – 78 метров. На одной оси с колокольней находится Преображенский собор. Это главный монастырский храм, заложенный еще в XVII веке.
Интерьер храма украшают росписи, символизирующие родословие дома Романовых. На паперти собора посетители могут увидеть изображения знаменитых философов античности: уникальный случай для православного собора.
Своеобразие данной фрески состоит в том, что она выражает глубокую мысль: христианская мудрость всегда выше любой языческой мудрости, каких бы высот та ни достигла.
В Преображенском соборе собрано немало образов святых-мучеников, пророков, преподобных и праведных. Храм известен также своими изображениями на стенах. Они в большинстве своем датируются XVII веком. В центральной части храма – семиярусный иконостас, где изображены святые, Спаситель и Божья Матерь.
Преображенский собор был устроен по образу Успенского собора будущим Патриархом Никоном. Здесь совершали «царские выходы» в обитель все без исключения правители Руси, начиная с Михаила Романова. Царственные особы считали своим долгом поклониться отеческим гробам.
В стенах Новоспасского монастыря хранится немало святынь. Среди них есть и бесценные реликвии:
- частица ризы Спасителя;
- частица ризы Девы Марии;
- щепка из креста, на котором распяли Иисуса;
- частички мощей многих святых.
Для хранения святынь предусмотрен специальный ковчег. Во втором мощевике хранятся мощи святых Киево-Печерского монастыря. Среди святынь обители – пояс святого Иоанна Кронштадтского. Святыни, принадлежащие монастырю, привлекают тысячи паломников. Посетители православной обители могут приложиться здесь к святым мощам.
На территории обители находится копия креста, расположенного в пределах Кремля. Эта святыня посвящена убиенному террористом князю Сергею Александровичу Романову, бывшему губернатору Москвы.
Он погиб в результате взрыва бомбы, брошенной эсером. Жена князя, обладая глубокой верой в силу исповеди, пришла в тюрьму к террористу и стала уговаривать его раскаяться в содеянном. Она дала слово, что будет ходатайствовать о его прощении.
Но террорист не принял условий и пошел на казнь.
Имеются в монастыре и особо почитаемые иконы. Среди них – икона «Всецарица». Это точная копия с афонского образа. Она прославилась многочисленными исцелениями тех, кто молился о помощи с искренней верой.
Многих интересует, почему Новоспасский монастырь именуют ставропигиальным. Такое название получают православные обители, крест в алтаре которых водрузил сам Патриарх. Такие обители попадают под опеку канонического управления главы Русской православной церкви. Патриарх назначает в этих монастырях наместников: архимандрита или игуменью.
Ставропигиальные монастыри имеют ряд привилегий. К примеру, им предоставляется право самоуправления и получения определенной независимости. Из нескольких сотен православных комплексов на территории России только 25 обителей считаются ставропигиальными. Одна из обителей с этим особым статусом – Новоспасский мужской монастырь.
В Новоспасском монастыре царит атмосфера святости и неповторимый микроклимат. Здесь плодоносят абрикосовые деревья, а в саду произрастают цветы невероятной красоты. Верующие считают, что на этот православный комплекс снизошла милость Бога.
Молитва о спасении, совершенная в обители, приобретает особое звучание. Служение Отечеству воспринимается здесь как продолжение вековых традиций предков.
Многие из тех, кто посещал храмы монастыря, говорят о том, что испытали необъяснимую радость молитвенного присутствия.
☦Новоспасский монастырь: история и фото
Что есть что в церкви
Но история монастыря началась еще в XIII веке, когда князь Даниил Московский заложил на южных подступах к Москве монастырь с церковью Даниила Столпника (сейчас это Свято-Даниловский монастырь). Около 1330 года Иван Калита перевел братию в Кремль. Но после опустошительного кремлевского пожара 1488 года встал вопрос о переносе обители на новое место — за город.
Современное здание Спасо-Преображенского собора построили в 1645 году на средства Михаила Феодоровича. Новую церковь поставили на фундаменте каменного храма XV века.
Несмотря на события XX века в соборе сохранились интерьер и росписи.
Среди них можно найти интересные неканонические сюжеты на сводах галереи: портреты философов, генеалогическое древо государей российских и даже изображение мифического Орфея.
В подклете собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки рода Романовых и их родственники. На территории Новоспасского монастыря также находится усыпальница инокини Ивановского монастыря Досифеи, предполагаемой дочери Елизаветы Петровны. Недавно ее останки перенесли в Романовскую усыпальницу.
Стены и 8 башен Новоспасского монастыря построили в 1640-1642 годах.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам
Они превратили обитель в крепость: длина стен — 650 м, высота — 7,5 м, толщина — 3 метра. Стены монастыря были приспособлены для ведения лучевого, мушкетного и пушечного боя.
Также на территории обители базировался стрелецкий полк, хотя ни одной атаки им отражать не пришлось (тогда как деревянные стены Новоспасского монастыря много раз страдали от татарских набегов).
В XVIII веке на месте одной из башен появилась колокольня со Святыми вратами. Ее высота 75 метров.
Сейчас Новоспасский монастырь стоит на берегу пруда, но в XVIII столетии его с трех сторон окружали озера, а к реке спускались оранжереи с диковинными растениями. В центре пруда находился насыпной остров, а на берегу была братская баня.
Новоспасский монастырь закрыли в 1918 году, и на его территории разместили лагерь НКВД и исправительно-трудовой дом.
Кладбище монастыря уничтожили, а памятники, имеющие архитектурную ценность, приписали к музею Симонова монастыря. В Новоспасском монастыре работал смертный конвейер: сюда привозили заключенных, здесь их расстреливали и затем хоронили в насыпи со стороны Москвы-реки.
После Великой Отечественной войны на территории обители разместили квартиры и различные учреждения. Лишь в марте 1991 года Новоспасский монастырь вернули Церкви.
В 1995 году в Новоспасскую обитель перенесли прах великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым. На территории монастыря также воссоздали памятный крест по проекту Виктора Васнецова. Это точная копия памятника, стоявшего в Кремле.
В Новоспасском монастыре работает музей, рассказывающий об истории обители и о жизни бояр Романовых.
Говорят, что… …Иван Жеребцов планировал устройство еще одного яруса колокольни Новоспасского монастыря. Но не хватило денег. Да и до окончания строительства архитектор не дожил. Похоронили его у подножия колокольни.
/