Фотографии старой москвы. старейшие и современные, дореволюционные, кремля. история города

8 марта 20162016-03-08T12:00:00Z2016-03-08T12:00:00Z Несколько лет назад я делал для вас подборку старейших фотографий столицы. С тех пор в открытом доступе их стало намного больше.

Я выбрал самые интересные и красивые и теперь приглашаю вас как следует прогуляться по Москве XIX столетия и понять, что изменилось за полтора века, а что осталось на прежнем уровне.

Почти все фотографии в посте сделаны до 1875 года, за исключением снимков, не поддающихся датировке, и видов из железнодорожных альбомов.Итак, старейшие фотографии Москвы! Издание второе, дополненное и исправленное.Старейшее известное фото Москвы.

Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагерротип Леребура, сделанный в 1842 году. На фотографии виден начальный этап строительства Большого Кремлевского дворца. 1842 год.

в

Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны ещё в 1839 году: «5 июля 1839 года в прибавлении №53 к газете «Московские ведомости» москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: ДАГЕРРОТИП.

Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб.

асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…».

Один из старейших дагерротипов с изображением Москвы. На изображении ещё нет колокольни церкви Николая Чудотворца на Берсеневке (её построят в 1854 году). На сайте французского Музея фотографии этот снимок датируется 1842 годом.

Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура 1842 года, первый известный снимок храма Покрова на Рву. В оригинальном издании под снимком видна подпись «Daguerreotype Lerebours».Фотография Роджера Фентона 1852 года, на которой запечатлен Большой Каменный мост XVII века. Этот уникальный памятник архитектуры допетровской Москвы уничтожили в 1858 году со стандартной формулировкой «за ветхостью». На остатках старых опор построили новый железный мост, который в 1938 году заменили на ныне существующий.Одна из первых фотографий Кремля, 1852 годОдна из первых фотографий Большого театра. Фото сделано уже после пожара 1853 года и последующей реставрации.Панорама Театральной площади перед коронацией Александра II, 1856 год. По периметру площади построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации.На Красной площади тоже иллюминационные конструкции в честь коронации.Вознесенский монастырь (разрушен в 1929 году) и Спасская башня, тогда ещё белая.Вид на Красную площадь, 1870-1888 годы. Спасская башня уже красного цвета.Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.Воскресенская площадь (ныне площадь Революции), 1870-1875 годыТорговля Челнокова у Воскресенских ворот, 1874 годПанорама Москвы из Кремля, 1856 (кликабельна!). Одна из первых видовых фотографий города.Вид со Спасской башки, 1860-1863 годыВид с колокольни Ивана Великого в сторону Швивой горки, 1860 год. Стены Кремля ещё белые, а прясло ремонтируют: на этом участке стены был переделан цоколь и заново переложены 58 зубцов.Вид на Кремль от Швивой горки. Фентон, 1852 год.

Вид с только что отстроенной колокольни церкви Николы на Берсеневке. Из комментариев: «Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас. Справа – первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке. Слева направо на горизонте: портик гимназии Кирпичниковой по Знаменке, 12 (теперь – муз. школа им. Гнесиных); правее – дворовый фасад д. 9 на той же Знаменке (перестроен); ещё правее – собор и колокольня Крестовоздвиженского женского монастыря (если кто не знает – стоял напротив Военторга, Воздвиженка, 7); в центре кадра – Пашков дом и перед ним – колокольня ц. Николы Стрелецкого; затем – ц. Знамения на Шереметевом дворе; у правого края – комплекс зданий Университета – Моховая, д. 9 (ещё с боковым портиком) и Моховая, 11 (виден только купол). Пречистенская набережная застроена домишками так тесно, что даже не читается (как и соседняя Ленивка). Над парапетом моста – ныне существующий особняк по Кремлёвской наб., 1 (только с первоначальным, более приличным мезонином)».

Вид на южную часть Кремля

«Вид из-за Москвы-реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана, а возле нее – усадьба Шапкиных/В.П. Щукина/М.Ф.

Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня, и за ней – церковь Св.

Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь».

Купола церквей в Кремле. Снова Фентон и снова 1852-й. Из комментариев: «В отличие от дагерротипов Леребура 1842 г., эта фотография была сделана по новой тогда технологии – на вощеной бумаге, а не на посеребренной металлической пластине. Время выдержки существенно сокращалось, но четкость изображения была значительно хуже, чем у дагерротипов».

Фотография Фентона «Внешние стены Кремля, Москва». Храм Христа Спасителя ещё не достроен.

    Строительство храма Христа Спасителя. Фентон, 1852-й.В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.

    1869 годВид на Москву с храма Христа Спасителя, 1867 год (панорама кликабельна!)Румянцевский музей, 1850-1880. Перед зданием, похоже, видны тачки водовозов.Страстной монастырь, 1855. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь. Кстати, какое-то время памятник Пушкину (он был установлен в 1880 году) стоял перед надвратной церковью.

    Вот что вспоминал Валентин Катаев:

    «Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам.

    [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря».

    С приходом советской власти монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году все постройки монастыря были снесены при реконструкции ул. Горького (Тверской) и Пушкинской площади.

    Со времён империи сохранилось лишь название Страстной бульвар.

    Трубная площадь, 1855-1860-е. Из комментариев на Pastvu: «Если верить очень «сочному/смачному» бытописателю Москвы XIX века В.А.

    Гиляровскому, которому случалось, между прочим, ошибаться и в датах, и в московской географии (см. книга «Москва и москвичи», глава «На Трубе»), то тут перед нами на этом фото пока ещё т.н.

    «Афонькин кабак», на месте которого после реформ 1861 года Александра II был возведён ресторан «Эрмитаж Оливье» по взаимной договоренности купца Пегова и повара из Франции Люсьена Оливье».

    Кулишки, 1860-1870. Рядом с храмом Всех Святых сейчас вход в метро «Китай-город».Мэрия Москвы ) Так выглядел дворец генерал-губернатора до реконструкции и возведения надстройки в 1940-х годах.Гостиница «Дрезден» в Столешниковом переулкеКузнецкий мост от Большой ДмитровкиДавайте посмотрим на Москву, которую больше нигде наблюдать нельзя.

    На фотографии – временный Народный театр на Китай-городе, представленный Отделом попечения о нравственном улучшении рабочих. Это один из экспонатов Политехнической выставки 1872 года.Павильон Петра Великого, построенный к Политехнической выставке 1872 года.

    Собственно, к юбилею первого российского императора (200 лет со дня рождения) эта выставка и была приурочена. На выставке одновременно были представлены сельскохозяйственные, промышленные, научные, военные и культурные достижения Российской империи. За три летних месяца её в общей сложности посетили 750 тыс.

    человек, а часть экспонатов потом разместилась в Историческом и Политехническом музеях.Сухарева башня, 1861-1872. Башня стояла «в устье» Сретенки с 1695 года, но в 1934-м её разрушили при реконструкции Сухаревской площади (вернее, сразу двух площадей, Большой и Малой). Сейчас на её месте стоит стела в память о башне.

    Триумфальные ворота Бове тогда находились на Тверской заставе, возле Брестского (сейчас Белорусского) вокзала. В 1936-м они были разобраны при реконструкции площади. На Кутузовском проспекте сейчас стоит их копия из более современных материалов.Красные ворота, 1855-1860.

    В декоре присутствуют вензели Николая I с коронами, позднее заменённые на вензели Екатерины без корон. Кстати, снести ворота собирались ещё в 1854 году, но их отстоял инженер-генерал Дельвиг, двоюродный брат поэта. В итоге арка была уничтожена при расширении Садового кольца в 1927 году.

    Ещё на Красной площади когда-то стояло здание Земского приказа, оно же – здание Главной аптеки и первое здание Московского университета. Но в 1874 году его разобрали, а на его месте построили Исторический музей.

    «Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей».

    Начало строительства Исторического музея, 1875 год.

      Много фотографий Москвы третьей четверти XIX века посвящено железной дороге. На этом снимке – станция Крюково в 1855-1864 годах. Тут была одноимённая деревня, позже образовался одноимённый посёлок железнодорожников.

      В 1938 году их объединили в посёлок городского типа, который затем вошёл в состав Зеленограда.Станция Химская в 1855-1862 годах. 17,4 версты (18,56 км) от Москвы, а именно от Николаевского вокзала. Кстати, расстояние с тех пор почти не изменилось. Зато изменилось название.

      Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. Из комментариев: «Первое в Москве паровозное депо было построено в 1847-49 годах по проекту Константина Тона. Здание имеет круглую форму, в его середине располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло.

      Всего было 20 стойл или, как их сейчас называют, канав. Вместо ещё одного стойла был устроен сквозной тоннель для проезда паровозов внутрь здания. Над поворотным кругом был устроен купол из металлических конструкций.

      Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго – уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания. Всего было построено девять круглых депо, в Москве такое здание – единственное».

      В 2011 году депо было выкуплено РЖД, а в 2013-м – частично снесено. Суд по заявлению «Архнадзора» приостановил его снос, в 2014 году представители РЖД заявляли о реконструкции Кругового депо, но что в итоге с ним будет, неизвестно.На будущей площади Трёх вокзалов вокзал пока только один, Николаевский.

      Ярославский (изначально Троицкий) и Казанский (изначально Рязанский) начнут работать с 1862 года, но «таксисты» тут уже дежурят )Полустанок «Люблино». Раскрашенная фотография из альбома видов Московско-Курской железной дороги. По одним данным, альбом вышел в 1878-м году, по другим – в 1885-м.

      Полустанок «Бутово»Железнодорожный мост через Москву-реку на месте нынешних Верхнего и Нижнего Сабуровских мостов.Андроников виадук (железнодорожный) через реку Яузу, построенный в 1865 году.Вокзал Курской железной дороги. Станция находилась недалеко от нынешнего Курского вокзала, но несколько севернее, в районе Путейского тупика, где сейчас стоят огромные стеклянные офисы.

      Пробежимся по окраинам. Пасека на территории нынешнего Измайловского парка.

      Дорогомиловский мост, 1860-1867, фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Из комментариев: «Деревянный мост, разбиравшийся на время половодья, простоял до 1864 года.

      Этот мост был куда ниже последующих металлического и каменного мостов, отчего левый берег («Гора Варгуниха», «Варгунихина гора») сильно возвышается над ним. Теперь рельеф не так заметен (хотя всё же ощущается). Над мостом – храмы Иоанна Предтечи в Кречетниках (левее) и Николы на Щепах (правее)».

      Строительство Перервинской плотины Первая система шлюзования на Москве-реке была сооружена в 1874-1877 годах акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства». Плотины сделали Москву-реку судоходной на протяжении 154 км, от Перервинской плотины до устья.

        Московский зоосад.

        Фотография сделана до 1890-х годов, когда Малый пруд окончательно отделился от Большого. Раньше это был единый водоём.Вид на нынешнее Медведково из нынешних МытищВид от усадьбы Кунцево на село Крылатское, 1865-1877

        «Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время.

        Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском», 1879 год. Из комментариев: «Позади Генеральной (Электрозаводской) улицы видны улицы Буженинова, Суворовская, 9-й Роты. Фотограф стоял на здании мануфактуры Жан-Пьера Мусси-Жиро.

        Проглядывают колокольня и надвратный храм на Преображенском валу, во владении №25, и Успенская моленная, башни и дом с львиными воротами во владении №17 по валу».

        Оказывается, уже тогда в Москве были маршрутки! Эта линейка например, снята в Серебряном Бору.

        Из очерка Петра Богатырёва «Московская старина»: «Линейки – это достопримечательность тогдашней Москвы.

        Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку. Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти.

        Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу». А должно было быть, как водится, несколько иначе – из газеты «Московские ведомости» за 1847 год: «…

        с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми…».

        Вот выдержка из правил работы линеек: «Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти…».

        Кстати, линейки катались не только по окраинам, но и в самом центре. Например, «маршрутки» парковались прямо у собора Василия Блаженного!

        Большинство фотографий для этого поста взяты с сайта Pastvu, крупнейшего архива исторических снимков.

        • Китай
        • Шанхай: я вернулся!

        Популярные посты по тегу Москва Старые фотографии Москвы

        • 25 ноября 2019, 20:20
        • 23 ноября 2019, 20:27
        • 4 декабря 2019, 12:33
        • 28 мая 2019, 12:00
        • 10 февраля 2019, 16:21
        • 9 августа 2019, 16:05

        Источник: https://varlamov.ru/1610440.html

        Уникальные фотографии дореволюционной москвы

        Эти снимки были опубликованы еще в далеком 2012 году, блогером Ильей Варламовым. Серия оцифрованных снимков города проекта «Старая Москва» в своем роде уникальна. Многих памятников архитектуры уже нет, их разрушали и уничтожали в силу утраченной архитектурной ценности.

        Менялись названия улиц, массово сносились дома в целях расширения города… С одной стороны, Москва меняла облик, с другой — теряла свою самобытность.

         Многие фотографии не удалось идентифицировать, потому было бы интересно услышать Ваше мнение и предположение касаемо тех или иных мест на дореволюционных фотографиях Москвы.

        Пречистенская набережная в Москве, до 1918 года. Название набережной возникло в XVIII веке по улице Пречистенка и первоначально относилось лишь к части её современной длины.

        В 1924 году вместе с бывшей набережной Храма Христа Спасителя, которая шла от Соймоновского проезда до Большого Каменного моста, была переименована в Кропоткинскую.

        В 1992 году набережной было возвращено её историческое название.

        Большой Каменный мост в Москве. Общая длина — 487 метров, а в ширину около 40 м. Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех московских мостов. На большинстве эффектных открыток с видами на Кремль фигурирует именно Большой Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля.



        Кремлевские орлы еще на своих местах, совсем скоро — в 1935 — ом их поменяют на звезды, как новые символы государственной власти. Более подробно на эту тему, мы писали здесь — рекомендую.


        Храм Христа Спасителя — уникальный памятник военной славы. Также был разрушен — взрывали дважды, первый заряд выдержал, на втором — подчинился. Не менее трагична судьба памятника Александра III — вы его также увидите на этом фото. Его снесли первым. Об этом также рекомендую прочесть познавательную статью.


        На Красной площади. Уникальный снимок — красивый, живой.

        Тверская улица до революции

        Шуховская башня (другие названия — Шуховская телебашня, Шаболовская телевизионная башня, Радиобашня Шухова) — новаторская для XX века гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки.

        Расположена в Москве на улице Шухова. Построена в 1920—1922 годах по проекту академика В. Г. Шухова. В 2015 году подобных Шуховских башен насчитывается 8 в разных городах Российской Федерации.

         С 2002 года башня для вещания не используется, хотя на ней до сих пор размещены передатчики сотовой связи

        Вот так, например, выглядела Лубянка до сноса стены. Единственный ее участок сохранился за гостиницей «Метрополь». Проход туда закрыт, сейчас там свалка гостиницы и паркуется служебный транспорт.

        Москворецкий мост. Расположен рядом со Спасскими воротами Кремля, соединяет Васильевский Спуск, улицу Варварку с улицей Большой Ордынкой. Длина с подходами — 554 м, ширина — 40 м.

         27 февраля 2015 года на этом мосту был застрелен политик Борис Немцов. В связи с этим соратник Немцова, сопредседатель «РПР-Парнас» Михаил Касьянов, предложил дать мосту новое название — Немцов мост.

        Собор Василия Блаженного, вид с севера. Один из самых древних храмов в России, одно из самых красивых украшений Москвы, первый в списке самых главных символов России. Очень познавательную статью о храме читайте здесь.

        Спасские ворота — главные ворота Кремля. Над ними возвышается Спасская Башня, в шатре которой установлены знаменитые часы — куранты.

        Вид на Кремль с Раушской набережной. Раушская набережная (Роушская, до 1870-х гг. Заяицкая набережная) Получила современное название в 1-й половине XIX века по находившимся в этой местности с XV века ровушек — канав, отводивших воду из пойменных земель Замоскворечья (засыпаны в 1835 году).

        Где это — подключайтесь. Как называется улица?

        Рынок на Красной площади. Рынок разворачивался на Красной площади за неделю до Пасхи. Возможно на площади торговали и чаще, не только в канун Пасхальных праздников — информацию не нашел…

        Красные ворота. Сейчас ничего из этой красоты не сохранилось. Красные ворота — триумфальная арка в стиле барокко, существовавшая в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Память о ней сохранилась в названии площади Красные Ворота. Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Была снесена в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки. Кстати — в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных ворот родился М. Ю. Лермонтов.
        Смотрите, какая красота! Какой фонарь! Какие улицы… фотография 1915 года. Самим идентифицировать не получилось, но помог наш читатель Алексей, указавший в х к статье название улицы — 1-й Смоленский переулок с церковью Св. Николая. Сама Церковь до сих пор существует, несмотря на свой возраст — первое упоминание в 1649 году. Спасибо Алексей!

        Собор Василия Блаженного, вид с юга.

        Наводнение в Москве. Пятницкая улица? Одно из крупнейших наводнений в Москве произошло в апреле 1908 года, на Страстной неделе, которая выдалась удивительно тёплой. С одной стороны, это радовало людей. С другой, в городе оставалось много снега, который начинал быстро, очень быстро таять. Наводнение началось 10 апреля и продолжалось пять дней.

        Разливом Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала была охвачена почти пятая часть всей площади города. Но Подмосковью досталось ещё сильнее. От наводнения пострадало почти 200 тысяч человек. Среди погибших в основном были люди низших классов. После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения.

        Например, такая отметка сохранилась на Якиманской набережной, дом 4, стр. 1.

        Воскресенские ворота. Ворота несколько раз меняли свое название.

        В частности, они назывались Львиные (во рву между Никольской и Собакиной башнями Кремля жили львы, которых Ивану Грозному подарила английская королева), Неглименские (до 1821 года перед воротами стоял мост через реку Неглинная), Богоявленские (по названию храма), при царе Алексее Михайловиче — Троицкие (по Троицкому подворью), Триумфальные, Куретные, Иверские (по часовне) и Воскресенские (в 1689 году к башне была прикреплена икона Воскресения Христова). Сооружены в 1535 году как двухарочные ворота стены Китай-города.

        Спасская башня (ранее — Фроло́вская башня) — выходящая на Красную площадь одна из 20 башен Московского Кремля. Спасская Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III. Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней. В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

        Вид с Ивана Великого к юго-востоку, на Садовники и Котельники, 1850-е — 60-е годы. На фотографии изображен Московский мост. Он ещё с деревянными пролетами, которые исчезнут во время пожара в 1870 году. Москва река, Яуза.

        Дворец Тутолмина (крупный светлый объект над рекой в центре кадра). На фото видна церковь Николы Заяицкого. Большой Устьинский мост еще не возведен. Котельники и Таганка сплошь застроены крошечными домишками.

        В левой части фото хорошо заметен дом Баташовых, где немного позже будет находиться Яузская больница, и церковь Мартина Исповедника.

        Агитационный самолет АНТ-9 «Крокодил» эскадрильи им.Горького. Идея создать агитационный самолет журнала «Крокодил» возникла в 1935 году. Для того, чтобы заработать денег на собственный самолет , редакция сделала специальный выпуск журнала. Участвовал в Великой Отечественной войне…

        Особняк Миндовского с девушкой на крыше. Фото между 1911-1914 гг.Особняк Миндовского на Поварской улице — одна из лучших построек московского модерна. Демонстрирует интерпретацию франко-бельгийских мотивов.

         Здание до конца 1900-х годов оставалось в собственности «Московского Торгово-строительного акционерного общества». Затем дом был приобретен богатым верхневолжским текстильным фабрикантом Иваном Александровичем Миндовским.

        С 1924 года в нем обосновалась Шведская миссия, затем посольство Швеции в СССР. С 1973 года по настоящее время особняк Миндовского является официальной резиденцией Посольства Новой Зеландии в Российской Федерации.

        1900-1910 Каретная площадь. В XVII веке переулок в Центральном административном округе города Москвы назывался Тележный ряд, так как тут изготавливали и торговали телегами.

        В XVIII веке производство стало развиваться и началось изготовление карет, и Тележный ряд стал Каретным. Улица была престижным местом проживания. Дома здесь строились знатью и богатыми купцами.

         На месте элитного жилого дома на Большом Каретном переулке 12/24 ранее располагалась знаменитая усадьба, принадлежавшая семье Тургеневых.

        Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

        Источник: https://moiarussia.ru/unikalnye-fotografii-dorevolyutsionnoj-moskvy/

        Самые старые фотографии Москвы

        • Со второй половины 19 столетия Москву активно фотографировали, сначала это были примитивные дагеротипы (светочувствительная медная пластина с серебряным покрытием), затем на смену пришла более прогрессивная техника и фотографий Москвы 1870-80-х уже очень много, давайте же посмотрим самые старые документальные изображения Москвы.
        • Смотреть самые старые фотографии Москвы —>
        • Заглавное изображение — это, строго говоря, не фотография, но и произведением художника ее можно назвать лишь с натяжкой.

        Это раскрашенная гравюра, сделанная по дагеротипу Леребура 1841 г. — старейшее документальное изображение Москвы. На основе полученного дагеротипа в 1842 году была сделана гравюра и раскрашена для издания. Черно-белый вариант гравюры выглядел следующим образом:

        Конечно, выдержки тогда составляли не одну минуту, поэтому люди на пристани и лодка, скорее всего, плод воображения художника. На изображении, тем не менее, прекрасно запечатлена стройплощадка Большого Кремлевского дворца.

        Проходит десяток лет, и фотографическая техника делает большой прорыв:

        В 1852 году британец Роджер Фентон делает эту фотографию белых башен московского Кремля, уже построенного Большого Кремлевского моста и леса на реке.

        Еще одна фотография из середины 1850-х:

        Редкая фотография старого Большого Каменного моста, построенного еще в конце 17 столетия и стоившего таких неимоверных денег, что поговорку «дороже, чем каменный мост», порой можно услышать и в наши дни.

        К 1858 году мост был заменен на металлический, а название так за 150 лет прочно вошло в московскую топонимику, что даже нынешний предвоенный «сталинский» мост мы до сих пор именуем Большим Каменным. См.

        нашу публикацию Мосты Москвы.

        На переднем плане снова видим привезенный в Москву по реке лес.

        Примерно в это же время оглянемся назад:

        Снова фотография Роджера Фентона, 1852 год — строится Храм Христа Спасителя.

        И опять штабели леса по набережной.

        Моховая улица, дом Пашкова и строящийся Храм Христа Спасителя в 1855 г.

        Проходит еще год:

        Крымский вал в огородах. А с Храма Христа Спасителя частично сняли леса, 1856 г.

        Проходит еще два года и картина меняется:

        В 1858 году с Храма Христа Спасителя сняли леса, и он предстал во всем своем великолепии. Однако внутри предстояло сделать еще много отделочных работ, которые к тому же затянулись, и храм официально освятили и открыли лишь в 1883 году.

        Еще одна интересная деталь — уже снесен старый Большой Каменный мост, а новый еще не построили, вместо него временное сооружение.

        В конце 1850-х со стороны Александровского сада Кремль активно реконструировали, стены уже к тому времени порядком поизносились. В результате, в цоколе был положен белый камень, а 78 зубцов на стене были сооружены заново.

        Перейдем в начало 1860-х — именно в это время в Москве были отсняты все основные достопримечательности и улицы:

        Чуть отойдем от самого центра:

        Крепостное право отменили, народ хлынул в города. На, удивление, общее впечатление от Трубной площади уже примерно такое же как сейчас. Здание, где был «Афонькин кабака», с портиком слева позже перестроят и откроют ресторан и гостиницу «Эрмитаж», где позже французский шеф-повар Люсьен Оливье, придумавший хорошо всем известный салат.

        Нынешняя Славянская площадь у выхода из м. Китай-город уже более-менее узнаваема в 1860-70-х. Храм сохранился, дома слева тоже, но надстроены.

        Одна из самых старых фотографий Красной площади. Примерно начало 1860-х. Еще нет ровного покрытия, на площади неровно лежит булыжник, то тут, то там грязь. Спасская башня белая. Прямо вдоль стены стоят торговые палатки.

        Примерно те же 1860-е- начало 1870-х. Активный базарный день, и извозчики носятся туда-сюда. Общественный транспорт находится в зачаточном состоянии, первая линия «конки» будет запущена в 1872 г. Весь Васильевский спуск плотно занят малоэтажной застройкой.

        1. Вход на Красную площадь — Воскресенские ворота. Справа от ворот в 1875 году начнут строить огромное здание Исторического музея, а пока еще здесь можно видеть старые палаты земского приказа 17 века
        2. Начало строительства Исторического музея

        Здание Архива иностранных дел на Моховой. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека и площадка с памятником Достоевскому.

        Дом генерал-губернатора на Тверской. Вся крыша еще в печных трубах, а булыжник на одной из центральных площадей города также лежит не лучшим образом.

        • К началу 1880-х улица сильно изменилась и оживилась (хотя в данном случае еще и выдержки фотоаппаратуры стали короче)
        • И вновь Кремль в конце 1860-х-начале 1870-х с изящной оградой Большого Москворецкого моста, газовыми фонарями и зеленой набережной
        • Павильоны Политехнической выставки 1872 г.
        • Рынок на Трубной площади. Продают саженцы садовых деревьев, а на переднем плане конка идет в сторону Цветного бульвара
        • И закончим, пожалуй, концом 1970-х и видом Ивановской горки:
        • Начиная с 1880-х количество фотографий Москвы увеличивается в геометрической прогрессии, и с этого времени фото Москвы уже можно смотреть бесконечно.
        • Все фото взять с лучшего архива старых фотографий в сети: pastvu.com

        Источник: http://moscowwalks.ru/2015/12/15/oldest-moscow-pics/

        История Москвы в фотографиях

        Москва менялась все время, начиная с постройки каменных стен старого Кремля и постепенного расширения города. В Советские времена у города появился облик Новой Москвы — столицы СССР. Современная Москва также не стоит на месте и меняется порой прямо на глазах.

        Старая Москва

        Узкие улочки, тесные тротуары, зеленые бульварчики, обилие извозчиков и сплетение трамвайных путей. Вот такой представлялась старая Москва дореволюционного периода.

        XIX век

        Фотографии Москвы конца XIX века — мостовые выложенные брусчаткой, стены старого Кремля, профессии, которые исчезнут в будущем: извозчики, трубочисты, гигантские водонапорные башни, прежние верхние торговые ряды и строительство новых, будущего Гума

        Начало XX века

        Фотографии Москвы начала XX века — конные упряжки, бесконечный трамвайные пути и гремящие по ним вагоны, наводнение в начале XX века, извозчики, торговцы, московские дворники и река-Москва на фоне стен Кремля, ещё не окованная стенами набережных канала.

        Советская Москва

        Советское время сильно поменяло облик новой Москвы. Как и следует столице советского государства, от центра к окраинам протянулись широкие проспекты и улицы, расширились площади, Садовое кольцо, появился метрополитен. город стал тянуться к окраинам, превращая их в крупные жилые массивы.

        1920-е годы

        Фотографии Москвы 1920-х годов — Москва еще не перестроенная, вся в узких улочках и трамвайных путях, где по всей ширине проезжей части кучкуются извозчики, а прохожие шастают, натыкаясь друг на друга.

        1930-е годы

        Фотографии Москвы 1930-х годов — Молодая Советская Москва нового для москвичей и жителей страны времени. Быстро строятся новые здания, учреждения, дома культуры, расширяются площади, взамен старым привычным тесным улочкам.

        1940-е годы

        Фотографии Москвы 1940-х годов — отражение тех нелегких лет войны, когда город вместе со всей страной противостоял вражеским войскам гитлеровской Германии. Пережив трудное время для всей страны, город восстановился после войны, продолжив мирную жизнь.

        1950-е годы

        Фотографии Москвы 1950-х годов — это время выполнения Генерального плана реконструкции Новой Москвы, который был начат в 1938 году и продолжен после войны.

        1960-е годы

        Фотографии Москвы 1960-х годов — в этот период Москва значительно расширялась, образовывая из близлежащих селений новые жилые районы. Появляется новый виток в архитектуре, простота и минимализм.

        1970-е годы

        Фотографии Москвы 1970-х годов — выполняется, хоть и с трудом и только отчасти, Генеральный план реконструкции и развития Москвы 1971 года. Растут новые кварталы и целые спальные районы. Инфраструктура города добирается до самых границ столицы МКАДа.

        1980-е годы

        Фотографии Москвы 1980-х годов — начались 80-е годы с проведения Олимпиады в Москве, продолжились периодом попытки перестройки уклада и жизни, а заканчивались периодом начала свободы и гласности с постепенным разрушением и медленным угасанием былого крепкого государства СССР.

        Современная Москва

        Сменилась власть, сменилась эпоха, стремительно меняется и облик города, который превращается в торгово-коммерческий мегаполис. Становятся привычными явления крупных городов: спешащие люди, автомобильные пробки, современные трассы и развязки, стеклянные небоскребы и небольшие зеленые островки парки и скверики.

        1990-е годы

        Фотографии Москвы 1990-х годов — «лихие» 90-е годы, москвичи адаптируются  к новой жизни, кто-то привыкает к новому укладу, кто-то пользуется новыми возможностями, чтобы заработать. Яркие рекламные стенды, автобусные остановки, обклеенные объявлениями, рынки и бесчисленное множество ларьков.

        2000-е годы

        Фотографии Москвы 2000-х годов — Москва вступает в новый век и уже не такая наивная, как в лихие 90-е, это город больших инвестиций, город с большими карманами, строящимися коммерческими и торговыми центрами, вырастающими небоскребами и автомобильными пробками.

        XXI век

        Фотографии Москвы XXI века — прослеживаются явные улучшения в структуре работы общественного транспорта, борьба с автомобильными пробками, нелегальной торговлей, расширение и строительство магистралей с развязками, платные парковки, слабо контролируемый  рост коммерческого и жилого сектора, улучшение общего климата и жизни в столице России Москве.

        Источник: https://MoscowChronology.ru/photostory.html

        Уникальные фото старой Москвы

        Первые фотографии появились в 1826 году. С тех пор люди начали фиксировать окружающую действительность и, как выразился некто, — мумифицировать время.

        Фото старой Москвы – это удивительная возможность увидеть, как выглядела Москва 100 лет назад. Знакомые места предстанут перед вами в непривычном виде. Особенно впечатляют пробки на улицах столицы. Ведь в то время автомобилей еще не было, и пробки образовывались из конных повозок.

        Кстати, рекомендуем обратить внимание на фотографии советской Москвы.

        Интересен факт, что при создании данной подборки, нам приходилось встречать самые разные комментарии под фото старой Москвы: кто-то негодовал, что древний лик столицы кощунственно изуродовали современные архитекторы, другие же наоборот – радовались, что старая Москва почти полностью скрыта под новыми постройками.

        Как бы то ни было, но фото старой Москвы – это, прежде всего, история. И если вы хоть немного знаете и цените прошлое своего народа, значит, вам данные изображения однозначно понравятся.

        Итак, вашему вниманию предлагаются избранные фото старой Москвы.

        Автобус в Ростокине, на остановке. Сейчас здесь Проспект Мира. Маршрут №9 пл. Свердлова — Лосиноостровская. 1929 год
        Беклемишевская (Москворецкая) башня Кремля 1
        Беклемишевская (Москворецкая) башня Кремля
        Вид Заяузья, в районе Земляного вала
        Вид Манежной площади и строящейся гостиницы Москва
        Вид на Верхние торговые ряды с Красной площади. Сейчас это здание ГУМа
        Вид на Кремль и Большой Каменный мост с верхней смотровой площадки ХХС
        Вид на Кремль и Большой Каменный мост с набережной
        Вид на Кремль и Большой Каменный мост с цокольной площадки ХХС
        Вид на Кремль и первый в Москве металлический трехпролетный мост с цокольной площадки ХХС
        Вид на Кремль и первый в Москве металлический трехпролетный мост
        Вид на Кремль с Раушской набережной
        Вид на памятник Пушкину и Страстной монастырь
        Вид на Пушкинскую площадь и Страстной монастырь
        Вид на реку Москва и Кремль с Большого Каменного моста
        Вид на Театральную площадь и Большой театр
        Вид на Театральную площадь и гостиницу Метрополь
        Вид на Театральную площадь начала ХХ века
        Вид на ХХС с Большого Каменного моста
        Вид с крыши Воспитательного дома на стену Китай-города с заложенными Космодемьянскими воротами и Наугольной башней в Зарядье
        Вид с самолёта на центр города — хорошо видно здание ХХС и соединение перед ним улиц Остоженка и Пречистенка
        Временный деревянный жд мост через Москва-реку у Нескучного сада
        Здание ЦУМ (бывший «Мюр и Мерилиз») на Петровке
        Зимний вид на памятник Пушкину и Страстной монастырь
        Кремлёвская набережная в начале ХХ века
        Ленинградка конца 30-х. Сейчас на этом месте метро Сокол Лобное место на Красной площади и въезд на улицу Ильинка
        Лубянская площадь и Владимирские ворота Китай-города
        Лубянская площадь и Проломные Владимирские ворота
        Лубянские ворота и водоразборный фонтан на Лубянской площади
        Павелецкий вокзал во время наводнения 1908 года
        Передвигают здание Моссовете в 1939 году
        Проезд Воскресенские Ворота. Здание Исторического музея и Воскресенские ворота Район Шаболовки с видом на радио вышку Шухова на улице Серпуховской вал в 1922 году
        Реклама в Москве 1917 года
        Собор Василия Блаженного и Спасская башня Кремля

        БКМ и Замоскворечье
        Бульварное кольцо
        Васильевский спуск Весеннее половодье в Москве
        Красные ворота
        Пашков Дом
        Пробки на московских дорогах
        Район Никольской улицы
        Рынок на Красной площади
        Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву Сокол
        Спасская башня Кремля
        Страстной монастырь
        Театральный проезд и вид на Лубянскую площадь
        Тишинская площадь дом 6, 1928 год
        Улица Спиридоновка

        Если вам понравилась подборка с фотографиями старой Москвы – поделитесь ими в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

        Понравился пост? Нажми любую кнопку:

        Источник: https://interesnyefakty.org/foto-staroy-moskvy/

        Ссылка на основную публикацию