Храм рождества христова в измайлово, москва. расписание богослужений, история, фото, адрес, как добраться

Православный храм находится в подчинении Московской епархии, считается памятником архитектуры.

Собор пережил суровые времена советской власти, но, в отличие от большинства церквей на территории государства, никогда не закрывал свои врата перед верующими.

Рождественский храм в Измайлово также не пришлось восстанавливать, он плавно пережил богоборческие времена, а его структура не нарушила тесной связи с древностью.

Статьи о Рождестве Христовом:

Свое название собор получил в честь важнейшего религиозного праздника — Рождества Спасителя.

Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва

История основания храма

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь святого Николая Угодника и во славу Казанского образа Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.

Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме

  • Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу. В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
  • Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
  • В 1812 г. в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
  • В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
  • В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
  • В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
  • В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Архитектура храма

Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.

Интерьер церкви Рождества Христова в Измайлово

  • Изначально строение имело с боковых сторон две симметричные пристройки и трапезную, это придавало всей структуре своеобразную приземистость. Приделы венчались главками, детали их декора совпадали с украшением центральной части.
  • Алтарный выступ, состоящий из трёх частей, значительно выделяется за пределы основного здания, но сглаживает видимость за счет невысоких габаритов.
  • Колокольня создана в стилистике барокко, для её декорирования использовали пилястры. За счет удачных пропорций все пристройки образуют гармоничное целое.
  • Внутреннее убранство радует глаз своим великолепием. Старина, которую чудесным образом удалось сохранить в тяжелые времена, подчеркивается атмосферным полумраком и низкой посадкой сводов.
  • Помещения собора соединены арочными проходами. На стенах прихожане наблюдают габаритные иконы, заботливо обрамленные в золотые ризы. Драгоценные материалы использовались здесь для украшения не только святынь, но и стен, углов.

Как добраться

Рождественская церковь находится в Москве, по адресу: Измайловский проезд, строение № 28.

Другие храмы в честь Рождества Христова:

Чтобы добраться сюда, следует от станции «Преображенская площадь» сесть на автобус № 239 и доехать до остановки, которая называется «Школа». Если двигаться от метро «Щелковская» на троллейбусах № 32, № 41, необходимо выйти на «Зоомагазине», церковь расположена недалеко.

Богослужение в храме Рождества Христова в Измайлово

Святыни и богослужения

В стенах Измайловского храма прихожане имеют возможность молиться перед чудотворными иконами «Иерусалимской» и «Владимирской» Богоматери. Здесь хранится образ «Благодатное Небо», прославляющий Пречистую Деву, список «Спаса Нерукотворного» — прижизненного изображения Христа, а также икона девяти мучеников Кизических.

Храм работает ежедневно, богослужения совершаются с 9:00 до 17:00. В праздники и воскресенье здесь проходят ранние литургии в семь и десять часов утра.

Христорождественский храм в Измайлово сохранил всю прелесть изначальной архитектуры, и сегодня ежедневно принимает мирян, желающих приобщиться к Божиим тайнам. В стенах собора верующие найдут образцы чудотворных икон и частицы мощей святых угодников. Центральная церковь района Измайлово считается великим памятником русского зодчества и отечественной культуры.

Храм Рождества Христова в Измайлово

Авг 27, 2019 12:34Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-rozhdestva-hristova-v-izmajlovo.html

Я узнаю москву — территории

  • Храм Рождества Христова в Измайлове
  • Храм Рождества Христова в Измайлове
  • Храм Рождества Христова в Измайлове
  • Храм Рождества Христова в Измайлове

Измайловский проезд, 28 Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова – одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась храмом царской резиденции Измайлово.

Территорию сегодняшнего Измайловского района, где расположен храм Рождества Христова, начали осваивать в 14 веке. Известно, что в 15 веке село Измайлово уже было. Первыми его владельцами стали московские князья. Позже, село являлось собственностью семьи Романовых. В 1663 году один  из владельцев Измайлова начинает здесь строительство большого дворцового хозяйства.

Для воплощения грандиозного замысла в село переселяют крестьян из соседних уездов. Скоро появилась необходимость в строительстве местной обители. Так в Измайлове появилась первая деревянная церквушка. Первые упоминания о богослужениях в новой церкви относятся к летописи от 1664 года. Вероятно, в это время строительство было завершено.

В 1676 году выдается грамота на возведение каменного Рождественского храма. По новому проекту приделы не должны были соединяться с основным зданием — предполагалось вывести их за трапезную часть. Однако, в ходе строительства многое в проекте поменяли. Так, в результате приделы соединили и с основным храмом, и с трапезной. Над приделами установили главы, над четвериком — пятиглавие.

На деревянной колокольне, поставленной к западу от храма, повесили 9 колоколов. Над возведением святыни трудились костромские зодчие. Иконостасы создавались также ими. После возведения обители в честь Рождества Христова в Измайлове внутренние работы еще продолжались примерно год: создавались иконостасы, писались иконы.

Вся утварь из прежнего деревянного храма была бережно перенесена в новую церковь. В 1761 году вместо старой колокольню возвели каменную трехъярусную, для которой отлили новые колокола. В середине 18 века в обветшавшем храме провели восстановительные работы. В 1812 году настоятель храма спрятал материальные ценности и церковную утварь.

Когда французские мародеры вошли в Измайлово в поисках провианта, в Рождественском храме они нашли лишь самое необходимое для богослужений, что было незамедлительно ими вывезено или уничтожено.

После революции храм в Измайловском проезде был действующим, хотя трагические события не прошли стороной: одного из служителей церкви в 1937 году расстреляли, еще одного — архимандрита Иоанна — арестовали в 1950 году. Сегодня Рождественская святыня в Измайлове по-прежнему открыта. При ней есть детский хор и воскресная школа. Рядом с храмом сохранилось кладбище, где похоронены служившие в разные годы священники. Церковь носит статус памятника истории и очень почитается в Москве.

Храм является памятником архитектуры. Архитектурный стиль – русское узорочье, барокко

Источники

интернет-ресурсы; личные впечатления

Источник: https://um.mos.ru/contests/dogm/works/41155/

В храме рождества христова в измайлове

Этот старинный собор расположен в Восточном округе Москвы. Примечательно, что, несмотря на репрессии, храм не закрыли в годы советской власти, и многие духовные лица из закрытых приходов стали служить здесь.

На попечении русских самодержцев

Храм Рождества Христова в Измайлове построен из камня на месте деревянной церкви в вотчине бояр Романовых артелью Костромских мастеров по распоряжению царя Алексей Михайловича в 1676 году и освящен патриархом Иоакимом. Храм Рождества Христова в Измайлове – это резиденция русских царей. К иконам со святыми ликами небесных покровителей приходила поклониться вся семья второго самодержца из династии Романовых.

Архитектурное сооружение выдержано в стиле позднего узорочья. На постройку храма ушло почти десять лет. В 1678 году созданы три иконостаса костромским мастером Сергием Рожковым.

В 1690 году пристроили приделы: Казанской иконы Божьей матери и Николая Чудотворца, которые были освящены, а в 1760 – трапезную и колокольню в стиле барокко.

В начале XVIII века по приказу Анны Иоановны иконы были поновлены иконописцем Пискулиным, а в середине XIX — украшены резьбой киоты и иконостасы.

Главная святыня храма

Прошло всего 15 лет со дня распятия Христа, когда евангелист Лука написал икону Иерусалимской Божией Матери. Святыня много путешествовала, даже когда-то спасла Константинополь.

Список с нее оказался в Успенском соборе в Москве. Сохранялась там до нападения Наполеона, потом исчезла без следа.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы верующие приходили поклониться особо почитаемой иконе Божьей Матери Иерусалимской в Храм Рождества Христова. В Измайлове хранится копия, которая уже успела прославиться своими чудесами к описываемому времени. Сейчас она в храме главная святыня.

Строительство часовни

Конец XIX века. Измайлово вдвое увеличилось за счет выходцев из других губерний, теперь это крупное и промышленное село с населением более 2,5 тысяч жителей. Рабочие трудились на мануфактуре и не могли приходить в церковь, потому решено было для духовного окормления рабочих построить часовню на территории фабрики. Освятили ее в 1890 году.

Дело купца И.В. Бутюгина

Рубеж веков ознаменован следующим этапом ремонтно-строительных работ в храме Рождества Христова в Измайлове. Большой вклад в реконструкцию внес купец Иван Васильевич Бутюгин (1841- 1911).

Он происходил из рода зажиточных крестьян, которые имели в Измайлово и Москве свои шерстоткацкие фабрики и кирпичные заводы.

По заказу его родственника для Рождественского храма был изготовлен крест, который в 2000 году был передан на Серебряный остров в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Как и его семья, он занимался организацией фабричного производства и благотворительностью. Являлся попечителем библиотеки, земского училища, выделял средства на храм, в завещании упомянул свой дом, который отдал в пользу бедных для приюта и постоянного жилья престарелых девиц и вдов, который в 1912 году был открыт.

На средства Бутюгина по проекту архитектора П.П. Сальникова (1864-1901) в конце 19 века были созданы двойные железные двери, до сих пор стоящие при главном входе вцерковь Рождества Христова в Измайлове. Кроме того, по заказу Ивана Васильевича во время поновления икон было создано несколько образов святителя Николая и Божьей Матери Казанской, стоявших в соответствующих приделах храма.

Роспись храма

В начале XX века церковь заново расписали. Это сделал известный московский художник Гурьянов Василий Павлович (1866-1920). В то время все работы по реконструкции контролировались Московским археологическим обществом.

Оно рекомендовало выполнить роспись в стиле XVII века, но Василий Павлович в своей работе использовал пример Киевского Владимирского Собора, который реставрировал художник В.М. Васнецов.

Тогдашний настоятель Храма Рождества Христова в Измайлове Михаил Волковна этот счет отвечал, что на роспись были выделены скромные средства, стилизация под старину век была не под силу храму.

Археологическое общество приняло работу с весьма низкой оценкой, особенно недовольно подчеркнув трактовку воссоздания «Моления о чаше» и алтарную роспись Святой Троицы. Тем не менее роспись Гурьянова сохранилась до конца XX века без поновлений. Этим же мастером была проведена полная реставрация иконостаса и отдельных икон.

Императорская археологическая комиссия в 1911 году разрешила побелить стены, главы Рождественского храма и крыши покрыли медянкой. В следующем году установили водяное отопление.

Период революции

Храм Рождества Христова в Измайлове лишили церковно-приходской школы на том основании, что церковь отделена от государства. Духовенству запретили проводить занятия по Закону Божию в земском училище. Несмотря на это, дети все равно приходили в храм и пели в хоре.

В 1922 году проводилось изъятие ценностей. К этому моменту измайловских жителей осведомили, что никакое сопротивление не можетт удержать комиссию от выноса ценностей. Забрали 196 разных предметов: восемьдесят венцов с икон, пятьдесят серебряных риз, 3 кадила, кресты, серебряные углы с Евангелий и другие.

Наибольшее возмущение верующих вызвало действие комиссии по снятию ризы с чудотворного образа Божьей Матери Иерусалимской. Большевики стали ее топтать, чтобы высвободить драгоценные камни. Возмущенные прихожане написали письмо-протест против выноса церковных ценностей, за которое их потом арестовали, но вскоре выпустили.

В течение 1923 года храм восполнял утрату вещей. Только серебро заменила медь. Неизвестно как, но на место вернулась риза, которую сняли с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери.

Архитектура и внутренний уклад Рождественского храма запечатлели историю прихода от возникновения до наших дней и связанных с ним судьбы людей.

Источник: https://autogear.ru/article/178/595/v-hrame-rojdestva-hristova-v-izmaylove/

Храм Рождества Христова в Измайлово

Храм Рождества Христова в Измайлово

В 1654 году Измайлово стало загородной усадьбой Романовых, и царь Алексей Михайлович пожелал устроить тут резиденцию. К 1665 году государевы стрельцы построили здесь деревянный храм Рождества Христова. Он был с двумя боковыми приделами (Никольским и Казанской иконы Богоматери) и семью куполами. На строительство, как говорят документы, ушло леса на сто рублей.

А в 1676 году (уже при Фёдоре Алексеевиче), руководствуясь благословенной грамотой патриарха Иоакима, возвели каменный храм Рождества Христова с теми же приделами, что были у деревянной церкви. Строительство выполнялось под руководством Спиридона Харламова артелью костромских зодчих.

Обитель построена типичным «кораблём» (главные элементы конструкции находятся на одной оси), в стиле русского узорочья. Основной объём храма имеет три яруса кокошников и увенчан 5-ю главами.

С севера и с юга к нему примыкают кубические приделы, на каждом из которых красуется небольшая главка, с востока — три апсиды. В конце XVII ст. к храму пристроили трапезную, а в начале XVIII ст. — колокольню и паперть.

Последняя гармонично вписалась в экстерьер, а вот выполненная в стиле барокко колокольня (до этого при церкви стояла деревянная звонница) смотрится несколько грузно.

В целом храм выглядит очень нарядно – русское узорочье предполагает обилие декора: аркатурно-колончатый пояс на глухих барабанах, полуколонны, пилястры, ширинки на стенах, резные узоры на обрамлениях окон.

В 1678 году костромским мастером С. Рожковым были созданы три иконостаса, в 1735 году иконы обновил Ф. Пискулин.

Особо почитаемой иконой храма Рождества Христова в Измайлово является образ Иерусалимской Божией Матери — это одна из копий иконы, написанной евангелистом Лукой.

Но вернёмся к истории Рождественской обители… С момента, как Пётр І перенёс императорский двор в Санкт-Петербург, Измайлово начинает пустеть, и поддерживать церковь в цветущем состоянии становится всё сложнее. При Елизавете Петровне стало чуть легче, но не на много.

В 1812 году французы ворвались в храм в поисках наживы, но настоятель заблаговременно спрятал все ценности. Само здание тоже не пострадало.

На протяжении XIX ст. Измайлово превращалось в зажиточное промышленное село с населением порядка 3000 человек. Крестьяне богатели и даже переходили в купечество. Вместе с тем рос и приход, да и сама обитель благоустраивалась.

Церковь Рождества Христова в Измайлове

Храм Рождества Христова в Измайлово – один из немногих, который не закрывался в советское время. Разумеется, изъятия ценностей избежать не удалось. Из церкви было вывезено 196 предметов утвари. Рядом с обителью находится Измайловское кладбище, где хоронили многих священников (больше захоронения не совершаются). Также при храме работают воскресная школа и хор.

Источник: https://mos-churches.ru/blog/2017/12/01/hram-rozhdestva-hristova-v-izmaylovo/

Храм на Измайловском кладбище

  • Полное название: Храм Рождества Христова в Измайлове.
  • Краткие названия в народе: Рождественская церковь, Рождественский храм.
  • Входит в Рождественское благочиние Восточного викариатства Москвы,.
  • Настоятель: митрофорный протоиерей Леонид Ролдугин.
  • Ближайшее метро: «Измайловская».
  • Можно подать записку об упокоении и заказать требы — отпевание, панихиду, сорокоуст.

Этот храм внесён в список памятников архитектуры федерального значения. Основан в XVII столетии, дважды подвергся разграблению: во время Отечественной войны 1812 года и в послереволюционное время, однако был восстановлен и не закрывался. Сейчас при храме действует хор, работает воскресная школа.

Адрес храма на Измайловском кладбище:

г. Москва, Измайловский пр-д, дом 28.

Особенности храма:

Эта церковь известна чтимыми святынями: образом Богородицы «Владимирская» с частицей мощей апостола Фомы, чудотворным списком иконы Божией Матери «Иерусалимская», иконами афонского письма, иконами-мощевиками мученика Трифона и Иоасафа Белгородского.

Как доехать до храма на Измайловском кладбище:

Общественный транспорт:

На метро:

от ст. «Измайлово» автобусом № 34 или 34к проехать 4 ост. до «Измайловского проезда» и пройти 300 м к храму.

Как доехать на автомобиле:

С ТТК — на ул. Русаковскую, Стромынку, Преображенскую ул. и Большую Черкизовскую ул. Через 2,7 км съезд вправо, на Сиреневый бульвар, через 660 м снова вправо, на Измайловский проезд, к храму.

С МКАД на Щёлковское ш., через 3,5 км влево, на 3-ю Парковую ул., затем вправо, на Сиреневый бульвар и влево, к Измайловскому проезду и храму.

Телефоны

+7 (499) 164-28-77; +7 (915) 177-01-20 (дежурный священник).

В храме можно заказать требы. проводятся службы для тяжелобольных:

  • соборование;
  • исповедь;
  • причастие на дому или в больнице.

С помощью ritual.ru при организации похорон можно подать записки об упокоении и заказать службы и требы:

  • отпевание в храме и на дому, заочное отпевание;
  • панихиду;
  • сорокоуст;

Комплект для православного погребения:

Покрывало (саван), венчик на голову, крест нательный, крест в руку, листок с разрешительной молитвой, надгробный восьмиконечный крест.

Средняя сумма пожертвования за отпевание в храме

На отпевание, по устоявшейся традиции, делают добровольное посильное пожертвование – в среднем, в размере 2 – 5 тыс. руб.

Храм на Измайловском кладбище – сайт

Официальный сайт храма на Измайловском кладбище – http://hramrh-izmaylovo.moseparh.ru/

Храм на Измайловском кладбище – расписание богослужений:

По круглосуточному телефону Ritual.ru 8 (495) 100-3-100 можно получить бесплатную консультацию, заказать поминки и требы.

Возможно, вас заинтересуют разделы:

  • Отпевание
  • Панихида
  • Поминки в Москве

Источник: https://ritual.ru/ritualnie-uslugi/otpevanie/khram-na-izmaylovskom-kladbishche/

Храм Рождества Христова в Измайлове

Территорию сегодняшнего Измайловского района, где расположен храм Рождества Христова, начали осваивать в 14 веке. Известно, что в 15 веке село Измайлово уже было. Первыми его владельцами стали московские князья. Позже, село являлось собственностью семьи Романовых.

В 1663 году один  из владельцев Измайлова начинает здесь строительство большого дворцового хозяйства.

Для воплощения грандиозного замысла в село переселяют крестьян из соседних уездов. Скоро появилась необходимость в строительстве местной обители. Так в Измайлове появилась первая деревянная церквушка.

Из истории церкви в Измайловском проезде

Первые упоминания о богослужениях в новой церкви относятся к летописи от 1664 года. Вероятно, в это время строительство было завершено.

В 1676 году выдается грамота на возведение каменного Рождественского храма.

По новому проекту приделы не должны были соединяться с основным зданием — предполагалось вывести их за трапезную часть. Однако, в ходе строительства многое в проекте поменяли. Так, в результате приделы соединили и с основным храмом, и с трапезной.

Над приделами установили главы, над четвериком — пятиглавие. На деревянной колокольне, поставленной к западу от храма, повесили 9 колоколов. Над возведением святыни трудились костромские зодчие. Иконостасы создавались также ими.

После возведения обители в честь Рождества Христова в Измайлове внутренние работы еще продолжались примерно год: создавались иконостасы, писались иконы. Вся утварь из прежнего деревянного храма была бережно перенесена в новую церковь.

В 1761 году вместо старой колокольню возвели каменную трехъярусную, для которой отлили новые колокола. В середине 18 века в обветшавшем храме провели восстановительные работы.

В 1812 году настоятель храма спрятал материальные ценности и церковную утварь. Когда французские мародеры вошли в Измайлово в поисках провианта, в Рождественском храме они нашли лишь самое необходимое для богослужений, что было незамедлительно ими вывезено или уничтожено.

Рождественский храм в Измайлове после революции и сегодня

После революции храм в Измайловском проезде был действующим, хотя трагические события не прошли стороной: одного из служителей церкви в 1937 году расстреляли, еще одного — архимандрита Иоанна — арестовали в 1950 году.

Сегодня Рождественская святыня в Измайлове по-прежнему открыта. При ней есть детский хор и воскресная школа. Рядом с храмом сохранилось кладбище, где похоронены служившие в разные годы священники. Церковь носит статус памятника истории и очень почитается в Москве.

Храм Рождества Христова в Измайлове находится по адресу: Москва, Измайловский проезд, 28, стр.3 (станция метрополитена Черкизовская).

Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/publ/khramy_i_cerkvi/khram_rozhdestva_khristova_v_izmajlove_v_izmajlovskom_proezde/36-1-0-1022

Храм в измайлово

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь преподобного Николая Угодника и во славу Казанского лика Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.

Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме

  • Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу. В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
  • Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
  • В 1812 г. в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
  • В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
  • В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
  • В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
  • В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Архитектура храма

Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.

Интерьер церкви Рождества Христова в Измайлово

  • Изначально строение имело с боковых сторон две симметричные пристройки и трапезную, это придавало всей структуре своеобразную приземистость. Приделы венчались главками, детали их декора совпадали с украшением центральной части.
  • Алтарный выступ, состоящий из трёх частей, значительно выделяется за пределы основного здания, но сглаживает видимость за счет невысоких габаритов.
  • Колокольня создана в стилистике барокко, для её декорирования использовали пилястры. За счет удачных пропорций все пристройки образуют гармоничное целое.
  • Внутреннее убранство радует глаз своим великолепием. Старина, которую чудесным образом удалось сохранить в тяжелые времена, подчеркивается атмосферным полумраком и низкой посадкой сводов.
  • Помещения собора соединены арочными проходами. На стенах прихожане наблюдают габаритные иконы, заботливо обрамленные в золотые ризы. Драгоценные материалы использовались здесь для украшения не только святынь, но и стен, углов.

Храм Рождества Христова в Измайлово

Храм Рождества Христова в Измайлово

В 1654 году Измайлово стало загородной усадьбой Романовых, и царь Алексей Михайлович пожелал устроить тут резиденцию. К 1665 году государевы стрельцы построили здесь деревянный храм Рождества Христова. Он был с двумя боковыми приделами (Никольским и Казанской иконы Богоматери) и семью куполами. На строительство, как говорят документы, ушло леса на сто рублей.

А в 1676 году (уже при Фёдоре Алексеевиче), руководствуясь благословенной грамотой патриарха Иоакима, возвели каменный храм Рождества Христова с теми же приделами, что были у деревянной церкви. Строительство выполнялось под руководством Спиридона Харламова артелью костромских зодчих.

Обитель построена типичным «кораблём» (главные элементы конструкции находятся на одной оси), в стиле русского узорочья. Основной объём храма имеет три яруса кокошников и увенчан 5-ю главами.

С севера и с юга к нему примыкают кубические приделы, на каждом из которых красуется небольшая главка, с востока — три апсиды. В конце XVII ст. к храму пристроили трапезную, а в начале XVIII ст. — колокольню и паперть.

Последняя гармонично вписалась в экстерьер, а вот выполненная в стиле барокко колокольня (до этого при церкви стояла деревянная звонница) смотрится несколько грузно.

В целом храм выглядит очень нарядно – русское узорочье предполагает обилие декора: аркатурно-колончатый пояс на глухих барабанах, полуколонны, пилястры, ширинки на стенах, резные узоры на обрамлениях окон.

В 1678 году костромским мастером С. Рожковым были созданы три иконостаса, в 1735 году иконы обновил Ф. Пискулин.

Особо почитаемой иконой храма Рождества Христова в Измайлово является образ Иерусалимской Божией Матери — это одна из копий иконы, написанной евангелистом Лукой.

Но вернёмся к истории Рождественской обители… С момента, как Пётр І перенёс императорский двор в Санкт-Петербург, Измайлово начинает пустеть, и поддерживать церковь в цветущем состоянии становится всё сложнее. При Елизавете Петровне стало чуть легче, но не на много.

В 1812 году французы ворвались в храм в поисках наживы, но настоятель заблаговременно спрятал все ценности. Само здание тоже не пострадало.

На протяжении XIX ст. Измайлово превращалось в зажиточное промышленное село с населением порядка 3000 человек. Крестьяне богатели и даже переходили в купечество. Вместе с тем рос и приход, да и сама обитель благоустраивалась.

Церковь Рождества Христова в Измайлове

Храм Рождества Христова в Измайлово – один из немногих, который не закрывался в советское время. Разумеется, изъятия ценностей избежать не удалось. Из церкви было вывезено 196 предметов утвари. Рядом с обителью находится Измайловское кладбище, где хоронили многих священников (больше захоронения не совершаются). Также при храме работают воскресная школа и хор.

Храм Рождества Христова в Измайлове

Храм Рождества Христова в Измайлове
СтранаГородКонфессияЕпархияТип зданияАрхитектурный стильСтроительОсновательДата основанияСтроительствоОсновные даты
ПриделыРеликвии и святыниСтатусСостояниеСайт
Православный храм
Общий вид храма
55°48′03″ с. ш. 37°46′10″ в. д.HGЯOL
Россия Россия
Москва
Православие
Московская епархия
приходская церковь
русское узорочье, барокко
костромские зодчие
царь Алексей Михайлович
1676
после 1666 — 1676
1676 — освящениеоколо 1690 — пристройка трапезнойоколо 1710 — пристройка колокольни1804 — перенос иконы Иерусалимской Божьей матери1928 — возвращение иконы Иерусалимской Божьей матери
Казанской иконы Божией Матери (южный), святителя Николая Чудотворца (северный)
список Иерусалимской иконы Божией матери, Владимирская икона Божией матери с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», великомученика Пантелеимона; Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей
Объект культурного наследия № 7710263000№ 7710263000
Действует
hramrh-izmaylovo.cerkov.ru
Храм Рождества Христова в Измайлове на Викискладе

Храм Рождества́ Христо́ва в Изма́йлове — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры.

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.

Колокольня начала XVIII века, западный фасад

Источник: https://rostovhramvrs.ru/hram-v-izmajlovo/

Храм Рождества Христова в Измайлове

Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г.

, каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом.

Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце ХVII в.; в начале ХVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко.

Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон ХVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. ХIХ в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой.

В храме находится (с 1804 по 1854 гг., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г.

в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в. , а впоследствии окончательно уничтожен в конце 1920-х гг. ).

Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В ХIХ в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых.

В храме Рождества Христова 25 октября 1945 г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин).

Храм не закрывался.

Престолы

Главный — Рождества Христова; приделы — Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной).

Святыни

Чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч.

Пантелеимон (афонского письма, совершается второе в году, храмовое празднование — в одно из воскресений пасхального цикла), икона ХVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт.

Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

  • В воскресные и праздничные дни две Литургии в 7:00 и в 10:00.
  • В будни одна Литургия в 9:00 и Вечерня в 17:00.
  • Вечерня с акафистом:
  • в воскресение — Иерусалимской иконе Божией Матери;
  • во вторник — поочерёдно иконам Божией Матери Казанской и «Неупиваемая чаша»;
  • в четверг — святителю Николаю Чудотворцу;
  • в пятницу — Спасителю.

Источник: http://hramrh-izmaylovo.moseparh.ru/

Ссылка на основную публикацию