Новодевичий монастырь в санкт-петербурге. описание, история, адрес на карте, фото

0 521

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов.

Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини.

В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы.

Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви.

В храме находится икона «Благоуханный Цвет» — одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя.

Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек.

К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Как добраться:

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/voskresenskij-novodevichij-monastyr/

Действующие монастыри Санкт-Петербурга: основное описание

Северная столица известна своими архитектурными памятниками, историческими местами, где жили и трудились самые известные деятели искусства, литературы и других научных областей.

Именно здесь правили императоры России: Петр I и Екатерина II. Быть у власти и решать государственные дела всегда помогала православная церковь.

Еще в древние века были основаны многие сейчас действующие монастыри Санкт-Петербурга.

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Это заведение было основано еще в 1740 году. Находится оно на Московском проспекте, д. 100. За свою историю существования обитель пережила немало событий. В 1917 году в монастырских стенах жили 400 послушниц. Но после революции обитель на время прекратила свою деятельность. Помещения были отданы НИИ электромашиностроения.

В 1996 году монастырь вновь начал функционировать. Любой верующий человек может посетить это место. Здесь есть церковная лавка, богадельня, школа и мастерские, где производится пошив одежды.

Самым таинственным и интересным местом является Новодевичье кладбище. На нем похоронено много известных общественных, государственных и талантливых людей. Среди них Жуковский, Багратион, Врубель, Тютчев.

Иоанновский женский монастырь

На берегу реки Карповки Иоанном Кронштадтским в 1900 году был основан монастырь в качестве подворья Иоанно-Богословской женской обители Архангельской области.

В 1917 году в монастыре были:

  • детский приют;
  • больница;
  • хозяйственное подворье;
  • мастерские;
  • лазарет (в годы первой мировой войны).

Но в 1923 году многие послушницы были подвергнуты арестам, и обитель перестала существовать. Свою новую жизнь монастырь начал в 1989 году.

На сегодняшний день это излюбленное место паломников. Здесь можно полюбоваться старинными архитектурными памятниками и приложиться к мощам святителя Иоанна Кронштадтского.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В честь победы над шведами Петр I решил основать монастырь. В 1712 году началось строительство деревянной обители. В этом принимали участие известные архитекторы того времени: Теодор Швертфегер, Михаил Расторгуев, Лев Ильин. В 1797 году монастырю был присвоен статус лавры.

Но в послереволюционные годы на территории обители были устроены автобаза, дом пионеров, склад и общежитие для рабочих. Тем не менее постройки охранялись государством, так как их признали памятниками искусства.

Фактически мужской монастырь стал действующим лишь в 1996 году. Он был полностью отреставрирован и отремонтирован. Посетить его может каждый желающий. Расположен он на берегу реки Монастырки. Это очень красивое и исторически ценное место.

Троице-Сергиева пустынь

По распоряжению Анны Иоанновны в 1734 году была заложена Троице-Сергиева пустынь. Первым настоятелем ее был архимандрит Варлаам. При нем вместо деревянных башенок были построены кирпичные.

Но, как и другие монастыри, эту обитель не обошла стороной революция. С 1917 года были долгие годы полного забвения. Лишь в 1993 году она вновь начала принимать верующих по адресу: Петербургское шоссе, д.

15.

На территории этого мужского монастыря похоронены многие известные люди:

  • Степан Федорович Апраксин, генерал, герой войны 1812 года;
  • Михаил Николаевич Галкин-Враской, тайный советник Императорского величества;
  • Евгений Федорович Ган, тайный советник, публицист;
  • Иван Ильич Глазунов, книгоиздатель;
  • Алексей Максимович Горностаев, педагог и художник.

Перед тем как отправиться в это святое место, на официальном сайте можно ознакомиться с историей и достопримечательностями пустыни.

Константино-Еленинский женский монастырь

Это одно из популярных мест, в котором проводятся многие культурные мероприятия. Для тех, кто хочет полюбоваться памятниками архитектуры, посетить богослужения или попробовать себя в качестве трудника, это самая подходящая обитель.

Расположена она в поселке Ленинское Выборгского района. На ее территории находятся 3 храма, в которых можно поклониться мощам равноапостольных Елены и Константина, святого Николая, Параскевы Пятницы и многих других святых праведников.

В монастыре есть икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»), которая помогает исцелиться людям, больным раком.

Введенский мужской монастырь Оптина пустынь

Сразу же после основания Санкт-Петербурга на набережной был основан монастырь Оптина пустынь. Сейчас его фактический адрес: набережная лейтенанта Шмидта, д. 27. Но мирная жизнь этой обители была закончена в 1917 году.

А возрождение началось лишь летом 1991 года. При осмотре зданий строителей поразило, насколько испорчены были расписанные ранее стены, повреждены многие перекрытия.

Восстановление происходило очень тяжело, с большими денежными и физическими затратами.

Лишь в 2013 году патриарх Кирилл совершил освящение уже нового храма Пресвятой Богородицы, который находится на территории пустыни.

Паломнический центр «Оптина» рад приветствовать всех желающих, кто мечтает побывать в этом святом месте. Для гостей организуются экскурсии, устраиваются обеды, работает гостиница.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

По адресу Нарвский пр., д. 1/29 находится Валаамский монастырь. Окруженный со всех сторон водой, он спрятан от мирской жизни и как будто создан для того, чтобы уединиться от будничной суеты.

Он основан еще во время Крещения Руси и является самым известным и почитаемым местом среди православных. На сегодняшний день монастырь насчитывает 10 скитов. В нем собрано более 700 древнейших и ценных икон, старинных книг, рукописей, старинной одежды и посуды.

На территории обители организовано масштабное хозяйство:

  • 3 сада (верхний, средний и Григорьевский);
  • молочная ферма;
  • огороды;
  • рыборазводный завод;
  • пекарня.

Каждый год Валаам посещают около 700 паломников. Для них в монастыре созданы все условия. Есть несколько гостиниц, предлагаются обширные экскурсионные программы. Все, кто побывает в этом чудном месте, непременно приедут сюда еще раз.

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Более 600 лет назад преподобным Арсением Коневским на Ладожском острове был основан мужской монастырь. Но начало 20-го века ознаменовалось большим гонением на христиан. Под ударом оказалась и эта обитель. Долгие годы вся переселенная братия жила в разных местах. И лишь в 1991 году началось возрождение этого мужского монастыря.

Паломники, которые захотят поклониться мощам преподобного Арсения, смогут также посетить памятники архитектуры, которые были возведены в середине 19-го века. Это:

  • Часовня Николая Чудотворца.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
  • Храм во имя преподобного Арсения.
  • Святая гора и Казанский скит.
  • Часовня Успения Божьей Матери.
  • Братское кладбище.

Можно надеяться, что в памяти у людей, побывавших в этом святом месте, останутся лишь самые яркие впечатления.

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь

Этот монастырь расположен на полуострове Череменецкого озера. Впервые об этой обители Иоанна Богослова упоминается в 1497 году, но ученые считают, что она была заложена намного раньше.

После 1917 года на территории монастыря была организована сельскохозяйственная артель, в которой трудились бывшие монахи. Но в 1930 году все они были подвергнуты арестам, а здания отдали рабочим из соседней артели.

Вскоре основные помещения были практически уничтожены.

В 1995 году началась работа по восстановлению одного из древнейших памятников Руси. И в 1997-м двери монастыря были вновь открыты для всех православных.

Одной из главных достопримечательностей является чудодейственная икона Иоанна Богослова.

Введено-Оятский женский монастырь

В 1894 году был построен храм, посвященный Анне Кашинской, который выполнен в «нерусском стиле». Он полностью функционировал вплоть до 1925 года. Но после репрессии в отношении монахинь храм закрыли. В 1994 году храм вернули теперь уже во власть Введено-Оятского женского монастыря.

Сейчас храм полностью отремонтирован, его особенностью является непревзойденной красоты иконостас.

Во всех монастырях ежедневно проводятся божественные литургии, молебны и панихиды. Поэтому каждый, кто желает побывать в одном из святых мест, должен посетить действующие монастыри Санкт-Петербурга. Ведь только здесь можно почувствовать себя умиротворенно и спокойно, обрести гармонию и душевное равновесие.

  • На каком море стоит Соловецкий монастырь: православная обитель на Соловецких островах
  • Ставропигиальный монастырь: что это значит в христианском мире

Источник: https://religiya.temaretik.com/1177521889952139529/dejstvuyuschie-monastyri-sankt-peterburga-osnovnoe-opisanie/

Новодевичий монастырь Петербург

Недалеко от Московских Триумфальных ворот, чуть ближе к центру Санкт-Петербурга, располагается Воскресенский Новодевичий монастырь. Этот монастырь Петербурга был основан в 1849 году по указу Николая I («старым» девичьим монастырем был, соответственно, Смольный, к тому времени давно упраздненный и «перепрофилированный» в Институт благородных девиц).

Облик Воскресенского Новодевичьего монастыря складывался в 1850—1900-е годы, когда в русской архитектуре безраздельно господствовала эклектика. Очевидно эклектичен и петербургский Новодевичий монастырь.

Тут и русско-византийский стиль архитектора Константина Тона (главный собор Воскресения Христова), и псевдорусский (келейные корпуса), и даже псевдовизантийский (Казанская церковь 1908 года — позднейшая постройка монастыря) стили.

К сожалению, в советское время обитель лишилась трех храмов и внушительной четырехъярусной колокольни, что сильно исказило художественный замысел ансамбля, не только безнадежно испортив его облик, но и сведя к нулю ту важную архитектурно-планировочную функцию, которую Новодевичий монастырь выполнял в организации городского ландшафта этой городской окраины.

В богоборческую эпоху Новодевичьему монастырю Петербурга вообще досталось. Де-юре его упразднили в 1918 году, однако по факту богослужения и монашеская жизнь продолжались. В 1928 году статус-кво, казалось, закрепился — в бывшей обители разместилась резиденция ленинградских архиереев. Однако уже через год власти закрыли для богослужений собор, взорвали несколько храмов и колокольню, три года спустя из келий выселили монахинь, а в 1937 году, когда антирелигиозная вакханалия достигла апогея, а Русская Церковь казалась уничтоженной, отсюда съехала и архиерейская резиденция.

Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда Казанская церковь была возвращена верующим. Пятью годами позже возобновилась и монашеская жизнь.

Некрополь Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Отдельно стоит упомянуть монастырское кладбище, где с 1850-х годов хоронили представителей дворянства и купечества. Здесь похоронено немало знаменитых людей — среди них творец Богоявленского храма на Гутуевском острове архитектор В. А. Косяков, художник М.А. Врубель, поэты А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов.

Источник: https://posmotrim.by/article/novodevichij-monastyr-peterburg.html

Воскресенский Новодевичий монастырь

далее: Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии)

В 1741 году на престол вступает императрица Елизавета Петровна, и именно она практически сразу принимает решение о строительстве в Северной столице Девичьего монастыря. По ее собственным словам, она хотела в старости, передав престол своему приемнику-племяннику Петру Федоровичу иметь возможность жить, а впоследствии и быть похороненной на территории этого монастыря. Вначале она передает церкви «Смольный» и в нем начинают проживать первые 20 монахинь, которые прибыли из Горицкого монастыря.

Во времена царствования Екатерины II очень неожиданно монастырь приобретает совершенно новый статус. – В его стенах учреждают училище, в котором воспитывались дочери дворян, а еще позже училище преобразовывают в Смольный институт. Нужно сказать, что монашеская жизнь здесь существовала еще какое-то время, правда, только до тех пор, пока не умерла последняя монахиня.

Когда на престол приходит императора Николая I, по просьбе своей дочери великой княжны Ольги Николаевны он возобновляет работу Воскресенского Новодевичьего монастыря.

И в 1848 году монастырь получает в свои владения большой участок земли, расположенный по Царскосельской дороге недалеко от Триумфальных ворот Москвы.

Монастырь начинает активно расстраиваться и архитектором новых построек выступает Н. Е. Ефимов, которого позже сменяет Н. А. Сычев.

Самой первой постройкой на этой территории была выполненная из дерева церковь Казанской иконы Божией. Затем в течение двенадцати лет строился имеющий два этажа пятиглавый собор монастыря.

Его соорудили в русско-византийском стиле и впоследствии назвали собором Воскресения Христова. Этот пятиглавый собор венчают четыре малых купола и большой. Купола стоят высоких барабанах, а украшают их прорезанные окна.

Сам же собор расположен на высоком цокольном фундаменте. Его арочный портал выходит на Московский проспект.

Воскресенский собор поражал прихожан величественным благолепием. Талантливые живописцы монастыря украсили его своими росписями, а монахини написали образы храма. В соборе перед алтарем расположен прекрасный полукруглый иконостас из пяти ярусов. Игуменья Феофания расписала и подарила храму чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии.

В корпусах келий находились домовые церкви. Они имели пять малых глав и колокольни, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, вот на помещения келий вы можете полюбоваться, ели решите посетить собор.

Некогда здесь также была расположена и надвратная колокольня, которая превышала семьдесят метров в высоту и по своему величию не уступала одной из известных колоколен Кремля, по правде говоря, она и напоминала собой колокольню Ивана Грозного.

Ее строительством, которое длилось на протяжении трех лет с 1892 по 1895 годы, руководили два академика Цейдлер и Бенуа. Нужна сказать, что эта колокольня выполняла сразу две задачи: во-первых, она завершала ансамбль монастыря, а во-вторых, приближала его силуэт к контурам монастырей Древней Руси.

До наших дней колокольня не сохранилась, т.к была безжалостно разрушена в 1933 году.

Некогда при монастыре находилось огромное количество разнообразных мастерских, самыми популярными среди которых считались башмачная, живописная, золотошвейная, ковровая, поварня, просфорная, рисовальная и чеканная.

Также здесь организовывались фермы, огороды, сады, а со временем появился и птичник. Все содержалось в образцовом порядке, а работы монахинь монастыря ценились не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Несколько позже открывается и детский приют, и две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, образование в которых было совершенно бесплатным.

Здесь, на основанном в 1845 году кладбище, были похоронены такие известные личности как Багратион, Боткин, Врубель, Головин, Лядов, Майков, Направник, Невельский, Некрасов, Римский-Корсаков, Тютчев, Феофанов, Чигорин и многие другие представители культуры и науки, государственные служащие и военные деятели.

Монастырь был закрыт в течение долгих 65 лет, и лишь в 1990 сюда начали возвращать некогда принадлежавшие ему святыни.

Начиная с 1997 года, работает богадельня для престарелых, больных и немощных. На благотворительной основе создан специальный социальный центр для детей из неблагополучных семей.

С 2003 года в помещении монастыря проводятся богослужения.

далее: Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии) Россия Санкт-Петербург Воскресенский Новодевичий монастырь

Источник: http://discoveric.ru/mesta/rossiya/sankt-peterburg/voskresenskij-novodevichij-monastyr

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы, по адресу: Московский проспект, д. 100.

Предыстория

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Первой игуменьей монастыря была Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцева.

Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место.

Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I . Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

Архитектура монастыря

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом.

Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.

Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Западный корпус и Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. А. Блока «Возмездие»:

За самой городской чертой

Где светится золотоглавый Новодеви́чий монастырь Заборы, бойни и пустырь Перед Московскою заставой…

Воскресенский собор

Купола Воскресенского собора

Пятиглавый двухэтажный Воскресенский собор — архитектурная доминанта ансамбля; построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Архитектор — Н. Е. Ефимов. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект. Северный и южный фасады собора украшают декоративные аркады, поддерживаемые парами колонн.

Собор венчает пятиглавие с позолоченными чешуйчатыми луковичными куполами, расположенными на высоких барабанах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке.

Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.

В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас.

В Успенском приделе хранился образ Смоленской Божией Матери Одигитрия, написанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным.

Келейные церкви

Западный келейный корпус прерывается двумя церквами, расположенными, соответственно, к югу и к северу от Воскресенского собора: церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери (к югу) и церковью Трёх Святителей Вселенских (к северу). В настоящий момент действует только Афонская церковь.

Живописная Афонская церковь была заложена 10 июля 1850 года и строилась по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А Сычёва. 28 июля 1854 года она была освящена в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны во имя Афонской (Ватопедской) иконы Божией матери «Отрада и Утешение».

Архитектором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Церковь Трёх Святителей была построена теми же архитекторами симметрично Афонской в больничном корпусе монастыря. Заложена она была также в 1850 году, в 1855 году — достроена и освящена.

Она особенно почиталась монахинями за находившуюся там икону Божией Матери «Благоухающий Цвет».

Обе церкви одинаковы по внешнему виду. Они обе пятиглавые с шатровой одноярусной колокольней.

Луковичные купола позолочены, шестигранный шатёр колокольни покрашен в зелёный цвет, его завершением является позолоченная луковичная главка с крестом. Фасад сверху завершают полукруглые закомары.

Передний фасад изобилует арками. На каждой грани шатра прорезаны слуховые окна. В восточной части обеих церквей имеется алтарная апсида.

Новодевичье кладбище

Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, врач С. П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Церковь Марии Магдалины

3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н. А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.

Монастырская колокольня

В 1895 году рядом с Воскресенским собором была возведена грандиозная четырёхъярусная монастырская колокольня. Она напоминала Колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В первом ярусе находился парадный арочный вход в монастырь.

Во втором ярусе находилась надвратная церковь Святого Исидора Пелусиота, небесного покровителя скончавшегося тремя годами ранее митрополита Исидора. В двух верхних ярусах колокольни находились звонницы.

Как и на барабанах куполов собора, оба верхних яруса опоясывала аркада, в каждой второй арке которой находился проём. Венчал колокольню объёмный луковичный купол.

Колокольня была взорвана в конце 1920-х годов в связи с расширением Московского проспекта.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами.

Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских.

В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Кладбищенская церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

В центре кладбища была расположена церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Она была возведена в 1856 году над могилой командира Александрийского гусарского полка А. Н. Карамзина, сына русского историографа и писателя Н. М.

Карамзина, отчего получила второе название — «Карамзинская». Позже там была похоронена его жена. В церкви имелась вырезанная из слоновой кости икона Воскресения Христова, считавшаяся одной из самых красивых в Петербурге. Церковь была закрыта в июне 1925 года, в 1930 году — снесена.

При разрушении церкви была уничтожена и могила Карамзиных.

Казанская церковь

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Приземистый кирпичный пятиглавый двухэтажный храм стал превосходным образцом неовизантийского стиля. Внешне он напоминает Софийский собор в Константинополе.

Каждый купол храма расположен на низком барабане, опоясанном аркадой, создающей урезы на куполе. Купола были покрыты особой черепицей, как в Греции. (Историческое черепичное покрытие уничтожено при последней реставрации и заменено медным листом). В каждой арке находится окно. Порталы, в которых располагаются входы, образованы массивными пилонами со сводами, украшенными резьбой.

Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму.

Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов.

Внутри трёхпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа.

Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов.

Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены.

Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены.

Вид на церковь с кладбища

В 1929 году в церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было.

В 1989 году церковь, находившаяся в запустевшем, недействующем монастыре, была передана приходу заграничной православной церкви. В 1992 году в церкви освятили придел во имя Державной иконы Божией Матери. В 1995 году церковь была отдана восстанавливаемому монастырю.

Она реставрировалась с 2002 по 2004 год.

История монастыря

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др.

При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни) Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.

Советское время

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён.

Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню.

Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён.

К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля.

В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших.

Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви.

На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён.

Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём.

На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне.

В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным.

С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/voskresenskiy-novodevichiy-monastyr

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – живописный старинный храмовый комплекс, расположенный в исторической части Москвы, близ Лужников. Это один из древнейших религиозных ансамблей на территории страны, который почитается уже много веков.

За свою историю монастырь пережил войны и разорения, Смутное время, пожары, превращение в музей и многое другое.

Несмотря на это, сегодня святыня передана в бессрочное и безвозмездное пользование Московскому патриархату, полностью восстановлена, открыта для посещения паломниками и туристами.

Содержание

Купола Смоленского собора

Музейная часть Новодевичьего монастыря подробно рассказывает о его истории, известных личностях, чьи судьбы в разное время были связаны с этим местом, работает экскурсионный отдел.

Также здесь ежедневно проходят богослужения, на которых можно присутствовать всем желающим.

Помимо осмотра отдельных достопримечательностей, по тенистой территории Новодевичьего просто приятно совершать неторопливые созерцательные прогулки.

Вид на Новодевичий монастырь

Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Первая гласит, что святыня получила свое имя из-за места, где была построена – Девичьего поля. По преданию, именно здесь выбирали самых красивых девушек, которых отправляли в качестве дани хану Золотой Орды.

Вторая версия утверждает, что название происходит от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной. Третья – наиболее реалистична и чаще всего используется историками. Согласно ей, монастырь с самого начала был создан для женщин, то есть был девичьим.

Приставку же начали использовать для того, чтобы отличать святыню от похожей, открытой ранее в Кремле.

История Новодевичьего монастыря

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI в.

В XVI веке на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем, Василий III основал монастырь.

Когда московский князь отправлялся отвоевывать занятый литовцами Смоленск, он дал обет, что в случае победы построит святыню. Почти через 10 лет после того, как город все же был взят, Василий III сдержал свое обещание.

Место было выбрано неслучайно, ведь именно с Самсонова луга чудотворная икона Одигитрии была отправлена из столицы в отвоеванный Смоленск.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1879 г.), картина Ильи Репина

Первоначально величественный комплекс построек, а также стены его территории были выполнены из дерева. Вскоре после окончания строительства здесь появилась первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много.

Василий III смог добиться развода с княгиней Сабуровой, которая на протяжении долгих лет супружества так и не смогла родить наследника.

Первая жена московского князя была сослана в Новодевичий и до конца жизни прожила в его стенах.

После прихода к власти Бориса Годунова большая часть построек была заменена на каменные, созданные по образцу кремлевского монастыря. Но даже массивные зубчатые стены не смогли предотвратить страшное разорение, постигшее святыню в Смутное время. Тогда обитель превратили в крепость, несколько раз она переходила из рук в руки, а потом и вовсе была подожжена.

Панорама Новодевичьего монастыря

Новый этап начинается для Новодевичьего монастыря с приходом к власти Романовых. В этот период святыне передают в дар землю, драгоценности. Сама обитель пользуется большим почетом в царской семье.

Огромный вклад в развитие святыни внесла пришедшая к власти Софья Алексеевна.

Благодаря ей практически все здания были переделаны в стиле столичного барокко, а также появилось несколько новых жилых и религиозных построек.

Богородицкая башняАмвросиевская церковь с трапезной и палатами Ирины Годуновой XVI-XVII вв.

В 1689 году царственная меценатка стала узницей в стенах любимой обители, сюда ее заточил Петр I. Кстати, его первая жена также была вынуждена окончить свою жизнь в этом монастыре.

Однако она оказалась здесь по милости Петра II.

Впрочем, это место было не только тюрьмой, сюда часто уходили женщины из знатных русских династий, добровольно посвящая себя служению Богу, жертвуя свои украшения и другие богатства при постриге.

С трудом удалось спасти Новодевичий после отхода войск Наполеона, которые собирались подорвать святыню. После Октябрьской революции здесь открыли «Музей раскрепощения женщины». В советские годы монастырь для богослужений не использовался и только в конце XX века был возвращен церкви.

Схема Новодевичьего монастыря

Архитектура святыни

Смоленский собор, 1524-1525 гг.

Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток. Центральное место в ансамбле занимает Смоленский собор.

Именно здесь содержится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. Большой пятиглавый собор сохранил уникальные фрески XVI века и иконостас XVII века, полюбоваться которыми сегодня может каждый посетитель.

В архитектурном ансамбле смешались московское барокко и более поздний стиль Средневековья. Этот облик сложился еще в первые столетия существования обители и с тех пор почти не изменился. Несмотря на такое сочетание, храмовая композиция смотрится очень гармонично.

Бело-багровые постройки монастыря красиво выделяются на фоне густой зелени, произрастающей на территории святыни.

Колокольня, 1689-1690 гг.Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, 1685-1687 гг.

Считается, что главным зодчим, участвовавшим в создании большинства построек, был известный московский архитектор того времени Петр Потапов. По крайней мере, именно его имя значится в строительных документах.

В монастыре располагается вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого московская колокольня. Шесть ее уровней поднимаются на высоту в 72 метра. Очень живописно смотрится чередование ажурных и сплошных ярусов.

Мариинские палаты

Отдельные помещения и здания монастыря закрыты для посещения по разным причинам, но наиболее художественно ценные постройки все же доступны для осмотра. При Новодевичьей обители расположено одноименное кладбище, ставшее последним пристанищем многих знаменитых деятелей искусства, культуры, политики.

Новодевичье кладбищеЗахоронения у южной стены

Как добраться

Адрес: Новодевичий проезд, дом 1. Доехать до монастыря можно на метро. Необходимо выйти на станции Спортивная, откуда легко дойти пешком: по улице Савельева, далее через сквер и по переулку Учебному. Также можно добраться автобусами 64 или 132, троллейбусами номер 5 и 15.

Напротив Новодевьего монастыря установлен памятник «Дайте дорогу утятам»Воскресная служба

Время работы, порядок посещения

Каждый день, кроме вторника, с 10.00 до 17.00 вы можете посетить Новодевичий монастырь. Касса экскурсионного бюро открыта до 16.45.

Вход для экскурсионных и паломнических групп, а также иностранных посетителей платный: 300 рублей для взрослых, 100 и 50 для детей и льготных категорий соответственно. Дополнительно оплачивается обслуживание группы – 1000 рублей. Вход для самостоятельного осмотра бесплатный.

Отдельной программой посетителям предлагают экскурсию по Новодевичьему некрополю. Заказать билеты и получить справочную информацию можно по телефону 8 (499) 246-85-26.

Новодевичий монастырь зимой

Источник: https://wikiway.com/russia/moskva/novodevichiy-monastyr/

Ссылка на основную публикацию