Ульяновский монастырь в республике коми. фото, адрес, карта, как добраться, история, режим работы

?

Categories:

  • путешествия
  • архитектура
  • история
  • лытдыбр
  • Cancel

Современная Республика Коми — один из 85-ти субъектов Российской Федерации, известна большинству жителей других регионов страны как далёкий северный таёжный край, в котором есть медведи и лыжники, газ и нефть, лес и город Воркута, «где все сидели».

Местные жители, естественно, знают гораздо больше, но и для них зачастую Республика Коми — малоизученная территория, сонный край, где никогда не происходило, не происходит и не будет происходить ничего интересного.

Мало кто знает, что в своё время через территорию современной республики проходили на Запад и некоторе время на ней жили кочевые племена, сдвинутые с мест Великим переселением народов в V-VI вв. н.э. (представители т.н. курганной культуры, сложившейся в западном Приуралье с конца IV по конец VI вв. н.э.

), или что после вхождения территории Коми края в состав Московского княжества она длительное время была неспокойным пограничьем, которое местным жителям при поддержке дружины из Устюга приходилось постоянно защищать от набегов соседей, а в XV в.

здесь у нас, в Усть-Выми, происходили события феодальной войны между Василем II и Дмитрием Шемякой, той самой, о которой все когда-то читали в школьном учебнике и которая всегда казалась очень далёкой и во временном, и в территориальном смысле, ведь «нууу, где — Москва, а где — мы».

Примеров можно привести, конечно, и больше, но нам пора познакомиться с одним из интересных мест Республики Коми.В Усть-Куломском районе в 160 километрах на восток от Сыктывкара на правом берегу р. Вычегда находится Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. По преданию, его основал сам Св. Стефан Пермский в конце XIV в.

но тот монастырь, скорее всего, просуществовал недолго. В 1667 г. московский священник Фёдор Тюрнин (в монашестве — Филарет) с сыновьями восстановил обитель и построил деревянную церковь, указом государя вновь созданной Спасской пустыни были переданы обширные окрестные земли. Монастырь прекратил существование в 1671 г.

со смертью Филарета, но остались построенные церкви, в которых служили его потомки.В 1860 г. монастырь был возобновлён под названием Троице-Стефановского и вскоре стал одним из самых больших в Вологодской епархии (в 1913 г.

— более 60 монахов), это был крупный православно-культурный центр с большой библиотекой, школой и богадельней, в который на поклонение святыням приходило в год до 3-5 тысяч человек. С 1898 г. в обитель на перевоспитание направляли по 4-6 малолетних или несовершеннолетних преступников из Усть-Сысольского и Яренского уездов. В годы Советской власти монастырь был закрыт, разграблен и подвергнут частичному разрушению, в его уцелевших зданиях размещались различные учреждения. В 1994 году государство возвратило монастырь Русской Православной церкви, и он начал постепенно восстанавливаться. Первым его настоятелем стал иеромонах Питирим, ныне епископ Сыктывкарский и Воркутинский (сайт монастыря — здесь).

Мне повезло побывать в Ульяновском монастыре трижды — зимой 2018 года на экскурсии с сотрудниками СГУ имени Питирима Сорокина и и весной 2014 и 2015 годов вместе со студентами Института истории и права СГУ им.

Питирима Сорокина, которые в рамках музейной практики на втором курсе ездят на экскурсии в Усть-Вымь (вотчина первого епископа Пермского — Св. Стефана, центр государственной администрации после присоединения Коми края к Московскому княжеству в XIV в.), Ульяново (мужской монастырь с постройками XIX — начала ХХ вв.

) и Кылтово (женский монастырь с постройками конца XIX — начала ХХ вв.). Дорога от Сыктывкара до Ульяново занимает 4 часа.

Путевые впечатления были неоднозначные: сначала некоторое смущение вызвали скелеты новых социальных домов в местечке Чит, а потом своё добавили наши дороги, которые закончились за Сыктывкаром и только местами скупо дарили по паре-тройке километров спокойствия:

Впрочем, надо отдать должное, местами районные дороги были отремонтированы и тогда можно было отдохнуть от постоянной тряски. Увиденные из окна автобуса картины северной природы так же помогли несколько примириться с реальностью.

В мае реки и озёра смотрятся особенно интересно:

С автодороги открывается вид на монастырь с его величественной колокольней. Сейчас остаётся только рисовать в воображении, как смотрелся весь комплекс с несохранившимся Троицким собором:

(Иллюстрация взята из книги «Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель», напечатанной Коми книжным издательством в Сыктывкаре в 1995 году. Фактически это — переиздание книги Ф.А. Арсеньева 1889 года (Арсеньев Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежительная обитель / описание составил по поручению иноков Ульяновской обители Ф. А. Арсеньев. — Москва: Типо-Литография Н.И. Куманина, 1889).

Современные главные ворота монастыря:

Однако, в XIX — начале ХХ вв., когда монастырь был на пике своего развития, главные входные ворота были на противоположной стороне, у реки. Дело в том, что тогда в Коми крае основными путями сообщения были не наземные, а водные.

Проследуем той дорогой, которой попадали паломники в старый монастырь, а  поможет нам в прогулке «Историко-культурный атлас Республики Коми» (М., 1997).

У реки задолго перед оградой можно видеть здание дома для монастырских рабочих 1892 г.

постройки, сейчас используется как жилой многоквартирный дом.

Примерно такой вид открывался приезжим на Ульяновский монастырь (с поправкой на время и утраты): слева — руины монастырской гостиницы 1878-1881 гг. постройки, прямо — стена с воротами, за ней — колокольня (1872-1875 гг.), справа — Южный келейный корпус (1900-1903 гг.):

Сразу видно, каким большим и богатым был монастырь в своё время.

Проходим мимо живописных руин гостиницы:

  • Гордый страж гостиничных развалин:
  • Вид с южной стороны на стены, Церковь Успения Божией Матери (слева), колокольню и ворота (справа):
  • Пройдем вдоль стены. Видны ворота, колокольня и Южный келейный корпус:

Вид на стену и угловую хозяйственную башню. Кстати, стены и башни монастырской ограды были построены в 1877-1879 гг.

, в настоящее время сохранились и реставрированы только две стены, идущие параллельно реке.

Естественно, стены не имели никакого оборонительного значения, это символ, необходимый каждому монастырю, и дань традиции, ведь возрождали Ульяновский монастырь монахи Соловецкой обители.

Вернёмся на территорию монастыря. Главное его строение сейчас  — колокольня Троицкого собора, относится она к редкому типу — надхрамовому: на первом этаже располагается Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, на втором этаже — Храм Николая Мирликийского. Это была самая высокая постройка подобного типа в Коми крае, её высота достигает 64 м.

  1. На фотографии: прямо — колокольня, слева от неё за дровянником — руины собора, перед ней — соборная площадь, справа — Северный келейный корпус.

Виды с колокольни:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1886 г.)

Село Ульяново, р. Вычегда, автодорога Усть-Кулом-Сыктывкар, дом для  рабочих и руины гостиницы:

Сельская округа. Видны сохранившаяся стена, хозяйственная угловая башня и хлебный амбар третьей четверти XIX в.:

  • Автостоянка и современные главные ворота монастыря, прямо видна крыша Северного келейного корпуса (построен в 1908-1912 гг.):
  • Развалины Троицкого собора:
  • Крест на том месте руин Троицкого собора (был построен в 1869-1875 гг., разрушен в 1930-е годы), где в 1994 году были обретены мощи отцов-строителей монастыря — архимандрита Матфея, и иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия, которые почитаются как местночитимые святые:
  • Вид внутреннего устройства и росписей Храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких:

Фрагменты настенной росписи 1990-х годов в здании старой монастырской трапезной (пристройка к колокольне):

Вид колокольни с западной стороны. Помещение старой трапезной — пристройка 1895 г. справа у основания колокольни.

  1. Постройки вокруг соборной площади:
  2. Храм Святой Живоначальной Троицы (освящен в 1997 г.) у притвора разрушенного Троицкого собора:
  3. Постройки на территории монастыря за колокольней на западной стороне:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была за стенами монастыря.

Здание школы (Западный келейный корпус, на втором фото за ним виден Больничный корпус 1892 г.):  

Мастерская (Больничный корпус 1892 г.):

 

Вид на стены и пристройки к ним со внутренней стороны монастыря. На фото слева — столярная мастерская 1880 г. и «Плотницкая» башня, на фото справа — стена и западная угловая хозяйственная башня:

   

С советских времён на территории монастыря живут люди, для которых это — родной дом с детства. Переселение ведётся, но очень медленно.

Современный Ульяновский монастырь, конечно, выглядит неказисто на фоне своего славного прошлого, почти все его постройки нуждаются в основательном ремонте.

Тем не менее, он работает, по данным на этот год, в нём насчитывается 30 насельников, в том числе 15 монашествующих (три игумна, два иеромонаха, два иеродиакона, три мантийных монаха, три инока, схимонахиня и мантийная монахиня). В монастыре насчитывается 6 действующих храмов, часовня и святой колодец.

При монастыре имеется гостиница на 100 человек, проживание и питание бесплатное. Несмотря на трудности, на территории ведутся восстановительные работы.

Слева можно видеть «Кузнечную» башню ограды в 2014 году, справа — год спустя:

Кстати, на фото слева на заднем плане видно здание кузницы 1889 г., которое и дало название башне.

В монастырь регулярно приезжают экскурсии из разных учебных заведений, монахи показывают монастырь, рассказывают о его истории и — если есть предварительная договоренность — угощают обедом.

После хорошей прогулки очень хорошо идёт постная еда, скажем, вареный рис и к нему салат из свеклы с чесноком и солью.

Отдых после прогулки:

  • А эту фотоподборку можно было бы назвать так: «Ульяновскiй монстырь у зырянъ»:

Ульяновский монастырь в январе 2018 года. Красивые виды, хотя не ко всему можно подойти. Зимой в минус 20 в неотапливаемых помещениях колокольни ощутимо холодно (вот ведь неожиданность, да?), они попросту идеально выстужены, руки моментально замерзают от прикосновений к перилам лестниц.

  1. И немного зимней сказки:

Источник: https://provincialhisto.livejournal.com/5308.html

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь

С официального сайта монастыря: 

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь находится в Усть-Куломском районе республики Коми,

в 160 км. к востоку от Сыктывкара, на правом берегу р. Вычегда.

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь основан в конце XIV века святителем Стефаном Пермским. В конце XIX века в монастыре возведены величественные храмы и постройки, частично сохранившиеся до наших дней. В начале XX  века это был один из крупнейших монастырей России.

  • В 1918 году Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь был закрыт, осквернен и разграблен.

Монахи подверглись гонениям и казням. Двое из них, иеромонахи Платон и Мелетий, причислены к лику святых Новомучеников Российских.

  1. В 1994 году в монастыре, который возглавил иеромонах Питирим, ныне Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский, возобновилась монашеская жизнь, начался ремонт монастырских зданий, были возвращены монастырские святыни.
  2. Владыка Питирим и братия Троице-Стефано-Ульяновского монастыря — 1998 год. Фреска Троице-Стефано-Ульяновского монастыря
  3. В 1994 году под развалинами Троицкого собора были обретены мощи отцов-строителей Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря: архимандрита Матфея, иеромонаха Паисия, иеромонаха Феофилакта, иеромонаха Амвросия, которые почитаются как местночтимые святые.

Отцы-строители обители. Фреска Троице-Стефано-Ульяновского монастыря.

Священнонастоятель монастыря, Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим (Волочков).

Игумен монастыря — игумен Савва (Гладков).

Число монашествующих 16 человек: помимо Игумена, игумена Саввы, это три игумена, два иеромонаха, два иеродиакона, трое мантийных монахов, трое иноков,  схимонахиня и мантийная монахиня.  Всего число насельников обители 30 человек.

В монастыре имеется 6 действующих храмов, часовня и святой колодец.

Божественная Литургия в монастыре совершается ежедневно (см. расписание богослужений) Читается псалтырь. Утреннее и вечернее молитвенное правило совершаются соборно, после вечернего правила совершается крестный ход по территории обители.

В монастыре проводится отчитка.

Монастырь всегда принимает желающих посвятить свою жизнь служению Богу, а также мужчин, желающих некоторое время потрудиться во Славу Божию.

Монастырь принимает паломников, имеется гостиница. Монастырская гостиница может вместить до 100 человек. Проживание и питание в монастыре бесплатное.

  • Я заехал в монастырь возвращаясь из поездки по республике Коми.
  • В утреннем солнце монастырь светился своими белыми стенами и я свернул с дороги, чтобы посмотреть его поближе.
  • Оставил машину на стоянке и отправился прогуляться по внутренней территории и посмотреть храмы.
  • Всюду следы ремонта, но чистенько и прибрано.
  • Зайдя в действующий храм я попал на службу и долго стоял, слушал молитвы с несколькими прихожанами и паломниками.
  • Вышел и уже собирался ехать дальше, как ко мне подошёл монах и попросил подвезти до города несколько человек, которые третий день не могут выехать, потому что майские праздники и переполненное автобусы проходят мимо.

Источник: http://AutoProstory.ru/mesta/troitse-stefano-ulyanovskij-muzhskoj-monastyr

Святые места Сыктывкара: исцеляющий источник, нетленная икона и чудодейственный крест

28 июля празднуется День Крещения Руси. В честь этой даты портал ProGorod11.ru узнал, какие православные святыни есть в столице Коми, благодаря которым происходят не объясняемые житейским сознанием события.

Святой Богоявленский источник в Нижнем Чове исцеляет болезни

Где: Поселок Нижний Чов, Сыктывкар. Можно доехать на на автобусе №18, на такси или на собственном авто. От остановки идти минут пять.

Небольшой источник в Нижнем Чове стоит на пригорке, а внизу расстилается красивая долина. Сюда приезжают и жители Эжвы, и Сыктывкара, потому что этот источник находится ближе всего к городу. Настоятель храма Рождества Христова отец Александр Никитенко узнал о нем 13 лет назад:

— Бывшая связная партизанского отряда Мария Морозова рассказала, что на этом месте всегда журчал святой источник: стоял полуразрушенный крест, колодец с «журавлем».

Тогда и начали работы по его благоустройству. Обратился к начальнику МЧС, помогли доставить бетонные кольца, трактор. Место почистили, благоустроили поставили крест.

Помогали в этом деле все неравнодушные, — рассказал отец Александр.

С тех пор, как рассказывает отец Александр, источник исцеляет от многих болезней: лежачие больные начинают ходить, бездетные становятся родителями. На источник приезжают из многих регионов России и даже из дальнего Зарубежья. В планах у священника — поставить смотровую площадку, соорудить часовню. Он рад, что в этом деле помогают все, кто может.

Жительница Чова Валентина Юрченко ходит сюда каждый день. Она уверена, что это самый лучший источник на свете, поэтому рассказывать о нем может бесконечно:

— Утром после службы всегда иду через источник и купаюсь в нем даже зимой. Нет, совсем не холодно, а так хорошо, что готова босиком по снегу до дома бежать. Болела поясница, ходила, согнувшись в три погибели.

Отец Александр спрашивает, чего, мол, Валентина не купаешься, и дал мне свою купальную рубаху. Я окунулась в источник и с этой минуты забыла о боли: как начисто сняло.

То же самое и с глазами, и с ногами — выкинула очки, бегаю, как молодая, — рассказала Валентина Ивановна.

Валентина Ивановна относится к источнику, как живому. Если видит, что люди набирают воду, то обязательно просит их снять ботинки и окунутся, или хотя бы протереть лицо. Это мы вскоре и сделали. Стоять в прохладной источниковой воде в разгар рабочего дня — бесценно.

          В Свято-Стефановском соборе мироточат иконы

Где: Свято-Стефановский кафедральный собор, ул.Свободы, 60

В начале июля в Свято-Стефановском соборе в алтаре замироточила икона Спаса Нерукотворного. Из глаз и из подбородка лика текут большие капли масла и струятся прямо вниз по иконе.

— Икона нерукотворного образа Спаса обновляется: был желтый лик, а сейчас он розовый. На нем много капель священного мира. Дух святой показывает себя через это вещество. Мы собираем это миро, и оно разбавляется для того, чтобы все могли помазаться, — рассказал владыка на торжественной службе, когда в храм привезли ковчег с мощами Святой Матроны Московской.

Как считает сыктывкарский и воркутинский епископ, «через миропомазание в храмах сообщается Дух Святой». Кстати, на праздник Троицы, в Свято-Стефановском Кафедральном соборе замироточила икона святого Пантелеймона, покровителя всех болящих и исцеляющий недуги.

Свято-Казанская икона в Кочпоне не сгорела при пожаре

Где: Свято-Казанский Храм, местечко Кочпон, можно доехать на рейсовом городском автобусе №46, №23Д.

В храме находится икона Свято-Казанская икона Божией Матери, которую очень почитают. История ее нестандартна и не объяснима научно.

— Больше ста лет назад в Кочпоне был огромный пожар: взрослые ушли на покос, а деревенские ребятишки играли с огнем. В результате сгорело все село, — рассказывает иерей Максим. — Тогда 26 июня 1901 года сгорела и церковь с колокольней, погибли иконостас, иконы.

После пожара на месте пепелища нашли икону Божией Матери Казанской: она была не тронута огнем! Когда церковь восстановили эта икона заняла место в иконостасе Свято-Казанского храма. К ней стекаются паломники из разных городов и даже стран.

Молва о ней прошла далеко за пределы нашего города.

Кстати, в Свято-Казанском храме есть родник, который забил из-под земли в 2005 году. Верующие увидели в этом особую милость святых. Правда, сейчас вода из источника чуть каплет, но это явление временное, как говорят священнослужители.

Есть новости? Увидели редкое явление, сфотографировали, сняли видео? Сообщите об этом в «Pro Город»: 39-13-73. Либо оставьте новость на сайте в разделе «Предложить новость», указав имя и телефон для связи. Каждого, сообщившего новость и приславшего фото или видео, ждет гонорар.

Частица чудотворного креста на подворье Кылтовского монастыря

Где: Подворье Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря, Октябрьский пр-т, д. 43/1.

Мало кто знает, что на подворье Кылтовского монастыря, что находится недалеко от «кольца», находится особая святыня. Это частица чудотворного креста, от которого многие сыктывкарцы получают исцеления от болезней.

— Крест этот был установлен в 1826 году пустынножителем Василием Пестеревым. Когда он отошел к Господу, то за 15 верст видели свечение, которое исходило от креста. Его назвали чудотворным.

Он стал главной святыней Кылтовского монастыря, созданного в 1870 году. От креста люди стали получать исцеления.

Он был богато украшен: такой обычай есть, что когда получаешь исцеление, то что-то приносишь в дар, — рассказывает игуменья Стефанида.

Потом пришла советская власть: монастырь закрыли и крест выкинули. До 1964 года о нем ничего не было известно. Однажды крест увидели в реке, где он плыл против течения.

Его установили на могиле игумении Ермогены, где он простоял 30 лет. Когда приехали монахини, чтобы восстанавливать храм, то увидели на могиле монахини два креста, один из которых был явно не могильным.

Они попросили помощи у исследователей, чтобы установить его принадлежность.

— Они признали, что это наш крест. Он не потерял свою чудодейственную силу: волна исцелений от него не иссякает, Например, у этого креста исцелился от слепоты ухтинский журналист Владимир Туманов в 1995 году. Список таких случаев можно продолжать и продолжать, — рассказала игуменья.

А с вами происходили чудеса возле святынь? Верите ли вы в них? Расскажите в х!

В 2011 году с паломничества со святой горы Афон доставили частицу Креста, на котором был распят Христос и вмонтировали в Кылтовский крест.

— Не все могут приехать в монастырь в силу труднодоступности его месторасположения. Мы решили частицу креста привезти на подворье монастыря в Сыктывкар, чтобы люди тоже могли исцелятся и получать от него помощь. К нему можно прийти в любое время: после, до и во время службы, мы всегда обеспечиваем доступ, — подытожила игуменья.

Мнение эксперта

Андрей Кораблев, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующий отделением выхаживания недоношенных новорожденных РДБ

Фото komionline.ru

— Я не очень осведомлён в тонкостях религиозных, и, тем более, эзотерических. Тем не менее, чем дольше я работаю в медицинской практике, тем всё ближе мне христианское понимание таких чудес. Людей исцеляют не сами святыни, или святые места. Обращение к святыне, к иконе, это шанс через них приобщиться к тому, что именуется благодатью.

Не попользоваться, не «поюзать», а очень искренне попросить. Те проблемы, с которыми бы боремся в своем разделе медицины, накладывают такой отпечаток на жизнь детей и их семей, что очень многие люди обращаются к помощи Церкви.

У меня на слуху три благодатных места: Кылтовский монастырь, Ульяновский монастырь в Усть-Куломском районе, Дивеево на Нижегородчине.

Источник: https://pg11.ru/news/25095

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь / Усть-Кулом / agentika.com

  • Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь
  • Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь
  • Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь
  • Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь
  • Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь

Есть в Республике Коми удивительное место, место которое завораживает своей необычайной красотой и спокойствием. Это Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, который находится в Усть-Куломском районе Республики Коми в д. Ульяново Его история начинается в конце 14 веке, основал монастырь святитель Стефан Пермский. В начале 20 века это был один из крупнейших монастырей России. История его многогранна, настоятели храма рассказывают паломникам о долгой и порой нелегкой судьбе монастыря, одновременно показывая его красоты. В любое время года он прекрасен, особенно завораживает вид с колокольни, смотришь на эти просторы и дух захватывает от такой красоты. Как ни странно в этом мужском монастыре есть настоятельница, матушка Феодосия (Феодосия, в переводе с греческого — Богом данная или Дар богов), москвичка, чудом ставшая сердцем мужского монастыря. Паломники слушают ее рассказы затаив дыхание, боясь упустить каждое слово. Монастырь живет своей жизнью, но тут всегда рады гостям, специально для гостей монастыря обустроена скромная гостиница, в которой вы сможете остановится и окунутся в непривычную жизнь без суеты. В трапезной вас всегда готовы накормить, а по вашей просьбе, настоятели, проведут экскурсию по всей территории монастыря. Без лирики о главном:1. Для того что бы самостоятельно добраться до монастыря вам нужна трасса Сыктывкар — Усть-Кулом. Расстояние от  Сыктывкара (столицы Республики Коми) до д. Ульяново примерно в 160 км. В ту сторону ездят и рейсовые автобусы, но время в пути займет 3 часа. На рейсовом ездить не рекомендую т.к. это долго и трудно будет вернутся обратно.

Лучше на личном транспорте или с организованной группой (ищите в контакте экскурсия «По земле Верхневычегодской»)2. По пути примерно через 100 км есть один единственный трактир, в котором вы можете пообедать горячими блюдами и (или) выпить чашечку кофе, там же есть туалет.3. Если вы не готовы с головой погрузится в житие монастырское то учтите,что монастырская еда очень проста и в пост, вам, как человеку далекому от такой жизни, еда может показаться скажем так не вкусной. Поэтому захватите что-нибудь с собой.4. Гостиница при монастыре тоже достаточно скромна, будьте готовы к этому, если решите переночевать там. Туалет на улице в сарайчике » по деревенски».5. И самое главное: монастырь живет по своим законам (как говорится в чужой монастырь со своими законами не лезь) поэтому будьте терпеливы, не суетитесь, не бегайте в поисках настоятелей или нужного вам объекта, наслаждайтесь трепетным спокойствием  и красотами этого старинного строения и все найдете)

Удачного путешествия!

Можно добраться на машине

Для того что бы самостоятельно добраться до монастыря вам нужна трасса Сыктывкар — Усть-Кулом. Расстояние от  Сыктывкара (столицы Республики Коми) до д. Ульяново примерно в 160 км.

В ту сторону ездят и рейсовые автобусы, но время в пути займет 3 часа. На рейсовом ездить не рекомендую т.к. это долго и трудно будет вернутся обратно.

Лучше на личном транспорте или с организованной группой (ищите в контакте экскурсия «По земле Верхневычегодской»)

Круглосуточно

  • Адрес : Центральная улица
  • Координаты GPS : 61.823217,53.556547

Инга Усачева

Источник: https://agentika.com/ru/encyclopedia/747f9bb9-2afa-43f8-9b25-4cb234c102b7/places/root/df814744-d7dd-4e07-9416-55ebe0a38a24

Ульяновский Троице-Стефановский монастырь

Ульяновский Троице-Стефановский монастырь – один из старейших в Республике Коми. По легенде он был основан еще Стефаном Пермским в 1385 году, впрочем тогда он просуществовал недолго. Кстати, также по преданию, в давние времена в этом месте в реке Вычегда утонула девушка Ульяния, спасаясь от врагов. Населенный пункт в этом месте был назван по ее имени.

В 1667 году в Ульяново силами священника Федора Тюрнина была возобновлена Спасская пустынь, построена деревянная церковь. Впрочем, после смерти основателя пустынь прекратила существование, но церковь по-прежнему выполняла свою роль. Лишь в 1860 году монастырь был возрожден.

Он был назван Троице-Стефановским. Основу составили монахи с Соловецкого монастыря. В 1869-1875 годы на территории монастыря по проекту архитектора А. Иваницкого был построен первый каменный храм – двухэтажный Троицкий собор.

В 1872-78 годы здесь же была возведена самая высокая на то время в Коми 60-метровая колокольня.

В 1877-79 годы монастырь был обнесен каменной стеной с четырьмя башнями по краям и крытой галереей для крестного хода. Общая длина монастырской стены составила около 1 километра.

 Вскоре после прихода советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, Троицкий собор и большая часть монастырской стены в последующем разобраны, а многие монахи были отправлены в лагеря и расстреляны.

Часть изъятых из Ульяновского монастыря предметов хранилась в Национальном музее.

Сейчас монастырь вновь функционирует и принимает паломников. Монастырь включает шесть храмов и одну часовню.

 Самые чтимые святыни монастыря: мощи святых, мощи основателей монастыря, а также жезл архимандрита Матфея (основателя и строителя монастыря с 1866 года).

 Кроме того, в храме Зосимы, Савватия и Германа можно увидеть вырезанную из дереву уникальную скульптуру «Иисус в темнице». Подобные скульптуры хранятся в Пермской художественной галерее и имеют мировую известность.

На территории монастыря есть гостиница на 100 человек для паломников и туристов, проживание в которой, согласно информации на сайте монастыря, бесплатное. Телефон монастыря: (82137) 99-3-18. Туристы в Ульяновском монастыре бывают часто, турфирмы организуют сюда туры выходного дня.

Как доехать до монастыря?

Ульяновский монастырь находится в Усть-Куломском районе Республики Коми, примерно в 170 километрах к востоку от города Сыктывкар. Сюда можно доехать на автомобиле (ехать в сторону Усть-Кулома до Ульяново), либо на автобусе.

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом.

Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово.

Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Источник: https://nashural.ru/mesta/respublika-komi/troice-stefano-ulyanovskiy-monastir/

Ульяновский троице-стефановский монастырь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Колокольня Ульяновского Троице-Стефановского монастыря

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь [1] Сыктывкарской епархии

Монастырь на берегу реки Вычегды был основан святителем Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года. В то время был построен небольшой храм в честь Преображения Господня, новая пустынь была названа в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В XVII веке Спасскую пустынь возглавил иеромонах Филарет, ставший новым её строителем.

Ввиду того что обитель была бедна при секуляризационной реформе в 1764 году она была закрыта. Храм обители обратили в приходской для Ульяновского погоста.

В 1860 году монастырь был возобновлен иноками Соловецкого монастыря архимандритом Матфеем и иеромонахами Паисием, Феофилактом и Амвросием.

Вскоре был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями.

Монастырь вскоре вошёл в десятку известнейших российских обителей. В начале XX века это был также один из крупнейших монастырей России.

В 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. Почти все насельники обители были репрессированы и расстреляны, двое — иеромонахи Платон (Колегов) и Мелетий (Федюнев) — причислены к лику святых новомучеников Российских.

В 1994 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь, начался ремонт зданий, были возвращены святыни. В том же году в день Покрова Пресвятой Богородицы под развалинами Троицкого собора были обретены мощи соловецких отцов-строителей монастыря, которые место почитаются как святые. В мае 1996 года обновленную обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

По состоянию на начало 2010-х годов богослужения в монастыре совершались ежедневно, действовала монастырская гостиница вместимостью до 100 человек.

Статистика

  • ок. 2012 — всего 30 насельников; 17 монашествующих (2 игумена, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 7 мантийных монахов, 3 инока, 1 схимонахиня, 1 мантийная монахиня); в монастыре воспитывается трое детей-сирот [2]
Троицкий храм Ульяновского Троице-Стефановского монастыря

Храмы, архитектура

К 2012 году в монастыре действовало 6 храмов, часовня и святой колодец.

Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Храм во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких был сооружен в 1879 году на первом этаже монастырской колокольни. Храм был закрыт в 1923 году. В 1990-х был отреставрирован и вновь освящен 14 октября 1996 года.

Троицкий храм

Двухэтажный собор во имя Живоначальной Троицы был построен в 1869-1875 годах. В годы безбожной власти был разрушен до основания. Новый деревянный Троицкий храм был возведен рядом с притвором разрушенного собора и освящен в октябре 1997 года.

Успенский храм Ульяновского Троице-Стефановского монастыря

Успенский кладбищенский храм

Вначале на монастырском кладбище был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как он сгорел, на его месте была в 1886 году возведена каменная церковь. В 1923 году она была закрыта и осквернена безбожниками.

Вскоре по возрождении монастырской жизни он был отремонтирован и освящен 28 августа 1994 года епископом Архангельским Пантелеимоном.

Храм святителя Николая Чудотворца

Находится на втором этаже монастырской колокольни.

Надвратный храм Архистратига Михаила

Храм Архистратига Михаила построен в конце XIX века над южными святыми вратами обители. В то время дорога в монастырь шла именно с юга, от пристани на реке Вычегде.

В годы гонений храм был разорен и поруган, как и все храмы обители, но именно в этом храме стали служить, когда началось восстановление монастыря.

Первая Божественная Литургия после 70 лет запустения была отслужена 9 июня 1994 года иеромонахом Питиримом (Волочковым).

Надвратный храм Архистратига Гавриила

Храм Архистратига Гавриила расположен над северными святыми вратами обители, через которые после восстановления обители осуществляется заезд транспорта. Храм построен в 2007 году наместником игуменом Саввой (Гладковым) с братией монастыря. Освящен архиерейским чином.

Настоятели и наместники

Святыни

  • ларец и киот с мощами многих святых — в храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
  • раки с мощами местночтимых отцов-основателей архимандрита Матфея (Сунцова), иеромонахов Паисия, Феофилакта и Амвросия — в нише близ киота в храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
  • чудотворный образ Господа Иисус Христа — обретен в Москве в ноябре 1867 года, сохранен верующими в годы гонений и возвращен в монастырь 25 апреля 1995 года жительницей Сыктывкара Анной Кузнецовой; находится в иконостасе храма Успения Пресвятой Богородицы
  • деревянный резной образ Господа Иисус Христа «Иисус в темнице» — у северной стены в храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
  • рака в которой до революции покоились мощи мц. Иулиании Никомидийской — слева на солее храма Пресвятой Троицы
  • настоятельский жезл архимандрита Матфея (Сунцова) — слева от ниши в храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
  • напрестольный крест — дар монастырю от святителя Филарета Московского 18 ноября 1867 года; находится в храме Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Использованные материалы

[1]  Официальное название монастыря. «Ульяновский» указывает не только на географическое расположение в с. Ульяново, но и на то, что небесной покровительницей монастыря является также мученица Иулиания Никомидийская. См. комментарий мон. Феодосии (Хохряковой) — http://drevo-info.ru/forum/7902.html

[2]  Страница официального сайта Ульяновского Троице-Стефановского монастыря, http://ylianovo-monastir.prihod.ru/index

Источник: https://drevo-info.ru/articles/20430.html

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь находится в Усть-Куломском районе Республики Коми, в 160 километрах к востоку от Сыктывкара, на правом берегу реки Вычегды.

По преданию, монастырь основан Св. Стефаном Пермским не позднее 1396 года в селе Ульяново. В то время был построен небольшой храм в честь Преображения Господня, новая пустынь была названа в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В 1764 году был закрыт, а 1860 году возобновлен для монашеской жизни иноками Соловецкого монастыря. Это был единственный мужской монастырь в Коми крае.

Расцвет монастыря начинается в 1866 году, когда сюда прибыла группа монахов одного из крупнейших на русском Севере Соловецкого монастыря во главе с иеромонахом Матфеем, ставшим его настоятелем. В 1872 году в обители было 36 монахов и послушников, а в 1913 – уже более 60. Это был один из крупнейших монастырей России!

В короткий срок был возведен величественный ансамбль монастырских построек. Центральное место в нем занимал пятиглавый Троицкий собор (1869-1875 гг.

), в котором хранились монастырские святыни – чудотворные иконы: Похвала Богоматери и Нерукотворный Образ Спасителя из Спасской пустыни; частицы мощей св. мученицы Иулиании и св.

Стефана Пермского; хоругви из московской церкви Спаса на Бору, где покоились мощи св. Стефана Пермского, и др.

В 1872-1876 гг. построена самая высокая в крае колокольня (высота 64 м). Она относится к редкому типу – надхрамовому (в первом и втором ярусах помещались церкви св. Зосимы и Савватия Соловецких и св.

Николая Мирликийского Чудотворца). В монастыре были еще три храма, жилые корпуса, гостиница, больница, хозяйственные постройки – всего 48 сооружений (в начале ХХ в.). В 1877 г.

монастырь был обнесен каменной стеной с угловыми башнями.

Монастырь был крупным православно-культурным центром. Он имел большую библиотеку, при нем действовали школа, богадельня. Обитель посещалась многими паломниками.

В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью был разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек.

Новая жизнь Ульяновского Троице-Стефановского монастыря началась в 1994 году, когда он был передан Русской Православной Церкви.

25 февраля 1994 года началось восстановление и реставрация архитектурного комплекса монастыря и возрождение обители как религиозного духовно-просветительского комплекса. На базе монастыря было создано духовное училище для подготовки кадров священнослужителей.

Поездка в Троице-Стефано-Ульяновский монастырь – это возможность прикоснуться к живой истории не только Коми земли, но и русского православия в целом, проникнуться жизнью монахов, пообщаться с Отцом Антонием и просто полюбоваться красотами местной природы!

  • Контакты туристических агенств и других учреждений, предлагающих экскурсии и познавательные туры.
  • Книги, статьи из газет и журналов Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре в электронном каталоге библиотек Республики Коми.
  • Источник:

Историко-культурный атлас Республики Коми / сост.: д. ист. н. Э. А. Савельева. — Москва : Дрофа : ДиК, 1997. – С. 100-101.

Источник: http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Brendi_respubliki.Ulyanovskii_monastur/

Монастыри

Монастыри Сыктывкарской епархии

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, основан св. Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года в п. Ульяново (в 160 км от г. Сыктывкара) на реке Вычегда, был построен небольшой храм Преображения Господня. Монастырь терпел сильные материальные лишения и в 1764 году закрыт (обращен в приходской храм Ульяновского погоста). В 1860 году возобновлен для монашеской жизни иноками Соловецкого монастыря, был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями. Монастырь входил в десятку самых известных российских обителей. Возродили монастырь архимандрит Матфей, иеромонахи Паисий, Феофилакт и Амвросий, представленные в 2000 году к рассмотрению вопроса о канонизации их как местночтимых святых. Упразднен монастырь в 1918 году, почти все насельники обители были репрессированы и расстреляны. 
Адрес: 168067, Республика Коми, Усть-Куломский район, село Ульяново ул. Центральная дом 40. Телефон 8 (82137) 99-3-18.
Проезд автобусами и маршрутными такси от автовокзала г. Сыктывкара.
Богослужения в Троице-Стефано-Ульяновском мужском монастыре совершаются каждый день.
В 6.00 утренние молитвы, 6.30 молебен, по окончании молебна часы и Божественная литургия. В 16.00 вечерня, утреня.
В 20.00 вечерние молитвы, заупокойная лития в храме прп. Зосимы, Савватия и Германа. По окончании чтение акафиста и крестный ход.
Каждую субботу после литургии панихида. Богослужения в монастыре проводят священнослужители по очереди, служа по неделям. 
По территории монастыря для паломников проводятся экскурсии. После экскурсий по желанию паломников священнослужители совершают крещения, панихиды, молебны. Во время богослужений в храмах открыта церковная лавка.

  • Михайло-Архангельский мужской монастырь в селе Усть-Вымь
  • Михайло-Архангельский мужской монастырь расположен на двух холмах.

Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским напротив Владычного городка — первой кафедры Пермских архиереев. Первый храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных был возведен на месте срубленной березы — языческой кумирницы.

Монастырь, возникший при церкви в XIV веке, стал первой православной обителью в Коми крае, духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром.

В монастыре были положены под спудом мощи Пермских святителей, Усть-Вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы.

Монастырь был упразднен при секуляризационной реформе в 1764 году.

Обитель была возрождена для монашеской жизни синодальным указом от 21 марта 1996 года. Позднее той же весной монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырь, в ведение которого поступили несколько храмов Усть-Выми, стал постепенно украшаться. Обитель была открыта для паломников, на старинном источнике Стефана Пермского стали регулярно служиться водосвятные молебны.

Адрес: Россия, 169110, Республика Коми, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, 36

Источник: http://syktyvkar-eparchia.ru/index/monastyri/0-15

Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь

Статью добавил(а): Александр Богданов,  27 января 2011

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, общежительный, в местечке Ульянове, в 1045 верстах от города Вологды и в 165 верстах от города Усть-Сысольска, близ реки Вычегды. Основан в конце XIV века святым Стефаном Пермским (см. 26 апреля). Упраздненный в 1764 году, он был восстановлен в 1860 году. При монастыре с 1893 года церковно-приходская школа, преобразованная в 1896 году в миссионерскую.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): А.Токарев,  27 апреля 2013

Село Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года. В то время на реке Вычегда был построен небольшой храм в честь Преображения Господня, новая пустынь была названа в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В XVII веке Спасскую пустынь возглавил иеромонах Филарет, ставший новым её строителем.Ввиду того что обитель была бедна при секуляризационной реформе в 1764 году она была закрыта. Храм обители обратили в приходской для Ульяновского погоста.

В 1860 году монастырь был возобновлен иноками Соловецкого монастыря архимандритом Матфеем и иеромонахами Паисием, Феофилактом и Амвросием. Вскоре был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями. В 1878 г.

вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный домдля монастырских рабочих. В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. -богадельня для больных. В 1871 г.

в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса.

Монастырь вскоре вошёл в десятку известнейших российских обителей. В начале XX века это был также один из крупнейших монастырей России. По количеству монашествующих Ульяновский монастырь уступал только вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По размерам угодий он занимал четвертое место в Вологодской епархии.

После прихода к власти в Коми крае большевиков деятельность монастыря стала сворачиваться. На пленарном заседании исполнительного областного Комитета Коми АО 9 мая 1923 г. было принято решение о закрытии монастырских церквей. Решение основывалось на декрете СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства.

В июне 1923 г. комиссия приступила к работе, церкви были опечатаны. На куполе колокольни водрузили красное знамя. Комиссия постановила выселить монахов из монастыря, церковное имущество согласно составленной описи распределить между областными учреждениями Коми АО.

Почти все насельники обители были репрессированы и расстреляны, двое — иеромонахи Платон и Мелетий — причислены к лику святых новомучеников Российских. Акт комиссии со стороны представителей монастыря подписали игумен Амвросий (Морозов), иеромонах Тихон (Лапшин), пономарь Вениамин (Митюшев).

Вес имущества Ульяновского монастыря, отправленного в Усть-Сысольск, составил 2535 пудов.

Обществу друзей Воздушного Флота были переданы почти все колокола (в том числе один весом в 1012 пудов) Усть-Куломские власти не понимали, к чему запечатывают церкви, которые необходимо подвергнуть уничтожению, поэтому они попросту уничтожали все без разбору, так погибло много ценных документов, между прочим, интересные описи.

В 30-е годы Троицкий собор и большая часть монастырской стены были разобраны. В 1930г. тут находились фельдшерский пункт, сельхозопытная станция, пароходная стоянка. Во время Великой Отечественной войны в Ульяново располагался госпиталь, затем – дом для душевнобольных. В 1960-х гг. был уничтожен первый этаж собора.

То, что не успели разрушить, числилось под охраной государства. В 1969 г. комплекс монастырских зданий был взят под охрану государством как памятник церковного зодчества, но охраны как таковой не существовало. Монастырь разваливался на глазах. В конце 1980-х гг.

монастырские здания планировалось использовать для организации пансиона сыктывкарского завода «Орбита».

В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение, в монастыре возобновилась монашеская жизнь, начался ремонт зданий, были возвращены святыни.

В том же году в день Покрова Пресвятой Богородицы под развалинами Троицкого собора были обретены мощи соловецких отцов-строителей монастыря, которые местно почитаются как святые. В мае 1996 года обновленную обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами. В 1996 году при Ульяновском монастыре было открыто духовное училище для подготовки кадров священнослужителей.

Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20-е годы прошлого столетия и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно.

В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (сидящий Иисус) из дерева.

Сейчас монастырь включает в себя 6 действующих храмов и одну часовню, где проживают двадцать четыре монаха, пять священников, два диакона и примерно 20 трудников. 

Источник: https://sobory.ru/article/?object=11631

Ссылка на основную публикацию