Ориентирование на местности. способы по карте и без, по местным природным признакам. презентация географии для детей

  • Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
  • Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
  • ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24

имени Е.А. Варшавского

  1. г. Нерюнгри
  2. научно-практическая конференция
  3. «Шаг в будущее»
  4. Тема: «Ориентирование на местности»
  5. Учащаяся 10 «Б» класса
  6. Зырянова Анастасия Алексеевна
  7. Научный руководитель:
  8. Преподаватель ОБЖ
  9. Капсевич Сергей Витальевич
  10. Нерюнгри 2018 г.

  Введение

  • Актуальность моего проекта заключается в том, что умение ориентироваться на местности важно для человека в условиях автономии, чтобы иметь понятие в какую сторону направляться.
  • Цель: научиться ориентироваться на местности
  • Гипотеза: Можно ли ориентироваться в лесу по природным признакам?
  • Задачи:
  • Изучить способы ориентирования
  • Провести опрос среди учащихся, чтобы узнать уровень знаний на данную тему
  • Проверить один из способов ориентирования на практике
  • Узнать, можно ли сделать компас самостоятельно и какова его достоверность
  • Разработать буклет «6 способов ориентирования»
  • Объектом исследовательской работы является ориентирование на местности.
  • Предметом – способы ориентирования без навигационных систем и компаса.

Практическое применение данной темы довольно широко. Ориентирование, как минимум, может сохранить жизнь в экстремальных ситуациях таких как: ЧС природного характера, аварийная ситуация на любом виде транспорта, потеря туристической группы и т. д.

  Основная часть: Что такое ориентирование и для чего это нужно?

Ориентирование – это умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта.

Это нужно для того, чтобы уметь определять на местности свое местоположение и, исходя из этого, выбраться из какой-либо местности самостоятельно или найти путь в то место, в которое необходимо попасть.

Способы ориентирования:

  1. Способы ориентирования можно разделить на три вида:
  2. Ориентирование с использованием современных приборов навигации.
  3. Ориентирование по природным признакам
  4. Ориентирование по местным признакам
  5. Начнём с первого вида.

Ориентирование с использованием современных приборов навигации.

  • К навигационным приборам относят карты, компасы, GPS навигаторы.
  • Но в случае, если мы находимся в местности, где существуют помехи связи или её полное отсутствие GPS навигаторы бесполезны.
  • Если мы не можем определить свое точное местоположение по карте то, и она становится бесполезной.

Остаётся самый верный прибор – компас. Он достаточно прост в применении и считается наиболее известным способом в определении сторон горизонта, в котором находится населенный пункт или пункт сбора группы.

Как пользоваться компасом?

  1. Для начала нужно проверить исправность компаса, для этого нужно:
  2. Снять компас с предохранителя, если таковой имеется
  3. Поднести металлический предмет к его стрелке, чтобы вывести её из устойчивого равновесия.
  4. Удалить металлический предмет для того, чтобы магнитная стрелка вернулась в исходное положение.
  5. Если стрелка не устанавливается в исходное положение или долго не успокаивается то, компас не исправен и использовать его нельзя.
  6. Компас прост в использовании, чтобы ориентироваться на местности по компасу нужно:
  7. Положить компас на ровную поверхность или держать его на расстоянии 10 см от глаз.
  8. Оттянуть предохранитель (при наличии) и подождать, когда магнитная стрелка остановиться.
  9. Повернуть компас так, чтобы красная стрелка указывала на север.
  10. Также, я выяснила, что компас можно сконструировать самостоятельно. Для этого нужны:
  11. Неметаллическая емкость с водой
  12. Плавучий материал
  13. Иголка
  14. Ход работы очень простой:
  15. Острый конец иголки размагнитить (потереть об одежду, нагреть над пламенем или воспользоваться магнитом)
  16. Проткнуть плавучий материал так, чтобы она проходила через боковые стороны
  17. Опустить в воду конструкцию так, чтобы она не касалась стенок ёмкости, а иголка не соприкасалась с водой.
  18. Острый конец иглы будет показывать на север
  19. Но что же делать, если с собой нет компаса и нет возможности его сделать?

Ориентирование по природным признакам.

  • Если с собой не оказалось компаса то, поможет способ ориентирования по природным признакам. Есть несколько способов:
  • Ориентирование по небесным светилам
  • По солнцу, зная время, тени и с помощью часов
  • По Полярной звезде
  • По Луне
  • Определение сторон горизонта по растениям и животным

Ориентирование по небесным светилам

  1. Ориентирование по Солнцу:
  2. В ясную погоду можно определить стороны горизонта по Солнцу.
  3. Для ориентирования можно использовать эту таблицу:
время 13ч 19ч
Сторона горизонта восток юг запад

Таким образом, встав в определенное время спиной к солнцу, по тени можно определить стороны горизонта

При наличии часов стороны горизонта можно определить, направив часовую стрелку на Солнце. При этом положении часовая прямая, делящая по полам угол между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате, укажет направление на юг.

Ориентирование по Полярной звезде:

Полярная звезда – это яркая звезда, находящаяся в созвездии Малой Медведицы. Она всегда указывает направление на Север. Этот способ актуален безоблачной ночью. Чтобы найти Полярную звезду, можно воспользоваться двумя способами:

  • Первый:
  • Найти созвездие Большой Медведицы
  • Провести прямую через крайние звёзды ковша
  • Отметить пятикратное расстояние, и на конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.
  • Второй:

Найти созвездие Малой Медведицы, т.к Полярная звезда находится в конце её хвоста.

Ориентирование по Луне:

При слабой облачности, когда не видно Полярной звезды, но хорошо различима Луна, стороны горизонта можно определить по ней, а точнее по ее фазам.

Фазы Луны 19ч
Первая четверть юг запад
Полнолуние восток юг
Последняя четверть восток юг

Определение сторон горизонта по растениям и животным

  1. Ориентирование по растениям:
  2. Ориентироваться можно и по растениям, так мох растет с северной стороны дерева; с южной стороны дерева ветви гуще и длиннее; на срезе дерева (пенёк) годичные кольца с южной стороны имеют более вытянутую форму;
  3. Ориентирование по животным:

Самый простой способ ориентирования по животным это строительство муравьями муравейника. Его всегда строят с южной стороны и его северная сторона круче южной.

Ориентирование по местным признакам

Ориентирование по местным признакам позволяет приближенно судить о расположении сторон горизонта.

Стороны горизонта можно определить по:

1.Просекам, которые прорубают в направлении с севера на юг и с запада на восток.

2.Квартальным столбам; квартальные столбы ставят на пересечении просек, на стороны которых наносят номера прилегающих кварталов. Грань между двумя наименьшими номерами ориентирована на север.

3. Зарубкам на стволах деревьях. Зарубки наносят на высоте груди человека с правой стороны от тропы или дороги. Наличие нескольких зарубок указывает на близость стоянки или дороги.

4. Таянию снега; на северных склонах сопок и гор снег тает медленней, чем на южном.

Исследование

Перейдём к исследовательской части.

Мною был проведён опрос учащихся моей школы, из которого я выяснила, что:

Также, мною был найден способ ориентирования по перекладине церковного креста на куполе(местный признак). Верхняя часть должна указывать на север, нижняя на юг. Что и было проверено мною на базе Нерюнгринской церкви.

Входе исследования выяснилось, что перекладина указывает неточное направление «север-юг», т.к она отклонена от севера приблизительно на 20 градусов — измерения сделаны с помощью Азимута – что скорее всего связанно с неточными монтажно-строительными работами, которые и дали такое отклонение.

  • Направление «север-юг» было проверено рядом стоящим деревом, длинные ветви которого с точностью показали направление на юг.
  • Далее, мною был самостоятельно сконструирован компас, который показал верное направление на север, что было проверено компасами.
  • Создание буклета под названием «6 способов ориентирования»:

В буклете собраны все простые для выполнения способы, найденные и описанные мною. Он поможет ознакомиться с способами ориентирования и позволит найти выход из такой ситуации как потеря своего местонахождения на местности.

Заключение

Выводы.

Проведя исследование, я выяснила, что ориентирование по местным признакам даёт приблизительное представление о расположении сторон горизонта. Поэтому нельзя ограничиваться одним методом ориентирования, т.к даже незначительная погрешность в градусах даёт большую погрешность в метрах.

Опросив учащихся МОУ ИТЛ № 24, я сделала выводы, что опрашиваемые знакомы с ориентированием и в случае вынужденной автономии вполне справятся с такой задачей, как определение сторон горизонта.

Благодаря изученному мною материалу, гипотеза, выдвинутая в начале проекта, подтвердилась, а цель проекта была достигнута.

Список литературы:

Латчук, В.Н. Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс/ В.Н. Латчук – Москва: Дрофа, 2013 – 320 с

Чаругин, В.М. Астрономия 10-11 класс / В.М. Чаругин – Москва: Просвещение, 2018 -144 с

  1. http://info-4all.ru/drugoe/zachem-nuzhno-umet-orientirovatsya-na-mestnosti/
  2. http://info-4all.ru/puteshestviya-i-turizm/kak-sdelat-kompas-iz-podruchnih-sredstv/
  3. http://studbooks.net/664309/turizm/vidy_orientirovaniya
  4. https://studfiles.net/preview/5331365/page:4/

Приложение

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/proekt_na_temu_orientirovanie_na_mestnosti_115415.html

Творческий проект "Ориентирование на местности"

В презентации рассказывается об ориентировании на местности. Она может быть использована на уроках окружающего мира и географии.

  • Ориентирование на местности
  • Работа ученика 2 «А» класса
  • ГБОУ СОШ № 17
  • Ибрагимова Эмиля

Ориентирование

умение определять на местности стороны горизонта по компасу, Солнцу, звёздам и местным признакам.

  1. Стороны горизонта
  2. ВОСТОК – сторона восхода Солнца
  3. ЮГ – сторона Солнца в полдень
  4. ЗАПАД – закат Солнца
  5. СЕВЕР – сторона Полярной звезды

  • Ориентирование по компасу
  • Компас – прибор для определения сторон горизонта.
  • Как им пользоваться?
  • Положить компас на ровную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный – с буквой Ю .

Ориентирование по солнцу

Если в 13.00 встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, а справа – восход.

Ориентирование по звёздам

Полярная звезда всегда находится на севере. Если встать лицом к ней, то впереди будет север.

Если провести мысленно прямую линию через две крайние звезды Большой Медведицы, отложить на ней пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами, то в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.

Ориентирование по местным признакам

  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны

  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов
  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны

  • у берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной
  • снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к югу

Источник: https://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/tvorchieskiiproiektoriientirovaniienamiestnosti

Презентация на тему:"Ориентирование на местности."

  • Ориентирование
  • на
  • местности

  1. Определение направления по
  2. отношению к сторонам горизонта
  3. называется ориентированием .

  • С
  • В
  • З
  • Ю
  • Основные стороны горизонта:
  • С – север, Ю – юг,
  • З – запад, В – восток.

  1. С
  2. с-з
  3. с-в
  4. В
  5. З
  6. ю-з
  7. ю-в
  8. Ю
  9. Промежуточные стороны горизонта:
  10. С-З – северо — запад, Ю-З – юго — запад
  11. С-В — северо – восток, Ю-В – юго — восток .

  • Ориентирование по дереву
  • С южной стороны
  • крона дерева
  • пышнее
  • Ю
  • С

ю

Снег раньше тает на южных склонах гор.

Около деревьев, пней, больших камней снег быстрее оттаивает с южной стороны.

Смола на хвойных деревьях накапливается больше с юж-

ной стороны.

  1. Ориентирование по пню
  2. юг
  3. Толщина годичных колец на срезах пней заметно уже на стороне, обращённой к северу, и шире — к югу.

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад.

Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут корабли по морям, не поедут автомоби-ли в дальнюю дорогу. В глубокой древности, когда не было ещё компасов, люди находили путь по солнцу и по звёздам.

Если нет компаса, то север и юг можно определить по часам. Нужно направить часовую стрелку на солнце и мысленную линию на «1», разделить угол пополам, получите «юг».

Местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется картой. На ней вверху –север, внизу – юг, справа – восток, слева – запад.

  • с
  • Грибы растут в основном с северной стороны
  • деревьев, пней.

Кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности и наросты находятся всегда на северной стороне дерева.

Самый безотказный небесный «компас» — солнце. Каждое утро поднимается оно над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, а где заходит – западом.

  1. ю
  2. В большинстве случаев муравейники располо-
  3. жены с южной стороны.

Если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень с севера на юг.

Кора берёзы белее и чище с южной стороны.

Грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней, кустарников.

Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо — восток, налево — запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при его отсутствии — по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

  • Стороны света можно определить и по Луне, которая находится:
  • На востоке: в 19 часов в полнолуние; 1 час (ночи) в последнюю четверть.
  • На юге: в 19 часов в первую четверть; 1 час (ночи) в полнолуние; в 7 часов (утра) в последнюю четверть.
  • На западе: В 1 час (ночи) в первую четверть; 7 часов (утра) в полнолуние.

Полярная звезда всегда находится на севере.

Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, составленной из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими звездами и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни — на запад.

  1. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу.
  2. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.
  3. Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей — на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог — на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.
  4. Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.
  5. Выход из юрт обычно делают на юг.
  6. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубаются с южной стороны.

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.

На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

Годовые кольца на спине пня отдельно стоящего дерева располагаются неравномерно: с южной стороны они обычно толще.

Пчёлы ориентируются по солнцу.

Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают с южной стороны.

Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной на север.

В лесу у пней с южной стороны ягоды брусники, черники, морошки поспевают раньше, чем на северной.

Приближенно определить время в летние утренние часы можно также по пробуждению птиц и их первым песням. Название птиц время первой песни (часы) зяблик 2—2.30 малиновка 3—4 перепел 3.30—4 дрозд 4—4.30 пеночка 4—5 синица 5—6 воробей 6—7. Зяблик. Малиновка. Дрозд. Пеночка.

В 12 часов дня волки встают головой на север и начинают выть. Олени точат свои рога только о северную сторону дерева.

В южных районах растёт «компасное» растение — латук. Листья его обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг – рёбрами.

Лошади давно доказали свою исключительную способность к запоминанию. Их умение запоминать дорогу спасло жизнь не одному заблудившемуся ездоку.

После дождя раньше просыхает южная сторона предметов. На стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола тёмная полоса.

  • ,
  • Разгадайте ребус:
  • И
  • ГОРИЗОНТ
  1. е
  2. ,,
  3. Разгадайте ребус:
  4. р
  5. СЕВЕР
  • О
  • 100
  • Разгадайте ребус:
  • К
  • восток

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-na-tiemu-oriientirovaniie-na-miestnosti.html

Ориентирование на местности. Презентация

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

2 слайд Описание слайда:

Компас — прибор для определения сторон горизонта. Компасом постоянно пользуются моряки, лётчики, геологи, путешественники. Магнитная стрелка Корпус Предохранитель На оглавление

3 слайд Описание слайда:

Античный китайский компас «Сынань» На оглавление

4 слайд Описание слайда:

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ Утром ( в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень — на юге, вечером ( в 19 часов) – на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток. На оглавление

5 слайд Описание слайда:

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЗВЁЗДАМ Ночью направление на север можно определить по созвездиям Малой и Большой Медведицы. Семь звёзд Большой Медведицы напоминают ковш с длинной изогнутой ручкой.

Если мысленно соединить две звезды , расположенные на краю ковша прямой линией, а затем продолжить её на величину пяти расстояний между этими звёздами, полученное расстояние закончится в созвездии Малая Медведица, там, где находится Полярная звезда, указывающая направление на север.

Показанное положение созвездий на небе можно видеть только в осенне-зимний сезон: около 18часов в феврале, около полуночи в ноябре и около 4 часов в конце сентября. На оглавление

6 слайд Описание слайда:

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ На оглавление

7 слайд Описание слайда:

У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. На оглавление

8 слайд Описание слайда:

Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. На оглавление

9 слайд Описание слайда:

Муравьи всегда строят муравейники с южной стороны, потому что она теплее. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. На оглавление

10 слайд Описание слайда:

У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. На оглавление

11 слайд Описание слайда:

Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. На оглавление

12 слайд Описание слайда:

На стволах хвойных деревьев на освещённой , южной стороне иногда бывают натёки и сгустки смолы На оглавление

13 слайд Описание слайда:

Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны. На оглавление

14 слайд

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/orientirovanie-na-mestnosti-prezentaciya-1673594.html

План-конспект урока Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

План-конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

  • Цели урока:
  • — формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным признакам;
  • — содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение;
  • — развивать познавательный интерес к изучению предмета;
  • — воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений.
  • Оборудование: мультимедийная система; карточки с заданиями для самостоятельной работы; индивидуальные компасы; цветные полоски для игры «Палитра», презентация Ориентирование на местности (скачать презентацию)

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. Каждый день — всегда, везде,
  3. На занятиях, в игре
  4. Смело, чётко говорим
  5. И тихонечко сидим.
  6. II.

    Информация об окружающем мире (слайд 1)

  7. Рассказывает ученик.

Сегодня … . День недели — … .

Температура воздуха … , осадки в виде… Дни становятся короче, а ночи — длиннее, солнце поднимается ниже над горизонтом.

Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на зимовку. Стрижи и ласточки первыми улетели в тёплые края. Эти птицы охотятся на насекомых, а так как воздух становится холодным и насекомые прячутся в кору деревьев, пищи нет, и птицы улетают на юг. Практически последними улетают грачи, потому что они ищут корм в почве, а она промерзает к концу осени.

В лесу преобладают жёлтые, красные, коричневые краски. Это наступает золотая осень. К зиме в тёплые шубы переодеваются зимующие в наших краях звери: зайцы, лисы, горностаи, ласки. Накапливают жир и засыпают в своих норах медведь, ёж, барсук. Поглубже в ил на дне водоёма забираются лягушки и там засыпают.

Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов, подготавливают почву к зиме. Они убирают мусор с огородов, перекапывают почву, вносят удобрения, сеют озимую рожь.

  • Приметы:
  • Много жёлудей на дубе — к лютой зиме.
  • Если листопад пройдёт скоро — надо ожидать крутой зимы.
  • Если в сентябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.
  • III. Проверка домашнего задания (слайд 2)

  1. Восстановите схему, расположите объекты(у доски):
  2. — облако — на юго-западе;
  3. — солнце — востоке.
  4. На местах учащиеся выполняют задания на карточках.
  5. Задание 1.
  6. На рисунке по указанным сторонам горизонта определите направление.

  • Задание 2.
  • Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.
  • Задание 3.

На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом — на юг, далее — на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?

Задание 4.

Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?

Задание 5.

Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.

  1. В то время, пока ученики выполняют задания у доски и на карточках, остальные учащиеся класса отвечают на вопросы учителя. (слайды 3-5)
  2. Фронтальный опрос
  3. — Что называется горизонтом?
  4. — Что такое линия горизонта?
  5. — Когда человек видит горизонт в виде большого круга?
  6. — Назовите основные стороны горизонта.
  7. — Какие стороны, кроме основных, вы знаете?
  8. Учитель проверяет карточки, оценивает ответы учащихся, а остальные дети решают выражения и расшифровывают слово. (слайд 6)

  • — Какое слово у вас получилось? (ПУТЕШЕСТВЕННИКИ)
  • — Хорошо, отправляемся в путешествие.
  • Диктант

— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.

  1. IV. Изучение нового материала (слайд 7)
  2. Беру я рюкзак,
  3. Удачу, надежду,
  4. Весёлых друзей
  5. И знаний багаж.
  6. Встаю я пораньше
  7. И в путь отправляюсь.

— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. А начнём его с древнегреческого мифа.

  • Миф— древнее народное сказание о происхождении явлений природы и общества.
  • Лабиринт — в Древнем Египте и Древней Греции: сооружение со сложно расположенными и запутанными ходами.
  • (слайд 8)

— Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище. МИНОТАВР.

Каждые девять лет семь юношей и семь девушек были вынуждены отправляться в лабиринт. Кто не мог найти дорогу обратно из лабиринта, того чудовище убивало. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

(слайд 9)

— Но полюбила Тесея прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток.

  1. (слайд 10)
  2. — Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу.
  3. (слайд 11)
  4. — С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.
  5. Формулировка темы урока (слайд 12)
  6. — Что такое ориентиры?
  7. — Что значит «ориентироваться»? (слайд 13)
  8. — Тема нашего урока — ориентирование на местности. (слайд 14)
  9. Обратимся к толковому словарю.
  10. Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.
  11. — Скажите, почему надо уметь ориентироваться?
  12. Самостоятельная работа с учебником (с. 8) (слайд 15)
  13. — Какие существуют способы ориентирования? (ориентирование по Солнцу, ориентирование по компасу, ориентирование по местным признакам)
  14. Составление кластера.

  • Работа в группах
  • Класс делится на три группы, лидеры каждой группы получают задания.
  • Задание для группы № 1
  • Ориентирование по Солнцу

Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» (с. 89).

  1. Постарайтесь запомнить правило определения сторон горизонта по Солнцу.
  2. Задание для группы № 2
  3. Ориентирование по компасу

Прочитайте статью учебника «Ориентирование по компасу» (с. 9).

Рассмотрите, из каких частей состоит компас. Научитесь определять с помощью компаса стороны горизонта.

Задание для группы № 3

Ориентирование по местным природным признакам

Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» (с. 10-11).

Расскажите, по каким местным природным признакам можно определять стороны горизонта.

Ответы групп. Проверка по слайду. (слайды 16-17)

1-я группа: ориентирование по Солнцу. Отвечает ученик.

  • Практическая работа (весь класс)
  • Определить стороны горизонта по Солнцу (условная тень).
  • Физкультминутка
  • Разгадывание кроссворда (слайд 18)

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.

6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) (слайды 19-26)

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.

Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные.

Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

  1. 2-я группа: ориентирование по компасу.
  2. Практическая работа (весь класс)
  3. Из каких частей состоит компас?

Отвечают ученики. Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.

  • — Что означают буквы С, Ю, З, В?
  • Ученица. (слайд 27)
  • Есть компас и можно за кладом идти.
  • Но нет, не спеши, погоди!
  • Без знаний дорога длинна и трудна.
  • Как компас работает, не знаю — беда.
  • Друзья, помогите, скорей подскажите,
  • Дорогу по компасу мне объясните.
  • Правила работы с компасом (слайд 28)
  • Ученик показывает, каждый ребёнок держит компас и повторяет за ним.

1) Положить компас на ладонь.
2) Освободить стрелку компаса от предохранителя.

  1. 3) Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север.
  2. Практическая работа (весь класс)
  3. Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).
  4. 3-я группа: ориентирование по местным признакам. (слайд 29)

— Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природным «компасами».)

— По каким местным признакам можно определять стороны горизонта? (слайд 30)

— Можно ли по одному из этих природных признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. (слайд 31)

V. Закрепление (слайды 32-33)

Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?

  • Мох растёт с … стороны?
  • VI. Итог урока (слайд 34)
  • Работа по кластеру
  • — Какие виды ориентирования вы знаете?

— Какое ориентирование будет самым точным? Почему?

  1. Загадки
  2. Рассказывают дети, класс отвечает и доказывает, если не согласен.
  3. Годовые кольца шире
  4. С южной стороны берёз.
  5. Это знают во всем мире —
  6. Говорю я вам всерьёз.
  7. (Верно.)
  8. Удалой молодец на тропинке стоит,
  9. Но куда же пойти, он никак не решит.
  10. Посредине тропы серый камень лежит,
  11. Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.
  12. (Неверно.)
  13. Рядом с камнем дубы на поляне шумят,
  14. И прохожим они свою речь говорят:
  15. «Наши ветви, ребята, укажут вам путь,
  16. Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.
  17. С юга много ветвей, и длинней, и пышней,
  18. В ту сторонку иди, будь смелей и умней».
  19. (Верно.)
  20. Полдень летний, полдень жаркий,
  21. Солнце светит за спиной.
  22. Лето дарит нам подарки,
  23. Справа — запад, юг — за мной.
  24. (Неверно, слева — запад.)
  25. Рефлексия (слайд 35)
  26. «Я знаю. Я умею»
  27. Игра «Палитра» (слайды 36-37)
  28. Ученики выкладывают цветные полоски.
  29. Вопросы:

1. Основные стороны горизонта.

2. Прибор для определения сторон горизонта.

3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья.

4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит Солнце.

5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом.

6. Умение определить стороны горизонта.

7. Видимое вокруг нас пространство.

Если ученики правильно ответили на все вопросы, у них получится радуга. Если эти полоски перевернутьсложится слово МОЛОДЦЫ.

  • VII. Домашнее задание
  • Прочитать статьи «Почему надо уметь ориентироваться», «Ориентирование по Солнцу», ответить на вопросы к ним.
  • Перейти ко всем конспектам уроков в начальной школе!
  • Смотрите также уроки:
  • Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности

Урок экскурсия. Ориентирование. Горизонт

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий

Источник: http://lit-dety.ru/uroki-2/orientirovanie-na-mestnosti.html/

Презентация "Ориентирование на местности и по плану"

  • ОРИЕНТИРОВАНИЕ
  • НА МЕСТНОСТИ
  • И ПО ПЛАНУ
  • Презентацию выполнил
  • учитель географии
  • ГБОУ лицей №1561
  • ЮРИЙ ОРГАНОВ
  • В географии стороны горизонта (света) – основные направления из четырех (север, юг, запад, восток).
  • Направления «север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.
  • Кроме разбиения горизонта на четыре направления – север, юг, запад, восток, – по мере развития задач ориентирования вводились дополнительные разбиения с промежуточными направлениями: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток; всего направлений стало восемь. 

СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА

Позже вводились следующие промежуточные разбиения: северо-северо-запад (ССЗ), запад-северо-запад (ЗСЗ) и т.д. с доведением числа направлений до 16.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Ориентироваться можно по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по объектам природы. Сначала определяется направление на север.

Ориентирование – умение определять стороны горизонта; определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

КОМПАС

Наилучший способ ориентирования – с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север.

При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

АЗИМУТ

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

НАПРАВЛЕНИЕ НА ПЛАНЕ

Планы и карты ориентированы на север, т.е. сверху северное направление, снизу – южное. Кроме того, направление сторон горизонта часто показывается стрелками.

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Существуют различные способы ориентирования:

В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба – самая светлая, южная – более темная.

Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север. Это соответствует действительности только между Северным полюсом и Северным тропиком. 

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

  1. Правило применимо в следующих случаях:
  2. а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);
  3. б) на экваторе, где полуденная тень полгода направлена на север
  4. (с 24 сентября по 20марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сентября);

в) в широтах между экватором и тропиками, где тень также меняет направление. В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ С ПОМОЩЬЮ ЧАСОВ

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг.

  • Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов   после полудня – тот угол, который она прошла после 12 часов.
  • Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.
  • Солнце восходит на востоке, а садится на западе.
  • При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом:

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

  • кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне;
  • на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны;
  • годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу;
  • с северной стороны деревья, камни, пни и т.д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный – крутой;
  • летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны;
  • у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
  • алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
  • приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.
  1. СПАСИБО
  2. ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://uchitelya.com/georgrafiya/109079-prezentaciya-orientirovanie-na-mestnosti-i-po-planu.html

"Ориентирование на местности". Презентация презентация к уроку по географии (5, 6, 7 класс) на тему

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Вводное слово 1 Способы ориентирования на местности 2 Цель и оборудование 3 Проверка усвоения материла 4
  • Слайд 3

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ Презентация составлена инструктором по труду ГБУСОН РО «СРЦ Кашарского района» Савкусан С.Н.

Вводное слово Что такое ориентирование? Ориентирование — это умение определять свое местоположение относительно других объектов на местности . Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток».

С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей.

Слайд 4

Цель занятия Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; научить определять стороны света в различных ситуациях.

Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию , внимательность, наблюдательность .

  1. Слайд 5
  2. Оборудование План Местности Карта топографическая Компас
  3. Слайд 6
  4. Отличие плана от карты Масштаб крупный Изображена небольшая территория Подробно наносятся все географические объекты Отсутствует градусная сеть. Направление на север отображают стрелкой Масштаб мелкий Может быть изображен и целый земной шар Отображаются наиболее существенные объекты Стороны горизонта определяют по нанесенным параллелям и меридианам
  5. Слайд 7
  6. Способы ориентирования Можно Ориентироваться По местным признакам По звездам По Солнцу По Луне По компасу
  7. Слайд 8

Ориентирование по компасу Компас – это прибор для определения направления на магнитный полюс земли. Основное предназначение компаса — определять направление на какой-либо объект. М агнитная стрелка компаса всегда указывает на Север. На компасе Север обозначается латинской буквой N , Юг – S , Запад – W , Восток — E .

Вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на местности приходится другими способами Чтобы проверить исправность компаса, положи его на ровную поверхность. Затем, поднося к стрелке любой железный предмет, выведи ее из равновесия.

Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдет— использовать компас нельзя.

Слайд 9

Ориентирование по светилам Шаг за шагом люди познавали Землю — свой дом. Уже в далеком прошлом они пускались в дальние плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надежными путеводителями людям служили солнце, луна и звезды. По ним смелые мореходы вели свои корабли в нужном направлении

Слайд 10

Ориентирование по Солнцу Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. В другое время юг можно определить с помощью часов со стрелками Направляем часовую стрелку на Солнце, делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг. Север — в противоположном направлении

Слайд 11

Ориентирование по звездам Для того, чтобы определить направление на север при звездном небе, необходимо отыскать яркие звезды, как бы образующие ковш с ручкой — это созвездие Большой Медведицы.

С его помощью не трудно отыскать и Полярную звезду — последнюю в хвосте Малой Медведицы.

Ее находят, продолжив линию, соединяющую две крайние звезды (А и Б) ковша Большой Медведицы, и отложив на ней расстояние, в пять раз большее, чем отрезок между этими звездами.

Слайд 12

Ориентирование по Луне Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге. Убывающая (старая)Луна (острые кон­цы направлены вправо, как у буквы С) — на востоке тарая Растущая Луна (острые концы направлены влево, как у буквы Р) находится на западе.

Слайд 13

Ориентирование по местным признакам Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне Кора многих деревьев грубее и темнее с северной стороны. Особенно хорошо это видно на березе В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны.

  • Слайд 14
  • Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный — крутой
  • Слайд 15
  • По растительному покрову На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета — на южных, затененных С Ю С
  • Слайд 16
  • Проверка усвоения материала Какой буквой обозначается на компасе Север? латинской буквой N
  • Слайд 17

Проверка усвоения материала Как определить направление на Север по Солнцу и часам? Направляем часовую стрелку на Солнце, делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг. Север — в противоположном направлении

Слайд 18

Проверка усвоения материала Определите, к какой стороне света мы стоим лицом? Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Поскольку муравейник с южной сторон (справа от нас), то мы смотрим на ВОСТОК

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/06/07/orientirovanie-na-mestnosti-prezentatsiya

Ссылка на основную публикацию