Мыс челюскина на карте россии. фото, координаты, где находится, история, кто открыл

Часть 3.

А еще, помимо фотоохоты, мы время от времени рыбачили. Мы же ведь по рекам в основном передвигались. То налима попробуем половить на реке Хета между Норильском и Хатангой, то еще всяких разных рыб где-нибудь на 76-ой параллели.

Ладно, когда где-то поближе к цивилизации, а то ведь бывало сидишь с удочкой, ловишь себе преспокойненько, а ближайший живой человек от тебя в пятистах километрах.

Там же мы, кстати, и вморозили бур, а пока выдалбливали пешнями, то привели его в негодность – слишком сильно дёргали и погнули, из-за чего угол атаки ножей изменился. Правда, мы об этом не знали и гордо провозили его на крыше на Челюскин и обратно.

И только на пути назад при очередной попытке порыбачить поняли, что ледобура у нас нет.Кто знаком с зимней рыбалкой сразу подметит, что вмораживают ледобуры либо чайники, либо по пьяной лавочке. Потому что, кто знает как не вморозить бур, тот его никогда не вморозит.

Это примерно то же случай, когда человек если знает как не получить ручкой реечного домкрата по голове при опускании, то никогда и не получит. А вморозил я бур по причине аномально тёплой и снежной зимы. В том месте, где лёд всегда имеет толщину 2.1-2.3 метра, в этом году было всего 1.5 метра.

А я был уверен, что еще бурить и бурить, и не сильно выкидывал крошку из лунки. И когда вода пошла, то лунка была почти наполовину забита крошкой. А так как мороз был что-то около -35 градусов, то вода мгновенно смерзлась с крошкой и заблокировала ледобур. В итоге мы полночи его добывали, вместо того, чтобы рыбачить или спать.

Полный размер

Пещера Миддендорфа

А еще в эту поездку на отрезке от озера Таймыр и до Челюскина мы не пропускали ни одной избушки.

Не ленились и ходили на них, проверяли бочки на наличие топлива, смотрели, на сколько пригодны для жилья балкИ и вагончики, и всё это с координатами тщательно записывали в блокнотик.

Во-первых, это было важно на случай нашего пешего отступления, а во-вторых, это было бы полезно для последующих экспедиций в этот район.

Но была у нас ещё одна небольшая миссия. В Хатангском заливе на острове Бэра прошедшим летом был обнаружен остов избы, по всем признакам указывающий на своё очень древнее происхождение. Из архивных источников и по летописям первооткрывателей этого региона датировалась эта избушка 18 веком и описывалась как «дом Фомы».

Наша задача была её отфотографировать и описать.Остров Бэра был не совсем у нас по пути, но Нижняя Таймыра и Таймырская губа в тех местах уже имеют большую ширину и благодаря этому там был вполне ходовой для нашей машины снежный наст и мы, не раздумывая, направились в сторону острова.

Тем более на нём находится уникальная из-за своего размера глыба из белого кварца.

Полный размер

Вроде как один из самых больших в мире.

К сожалению, эта зима была очень снежная, и в том районе даже на возвышенностях был как минимум полуметровый слой снега. Побродив по острову стало понятно, что избы не найти и мы исследовав скопление бочек и балки на острове продолжили свой путь дальше и довольно быстро подошли к морю.

Вот здесь-то нас и постигло разочарование – когда мы забрались на самую высокую точку на мысе Оскара, то перед нами открылся вид на морской лёд в нужном нам направлении. И на сколько хватало глаз и бинокля везде было сплошное торошение и снег. В зоне видимости не было ни одного ровного пятнышка льда.

А ведь в 2013 году здесь был настоящий ровный каток. Стало понятно, что путь будет совсем не лёгким.

За этими размышлениями мы не особенно обращали на какое-то движение сначала немного в глубине полуострова, а потом позади нас. Дело в том, что последние километров около ста повсюду паслись олени. Их было какое-то немыслимое количество. Везде, куда бы мы не направляли свой взгляд, везде были олени.

Вот и сейчас мы не особенно смотрели, кто там рядом с нами пасётся. Оказалось, что это волк. Ходит себе, что-то нюхает, но при этом потихоньку вдоль берега приближается к нам. Мы его поприветствовали, помахали ему, и так как уже начинало темнеть, то решили продолжить путь.

Но как только мы тронулись, то увидели еще двух волков, двигающихся нам на встречу. Один сзади приближается, двое спереди, справа обрыв, слева торосы. Потом один из двух волков отделился и, немного ускорившись, под самым обрывом начал нас как бы отрезать от берега. При этом он скрылся за снежным бруствером.

И вдруг он начал показываться из-за него, смешно и необычно подпрыгивая свечкой на задних лапах и вытягивая шею, чтобы наблюдать за нами. Прямо цирковой номер какой-то.Опасения наши оказались напрасными, волки потеряли к нам всякий интерес и начали играть между собой то кувыркаясь, то гоняясь друг за дружкой.

И мы не стали им мешать и тоже двинулись своей дорогой.

Полный размер

Вдали виден прогуливающийся волк, на которого мы сначала не обратили внимание.

От берега отойти так у нас так и не получилось за все двести с лишним километров морского участка пути. Сплошное торошение и просто какое-то неимоверное количество снега на льду.

Хотя снег этот нас часто и спасал, так как им была засыпана львиная доля торосов, и там где наст держал, нам получалось более-менее прямолинейно двигаться, а не извиваться как уж на сковородке в поиске проходов среди нагромождений льда.Выглядело это примерно вот так:

  • Где-то там же в торосах я и разломал насос для перекачки топлива.Ну посмотрите на этого замороженного:

Полный размер

Конечно уронишь. И конечно на таком морозе все пластмассовые детали на куски.

Еще не доезжая до Челюскина километров 20-30, нам пришлось искать выход на берег, потому что пошли всё более и более широкие открытые трещины с водой.

И так как напротив мыса в проливе Вилькицкого была открытая вода, то мы не стали испытывать судьбу, а полезли наверх и последние километры шли по берегу.К нашей радости на метеостанции работали практически все те же, кто был здесь в 2013 году.

Поэтому это была встреча со старыми друзьями.

Поздоровавшись, я первым делом побежал звонить в Москву Анне Морозовой – нашему третьему члену команды и нашему ангелу хранителю – девушке, которая неусыпно следила за нами по маячку круглые сутки и которой мы в обязательном порядке отзванивались по вечерам, чтобы доложить об обстановке. И если бы мы перестали двигаться и не выходили бы на связь, то она бы первой начала бы бить тревогу, в случае чего.

Наша связь с миром.

Но звонил я Анне с одной лишь целью – скорее узнать погоду на ближайшие дни.

Дело в том, что вот эти вот последние 200 километров до Челюскина пролегают не просто по льду, а по настоящим ледовым полям Северного Ледовитого океана, которые время от времени шевелятся и перемещаются с места на место.

В следствие чего между ними образуются то нагромождения торосов, то достаточно большие разводья.

Нам повезло, последнюю неделю стояла относительно безветренная и морозная погода, соответственно больших подвижек не было и всё, что было переломано, более-менее схватилось льдом и подзамело снегом. Благодаря этому мы доехали без особых купаний в солёной воде. И вот звоню и узнаю, что через день здесь будет резкое усиление ветра и потепление. Всё. С этого момента у меня была только одна мысль в голове: надо валить!

Полный размер

На самом мысе стоит орудие вроде как аж с времён войны.

Полный размер

Хранится, наверное как стратегический запас, миллиард старых ржавых бочек.

Полный размер

Работает гидрометеорологическая станция.

Полный размер

И стоит (или лежит) дежурный самолёт.

Полный размер

Вот так стоишь посреди металлолома, слева от тебя Карское море, а справа море Лаптевых. Вдали, кстати, открытая вода в проливе Вилькицкого.

А быстрее выбираться надо было, потому что слишком яркими были воспоминания о том, как мы выбирались отсюда на ГАЗонах в 2013 году. Тогда точно так же мы дошли по нормальному льду, а потом резко потеплело и поднялся ветер, и мы чуть не лишились машин на обратной дороге. Всё вокруг просто переломало. Причём, нас на полдороги отрезало трещинами от берега. Живыми трещинами. А это уже страшно.

Полный размер

Машина висит на краю льда на задней части рамы, колёса и вообще весь задний мост в подвешенном состоянии в воде. Глубина 164 метра. Мало того, прямо под передними колёсами еще одна небольшая трещина и когда пытались тащить машину, то льдина между передним и задним мостом начинала становиться вертикально и машина в любой момент могла уйти на дно.

Полный размер

А здесь сначала всё было достаточно безобидно. Немного провалился передом в снегу. Когда начали раскапывать, то вода начала прибывать, а потом вообще увидели, что машина медленно начинает носом уходить вниз. Оказалось, что машина передним мостом давит и небольшая плита начинает переворачиваться. Хорошо вовремя поняли что происходит.

Полный размер

Фотография примечательна не тем, что планшет висит на шнурке от ботинка и даже не координатами. А тем, что на карте двумя красными полосками изображён наш трек 2013 года.

Который правее с выкрутасами и выползанием на берег — это дорога туда. А вот назад в этом месте мы были полностью отрезаны от берега солёной кашей.

И очередная разошедшаяся трещина увела нас от берега аж на 30 километров в итоге.

Вот этого я и боялся, что уже как минимум по погоде история начала повторяться.

А с учётом того, что в эту зиму ледовая обстановка гораздо хуже и открытая вода была там, где мы на ГАЗонах катались как по стадиону, медлить было нельзя.

И мы выехали в обратный путь, но проехать получилось только кусочек по берегу, а как только вышли на лёд, то началась метель, всё вокруг затянуло белой пеленой и пришлось вставать до темноты.

Полный размер

Молоко, одним словом. Даже когда пешком идёшь, то спотыкаешься, потому что все одинаково белое и нет теней.

Часть 5.

Источник: https://www.drive2.ru/b/3089518/

Мыс челюскин на карте

Название свое мыс получил по имени первооткрывателя – Семена Челюскина, жившего в XVIII веке.

Семен Иванович Челюскин родился в 1700 году (некоторые исследователи оспаривают эту дату), в Москве или, возможно, в с. Борищево.

Окончил московскую школу математических и навигацких наук, затем служил в различных должностях на Балтийском флоте. Челюскин работал с такими знаменитыми исследователями Севера, как В. Беринг, Х.

Лаптев. С последним он проводил экспедицию по изучению п-ова Таймыр.

Челюскин: суровый романтик, ставший точкой на карте

В путевом журнале, который Челюскин вел с исключительной пунктуальностью, он отмечает, что назвал мыс Восточный Северный и поставил на нем маяк, сделанный из привезенного с собой бревна.

То, что мыс Восточный Северный является северной оконечностью Евразии, в 1919 году, по прошествии 177 лет после открытия, выяснил Харальд Свердруп – норвежский геофизик и океанограф.

Назвать мыс Восточный Северный в честь Челюскина предложил Александр Миддендорф, в 1843 году путешествовавший по Таймыру.

В разные года на мыс Челюскин предпринимались различные экспедиции, организованные исследователями из Норвегии, Швеции, России. В 1932 году там была сооружена полярная станция, на следующий год расширенная до обсерватории.

Сейчас на мысе находится полярная станция – радиометеорологический центр, в котором каждый год зимуют 8-10 человек. Часть построенных ранее зданий заброшена, так же, как аэродром, от которого осталась только вертолетная площадка.

Берег мыса песчаный, достаточно низкий, высота над уровнем моря – 13 метров, глубина вод достигает десяти метров.

На мысе располагается мемориальный комплекс, в котором можно увидеть дубель-шлюпку «Якуцк», столб, который является напоминанием об установленном здесь Семеном Челюскиным бревне, а также пограничный столб и кварцевый памятник, надпись на котором гласит: «Граница СССР неприкосновенна».

На мысе можно встретить моржей, которые иногда заползают в поселок, а также белых медведей. Последние, как правило, не проявляют агрессии, однако, в целях безопасности, каждый, уходящий от заставы более, чем на сто метров, должен иметь при себе автомат.

Местность на мысе – холмистая арктическая тундра, с небольшими, не выше 30 метров, холмами. Есть река, впадающая в пролив Вилькицкого, расположенная 6 км восточнее станции. Растительность крайне скудная: несколько видов цветов, мхи, лишайники.

Климат на мысе Челюскин отличается суровостью. Зима длится 10-11 месяцев, в июле и августе – самых теплых месяцах лета – температура редко поднимается выше 1 °C. Средняя за год температура равна -14 °C. За год выпадает почти 300 мм атмосферных осадков; снег может лежать круглый год, не тая.

Крайние точки материков

Семён Челюскин — биография, информация, личная жизнь

Семён Иванович Челюскин

Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии — умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.

Отец — Иван Родионович Челюскин.

Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до «головы» (чин полковника) московских стрельцов.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.

В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин «получил аттестации в науке и в практике» и хорошо зарекомендовал себя в «штурманской должности и хорошем обхождении».

С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733—1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции.

Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.

В 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.

В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738—1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.

В 1741—1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки — северо-восточного мыса, — которая и была им определена под 77°34′ с. ш.

Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в «Записках гидрографического департамента» за 1851 г., т. IX, стр. 58—64.

Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.

экспедиции Семёна Челюскина

Позже об этой экспедиции писал Михаил Ломоносов: «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».

Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный «Чукотский нос».

Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.

Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью.

Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.

16 августа 1760 года уволен от службы в чине капитана 3-го ранга.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

  • «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки», — говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.
  • Семён Иванович Челюскин
  • Личная жизнь Семёна Челюскина:
  • Был женат на Аграфене Павловой.

В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к «Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне»: «бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало».

В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.

  1. Память о Семёне Ивановиче Челюскине:
  2. В честь Челюскина названа улица в городе Путивль; В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин; Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин; В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина; В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым; В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица; В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица; В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок; В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина);
  3. Улица и переулок в г.

Источник: https://travel70.ru/mys-cheljuskin-na-karte/

Челюскин: суровый романтик, ставший точкой на карте

20 мая 2018 | Время чтения 6 мин

Анна Горохова, 20 мая 2018, 19:53 — REGNUM

«Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою».

Оставляя в своем путевом журнале короткую запись, штурман Семён Челюскин не знал, что она станет главным доказательством его открытия.

Как не знал и того, что стал первым человеком в самой северной точке евразийского материка.

О дате и месте рождения Семёна Ивановича Челюскина ученые спорят до сих пор. История его началась с прибытия в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году, после чего он стал учеником Школы математических и навигацких наук.

После окончания прилежной учебы в 1720-е годы Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота, практиковался в описании прибрежных участков Финского залива в должности «навигатора».

Звание штурмана было дано Челюскину в 1733 году, уже после назначения в Великую Северную экспедицию
Витуса Беринга.

2-я Камчатская (Великая Северная) экспедиция 1733−1743 годов внесла большой вклад в изучение севера и востока Азии. Исследователи под общим руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова изучали не только географию неизвестной Сибири, но и уделяли внимание ботаническим, историческим и картографическим ее особенностям.

Челюскин попал в отряд лейтенанта Василия Прончищева, возглавившего часть экспедиции по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. За время их совместной работы на судне «Якутск» на карте появилась дельта Лены и территории до устья Анабара.

Карта маршрутов Великой Северной экспедиции

В 1736 году Прончищев и его жена Татьяна (первая женщина-участница экспедиции в Арктику) скончались от цинги. Новым командиром отряда стал лейтенант Харитон Лаптев, и работа по описи берегов Таймыра продолжилась.

Пробиваться сквозь льды полярных рек морские офицеры уставали: походам часто мешали погодные условия, ряды исследователей косили болезни. 24 августа 1740 года «Якутск» получил серьезную пробоину во льдах, и Челюскину вместе с командой пришлось идти пешком через торосы 700 верст до прежнего зимовья. Добрались к концу октября, потеряв в пути четверых.

Но исследования не прекращались. Когда в 1741 году неизведанной осталась только северная часть Таймырского полуострова, штурману Челюскину доверили самую тяжелую работу: добраться до Восточно-Северного мыса.

Путешествие к мысу началось 5 декабря 1741 года, Челюскину нужно было пересечь Таймыр с юго-запада на северо-восток. В сопровождении подвозчиков на оленьих упряжках, ориентируясь по звездам и компасу, 15 февраля 1742 года исследователь прибыл в Попигайское зимовье, а в конце марта отправился вдоль побережья на северо-запад.

Описание северных берегов Таймыра шло медленно, но верно. Каждый день Семён Челюскин и помощники перемещались дальше, устанавливали бревна на новом месте, измеряли расстояние.

Челюскин вел путевой журнал, куда записывал все показатели и характеристики территории. На страницах встречались краткие упоминания о суровой погоде, о крайнем изнурении собак в упряжках — и ни слова о личном, об усталости или болезни.

Единственная копия документа сегодня хранится в архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

Пароход Челюскин летом 1933 года в Ленинграде

В преддверии встречи с крайней точкой материка Челюскина застала «поземная метель великая, что ничего не видно». Палатка из оленьих шкур плохо защищала от пятидесятиградусного мороза. Но через сутки, когда пурга поутихла, штурман двинулся дальше и вскоре достиг мыса.

Место, конечно, не производило никакого впечатления. Челюскин написал в своих заметках о низком и песчаном береге с «небольшим выгибом», провел в изучении территории около часа и повернул на юго-запад. В долгом обратном пути его с провизией встречали посланцы начальника отряда Харитона Лаптева.

Последняя запись в дневнике Челюскина сделана 20 июля 1742 года: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». На этом участие Семёна Челюскина в Великой Северной экспедиции было завершено.

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и возобновил службу на Балтийском флоте в разных должностях. Место, где в 1764 году был похоронен Семён Челюскин, точно не установлено. Так, волею истории, человек, неизвестно откуда пришедший и неизвестно где погребенный, нашел свою славу и свое вечное место — в крайней точке Евразии.

… Ровно через столетие, в 1842 году, по поручению Петербургской Академии наук в экспедицию в Северную и Восточную Сибирь отправился Александр Миддендорф. Используя работы Челюскина и Лаптева, академик составил карту Таймыра и первым после первооткрывателей побывал на Восточно-Северном мысе.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае, — писал Миддендорф. — Вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Александр Борисов. Судно во льдах. Яхта Мечта. 1899

После своей экспедиции Александр Миддендорф предложил Русскому географическому обществу переименовать мыс Восточно-Северный в мыс Челюскина. В 1878 году новое название было признано путем внесения в международные карты, а в 1919 году наука смогла доказать, что мыс Челюскина является северной оконечностью Евразии.

В 1932 году экспедиция Арктического Института соорудила на мысе полярную станцию. Вторую зимовку возглавил известный исследователь Арктики Иван Папанин, превратив станцию в крупную научную базу.

Место, от которого до Северного полюса около 1360 км, привлекало советских ученых.

В 70-е население мыса насчитывало около сотни человек, у которых был свой уникальный праздник — 19 февраля, когда солнце впервые за четыре месяца полярной ночи ненадолго появлялось в небе.

На закате советского времени место практически опустело, как и многие другие полярные станции развалившейся страны.

Сегодня станция на мысе Челюскина — это 8−10 человек на одной зимовке, заброшенные здания и научные павильоны. И самый северный аэродром континентальной Евразии, от которого осталась только вертолётная площадка.

Ждет ли станцию возрождение, после того как страна вновь проявила к Арктике интерес? Пока этот вопрос остается открытым.

Добраться до мыса Челюскина — по-прежнему испытание. Первая высадка военных Северного флота на мыс Челюскин произошла только в 2017 году. Покорить северный мыс иногда осмеливаются путешественники. Крайняя северная точка продолжает манить романтиков — и носит имя главного из них.

Читайте ранее в этом сюжете: Русская Арктика — Русская Америка: брошенная Великая экспедиция

Источник: https://regnum.ru/news/2417817.html

Что за таинственная крайняя северная материковая точка России?

Мыс Челюскин – это крайняя северная материковая точка России, расположенная в северной части полуострова Таймыр. Мыс омывается проливом Вилькицкого и двумя морями – Карским и Лаптевых, а дальше на севере – Ледовитый океан. Берега низкие, с маленькими возвышенностями, которые в некоторых местах резко спускаются к морю, в результате чего образуются мысы с большим количеством бухточек.

Ландшафт местности, на которой находится мыс Челюскин, представляет собой холмистую арктическую тундру. Через него проходит Таймырская складчатость, в которой находятся многовековые отложения, преимущественно морского происхождения. Почвы имеют глинистую структуру, а на глубине 70 см уже начинается вечная мерзлота.

Краткая история открытия

Открыт мыс был в 1742 г. участником Великой Северной экспедиции Семёном Челюскиным вместе с Фофановым и Гороховым.

Эта экспедиция была поистине очень суровой: многие погибли в пути, а судно «Якутск», на котором находилась экспедиция, потерпело крушение. Участникам ничего не оставалось, как сделать сани и продолжать путь.

Исследователи через 70 дней после крушения корабля добрались до мыса св. Фаддея. Дальше этого объекта никто не отваживался изучать природу Севера.

Челюскин дал мысу название Восточный, который впоследствии переименуют в честь знаменитого открывателя. Мыс не произвёл впечатления на учёного, который даже не представлял, какое важное открытие он совершил.

Штурман поставил маяк – бревно, которое у него было, и отправился исследовать арктическую природу дальше.

Великая Северная экспедиция продолжалась семь лет, и за это время было совершено два значимых открытия: российские исследователи достигли Аляски и открыли самую северную точку материка Евразия.

Что находится на мысе Челюскин?

В 1932 г. была создана полярная станция, которую затем расширили до обсерватории. Сейчас это радиометеорологический центр, число сотрудников которого составляет всего 10 человек. Обычно период зимовки составляет 2 зимы, после сотрудников доставляют домой. Для полярников были построены жилые здания и научные павильоны.

Конечно, нельзя в разговоре о полярной авиации не вспомнить про Челюскин, на котором располагается самый северный аэродром материка, обслуживающийся Хатангским объединённым авиапредприятием. На нём располагается только вертолётная площадка, на которой находятся военные. Первый гидросамолёт достиг мыса Челюскина в 1932 г.

В те годы полярная авиация служила не только научным целям, но и укрепляла положение России на международной арене. Даже в военные годы освоение Севера не прекращалось, которому отводилось одно из важных стратегических значений.

Именно аэродром стал основой для развития ледовой разведки, там же формировались запасы топлива для самолётов.

Климатические условия

Климат очень суровый, как и полагается для Арктики. Зима длится 10-11 месяцев в году, бывает и так, что снег лежит круглогодично и не успевает растаять, как выпадает новый.

Температура всех месяцев отрицательная, редко, когда в июне может быть 1 градус тепла. Самые суровые зимние месяцы – это январь и февраль, температура воздуха может опускаться ниже минус 40.

Но зимы здесь немного теплее, чем в другой части Таймыра, из-за отепляющего воздействия морей.

Самый тёплый месяц – это июнь, но лето на Таймыре холодное и сырое. Самая максимальная температура, зарегистрированная на полуострове, – это 24 градуса тепла, а самая минимальная – это 52 градуса ниже нуля. Растительность в данной местности очень скудная: в основном, это мхи, лишайники и несколько видов арктических цветов.

На мысе Челюскин установлены памятники в память об отважных исследователях и покорителях Северного полюса, благодаря которым и писалась арктическая история. Это столб, сделанный из дерева с памятной доской, на которой написаны координаты объекта.

Братская могила в виде пирамиды на постаменте – место захоронения исследователей сурового края, мемориальные доски пилотам Р.Т. Воробьёву и Г.В. Шилову, глыба белого цвета из кварца, которая обозначает точку северного окончания материка, знак в виде паруса, сделанный земляками С.

Челюскина в память о первопроходцах Таймыра, и плита с именами всех тех, кто участвовал в экспедиции, со столбом из гранита, установленные в честь 250-летия открытия мыса, с моделью шлюпки «Якутск».

Осенью в 2009 г. был установлен православный Поклонный крест на Таймыре в знак памяти всем тем, кто принимал участие в покорении Севера и защищает северные границы нашей Родины.

Мыс Челюскин – это не просто крайняя северная материковая точка России.

Это доказательство того, на что способен человек ради науки, насколько далеко он может дойти в своём стремлении открыть что-то новое.

И ещё – это доказательство мужества всех тех, кто изучал арктическую природу и, несмотря на суровые условия, продолжал двигаться вперёд, чтобы показать всему миру красоту Северного полюса.

  • История Юга России: когда был основан город Екатеринодар
  • Какое море во Владивостоке: история крупнейшего порта России

Источник: https://vseonauke.com/1181831940699588754/chto-za-tainstvennaya-krajnyaya-severnaya-materikovaya-tochka-rossii/

Семён Челюскин — биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии — умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.

Отец — Иван Родионович Челюскин.

Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до «головы» (чин полковника) московских стрельцов.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.

В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин «получил аттестации в науке и в практике» и хорошо зарекомендовал себя в «штурманской должности и хорошем обхождении».

С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733—1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции.

Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.

В 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.

В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738—1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.

В 1741—1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки — северо-восточного мыса, — которая и была им определена под 77°34' с. ш.

Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в «Записках гидрографического департамента» за 1851 г., т. IX, стр. 58—64.

Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.

экспедиции Семёна Челюскина

Позже об этой экспедиции писал Михаил Ломоносов: «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».

Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный «Чукотский нос».

Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.

Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью.

Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.

16 августа 1760 года уволен от службы в чине капитана 3-го ранга.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки», — говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.

Семён Иванович Челюскин

Личная жизнь Семёна Челюскина:

Был женат на Аграфене Павловой.

В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к «Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне»: «бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало».

В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.

Память о Семёне Ивановиче Челюскине:

В честь Челюскина названа улица в городе Путивль; В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин; Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин; В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина; В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым; В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица; В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица; В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок; В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина); Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина); Улица в г. Нежин (Украина); В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка; В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица; В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA; В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица; В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица; В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд; В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица; В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок; В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица; В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев; В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица; В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк; В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица; В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица; В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок;

В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Chelyuskin-Semen.php

Челюскин: на пути к северному краю мира — Статьи

Прежде всего с именем Челюскина связан мыс, сама северная оконечность полуострова Таймыр и всей Евразии. Челюскин открыл его в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря.

Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин первым достиг и описал самую северную часть Евразии. Этому открытию предшествовали другие, не менее опасные экспедиции на русский север.

Опасные и суровые — выжить в этих условиях людям из более тёплых краёв тяжело. Для этого надо обладать железной силой духа. Точно как у Семёна Ивановича. Воля Челюскина как раз и закалялась в предыдущих походах на север. Хотя, очевидно, человек он был необычный с детства.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни — примерно 1704 — 1764. Есть источники, указывающие и на другие даты.

Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянином, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

Памятный знак. (pinterest.com)

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но этому не суждено было случиться: на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

В конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Он был произведён в штурманы и направлен в Екатеринбург. Там ему предстояло подготовить суда, приспособленные для плавания по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Местные бюрократизм и волокита стали первым испытанием для силы воли Челюскина в этом походе.

Он с трудом добыл необходимое снаряжение для экспедиции.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733 — 43 годах, Семёну Челюскину довелось поработать в отрядах Василия Прончищева. С ним Челюскин был дружен с юношеских лет. Также случилось Семёну Ивановичу побывать под началом Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России.

В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр. Спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину-участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк. Это была не единичная смерть.

От суровых условий погибали многие: болезни, цинга, в частности, несчастные случаи тоже были нередки. Всё это закаляло характер Семёна Челюскина.

Фрагмент страницы вахтенного журнала. (wikipedia.org)

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, рассказывает единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Экспедицию спустя два месяца ждало новое несчастье — судно заблокировали дрейфующие льды на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лёд перенесли снаряжение и припасы, соорудили сани и пошли к берегу. Там построили две «юрты земляные». В них — ожидание до тех пор, пока не был установлен зимний путь.

Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Пока три первопроходца добирались до устья реки Хатанги, морозы не думали сдавать — все три месяца температура не поднималась выше 50 градусов. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли.

Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения. 20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет.

Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Полярная станция на мысе Челюскин. (wikipedia.org)

Назвать мыс в честь Челюскина предложил российский академик Александр Федорович Миддендорф. Он первый после первопроходцев спустя 100 лет путешествовал по Таймыру.

С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/35718699/

Челюскин — мыс и человек

С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие — первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни —примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты.

Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы.

Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось — на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России.

В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину — участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.

Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.

Семен Иванович Челюскин. Источник: discoveries.ru

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь.

Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться.

Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.

20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу.

Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою».

Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина.

С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.

Источник: https://rusplt.ru/wins/otkryitie-myisa-chelyuskin-25032.html

20 мая 1742 г. 269 лет назад русский штурман С.Челюскин на собачьих упряжках достиг самой северной оконечности Евразии – мыса, названного впоследствии его именем (мыс Челюскина)

Семён Челюскин – знаменитый русский полярный исследователь и мореплаватель. В 1733-1743 годах он, уже будучи в должности штурмана, принимал самое активное участие во второй Камчатской экспедиции. Челюскин работал в отрядах В.Прончищева и Х.Лаптева, занимаясь исследованием Таймырского полуострова.

В начале декабря 1741 года Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым вновь отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы – до –50°С, провизии постоянно не хватало.

В апреле 1742 года группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север.

Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью.

Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана, его прекрасных организаторских способностях.

(9) 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано – самой северной точки материка Евразии.

Он записал в путевом журнале навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман . Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет.

Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

Мыс не произвел на штурмана впечатления: в журнале он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с «небольшим выгибом». По его мнению, Восточный Северный мыс здесь окончился. Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время.

Затем штурман направился на юго-запад к устью Нижней Таймыры. На карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра, где Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф.

По его предложению, Русское географическое общество переименовало северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 это название было внесено в международную литературу и карты.

Лишь в 1919 году норвежский геофизик и океанограф Х.Свердруп на шхуне «Мод», установил, что именно этот невзрачный мыс и есть северная оконечность Евразии.

В настоящее время на мысе Челюскина – самой северной точке полуострова Таймыр и материковой Азии (77°43' с. ш. и 104°18' в. д.) – находится полярная станция – радиометеорологический центр, где зимуют от 8 до 10 человек. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин».

http://www.calend.ru/event/6097/

Источник: http://www.sgvavia.ru/news/20_maja_1742_g_otkryt_mys_cheljuskina/2011-05-20-499

Ссылка на основную публикацию