Дворец белосельских-белозерских в санкт-петербурге. адрес, фото, афиша театра, история, архитектор, экскурсии, режим работы

В Санкт-Петербурге есть много достопримечательностей, которые не так известны, как скажем Эрмитаж или Петропавловская крепость, но без них картина города была бы неполной.   С этими местами связано много исторических событий и великих личностей. Дворец Белосельских-Белозерских – один из примеров такого рода.

Белосельский-Белозерский дворец: история

Этот дворянский особняк появился в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки на рубеже XVIII-XIX веков.

Первоначальный вид здания не сохранился, спустя полвека дворец был перестроен и принял тот облик, который прославил его и  существует по сию пору.

Первыми владельцами дворца были представители княжеского рода Белосельских-Белозерских. С тех пор дворец принято называть  их фамилией.

Эта причудливая двойная фамилия появилась в эпоху императора Павла I. Таким образом, царь решил восстановить утерянную фамилию Белозерских, от которых собственно и происходили князья Белосельские.

 Хозяева дворца

Первой хозяйкой дома  стала княгиня Анна Белосельская-Белозерская. Представители этого княжеского рода занимали довольно видное положение при дворе. Муж Анны Григорьевны был известным дипломатом и меценатом. После смерти княгини домовладение перешло по наследству ее сыну – Эсперу Александровичу.

Именно Эспер Белосельский-Белозерский решил перестроить дворец в новом стиле. Однако князь не дождался окончания работ и умер от тифа в разгар строительства.

Дворец находился в собственности князей Белосельских-Белозерских до 80-х гг. 19 века, пока очередному хозяину князю Константину не пришлось отписать здание в государственное ведение.

Причиной этому стало тяжелое финансовое положение семьи владельцев.

[adrotate banner=»16″]

В 1884 году во дворце поселился член императорского дома  великий князь Сергей Александрович. Он приходился братом действующему императору Александру III.  Дворец в честь нового хозяина стали называть Сергиевским. Дом оставался в собственности императорской фамилии вплоть до революции 1917 года.

Первая мировая война открыла больничную страницу в истории дворца. В здании располагался Англо-русский военный госпиталь.

Военно-медицинское учреждение было открыто при непосредственном участии британского Красного Креста, и главным врачом стал английский доктор Флеминг.

  Впрочем, больничная участь постигла многие императорские дворцы. Даже всем известный Зимний дворец приютил в своих покоях военный госпиталь.

 Великокняжеские дворцы Петербурга

Архитектура здания

Автором первого варианта здания был известный русский архитектор Федор Демерцов. В основном он работал по заказам военного ведомства – проектировал здания казарм, типовые воинские поселения.  Здание его работы имело строгий классический вид.

Спустя 5о лет дворец подвергся грандиозной перестройке. Исполнителем проекта выступил известный российский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Штакеншрейдер к тому времен уже имел богатый опыт строительства дворцов для членов императорской семьи. Особенно много его построек в Петергофе:

  • Загородный дворец Лейхтенбергских;
  • Фермерский дворец;
  • Ольгин и Царыцын павильоны.

Самым выдающимся сооружением архитектора считается Мариинский дворец, построенный для дочери Николая I. Ныне в этом здании Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Штакеншрейдер был одним из главных придворных зодчих того времени.  Строительство зданий в центре Петербурга требовало высочайшей санкции, поэтому проект дворца утверждался императором Николаем I.

Для работ Штакеншрейдера была характерна эклектика – гармоничное сочетание различных стилей в облике здания. Для дворца Белосельских-Белозерских архитектор выбрал  стиль «необарокко». Во внешнем облике здания угадываются черты Строгановского дворца, построенного знаменитым Растрелли в середине XVIII века.

Фасад здания украшают многочисленные колонны. В отделке окон используются полукруглые наличники. Такие же изогнутые формы применены на фронтонах. Типичным элементом барочной архитектуры являются фигуры атлантов, установленные под колоннами зданий.  Для их изготовления приглашался известный датский скульптор Давид Йенсен.

Дворец успешно вписался в архитектурный ансамбль набережной Фонтанки у Аничкова моста. Современники отмечали, что Штакеншрейдер совершил «настоящий художественный подвиг»,  создав этот дворец.

[adrotate banner=»13″]

Интерьеры и внутреннее убранство

Пожалуй не так поражает форма дворца, как его содержание. По богатству внутренней отделки здание вполне может конкурировать с любым императорским дворцом. В интерьерах здания используются элементы и барокко и рококо.

Посетителей дворца встречает широкая парадная  лестница украшенная скульптурами. В ажурные решетки перил вмонтированы вензеля с инициалами владельцев. Мраморные камины в залах  украшены изящными узорами. На потолках и стенах очень много лепнины. Множество зеркал, витражи, резные деревянные панели  — многообразие форм декора поразит воображение даже  опытного искусствоведа.

[adrotate banner=»11″]

Залы дворца Белосельских-Белозерских

Внутренняя суть дворца выражена в его многочисленных залах, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:

  • Парадная столовая — помещение, в котором устраивались торжественные застолья петербургской знати;
  • Картинная галерея, в которой когда-то хранилась изобразительная коллекция князей Белосельских-Белозерских;
  • Зеркальный зал. Сейчас это главное место для проведения концертов и показа спектаклей. В прошлом в зале устраивались балы.
  • Дубовый зал – бывшая библиотека хозяев дворца.
  • Бежевая гостиная
  • Золотая малиновая гостиная.

Не все залы доступны для посещения. Часть из них используются различными государственными организациями.

[adrotate banner=»10″]

Мифы и легенды

Существует легенда о том, что в этом месте, на пересечении Невского проспекта и Фонтанки любой человек может увидеть своего двойника. Правда ли это — неизвестно. Но об этом, во всяком случае, упоминал великий русский поэт Петр Вяземский, который жил недалеко от этого места и как то вечером застал в кабинете самого себя.

Дворец в Советское время

Тяжелый период пришелся для дворца на годы  революции  и Великой Отечественной войны. В пылу революционной сумятицы многие интерьеры дворца были утрачены. Здание было национализировано. В нем размещались курсы красных пропагандистов, комитет комсомола, райком партии.

В годы Великой отечественной войны  дворец сильно пострадал от артиллерийских обстрелов.  К 1954 году здание восстановили и отреставрировали. А в период с 1960 по 1988 проводилось восстановление утраченных интерьеров под руководством известного реставратора Ирины Николаевны Бенуа. С 1978 года залы открылись для экскурсий.

[adrotate banner=»9″]

Дворец в наши дни

После августовских событий 1991 года дворец перешел в ведение мэрии Санкт-Петербурга. Администрация города организовала в стенах  здания  Петербургский культурный центр. Было организованно экскурсионное обслуживание. Начали проводиться концерты и ставиться спектакли. Началась очередная реставрация здания.

С 2003 года дворец переходит в ведение Управления делами Президента РФ, и  в здание  переезжает организация, занимающаяся реконструкцией объектов в Северо-Западном округе. Часть помещений была передана в аренду организациям в той или иной степени связанным с культурой:

  • Петербургский государственный симфонический оркестр;
  • Первый канал — Петербургский филиал;
  • Музей демократии им. Собчака.

В 2012 году во дворце возник пожар. Площадь возгорания составила около 400 кв м. Пожар был быстро потушен. Музейные ценности и интерьеры дворца не пострадали.

Адрес и как добраться?

Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41.

В 5-10 минутах ходьбы от дворца находятся несколько станций метро:

  • Гостиный двор
  • Маяковская
  • Достоевская
  • Владимирская

Ближайшие автобусно-троллейбусные остановки:

  • Литейный проспект
  • Невский проспект
  • По вопросам организации  экскурсии необходимо обращаться по телефонам:
  • (812) 315-52-36, 982-42-39
  • Билеты на концерты и спектакли можно заказать через интернет.

Достопримечательности рядом

Дворец Белосельских-Белозерских находится в историческом центре города, поэтому рядом очень много достопримечательностей, в частности:

  • Аничков мост, знаменитый своими статуями укротителей коней;
  • Аничков дворец – один из императорских дворцов, старейшее здание на Невском проспекте;
  • Гостиный двор – образец купеческой архитектуры второй половины XVIII века.

Дворец Белосельских-Белозерских уже с первых лет своего существования стал одним из культурных центров России. В нем устраивались балы, выступали известные музыканты и артисты. И приятно осознавать тот факт, что эта традиция жива и по сей день.

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Источник: https://spbinteres.ru/dvorec-beloselskix-belozerskix.html

Дворец Белосельских-Белозерских: история и современность

Величественное здание, построенное в новом для города тех времен стиле барокко, дворец Белосельских-Белозерских, находится в самом центре Северной столицы, там, где Невский проспект пересекается с набережной Фонтанки. Официальный адрес дворца Белосельских-Белозерских – Невский проспект, 41.

Свое название дворец получил от имени основателей, которые в лице княгини Анны Белосельской-Белозерской приобрели его в конце 18 века. С тех пор начинается удивительная история особняка, которому суждено было на долгие годы стать центром светской жизни столицы.

История дворца Белосельских-Белозерских

Князья Белосельские-Белозерские принадлежали к древнему роду. Они увлекались музыкой, литературой, театром, любили вести роскошную жизнь с поистине царским размахом. Первый дом, построенный на месте нынешнего здания, не отличался особой роскошью, поэтому быстро наскучил хозяевам.

Архитектору Андрею Штакеншнейдеру было поручено возвести более респектабельный особняк. В 1848 году петербуржцы с восхищением увидели новый дом Белосельских-Белозерских, построенный согласно требованиям владельцев, которые не жалели средств на его убранство и украшение.

Глава семьи не смог в полной мере насладиться убранством и интерьером нового жилища. Он ушел из жизни незадолго до окончания его возведения. Его вдова вскоре нашла себе нового избранника – князя Василия Кочубея.

Супруги не стали жить во дворце. Особняк Белосельских-Белозерских стал местом, где собиралась вся знать столицы с целью повеселиться и показать себя на многочисленных балах, раутах  и других светских мероприятиях.

Частыми гостями были император Александр III и его супруга Мария Федоровна. Еще живы рассказы о том, какой страстной танцовщицей была императрица, готовая без устали плясать всю ночь. Императору приходилось использовать различные ухищрения, отзывая музыкантов.

Только после того, как музыка затихала, Мария Федоровна соглашалась вернуться домой.

Залы особняка и сегодня помнят знаменитые выступления таких великих композиторов как Петр Чайковский и Ференц Лист.

Спустя несколько десятков лет плохое финансовое состояние вынудило семью продать свой знаменитый дом. Здание перешло во владение нового хозяина – младшего брата императора, Сергея. Особняк получил еще одно название – Сергиевский.

Некоторое время дворец переходил из рук в руки, а его последним частным владельцем стал промышленник Иван Стахеев. Первая мировая война до неузнаваемости преобразила залы дома. Они были переделаны для нужд разместившегося здесь военного госпиталя для раненых солдат. Внесла свои коррективы и Октябрьская революция, после которой Белосельский-Белозерский дворец  был национализирован.

Дворец в ХХ веке

После национализации большевики использовали здание для размещения своего комсомольского и партийного аппарата. Роскошные картины и другие предметы интерьера были переданы в музеи города.

Здание особняка значительно пострадало во времена блокады в годы войны, но было полностью реставрировано в 40-е и 50-е годы.

В 70-е годы бывший дом аристократов открыл двери для туристов – здесь стали проводить экскурсии. С 1989 года в залах особняка стали выступать музыканты и проводиться выставки и конференции.

В 1992 году дворец Белосельских-Белозерских приобретает статус Петербургского культурного центра.

Сегодня здесь также проводятся экскурсии, во время которых можно увидеть сохранившиеся картины, интерьер залов, гостиные, бывшую библиотеку Дубовый зал, художественную отделку стен и потолков. Информацию об экскурсиях и режиме работы дворца Белосельских-Белозерских можно узнать на официальном сайте.

Когда и с какой целью можно посетить дворец

Сегодня особняк используется для проведения различных культурных мероприятий города. На афише официального сайта дворца Белосельских-Белозерских можно узнать о времени проведения концертов симфонической музыки, вечеров с джазовым оркестром, шоу-программах, литературно-музыкальных встречах с известными актерами.

Для туристов, желающих ознакомиться с залами и интерьером здания, проводится ежедневная запись на экскурсии. Студенты, школьники, пенсионеры и представители льготных категорий населения могут воспользоваться скидками. Лучшие красочные фото дворца Белосельских-Белозерских подтверждают красоту и величие сохранившегося убранства.

Годы, исторические события и разрушения не повлияли на красоту и изящество одного из красивейших зданий Санкт-Петербурга. И сегодня многие туристы, посещая город, ищут на карте дворец Белосельских-Белозерских, чтобы своими глазами увидеть его роскошные залы и услышать многочисленные истории, повествующие о владельцах и знаменитых посетителях.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/dvorec-beloselskikh-belozerskikh-ist/

Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских

С 12 по 26 октября 2019 года, гостей и жителей столицы приглашают на обзорные экскурсии по дворцу князей Белосельских-Белозерских. Билеты в конце анонса.

Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских

Среди многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте, один из самых заметных — дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А. И. Штакеншнейдером. Проект здания был представлен императору, и он одобрил его.

Построенный дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха, — Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе.

Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце.

Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II — великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины — конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских

Придя во дворец на экскурсию, Вы увидите великолепные интерьеры дворца и узнаете все интересующие Вас подробности о его архитекторе, владельцах и событиях, связанных с этим старинным особняком.

Посещение экскурсии возможно только в составе группы, в сопровождении экскурсовода, строго по маршруту.

Расписание:

12, 16, 19, 23 и 26 октября 2019 года.

Купить билеты на мероприятие можно здесь.

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских.

Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге. Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Источник: https://kuda-spb.ru/event/kskursiya-po-paradnym-zalam-dvorca-beloselskih-belozerskih/

Дворец Белосельских–Белозерских

Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.

Расположено оно близ Аничкого моста (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.

Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.

История появления

Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.

Место расположения

При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью.

Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.

И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле.

Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.

Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.

Рождение дворца

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Талантливый зодчий, уже зарекомендовавший себя в качестве мастера экстра класса при создании величественного Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора, принялся за дело.

Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.

Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).

Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.

Интерьеры

Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.

Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.

Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.

За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.

Далее шла картинная галерея.

Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.

К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.

Также во дворце был проведен водопровод.

Первые владельцы

Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.

Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.

Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.

И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.

Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.

Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.

Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.

Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.

Последующие хозяева

Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами.

Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.

При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.

Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.

Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.

Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.

Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей.

Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы.

Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).

А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.

Дворец в советские годы

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.

Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций.

В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла Эрмитажу, а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна.

Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.

В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа.

Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён.

Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы.

Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур.

Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).

Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.

Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.

К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.

Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.

Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Как добраться

Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у Аничкова моста на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».

От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!

Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.

Выбор маршрута за вами.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:

  • Во-первых, это, разумеется, обзорные экскурсии. Стоимость такова: Для взрослых билет обойдётся в 300 рублей, для пенсионеров, студентов – 200 рублей, а школьники проходят за 150 рублей. Дворец Белосельских-Белозерских – это не статичный музей в обычном нашем понимании. Экскурсии по его парадным залам проводятся лишь в соответствии с расписанием, с которым можно предварительно ознакомиться здесь. Запись для экскурсионного посещения организуется по тел. 8 (812)315-52-36. Звонить с этой целью во дворец вы можете в любой день с 11.00 до 19.00 часов.
  • Во вторых, вы можете при желании посетить какое-нибудь концертное или театральное мероприятие. О них читаем тут. Есть возможность забронировать билет по Интернету заранее. План зала представлен здесь. Ваши вопросы можно задать тут. Билеты на экскурсии и концерты можно приобрести непосредственно в кассах дворца. Время работы: ежедневно с 11.00 до 19.00 (перерыв 14.30-15.00). Группа «В контакте» дворца также может стать полезной. Ведь в ней зачастую проходят розыгрыши бесплатных билетов, и более подробно разъясняется о грядущих мероприятиях.
  • Также при желании вы можете заглянуть в необычный Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака. Посетить его можно лишь по предварительной договоренности по телефону (812) 571-17-06 совершенно бесплатно. Музей работает лишь по будням с 11.00 до 15.00.
  • Также дворец предлагает такую популярную в наши дни услугу, как фотосессия в его интерьерах. При желании необходимо записаться по телефону 982-42-39 (ежедневно).

Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.

Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.

А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!

Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/dvorets-beloselskih-belozerskih

Музей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте в Санкт-Петербурге

Музей Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге не так популярен, как Исаакиевский храм либо Эрмитаж.

Но аристократический дворец позапрошлого столетия являлся объектом восхищения людей той эпохи и основным центром светской жизни до революции. Особняк и сейчас заслуживает внимания не только в плане уникальной архитектуры.

Кроме экскурсий по великолепно сохранившимся залам посетителей ожидают музыкальные и театральные мероприятия с разным репертуаром.

История появления

В конце XVIII столетия участки около Фонтанки активно начали передаваться лицам знатного рода, близким ко двору. В то время первым хозяином участка, на котором сейчас находится музей, был сенатор Шаховской — территорию ему подарила Анна Иоанновна. Во время царствования Екатерины II участком владел князь Мятлев, а после — князь Нарышкин, который построил здесь небольшую усадьбу.

В 1797 году поместье вместе с территорией у Нарышкина выкупила княжна Анна Белосельская-Белозерская, точнее, усадьба была куплена ее супругом Александром Михайловичем.

В 1798 году новые хозяева снесли маленькое здание и возвели на его месте трехэтажный дворец в стиле классицизма с титульным фасадом, который выходил на Невский проспект. В 1841 г. границы города поменялись, и дворец стал находиться почти в центре Питера.

После этого сын Анны Эспер посчитал, что находящийся дом не подходит их семейному статусу, поэтому в 1841 г. он велел архитектору Штакеншнейдеру создать новый проект здания. В 1847—1849 годах он был реализован. Архитектор перестроил оба фасада и добавил 2 флигеля. Интерьер полностью изменили с учетом нового стиля дворца.

Для создания внутренней и наружной отделки привлекли из Дании Йенсена, который изготовил скульптуры кариатид и атлантов, игравших роль колонн.

Эспер скончался от тифа в 1847 г., когда здание находилось на стадии фундамента, дальнейшими работами начала заниматься его супруга. Сама она вышла замуж за князя Кочубея и жила у него, здание же использовалось для светских мероприятий и проведения балов.

Другие владельцы

Владельцы особняка неоднократно менялись. В разное время ими становились:

  1. Сын Эспера Белозерского Константин. Он переехал в поместье с супругой в 1864 году. Этот период был расцветом поместья — оно являлось самым светским в Питере, а балы по масштабу только незначительно уступали царским в Зимнем дворце. Здесь часто присутствовал Александр Третий с женой, на концертных мероприятиях играли Лист, Рубинштейн, Чайковский. Но через время материальное положение Кочубея значительно ухудшилось, поэтому Константину пришлось расплатиться с долгами дворцом.
  2. Брату царя Александра III князю Сергею Александровичу в 1885 году здание подарили на свадьбу с Елизаветой Федоровной. В то время поместье получило название «Сергиевский». В 1895 г. тут проживала сестра Елизаветы Алиса Гессен-Дармштадтская — будущая жена Николая Второго. В 1906 г. Сергей Александрович скончался после нападения эсера Каляева.
  3. Княжна Елизавета Федоровна стала владеть поместьем после смерти князя. Но она почти тут же ушла из дворца, став монашкой в московском Марфо-Мариинском монастыре.
  4. Племянник князя Дмитрий Павлович получил здание от тетушки в 1912 г. После убийства Распутина, где Дмитрий Павлович брал участие, князь короткое время был в особняке под арестом, а после его выслали из России.

Использование дворца в XIX столетии

Участки на берегу Фонтанки в СПб и дворец Белосельских-Белозерских в начале позапрошлого столетия начали передаваться для освоения. С 1915 г. в этом здании находились:

  1. Британско-русский госпиталь, который был открыт английским Красным Крестом по инициативе императрицы. В период Первой мировой через него прошли 7 тысяч солдат.
  2. РК Коммунистической партии (с 1921). Национализация здания случилась раньше — в 1918 г., в то время оно уже утратило часть интерьера, а коллекция картин была передана в Эрмитаж. Кроме райкомов здания использовались разными организациями — тут находились бюро пожарной автоматики и автопарк. При блокаде дворец сильно был разрушен, после войны началось восстановление. Интерьеры восстанавливались до 1989 года.
  3. Петербургский культурный центр с 1993 года. В здании впервые организуются экскурсии, здесь находится Городской центр и Комитет по туризму. В 2001—2002 годах производится реставрация фасадов.
  4. Музей восковых фигур — 1995—2005 гг.
  5. Управление делами президента (с 2004). Это время характеризуется большим вниманием к сохранности здания. К 2016 г. завершили масштабную реставрацию. В 2012 году в одном из залов случился пожар, но экспонаты и интерьер уцелели.

Сегодня дом Белосельских-Белозерских — это великолепные интерьеры и насыщенная культурная жизнь. Здесь проводятся заседания, театральные постановки и концерты.

Месторасположение и способ проезда

Если рассматривать карту Питера, то здание находится в его Центральной части на участке, где Невский пр-т пересекает Фонтанку. Адрес Дворца Белосельских-Белозерских в СПб — Невский проспект, 41/Набережная Фонтанки, 42. Проходя через речку по Аничкову мосту, можно наблюдать одноименный дворец.

Простейший способ добраться до здания — на метро. Необходимо около 10 минут, чтобы от остановки «Гостиный двор» пройтись по Невскому проспекту через улицу Островского. После этого нужно только пройти по Аничковому мосту к зданию.

От остановки «Маяковская» дорога по Невскому проспекту занимает такое же количество времени. Отличие заключается только в том, что необходимо передвигаться не вперед, а идти в обратном направлении. От остановки «Владимирская» нужно пройтись немного дольше — вначале по улице Большой Московской, после — по Владимирскому проспекту, а затем — по Невскому проспекту.

Особенности архитектуры

Здание в изначальном варианте было сооружено в 1800 году, но современный вид получило только через полвека. Архитектор Штакеншнейдер к 1845 году являлся «придворным строителем», он стал автором многих императорских зданий, среди которых:

  1. Фермерский дворец.
  2. Мариинский дворец.
  3. Летняя резиденция Лейхтербергских.

Есть версия, что прототипом здания являлся Строгановский замок — пример русского барокко XVIII столетия. При этом дом Белозерских является первым зданием в городе в стиле необарокко. Здесь можно увидеть классические элементы барокко:

  • скульптуры атлантов, которые подпирают балконы с коваными решетками;
  • арочные оконные проемы с фигурной лепниной;
  • двухцветный фасад — розовое основание оттеняет белый фон;
  • рустованный первый этаж;
  • циркульные фронтоны;
  • необычная расстановка трехчетвертных колонн коринфского общества.

Но зданию несвойственна классическая живописность для барокко, его линии больше графичны, а элементы дробны. Его отличия от традиционного барокко:

  1. Этажность.
  2. Фасады, которые выходят во внутренний двор, не имеют украшений. Дворы — «черный» и «чистый» — относительно малы.
  3. Сложный план внутренних залов. Здание в архитектурном плане похоже на доходный дом, где помещения сгруппированы около коридоров.

В конце XIX столетия, вскоре после сооружения этого здания, необарокко становится популярным в Северной столице. Местная знать требует в своих поместьях установить колонны и атланты за любые деньги, но после дворца усадеб такого масштаба в Питере так и не было возведено.

Внутреннее убранство

Дом Белосельских-Белозерских — это одно из красивейших частных владений в Санкт-Петербурге в плане красоты интерьера и архитектурного стиля. По богатству внутреннего убранства оно могло конкурировать с некоторыми царскими дворцами.

Отличие здания на фоне большинства тогдашних сооружений — единство стиля интерьера и архитектуры. Внутри находится преимущественно рококо и барокко — все детали первого стиля особо заметны в декоре Зеркального зала, лестницы и парадных помещений.

Только зайдя во дворец, посетители смогут увидеть красивую парадную лестницу, которая украшена канделябрами и коваными ажурными перилами первых хозяев здания. Также в интерьерах можно наблюдать:

  • встроенные скульптуры женщин, которые поддерживают потолок (кариатиды);
  • потолочную и стенную лепнину;
  • витражные стекла и зеркала;
  • резные панели и узорные полы из паркета;
  • картины XVIII столетия;
  • текстиль;
  • мраморную отделку.

Великолепно сохранившиеся внутренние убранства имеют большую художественную ценность и будут интересны туристам.

Оформление залов

Уникальный облик здания складывается из неповторимого стиля оформления всех залов. Краткое описание помещений:

  1. Зеркальный (концертный) зал — это «сердце» дворца. Зал в стиле рококо делится на сцену и зрительские места. Названием помещение обязано трем зеркалам, которые находятся на стене с левой стороны. Они сделаны из цельных серебряных пластин. Три оконных проема с правой части по форме точно повторяют контуры зеркал.
  2. Парадная гостиная и столовая начинают галерею парадных помещений на втором этаже. Серовато-зеленые поверхности стен столовой выделяют полотна на стенах и белоснежную лепнину.
  3. Библиотека или Дубовый зал. Основное украшение этого помещения — панели из деревянного массива с книжными полками. В комнате находится второй этаж с небольшим балконом и ажурными перилами. В зале установлен резной камин из мрамора.
  4. Картинная галерея находится за столовой, соединяясь с Зеркальным залом и библиотекой. До 1918 года тут располагалась коллекция полотен Белосельских, сейчас на стенах только несколько картин, а сама галерея переделана в театральное фойе, которое примыкает к концертному залу.
  5. Зеленая гостиная. Тут помимо роскошного внутреннего убранства можно посмотреть предметы мебели фабрики Мельцера и картину «Праздник Венеры».
  6. Малиновая и Бежевая гостиные. Тут посетители смогут полюбоваться декором в стиле рококо и великолепными люстрами.

Экскурсионные мероприятия

Посмотреть афишу мероприятий, купить билеты или абонемент на экскурсию можно на официальном сайте дворца. Стоимость входных билетов:

  1. Для школьников — 160 рублей.
  2. Для пенсионеров, студентов, лиц льготных категорий — 210 рублей.
  3. Взрослый билет — 310 рублей.

Во время экскурсионного тура посетители смогут ознакомиться с архивами фото госпиталя Красного Креста, узнать историю дворца, погулять по парадным помещениям.

Дворец в свое время посещали Лист, Рубинштейн, Чайковский, Бергман. Удивительную атмосферу здания могут усилить впечатления от музыкальных концертов или театрального представления (к примеру, спектакль «Ревизор»). Дворец часто принимает фестивали. Цена входного билета — 500—2500 рублей.

Мифы и предания

Здание не овеяно таким большим количеством преданий, скандалов и мифов, как другие достопримечательности города. Но некоторые факты можно выделить:

  1. Скульптор Йенсен, который работал над созданием кариатид и атлантов, довольно своеобразно понимал тяжесть их ноши. Атланты изображены с удивительным напряжением, при этом кажется, что женские фигуры совершенно не чувствуют тяжести — у них на лицах абсолютное спокойствие.
  2. При князе Константине на балах нередко присутствовал Александр Третий с женой. Марии Федоровне очень нравилось танцевать во дворце. Есть легенда, что, решив закончить бал, царь подзывал к себе по одному музыканту после каждого танца. Очень скоро оказалось, что музыкантов практически не осталось и играть некому — только так царь смог убедить жену покинуть бал.
  3. Участок пересечения площадей, на котором находится дворец, издавна имеет магическую репутацию «района двойников». Предания гласят, что тут можно увидеть свое второе «Я», которое свидетельствует о скорой кончине. В разную эпоху с двойниками около этого района столкнулись писатель Петр Вяземский и царица Анна Иоанновна.

Дом Белосельских-Белозерских — это здание, в котором можно соприкоснуться с роскошью и историей светской жизни Питера XIX столетия. Великолепные внутренние убранства вызывают восхищение у гостей, а Зеркальный зал сегодня опять является местом проведения концертных и театральных представлений.

Загрузка…

Источник: https://101mesto.com/geografiya-strany/goroda/sankt-peterburg/muzej-beloselskih-belozerskih-na-nevskom-prospekte-v-sankt-peterburge.html

Ссылка на основную публикацию