Слайд 1Описание слайда:
ПЕТЕРБУРГСКИЙ
МЕТРОПОЛИТЕН История, факты, схема.
Слайд 2Описание слайда:
Содержание презентации Справка Метро в цифрах Начало эксплуатации Начало строительства: проекты, схемы Происшествия Ветки метрополитена «Дачное»
Слайд 3Описание слайда:
Справка Петербургский метрополитен (до июля 1992 — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) — скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Второй в Советском Союзе метрополитен после московского — открылся 15 ноября 1955 года.
Слайд 4Описание слайда:
Метро в цифрах На сегодняшний день действует 5 линий петербургского метро, эксплуатационная длина составляет 113,6 км. Количество станций — 67 (среди них 7 пересадочных узлов), 11 совмещено с вокзалами, железнодорожными станциями или платформами. В систему входят 72 вестибюля, 251 эскалатор и 856 турникетов.
Слайд 5Описание слайда:
Начало эксплуатации Дата открытия метрополитена для использования: 15 ноября 1995 года Проект разрабатывался с 1889 года.
Слайд 6Описание слайда:
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Слайд 7Описание слайда:
Схема трассы
первой очереди
Слайд 8Описание слайда:
Здание Управления Петербургского метрополитена
Слайд 9Описание слайда:
Происшествия.
Прорыв 1974 года.
Слайд 10Слайд 11Описание слайда:
Обрушение козырька на станции «Сенная площадь»
Слайд 12Описание слайда:
Ветки метрополитена
Слайд 13Описание слайда:
«Дачное» В Петербургском метро есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа. Была временно конечной станцией Кировско-Выборгской линии. Была закрыта и позже демонтирована из-за недостатка длины платформы, а также из-за неблагоприятного влияния внешней среды.
Слайд 14Слайд 15Описание слайда:
Осторожно, двери закрываются!
Слайд 16Описание слайда:
Презентацию подготовила учитель начальных классов Презентацию подготовила учитель начальных классов Шигаева Елена Дмитриевна ГБОУ Лицей №533
Метро в России: интересные факты
- Всего в России семь действующих метрополитенов, которые расположены в следующих городах:
- · Москва
- · Санкт-Петербург
- · Казань
- · Новосибирск
- · Нижний Новгород
- · Самара
- · Екатеринбург
- Также в Волгограде действует метротрам (система подземного скоростного трамвая), который фактически считается метрополитеном.
Московский метрополитен считается первым в России по протяженности. Первая линия метро открылась 15 мая 1935 года. На сегодняшний день система метрополитена состоит из 12 линий, насчитывает 196 станций общей протяженностью 327,5 км. Объектами культурного наследия признаны 44 станции московского метро. К 2020 году планируется открыть еще 78 станций. За день, в среднем, московским метро пользуется 8 млн. человек.
- Несколько фактов
- В переходе между станциями метро «Римская» и « Площадь Ильича» бьет самый настоящий фонтан.
- На станции «Площадь Революции» установлено 76 уникальных бронзовых скульптур.
- На некоторых станциях московского метро, которые отделаны мрамором, можно обнаружить много вымерших доисторических животных – кораллы, наутилусы, аммониты, морские ежи, различные моллюски.
- Больше всего окаменелостей на станциях Арбатско-Покровской, Сокольнической и Замоскворецкой линий.
Петербургский метрополитен (раньше он назывался Ленинградский) был запущен 15 ноября 1955 года. Сейчас питерское метро состоит из 5 линий, которые включают в себя 67 станций, протяженностью более 113 км. До 2020 года планируется открыть еще 13 новых станций. Многие станции питерского метро так же являются объектами культурного наследия. Средний пассажиропоток в день – 2,11 млн. человек.
- Несколько фактов
- Петербургское метро считается самым глубоким метро в мире, средняя глубина залегания 70-80м.
- В питерском метро можно встретить сразу два памятника Пушкину — на станциях «Пушкинская» и «Черная речка».
- Эмблема Петербургского метро «(/)» состоит из элементов «» и «/» — «эскалатор», элементов «(» и «)» — «свод тоннеля».
Первый метрополитен в Сибири открыт 28 декабря 1985 года. На сегодняшний день новосибирское метро насчитывает 2 линии из 13 станций, протяженностью 15,9 км. Средний пассажиропоток 240 тысяч человек в день. Перспективы строительства еще 3 станций метро находятся на стадии рассмотрения.
- Несколько фактов
- Новосибирский метромост считается самым длинным в мире, он растянулся на 2145 метров и соединяет два берега реки Обь.
- В 2005 году новосибирский метрополитен был признан самым безопасным в России.
Также новосибирское метро называют самым рекламным. Кроме баннеров и плакатов, реклама идет по внутреннему телевидению на станциях метро и в вагонах поездов. Большинство вагонов проданы рекламодателям и покрашены в те или иные брендовые цвета.
Нижегородский метрополитен открыт 20 ноября 1985 года. Насчитывает 2 линии метро, которые включают в себя 14 (13 подземных и 1 наземная) станций длинною 18,9 км.
Средняя проходимость в день – 120 тысяч человек. К 2018 году планируют открыть еще 2 станции, а в 2020 году планируется построить еще несколько станций.
Также идут обсуждения о строительстве 3 линии метро, которая будет состоять из 15 новых станций.
Несколько фактов
Хоть нижегородское метро и считается маленьким, но здесь находится самая большая станция в Европе и СНГ– «Московская». Станция отделана мрамором в виде зубцов Московского кремля.
Станция «Московская» имеет сразу 4 направления и является уникальной, т.к. больше такой в России нет.
Екатеринбургское метро открыто 26 апреля 1991 года. В метрополитене одна линия метро, которая включает в себя 9 станций метро общей длиною 12,7 км. Пассажиропоток — 143, 6 тысячи человек в день. В данное время идет обсуждение строительства второй линии метро, количество станций и протяженность пока неизвестны.
Несколько фактов
Екатеринбургское метро считается самым коротким метро в мире.
Строительство нескольких станций продолжалось более 22 лет. Изначально было запланировано 32 станции, но строительство было остановлено из-за банкротства «Свердловскметростроя».
Казанский метрополитен открыт совсем недавно – 27 августа 2005 года. Состоит из одной линии метро, которая насчитывает 10 станций. Протяженность казанского метро около 16 км. Пассажиропоток составляет 85,7 тысяч человек в день. Дальнейшее расширение казанского метро пока находится на стадии обсуждений.
Несколько фактов
Казанское метро считается самым непосещаемым метро. В основном им пользуются только туристы, для того чтобы посмотреть на роскошное украшение станций. По этой причине метро входит в список самых чистых метро в мире.
Метро в Самаре было открыто 26 декабря 1987 года. В нем одна линия метро из 10 станций, протяженностью 12,7 км. В день самарским метро в среднем пользуются 44,5 тысячи человек. До 2018 года запланировано строительство еще трех станций метрополитена.
- Несколько фактов
- Самарское метро считается самым безопасным в России, за все время своего существования здесь не произошло ни одного ЧП.
На станции «Алабинская» снимали фильм-катастрофу «Метро». Самарская подземка сыграла роль московского метро.
Волгоградский метротрам – скоростной трамвай. Система метротрама включает в себя 22 станции, из них 6 станций находятся под землей. Протяженность всех станций 17,3 км (под землей проходит участок длиной 7,1 км).
- Несколько фактов
- Волгоградский скоростной трамвай занял 4 место, по мнению журнала «Forbes», в списке из 12 самых интересных трамвайных маршрутов в мире.
Также в некоторых городах России строятся или проектируются линии метрополитена. Омский метрополитен строится с 1992 г. Сдана пока единственная станция метро — библиотека им. Пушкина. При поддержке экс-президента Медведева Д. А. открытие планируется к 300-летию Омска в 2016 г.
Красноярский метрополитен: здесь метро строилось в 1995—2011 гг., строительство прекращено, перспектив возобновления не просматривается.
Челябинский метрополитен строится с 1992 г., открытие планируется после 2017 г.
Пермский метрополитен: первый официальный план Пермского метро опубликован в 1982 г. Тогда же начались работы предварительного цикла. Строительство отложено на неопределённый срок.
Ростовский метрополитен внесён в Генеральный план города в 2011 г., начато проектирование.
Жетоны оттянули мне карман
Вот мы и добрались до завершающего этапа нашего маршрута. Собрали все счастливые билетики, нагляделись вдоволь в окна? Нам предстоит последнее путешествие: к центру земли.
Добро пожаловать во влюбленный в инверсию Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В.И. Ленина, самый быстрый и самый красивый транспорт нашего города!
Частично об открытии метрополитена мы уже писали – о том, какую роковую роль он сыграл для ряда соборов в центре Петербурга, являясь значительным символом новой власти: новой моды на индустриализацию и атеизм.
К другим видам транспорта метро было примерно настолько же беспощадным – всего за несколько месяцев оно с успехом переманило на свою сторону большую часть населения, охваченного ажиотажем скорости и движения (превалирующая роль метро сохраняется до сих пор: 43% пользователей метро против 20-30% – автобусами и троллейбусами).
Иногда может показаться – таким вечным оно выглядит, – что петербургский метрополитен существует уже несколько веков, но на самом деле открылся он совсем недавно: 15 ноября 1955 года.
Конечно, идеи оптимизации транспорта и строительства железной дороги не над, а под землей появлялись еще в XIX веке, но тогда они, хоть и обсуждались всерьез, выглядели больше утопическими мечтами – в городе не было еще даже электрического трамвая! Впрочем, это не мешало инженерам выдвигать проекты реализации метрополитена, и только противодействие городских властей, жаждущих заполучить все ликвидные виды транспорта под свою опеку (как в уже описанном ранее случае с конкой и трамваем), не дало проектам превратиться в реальные городские объекты. Хотя, кто знает, может, столкнись создатели с вопросом энергетики, которую следовало использовать под землей, электрические трамваи вошли бы в обиход раньше, а сейчас уже вовсю ездили на энергии воды и ветра.
Быстро пресекший исследования в этой области отказ властей от строительства подземной железной дороги (на стыке веков появилась идея построить подземку под Невским проспектом) не разочаровал проектировщиков, и тут же другие разнообразные идеи, крутящиеся вокруг того, что сегодня представляет собой метро, начали выдвигаться – как ветки метро, в самых разных направлениях. Например, возникла идея-прообраз кольцевой и одновременно аэроэкспресса – обоих, к слову, в Петербурге, в отличие от Москвы до сих пор нет, – идея заключалась в объединении всех железнодорожных вокалов одной линией железной дороги. На практике это было реализовано в красной ветке петербургского метро.
Идеи метро выдвигались в эпоху модерна, поэтому их была масса, и все как на подбор стильные; впрочем, реализация их в том виде, в каком тогда считалось необходимым, была бы сопряжена с трудностями в процессе как строительства, так и эксплуатации. Будущее показало, что открытые линии метро в Петербурге использовать было бы затруднительно; для прокладывания же глубоких тоннелей в начале века в городе не было ни средств, ни профессиональных кадров.
Московское метро открылось в 1935 году, а ленинградское пришлось ждать еще двадцать лет в связи с началом войны.
По горькой иронии, строительство первой очереди ленинградского метро, согласованное в 1938 году, к 1941 году уже активно развернулось, так что через пять дней после начала войны поступил приказ затопить свежевыкопанные шахты, чтобы спасти их от обрушения.
Строительная дирекция, руководившая возведением метрополитена, была переведена на постройку оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. Через четыре года она же занималась восстановлением города: строительством дорог и жилых домов, восстановлением заводов и железнодорожных платформ.
К реализации проекта метро город вернулся в 1946 году: тогда был создан «Ленметропроект», который занялся пересмотром довоенного проекта, внесением в него изменений и собственно реализацией строительства – оно было возобновлено в сентябре 1947 года.
Открытие первой очереди метро произошло восемь лет спустя: 15 ноября 1955 года: «в 5:10 поступил сигнал о готовности тоннелей к пропуску поездов и подаче напряжения на контактный рельс».
Петербургское метро по многим показателям «самое», хотя добиться этого было не очень трудно, в России метрополитен есть только в восьми городах. Тем не менее, некоторые параметры делают метро Петербурга отличительным не только географически и исторически.
Во-первых, всем известен завораживающий факт того, что петербургское метро – самое глубокое в мире: глубина перегонов между станциями на севере синей ветки достигает 100 метров.
Во-вторых, транспортные подземелья Петербурга выделяются и в своем техническом и художественном оформлении: некоторые станции оформлены в морской тематике, в то время как другим это не требуется – часть станций находится в зоне, затапливаемой при наводнениях (что делает все мореплавательные ощущения острее), в связи с чем наземные вестибюли станций приподняты на несколько ступенек.
А теперь – легенды и мифы петербургского метрополитена: часто задаваемые вопросы, события и артефакты, ставшие визитной карточкой нашего фантасмагорического метро.
Грунт в Петербурге, как известно, неустойчивый, часто пронизанный разнообразными потоками подземных вод (о проблемах с водой – в следующей легенде), в таком грунте закладка метро невозможна – по крайней мере, такая, чтобы надежно и на века.
Но не все беспросветно – под всей территорией Петербурга на определенной глубине, в разных районах своей, пролегает десятиметровый слой кембрийской глины, в которой можно уверенно прорубать шахты в силу ее глинистых свойств – она не смещается и не расползается в неожиданный момент.
Собственно, за глубину метро в нашем города как раз слой кембрийской глины и четвертичных отложений и отвечает: на севере он расположен глубже, поэтому и до поездов там на эскалаторе спускаться дольше; на юге этот слой ближе к поверхности, что дало возможность открыть станции мелкого заложения – например, «Автово», на этой станции эскалаторов нет в принципе.
Размывом зовется авария, повлекшая за собой девятилетнее (с 1995 по 2004 год) закрытие северной половины красной ветки в связи с просадкой и затоплением перегона между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». На этом перегоне и произошла 8 апреля 1974 года авария; причиной ее явилось как раз упомянутое в прошлой легенде наличие под городом насыщенных водой грунтов.
Виной разрушению перегона стала поспешность: тоннели между двумя станциями сооружались в стремлении успеть сдать перегон и первую в мире односводчатую станцию глубокого заложения («Площадь Мужества») к XXV партийному съезду, хотя участок строительства был крайне непростым.
Тоннели планировалось проложить в толще водоносных песков и четвертичных водонасыщенных отложений, где любое механическое повреждение или непривычное давление на имевшиеся в толще земли плывуны могло вызвать аварию.
Тогда считалось, что обойти этот слой стороной невозможно, но предполагалось, что слой в планируемом месте строительства достаточно стабилен.
Стандартная процедура при прокладывании тоннеля вблизи водонасыщенных грунтов – заморозка грунта криогенным оборудованием, однако 8 апреля в процессе бурения выяснилось, что один участок был заморожен не полностью.
Этот участок был связан с плывуном, уже обнаруженным ранее, но также обойденным заморозкой; теперь, в связи с механическим воздействием, поколебавшим давление, плывун начал просачиваться через трещины.
В связи с быстрым его распространением аварийные затворы (специальные ворота-гермозатворы устанавливаются в тоннелях, а на станциях метро их можно увидеть перед эскалаторами, например, в Москве; они призваны предотвратить затопление станций в случае наводнения или прорыва плывуна) полностью закрыться не успели. Плывун затопил тоннели на километр, попутно растопив прежде замороженные участки.
Чтобы предотвратить оседание грунта, которое уже успело начаться – и привело к обрушению части зданий – тоннели были затоплены уже искусственно путем закачки воды. При ликвидации последствий аварии для заморозки применялись уже сверхнизкие температуры, для которых жидкий азот поставлялся в Ленинград со всех заводов СССР.
Уже через год перегон был сдан в эксплуатацию, однако, несмотря на проведенные работы по заморозке, в тоннели ежедневно продолжала поступать вода.
Ее количество резко увеличилось к 1995 году, так что в феврале скорость поездов на проблемном участке была снижена, на выходные перегон начали закрывать на ремонт, но, поскольку никаких результатов предпринятые меры не дали, в декабре того же года движение между станциями «Площадь Ленина» и «Академическая» был закрыто.
Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» были затоплены, так как ремонтные работы проводить метростроевцы просто не успевали – вода распространялась слишком быстро.
После долгих рассмотрений выдвигаемых проектов реконструкции, поисков финансирования и длительной губернаторской игры, где к размыву апеллировали все потенциальные петербургские градоначальники в своих предвыборных кампаниях, перегон был открыт в 2004 году. Новый тоннель, установленный на проблемном участке, более подвижен и гибок, благодаря резиновым сочленениям он способен колебаться вместе с почвой.
Жетоны и Петербург как-то загадочно связаны в глазах москвичей: те уже давно отказались от звеняще-бренчащих билетов и перешли на удобные карточки; в Петербурге систему проездных, конечно, тоже ввели, но для разовой поездки проще купить жетон, да и осадочная металлическая романтика осталась. Считается, что жетоны сопровождали ленинградское метро всегда; это, конечно, совсем не так.
Первые три года работы в ленинградском метро для оплаты проезда использовались билеты; стоимость их составляла 50 копеек за поездку.
Жетоны в своем первоначальном проектном виде были выпущены в 1958 году, чтобы реализовать работу специально разработанных турникетов для входа в метро; стоимость в том году осталась прежней.
В 1961 году в связи с денежной реформой стоимость проезда, не изменившись по сути, составила 5 копеек за поездку.
На этом месте жетоны из жизни города исчезают: поскольку до 1991 года стоимость поездки не менялась, было решено для проезда использовать непосредственно пятикопеечные монеты. В 1962 году на станциях были установлены автоматические турникеты, а рядом с ними – автоматы, разменивающие 10, 15 и 20 копеек по пять.
Латунные жетоны снова зазвенели в карманах горожан в марте 1992 года, и турникеты были переоборудованы с приема копеек на прием жетонов. Стоимость их с этого же момента начала резко возрастать: если в мае 1992 года они стоили 1 рубль, то уже в сентябре 1996 цена жетона составила 1500 рублей.
В 1994 году в городе появились турникеты, принимающие в качестве оплаты магнитные карты.
На многих станциях петербургского метро – Гостином дворе, Маяковской, Петроградской и других по синей и зеленой веткам – вместо красочного вида на пути и поезда вам откроется вид на череду закрытых дверей, напоминающих двери лифта.
Ходит много легенд разной степени адекватности о том, зачем там эти двери – вариант «спасение от наводнения или от подземных чудовищ» преобладает, иногда всплывает надежда на то, что проектировщики таких станций просто заботились о пассажирах и снижении уровня шума от прибывающего поезда.
Вынуждены разочаровать, на заботу рассчитывать не приходится, чудовищ, кроме звуковой рекламы, в петербургском метро не водится, а причина такой архитектурной прихоти прозаичная.
Станция закрытого типа, также известная как «горизонтальный лифт», на станциях используется в силу экономичности. Удешевления и ускорения строительства с такой проектировкой добивались по нескольким параметрам: такая технология строительства станции проще, и отделочных материалов, а значит и отделочных работ требуется меньше.
Приехать и посмотреть на станции закрытого типа можно только в Петербург – больше нигде в стране такие проекты не осуществлялись.
Следующая станция конечная.
Полный цикл «Истории петербургского транспорта»:Извозчик и омнибус | ПДД XIX века | Конка и трамвай | Автобус и троллейбус | Метро
10 малоизвестных фактов о петербургском метро
- Внутри специального «вагона-батарейки» вместо пассажирских диванов установлены аккумуляторы.
- «Батарейки» работают ночью, когда производится большинство внутренних работ по техническому обслуживанию станций, эскалаторов и тоннелей, которые невозможно провести днём.
- А ночью напряжение с контактного рельса снимается и, чтобы доставить на станцию необходимое оборудование и материалы, используются либо мотовозы с грузовыми платформами, либо контактно-аккумуляторные электровозы вроде этого.
Необычную птичку можно заметить на станции метро «Бухарестская»: художник Александр Быстров поселил её в растительный орнамент.
По одной из версий, птица посвящена другу художника с фамилией Синиц, который живёт в Купчино. Другая же гласит, что разглядевший птицу всю жизнь будет счастлив.
Петербургские станции не зря называют подземными дворцами: их украшают около 65 видов натуральных материалов. Всего вес использованных в отделке метро горных пород в 13 раз больше веса Гром-камня, на котором возвышается Медный всадник.
Среди материалов, украшающих подземку: гранит, мрамор, лабрадорит, известняк, травертин, габбро-диабаз, габбро-норит и множество других.
Например, на станции «Площадь Ленина», когда обработчики распилили красный салиэтский мрамор, привезённый с Кавказа, обнаружили коралловые остатки, множество моллюсков и морские лилии. Рассмотреть их можно на подходе к эскалатору с правой стороны.
А в украшении станций не обошлось и без даров Карелии: карельским гранитом «Кашина Гора» облицованы станции «Пионерская», «Ленинский проспект», «Чкаловская», «Комендантский проспект», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская».
В Советском Союзе весь подземный транспорт относился к Министерству путей сообщения и обозначался буквой М. В Москве остроконечная буква традиционно была красной, в Петербурге — синей.
Разработка нового логотипа метрополитена стартовала в 1992 году, когда подземка вышла из-под контроля Министерства путей сообщения и стала относиться к администрации города. Дизайнеры работали над новым символом около шести месяцев.
В современном логотипе соединяющиеся линии символизируют эскалаторы, а полукруглые — своды тоннелей. Цвет буквы разработчики решили не изменять.
Станция «Сталинская» – популярный миф, кочующий из одной популярной книги по истории города в другую. Считается, что именно так планировали назвать величественную станцию красной ветки между станциями «Балтийская» и «Кировский завод». Однако это название не фигурировало ни в одном из чертежей: рассматривали варианты названия в честь Нарвских ворот или «Площадь Стачек»
Причина распространения мифа – монументальный мозаичный портрет вождя во всю стену. В 1961 году утренние посетители метро однажды спустились вниз по эскалатору, но не встретили добрый взгляд отца народов. На месте панно была девственно белая стена.
«Владимирская» — «Площадь Восстания». Длина перегона между этими станциями составляет 848 метров. Такое же расстояние можно преодолеть, если, например, 20 раз пересечь Поцелуев мост через реку Мойку.
Эти станции были открыты 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена.
Речь идёт о рыжем коте, который изображён на панно художника Александра Кировича Быстрова на «Волковской». Не все проезжающие его замечают, однако, однажды увидев, говорят, что он приносит удачу.
По сюжету мозаики рыжий кот подкрадывается к красноглазой сове, облюбовавшей забор у стога сена. Это действие происходит на фоне петербургского пригорода с деревенскими избами и густым лесом.
«Станциями-призраками» обычно называют ещё не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская».
Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для её верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели полутёмный зал.
Такой же долгое время была и станция «Обводный канал», для которой вестибюль строили слишком долго.
Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное».
Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от неё строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов».
В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушёл последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
Своей инопланетностью «Горьковская» обязана не только облицовке, но и цилиндрической конструкции. Вестибюль станции намеренно приподнят на ступенчатое основание, чтобы предотвратить её затопление при наводнениях, которые в Петербурге случались уже не раз. А верхняя часть «летающей тарелки» предназначена для административных и хозяйственных помещений метрополитена.
Сам проект разработали архитекторы из бюро «СУАР.Т». Градостроительный совет правительства Санкт-Петербурга в 2008 году решился поддержать их смелую идею, оформленную в стиле хай-тек.
В прошлом «Комсомольская», а с 1992 года «Девяткино» — единственная станция Петербургского метро, которая находится в Ленинградской области, в посёлке Мурино Всеволожского района.
Также она является первой станцией Ленинградского-Петербургского метро, где организовали кросс-платформенную пересадку на железную дорогу. А ещё с 29 декабря 1978 года по 1 июня 1982 года «Девяткино» была самой северной среди станций метрополитенов мира, но потом титул перешёл к метро Хельсинки.
Cхема линий Петербургского метрополитена
Основная
Плакат
Карманная
• ОписаниеПроцессХайрезПресса
Задача.
Разработать новую официальную схему метро для Санкт-Петербурга.
Дата выпуска: 01.06.2015
Метрополитен — важнейшая часть городской транспортной системы Санкт-Петербурга. В Петербурге живет свыше пяти миллионов человек и еще шесть миллионов ежегодно приезжает сюда на отдых. Чтобы петербуржцы и гости города легко и быстро ориентировались в метро, в студии разработана понятная и простая для восприятия схема.
Вагонная версия схемы
Масштаб схемы позволяет ненавязчиво и красиво показать много дополнительной полезной информации, повысив при этом общую читаемость. На схеме легко размещаются важные географические ориентиры и основные достопримечательности, благодаря чему она служит ключевым навигационным инструментом местного жителя и путешественника.
Каналы и острова
Санкт-Петербург имеет характерную топографию — город, расположенный на берегу Финского залива, стоит на нескольких островах и пересекается множеством каналов и небольших рек, формирующих его неповторимый образ. Благодаря точному кадрированию Васильевский и Крестовский острова на схеме однозначно воспринимаются островами, а кроме того, показаны залив, главные реки (Фонтанка и Мойка) и каналы (Грибоедова и Обводный).
Узнаваемая топография Петербурга
Для большего удобства и наглядности на схеме выделены три части: Васильевский остров, Петроградская сторона и Исторический центр.
Достопримечательности и парки
На схеме обозначены главные достопримечательности и парки города. Они отображены ненавязчиво и вынесены на отдельный информационный слой. Достопримечательности помогают быстрее сориентироваться туристам, но в то же время не мешают решению основной задачи схемы — показывать линии и пересадки. Дворцовая площадь и Невский проспект служат вспомогательными ориентирами.
Обязательные для посещения места в Санкт-Петербурге
Пересадки
Для пересадок на схеме Санкт-Петербурга использован суперкомпактный способ изображения.
Теория близости
В Петербургском метро станции на пересадках часто имеют разные названия — например, «Невский проспект» и «Гостиный Двор». Одна из задач схемы — демонстрировать, как именно называется та или иная станция на пересадке. На новой схеме все названия написаны рядом с нужными станциями и читаются с первого взгляда.
«Невский проспект» — синяя ветка, «Гостиный Двор» — зеленая
При этом дополнительные цвета используются в тексте для визуального разделения информационных слоев — например, свой цвет имеют все подписи, набранные латиницей.
Все русские названия — черные
Английские — фиолетово-серые
Как и на московской схеме, названия на русском стоят ближе к своим станциям, английские надписи — дублирующие, поэтому занимают второстепенное положение.
Форматы и детализация
В зависимости от размера носителя подробность схемы и размеры отдельных элементов варьируются — на очень маленьких форматах шрифт допускается немного увеличивать, а достопримечательности не подписывать или вовсе не отображать. На крупных форматах кроме Невского проспекта возможно указывать и остальные центральные улицы, а также мосты и набережные.
Маленький формат: только названия станций и вокзалы
Формат крупнее: достопримечательности также подписаны
Появились каналы и парки
Суперкрупный формат
Интересные факты о петербургском метро
szeretlekmagyarorszag.hu jenbka.livejournal.com
До вероломного нападения фашистской Германии на СССР оставалось не более пяти месяцев, однако руководство страны словно не ощущало надвигающейся катастрофы и даже решило строить в Ленинграде метро. В качестве начальника нашли подходящего человека — Ивана Зубкова, руководителя шахт при строительстве московского метро. Уже даже приступили к прокладке новой линии: Автово — Финляндский вокзал, однако начавшаяся война прервала благое начинание, а строителей перекинули на работу над оборонительными укреплениями на Карельском перешейке. Под руководством Зубкова в 1942 году была возведена ледовая переправа («Дорога жизни»), а метро в Ленинграде открылось лишь в 1955 году.
Петербургское метро было торжественно открыто в годы хрущёвской оттепели. Сталин уже как два года скончался, до судьбоносного для Советского Союза XX съезда КПСС оставался один год, и жители Ленинграда могли наблюдать в метро изображения вождя — на станциях «Площадь Восстания», «Технологический институт» и «Нарвская».
После изобличающей речи Хрущёва и антисталинской кампании, мощно развернувшейся в стране, изображения Сталина уничтожали, стирали, мозаичные панно покрывали штукатуркой и закрывали при помощи фальшстены.
Впрочем, одно изображение вождя народов петербургское метро всё-таки сохранило — на станции «Площадь Восстания» на барельефе «Объявление Лениным Советской власти» можно увидеть Сталина, стоящего за спиной Ленина.
При строительстве наземных павильонов метро были уничтожены церкви Знаменская, Спас-на-Сенной и церковь Космы и Дамиана. Сейчас на их месте находятся павильоны станций «Площадь Восстания», «Сенная площадь» и «Чернышевская».
Изначально бумажные билеты на входе в метро проверял контролёр, но со временем произошло увеличение пассажиропотока, потребовавшее неких нововведений. В 1957 году студент ИТМО Борис Гринчель и его друг предложили установить на входе турникеты, похожие на те, что стояли на заводских проходных.
И в 1958 году первые турникеты, поначалу удивлявшие горожан, появились на станции «Нарвская». Предполагалось, что в турникеты пассажиры будут опускать монеты, но монет номиналом 50 копеек не существовало, а проезд в метро стоил именно столько.
Тогда Гринчель предложил осуществлять вход по специальным жетонам.
Станция «Дачное» была первой в Санкт-Петербурге открытой станцией метро. Свое название получила из-за близости к одноименному электродепо.
Станция была больше похожа на открытый вокзал — поезда на ней выезжали на поверхность и останавливались, словно были самыми обычными железнодорожными составами.
На данный момент станция заброшена — оказалось, что погодные условия делают Петербург мало пригодным для наземного метрополитена.
Трамвайный просп., д. 18а
Вы наверняка замечали, что зелёная и фиолетовая ветки петербургской подземки пересекаются, но пересадочной станции между ними нет.
При проектировании станции «Адмиралтейская» в 1980 году пересадочный узел задумывался, но реализована эта идея так и не была.
Причина в том, что построить новую станцию на уже работающих линиях, не перекрывая движение, пока не представляется возможным. Но есть вероятность, что в отдалённом будущем пересадочная станция всё же будет построена.
Петербургский метрополитен по праву считается одним из самых глубоких в мире.
Так как наш город стоит на болотистом грунте, строительство на незначительной глубине или на поверхности сопровождается большими трудностями, и когда в далёком 1938 году приступили к чертежам станций, эта особенность города сразу же была взята на заметку. На сегодняшний день «Адмиралтейская» является самой глубокой станцией метро в России.
Как говорят в Петербургском метрополитене, скорость движения поручня быстрее всего на 2%, а происходит это потому, что поручнем и ступеньками управляют разные механизмы. Скорость их работы возможно синхронизировать, но постоянное поддержание механизмов в таком состоянии требует огромных трудозатрат.
До 2004 года приспособления для людей с ограниченными возможностями в метро не были обязательными, поэтому на старых станциях петербургской подземки их не встретишь. На некоторых станциях постепенно появляются спуски для колясок, но не везде это возможно сделать технически.
В тоннелях подземки постоянно трудятся рабочие бригады, и своим гудком машинист предупреждает именно их. И каждый первый утренний поезд также обязан подать сигнал бригадам, завершающим ночную смену. Также машинист должен сигналить, если видит включённое в тоннеле рабочее освещение.
Вот уже более тридцати лет голос диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова приглашает пассажиров метро проследовать на выход, объявляя станции метро. Эта традиция была нарушена лишь однажды — в 2009 году в честь празднования Дня города. Двадцать седьмого мая станции метро объявляли знаменитости — Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Михаил Боярский и Геннадий Орлов.
Работа машинистом электропоезда в метрополитене входит в перечень тяжёлых работ с опасными условиями труда, к которым с 2000 года не допускают женщин. А на заре петербургского метрополитена — в 1955 году — бригада из четырёх женщин-машинистов работала наравне с их коллегами мужского пола.
Такой, казалось бы, необходимой вещи, как туалеты, в метрополитене нет по нескольким причинам: огромные финансовые затраты, сложности с установкой и обслуживанием.
В соответствии с санитарными нормами, между зоной массового прохода людей и туалетом необходимо определённое расстояние, которое невозможно обеспечить.
Урны же в метро когда-то были — их убрали в целях безопасности, так как признали объектами возможной террористической угрозы.
Как бы ни изменялась политическая ситуация в стране, какие бы новые вожди ни приходили на место прежних, один русский герой всегда будет в почёте — поэту Александру Пушкину посвящено целых два памятника работы скульптора Михаила Аникушина. Один из них расположен на одноимённой станции, другой — на «Чёрной речке». К слову, станция была открыта в год 145-летия со дня смерти поэта.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Интересные факты о петербургском метрополитене
Первые поезда питерской подземки отправились в путь в 1955 году. Метро в Санкт-Петербурге по многим параметрам «самое-самое»: самое глубокое, самое красивое… Питер Online собрал наиболее любопытные факты о городском метрополитене:
— Самое глубокое метро на планете
Из-за географических и климатических особенностей станции подземки города на Неве являются объектами глубокого заложения. Дело в том, что Санкт-Петербург, по сути своей, основан на болотистой почве.
Эта особенность не позволяет строить метро на небольшой глубине, как в других городах мира. В 1938 году, в самом начале работ по проектированию линий петербургского метрополитена этот момент был учтен и в результате мы имеем столь долгие спуски на эскалаторах к вестибюлям станций.
Кстати говоря, станция «Адмиралтейская» является рекордсменом по глубине в России.
— Уничтоженные храмы
В ходе работ по строительству наземных павильонов метро были разрушены церкви Знаменская, Спас-на-Сенной и церковь Космы и Дамиана. В наше время на их месте расположены павильоны станций станций «Площадь Восстания», «Сенная площадь» и «Чернышевская».
— Горизонтальные лифты
Многие станции петербургской подземки построены по этому типу. Горизонтальный лифт – это станции, где выход к тоннелям метро перекрыт расдвижными дверями как у лифтов. Когда поезд прибывает на станцию, специальное устройство синхронизирует открытие дверей на станции и в вагонах.
Плюсами такого типа являются дешевизна строительства (затраты меньше на четверть) и безопасность (люди и предметы не могут упасть на пути под поезд). Минусы — дополнительное обслуживание дверей и низкая пропускная способность из-за того, что машинисту приходится с невероятной точностью останавливать состав. По этим причинам станции такого вида больше не строятся.
Всего в питерском метрополитене насчитывается 10 станций типа «горизонтальный лифт».
— Закрытая станция метрополитена «Дачное»
Единственая заброшенная станция в городе. Была первой станцией открытого типа, то есть поезда выходили прямо на поверхность.
Свое название она получила из-за близости к одноименному депо и по этой же причине внешне была больше похожа на открытый вокзал.
Решение о закрытии станции было принято по причине питерской погоды – выяснилось, что непрерывные дожди и сырость делают эксплуатацию открытых станций нереальным проектом.
Место: Трамвайный проспект, 18а
— Портрет Сталина
Открытие метро в Санкт-Петербурге случилось в разгар хрущевской оттепели. Иосиф Виссарионович скончался двумя годами ранее, а разоблачение культа Сталина было еще впереди.
После скандального XX съезда КПСС изображения вождя в турборежиме стали уничтожать со всех станций подземки. Однако одно все-таки осталось.
Сейчас посмотреть на него можно на станции «Площадь Восстания» на барельефе «Объявление Лениным Советской власти». На нем вождь скромно стоит за спиной Ленина.
— Траволаторы
На недавно открытом втором выходе со станции «Спортивная» установлено целых два горизонтальных траволатора. Небольшой подъем они все же имеют — около 7 градусов. Необычные подъемники поставила и установила немецкая фирма. 3 ленты в тоннеле длиной в 300 метров за несколько минут доставят пассажиров на поверхность набережной Макарова Васильевского острова.
— Голос в метро
Уже более 30 лет миллионы петербуржцев каждодневно слышат в метро голос диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова.
Объявления станций и предупреждения о закрытии дверей на слуху у каждого горожанина. Традицию нарушили лишь единожды – в 2009 году.
Тогда в честь празднования 300-летия Санкт-Петербурга станции подземки объявляли Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Михаил Боярский и Геннадий Орлов.
— Памятник Пушкину
Слава великого поэта неизменна. Многочисленные потрясения и политические перевороты в стране не могут отмеить народной любви к Пушкину. В петербургском метрополитене целых два памятника поэту — один, конечно же, на «Пушкинской», другой стоит на «Черной речке».
ТОП-МЕТРО, захватывающие факты: могильник в петербургской подземке, нелепые ошибки архитекторов
Петербургское метро — одно из самых загадочных мест города. Его можно исследовать и изучать вечно, а тайны все равно останутся.
Сегодня в еженедельной рубрике «Топ-метро» мы рассказываем об увлекательных фактах, связанных с подземкой.
Курьезные ошибки архитекторов, оформлявших станции, страшная история о трупах в метро, какая станция находится глубже всего и кое-что о голосе петербургского метрополитена.
В Кировском районе Петербурга раньше была станция метро «Дачное». Именно она заканчивала красную ветку сразу за «Автово». Однако в 1977 году станцию пришлось закрыть. «Дачное» прекратило работу 5 октября в час дня. С тех пор поезда сюда не ходили.
Что же произошло? Дело в том, что станция была наземной. В какой-то момент стало понятно, что открытые станции из-за неблагоприятной внешней среды действовать не могут, поэтому их все решили убрать. Взамен была построена станция «Проспект Ветеранов».
Станция «Дачное» была расположена на Трамвайном проспекте дом 18 а. Сейчас на ее месте находится МРЭО-5 ГИБДД. Впрочем, там все еще можно разглядеть остатки станции.
ВТОРОЙ ФАКТ: захоронения в метро
Ходят слухи, что в годы блокады в Петербурге в шахты строящегося метро складывали замерзшие трупы. Улицы были переполнены телами, а заводы с печами, где сжигали погибших, и так работали практически круглосуточно, чтобы избавиться от мертвых. Выходом стало прятать трупы в шахты.
По некоторой информации, многие тоннели, которые были построены еще до войны, до сих пор замурованы. И больше всего удивляет, что даже после того, как блокаду сняли, никто не стал трогать эти станции, хотя там все было готово к тому, чтобы продолжать строительство.
Есть неофициальные свидетельства о том, что городские власти опасались эпидемии в годы войны, поэтому приняли решение складывать трупы в строящемся метро.
ТРЕТИЙ ФАКТ: анекдотичные ошибки архитекторов
На станции «Площадь Александра Невского» есть прекрасный барельеф, который с первого взгляда абсолютно ничем не выделяется. Очень красивый рисунок: кони, всадники. И только самые внимательные горожане и гости города ухахатываются, глядя на это произведение искусства. Дело в том, что животных на барельефе меньше, чем наездников. На чем сидит пятый ездок непонятно.
А на станции «Спасская», не так давно открывшейся, на панно, чествующем архитекторов Петербурга, сделали больше ошибок, чем в тетради самого посредственного школьника. Например, французский архитектор Тома де Томон превратился в Детомона, Огюст Монферран в Монферана. А если вы поизучаете панно подольше, то найдете еще не одну неточность или ошибку.
ЧЕТВЕРТЫЙ ФАКТ: самый длинный эскалатор и глубокая станция
Почти все знают, что петербургское метро самое глубокое в мире. Более 50 станций нашей подземки расположены на глубине значительно превышающей 30 метров под землей.
Однако не каждый может сказать, на какой станции самый длинный эскалатор. Оказывается, рекорд побила «Площадь Ленина». У подъемно-транспортной машины здесь аж 729 ступеней. А длина его составляет 100 метров.
Между тем, самой глубокой считается «Адмиралтейская» — 102 метра под землей.
ПЯТЫЙ ФАКТ: голос петербургского метро
Вот уже много лет известный телеведущий Михаил Быков является «голосом» петербургского метрополитена. Сейчас бывшему диктору Ленинградского телевидения 70 лет.
В 2007 году он окончил свою карьеру, а потому теперь единственная возможность услышать этого талантливого человека — отправиться в поездку на метро в городе на Неве.
Впрочем, также можно найти фильм «Летний дождь», где он сыграл музыканта или картину «… Все, что на сердце у меня» — здесь Михаил Быков читает текст.
ШЕСТОЙ ФАКТ: петербургская станция побила столичный рекорд
Самой загруженной станцией метро в России, что удивительно, была признана не московская, а петербургская платформа метрополитена. Станцией, пропускающей через себя самое большое количество горожан одновременно, оказался «Проспект Ветеранов». Кстати, второе место занимает московское «Выхино».
Фотографии: ВКонтакте, Инстаграм