Спас на крови санкт-петербург. история создания, фото, адрес, режим работы

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право.

Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь.

Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела.

В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия.

Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Рекомендуем прочитать о храме Ангкор-Ват.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.
  • Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г.

С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений.

Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей.

Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

Источник: https://www.miroworld.ru/hram-spasa-na-krovi/

Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге: музей-памятник

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (Храм во имя Воскресения Христова) — это памятник, воздвигнутый на месте убийства террористами императора Александра II. Храм выделяется среди петербургской архитектуры своим ярким и необычным видом, является красивейшим храмом города. Стилистически схож с храмом Василия Блаженного в Москве.

Храм Спас на крови в Санкт-Петербурге

Сайт: http://www.cathedral.ru/spasa_na_krovi Адрес: наб. канала Грибоедова, 2А Ближайшая станция метро: Невский проспект. Как добраться: автобусы: 3, 22, 27, троллейбусы: 5, 7, 11

Часы работы: с 10.30 до 18.00, касса до 17.30, выходной – среда. Стоимость входного билета: 350 руб., детям от 7 до 18 лет, студентам, пенсионерам РФ и Беларуси — 100 руб.

Уникальность петербургского Спаса на Крови — в мозаичном украшении внутреннего интерьера храма общей площадью 7065 квадратных метров, что является крупнейшей мозаичной экспозицией в Европе.

Храм Спаса на Крови расположен в самом центре Санкт-Петербурга рядом с Невским проспектом и Дворцовой площадью — на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала). Является одним из самых известных и посещаемых мест Санкт-Петербурга.

Храм во имя Воскресения Христова абсолютно нетипичный для Санкт-Петербурга и больше вписывается в архитектуру Москвы. С основания города здесь строились церкви на западный манер: Петр I тяготел ко всему европейскому.

Его правнук Александр III, по чьему указу строился храм, был полной его противоположностью и любил все русское.

Храм Спаса на крови вобрал в себя лучшие элементы московских и ярославских церквей XVII века: тут и наличники и кокошники, пояски и кружева.

Сень над местом смертельного ранения Александра II

В храме два главных места: алтарь и сень, под которой находятся фрагменты набережной: чугунная решетка канала, гранитные плиты тротуара и булыжники мостовой, обагренные кровью, на которые упал смертельно раненый император. Сень поддерживается колоннами из серо-фиолетовой яшмы, венчает ее крест из топаза.

Покушения на Александра II

Александр II — царь-освободитель, отменивший крепостное право в 1861 году и реформатор.

В годы его правления было создано и укреплено революционное движение, основными идеями которого стали отмена самодержавия, политические свободы, созыв Учредительного собрания.

Разочаровавшись в хождение в народ и попытках вовлечь крестьян в революционную деятельность, революционеры переключились на студентов и рабочих.

Император Александр II

Постепенно главным оружием революционерных обществ стал террор, а его главным объектом стал император Александр II. Исполнительный комитет террористической организации «Народная воля» вынес смертный приговор царю и все силы бросил на его исполнение.

  Казанский собор в Санкт-Петербурге

Семь покушений было совершено на царя-Освободителя за его жизнь. Последние шестое и седьмое произошли 1 марта (по старому стилю) 1881 года. Александр II возвращаясь из Михайловского манежа, заехал в Михайловский дворец, где пил чай со своей кузиной великой княгиней Екатериной Михайловной и своим братом великим князем Михаилом .

В 14 часов император выезжает в Зимний дворец и поворачивает на Екатериниский канал. Здесь его ждут метальщики бомб, члены «Народной воли». Первый метальщик Тимофей Михайлов сбегает, не найдя в себе сил бросить бомбу. Второй метальщик — девятнадцатилетний Николай Рысаков бросает бомбу в белом платочке под копыта лошадей.

Взрывом убит казак из царского сопровождения, второй контужен. Смертельно ранен мальчик, случайно проходивший мимо. Ранены городовой и прохожий. Не пострадавший император выходит из кареты, чтобы взглянуть на убитых и раненых. Несмотря на уговоры окружающих уехать, как можно скорее во дворец, Александр идет к задержанному террористу, чтобы взглянуть на него.

Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови.

Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго.

После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

  Янтарная комната: утраченная и восстановленная заново

Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь будет заменена на пожизненную каторгу.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены.

Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи.

Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев. Из всех участников смертельного покушения

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

«Когда я вошла к себе, к друзьям, которые еще ничего не подозревали, то от волнения едва могла выговорить, что царь убит.

Я плакала, как и другие; тяжелый кошмар, давивший в течение десяти лет молодую Россию, был прерван; ужасы, тюрьмы и ссылки, насилия и жестокости над сотнями и тысячами наших единомышленников, кровь наших мучеников – все искупала эта минута, эта пролитая нами царская кровь.»

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

«Народ проявил полное равнодушие к факту цареубийства, и, когда спуск штандарта возвестил ему о кончине освободителя, он начал спокойно расходиться. Больше ничего не было — ни баррикад, ни революции… И глухая тоска о несбывшемся черной тучей вползала в сердце… » Из автобиографической книги «Так было» революционерки, члена «Народной воли» В.И. Дмитриевой о 1 марта 1881 г.

История создания храма

Часовня по проекту Бенуа на месте смерти Александра II

Уже на следующий день после смерти Александра II Городская Дума просила нового императора Александра III возвести памятник или часовню на средства города в честь убитого царя. Сначала на месте гибели возвели временную часовню по проекту Л.Н.Бенуа , которая простояла до начала строительства храма.

Несколько раз проводился конкурс на лучший проект храма-памятника. Он должен был быть «истинно русским», а место убийства на мостовой входить в сам храм в виде особого придела. Наконец Александр III выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева).

  Достопримечательности Кронштадта: форты, памятники и музеи

Торжественная закладка храма произошла 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы. Первый камень положил сам Александр III. Он не дожил до окончания строительства. Храм Спаса на крови строился 24 года и на его освящении 19 августа 1907 года присутствовал последний российский император Николай II со своей женой императрицей Александрой Федоровной.

Стройка затянулась по многим причинам:

  • современное оснащение: паровое отопление, электрификация (храм освещают 1689 лампочек);
  • отказ от свайного фундамента, вместо него используется сплошное бетонное основание и бутовая кладка;
  • трудоемкие мозаичные работы;
  • близость к воде — здание нависает над каналом, поэтому использовалась сложная система гидроизоляции.Если посмотреть на карту, видно как прямые линии Екатерининского канала и набережной были изменены для создания храма — сделан выступ набережной над каналом.

Общая стоимость строительства храма составила 4 606 756 рублей.

Судьба храма-памятника

Храм Спаса на крови был необычным:

  • он не был приходским, финансировался государством;
  • был не рассчитан на массовые службы, вход осуществлялся по пропускам;
  • все службы посвящались памяти Александра II.

В 1917 году госфинансирование было прекращено и храм Спаса на крови существовал на пожертвования. В 1919 его сделали приходским, а в 1930 году окончательно закрыли.

Здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев, которые в 1934 году устроили здесь выставку, посвященную событиям 1 марта и истории  «Народной воли».

В 1938 году было принято решение разобрать храм Спаса на крови. Но нагрянувшая война в 1941 отодвинула эти планы на неопределенное время. Удивительно, что храм сохранился в советское время. Мало того, что это культовое сооружение, но одновременно еще и величественный памятник царю, убитого революционерами.

Во время блокады Ленинграда в храме размещался морг: сюда привозили умерших горожан.

После войны здесь был склад овощей и декораций Малого оперного театра. В 60-е годы здесь была обнаружена бомба

В 1968 году он наконец переходит в ведение Государственной инспекции по охране памятников, а позднее становится филиалом музея «Иссакиевский собор». В 1972 году началась длительная реконструкция храма длиной в 24 года.

Музей-памятник в Храме Спаса на крови был открыт 19 августа 1997 года — ровно через 90 лет с момента его освящения. Теперь осмотреть и полюбоваться внутренним убранством может каждый желающий.

Источник: https://dostop.ru/sankt-peterburg/hram-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge.html

Спас на Крови – это… Что такое Спас на Крови?

Осенью 1883 г по архитектурным чертежам, разработанным творческой группой профессора А. Парланда, стали возводить собор. На этапе проектирования в работе активно участвовал настоятель Приморской пустыни старец Игнатий.

Живописный архитектурный ансамбль создан в манере «русской зодческой школы». Его внешний вид схож с внешним обликом церкви Василия Блаженного, построенного во времена Ивана Грозного. Строительство закончилось только в 1907 г, в течение долгих 24 лет жители империи жертвовали на благое дело, возводили стены и украшали интерьер этого Великого мемориала.

В конце лета 1907 г в столице империи освятили дом Божий во имя Воскресения Христова, созданный по повелению монарха Александра 3, для сохранения памяти о трагедии, произошедшей 13 марта 1881 г, по григорианскому календарю, на прибрежной дороге Екатерининского канала.

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)

Если двигаться от реки Мойки, то на левой берегу канала имени Грибоедова, сразу после Ново-Конюшенного моста находится Спас на Крови. С его восточной стороны раскинулся Михайловский сад. Данное прекрасное монументальное сооружение вмещает в себя 1600 верующих и устремляется ввысь на высоту 81 м.

Местоположение церкви в культурной столице нашей родины можно найти на живописной набережной канала Грибоедова, здание имеет номер 2а.

Расписание богослужений в храме Воскресения Христова (Спас на крови)

Спас на Крови. 1935 год

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг.

Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И.

 Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев.

Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот[8][9].

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

  • 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.
  • 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-ПетербургскимВладимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
  • 21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови)[10].
  1. Официальное строительство храма Спаса на Крови, или Воскресения Христова, началось еще в 1883 году. Двумя годами ранее на том месте, где сейчас красуется храм, народоволец Игнатий Гриневицкий, используя бомбу, убил императора Александра II. Уже на следующий день на месте гибели правителя была построена деревянная часовня, однако по причине многочисленных пожертвований с разных губерний было принято решение возвести храм и таким образом на века оставить царя-мученика в памяти людей.
  2. На постройку храма ушло около 24 года, и к 1907 году он уже был готов. Поскольку культовое сооружение возводилось рядом с каналом Грибоедова, архитекторами было предложено не использовать сваи, а соорудить специальное основание из крепкого бетона по всей площади, что обеспечило невозможность прохождения воды под здание.
  3. В 1908 году неподалеку собора была освещена Иверская часовня, и спустя 15 лет храму Спаса на Крови дают статус кафедрального собора. В 1930 году его закрывают. Советская власть вскоре прекращает финансовую поддержку собора от государства, а затем и вовсе решает построить на месте церкви что-то полезное. Однако началась война и здание не сносится, а начинает использоваться под морг и овощехранилище. Позже в послевоенный период в помещении храма долгое время хранятся декорации из театра.
  4. В 1970 году церковь Спас на Крови передают музею «Исаакиевский собор» в виде отдельного филиала. Начиная с 1977 года и на протяжении 14 лет собор капитально реставрируется и только спустя 90 лет после того, как он был официально освящен, в 1997 году, храм Спас на Крови открывается для посетителей.

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

  • Божественная литургия — 7:20;
  • Всенощное бдение — 18:00.

По высочайшему повелению монарха, светлейший князь Владимир Александрович принял руководство над созданной контрольной группой по строительству мемориальной святыни.

В нее вошли лучшие зодчие своей эпохи:

  • Р. Б. Бернгард.
  • Э. И. Жибер.
  • Д. И. Гримм.
  • Р. А. Гедике.

Они консультировали рабочую группу разработчиков проектной документации и делали требуемые изменения в композицию строения. Расположение живописных куполов храма при переработке рабочей документации были изменены благодаря идеям и влиянию И. В. Штрома.

В середине осени 1883 г в столице империи на окраине Михайловского сада, упирающейся в канал Грибоедова, в праздничной атмосфере при монархе Александре III и его супруге – Марии Федоровны, заложили начальный камень мемориальной церкви.

Возведение фундамента Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Возведение такого фундаментального строения около канала привело к серьезному усложнению конструкции. Вместо обычной для того времени технологии создания фундамента, когда в болотистый грунт вбивались металлические сваи, использовали под фундамент храма мощнейшую бетонную, цельную Путиловскую плиту.

Стены собора сделали из специального красно-коричневого кирпича, сделанного в Германии, а украшавшие их орнаменты из чистейшего белого мрамора. Перекрытия здания закончили сооружать в 1894 г. Металлические каркасы 9 глав храма сделали сотрудники Петербургского Металлического завода в 1896 году.

Живописное, четырехцветное покрытие луковых главок изготовили из ювелирной эмали по уникальному рецепту специалисты фабрики Постникова, такой способ нанесения эмали не имел аналогов в истории русского зодчества. Общая поверхность покрытия равна 1000 м2.

Отделка внутренних помещений и изготовление прекрасных мозаичных панно заняли 10 долгих лет. Поэтому торжественное освящение собора митрополитом Антонием произошло, только, в конце лета 1907 г. На торжестве находились родственники императора и государь Николай II.

Сооружение церкви вылилось в крупную сумму — 4 606 756 руб. Из этой стоимости государственная казна потратила 3100 000 руб, оставшиеся средства собрали в форме пожертвований граждане Российской империи и царствующая семья.

Архитектурные решения и строительная технология, применяемые во время возведения этого эпического сооружения, впитали в себя все инновации того времени. В церкви была искусно проложена электропроводка, ее залы освещались 1689 яркими электролампами.

Спас-на-Крови

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля1971 года.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.

23 мая2004 годамитрополитом Санкт-ПетербургскимВладимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Предыстория строительства

В 1881 г, для сохранения в анналах истории трагически ушедшего монарха Александра II, быстро сформировали комиссию и обнародовали информация о начале конкурса по проектированию документации для постройки собора. 12 января 1882 года, по современному стилю, комиссия приняла к рассмотрению 26 безымянных архитектурных замыслов.

Среди участников конкурса были мастера зодческого искусства 19 века:

  • Архитектор И. С. Китнер.
  • Академик А. Л. Гун.
  • Профессор Л. Н. Бенуа.
  • Зодчий И. С. Богомолов.
  • Архитектор В. И. Шретер. Архитектор А. А. Парланду

Под постройку храма внучка Павла I, приходящаяся погибшему государю кузиной, светлейшая княгиня Екатерина Михайловна подарила западный участок Михайловского сада. Также зодчим было разрешено использовать обширные участки земли с каждого берега Екатерининского канала. По результатам работы комиссии были признаны достойными 8 архитектурных проектов.

Занятое место Наименование работы
1 «Отцу Отечества», автор — член Академии художеств А. О. Томишко
2 «1 марта 1881 года», соавторы — академики И. С. Китнера и А. Л. Гуна
3 Оригинальный замысел зодчего Л. Н. Бенуа

Весной 1882 г, коронованный на царство государь Александр 3 рассмотрел одобренные комиссией работы и остался ими недоволен. Он внес изменения в замысел конкурса, создаваемый храм должен быть построен в русской архитектурной традиции, характерной для ярославских церквей 18 века.

Также он пожелал, чтобы часть небрежной, где произошло смертельное ранение его отца было сделали в соборе самостоятельным приделом.

Во втором конкурсе участвовали такие мастера своего дела, как:

  • Р. А. Гедике.
  • Н. В. Султанов.
  • А. И. Резанов.
  • Р. П. Кузьмин.
  • А. М. Павлинов.
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Л. Обер.

На рассмотрение членам комиссии была представлена 31 работа, но и их постигла та же учесть, император все проекты отклонил. И только 11 июля 1883 г, по новому стилю, государь одобрил архитектурную композицию зодчего, профессора А.А. Парланда и монаха отца Игнатия.

Монарх поставил условие, чтобы проект дорабатывался с участием уважаемого профессора Д. И. Гримма. Спустя долгих 4 года весной 1887 откорректированные чертежи и проектная документация получили государево одобрение. Настоятель монастыря святейший архимандрит Игнатий в дальнейшей работе над проектной документацией участие не принимал.

Освещение спаса

Спас на крови был освещен в конце лета 1907 г в Санкт-Петербурге митрополитом Антонием.

Главному архитектору профессору А. А. Парланду в строительстве народной святыни активно помогали сподвижники:

  • Архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов.
  • Мозаичист В. А. Фролов.
  • Бронзовых дел мастер Фёдоров.
  • Художник Н. К. Бодаревский.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы.

Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.

Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Источник: https://aeroflot-trip.ru/spas-krovi-peterburg/

История Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II.

А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство.
Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась.

Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.

Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры в одном соборе

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.

Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве. Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне.

Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.

Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии.

Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном».
Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм.

Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.

Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.

Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.

Спас на крови Санкт-Петербург. История создания, фото, адрес, режим работы

Иконы Спаса на Крови

Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:

  • Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
  • Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
  • Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.

Удивителен и тот факт, что Спас на Крови в Санкт-Петербурге, история которого выпала на самые тяжелые для христианства годы, сумел сохранить всю эту роскошь. Собственно, это объясняют еще одной городской легендой.

В день, когда в стенах храма были высверлены отверстия под взрывчатку и власти собирались уничтожить собор, началась Великая Отечественная Война.

Перемещение крестов на дно Грибоедовского канала позволило отвлечь внимание фашистов и атеистов и сохранить первозданную красоту собора.

По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР. Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/istoriya-spasa-na-krovi/

Ссылка на основную публикацию