Окраиной Атлантического океана считается Северное море. Широкое побережье поражает своей величественностью, а морские пейзажи захватывают дух. Вот почему эта местность притягивает толпы туристов каждый год.
Но нужно быть осторожным, так как данная часть Атлантики отличается капризностью в плане погодных условий и здесь нередки сильные порывы ветра.
Перед тем, как посетить это суровое место, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями Северного моря и быть готовым морально встретиться лицом к лицу с бурной водной стихией.
Где находится Северное море
Эта морская пучина считается окраинным материковым морем, которое располагается между Оркнейскими, Британскими и Шетлендскими островами.
В Википедии указаны следующие географические координаты – 3 градуса восточной долготы и 57 градусов восточной широты.
Используя эти данные, можно найти море на физической карте мира. Близкими странами, которые окружают данный водоем, являются Германия, Франция, Англия, Бельгия, Скандинавия и Дания.
Краткая характеристика Северного моря
Многих интересует вопрос, является данное море внутренним или окраинным. Правильным ответом будет второй вариант.
Это море не имеет четких границ за исключением континентальных берегов. Данный водоем также считается шельфовым морем, которому всего 20 000 лет. Чтобы увидеть и показать его на карте, нужно обратить внимание на материковую часть Северной Европы.
Море связано с Атлантическим океаном через пролив Ла-Манш и Норвежское море. Глубина водоема достигает 725 метров, а ширина – 970 километров.
Главные морские порты
Климатические условия на берегах Северного моря очень суровые. Но, несмотря на это, многочисленные порты Атлантики связаны с крупнейшими странами мира многочисленными транспортными связями.
Торговые и пассажирские корабли Дании, Норвегии, Англии, Нидерландов и Бельгии уже давно бороздят северные воды.
Самыми известными портами являются Гулль, Берген, Осло, Амстердам. А также, присутствуют многочисленные немецкие порты – Вильгельмсхафен, Бремен и Гамбург.
Главные впадающие реки
В этот водоем впадают четыре крупных реки: Темза, Везер, Рейн и Эльба.
Течения Северного моря
Водоем активно обменивается водами с другими морями. Месторождение течений, поступающих в Северное море, находится в Атлантическом океане.
Они проходят между Шетлендскими и Британскими островами, образуя своеобразный «залив». С его помощью в пучину поступают воды из Норвежского моря, а уже из него воды уходят в Балтийское море или Атлантический океан.
Такой обмен существенно влияет на плотность воды. Она может увеличиваться от 10 до 60 метров. Особенно повышение плотности наблюдается весной на северно-восточном побережье.
Соленость воды – от 30 до 35 %. Это зависит от глубины и наличия речных вод в море.
Флора и фауна
Биологическое разнообразие рыб является тем же, что и в морях, которые омывают Россию. В первую очередь это Баренцево море.
Косатка
Большинство млекопитающих любят теплые воды. Биологи зафиксировали здесь более 300 видов растений и 1500 морских обитателей.
В водоеме преобладают красные, бурые и зеленые водоросли. Среди животных встречаются дельфины, киты, акулы, касатки, черви, рыбы и т. д.
Экономическое значение
Воды Северного моря омывают берега Великобритании, Норвегии, Голландии, Франции, Бельгии и Дании. В городах этих стран расположены различные туристические центры и курорты.
Остров Зильт
Норвегия и Голландия славятся большим количеством туристов каждый год. В Германии также наблюдается большой наплыв туристов, особенно популярным является остров Зильт, который любители попутешествовать посещают круглый год.
- Курорт на острове Рюген (Германия)
- Список островов, на которых расположены лучшие курорты Северного моря:
- Боркум;
- Зильт;
- Хиддензе;
- Рюген;
- Санкт-Петер-Ординг;
- Узедом.
В Северном море расположены бассейны топливных ресурсов, при помощи которых добывается природный газ и нефть. С начала 90-х годов там было выявлено более 400 месторождений природных ресурсов.
Северное море — важнейший в мире нефтегазоносный район, важнейший источник энергетических ресурсов для Норвегии, Нидерландов, Великобритании и других европейских стран.
Но главное, чем славится Северное море, это огромные запасы рыбы. Здесь регулярно вылавливают тонны сельди, креветок, песчанок, атлантической трески и сайды, также попадаются скаты и акулы.
Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение
Содержание статьи:
Судоходная транспортная магистраль, пролегающая по морям Тихого и северного Ледовитого океанов (Карское, Берингово, Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Восточно-Сибирское) получила название Северный морской путь (далее – СМП).
СМП проходит вдоль сибирского побережья, соединяя дальневосточные, российские порты, устья северных рек в одну единую судоходную транспортную систему. С восточной стороны СМП ограничен Беринговым проливом, с западной – меридианом, расположенным чуть севернее мыса Желания.
Важно: общая протяженность СМП составляет 5600 км.
- Диксон;
- Дудинка;
- Игарка;
- Бухта Провидения;
- Тикси;
- Певек.
Сегодня проводится реализация экономического проекта, направленного на переоборудование порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб Северного пути.
Он занимает очень выгодное магистральное положение, что позволит П-К стать важным транспортным узлом между Северной Европой и Тихоокеанским регионом.
Помимо этого, Петропавловско-Камчатский порт как составляющая СМП обладает и другими преимуществами:
- круглогодичная навигация;
- незамерзающая бухта;
- возможность накопления, хранения и сортировки грузов.
Важно: в последние годы все порты СМП активно реконструируются, это позволяет им принимать большое количество международных грузов (соответственно, увеличивать транспортный поток проходящих суден через Северную магистраль).
Северный морской путь на карте
Стоит отметить, что все моря, входящие в состав СМП, отличаются крайне суровым климатом. Так, среднемесячные летние температуры в пределах Северного пути не поднимаются выше +7 градусов, а зимние достигают отметок -33 — -35 градусов.
Моря СМП имеют шельфовую зону, глубина которой не превышает 200 м.
Транспортная система Платон
Помимо холодного климата, у СМП есть еще одна природная особенность – наличие льда на всем пути следования судов. При этом ледовая обстановка на большинстве участков трасс крайне нестабильна, отличается межгодовой изменчивостью.
Зимой СМП подвержен воздействию антициклональных воздушных масс, летом атмосферная циркуляция противоположна зимней, но существенных климатических изменений это за собой не влечет.
Еще в XI веке, согласно достоверным историческим данным, новгородские люди достигли Студеного моря. Двинский посадник – Улеб – в 1032 году освоил первым СМП, растянувшийся от Карских Ворот до Новой Земли.
В поисках новых товаров для Новгорода исследователи (поморы) продвигались в северном направлении все дальше и дальше. Ими был открыт морской путь на Колгуев, Вайгач, Новую Землю и другие острова.
Важно: именно поморы на своих кочах открыли большинство арктических земель, поэтому смело можно утверждать, что они начали активное освоение СМП.
Во второй половине XVI века британские исследователи пытались найти выход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, пытались пройти через Тихий океан к арктическим землям. Первые две экспедиции достигли острова Новая Земля, третья добралась до Карской губы. Правда, далее из-за активного движения ледниковых масс моряки не продвинулись – развернули судна и вернулись на родину.
Достижения британцев не давали покоя голландским мореплавателям. Так, в 1594 году они дошли до Ямала, а через год вышли в Карское море (вынуждены были, как и их предшественники, вернуться обратно).
Только третьей голландской экспедиции удалось достичь Шпицбергена, острова Медвежий, обогнуть остров Новая Земля и войти в Карское море. К сожалению, суда исследователей были раздавлены ледниками, а сами они зимовали на широте 76 градусов.
Впервые практическая значимость СМП как транспортной магистрали была озвучена российским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Над данной темой работали и Д. Менделеев, и М. Ломоносов.
Позже, в 1732 году императрица Анна издала указ, согласно которому В. Беринг должен был отправиться на Камчатку для освоения новых земель (побережья Сибири). Организованная исследователем экспедиция получила название Великой Северной, не имела в истории себе равных по стратегической значимости поставленных задач.
- Так, 977 участникам похода (большинство из них погибли) удалось не только обследовать, но и нанести на карту все русское океаническое побережье.
- Результаты последующих российских экспедиций подвергали сомнению возможность судоходства в Карском море, но уже в 90-е годы XIX века этот миф был опровергнут.
- Впервые полностью маршрут СМП был пройден шведской экспедицией под руководством известного исследователя Норденшельда в 1879 году.
Появление ледоколов, изобретение радио, возникновение парового флота привело к тому, что Северный путь как транспортная магистраль получил дальнейшее развитие. С 20-х годов XX века Карские экспедиции были возобновлены, а позднее вошли в постоянную практику судоходные рейсы из Владивостока на Колыму.
Важно: 17 декабря 1932 года считается датой официального открытия СМП как транспортной магистрали.
С тех пор исследования Крайнего Севера стали регулярными, целенаправленными. В годы ВОВ Северный путь был крайне важен для Советского Союза – по нему проводились боевые корабли, флот получал каменный уголь, а промышленность стран – лесом, никелем, медью.
Первые иностранные суда попали в СМП только в 1991 году. К сожалению, это не стало толчком к активному использованию транспортной магистрали в международной торговле. Все дело в том, что прибрежный маршрут пронизан огромным количеством проливов, отличается мелководьем, что недопустимо для крупнотоннажных судов.
Кроме этого, СМП отличается нестабильной ледовой обстановкой, что также негативно сказывается на «популярности» этой морской магистрали.
Нельзя упустить тот факт, что с начала XXI века Северный путь приобретает все большую значимость для транспортных компаний, которые занимаются перевозкой морских грузов. Так, ранее основной международной водной артерией, соединяющей европейские страны с Дальним Востоком, был Суэцкий канал. Но в последнее время ситуация стала коренным образом меняться.
Так, по долгосрочным прогнозам экспертов, несмотря на определенные сложности в организации грузоперевозок, их объемы к 2020 году достигнут 35 млн тонн/год. Это, в свою очередь, потребует не только дополнительных научных исследований, но и расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.
Важно: положительным природным фактором, привлекающим все большее внимание к СМП как транспортной магистрали, является глобальное потепление.
Площадь арктических льдов за последние 30 лет уменьшилась почти вдвое, это, в свою очередь, поспособствовало увеличению навигации в северных морях (теперь суда могут ходить по СМП с июня по ноябрь, ранее сроки ограничивались июлем-сентябрем).
Есть и другие факторы, которые влияют на большую привлекательность Северного пути в сравнении с Суэцким каналом.
Так, срок доставки груза через СК растягивается на 48 суток, при движении через СМП этот термин сокращается до 35 дней.
Соответственно, сокращенное время пути судов влечет за собой экономию топлива, сокращение транспортных издержек. Плата за проход судов, очередь (как в Суэцком канале) в СМП отсутствуют, введен лишь ледокольный сбор.
Дополнительные преимущества Северной магистрали:
- у берегов Африки орудуют Сомалийские пираты, нападающие на суда, в арктических водах такая проблема отсутствует;
- нет ограничений на тоннаж и размер морских судов.
Российское правительство приняло проект комплексного развития Северного пути в ближайшие годы. Так, установлено, что на сегодняшний день СМП – кратчайший морской путь, соединяющий Европу и Дальний Восток, который используется не в полную силу. СМП обеспечивает, в том числе, безопасность России, так как дает доступ к Атлантическому и Ледовитому океанам.
Транспортировка нефтепродуктов по морю, железной дороге, с использованием автомобильного транспорта и трубопровода
Поскольку сегодня через СМП перевозятся добываемые на севере газ, нефть, лес, медь и никель, то стратегическая значимость данной магистрали не вызывает никаких сомнений.
Значение СМП как уникальной транспортной артерии обуславливается хозяйственными потребностями, необходимостью промышленного освоения арктического региона. Это – важный фактор обеспечения экономической безопасности, национальной геополитики страны.
СМП играет роль в развитии ряда российских регионов, связанных с Ледовитым океаном крупными реками (Обь, Индигирка, Енисей, Колыма). Кроме этого, Северный путь влияет на экономику, транспортные связи северо-восточной части России (Республики Саха (Якутия), Чукотки, Магадана).
Итак, СМП – стратегическая морская транспортная магистраль, которая играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации. Это водная артерия, позволяющая осуществлять международную торговлю, обеспечивать безопасность государства и всецело осваивать арктический регион.
Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?
У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня какой-либо глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.
Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи.
И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.
Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.
Поразительно — Россия, омываемая 13-ю морями и 3-мя океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы».
Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из 13-ти морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод.
Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов1, первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» 4-м.
Изменилось ли что-то сегодня?
Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.
Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.
Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна.
К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью).
К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.
Перспективы использования Северного морского пути
По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов5. Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь.
Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль.
Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.
Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий.
Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций и т. п. возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена.
При этом трудно представить чтобы какая-то сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.
Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе.
(Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.
) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.
Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км.
Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут Шанхай-Гамбург через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал.
Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.
Северный морской путь в цифрах и фактах
Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом.
В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок.
В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.
Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).
Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов.
Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга
- по Северному морскому пути = 14 280 км
- через Суэцкий канал = 23 200 км
- через мыс Доброй Надежды = 29 400 км
Проблемы эксплуатации Северного морского пути
Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.
«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов.
Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны.
Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году.
(Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).
Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.
Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.
Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу.
Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.
Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги.
Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене.
Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».
Что в итоге?
Очевидно, что развитие Сев.мор.
пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.
Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», «что-нибудь обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда какая-то идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.
Северное море — климат карта фауна порты пути Северного моря
Северное море — одно из самых оживлённых и востребованных на Евразийском материке благодаря своим полезным ископаемым и расположению.
Северное море
- Северное море территориально располагается между Северным берегом Европы, Британскими островами и Скандинавским полуостровом на востоке.
- —
—
- Выход к морю имеют семь стран:
- Дания
- Бельгия
- Великобритания
- Норвегия
- Шотландия
- Франция
- Нидерланды
- Германия.
Северное море является северо-восточной частью Атлантического океана. По типу оно подразделяется как окраинное и шельфовое. Через Кильский канал оно соединяется с Балтийским морем, а Датские проливы и проливы Катгегат и Скагеррак соединяют его с Норвежским морем. Через Ла-Манш Северное море получает выход через Кельтское море в Атлантический океан.
Площадь акватории Северного моря равняется 565 тысяч квадратных километров. Средняя глубина не превышает отметки в 95 метров, а местами, особенно в южной части, встречаются отмели не более 40 метров в глубину. Максимальная глубина составляет 725 метров. Располагается эта точка в Норвежском желобе, который сам по себе довольно глубоководный. Находится он недалеко от побережья Норвегии и тянется вдоль всей южной стороны.
Одна из отличительных черт донного рельефа состоит в резкой смене глубин и наличии довольно больших по площади отмелей. Самая крупная из них расположена у берегов Великобритании. Причем глубина на ней не превышает 30 метров.
Климатические условия
В зимний период поверхностный слой воды остывает до 2 градусов по Цельсию, а максимальная температура в летние месяцы варьируется от 12 до 18 градусов по Цельсию. Такая температура поверхностного слоя обусловлена приходом из Норвежского моря теплого течения. Это течение называется Северо-Атлантическим.
Соленость Северного моря держится в районе отметки в 35% в открытых водах моря. Рядом с Балтийским морем соленость ниже, так как происходит приток холодных и менее соленых масс воды из Балтики. Кроме того там находится большое количество впадающих полноводных рек.
Среди них находятся Темза, Рейн, Шельда, Везер, а так же Эльба.
Круглый год над Северным морем постоянно дуют морские ветры с юго-запада, северо-запада и запада. Благодаря их влиянию погода держится преимущественно дождливая и туманная.
Под порывами ветра высота волн достигает до 7 метров, а рядом с побережьем Шотландии их высота увеличивается до 11 метров.
В Северном море есть приливы, чей цикл составляет примерно сутки. Около побережья Норвегии вода во время приливов поднимается всего лишь на 20 сантиметров, а у английского берега их высота составляет более 7,5 метров. Ориентация течений в акватории моря направлена по кругу и имеет движение против часовой стрелки. Скорость движения воды равняется примерно одному километру в час.
Фауна
На шотландском побережье располагаются многотысячные колонии морских птиц белого цвета с черными перьями на крыльях – северных олушей.
Северное море обладает огромными запасами рыбы, которая цениться в промысловом отношении. Самые популярные виды рыб по добычи это атлантическая сельдь, треска, палтус. Так же идет масштабная ловля креветок.
Морские пути и порты
Северное море играет довольно большое значение для судоходства по Мировому океану. Порты, находящиеся на побережье моря, пропускают через себя более 20% всего объема мирового грузопотока, который осуществляется при помощи морских путей. Через акваторию Северного моря пролегает множество паромных маршрутов, которые соединяют европейский континент с Британскими островами и Исландией. На побережье Северного моря располагаются одни из самых крупных мировых грузовых портов: Голландские Роттердам и Амстердам, Бельгийский Антверпен, немецкие – Бремен, Гамбург, Вильгельмсхафен, норвежские Берген и Осло, английские Ньюкасл-апон-Тайн, Гулль и Лондон.
Шельфовые месторождения нефти и газа
Для многих европейских стран акватория Северного моря является одним из главных источников топливных ресурсов.
Начиная с 70-х годов 20 века, началась разработка недалеко от берегов Норвегии. Это место называется газоносное поле Экофикс.
Позднее норвежские энергетики произвели разведку и начали добывать энергоресурсы еще в 6 местах. Самое крупное из них месторождение Тролль, располагающееся на расстоянии 60 километров от побережья.
Отсюда нефтегазовые ресурсы поступают не только в Норвегию, но по трубопроводу в Германию, Великобританию, Францию и Бельгию.
Рядом с шотландским побережьем располагается несколько месторождений. Одно из самых крупных среди них – месторождение Фортис. Расстояние до этого места добычи от берега составляет 180 километров. От этого месторождения топливное сырье поступает по трубам в Абердин, который является самой крупной базой по переработке нефти на берегах Северного моря.
В основном это всё, что я знаю о Северном море. Поезжайте туда и сами узнаете ещё много интересного.
Хороших путешествий!
И вернитесь на главную страницу.
Моря Северного Ледовитого океана — список, характеристика и карта
Северный Ледовитый океан отличается от всех других океанов планеты. Среди них он имеет наименьшую площадь, равную 14,75 млн кв. км, и наименьшую глубину (5527 м).
Он омывает только два материка – Евразию и Северную Америку, а значительная часть поверхности океана покрыта льдами.
У водоема нет крайней восточной и крайней западной точки, так как именно в его водах расположен Северный Полюс.
- Моря Тихого океана;
- Моря Атлантического океана;
- Моря Индийского океана.
Океан крайне мало используется в хозяйственной деятельности. В основном здесь ловят рыбу, а также иногда перевозят грузы по Северному Морскому пути (Россия) и Северо-Западному проходу (Канада). Из-за глобального потепления постепенно тают льды Арктики, поэтому условия для судоходства становятся более благоприятными.
Шельф Северного Ледовитого океана содержит огромные запасы нефти и газа. Их величина оценивается в 25% от общемировых запасов. Однако их освоение связано с большими финансовыми затратами и экологическими трудностями.
В составе океана выделяют 11 морей. Северный Ледовитый океан – единственный, площадь которого более чем наполовину (около 70%) принадлежит входящим в него морям.
Карта «Моря Северного Ледовитого океана»
Баренцево море
До 1853 года его именовали Мурманским морем посамому крупному порту на побережье моря. Нынешнее название дано в честь Виллема Баренца – голландского мореплавателя XVI века, исследовавшего Арктику.
Площадь поверхности водоема превышает 1,42 млн кв. км, а максимальная глубина доходит до 600 м. Баренцево море омывает норвежский и российский берега. Координаты его географического центра – 71° с.ш. и 41° в.
д.
Карское море
Получило свое название в 1736 году от одной из рек (Кара), впадающей в это море. До этого использовался термин Нярзомский.
Естественными границами водоема являются архипелаги Новая Земля и Северная Земля, Земля Франца-Иосифа, а также полуострова Ямал и Таймыр. Площадь поверхности оценивается в 893 тыс кв.
км, глубина в среднем составляет 75 м, достигая максимального значения в 620 м. Центр моря имеет координаты 74°49’55” с.ш. и 71°18’43” в.д.
Море Лаптевых
Западная граница водоема проходит по побережью архипелага Северная Земля, а с восточного направления он ограничен Новосибирскими островами. Площадь моря составляет 672 тыс кв. км. Средняя глубина равна 540 м, а максимальная — 3385 м. Центр водоема расположен в точке с координатами 76°16’07” с.ш. и 125°38’23” в.д.
Восточно-сибирское море
Расположено к востоку от Новосибирских островов. Крайняя восточная точка – побережье острова Врангеля. Водоем имеет площадь в 944 тыс кв. км и среднюю глубину, равную 66 м.
Максимальная глубина моря составляет 915 м. На карте мира его можно найти по координатам 72° с. ш. и 164° в. д. Ранее использовались названия Колымское и Индигирское море.
Нынешнее наименование было присвоено лишь в 1935 году.
Чукотское море
Омывает северные побережья Чукотки и Аляски. Центр водоема имеет координаты 69°41′19″ с. ш. и 171°27′19″ з. д. Площадь поверхности воды составляет около 595 тыс кв. км.
Максимальная глубина моря равна 1256 м, а средняя оценивается в 71 м. На юге море соединено с Беринговым морем, то есть с водами Тихого океана, через Берингов пролив.
По Чукотскому морю проходит часть морской границы России и США, а также линия смены дат.
Море Бофорта
Восточнее Чукотского моря располагается море Бофорта (74°18′26″ с. ш. и 137°01′17″ з. д.) Оно омывает штат Аляска, а также территорию Канады. Площадь его поверхности составляет 476 тыс кв км. Максимальное расстояние от водной глади до дна равно 4683 м, а средняя глубина акватории оценивается в 1004 м. Море носит имя адмирала Френсиса Бофорта.
Море Линкольна
Расположено севернее островов Гренландия и Элсмир (83°36′49″ с. ш. и 55°19′38″ з. д.). Естественными границами акватории являются два мыса – Колумбия и Морис-Джесуп.
Море было открыто в 1871 году американцами, которые пытались дойти до Северного полюса. Они присвоили водоему имя Авраама Линкольна. Площадь водной поверхности равна 38 тыс кв. км.
Глубина акватории доходит до 592 м, а ее среднее значение равно 289 м.
Гренландское море
Границы этого моря проходят по побережью 4 островов:
- Гренландия;
- Исландия;
- Шпицберген;
- Ян-Майен.
Площадь акватории оценивается в 1,2 млн кв. км. Глубина водоема в среднем равна 1444 м, а ее максимальное значение составляет 5527 м. На мировой карте найти море можно по координатам его центральной части: 76°13′37″ с. ш. и 2°06′34″ з. д.
Норвежское море
Спорным является вопрос о том, к какому океану отнести это море.
В российских источниках его считают частью Северного Ледовитого океана, в то время как в большинстве западных стран полагают, что оно входит в состав Атлантического океана. Общая площадь водной поверхности оценивается в 1,4 млн кв. км.
Средняя глубина акватории составляет 1700 м, а максимальное ее значение равно 3970 м. Географический центр водоема имеет координаты 67°52′32″ с. ш. и 1°03′17″ в. д.
Белое море
Одно из внутренних морей России. На его побережье расположены такие российские города, как Архангельск и Беломорск. Условно считают, что центр водоема имеет координаты 65° с. ш. и 36° в. д. Площадь акватории составляет почти 91 тыс кв. км. Глубина с среднем равна 67 м и достигает максимального значения, равного 343 м. Ранее море носило другое имя – Соловецкое.
Море Баффина
Этот водоем зажат между юго-западным побережьем Гренландии и северным берегом острова Баффинова Земля. Географический центр расположен в точке с координатами 73° с. ш. и 68° з. д. Площадь водной поверхности равна 689 тыс кв. км. Средняя глубина акватории оценивается в 861 м, в то время как максимальная равна 2136 м.
Особенности Северного моря: морские обитатели севера, интересные факты о рельефе
Главная > Наука > География > Особенности Северного моря и его побережья: краткое описание, растительный и животный мир
В бассейн Атлантического океана входит несколько водоемов, омывающих северную Европу. Среди них Северное море с его особенностями в плане тяжелых климатических условий и других природных факторов.
Несмотря на суровый климат, оно имеет важное экономическое значение для большинства ближайших стран и всего мира.
Эти места являются популярным туристическим направлением, поэтому приток путешественников увеличивается с каждым годом.
Где находится
Холодное Северное море находится на европейском континентальном шельфе. С Атлантикой его связывает пролив Ла-Манш с южной стороны.
В северной части оно граничит с тремя морями:
- Норвежским;
- Кельтским;
- Балтийским.
Благодаря своему положению оно не изолировано от окружающего пространства и считается окраинным водоемом Атлантического океана. Протяженность моря составляет 960 км с максимальной глубиной 725 м. и шириной 580 км.
Географическое положение
Если посмотреть на географическую карту, то можно увидеть, что Северное море располагается в северо-восточной части Атлантического океана и входит в его бассейн.
Занимает территорию между островами Британии, Скандинавским и Ютландским полуостровами на востоке. Считается, что образовалось в самом конце ледникового периода.
Омывает несколько европейских стран: Великобританию, Францию, Норвегию, Данию, Германию, Нидерланды, Бельгию. Его также часто называют Немецким и Ваттовым.
В него впадают крупные реки:
- Рейн;
- Эльба;
- Темза;
- Маас;
- Шельда.
Площадь
Акватория Северного моря имеет площадь 750 000 км2 с объемом воды 94 000 км3. Средняя глубина водоема составляет 95 м, причем более 2/3 части выделяется меньшей глубиной. С южной стороны преобладают многочисленные отмели и банки. Изрезанная береговая линия протянулась на 6 000 км. Наиболее мелководные места имеют глубину от 15 до 30 метров.
Особенности побережья
Ученые считают, что в давние времена этот морской бассейн был частью больших равнин Севера Европы. Примерно в конце ледникового периода они были затоплены водой Атлантического океана. Северное море омывает 7 европейских стран и каждая из них имеет свой участок побережья.
Из-за приливов большую часть суши покрывает вода, затем она отступает, что происходит дважды в сутки. По этой причине вокруг много болотистых равнин, размеры которых достигают 500 км в длину с шириной 20 км. Такая местность стала своеобразной биологической резервацией с уникальной флорой и фауной.
Изрезанная береговая линия отличается разнообразием по всей длине. Это скалистые берега с красивейшими фьордами, заливами и мысами. Также отмечаются равнинные, низкие берега, лежащие на одном уровне с морем. Значительная часть побережья отмечена чистыми утесами, а с юга состоит из кромки водоема и песчаных пляжей. Плоские местности подвержены наводнениям, что вызывает штормы.
Почти весь год здесь преобладают северо-западные, западные и юго-западные ветры. Они приносят частые дожди и туманы, волны высотой 6—7 метров.
Германия
Южная граница Ваттового моря — это берега Германии. Такая территория представляет собой заболоченные низины (марши). В моменты морских приливов полностью покрываются водой, а почва такой местности не отличается плодородием. Вдоль побережья тянется гряда северных и западных Фризских островов, частично принадлежащих Дании.
Благодаря климатическому поясу погода зимой мягкая со средней температурой 1 0С и прохладным летом на уровне 16 0С. Ранее пустынный остров Гельголанд получил статус популярного курорта.
Нидерланды
Относительно небольшая страна Нидерланды расположена по соседству с Германией на западе. Протяженность береговой линии составляет 451 км. Из истории известно, что голландцы веками делают все возможное для ее защиты от разрушительных волн. Они строят дамбы, каналы, шлюзы, создают систему из валов.
Здешний береговой пейзаж — это ветряные мельницы для перекачки воды, превращающие болотистые почвы в плодородные поля. Люди отвоевали у моря большую площадь суши, поэтому ниже его уровня находится почти 40 % почвы.
Бельгия
Береговая линия Бельгии возвышается над уровнем моря всего на 5 м. Это богатые плодородные польдеры, причем многие из них находятся ниже уровня моря. Песчаные дюны образуют вдоль берега защитный барьер высотой до 30—40 м над уровнем моря и шириной примерно в 4 км. От вторжения волн со стороны большого водоема оборудованы системы плотин со шлюзами.
Великобритания
С западной стороны Северный водоем граничит с Великобританией. Такое соседство крупнейшего британского острова создает комфортные температурные условия зимой.
В этой географической широте температура в других регионах ниже. Здесь она колеблется в январе в пределах 4—7 0С. Оркнейский архипелаг к северу от Шотландии считается археологической находкой для здешней местности.
Первые поселения были построены еще до н. э.
Норвегия
Вдоль юго-западного побережья Норвегия частично граничит с восточной частью моря. Береговая линия выделяется разветвленными заливами с отвесными краями. Это узкие и длинные фьорды, глубоко врезающиеся в сушу. Часто встречаются мелкие скалистые острова (шхеры).
В шельфе находятся богатейшие запасы нефти и газа. Благодаря этому страна стала крупнейшим добытчиком и поставщиком энергоносителей.
Однако их залежи постепенно истощаются, и такой факт подталкивает к активному освоению крайнего севера, Арктического бассейна, чем давно занимается Россия.
Дания
Южней Норвегии море омывает Данию. С востока оно граничит с островом Ютландия. Западное побережье выделяется бесконечными песчаными дюнами. Их часто рассекают небольшие озера и заливы. Экономика этой страны сильно связана с морем, ведь здесь также добывают нефть и газ, занимаются рыболовством.
Рельеф и климат
Из-за того, что акватория моря находится в пределах материкового шельфа, рельеф дна отличается равнинной поверхностью. У него слабый уклон в глубину в отдаленной части от берега. Для дна характерно наличие многочисленных впадин и банок.
Исследования показывают, что оно отличается резкой сменой глубин и отмелей, что затрудняет судоходство. Наибольшую глубину зафиксировали в Норвежском желобе. В юго-западной части попадаются мелкие песчано-гравийные гряды.
На границе с Балтикой глубина доходит до 800 м.
Западные морские ветры часто приносят дожди и туманы. Они способствуют штормам, вызывающим волны высотой до 6—10 м. Штормы наблюдаются с ноября по март.
Для морского течения характерно направление против часовой стрелки. Оно теплое и поступает с Атлантики. Приливы низкие — до 1 м со стороны Норвегии, а более высокие (до 7,5 м) бывают у британских островов. В акватории моря климат умеренный.
Средний уровень осадков около Великобритании от 750 мм, а возле Норвегии до 2000—3000 мм.
Качество воды
Благодаря теплому северо-атлантическому течению, проходящему через водоем, его поверхность целый год не покрывается льдом. Течение приносит Норвежское море. Только на севере у некоторых берегов образуется ледяной припай.
Температура слоев воды у поверхности держится зимой в пределах +2—7 0С. Летом прогревается до 20 0С в южной части. Соленость составляет 3,1—3,5 % в открытом море. На востоке показатели солености значительно ниже из-за притоков Балтийского моря и впадающих рек.
Растительный и животный мир
Здешняя флора и фауна, согласно описанию, очень напоминает Баренцево и Норвежское море. В прибрежных зонах много заповедников и национальных парков.
Органический мир, несмотря на холодную воду, отличается от Северного Ледовитого, теплых вод Индийского и Тихого океана. В бассейне обитают различные зоопланктоны в виде крошечных организмов.
Это основной элемент пищевой цепи в жизнедеятельности рыб, а их более ста видов.
Среди основных видов:
- треска;
- хек;
- пикша;
- макрель;
- сельдь;
- камбала.
Во всей акватории обитают ракообразные представители: омары, устрицы, гребешки, креветки, мидии и другие. Не так давно появились обитатели океана — тихоокеанская устрица и атлантические моллюски.
В заповедных зонах живут различные виды птиц. Одни из них обитают постоянно, размножаются, оставляют потомство, а другие выполняют миграционные остановки.
К наиболее распространенным видам относятся:
- бакланы;
- атлантические буревестники;
- опуши;
- гагарки;
- крачки.
Линия побережья является очень удобной для изучения морских птиц, животного мира.
В море проживают разнообразные морские млекопитающие:
- моржи;
- тюлени;
- морские свиньи;
- нерпы;
- некоторые виды китов;
- дельфины.
В морском бассейне много разных видов водорослей. Их росту и развитию благоприятствует невысокая температура, малая глубина и постоянное смешение ветров. Всего насчитывается почти 300 видов водных растений. В основном это фитопланктонные представители флоры, красные, бурые и зеленые водоросли. Часто встречаются заросли фукоидов и морской травы зостеры.
Экономическое значение
Водоем имеет большое значение для европейских стран и всего мира, несмотря на его небольшие размеры. Это объясняется пересечением главных морских портов всей планеты. Здешний грузооборот составляет 20 % от мировых показателей. Страны, омываемые Северным морем, связывает внутреннее паромное сообщение, курсируют торговые и пассажирские суда, в том числе и российские.
Береговая линия хорошо освоена человеком, а природные богатства активно используются. Море для многих европейских стран остается главным нефтегазоносным районом. Самые лучшие условия для шельфовых месторождений образуются на мелководье в процессе формирования осадочных пород.
Здесь издавна был развит рыбный промысел, поэтому в больших количествах отлавливают сельдь, треску, шпроты и другие виды рыб
На побережье странам удалось создать шикарные курортные зоны на островах и материке. Красивая природа и щедрое море способствуют активному развитию туризма. Здесь построены отели и санатории, прекрасно оборудованные пляжи самого разного уровня.
Экологические проблемы
Здесь всегда случались природные катастрофы, приводившие к исчезновению некоторых видов. Однако больше вреда экосистеме моря наносит жизнедеятельность человека. За годы освоения местные жители стали использовать природные богатства, заставили отдать им часть морской территории. Голландцы на отвоеванной земле обустроили курорты.
Экологи уже давно обеспокоены судьбой этого водоема, поскольку его загрязняют токсическими отходами. По причине добычи нефти и его перевозки в море каждый год попадает около 150 тонн «черного золота». Прибрежные страны постоянно сливают тонны разных кислот. Из впадающих рек, Балтийского моря, попадают тысячи тонн фосфатов и азотистых соединений.
Сейчас многие страны выступают за объединение сил по защите природных ресурсов Северного бассейна и окружающей среды.
Интересные факты
О Ваттовом море есть достаточно много интересных фактов.
В их числе:
- не замкнуто полностью береговой линией, но выхода к открытому океану не имеет;
- совместно с Ла-Маншем образует наиболее загруженный морской путь;
- среди других морей считается молодым водоемом;
- многие участки включены в список природоохранных зон всемирного наследия ЮНЕСКО:
- морской бассейн знаменит Дьявольской дырой в виде подводной местности из серии асимметричных траншей, шириной в 1—2 км и длиной 20—30 км;
- ветры создают идеальные условия для развития ветровой энергетики, один из проектов был завершен в 2002 г.;
- в летнее время в акваторию заходят обитатели океана, например гигантские акулы;
- горное ледяное побережье Норвегии разбито на множество фьордов, а прибрежная полоса состоит из тысяч скал;
- природа привлекает не только туристов, но и кинематографов, например, здесь снимали эпизоды из фильма про Гарри Поттера.
Видео
Больше полезной информации смотрите в подобранном видео.