Музей подводных лодок в балаклаве. режим работы, фото, отзывы, адрес, цена билета

Севастополь уникальный город, на территории которого расположено огромное количество исторически значимых мест. В основном все они посвящены Крымской и Великой Отечественной войне. Но меня больше всего поразил объект послевоенных лет – музей подводных лодок в Балаклаве.

Музей подводных лодок (820 ГТС и 825)

Где находится, история

Военно-исторический музей находится на юге Крымского полуострова в Балаклавской бухте. Всего в 17 километрах от центра Севастополя. Добраться сюда не составит труда, как на общественном, так и на собственном транспорте. Но об этом немного ниже.

После Хиросимы и Нагасаки Советские власти стали наращивать производство ядерного оружия, так как опасались бомбардировок СССР. Появилась необходимость защитить основные стратегические объекты. Оборудовать базу, обнаружить которую было бы проблематично для неприятия. Берии получили подобрать место для строительства подземной противоатомной базы.

План удара по СССР

Балаклава – идеально подходила для заданной цели. Ее природные особенности и расположение способствовали процессу. Естественно, скрыть строительные работы такого масштаба было достаточно сложно. Поэтому один из объектов назвали городская телефонная станция (объект 825 ГТС).

Схема 825 и 820 объектов

В 1953 году утвердили проект базы, расположить ее планировалось на территории 15 тысяч квадратных метров. На строительство комплекса, оборудованного внутри скалы, ушло долгих 8 лет. При этом люди работали в три смены, работы не прекращались ни на минуту. В 1961 году объект был сдан в эксплуатацию.

Все это время и на протяжении следующих нескольких десятков лет, Балаклава оставалась секретным объектом закрытого типа, на территорию которого не пускали даже жителей города-героя Севастополя. Во время посещения музея подводных лодок в Балаклаве, я поражался на каждом шагу. Сложно представить, что самый настоящий завод, можно было построить под землей.

Внутри музея

Жители города только в 1993 году узнали, что на самом деле скрывалось за так называемой телефонной станцией. Можно только представить какие чувства они испытали, когда правда открылась. Тем более что колоссальные средства и усилия были, по сути, потрачены впустую. Но это уже совсем другая история. Хотя с другой стороны регион приобрел уникальную достопримечательность.

Объект 825 ГТС – описание

В том же 1993 году секретную базу закрыли и ликвидировали. Открылся он, только через 10 лет, уже как музейный комплекс. И сегодня мы имеем возможность посетить самое необычное место Крымского полуострова. В целом комплекс состоит из множества объектов, в том числе:

  • Укрытий для субмарин и экипажей;
  • Цех завода по ремонту судов с доком на суходоле;
  • Отделение для подготовки и тестирования ядерных ракет;
  • Хранилища с топливом на 9,5 тысячи тонн;
  • Ремонтно-техническая база.

Экскурсии сегодня проводятся, далеко не по всем отделениям военной базы, но и того, что доступно для осмотра вполне достаточно, чтобы в полной мере оценить масштабы. Отдельно стоит упомянуть о маскировке объекта во времена его секретности.

При осмотре с воздуха, ничто не наводило на мысль, что здесь под землей располагается крупный военный комплекс. Можно было увидеть, только бетонированные площадки, на которых расположились «жилые» дома, естественно муляжи, зеленые насаждения.

Со стороны моря, базу надежно прятали батопорты и маскировочные сети. Надежной защитой входа служили огромные ворота весом более 150 тонн, способные выдержать давление до 60 кг на квадратный сантиметр. Они же служили надежной защитой от ударной волны и радиации.

Сегодня по территории объекта 825, в бывших цехах и арсеналах, расположены тематические залы. Экскурсионных маршрутов два. Первый предусматривает пешую прогулку по подземным лабиринтам, осмотр шестисот метрового судоходного канала. Осмотр коллекции ядерного оружия военно-морского флота СССР. А также знакомство с атомными подводными лодками советского союза и современными субмаринами.

Второй вариант предлагает экскурсию на катере по подземному каналу. Предоставляется возможность пройти по 600 метровому каналу, на территории которого спокойно могли располагаться до восьми «подводок». Попасть в стометровый сухой док, расположенный на глубине восемь метров ниже уровня моря.

Объект 820 РТБ – ядерный арсенал

В свое время это была площадка для погрузочных работ, зоны арсенала. Расположена она у подземного морканала вышеописанного объекта. Объект 820-й ввели в эксплуатацию в 1959 году. Арсенал выполнял функции хранилища и подготовки ракет, торпед, ядерных боевых головок к использованию. Здесь обслуживались и собирались головные части боевых запасов.

С площадки торпеды, ракеты загружали на субмарины, располагавшиеся в водном канале. Транспортировка боеголовок осуществлялась на тележках (ход — резиновый) и при помощи специальной кран-балки. Здесь же проходил учебно-тренировочный процесс.

Вход на территорию данного объекта защищался не менее серьезно, чем на 825. Оба входа имели камеру-шлюз с двумя дверями. Одни обладали противоударным свойством, вторые – герметичным.

Непередаваемые эмоции вызывают ворота выполненные из стали (листовой) и проката, внутри которых залит бетон высшей марки. Они держаться на петлях рамы закладного типа, дополнительно оснащены алюминиевыми прокладками.

Вес этой конструкции порядка 10 тонн, герметичная дверь весит всего 2 тонны.

На территории объекта 820-ть можно увидеть дизель-электрическую «подлодку» проекта 641 с длиной корпуса 91 метр и способностью погружения на глубину 280 м. Такие субмарины могут использоваться для проведения операций в океанических водах. Четыре «подводки» такого типа в 1962 году участвовали в Карибском кризисе.

Не меньший интерес представляет модель «Варшавянка», изготовленная в масштабе 1:50, Владимиром Гуровым. Кстати, именно ее использовали во время съемок киноленты о подводниках. Она способна выполнять сорок команд, поэтому используется как тренажер.

На объекте 820 РТБ, есть возможность рассмотреть и другие помещения. В том числе хранилище ядерных боеголовок для торпед и ракет. Техническую площадку, на которой размещались системы жизнеобеспечения. А также шлюзовую камеру и арсенальный двор. Сегодня он закрыт от посторонних глаз высоким забором, на который ранее дополнительно была наброшена маскировочная сетка.

Мне не просто, в одной статье описать полностью про музей подводных лодок в Балаклаве. Подробное описание займет немало страниц, и вряд ли вы их дочитаете до конца. Поэтому мой вам совет – будете в Севастополе, обязательно посетите музейный комплекс. Поверьте, масса эмоций и впечатлений – обеспечено. Тем более что добраться до него не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Адрес, цены 2018, официальный сайт

Цена билета для взрослого человека – 300 рублей. Для детей и студентов (при наличии подтверждающего документа) – 100 рублей.

Дети до 5 лет на территорию не допускаются! Музей подводных лодок работает со среды по воскресенье. С ноября по апрель с 10 до 16, касса открывается и закрывается на 10 минут раньше.

Перерыв на обед с 12:55 до 13:25. С мая по октябрь комплекс работает на час дольше.

  • Справочный телефон: 88692637590.
  • Телефон отдела организации экскурсий: 8 978 8891056.
  • Фактический адрес: Крым, Севастополь, Балаклава, Таврическая Набережная, 22.

Официальный интернет-портал: http://muzey-sevastopol.com/.

Режим работы музея

Как доехать до Балаклавского музея подводных лодок

Дорога до музея для туристов, пользующихся общественным транспортом, состоит из двух этапов. Проезд от авто или ж/д вокзала Севастополя, до остановки «Пятый километр Балаклавского шоссе» (конечная).

Для этого подойдут автобусы и маршрутки под номером 17, 20 или 26, троллейбус № 17 и 20. Затем надо пересесть на 9, 94 или 99 маршрут, выйти на остановке «Оболонь».

От нее свернуть вправо и пройти в западную часть Балаклавской бухты, минут 10 – 15 ходьбы.

Мне проще путешествовать на автомобиле. Если вам тоже – ориентируйтесь по координатам на карте. Точное место, координаты и карта ниже. Кстати, я в основном передвигаюсь на своем авто, но, иногда, моя «ласточка» остается дома. В таких случаях можно воспользоваться выгодной услугой «Аренда авто в Крыму».

Активный отдых в Балаклаве (с ценами) — тут.

Куда сходить, что посмотреть в Балаклаве

Крепость Чембало
Храм Двенадцати Апостолов
Набережная Назукина
Южный и северный форты
Бочка смерти
Объект 100
19-я орудийная батарея
Кадыковский карьер

Все достопримечательности Балаклавы здесь, Севастополя тут.

Фото

    Фото на улице

    Точное место на карте, GPS координаты: 44°30’03.2″N 33°35’47.5″E  (44.500896, 33.596535)

    Посещение музея подводных лодок в Балаклаве доставило мне массу положительных эмоций. Это действительно уникальное место, где будет интересно любому туристу, даже не особо увлекающемуся военной историей. Всем интересного, увлекательного отдыха!

    Источник: https://vasilev-life.ru/balaklava-muzej-podvodnyx-lodok

    Музей подводных лодок в Балаклаве, Балаклава, Севастополь — отзыв

    Добрый день,дорогие читатели!

    Сегодня хочу рассказать о музее подводных лодок в Балаклаве,который произвел на меня огромное впечатление!Он не похож на другие музеи, здесь понравится и взрослым,и детям. Очень атмосферное место!

    КАК ДОБРАТЬСЯ:

    из Севастополя — можно проехать на прямой маршрутке до Балаклавы. Советую садиться на площади Нахимова,она будет еще пустая и вы сможете сесть. Стоимость проезда 20 рублей. Либо вы можете проехать до остановки 5 километра и там сесть так же на маршрутку до Балаклавы. Стоят они на конечной рядом с троллейбусами. Все очень просто найти.

    В Балаклаве этот музей отыскать очень просто, его хорошо видно с набережной Назукина. В любом случае местные жители вам подскажут дорогу,если заплутаете.

    • ЦЕНА:

    Билет для взрослого человека стоит 350 рублей. Очень доступная цена для такого места. Войти вы можете только с экскурсией,самостоятельное перемещение запрещено.

    Вы можете выбрать экскурсию пешую(1,5 часа, маршрут 1 километр вглубь горы Таврос). Либо 30 минут на лодке по каналу музея.

    Советую пешую экскурсию, потому что вся атомосфера того времени именно в длинных коридорах, которые можно пройти только пешком.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

    В музее очень холодно. И сыро. Температура везде +15 круглогодично. Т.е. советую взять с собой курточку/кофточку. Я была в босоножках и у меня очень замерзли ноги.

    Музей представляет собой сеть длинных замкнутых коридоров. Конечно,в них горит свет,работает вентиляция. Но ощущение замкнутого пространства есть. Лично я клаустрофоб и мне было не всегда комфортно, особенно когда идешь по длинным техническим коридорам.

    К тому же везде эхо,кроме одного зала,что усиливает чувство замкнутого пространства.

    ЧТО УВИДИТЕ:

    Самолет,подводную лодку, макеты советских подводных лодок и современных. Атомные бомбы и не только. Длинные коридоры секретного объекта,о котором не знали даже жители Балаклавы.

    Стены, которые способны выдержать атомный удар. Двери из бетона и стали, которые так же предназначались на случай атомной войны с США.

    Оборонный комплекс был построен во времена холодной войны и был оснащен всем необходимым для выживания.

    Мне не хочется раскрывать вам всех тайн этого интересного комплекса,иначе вам просто нечего будет слушать на экскурсии. Но я вам однозначно советую посетить это место.

    Ну а если захотите отдохнуть на прекрасном диком пляже, то обязательно посетите Васильеву балку в Балаклаве: https://irecommend.ru/content/plyazh-vasili-v-bala…

    Или отправляйтесь на Серебряный пляж по Большой севастопольской тропе: https://irecommend.ru/content/serebryanyi-plyazh-v…

    Источник: https://irecommend.ru/content/muzei-podvodnykh-atomnykh-lodok-v-balaklave-zasekrechennyi-voennyi-obekt-sssrotzyvtsenakak-d

    Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС)

    Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» находится всего в нескольких километрах от Севастополя. Музей подводных лодок появился в 2003 году, когда впервые за много лет был рассекречен военный объект №825 ГТС.

    Сверхсекретный стратегический для Советского союза завод по ремонту подводных лодок превратился в «подводный музей» (именно так называют его большинство посетителей), с тех пор ежегодно его посещают тысячи туристов, которые специально приезжают для этого в небольшой город Балаклава. Подземная база подводных лодок в Балаклаве также носила название «Секретный объект 825 ГТС».

    Название ГТС (аббревиатура от «Городская Телефонная Станция») было дано военной базе с целью конспирации, но по некоторым данным данная расшифровка является распространенным заблуждением, а на самом деле ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение». Вторая расшифровка выглядит вполне логичной, ведь мало кто поверил бы, что телефонная станция находится внутри горы Таврос, а не на ней.

    Если быть совсем точными, то военных объектов в этом месте было два: объект ГТС 825 «Спец. цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок» и объект ГТС 820 «Ядерный арсенал».

    Как добраться до Музея подводных лодок в Балаклаве. График работы

    Прежде чем мы отправимся на небольшую экскурсию, хотелось бы рассказать, как добраться до Балаклавского музея, сколько стоит билет, а также о часах работы комплекса.

    Музей работает ежедневно, без выходных с 09:00 до 17:00, попасть внутрь можно только в составе экскурсионных групп, которые по мере наполнения отправляются по маршруту. Цена входного билета — 150 рублей. Если Вы путешествуете на автомобиле, то необходимо приехать по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н.

    , Таврическая набережная 22. Рядом с музеем есть небольшая парковка, где можно оставить машину.

    Для того, чтобы добраться общественным транспортом необходимо с автовокзала Севастополя на троллейбусе (маршруты № 17, 20) или маршрутном такси (17, 20-А, 26) доехать до конечной остановки «5-й километр», на этой остановке пересесть на автобус или маршрутное такси (№ 9, 94, 98, 99) и доехать до станции «Оболонь». От остановки «Оболонь» до пляжа курсирует электромобиль, на котором и можно добраться до музея, или пешком. Конечно путь с несколькими пересадками не очень удобный, но если хочется побывать в таком необычном музее, то придется мириться с неудобствами. Опять же, всегда есть самый простой способ добраться, но вместе с тем и самый дорогой — вызвать такси.

    Музей подводных лодок

    Подземный завод представлял собой комплекс подземных сооружений противоатомной защиты первой категории, которые должны были защитить не только от последствий атомного взрыва, но даже от прямого попадания бомбы мощностью 100 Килотонн.

    Секретный объект размещался внутри горы Таврос и имел два основных выхода: один со стороны Балаклавской бухты — служил входом в канал (штольню), а с северной стороны находился выход в море. Оба выхода в случае необходимости перекрывались батопортом.

    Конечно же, все входы и выходы с завода были тщательно замаскированы, обнаружить их было практически невозможно. Помимо основных выходов завод также имел технологические, которые также были оборудованы автоматическими дверями, которые в случае угрозы атомной бомбы герметически закрывали помещения завода.

    На фото один из таких выходов с узкоколейной железной дорогой, по которой осуществлялась транспортировка боеприпасов. Сейчас это выход из музея.

    Территория завода включала в себя подземный водный канал с сухим доком, склады, цеха для ремонта и другие помещения, такие как госпиталь, хлебопекарня, склады, запасы которых в случае ядерной атаки позволили бы автономно просуществовать 3 года.

    Минно-торпедная часть и заводская паттерна

    Одно из самых первых помещений, в которые попадают посетители во время экскурсии — минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна.

    Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 метров, ширина — 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны.

     Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара.

    Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.

    Как мы уже писали чуть выше, в минно-торпедной части подготавливались и проверялись боеприпасы для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения и герметичность. Сейчас в этом помещении представлены образцы торпед, плавучих мин и другое вооружение.

    История создания комплекса в Балаклаве

    Прежде чем мы отправимся в самую интересную на наш взгляд часть музея — сухой док, хотелось бы вернуться к истории создания Секретного объекта в Балаклаве.

    История советского секретного объекта началась в послевоенные годы.

    Последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки заставили советское правительство всерьез задуматься о защите военных промышленных объектов СССР в случае ядерного удара.

    В 1953 году Ленинградский проектный институт разработал и предоставил на подпись руководству страны проект Балаклавского защитного подземного завода. Предложенный проект лично рассмотрел и одобрил И.В. Сталин.

    Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок.

    Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса.

     Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.

    В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам.

    При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта.

    Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство.

    Строительство было закончено в 1961 году.

    Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта.

    Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству  тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению — в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС».

    Подземный док в музее подводных лодок в Балаклаве

    Вернемся к осмотру музейных помещений и отправимся в подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров.

    Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель.

    В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.

    Арсенал. Шлюзовая камера. Защитные герметические двери арсенала

    После посещения канала, по которому подводные лодки попадали на завод для ремонта и осмотра сухого дока, наша экскурсия двинулась в здание арсенала, где сейчас располагается большая часть музейной экспозиции. Арсенал — ремонтно-техническая база (РТБ) по подготовке вооружения для кораблей и подводных лодок, а так же для ракетных береговых частей.

    В арсенале, как не сложно догадаться, хранились боевые головные части для ракет и торпед, в том числе и ядерные. Кроме того в помещениях арсенала производились регламентные работы по обслуживанию и сборке готовых изделий. Арсенал условно делится на две части: локальную и техническую.

    В локальной части как раз и располагалось хранилище головных частей и зал для сборки изделий.

     Эта часть подземного завода в Балаклаве и была самой секретной его частью, доступ в помещения локальной зоны арсенала имели только расчеты, в состав которых входили исключительно мичманы и офицеры.

    В технической зоне находились механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала. Помимо двух зон к арсеналу относится также погрузочная площадка, на которой должна была производиться погрузка торпед на борт подводных лодок, которые в случае ядерного удара укрывались внутри секретного сооружения.

    В мирное время площадка использовалась только как тренировочная, погрузка боеприпасов производилась на причале. Между погрузочной площадкой и локальной зоной арсенала находится 304-метровая паттерна. Как и в коридорах МТЧ, здесь были проложены рейсы, по которым вручную перевозились тележки  с торпедами.

    На каждой из развилок устанавливалась поворотная платформа, с помощью которой менялось направление движения.

    Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.

    Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери — 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.

    В 2011 году в помещениях арсенала секретного завода в Балаклаве размещалась экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины», где было представлено различное оборудование и вооружение. Например, здесь можно было увидеть верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта и многое другое.

      Помимо музейной экспозиции можно осмотреть также кабинет-сейфы, в которых хранились запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент, необходимый для ремонта подводных лодок. Двери такого кабинета  имеют толщину 18 см и весят более 300 кг.

      Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.

      Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

      В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.

      P.S. При подготовке этой статьи была использована информация, размещенная на музейных стендах подземного завода в Балаклаве, а также личные записи авторов, сделанные во время экскурсии.

      Также приносим свои извинения за непотребное качество фотографий — по техническим причинам музей подводных лодок пришлось снимать на неправильную камеру.

      Музей подводных лодок Балаклава на карте

      Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС) 2011-12-20T12:10:00+03:00 2019-07-30T14:39:52+03:00 Natalya 'Poznamka'

      Источник: https://poznamka.ru/russia/balaklava-muzej-podvodnyh-lodok

      Музей подводных лодок — одна из важнейших достопримечательностей Балаклавы

      Музей подводных лодок в Балаклаве имеет множество других названий. Это и Военно-морской музей, и Балаклавский подземный музейный комплекс, и Музей холодной войны, и Объект 825ГТС (К-825). Ставший сейчас достаточно известным и узнаваемым, он еще совсем недавно был, пожалуй, самой засекреченной, тщательно скрываемой от посторонних глаз военной базой.

      Во многом благодаря этому нынешнее учреждение настолько интересно для посетителей, приезжающих в Крым, чтобы лично осмотреть его экспонаты и особенно поистине грандиозные подземные сооружения, в недавнем прошлом, советской секретной базы. В большинстве тут действует принцип «сладости запретного плода», ведь и впрямь интересно посмотреть то, что было недоступно для простых смертных, то, что даже для людей, живущих неподалеку, не существовало в принципе.

      СОДЕРЖАНИЕ

      • Где находится?
      • История базы
      • Чем интересен музей?
      • Как добраться?

      Где находится музей в Крыму?

      Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе Балаклавской бухты, в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как набережная Назукина и крепость Чембало.

      Объект 825ГТС на карте Крыма

      История базы подводных лодок

      Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии.

      После успешных испытаний ядерных боеголовок началось наращивание их производства, хотя противоракетной защиты не имелось. Единственное, о чем задумывалось коммунистическое руководство – о нанесении ответного удара в случае пуска ракет американцами.

      Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было.

      Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть. А вот Балаклавская бухта идеально подходила для этих целей. Скрытность была обеспечена, а близость Военно-морской базы Черноморского флота в Севастополе делала подобный проект комплексным.

      В 1953 г. в одночасье Балаклава стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание.

      Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС. Аббревиатура эта, что вошла в кодовое название базы, «осчастливившей» Крым, Объект 825ГТС, расшифровывается как Городская Телефонная Станция, стала официальным объяснением для слишком любопытных.

      Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса.

      Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

      На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер.

      Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

      Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

      Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни.

      Но главные достопримечательности – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

      Экскурсия проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

      Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м.

      По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.

      Экскурсия по комплексу платная, но цены более чем демократические, можно даже сказать символические. Делать фото здесь разрешено, причем совершенно бесплатно, а вот за съемку на видеокамеру придется немного доплатить. В летний период эта достопримечательность Балаклавы открыта ежедневно, зимой же – только в выходные дни.

      Как добраться до Объекта 825ГТС?

      В этом нет ничего сложного, особенно для хорошо знающих окрестности Севастополя граждан. Но и для всех остальных это не будет проблемой, нужно лишь сесть на автобус №9, 94 или 99 и доехать до остановки «Оболонь», откуда до музея рукой подать.

      На машине доехать до Музея подводных лодок от Севастопольского автовокзала можно так:

      Туристу на заметку

      • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
      • Координаты: 44°29′56″N (44.498917), 33°35′49″E (33.597021).
      • Телефон: +7 (978) 889-10-56.
      • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
      • Режим работы: с 10:00 до 17:00.
      • Цены на посещение: для взрослых – 150 ₽, для детей – 75 ₽.

      Посещение Балаклавского Музея подводных лодок – это нечто невообразимое, даже для людей, далеких от военной истории. Оно будет чрезвычайно интересно и увлекательно. Но главная изюминка этого места – его необычность, ведь подобного нельзя увидеть более нигде! В завершении смотрите видео об указанной достопримечательности.

      Источник: https://krymania.ru/muzey-podvodnyih-lodok-odna-iz-vazhneyshih-dostoprimechatelnostey-balaklavyi/

      Секретная база подводных лодок в Балаклаве: как добраться из Севастополя и посетить музей

      На Крымской земле сохранилось немало уникальных памятников архитектуры, остатки крепостей и защитных сооружений. Но есть еще одно грандиозное сооружение времен «холодной войны», которое сохранилось и приобрело статус музейного комплекса. Речь идет о военно-морском историческом комплексе «Балаклава», уникальной подземной базе подводных лодок.

      Балаклава — городок с многовековой историей

      Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

      Рекомендуем прочитать: какая средняя зарплата в Крыму?

      История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.

      Рекомендуем прочитать: работает ли Билайн в Крыму?

      В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.

      лучшие отели в Балаклаве в Крыму.

      Военно-морской подземный музейный комплекс

      Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.

      • С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
      • Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
      • Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
      • Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
      • Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.

      В залах музеев выставлены макеты подводных лодок тех лет, примерно в соотношении 1:100. Например, лодка проекта 641. Во время «карибского кризиса» лодки этого типа несли службу у берегов Кубы. Есть макет лодки 4-го поколения: она имеет обтекаемую форму и специальное прорезиненное покрытие; ее очень сложно обнаружить под водой, поэтому она получила название «Черная дыра». Этот макет — радиоуправляемая модель, может выполнять погружение на глубину. Его также использовали при съемках российской киноленты «72 метра».

      Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.

      Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.

      История подземного канала и завода по ремонту подводных лодок

      История завода начинается в 50-е годы, когда многие державы стали наращивать ядерный потенциал, грозя друг другу ударами ядерных ракет. Необходимо было найти тихое укромное место в СССР, где бы базировались советские подводные лодки на случай войны. Такое тихое место отыскалось в Балаклаве, в закрытой и защищенной с моря бухте.

      Все подземное сооружение строилось в скальном массиве крымской горы Таврос, задача была — построить объект с противоатомной устойчивостью первой категории. То есть завод должен был в случае необходимости выдержать удар бомбы, в пять раз превосходящий силу бомбы, сброшенной на Хиросиму.

      Строительство велось чуть больше 9 лет, с 1954 по 1963 год, в обстановке полной секретности. Даже вывоз щебня маскировали под карьерные работы в той местности. Первые годы работа шла очень медленно, но после пары лет строительства к работе подключились строители-метростроевцы по личному указанию Н. С. Хрущева, так как потребовались сложные буровые работы.

      Подземный завод по ремонту подводных лодок носил в свое время наименование «Объект 825 ГТС» (гидро-техническое сооружение).

      Заводской комплекс включает в себя подземный водный канал (ширина канала 10−25 метров, глубина 8 метров), сухие доки, цех для ремонта, склады для боеприпасов. Вход и выход из штолен искусно маскировались. В среднем ремонт одной подлодки занимал до 3−4 недель.

      В заводе могли одновременно находиться 7 подводных лодок (проектов А615, 613, 633, 633РВ) или 9 малых подводных лодок. Общая площадь помещения составляла немногим более 5000 квадратных метров (из них 3000 приходилось на подземную часть).

      Глубина канала составляла 8 метров, ширина — 10−12 метров.

      Рекомендуем прочитать: все о Северо-Крымском канале.

      В 1957 году из-за секретного строительства Балаклава была переведена под юрисдикцию Севастополя, тем самым лишившись статуса города.

      В 1994 году из доков ушла последняя подводная лодка и «объект», оказавшийся не у дел, прекратил свою ремонтную деятельность. Ближе к концу 90-х годов завод полностью утратил свое значение как военный объект, более-менее ценное оборудование стали потихоньку вывозить.

      В начале 2000-х годов было решено превратить часть заводской территории в музей. Этот комплекс — самый большой рассекреченный объект на территории бывшего СССР. Но гриф «Секретно» снят далеко не со всех документов — часть еще хранится в особом ведомстве. Эти сведения содержат данные о тех, кто строил завод, сколько финансирования ушло на его строительство и т. д.

      Как доехать до музея в Балаклаве

      Музей находится по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22

      Добраться до музейного комплекса можно из Севастополя — в сторону Балаклавы совершают рейсы троллейбусы или маршрутные такси (по цене проезда в городском транспорте) до остановки «5-й километр». Можно заранее попросить водителя остановить маршрутку на повороте к музейному комплексу, и далее немного пройти пешком — мимо железнодорожной станции к музею.

      • Рекомендуем прочитать: все о Большой Севастопольской тропе.
      • Стоимость экскурсий, время работы
      • Всю интересующую информацию можно узнать по телефону:
      • Телефон администрации +7 (8692) 63-75-90
      • Телефон для заказа экскурсий +7 978 889 10 56

      Сайт музея: www. muzey-sevastopol.com. Там можно совершить виртуальную прогулку по подземным залам музейного комплекса, ознакомиться с основными экспонатами.

      Стоимость экскурсий:

      • стоимость билета для взрослого — 200 руб.
      • для детей 100 руб. (дети до 5 лет к экскурсии не допускаются)
      • экскурсия на катере 275 руб.

      Длительность экскурсии: от 1,5 до 2 часов.

      Время работы музея:

      • Понедельник и вторник — санитарные дни.
      • Работает музей в летний период с 10.00 до 17.00, в осенне-зимний период с 10.00 до 16.00.

      Посмотрите фото базы подводных лодок в Балаклаве прямо здесь:

      Можно самому выбирать, какая экскурсия более предпочтительна — пешая или на лодке.

      Полезные советы

      • желательно узнавать цену на экскурсии у нескольких экскурсоводов, так как обычно туристам называется самая дорогая цена прогулки по музею.
      • собираясь на экскурсию в музейный комплекс, не забудьте взять собой теплые вещи — кофты, ветровки. Так как комплекс находится под землей, то во время экскурсии там будет весьма прохладно (перепад температуры примерно 10−15 градусов).

      Видео о базе подводных лодок в Балаклаве:

      Источник: https://poravkrym.ru/resorts/west/baza-podvodnyh-lodok-v-balaklave.html

      Ссылка на основную публикацию