Киево-печерская лавра. фото внутри, пещеры, история, мощи святых, где находится, интересные факты, адрес, как добраться

Киево-Печерская Лавра – один из самых старинных монастырей Украины, жемчужина православной веры киевлян. В Киево-Печерскую лавру приезжают тысячи туристов ради паломничества и экскурсий. Здесь можно прогуляться по комплексу монастыря, посетить старинные храмы, побывать в интересных музеях. Предлагаем подборку интересных фактов про Киево-Печерскую Лавру.

Один из первых монастырей Киевской Руси

Киево-Печерская Лавра, ретро-фото

Киево-Печерская Лавра была основана в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. Лавра считается одним из первых монастырей Киевской Руси. Князь Святослав подарил монастырю плато над пещерами. В 1062 году была построена первая церковь на месте нынешнего главного собора. Игуменом монастыря стал Феодосий, который ввел в обители общежительный студийский устав. В 1073 году построили каменную церковь, которая была освящена в 1089 году.

Легендарные пещеры Лавры

Пещеры Киево-Печерской Лавры всегда привлекали туристов и паломников. О протяженности пещер ходят легенды. Есть версии, что от Киево-Печерской Лавры идут секретные подземные ходы, которые связывают Лавру с пещерами монастырей Киева. Некоторые ученые утверждают, что из Киево-Печерской Лавры по пещерам можно добраться до Почаевской обители и храмов Чернигова. Точных фактов подтверждения этих версий нет. В Лавре можно увидеть подземелья, где жили подвижники, куда пускают туристов. Также есть потайные ходы под крепостными сооружениями монастыря, инженерные коммуникации и хозяйственные погреба.

Антониевы (ближние) пещеры находится на глубине 10-15 метров. Их длина составляет 383 м. Там покоятся мощи 73 святых, среди которых: Нестор Летописец, Моисей Угрин, Никон Печерский, Агапий Печерский. Дальние (Феодосиевы) пещеры расположены на глубине 15-20 метрах и имеют длину 293 метров.

5 замков и крепостей Киева

Старинный Киево-Печерский «Патерик»

Мощи Ильи Муромца

По древнерусским былинам в пещерах Киево-Печерской Лавры находится тело Ильи Муромца. В Киево-Печерском «Патерике» такой информации нет. Но другие исторические источники подтверждают этот факт. Например в книге «Тератургима» Афанасия Кальновойского говорится о том, что в пещерах почивает Илья Муромец. Его называют еще Чобитьком. Такое прозвище богатырь получил из-за того, что во время стычки с врагом отбился от него сапогом. В Советские годы мощи Ильи Муромца подверглись исследованиям. По словам ученых, богатырь обладал ростом 177 см, что было нетипичным для того времени.

8 магических мест в Киеве, где стоит загадать желание

Подвижники Киево-Печерской Лавры

Колокольня Киево-Печерской Лавры

В 1744 году на территории Киево-Печерской Лавры возвели Большую Лаврскую Колокольню. Архитектором проекта стал И.Г. Шедель. Колокольня имеет высоту 96 метров. На то время она стала одним из самых грандиозных башенных сооружений Киева. Колокольня наклонена на 62 см,это связано с оползневыми склонами берега Днепра. Наклон башни не увеличивается. Лаврские куранты были установлены в 1903 году. Интересно, что гарантийный срок курантов составляет 15 лет, а они до сих пор находятся в отличном состоянии.

Вознесенская обитель

Киево-Печерская Лавра, ретро-фото

Напротив Святых врат Лавры существовал Вознесенский Киево-Печерский монастырь. Игуменией стала мать гетмана Ивана Мазепы. В 1712 году обитель упразднили. Есть версия, что закрытие Вознесенской обители стало актом глумления Царя Петра I над памятью Мазепы. После упразднения Вознесенского монастыря многие постройки, в том числе и храм, оставались на своем месте. А монахинь отправили во Флоровский женский монастырь.

Грот «Киево-Печерская Лавра»

На Западной Украине в карстовой пещере «Оптимистическая» спелеологи недавно освоили труднодоступный грот. Грот получил название в честь киевского монастыря «Киево-Печерская Лавра».

Девушка-монах

Киево-Печерская Лавра и образование

В 1616 году в Киево-Печерской Лавре была открыта типография, где печатали Богослужебные и паломнические книги (в рамках борьбы с униатством). Петр Могила позже основал училище, которое послужило базой для Киево-Могилянской Академии.

5 киевских домов-музеев, где жили известные писатели

Старинная Троицкая Церковь

Троицкая Церковь считается одной из главных церквей в Киево-Печерской Лавре. Церковь строили в 12 веке на деньги князя Святослава Давидовича (Николая Святоши).

Троицкая церковь упоминается еще в «Повести временных лет» Нестора Летописца. После того, как во время монгольского нашествия в 1240 году был разрушен Успенский собор, Троицкая церковь стала главной церковью монастыря.

Православный храм находится на главном входе в Киево-Печерской Лавре.

Святыни Храмы

Икона “Успение Пресвятой Богородицы”

Источник: https://my-kiev.com/city/kievo-pecherskaya-lavra-interesnye-fakty-iz-istorii.html

Киево-Печерская Лавра. Пещеры

Из рассказа «Киев в месяце «листопад»

Я хочу рассказать о Пещерах в Киево-Печерской Лавре. Для меня их посещение обернулось уникальным духовным общением.

…Захожу ещё в пару выставок, которые находятся в Успенском соборе. И чувствую, что морально готова идти в Пещеры. Они находятся на территории Нижней Лавры. Местность здесь пересечённая, как и везде в Киеве.

Верхняя Лавра – это комплекс белоснежно златоглавых церковных построек на вершине холма, ниже по склону, начинается Нижняя Лавра. А потом она снова поднимается на следующий холм.

Я совсем не имею представления о том, что такое Пещеры и что, вернее, кого, я там увижу. Но я уже волнуюсь, и сердце начинает учащённо биться.

Вход в Киево-Печерскую Лавру. Не забудьте дотронуться до стенки!

Золотые купола и солнца на Успенском соборе

Я знаю, что все мы разные люди. У нас у каждого свои глаза и свое видение мира. Для кого-то, поход в Пещеры, это мумии, цирковое представление, брезгливые гримасы, праздное любопытство.

Для кого-то – это святые мощи и нечто большее, скажем так, духовное очищение. Поэтому я не буду описывать подробности личного плана, ограничусь бытовыми и необходимыми.

Скажу лишь, забегая вперёд, что я вышла из Ближних пещер в таком потрясении, что пошла вперёд, не разбирая дороги, и чуть не заблудилась.

Пещеры есть Ближние, а есть Дальние. Вход в них бесплатный. Народу немного. Воздух, несмотря на то, что вы спускаетесь круто вниз, свежий. В Пещеры надо входить с горящей свечкой и держать её аккуратно, в левой руке, в ковшике ладони, зажимая между средним и безымянным пальцами. Экскурсовод нам сказала, что при выходе из Пещер, эти свечи нельзя выкидывать, и лучше их забрать с собой. Также, опросив полгруппы, с какой целью они идут в Пещеры, получила ответ большинства: «А так, посмотреть». – «Значит вы праздношатающиеся», — сказала она, — и вам надо идти по экскурсионному маршруту, а остальным – по пути для паломников».

Эти два маршрута разные по длине, первый – более короткий, его как раз с лихвой хватает, чтобы потом всем рассказывать: «ой, братцы, ну был/а/и в этих пещерах, такого там насмотрелись – египетские мумии нервно курят в стороне». И второй маршрут – более длинный – для тех, кто отправляется в духовное путешествие.

Вы не заблудитесь, там висят стрелочки-указатели, или монах-дежурный вас сориентирует. Вовсе не значит, что «праздношатающимся» надо волноваться, не упустят ли они чего-нибудь более интересненькое на паломническом маршруте.

Наоборот, верующим, я бы посоветовала по окончании своего пути свернуть на экскурсионный, потому что там… Илья Муромец и врач-монах Агапит и подземная церковь…, но обо всё по порядку.

Вход в Ближние пещеры находится на территории Нижней Лавры за Крестовоздвиженской церковью.

Ближние Пещеры – называются ещё Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. Но мощей этих святых отцов в Пещерах нет – есть только их кельи, там, где они жили и молились. Не считается, что их не нашли или они пропали – считается, что сами святые подвижники — основатели Лавры Антоний и Феодосий не пожелают пока открыться для обретения. Они ждут более достойных времён.

Зажигаю свечку – спускаюсь вниз по узким каменным долгим ступенькам. Вот и развилка дорог – налево «экскурсантам», направо – паломникам. Ничего страшного здесь нет.

Узкие коридоры, их высота и форма сводов – тщательно продуманы – они пропорциональны размерам человеческой фигуры. Стены белые, отштукатуренные.

Воздух свежий, никакой «спёртости» или его недостатка не ощущается.

Подземные коридоры

В белых стенах выдолблены арочные ниши, в которых стоят большие полированные ларцы со стеклянными крышками. В них лежат мощи. Очертания человеческого тела прикрыты красивой парчовой тканью. Святых переодевают — в обычные дни — в «повседневную» одежду, в праздники — в нарядную, в пост — в черную. Где-то из-под облачения можно увидеть шоколадного цвета кисть руки.Обретение мощей считается чудом. Даже самые заядлые дарвинисты и атеисты не могут не удивиться фактам, противоречащим всем законам природы: при t- 7-9˚ и влажности 80-100%, т.е. при самых что ни на есть неблагоприятных условиях, останки святых людей, которым уже около тысячи лет сохранились необъяснимым наукой образом.

Монахи уходили в пещеры от мира, в поисках уединения, и жили здесь в затворах – каменных кельях. В стене было крошечное окошко и раз в три дня другие иноки приносили им просфору и новые свечи. Если всё это вдруг оставалось нетронутым, значит, затворники ушли в мир иной.

По уставу монастыря их замуровывали в специальных полукруглых и длинных нишах, выдолбленных в стенах пещер – локулах и закрывали. Прикоснуться к ним можно было только по истечению 3-х лет, можно позже, но не раньше.

Поразительное – где-то из локул вынимались костные останки и переносились в специальные костницы, а где-то – мощи оставались нетленными.

Что это может означать? Что этот человек, через своё сильнейшее устремление к Богу, а значит к Любви и Добру, накапливал такую энергию, что сам становился сгустком благодатной энергии. Николай Рерих говорил, что «психическая энергия сильнее ядерной»….

Многие боятся мощей. Но почему? В отличие от египетских мумий, источающих негативную энергетику, здесь совершенно противоположные ощущения. Здесь царит мир и покой.

Ещё наверху, наша экскурсовод посоветовала не верить цифрам захоронений – потому что подсчитать их все в действительности просто невозможно.

Но, тем не менее, Собор Преподобных Печерских святых включает в себя около 118-120 имен подвижников: 118 гробниц святых в Дальних и Ближних Пещерах и «закрытые» пока мощи преподобных Антония и Феодосия.

Обычно, по церковному уставу, при основании любого храма в нём должна присутствовать хотя бы частичка каких-либо святых мощей. Учение о почитании святых мощей было утверждено Седьмым Вселенским Собором.

Почитаются мощи «благочестиво, но не благолепно» (как иконы) и смысл почитания основан на том представлении, что «христианское тело есть храм Святого Духа».

Так вот – любая церковь благодарна хотя бы малой частичке мощей!, а здесь в Пещерах Киево-Печерской Лавры находятся целые нетленные мощи 120 святых!

Поэтому, спускаясь вниз, в Пещеры – будьте уверены – ничего плохого с вами там не случится. И если вы атеист и убеждены в том, что произошли от обезьяны, т.е.

даже теория Дарвина вас не пугает и не смущает, то чему вы собираетесь пугаться здесь? Боитесь останков просветлённых людей? Теми же учёными подтверждено – что мощи святых обладают бактерицидными свойствами, защищают от радиации и очищают воздух на небольших расстояниях. Рядом с мощами святых распускаются цветы…

Я тихо хожу по достаточно тёмным коридорам. Удивительно, но огонёк свечи даже не колеблется, а горит ровно и ясно. Мне, наверное, повезло — так получилось, что сейчас ноябрь-листопад, поэтому в пещерах и узких коридорах народу достаточно мало. Никто никому не мешает. Только редкие туристические группы, бегущие по подземелью за экскурсоводом, создают пробки. Около каждого ларца есть надпись с именем святого и родом его занятий, например: Дамиан целебник, Нектарий схимник, Алексей затворник, Григорий иконописец, Агафон чудотворец, Нестор летописец. Рядом висит либо изображение этого святого, либо его любимая икона. Люди прикладываются к мощам. Обратила внимание, что многие стоят перед определёнными святыми и молятся им.В Пещерах есть удивительные по красоте подземные церкви.В Ближних Пещерах их три: церковь Введения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Антония и церковь преп. Варлаама. Когда, ходя по подземным коридорам, заходишь в такой подземный храм….

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В Введенской церкви слева находятся мощи преп. Агапита врача – безвозмездного лекаря. Не было ни одной болезни, от которой этот святой монах не мог бы исцелить. Если вы купите при входе в Пещеры какую-либо иконку или что-нибудь другое (крестик, ладанку), то эти предметы можно здесь прикладывать и освящать на мощах.

Напротив Введенской церкви – есть каменная комната – бывшая Трапезная, в ней располагаются мощи Никона Сухого (справа, проблемы ног), Луки Печерского (слева, женские печали), Ильи Муромца (второй слева, мужская сила) и младенца Иоанна (впереди, защита детей). Все это можно увидеть на коротком обзорном маршруте.На длинном отрезке для паломников в числе прочих святых увидете мощи 12 мастеров – зодчих Успенского собора, Нестора Летописца («Повесть временных лет»), Алипия иконописца (с огромным удивлением прочитала, что возможно он, а не апостол Лука, является автором знаменитой иконы Владимирской Божией матери, которая сейчас находится в храме при Третьяковской галерее), а главное — келию преподобного Антония и его символическое захоронение. На стенах рядом – иконы. В этой крошечной каменной келье святой старец «завершил дни свои, живя в добродетели и не выходя из пещеры никогда и никуда сорок лет». Келья такая маленькая, в неё помещается не больше трёх человек, и уже не помню, как она освещается – кажется светом лампады, но ощущение такое, будто она озарена ярким светом. Эта келья находится прямо напротив церкви преп. Антония Печерского.

Келия преподобного Антония Печерского

Интересно – я долго спускалась вниз в подземелье, но вот обратно, вышла как-то очень быстро и оказалась внутри Крестовоздвиженской церкви, в которую заходила перед Пещерами. Надо же, а я и не заметила маленькой дверцы в стене, откуда возвращаются люди из Пещер.Далее – иду в Дальние пещеры.К ним можно пройти несколько сокращённым путём – напротив Крестовоздвиженской церкви надо нырнуть в длинную деревянную галерею.

Эти холмы скрывают вход в пещеры Нижней Лавры

Розарий на территории Нижней ЛаврыНо я прошла мимо, ничего не видя и ничего не слыша после посещения Ближних Пещер. Надо сказать, что эмоциональная нагрузка для одновремённого посещения сразу двух подземных Пещер очень велика, но что делать? Когда я ещё приеду в Киевскую Лавру? Поэтому направляюсь по мощёной центральной дороге ко второй части Нижней Лавры – на этой территории (макушка холма) находятся очень красивые церковь Рождества Богородицы, Колокольня и небольшая Аннозачатьевская церковь. Здесь туристов несколько меньше, чем на территории Верхней Лавры и первой части Нижней – видимо, досюда доходят только сильные духом, или очень любопытные.

Вход в Дальние пещеры

Опять покупаю свечку и спускаюсь вниз – очень глубоко, очень. Сильно чувствуется, что над головой у тебя метров 20 грунта. Ноги уже устали пересчитывать ступеньки. Но вот, наконец, я дошла. Здесь маршрут тоже делится – на обзорный и молитвенный.

В Дальних Пещерах находится келья преподобного Феодосия, в которой из «мебели» всего две каменные лежанки с двумя каменными «подушками», лампадка и вазочка с цветами.

Чуть дальше небольшая пещера, в которой на полках – в прозрачных сосудах с крышкой или таких же металлических хранятся – мироточивые главы – человеческие черепа, которые непостижимым (науке) способом источают особое благоуханное кристально прозрачное масло – миро. Это масло, действительно, имеет чудесные свойства исцелять недуги.

Для совсем уж скептиков отмечу, что анализ мира, взятого от разных глав, показал, что это – высокоочищенное масло неизвестного происхождения, содержащее белок очень сложной структуры, синтез которого искусственным путём невозможен.

Здесь, в этих Пещерах также есть три удивительные подземные церкви: церковь Рождества Христова, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь преп. Феодосия, игумена Печерского.

И оказывается, в последнем храме каждый день в час дня совершаются молебны, после которых все присутствующие помазываются драгоценным миром от мироточивых глав просветлённых людей.

Я постояла в миниатюрной Рождественской церкви и, выйдя, свернула в какой узенький коридор.

Там оказалось символическое место захоронения самого преподобного Феодосия. Это очень сильное место.

Спуск к Днепру

Интересно, что я помню, как долго спускалась в подземные пещеры, а вот как выходила оттуда – стёрлось из памяти, как-то раз – и уже вышла, и оказалась в Аннозачатьевской церкви.

Вообще, я советую приобрести в иконных лавках Лавры книжечки с подробными планами Пещер. Маловероятно, что там внизу вы их откроете и будете сверяться, но, тем не менее, они вам помогут.

Примерные карты Ближних и Дальних Пещер можно посмотреть здесь: lavra.kiev.ua/карта

.И ещё — в сувенирном магазинчике на территории Верхней Лавры (сразу слева от Святых ворот в арке) я увидела необыкновенно красивые иконы. Они были нарисованы художниками, покрыты лаком и украшены полудрагоценными камнями (~250 гривен). Продавщица мне сказала, что их пишут здесь в Лавре, монахи-иконописцы. Но я засомневалась, и покупать иконы в сувенирах мне как-то не хотелось, да и потом нигде в иконных лавочках по всей Лавре я подобных не видела. Сейчас я вспоминаю эти иконы и снова сомневаюсь – может я зря этого не сделала?…

Каплица (источник)

До Свидания, Лавра!

  1. *Несколько фото — это сканы из брошюры, купленной в Лавре.
  2. Рассказ

«Киев в месяце «листопад»

Посты по тэгу «УКРАИНА/Киев»

Киев. Покупка сала на Бессарабском рынке

Источник: https://pamsik.livejournal.com/67108.html

Десять чудес Киево-Печерской лавры: мироточивые главы и очищение от грехов — Интересный Киев

ОПОЛЗНИ И ПАЛОМНИКИ. «Традиция пещерных монастырей пришла к нам с Ближнего Востока. Там монахи вытесывали кельи и храмы в скалах, монастыри были похожи на те, что сохранились в Крыму, — терасса, и множество входов в неглубокие помещения. Поначалу по такому же принципу начали строительство и на склонах Днепра.

Но вскоре конструкцию пришлось менять — у поверхности ходы разрушали оползни, галереи приходилось рыть все глубже и глубже. Оставался один укрепленный вход, у которого стояла печь. Она обогревла пещеры, в ней пекли хлеб, — рассказывает Владислав Дятлов завотделом «Киев подземный» Музея истории Киева. — Монахи не были затворниками.

Они поднимались на поверхность, возделывали огород, ходили на рынок: продавали рукоделие и покупали зерно. Иноки могли уйти в город, чтобы проповедовать. Во многих подземных кельях были деревянные ложа, элементы мебели. Но были аскеты, которые фактически замуровывали себя, оставляя лишь окошко для воды и просфоры.

По сей день многие с удивлением и с ужасом задают вопрос: как можно было жить в таких условиях? Во имя чего? Это не самобичевание. Для подвижника естественен путь от комфорта к простоте. Уют расслабляет. Должна господствовать душа над телом, а не наоборот. Тело может ослабеть, заболеть, но оно все равно умрет.

Главное то, чем живет душа — такова логика подвижников».

ПЕРЕСТРОЙКА. «Под землей жили считанные единицы монахов. Многие, хотя и хотели учиться у затворников, но не готовы были понести все тяготы суровой аскезы, скажем, сырость и холод. Постепенно монастыри начали перебираться на поверхность, а пещеры стали использовать для захоронений, перестраивать под кладбища.

Вырывали длинные ходы, вдоль которых создавались погребальные камеры. Следующим этапом перестройки стало время, когда под землю стали массово приходить паломники. Схему пещер упростили, ходы сделали еще длиннее,что бы люди не толпились. Галереи закольцевали, и потоки паломников не пересекались.

Стены украсили, стилизовали под Римские катакомбы, — рассказывает Дятлов, — На то, каким был древний пещерный монастырь, можно было бы посмотреть на южной окраине Киева в урочище Церковщина. Там действительно уникальное место сохранившиеся с ХІ—ХІV века. Это целый комплекс подземных помещений: храмы, кельи, усыпальницы.

зерновые ямы, переходы между тремя этажами. Но из-за аварийного состояния пещер на экскурсии наложен мораторий».

СИМВОЛИЗМ. В христианстве образ пещеры имеет большое символическое содержание. С ней связано рождение и воскресение Иисуса. Для монаха этот также символ того, что он умирает для прежней греховной человеческой жизни.

И безусловно, в хорошо изолированном помещении легче сосредоточиться на молитве. «И в наши дни традиция не иссякла. И на Ближнем Востоке, и в Крыму есть пещеры, где обитают иноки, — рассказывает Владислав Дятлов.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

В 70-х годах ХI века был заложен Успенский собор. Согласно преданиям, по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошел огонь. Он сжег на одном из склонов все деревья и кусты — появилась ровная площадка для строительства. Архитекторами православной святыни стали 12 греческих мастеров.

Принято считать, что сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма.

Именно поэтому о Лавре говорят: «Небеси подобная», и считают ее земным уделом Богородицы (святая земля, которая находится под особым покровительством Богоматери).

ШАПОЧКА МАРКА ПЕЩЕРНИКА (ГРОБОКОПАТЕЛЯ)

Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Хранится этот металлический головной убор весом в четыре килограмма в Ближних пещерах.

Прихожане могут надеть его по окончании молебна и верят, что он вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, наполняет чистой энергией.

Интересно, что эту шапку несколько раз примеряла и Алла Пугачева. Якобы она даже исцелила российскую звезду от головной боли.

ЖЕНЩИНЫ

Несмотря на то что Лавра — монастырь мужской, в нем жила и женщина. Дочь российского купца Дарья сбежала из отеческого дома и, переодевшись парнем, стала вести монашеский образ жизни.

Жила отшельницей в пещере Китаевой пустыни, питалась хлебом, водой, никогда не держала в пещерной келии огня. О том, что это девушка, никто не знал. Слава о монахе дошла до имератрицы Елизаветы, и она лично хлопотала о том, чтобы он стал монахом Киево-Печерской лавры.

О том, что рясу носит дева, узнали только после ее смерти: родня девушки увидела портрет Досифея и узнала в нем пропавшую Дарью.

Есть еще в Лавре мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Отец ее был благотворителем, и потому тело княжны погребли в Великой Лаврской церкви. Спустя время гроб вскрыли и обнаружили, что тело девушки нетленно. Также в Дальних пещерах хранится частица мощей Евфросинии Полоцкой — игуменьи Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

Главной реликвией Лавры долгие века был вышеупомянутый нерукотворный образ «Успение Божией Матери». По одной из легенд, перед ним молился Петр Великий, отправляясь под Полтаву. Увы, икона была утеряна, но копия этой святыни сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами и также является чудотворной.

Еще один удивительный образ Божией Матери называется «Печерская Похвала». Создали его в XVIII—XIX веках в самой Лавре, и свое название он получил из-за того, что в нем есть частицы мощей Киево-Печерских святых. Образ исцеляет от болезней, ограждает от невзгод.

МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ

Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей.

О чудесах мироточения было сказано еще в средневековье: «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Во времена СССР главы были переданы в музей, где перестали мироточить.

Но когда в 90-х монастырь был возрожден — они вновь начали источать миро. Добавим, что в конце XIX в. предположили, что одна из мироточивых глав принадлежит св. Клименту Римскому (современник апостолов, четвертый папа римский, был рукоположен святым Петром)

МОЩИ

Но, конечно, одно из самых удивительных чудес Лавры — святые. В пещерах и соборах покоятся мощи 123 Божьих угодников. Таких реликвий нет, пожалуй, ни в одном монастыре. Согласно древнерусским былинам, в пещерах Лавры лежит и тело воина Ильи Муромца.

К его мощам приходят молиться о даровании силы. Другого легендарного монаха Нестора Летописца (считается автором «Повести временных лет»), также покоящегося в Лавре, просят о помощи в науках. К прочим святым приходят с просьбами о здоровье, удаче в делах и т.

д.

ПЕЩЕРЫ

Удивительно не только то, что они сохранились, несмотря на преклонный возраст. По преданиям, до монахов в них жили разбойники. Награбленное они прятали в глубине своих «нор», и по сей день ходят легенды о несметных сокровищах.

Но намного больше историй связано с протяженностью пещер, дескать, они доходят до других пещерных монастырей в Чернигове, Пскове, Почаеве. Но согласно замерам геодезистов, протяженность пещер всего около 300 м.

Находятся они на глубине 10—15 м.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

В нижней части Лавры стоят две часовни над колодцами, выкопанными преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Несмотря на близкое расстояние, вода в колодцах имеет разный вкус, и, по легенде, отображает характер старцев — один был более мягок, второй более строг с братией. Еще один источник называется «Слезы Пресвятой Богородицы».

Как гласит предание, его нашли во времена страшной эпидемии. Пастухам явилась Пресвятая Богородица, и на месте, где она стояла, бил родник. Выпив его воды пастухи тотчас исцелились. Также рассказывают, что он чудом уцелел в 70-х. Тогда источники заводили в бетонные дренажные системы.

Но когда рабочие попили из святого источника, то решили его не трогать, так им понравилась вода.

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ

Троицкая церковь — единственный из храмов Лавры, который ни разу не разрушался и сохранился в первозданном виде (построен в ХII веке). Под аркой этого храма расположен центральный вход в монастырь, и, по поверью, если пройти под Святыми Вратами дважды (достаточно зайти и выйти) — избавляешься от грехов.

КОЛОКОЛЬНЯ

Ее высота — 96,5 м, и долгое время она оставалась самым высоким строением Украины (сейчас рекорд у столичного небоскреба Парус — 130 м).

Рассказывают, что в советские времена было решено «принизить» Лавру, и меч Родины-матери планировали делать выше креста на колокольне. Но когда началось строительство, под монументом начал проседать грунт.

Стройку приостановили, а потом уменьшили высоту обелиска. Якобы это строителям посоветовали святые отцы, и после этого исчезли проблемы с проседанием.

УСПЕНСКИЙ СОБОР: «У СВЯТЫХ ЕСТЬ ЧЕРТЫ МОНАХОВ ЛАВРЫ»

Сейчас для паломников и туристов открыта лишь часть Успенского Собора. Уже несколько лет ведутся работы по восстановлению взорванного во время ВОВ храма, и еще несколько лет понадобится на их завершение. «Сегодня» побывала внутри святыни Киева и пообщалась с иконописцами. И первые наши вопросы были, конечно, о сверхъестественном.

«Чудо это то, что нам удалось завершить работу, — признался столичный художник Андрей Дмитренко, — В 2007 году были выделены средства на роспись храма. Начались активные работы, но спустя несколько месяцев источник финансирования иссяк.

Продолжали трудиться бесплатно — нельзя было останавливаться из-за технологии, после паузы все работы пришлось бы начинать заново». Но, по признанию художников, было еще одно чудо. «Стоило прерваться на несколько дней, как появилось невероятное желание писать вновь. Родилась некая связь между нами и храмом», — рассказывает Николай Дмитренко.

В росписи храма принимал участие Андрей Гончар — сын певицы Нины Матвиенко. Рассказывают, что работал он допоздна, и порой его чуть ли не выгоняли из храма дежурные.

ОБРАЗЫ. По словам художников, основная сложность росписи заключалась в том, что приходилось восстанавливать сложные по композиции работы. Один сюжет мог объединять сразу несколько десятков персонажей. И все они связаны единым действом, и каждому надо было придать индивидуальные черты.

Внутреннее убранство храма восстанавливали по акварелям, сделанным в конце ХVIII века. На рисунках отображалась цветовая гамма, композиция, но черты лица разглядеть было невозможно, их приходилось придумывать. «Бывало так, что прототипами служили современные монахи.

С натуры мы не писали, но запоминали черты лица, а затем переносили их на стены собора», — рассказывает Андрей.

Художники. Чудо, что работа завершена

ГЛАС. Работали художники в тишине. «И вдруг однажды я слышу мужской голос: «Дай спички». Поворачиваюсь к другим художникам, спрашиваю: «А кто их просит?» В ответ — недоуменная тишина, — рассказывает Андрей. — После просьбы: «Посвети мобильным» — догадались, что голоса раздаются из вентиляционной шахты. Туристы отошли от маршрута и зашли в галереи, которые тянутся под Успенским собором».  

ЗАПОВЕДНИК: ЗЕМЛЯ ЛАВРЫ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ С КАБМИНОМ И ПОДГОТОВКОЙ К ЕВРО-2012

Лавра — это не только храмы и святыни. На 24 гектарах святой земли расположен целый ряд музеев с уникальными экспонатами — чего только стоит Скифская Пектораль из Музея исторических сокровищ. Не так давно открылся Музей Истории Лавры.

Там можно посмотреть на бюст Нестора Летописца — его воссоздали по черепу святого. Открывается выставка, посвященная 100-летию смерти Петра Столыпина.

Из России обещают привезти вещи, которые отражают ту эпоху: цветные фото тех лет, мундир, подобный тому, в котором ходил премьер, афиша оперы, на которой был убит премьер.

«Работа здесь не сравнится ни с какой иной. Такого не почувствуешь ни в одном кабинете или офисе. Даже когда ты загружен сверх меры — появляется минута для того, чтобы остановиться, постоять, почувствовать неспешное течение времени», — рассказывают сотрудники заповедника.

«Я неоднократно замечала, как помогает земля Лавры. Бывает, приезжаешь с совещания в Кабмине, где не удалось решить нужные вопросы, и ощущаешь, что они будут сняты, — признается гендиректор заповедника Марина Громова.

— Мы очень переживали, что к Евро-2012 колокольня останется в лесах (она сейчас на реставрации. — Авт.). Слава Господу Богу, получили деньги на реставрационные работы.

Я уверен, что к чемпионату наша «визитная карточка» будет блестеть на весь Киев».

Источник: https://www.interesniy.kiev.ua/desyat-chudes-kievo-pecherskoy-lavryi-mi/

Святыни Киево-Печерской Лавры

Содержание:

О великом духовном авторитете Киева свидетельствует название «второй Иерусалим». По преданию, апостол Андрей Первозванный предрек, что здесь будет красивый город со множеством церквей. Так и случилось. Во все времена особое место среди них занимала Киево-Печерская Лавра.

«Будет город великий»

В то время, когда Руси как государства еще не существовало, о распространении христианства на этих землях не могло идти речи, апостол Андрей Первозванный возвращался с проповеди на территории Византии.

По Божьему промыслу он поднялся по Днепру и попал на то место, где через много веков должен появиться город Киев.

На горах апостол поставил крест и сказал: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Сегодня находится много скептиков, которые говорят, что такого не могло быть, апостол Андрей Первозванный никогда не был на территории будущего Киева.

Но как бы там ни было, через несколько веков на горах действительно появился великий город со множеством храмов. Особое место среди них всегда занимала Киево-Печерская Лавра, основанная преподобными Антонием и Феодосием.

История Печерского монастыря

В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней.

Но через некоторое время его избрали киевским митрополитом. Пещера пустовала. Через некоторое время в Киев попал монах Антоний, который раньше подвизался на Афоне.

Он не нашел себе пристанища в киевских монастырях и ушел искать уединения. Нашел его в Иларионовой пещере.

Жизнь его была благочестивой и праведной, что и привлекало многих православных, которые хотели посвятить свою жизнь Богу. Среди последователей Антония был и Феодосий.

На месте современного Успенского собора была поставлена церковь, игуменом назначили Феодосия. Именно он ввел студийский общежительный устав. Интересно, что одним из его требований было чтение книг из монастырской библиотеки. Поэтому неудивительно, что в то время образованными людьми были, в первую очередь, монахи.

Статус Киево-Печерской Лавры монастырь обрел только в 1688 г.; как до этого времени, так и после пережил много изменений.

В 1151 году его разграбили турки, в 1203-м — половцы, в 1240-м он подвергся ужаснейшим разрушениям после набегов хана Батыя, в 1482 году войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, в 1718-м сгорели великая церковь, архив, библиотека и типография. И во всех случаях монастырь отстраивали.

Последней волной разрушений стало советское время. Сначала монастырь превратили в музей, а потом вообще закрыли. Кроме того, место омыто кровью многих новомучеников, среди которых был и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После прихода немцев Лавру сначала открыли, но 3 ноября 1941 подорвали Свято-Успенский собор. Отстроили и открыли эту святыню только в 2000 году.

Киево-Печерская Лавра сегодня

Сегодня это не только красивейший монастырь в центре Киева, на правом берегу Днепра, но и музейный комплекс.

Он разделен на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которому был присвоен статус национального в 1996 году) и Нижнюю (в ней сконцентрирована монастырская жизнь) Лавры.

В отличие от прошлых веков существования монастыря, сегодня обе его части открыты для посетителей.

  • Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся;
  • Аннозачатиевский храм;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • Храм «Всех преподобных отцов печерских»;
  • Церковь «Живоносный источник»;
  • Церковь Всех Святых;
  • Храм и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Церковь Спаса на Берестове;
  • Церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Но туристов и верующих привлекают не столько архитектурные решения Киево-Печерской Лавры, сколько дальние и ближние пещеры, в которых находятся нетленные мощи печерских преподобных.

Ближние пещеры: мощи преподобных Антония, Агапита, Нестора Летописца

Те самые, которые берут начало с 1057 года, когда Антоний отделился от остальных иноков. Сегодня длина лабиринтов — 383 метра, захоронено 73 печерских преподобных, среди них и Антоний Печерский (несколькими веками позже в пещерах построили церковь в его честь). Также многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться Дамиану Целебнику, Нестору Летописцу, Иоанну Многострадальному, Николе Святоше, Алипию Иконописцу, Агапиту, врачу Печерскому и многим другим угодникам Божьим.

Также здесь находятся мощи Марка Гробокопателя. Многим этот святой известен благодаря его 4-килограммовой шапочке. В Киево-Печерской Лавре совершается специальный молебен о здравии, после которого на головы пришедших одевается этот головной убор. Известны случаи исцелений.

Еще одним сюрпризом для многих является возможность увидеть в ближних пещерах нетленные мощи Ильи Муромца. Это подтверждает, что прославленный богатырь — персонаж совсем не вымышленный.

28 сентября Православная Церковь отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Дальние пещеры: мощи и мироточивые главы

Выглядят «поскромнее» в сравнении с предыдущими. Длина лабиринтов — 293 метра, количество захороненных святых — 49. Они еще называются Феодосиевыми, поскольку здесь в своей келье был погребен преподобный Феодосий, рядом — Феодосиевская церковь.

28 августа Церковь чтит Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

Здесь есть мощи Агафона Чудотворца, Илариона, митрополита Киевского, Арсения Трудолюбивого, преподобного Ахилы, многих святых, которые жили в более поздние времена (митрополит Тобольский Павел, Владимир Киевский и Галицкий).

Но Дальние пещеры, как и Киево-Печерская Лавра вообще, известны еще и 12 мироточивыми главами. Трудно представить, как 12 черепов могут источать миро. Но это чудо совершается веками.

Об этом мы узнаем из Печерского патерика. В советское время, когда главы перенесли в музей, чудо не происходило. Возобновилось оно в 1988 году.

Тогда монастырь открыли (также это время празднования 1000-летия крещения Руси).

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, лаборатория кафедры биохимии Киевского медицинского института провела химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты шокировали: с химической точки зрения миро представляло собой высокоочищенные масла неизвестного происхождения (на основе белка, что свойственно только живому организму). Искусственно его получить тоже невозможно.

***

Киево-Печерская Лавра уже много веков исполняет функцию колыбели монашества, культурного центра, библиотеки и школы для многих поколений монахов и мирян. Но вместе с этим тысячи туристов и паломников приезжают сюда, чтобы помолиться перед мощами преподобных и мироточивыми главами.

Источник: http://megapoisk.com/kievo-pecherskaja-lavra-moschi-prepodobnyh-mirotochivye-glavy

Киево-Печерская Лавра (Киев) — история монастыря, святыни с фото и описанием

Киево-Печерская лавра — это древняя и одна из основных святынь православных верующих, уникальный комплекс, у которого нет аналогов во всём мире. Здесь можно увидеть сохранившиеся почти в первозданном виде храмы XI века. Это первый монастырь Киевской Руси. Сейчас каждый год сюда съезжаются тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья, чтобы посмотреть на мощи святых.

Краткая история

Лавра расположена в южной части Киева на правом берегу Днепра. Комплекс храмов занимает два холма, которые разделены между собой глубокой ложбиной, спускающейся до реки.

В XI веке именно сюда уходил молиться священник Илларион. Он выкопал для себя пещеру. В 1051 году Иллариона избрали митрополитом, поэтому он покинул пещеру. В это же время в город прибыл монах Антоний из Афона (основатель). Ему не понравилось жить в монастырях Киева, поэтому он переехал в пещеру Иллариона.

Вскоре у монаха появились последователи, среди которых был и Феодосий. Когда их количество достигло 12, они построили небольшую церковь и кельи. Антоний решил переехать недалеко от этого места и начал работать над новой пещерой в соседней горе.

Постепенно количество иноков росло, а в пещерах становилось тесно. Они построили церковь Успения Пресвятой Богородицы, после чего число приходящих людей только увеличилось. Игумен Антоний попросил у князя Изяслава занять всю гору над пещерой. В 1062 году построили Печерский монастырь.

Иноки смогли привлечь огромное количество пожертвований. Уже в 1073 году началось строительство каменной церкви.

Основание Киево-Печерского монастыря произошло в 1051 году, но этот комплекс существует и поныне. Сейчас лавру принято подразделять на:

В Нижней до сих пор действует мужской монастырь, и находятся пещеры Киево-Печерской лавры, которые делятся на Ближние и Дальние. Некоторые источники утверждают, что это разветвлённая система пещер, которая даже соединяется с храмами в соседних городах.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

  • разрушение в 1096 году;
  • разорение в 1240;
  • поджог в 1483.

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Объекты обители

При посещении лавры желательно приобрести карту комплекса и расписание экскурсий и богослужений. Это связано с тем, что на территории находится огромное количество различных сооружений. Кроме Успенского Собора здесь есть:

  1. Онуфриевская башня.
  2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Трапезная церковь.
  4. Колокольни на пещерах.
  5. Троицкая надвратная церковь.
  6. Крестовоздвиженская церковь.
  7. Храм иконы Божьей Матери.
  8. Церковь Спаса на Берестове.
  9. Аннозачатиевская церковь.
  10. Храм Всех Святых.
  11. «Живоносный источник».
  12. Больничные покои Никольского монастыря.
  13. Галереи.
  14. Кельи.

Также есть магазин лавры, где можно приобрести свечи, молитвенники, сувенирные фото и т. д. Там можно узнать последние новости о монастыре, описание экскурсий, схему прохода (адрес) к конкретному сооружению, где будет проходить служба.

Ближние пещеры также называют Антониевыми, здесь покоятся мощи святых. В Киево-Печерской лавре похоронен главный и первый настоятель Антоний. Именно он основал монастырь.

Здесь находятся три улицы, подземная церковь и трапезная, где принимали пищу монахи. Внутри покоятся мощи 79 святых, в том числе:

  • Алипия Печерского;
  • Ильи Муромца;
  • Нестора Летописца.

В дальних пещерах хранятся мощи 49 святых. Там находится подземная церковь, где похоронен Феодосий.

Верхние и Нижние пещеры являются местом паломничества. Тысячи людей ежегодно приезжают на Украину из других стран ради посещения лавры. Это одно из важнейших мест в православии.

Троицкая надвратная церковь

Крестово-купольный храм был возведен в 1108 году на деньги князя Святослава Давыдовича, который имел в Киеве большой почёт среди горожан. После этого он решил принять постриг и стать преподобным Святошей. Здание до сих пор имеет конструкцию, которая была в XII веке.

В качестве основных стройматериалов для этого храма, как и для других сооружений лавры, использовались камень и квадратный кирпич.

По своей конструкции и внешнему виду монастырь похож на Благовещенскую церковь, возвышающуюся над городом. Сначала был сделан купол в форме полусферы, но в начале XVIII века его заменили на грушеподобный.

На северной стороне сделана каменная пристройка вместо деревянной колокольни. В этот период храм приобрёл новые очертания, которые были характерными для украинского барокко.

Внешний вид церкви часто менялся. В первой половине XVIII века ученики живописной школы разукрасили фасад здания росписями на библейскую тематику. Позолоченный иконостас тоже изготовлен мастерами лавры.

Кельи старцев

После входа в главные ворота гость лавры попадает в аллею, где с двух сторон стоят кельи, в которых жили соборные старцы. Слева расположен корпус № 4, длина которого составляет 140 метров.

Справа находится корпус № 3 протяженностью 64 метра. Оба этих сооружения имеют высокую крышу с изломом.

Торцевые стороны закрываются красивыми и очень интересными фронтонами, оснащёнными лепным орнаментом и другими декорациями.

Стены разделены пилястрами и профилированными карнизами, разукрашены сандриками. Примерная дата постройки сооружений — 20-е годы XVIII века. Здания в полной мере отображают течения в российской архитектуре тех лет. Каждый из корпусов разделён на кельи, которые служили жилищем для одного старца.

Во времена Великой Отечественной войны корпуса были практически уничтожены. Восстановить кельи удалось только к 1963 году. Сейчас в этих помещениях размещаются выставки. Также на территории присутствует сувенирный магазин под названием «Сувениры».

Успенский собор

Это сооружение считается настоящей жемчужиной древней архитектуры. Во время Великой Отечественной войны Успенский собор, к сожалению, был полностью разрушен. Сейчас можно посмотреть только на оставшиеся руины, которые расположены на центральной площади.

Ещё одним интересным фактом является то, что собор был первым зданием комплекса, сделанным из камня, и занимал основное место в этом многообразном архитектурном ансамбле. Строительство длилось с 1073 по 1077 год.

Тогда собор был однобашенным сооружением высотой 43 метра. В 1089 году закончилась работа над расписыванием стен. Кроме греческих мастеров в украшении интерьера принимал участие живописец Алипий. Он обучался в Греции мозаичному делу.

В начале XII века к основной постройке добавили Иоанно-Предтеченскую церковь.

Необычные архитектурные решения начали перенимать для строительства храмов и различных сооружений в других городах Киевской Руси. За историю своего существования Успенский собор много раз разрушался, но всё время поднимался из руин.

После большого пожара в 1718 году храм сильно увеличили. Он обрёл семь куполов. Внутри и снаружи был оформлен в стиле барокко, что придавало ему нарядность и торжественность. Росписью интерьера занимался П. Попович со своей группой. На поверхности стен были нанесены различные композиции на темы из Библии. В конце XIX века эту роспись заменили на новую.

Настоящим произведением искусства был деревянный пятиярусный иконостас. На тот момент его высота составляла 22 метра. В Успенском соборе похоронено около 300 известных исторических персон. Среди них П. Могила, П. Беринда, И. Гизель, К. Острожский, П. Румянцев-Задунайский. Также здесь хоронили несколько поколений Долгоруких.

Ковнировский корпус и типография

Недалеко от Успенского собора расположен Ковнировский корпус, привлекающий внимание посетителей своими изысканными фронтонами. Северная его часть раньше использовалась для книжного магазина, а в противоположной находились проскурня и хлебопекарня.

Корпус назвали в честь Степана Ковнира. Это был выдающийся строитель лавровых сооружений. Во время ВОВ здание повредили, но к 1963 году было всё восстановлено. Теперь там находится Музей исторических ценностей.

Вплотную с корпусом стоит типография. Раньше сооружение было сделано из дерева, но на его месте в 1701 году возникло одноэтажное каменное здание. Через 20 лет надстроили второй этаж из дерева.

Типография была основана в 1615 году знаменитым учёным и просветителем Елисеем Плетенецким. С того момента она печатала книги регулярно, а первым выпущенным изданием был «Часослов» — учебник грамоты. Также типография впервые в мире издала церковнославянский словарь на 7 тыс. слов. Там были объяснения и переводы на понятном для обычного человека языке.

Очень популярной в то время считалась книга «Синопсис», в которой была кратко описана история Руси до XVII века. «Синопсис» также использовался в качестве школьного учебника. Эта книга попадала на переиздание более 30 раз. Всего типография за 300 лет произвела около 100 000 экземпляров, которые отличались оригинальными гравюрами, красивым шрифтом и высокохудожественным оформлением.

Во время Второй мировой войны типографию разрушили. Восстановили здание только в 1954 году. Сейчас там располагается Музей книги.

Загрузка…

Источник: https://101mesto.com/svyatye-mesta/kievo-pecherskaya-lavra.html

Киево-Печерская Лавра: поход к старцам в пещеры (фото)

В пещерах Киево-Печерской Лавры я бывал давно, еще в советское время – в далеком 1981 году. Тогда мной и группой моих однокурсников двигало простое любопытство. И вот, через 31 год мне вновь повезло посетить эти места. В этот раз мы ехали в Киев целенаправленно – совершить паломничество в Лавру и помолиться у мощей старцев в Ближних и Дальних пещерах.  

Вот и Киев – впереди станция метро «Бориспольская».

Самый доступный способ попасть в Лавру — это доехать на метро до станции «Арсенальная», а там пройти вверх по левой стороне улицы чуть более 1 км.

Приближение к святым вратам Троицкой надвратной церкви будет заметно по увеличению количества просящих милостыню нищих и увечных, которые на дальних подступах к Лавре тихо, жалобно и стыдливо просят денежку на лечение, а у самого входа уже нагло и бесцеремонно хватают за рукав и требуют помощи в любой валюте.  

Вход на территорию заповедника Киево-Печерской Лавры стоит 50 грн, разрешение на любительскую фото и видеосъемку – 100-150 грн., услуги экскурсовода – 500 грн. Бесплатно пройти в Лавру можно только в часы Богослужений и по великим церковным праздникам.

  • Пройдя немного дальше, вдоль крепостной стены заповедника, мы оказались у входа на территорию Ближних и Дальних пещер.
  • Вход сюда бесплатный, а въезд только автомобилям из резиденции Митрополита Киевского и всея Руси, администрации Духовной академии и семинарии, паломнического отдела и по специальным пропускам.
  • Дорога к пещерам выложена брусчаткой
  • и идет под уклон
  • вдоль многочисленных церковных лавок справа,
  • где продаются разнообразные сувениры с церковной символикой и церковная атрибутика 
  • и крепостной стены слева.
  • Впереди купола церкви Рождества пресвятой Богородицы у Дальних пещер
  • Уклон становится все круче и для паломников сделаны удобные и нескользкие тротуары с поручнями
  • Крестовоздвиженская церковь, в ней находится вход в Ближние пещеры.
  • Во дворе церкви всегда много паломников.
  • Большое пасхальное яйцо привлекает внимание детей 
  • и практически всех паломников.
  • Это яркое сооружение сделано из множества других крашанок – так в Украине называют пасхальные яйца.

Женщинам запрещается входить в пещеры в брюках и с непокрытой головой. Юбку можно взять напрокат под залог в 50 грн. в самой церкви, а платок купить в любой церковной лавке за 20-80 грн.

Перед входом в пещеру все зажигают свечи, которые можно купить у входа или в лавке за 1-10 грн.

В выходные дни здесь очень многолюдно и выстраивается очередь, как в мавзолей на Красной площади в Москве. Смотрители, из числа монахов, регулируют это движение, поторапливая паломников негромкими возгласами: «не останавливайтесь», «проходите», «долго не стойте», «не разговаривайте» — ну, почти как в мавзолее у Ленина.

В пещерах хранятся мощи старцев Киево-Печерской Лавры в гробах, некоторые гробы открыты, и через прозрачную крышку можно увидеть руку и облачение давно умершего старца.

Из специальной таблички на стене можно узнать, чьи это мощи и в своей молитве просить старца об исцелении или обращаться к нему с другими просьбами.

В Ближних пещерах сберегаются и мощи знаменитого русского богатыря Ильи Муромца, который завершил свой земной путь монахом Киево-Печерской Лавры.

  1. Вход в Дальние пещеры.
  2. Церковь Рождества пресвятой Богородицы.
  3. Вид на Трапезную церковь от Дальних пещер.
  4. Галерея от Ближних к Дальним пещерам.
  5. Пешеходные дорожки в церковном парке выложены камнем.
  6. Церковь «Живописный источник»,
  7. здесь любят фотографироваться новобрачные.
  8. Паломники:
  9. 1.
  10. 2.
  11. 3.
  12. Вторые ворота к пещерам.
  13. Кривое зеркало.
  14. Дорога на выход.
  15. За один день осмотреть досконально все достопримечательности Лавры просто невозможно, для этого надо минимум два дня.
  16. Оригинал записи на LiveInternet.ru

Аренда микроавтобуса в Киеве. Самые чистые микроавтобусы на свадьбу, экскурсию или деловую встречу в Киеве в компании AutoComfort http://autocomfort.ua/rent-minibus

Источник: https://darga9.livejournal.com/162481.html

Ссылка на основную публикацию