Храм всех святых на кулишках. адрес, история, фото, как добраться, расписание богослужений

Фото июнь 2012 г.:

Фото 29.12.2012:

  • Храм Всех Святых на Кулишках
  • Подворье Александрийской православной церкви

Адрес: г. Москва, Славянская площадь, д. 2

Церковь Всех Святых на Кулишках построена в конце XVI — начале XVII вв. на месте деревянного храма заложенного при Дмитрии Донском в память русских воинов павших в Куликовской битве. Приделы и колокольня второй половины XVII века. Храм расположен на Славянской площади города Москвы, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Является памятником архитектуры и охраняется государством.

Церковь Всех Святых на Кулишках (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.»):

На Славянской площади, близ улицы Солянки, стоит одна из древнейших церквей Москвы — церковь Всех Святых на Кулишках. По преданию, ее заложил великий князь Дмитрий Иванович Донской, который, вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.

Существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте стоял задолго до Куликовской битвы, и первоначальное основание храма связывают с освоением и заселением этой местности. А в 1380 году Дмитрий Донской приказал восстановить или перестроить ее в честь победы и убиенных воинов.

Церковь сильно пострадала во время битвы за Москву в 1612 году, рядом с храмом стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687 году и неоднократно обновлялась в последующие времена. И всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.

Самая трагическая страница в летописи истории храма связана с московским Чумным бунтом 1771 года. Дело в том, что этой церкви в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, которая находилась на Варварской башне стены Китай-города. (Ныне остатки фундамента этой башни можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.)

Чудотворная икона помещалась высоко над проездными воротами Варварской башни.

Каждый год по московскому обычаю в день празднования иконы 18 июня (по старому стилю) чудотворный образ на три дня опускали вниз для поклонения москвичей, затем вновь поднимали наверх до следующего года.

Боголюбская икона Божией Матери — первая написанная на Руси икона, прославившаяся чудотворениями, была создана в память о чудесном явлении Богородицы Святому князю Андрею Боголюбскому в 1155 году.

Когда на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы, москвичей охватила паника. Разразился Чумной бунт, в котором невольно оказался участником и священник Всехсвятской церкви на Кулишках.

Все началось с того, что одному человеку приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери (вот уже 30 лет никто не ставил перед ней свечей и не читал молебнов).

Этот сновидец уселся у Варварских ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем сонном видении. Вместе с ним об этом сне начал рассказывать и священник Всехсвятского храма.

Слух про необычный сон быстро разлетелся по всей Москве. Потребовалось немного времени, чтобы возбуждение народа достигло предела. Москвичи ринулись к Варварским воротам и по лестницам стали залезать вверх, чтобы приложиться к образу в надежде, что после этого они не заболеют чумой. Но такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливало распространение болезни.

Тогда архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвований на «всемирную свечу» перед Боголюбской иконой. Этим он вызвал неописуемый гнев и без того паникующих людей. Жители Москвы ударили в набат на кремлевской башне, и 16 сентября 1771 года в городе началось восстание.

Архиепископа Амвросия убили в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы.

Бунтовщики кинулись на Остоженку, к дому генерала Петра Еропкина, которого считали сообщником Амвросия, но генералу удалось запереться в Кремле.

Оттуда он безуспешно уговаривал народ разойтись, но в ответ в него летели камни и палки, и много раз толпа пыталась прорваться в Кремль. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших.

За подавление Чумного бунта императрица Екатерина II назначила Еропкина московским генерал-губернатором, наградила его голубой Андреевской лентой, подарила 20 000 рублей, еще хотела пожаловать 4000 крепостных, но он отказался.

Тогда императрица сама посетила дом Еропкина на Остоженке. Затем она повелела вырвать язык у набатного колокола, висевшего в одноименной кремлевской башне, за то, что его удары стали сигналом для начала Чумного бунта.

(Звон этого колокола еще до Чумного бунта поднимал «всполох» москвичей.)

Всехсвятская церковь продолжала действовать до 1917 года, в советский период она была закрыта, но не разрушена. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.

За многовековую историю своего существования эта церковь ушла в землю на 3,5 метра и слегка наклонилась ее колокольня, став отдаленным подобием падающей итальянской Пизанской башни. Сегодня храм прекрасно восстановлен, действует и являет собой пример лучшей московской реставрации. В церкви находится список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса» (Домостроительница).

Икона Божией Матери «Экономисса»

По преданию, однажды в Афонском монастыре (впоследствии Лавре) святого Афанасия случился страшный голод, причем такой, что монахи один за другим стали уходить из монастыря.

Прошло время, есть было по-прежнему нечего, и Афанасий тоже решил покинуть обитель. Уходя из монастыря, он встретил женщину, лицо которой было укрыто покрывалом. Женщина спросила Афанасия, куда тот идет.

Монах очень удивился встрече, ведь женщинам запрещено находиться на острове Афон.

Выслушав рассказ монаха, женщина укорила его в маловерии и в том, что он бросает свою обитель ради куска хлеба: «Где твоя вера? Воротись, и я помогу тебе», — сказала она. Афанасий спросил женщину, как ее зовут. «Я та, имени которой ты посвящаешь свою обитель. Я — Матерь Господа твоего. И с этого времени я навсегда остаюсь домостроительными твоей Лавры», — ответила незнакомка.

В доказательство своих слов женщина велела иноку ударить своим посохом о камень у дороги. Афанасий ударил, и из камня чудесным образом хлынула вода. Когда же потрясенный инок вернулся в обитель, то он нашёл все закрома наполненными хлебом.

С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, есть только помощник его. В Лавре считается, что экономиссой является Божия Матерь. А в память об удивительной встрече Афанасия на Афоне была написана икона Божией Матери, именуемая «Экономисса или Игумения горы Афонской».

Кулишки

В древности место, где располагается храм Всех Святых, было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название — «кулишки» или «кулижки». Одно из толкований слова «кулишки» определяет его как болотистое место, заболоченный участок земли с кочками.

Есть предание, что когда-то здесь находилось болото, на котором жили кулики — птицы, обитающие в болотистой местности.

Может быть, это они оставили здесь свое имя? Действительно, это место в самом центре Москвы, всего в пяти минутах ходьбы от Кремля, никогда не было застроено жилыми домами (по сравнению с другими центральными московскими районами), если не считать нескольких доходных домов, выстроенных в районе древних «кулишек» на улице Солянке до 1917 года.

Некоторые москвоведы полагают, что на заре московской истории здесь стоял густой бор, поэтому «кулишки» могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса.

Слово «кулига» имело очень много значений в древнерусском языке. Все эти значения объединены общим признаком — это влажное болотистое место. Кулигой называли луг на берегу реки, низменный берег, небольшую поляну, расчищенную в лесу и болотные кочки. Вплоть до начала XX века сенокосные места в деревнях Подмосковья часто называли «кулишками».

Источник: https://rus-towns.ru/moskva-xram-vsex-svyatyx-na-kulishkax/

Я узнаю москву — территории

  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках
  • Церковь Всех Святых на Кулишках

Храм расположен на Солянке (Солянский пр.) напротив Славянской площади, возле метро  Китай-город. Храм Всех Святых на Кулишках построен при князе Димитрии Иоанновиче Донском в память о православных воинах, павших  в битве на Куликовом поле. Многие герои Куликовской битвы были похоронены на кладбище этого  храма.

Нынешняя каменная церковь возведена из красного большемерного кирпича на рубеже XVI—XVII веков, до этого церковь была вырублена из дерева и  неоднократно горела. Храм Всех Святых построен с использованием нескольких рядов кирпичной кладки прежнего старого  храма. Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей.(см.

фото) В 1662 году к  юго-восточной части храма  был пристроен небольшой Никольский придел.  До этого существовал еще и придел пророка Наума в южной части главного алтаря.
На протяжении ХVII-ХIХ веков храм неоднократно обновляли. Снаружи храм отделан филенчатыми пилястрами и декоративными “ложными” окнами.

   Силуэт северо-западного угла церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен» российской столицы. С  этим старинным  храмом связано выражение « к черту на Кулишки» и легенда о происхождении данного высказывания.

“ В то время при многих церквях имелись богадельни — нечто вроде дома престарелых, больницы и гостиницы для паломников. Существовала такая богадельня и при церкви Всех Святых, что на Кулишках».
В 1666 году богадельню на Кулишках постигла беда: там поселился «дьявол». И житья от него обитателям богадельни просто не стало.

То кирпичи из печки вывернет да швыряться ими в паломников начнёт, , то все чугунки и горшки со снедью перевернёт. А то ещё примется человеческим голосом разговаривать, да такое всё говорит, что и слушать срамно. Одно слово — дьявол.
Пригласили батюшку — отслужить молебен с водосвятием, благо за батюшкой далеко ходить не надо.

Но «дьявол» такого дела и вовсе не допустил: стоило батюшке только начать молебен, как на него налетела бадья с помоями, а голос принялся во всеуслышание рассказывать о батюшкиных грехах, что, дескать, и пост не держит, и к одной вдовице на Солянку шастает… Срам, да и только! Где уж тут молебен служить.

В общем, не было с «дьяволом» никакого сладу, пока не догадались преподобного Иллариона пригласить. Застали его на пути в скиты дальние, да слезно умолили с «дьяволом» «разобраться». Прожил преподобный Илларион в той богадельне 6 недель в посте и молитве, как его там искушали — Бог весть, но на седьмой неделе не выдержал «дьявол» таковой святости и ушёл.

Только осталась с тех времён поговорка на Москве: «Иди ты к чёрту на Кулишки». ” Как мы помним, что церковь эта поставлена в память воинов, погибших на Куликовом поле. Останки некоторых из них захоронили прямо там, под церковью. Долго стояла она деревянной, пока в середине XVII века не возвели на её месте каменную. А тут и «дьявол» пожаловал.

Случайно ли? Или побеспокоили рабочие при постройке кости павших ратников? Но в те времена это было бы более чем странно: могилы предков свято хранили. Существует также  и другая церковь, претендующая на эту легенду — Церковь Кира и Иоанна.   Церковь Кира и Иоанна  находится близ храма Всех Святых на Кулишках. Стояла в Белом городе на Солянке, напротив Соляного двора.

Церковь известна с 1625 года, в 1657 году отделана каменной. В 1693 году перестроена, в 1754 горела, в 1758 неудачно возобновлена. В 1765 году церковь разобрали для построения новой. В 1768 году выстроена новая церковь по проекту архитектора К. И. Бланка под наблюдением И. И. Бецкого. В 1812 году церковь пострадала, в результате пожара, а в 1874 году перешла в ведение Сербского подворья и была восстановлена.  После 1881 года при церкви была возведена часовня Святого Саввы Сербского. Церковь разрушена в  1934.

В 2000-х годах на их месте выстроили новые кирпичные здания между которыми чудом сохранился столб ограды — единственное напоминание о разрушенной церкви.

Источники

podvorie-alexandria.ru (официальный сайт храма), Историческое обозрение Москвы  (А. Ф. Малиновский), Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов(П. Г. Паламарчук), Церковная археология Москвы (А. Л. Баталова), Москва в свете Новой Хронологии (Г. В. Носовский, А. Т.Фоменко), Вирус мистики (Л. М. Гудвин, Я. Полянский).

Источник: https://um.mos.ru/contests/dogm/works/34240/

☦Церковь Всех Святых на Кулишках: история и фото

Что есть что в церкви

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения.

Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Ее освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя.

Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. Так появилась традиция ставить соборы в честь побед.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.

Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.

Мини-путеводитель по Китай-городу

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают.

Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе.

Это усилило распространение болезни.

Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.

В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».

По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина.

Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом.

С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

Говорят, что… …в 1666 году в богадельне у расположенного неподалеку Ивановского монастыря завелась нечисть. Изгнать ее удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону. Оказалось, что «буянила» в церкви душа княжеского сына Игнатия: мать прокляла его и послала к черту.

Но напоследок Игнашка решил пошалить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви на Кулишках, и она накренилась в сторону Кремля. И на самом деле, за время своего существования храм на 3,5 метра ушел в землю, а наклон колокольни видно даже «невооруженным глазом».

Но все-таки иногда на фотографиях появляется чертовщина.

Храм Всех Святых на Кулишках на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Церкви Всех Святых на Кулишках?

/

Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/vseh-svatyh-na-kulishkah

Церковь Всех Святых на Кулишках в городе Москва

Це́рковь Всех Святы́х на Кули́шках — православный храм на Славянской площади, в Зарядье, в Китай-городе. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. Практически под самым храмом устроен вход на станцию метро «Китай-город».

Первая деревянная церковь на этом месте была построена Дмитрием
Донским, скорее всего, в 1380 году после Куликовской битвы. В XIV
веке место, выбранное для церкви, был недалеко от границы Москвы и
слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю
земли»; теперь это исторический центр Москвы.

Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями
1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась
нечистая сила, изгнать которую удалось только призванному из
Флорищевой пустыни старцу Илариону Суздальскому, который «пять
недель с двумя иноками там подвизался в молитвах».[1]


Церковь Всех Святых на Кулишках — @ Web

Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем
вновь в стиле московского барокко в 1687—1689 гг.

Советский период

В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося
сноса была приспособлена под нужды НКВД. О характере использования
можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были
обнаружены останки растрелянных.

В 1975 году здание было передано
Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970-82 гг. была
проведена реставрация этого интересного памятника архитектуры.

Восстановление церкви

В 1991 году здание было возвращено Русской Православной Церкви.
В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных
и в память о них у стены подвала был установлен крест с
изображениями новомучеников.

В 1998 году подворье Александрийской Православной Церкви было
перенесено из
Одессы в Москву и разместилось в церкви Всех Святых на
Кулишках.

Архитектура

Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной
полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей, к
западному фасаду которой примыкает паперть. С северо-западного угла
силуэт церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с
барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен»
российской столицы.


Pyhäinkirkko Moskovassa — Suomen Joutsen @ Flickr

Относительно времени строительства храма у искусствоведов нет
единого мнения. Пышный декор окон и ложный пояс кокошников
указывают на 1680-е годы как на наиболее вероятное время постройки.
Впрочем, не исключено и то, что двухапсидный придел и трапезная
были пристроены с южной стороны к четверику более раннего времени,
возможно, даже годуновской эпохи.

Нижний ярус, скрытый от глаз культурным слоем, сохранил
надгробия XV—XVI вв. Интересен северный портал с белокаменными
деталями. Стенопись послепетровского времени в последнее время была
отреставрирована.


upload — ABB iphone @ Flickr

Ссылки

  • Росписи
    в Храме
  • Официальная
    информация
  • Портал Православие о Храме

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Cerkov-Vseh-Svyatyh-na-Kulishkah-2128

Всех святых на кулишках

Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).

Что есть что в церкви

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения.

Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Храм освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя.

Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. С тех пор традиция ставить соборы в честь побед не прерывалась.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе. Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться ничем не приметным московским храмом, если бы не Чумной бунт 1771 года.

Мини-путеводитель по Китай-городу

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских воротКитай-города. И в самый разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто бы чуму наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, рассказывал всем о своем видении и собирал деньги на «всемирную свечу».

Вскоре эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва быстро разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это лишь усиливало распространение болезни. Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены.

В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее планировали снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви обнаружили останки расстрелянных.

В 1991 году здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Храм Всех Святых на Кулишках: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса». По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи один за другим покидали монастырь, сам Афанасий решил оставить обитель. Неожиданно ему встретилась женщина.

Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала Афанасию вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

  • Говорят, что….
  • А что вы знаете о Церкви Всех Святых на Кулишках?
  • /

Источник: https://travel70.ru/vseh-svjatyh-na-kulishkah/

Елена Лебедева. Московская церковь Всех Святых на Кулишках / Православие.Ru

'); //'» width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Московская церковь Всех Святых на Кулишках. Фото: С.Ю. Духанин / temples.ru

Самая известная в Москве Всехсвятская церковь находится на Славянской площади близ Солянки. Одна из древнейших в нашем городе, она была основана, по преданию, великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.

Однако существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте появился задолго до 1380 года. Иногда называют точную дату – около 1367 года, то есть тоже во время правления Донского, только гораздо раньше Куликовской битвы. А первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада.

Считается, что в древности это место было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название – «кулишки» или «кулижки», до сих пор представляющее собой загадку для историков и москвичей.

Одно из толкований слова «кулишки определяет его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Есть предание, что когда-то здесь и впрямь было болото, где водились кулики – птицы, обитающие в болотистой местности.

Они-де и оставили здесь свое имя.

Действительно, до сих пор это выгоднейшее место в самом центре Москвы, всего в пяти минутах ходьбы от Кремля не заселено по сравнению с другими центральными московскими районами – если, конечно, не считать нескольких доходных домов, выстроенных на Солянке до революции. Известно, что в древности местность «Кулишки» имела большие границы и простиралась выше – к Ивановской горке и далее.

Ученые полагают, что на заре московской истории здесь был густой бор, и поэтому «кулишки» могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса. Одна из местных церквей во имя Иоанна Предтечи тогда именовалась, «что под бором». В XV веке этот бор сменили роскошные Государевы Сады, оставившие о себе память в названии Старосадского переулка, прилегающего к Кулишкам.

Есть мнение, что «кулишки» произошли от слова «кульки» или «кошели», – их в изобилии изводили здесь издавна, отчего соседняя местность, ныне известная как Яузские ворота, в старину называлась Кошелями.

Эта дореволюционная версия историков получила право на существование и потому, что Солянка прежде называлась Яузской улицей, как теперь называется отрезок, продолжающий Солянку к Котельникам через реку Яузу.

Солянкой же она стала называться от казенного соляного склада, располагавшегося здесь, и прилегающая к Всехсвятской церкви Славянская площадь тоже прежде называлась Соляной, а потом Варварской. Современное же свое имя она получила уже в наше недавнее время, когда напротив церкви воздвигли памятник святым Кириллу и Мефодию, учителям словенским.

Самая неубедительная, но исторически оправданная версия о значении слова «кулишки» относит его происхождение ко временам самого Дмитрия Донского и Куликовской битвы.

От названия местности, где состоялось славное сражение русского воинства – Куликова поля – и произошло имя московских Кулишков, так как великий князь дважды прошел здесь со своей ратью – отправившись из Кремля на битву и возвращаясь в Москву с победой.

Тогда он и велел заложить тут деревянную церковь во имя Всех Святых в память о павших русских воинах и именовать эту местность «кулишками» в честь Куликовской битвы.

Однако она – отнюдь не единственный московский храм, поставленный в память о Куликовской битве и в благодарность за победу. В память о ней же был возведен собор Рождества Богородицы Рождественского монастыря, который основала вдова участника Куликовской битвы, князя Андрея Серпуховского.

И в самом Кремле в 1392 году в благодарность за победу на Куликовом поле появилась церковь Рождества Богородицы с приделом св. Лазаря, основанная великой княгиней Евдокией – как известно, битва состоялась в праздник Рождества Богородицы.

Стоит ли говорить, что эта кремлевская чудом уцелела до нашего времени и является сейчас древнейшим сохранившимся храмом Москвы.

Местность Кулишки достоверно известна с XIV века столетия, но осваиваться она начала задолго до Куликовской битвы. Тогда эта местность уже прилегала к московскому посаду, простиравшемуся от восточной стены Кремля и Красной площади.

Отсюда и повелось мнение историков о том, что первая церковь стояла тут издревле, когда на Кулишках появились первые поселения. Для немногочисленных местных жителей она и могла быть обычным приходским храмом. А в 1380 году князь Дмитрий Донской приказал восстановить или перестроить ее в честь победы и убиенных воинов – как храм-памятник.

Сильно пострадал он и во время другой битвы за Москву – в 1612 году. Рядом с ним стояли пушки народного ополчения.

Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687 году и неоднократно обновлялась в последующие времена. Всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.

Церковь Всех Святых, что на Кулишках, на Варварской площади. Фото из альбома Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви

Самая трагическая страница в летописи ее истории связана с московским Чумным бунтом 1771 года. Именно этой церкви в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, которая помещалась на Варварской башне стены Китай-города. (Ныне остатки фундамента этой башни все еще можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.) Чудотворная икона помещалась высоко над проездными воротами башни. Каждый год по московскому обычаю, 18 июня, в день ее праздника, икону с благоговением на три дня опускали вниз для поклонения москвичей, а затем вновь поднимали наверх до следующего года. И когда на Москву обрушилась страшная эпидемия, паника охватила несчастных москвичей. Взрыв не заставил себя долго ждать – и разразился Чумной бунт, в котором невольно оказался участником священник Всехсвятской церкви на Кулишках. Так считал один из дореволюционных историков Москвы.

Все началось с того, что одному простолюдину приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем видении.

Видимо, вместе с ним об этом сне и стал рассказывать священник Всехсвятского храма еще в самом начале сентября 1771 года. Однако времени потребовалось немного, чтобы нервное возбуждение народа достигло своего предела.

Люди ринулись к Варварским воротам, и по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу, а такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливали болезнь.

И тогда архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвования, чем вызвал неописуемый гнев и без того паникующих москвичей. Они ударили в Набат на кремлевской башне, и в тот день, 16 сентября, началось восстание.

Архиепископа Амвросия убили прямо в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы. Бунтовщики кинулись и на Остоженку, к дому генерала Петра Еропкина, которого считали сообщником Амвросия, но генерал уже находился в Кремле. Он безуспешно уговаривал народ разойтись – в него летели камни и палки, а толпа пыталась ворваться в Кремль через Спасские ворота. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших.

За подавление бунта императрица Екатерина Великая назначила Еропкина московским генерал-губернатором, наградила его голубой Андреевской лентой, подарила ему 20000 рублей и хотела пожаловать 4 тысячи крепостных, но он отказался: «Нас с женой только двое, детей у нас нет, состояние имеем, к чему же нам набирать себе лишнее?» Тогда государыня сама посетила его дом на Остоженке. И после того повелела вырвать язык у Набатного колокола, висевшего в одноименной кремлевской башне, звон которого в старину поднимал москвичей «всполох» – за то, что именно его удары явились сигналом для начала Чумного бунта.

Всехсвятская церковь продолжала действовать до революции. Недавно подсчитали, что за всю многовековую историю своего существования она ушла в землю на 3,5 метра и слегка наклонилась ее колокольня, став очередной «пизанской башней» Москвы.

В советское время эта церковь была закрыта, но не разрушена, только ее здание передали под различные учреждения. И в 1990-е годы Всехсвятскую церковь вернули верующим. Прекрасно восстановленная, она вновь действует и являет собой пример лучшей московской реставрации.

В ней находится редкая икона Богоматери Экономиссы (Домостроительницы).

По преданию, однажды на Афоне в Лавре св. Афанасия случился страшный голод, такой, что монахи стали уходить из монастыря. Пришло время, и сам Афанасий решил покинуть обитель, но по дороге встретил Женщину, которая спросила его, куда он идет.

Монах удивился такой встрече, и сам спросил Женщину, как она прошла сюда, на Афонскую гору. Лица ее он не видел, так как голова Женщины была укрыта покрывалом. Выслушав рассказ святого Афанасия, таинственная Женщина укорила его в маловерии и в том, что он бросает свою обитель ради куска хлеба.

«Где же твоя вера? Воротись, Я помогу тебе», – молвила Она. Тогда инок спросил Женщину, кто она. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я – Матерь Господа Твоего», – ответила Женщина, – И с сего времени навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры».

В доказательство Своих слов Она повелела иноку ударить жезлом в камень у дороги – оттуда чудесно источилась вода, а когда потрясенный инок вернулся в обитель, он нашел все закрома наполненными хлебом.

И с тех пор в афонской Лавре нет эконома, а есть только помощник его – Экономиссой почитается Сама Царица Небесная. А списку чудотворной иконы Богородицы Экономиссы можно поклониться во Всехсвятском храме на Кулишках.

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Источник: https://pravoslavie.ru/35495.html

Описание Церкви Всех Святых на Кулишках | Православные паломничества

Церковь Всех Святых на Кулишках — православный храм на Славянской площади, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Несмотря на значительный уровень культурного слоя (отчасти снят с северо-востока), церковь продолжает определять архитектурный облик Славянской площади. Практически под самым храмом устроен вход на станцию метро «Китай-город».

Первая деревянная церковь на этом месте была построена Дмитрием Донским, скорее всего, в 1380 году после Куликовской битвы. В XIV веке место, выбранное для церкви, был недалеко от границы Москвы и слово кулишки стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы.

Фраза «у чёрта на куличках», как считается, связана с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, изгнать которую удалось только призванному из Флорищевой пустыни старцу Илариону Суздальскому, который «пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах».

Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 году и затем вновь в стиле московского барокко в 1687-1689 гг.

В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды НКВД. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки растрелянных.

В 1975 году здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970-82 гг. была проведена реставрация этого интересного памятника архитектуры.

В 1991 году здание было возвращено Русской Православной Церкви. В 1994 году в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных и в память о них у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников.

В 1998 году подворье Александрийской Православной Церкви было перенесено из Одессы в Москву и разместилось в церкви Всех Святых на Кулишках.

Здание церкви двухъярусное, одноглавое, с единственной полукруглой апсидой, обстроенной с трёх сторон галереей, к западному фасаду которой примыкает паперть. С северо-западного угла силуэт церкви оживляет трехъярусная восьмиугольная колокольня с барочными деталями. Это одна из немногих «пизанских башен» российской столицы.

Относительно времени строительства храма у искусствоведов нет единого мнения. Пышный декор окон и ложный пояс кокошников указывают на 1680-е годы как на наиболее вероятное время постройки. Впрочем, не исключено и то, что двухапсидный придел и трапезная были пристроены с южной стороны к четверику более раннего времени, возможно, даже годуновской эпохи.

Нижний ярус, скрытый от глаз культурным слоем, сохранил надгробия XV-XVI вв. Интересен северный портал с белокаменными деталями. Стенопись послепетровского времени в последнее время была отреставрирована.

Паломнические поездки к Церкви Всех Святых на Кулишках

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/church-vseh-sviatyh-na-kulishkah.htm

Церковь Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках — православный храм, расположенный на Славянской площади, буквально над одним из выходов со станции метро «Китай-город».

Современное здание храма построено в 1687-1689 годах, основан же он гораздо раньше: первая деревянная церковь на этом месте была построена, вероятнее всего, во времена Дмитрия Донского в честь воинов, павших 8 сентября 1380 года в Куликовской битве. Церковь была перестроена в камне в 1488 году, затем перестроена вторично в 1687-1689 годах в стиле московского барокко.

Однокупольное двухъярусное здание церкви включает полукруглую апсиду, обстроенную галереей, пристроенную трапезную и трёхъярусную восьмигранную колокольню-звонницу. Фасад вишнёвого цвета декорирован поясом ложных кокошников и барочными элементами с пышным оформлением окон.

Колокольня примечательна своим наклоном: верхний ярус отклонился от вертикали примерно на 1 градус, благодаря чему она получила известность как одна из «Пизанских башен» Москвы.

Считается, что из-за мягкого грунта за годы существования здание просело примерно на 3,5 метра — вероятно, из-за этого колокольня и накренилась.

В советские годы церковь была закрыта: в 1930 году здание использовали органы госбезопасности (при раскопках в 1994 году в подвале были обнаружены останки расстрелянных), в 1975 его передали Музею истории Москвы. В 1991 году здание вернули Русской Православной Церкви, а с 1998 в нём также разместилось переехавшее из Одессы подворье Александрийской Православной Церкви.

«У чёрта на куличках»

Название храма — на Кулишках — связано с названием местности, на которой он находится.

Кулишки — урочище в восточной части Белого города; кулишками (кулижками) в древности называли топкое, болотистое место, по другим данным — часть леса, сохранившуюся после вырубки.

Так или иначе, в 14 веке это место считалось удалённым от центра города и располагалось буквально на границе Москвы, ввиду чего слово «кулишки» постепенно приобрело значение «очень далеко», «на краю света».

В русском языке существует связанное с кулишками выражение «у чёрта на куличках», означающее буквально «очень далеко, в глухомани».

Фразу связывают с событиями 1666 года, когда, согласно городской легенде, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре завелась нечистая сила; изгнать демона смог лишь иеромонах Иларион из Флорищевой пустыни — бесом оказался княжеский сын Игнатий, проклятый своей матерью.

Тем не менее, после изгнания из Ивановского монастыря бес Игнашка якобы появлялся во Всехсвятской церкви на Кулишках и церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, некоторое время перебирался между местными храмами и в итоге пропал.

Существует также легенда, будто бы именно из-за Игнашки отклонилась колокольня церкви Всех Святых: перед тем как сгинуть, демон якобы забрался на колокольню, отчего та и накренилась.

Церковь Всех Святых на Кулишках находится на Славянской площади, дом 2. Добраться до неё можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/tserkov_vseh_svjatyh_na_kulishkah

Ссылка на основную публикацию