Высоцкий монастырь серпуховский мужской икона неупиваемая чаша. адрес, фото, история

В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

«Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, — есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие» (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).

Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, — в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо «пьяницы… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично.

Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы.

И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую «Неупиваемая Чаша», как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: «Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…».

По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – «Оранта», только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии.

Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и никогдаже иждеваемый».

А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным.

Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния.

От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы.

Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь.

В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче.

Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием.

Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши.

Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне.

Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости.

Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами.

Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого.

В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары.

За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.

Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону.

Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней.

«И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней.

Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.

 

© Высоцкий монастырь, 2006-2019

Источник: http://visotskymonastir.ru/sv1.php

Высоцкий мужской монастырь иконы «Неупиваемая чаша» в Серпухове

Серпуховская мужская обитель имеет богатую историю и много испытаний выпало на её долю. Сегодня монастырь переживает возрождение: реставрируются храмы, строятся соборы. Это место входит в число мощных духовных центров страны и ежегодно привлекает тысячи паломников.

Высоцкий мужской монастырь, Серпухов

История постройки

Монастырь в городе Серпухове появился благодаря стараниям князя Владимира Андреевича. В XII веке он правил в городе и пожелал украсить его православной обителью. Князь испросил у своего духовника Сергия Радонежского благословения на это дело. Преподобный старец уже был к тому времени известен на русской земле своим иноческим подвигом и пользовался большим уважением.

Ещё о храмах Серпухова:

  • Храмы Серпухова
  • Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

По приглашению Владимира Андреевича, он вместе со своим учеником Афанасием пришёл пешком в Серпухов, и они вместе с князем выбрали место для закладки новой обители.

Так на холме, окруженном водами реки Нары, впадающей в Оку, появился Высоцкий монастырь. Холм в просторечии именовался «Высокое», отсюда и произошло название обители. Случилось это событие 2 декабря 1374 года. По преданию, Сергий Радонежский перед закладкой обители вознес молитву к Господу. Это молитвословие до сих пор входит в службу, совершаемую братией.

  • Посвятить монастырь князь решил честному зачатию Богородицы. Для руководства новой обителью избрали Афанасия, ученика Сергия Радонежского. Он сыграл немаловажную роль в вопросе возобновления преемственности византизма на русской земле, как книгописец и грамотный человек. Вследствие разрушительных набегов татарских племён, традиция была практически утрачена. При Афанасии Высоцкий монастырь сумел обрести статус центра византизма всей Руси.
  • В сентябре 1380 года войско русское провело сокрушительное сражение с Золотой Ордой. Враг был повержен. Решающее значение имел выход Засадного полка под началом князя Владимира. В историю это событие вошло под названием Куликовской битвы. Погибших в бою серпуховцев похоронили в стенах обители. Над братской могилой воинов построили собор из камня, увековечив память о победе. Его освятили в честь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.
  • Спустя тринадцать лет своего настоятельства преподобный Афанасий уехал в Царьград. Там он окончил составление «Ока церковного». Так назывался устав Русской Церкви, обязательный для всех церквей княжества. В 1401 году святой подвижник преставился перед Господом.
  • Новым игуменом обители стал Афанасий младший. Он мудро руководил духовной жизнью монастыря, сохраняя в нём тот же уклад, который благословили преподобный Афанасий и Сергий Радонежский. В возрасте тридцати трёх лет Афанасий младший скончался, явив с той поры немало чудес верующим серпуховцам. Его стали почитать, как заступника града Серпухова и обители.

Мощи преподобного Афанасия Высоцкого в Покровском храме монастыря

  • Третьим настоятелем стал ученик Сергия, преподобный Никита. Он управлял жизнью монастыря 19 лет и окончил свои земные дни в северном городе Костроме.

Поскольку Серпухов расположился в приграничной зоне Московского княжества, то он первым встречал набеги неприятеля, которые были не редкостью.

Под стенами монастыря часто останавливались войска под предводительством царя и представителей знати. В XVI веке в монастырский ансамбль добавились Никольский и Сергиевский храмы.

Также построили придел в честь Рождества Богородицы и галерею, окружающую собор.

Период XVII-XX веков

XVII век вошёл в историю всей Руси, как Смутное время. Участились набеги татар, не гнушались приходить на русские земли поляки и запорожские казаки. Всё это сопровождалось разгромом и грабежом. Обитель разоряли и сжигали.

Лишь с началом царствования Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича пришёл расцвет монастыря. Монархи оказывали щедрую помощь обители. Старые храмы восстанавливались.

Вокруг монастыря возвели высокую каменную ограду с башнями на углах.

Об иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша»:

В следующем столетии Высоцкая обитель имела в своём распоряжении довольно большие земельные участки. На её территории действовало семь церквей и богатая библиотека. Но во второй половине XVIII века, в связи с принятием постановления о секуляризации владений приходов, монастырь потерял значительную часть земель и перешёл на содержание государства.

Историческое фото Высоцкого монастыря в Серпухове (1905 г.)

Советский период

К началу XIX века положение улучшилось. Началось строительство колокольни в три яруса, на втором из которых обустроили Трёхсвятительский храм. Расширили трапезную. В целом обитель до прихода советской власти считалась одной из самых благополучных в стране.

Но всё изменилось после октябрьского переворота. В 1928 году монастырь закрыли, в качестве приходской церкви работал только Покровский храм. Однако в 1931 году запретили и его деятельность.

На протяжении семидесяти лет монастырские постройки служили концлагерем, складом, казармой и даже коммунальными квартирами.

И только с развалом СССР право на владение помещениями было возвращено Православной Церкви.

25 марта 1991 года Священный синод благословил возобновление Высоцкого монастыря. Начались работы по реставрации обители.

Описание архитектуры

Все постройки монастыря представляют собой яркие примеры архитектурных традиций разных веков.

В центре двора обители возвышается прекрасный Зачатьевский собор, выполненный в стиле зодчества XIV века. Он окружен сводчатыми галереями. В конце галереи расположился небольшой храм Рождества Богородицы.

Интерьер собора Николая Чудотворца в Высоцком монастыре

Вблизи собора стоит другая церковь с бывшей трапезной — Покровская, которая не один раз перестраивалась. Но в её стилистике узнается московское барокко. Этому храму, в своё время, покровительствовали Нарышкины, представители царской знати.

Храм в честь Трёх Святых стоит за оградой монастыря. В нём присутствуют элементы псевдовизантийского и псевдороманского стиля. Сейчас здание реставрируется. Храм Сергия Радонежского расположен в южной части, если в качестве ориентира брать Зачатьевский собор. Его убранство не сохранилось до наших дней, но он был заново расписан и прошёл реконструкцию.

В целом обитель производит впечатление величественности и умиротворения. Двор всегда чист, ухожен, вокруг много зелени в тёплое время года. Чтобы прочувствовать неспешность жизненного уклада местных монахов, проникнуться высокой духовностью этого места, нужно пробыть в монастыре хотя бы два дня.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Храмы, входящие в монастырский комплекс, представляют собой уникальные памятники архитектурного искусства. В настоящее время здесь действует шесть храмов. В трёх остальных ведутся восстановительные работы. К первой группе относятся:

Каждый из них выполнен в своём неповторимом стиле, который соответствовал разным эпохам.

К сожалению, за долгие годы богоборчества, обитель понесла большие утраты. Некоторые храмы были настолько обезображены, что трудно было поверить в их былое величие. Но мастерам нашего времени удалось восстановить разрушенные сооружения и вернуть им первозданный вид, насколько это возможно.

Важно! Монастырский комплекс является памятником федерального значения и охраняется государством.

Святыни

Главной ценностью обители считается икона Матери Божией «Неупиваемая Чаша», к которой приезжают паломники со всех концов страны.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком монастыре

Почитается с большим благоговением икона Высоцкого чина Пресвятой Богородицы, написанная в конце XIV века. Также здесь хранятся образы Богоматери «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Всех скорбящих радость».

В храмах Высоцкого монастыря есть икона Георгия Победоносца, написание которой относят к XV веку, и резной образ святого Николая под названием «Николай Можайский». В ковчежцах хранятся частицы мощей двухсот праведников, которые жили на заре христианства и до наших дней.

Деятельность прихода

При Высоцком монастыре работает военно-патриотический клуб, который с 2004 года принимает на воспитание мальчиков возрастной группы от 8 до 17 лет. С ними занимается преподавательский коллектив в составе десяти человек. Организационные вопросы клуба решают духовник и руководитель.

Сейчас здесь занимается 120 ребят, которых приобщают к традициям русского воинства, всегда почитавшего Христа и православную веру.

Расписание богослужений

Попасть в монастырь можно без проблем на протяжении всего года.

В будние дни двери обители открыты с половины шестого утра. Закрывается монастырь в семь часов вечера. В субботу и воскресенье приходить можно в 7:30.

Божественные службы совершаются по общепринятому для монастырей суточному кругу. Так, в 6:00 начинается утренняя молитва, в 8:00 готовятся к исповеди, затем следует Литургия. До пяти часов вечера проводятся панихиды и читаются заказные молебны. Вечерняя служба начинается с 17:00.

Паломники и монахи присутствуют также на второй вечерне, которая совершается в 21:00.

Богослужение в храме Высоцкого мужского монастыря

Престольные праздники

В числе праздников, относящихся к престольным, находятся:

  • 22 декабря — зачатие праведной Анной Девы Марии;
  • 18 июля — память преподобного Сергия Радонежского;
  • 8 октября — Собор Московских святых;
  • 14 октября — Святой Покров Богородицы;
  • 12 февраля — Собор Трёх Святителей;
  • Собор Всех Святых;
  • 18 мая — день иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • 22 ноября — день иконы Богоматери «Скоропослушница».

Как добраться

Обитель находится по адресу: Московская область, город Серпухов, ул. Калужская, д.110. Доехать можно как на общественном транспорте, так и на своей машине. Расположен монастырь в 100 километрах от столицы в южную сторону.

На электричке время в пути займёт два часа. Отправляются поезда от Курского вокзала. Выходить следует на станции «Серпухов». Автобусы идут от станции метрополитена «Южная». Номер маршрута — 458. Время в дороге — от полутора до двух часов. Ехать нужно до конечной остановки — серпуховского железнодорожного вокзала. С него до монастыря едут автобусы № 3, 8, 20.

На своём автомобиле добираться необходимо по шоссе Москва — Симферополь. В городе, свернув на 1-Московскую улицу и на 2-Московскую улицу, можно выехать на Высоцкий переулок, где есть указатель к монастырю.

На заметку! Паломники могут уточнить все организационные вопросы перед прибытием в обитель в телефонном режиме. Для ночлега предоставляются кельи. В стоимость пребывания входит также питание при монастыре.

Братия с удовольствием проведут экскурсию и познакомят с достопримечательностями Высоцкой обители.

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/vysotskij-monastyr-v-serpuhove.html

Икона Божией Матери «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

  • 18 мая — празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Православные верят, что этот образ дарован Богом для спасения, исправления и исцеления пьяниц.
  • Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.

Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, всё, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот этот совершенно уже опустившийся человек видит однажды необыкновенный сон. К нему подходит благолепный старец и говорит: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом». Без гроша денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец является ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказывает исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправляется в путь. Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий просил отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким названием. Кто-то сказал: «Не та ли это икона, с изображением чаши, что висит в проходе из храма в ризницу?» Икону эту сняли со стены и на оборотной стороне ее действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним был совершен молебен.

А в иконе преподобного Варлаама Серпуховского, основателя Владычнего монастыря, крестьянин узнал того благолепного старца, который явился ему во сне и велел найти эту икону. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к вину.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершались молебны, завершавшиеся нравственными беседами.

Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.

По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», – когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.

Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью – в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове.

В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара…

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.

Сейчас существуют два почитаемых чудотворных списка с иконы. Оба находятся в Серпухове — один в Высоцком мужском монастыре, другой — во Владычном женском монастыре.

В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

Образ «Неупиваемая Чаша» находится в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря. Список тоже чудотворный, перед ним неугасимо горит лампада как символ всех молитв к Божией Матери.

  1. Серпухов. Высоцкий мужской монастырь
  2. Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма

Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.

Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях.

Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.

Владычный монастырь. Серпухов

Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.

), так как иконы была явлена через предстательство этого святого.

В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке. 

Тропарь, глас 4 Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

  • Кондак, глас 6 Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.
  • Стихира по 50-м псалме, глас 6 Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.
  • Молитва

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели. О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1124450

История Высоцкого мужского монастыря в Серпухове

     

   Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый.

Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов.

Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию правед-ной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г.

был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

   Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции.

Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.
   8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой.

Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.
В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.
   Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.
   По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

   Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

   В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.
   Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.
   К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

   С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

   В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.
   К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

   25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.
   24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.
   В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.
   Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатиевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.
   В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.
   В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Источник: http://www.MarielTour.ru/istoriya-vysockogo-muzhskogo-monastyrya-v-serpuhove

Высоцкий монастырь в Серпухове. Икона Богородицы Неупиваемая чаша

Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии.

Высоцкий монастырь

Строительство начал князь Владимир Храбрый, ближайший сподвижник и брат благоверного князя Дмитрия Донского.

По его просьбе Сергий Радонежский сам выбрал место для будущего монастыря — на красивом холме, который назывался «Высокое». По именованию места стали называть и Высоцкий монастырь в Серпухове.

Сотворив молитву на месте, выбранном под строительство будущего монастырского подворья, преподобный Сергий уехал, оставив для ведения строительства своего ученика Афанасия.

Он же возглавил новопостроенный монастырь.

В 1991 году настоятелем в открытом после многих лет упадка и гонения на религию советских времен монастыре стал архимандрит Иосиф.

Его стараниями было возобновлено в храме служение чудотворной иконе, почитаемой в этой местности. Новый образ Неупиваемой чаши, взамен пропавшего был написан Александром Соколовым, известным иконописцем.

Списки ее сегодня распространены в России и по всему миру. Многие из них известны и чудом мироточения.

Неупиваемая чаша

Высоцкий мужской монастырь, где ныне хранится чудотворная икона Неупиваемой чаши изначально не был местом ее обретения и почитания. С момента явления и до советских времен образ содержался в женском Введенском монастыре, также находящемся в Серпухове.

Явление Неупиваемой чаши относят к 1878 году. Тогда бывшему солдату был сон — к нему явился схимник, который велел идти из Тульской губернии, где он проживал, в Серпухов, чтобы помолиться образу Богородицы «Неупиваемая чаша». Бывший солдат был пьяницей, дошедшим до такой степени, что пропил все свое имущество, и даже лишился здоровья — обезножел.

Трижды являлся к нему схимник, после чего измученный калека как мог пополз в сторону, указанную старцем. Но, добравшись до указанного монастыря, он не нашел названный старцем образ. Не сразу смогли найти его, висящим в проходе из собора в ризницу.

На иконе действительно была изображена чаша, а в одном из ликов бывший солдат узнал схимника, являвшегося в снах.

Особым почитанием Неупиваемая чаша была окружена в Серпухове, где была расположена. При центральном храме города было основано общество трезвости, проводились молебны, читались акафисты, проводились беседы о нравственности.

Утрата и обретение иконы

Послереволюционные гонения на церковь сильно коснулись подмосковного Серпухова. Был закрыт Владычный монастырь. Чудотворную икону при закрытии переместили в Никольский кафедральный собор, который позднее был также закрыт, а все святыни — вынесены и сожжены. Явленная чудотворная икона и списки с нее исчезли.

По иконографии икону Неупиваемая чаша относят к древнейшему типу изображения человеческой фигуры (святых, мучеников, Богородицы) на иконах «Оранта» (от лат. Молящийся). Богоматерь изображена в традиционной позе заступнической молитвы — с поднятыми вверх раскинутыми руками.

По иконописному и сюжетному содержанию отмечают близость ее с другим чудотворным образом — Никейской иконой, прославившейся в начале IV века н.э. Благословляющий младенец Христос на иконе написан стоящим в чаше, а Богоматерь с воздетыми вверх руками, молящаяся за всех грешников и предлагающая им вместо низменных страстей припасть к источнику утешения и чистой духовной радости.

Паломничество к Неупиваемой чаше

Вопрос как доехать из Москвы в Серпухов не вызовет сложностей даже у людей, не обремененных опытом путешествий, расстояние невелико и все путешествие займет не более 2,5 -3 часов в одну сторону:

  • На автомобиле — от МКАД свернуть на трассу М2 (автодорога Крым) и доехать до Серпухова. Монастырь расположен на окраине города, у берега реки Нара. Чтобы добраться до него, от центральной площади поверните направо и следуйте по 2ой Московской улице до поворота на Большой Высоцкий переулок. Он приведет вас прямо к стенам монастыря.
  • Электричкой до ст. Серпухов можно доехать от Царицыно или с Курского вокзала. От станции автобусом No 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
  • Автобусом No 458 на Серпухов или No 363 на Протвино от м. Южная. От автостанции местным автобусом No20 до остановки «Высоцкий монастырь».

Но лучше посетить Серпуховский монастырь и поклониться чудотворной иконе в ходе организованной поездки с паломнической службой Товия. Наша служба создана для обеспечения безопасности и комфорта паломников, решивших посетить святые места

России, ближнего и дальнего зарубежья, мы предлагаем:

  • поездки на комфортабельных автобусах;
  • сопровождение православного экскурсовода;
  • программы, учитывающую все особенности паломнических поездок.

Если вы впервые предпринимаете паломничество, поездка с паломнической службой Товия откроет вам мир духовного путешествия, поможет создать особый молитвенный настрой, позволяющий ощутить всю благодать, нисходящую на человека при поклонении святым местам. Православный экскурсовод ответит на все возникающие вопросы, окажет необходимую поддержку. Те, кто уже бывал в паломнических поездках, оценят удобство и комфорт, поддерживаемую в поездках атмосферу истинного православного путешествия.

В ходе однодневной поездки вы сможете:

  • посетить Высоцкий мужской монастырь и прикоснуться к его святыням;
  • отстоять молебен у иконы Неупиваемой чаши, испросить чудо исцеления от пагубного пристрастия к алкоголю (наркомании, табакокурению) для себя и своих близких;
  • посетить с экскурсией Введенский женский монастырь — место явления первообраза чудотворной иконы Неупиваемой чаши;
  • поклониться мощам преподобного Варлаама Серпуховского;
  • прикоснуться к благодати мироточивых икон,
  • посетить монастырь 16 века — Вознесенскую Давидову пустынь;

Чтобы принять участие в наших поездках, забронируйте место, воспользовавшись формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону.

На главную

Источник: https://tovia.ru/blog/svyatye-mesta-rossii/vysotskiy-monastyr-v-serpukhove-ikona-bogoroditsy-neupivaemaya-chasha/

Высоцкий Мужской монастырь. Икона Неупиваемая Чаша

Если вы наберете в поисковике слово «Высоцкий», как по-вашему, какой ответ выдаст Яндекс?

— Правильно, -Владимир. Первые 10 страниц будут посвящены именно ему — нашему любимому поэту и актеру. Но потом, после первых 10 страниц…. Вторым ответом появятся статьи о монастыре. О Высоцком мужском монастыре в Серпухове.

А еще можно сделать так: в выходной день стать на перекрестке где-нибудь в районе улиц Калужской и 1-й Московской и постоять там минут 20. И посчитать, сколько раз остановятся машины и вы услышите вопрос: «Монастырь?», «Неупиваемая чаша»? Раза 3 точно будет, а может быть и больше.

Правда, тут следует уточнить: «Высоцкий монастырь? Или Владычный?» Потому что их два. Два прекрасных древних монастыря, доживших до наших дней, восстановленных, обновленных и продолжающих свою деятельность на радость всем. Но я сейчас не о Владычном, о нем я расскажу в следующий раз.

А сейчас рассказ о Высоцком монастыре, основанном князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению его наставника и друга Сергия Радонежского.

Суровое время, 14-й век, нашествия монголов. оборона Московского княжества.. Но,»тяжелые времена рождают сильных людей». И сильные люди приходят. И строят оборонительные сооружения. Монастырь — это еще и крепость.

Ока, широкая лента реки… С одной стороны Степи, с другой — Московские земли. Естественная граница. А с высокого берега реки Нары, что впадает в Оку, можно охватить взглядом и излучину реки, и подходящие суда, и растянувшиеся степные просторы. Красиво. В настоящее время прекрасный вид на Тульскую область.

Вот на этом месте, которое называлось » Высокое» и решено было основать монастырь. Первые деревянные сооружения монастыря появились в 1374 году. А после победы в Куликовской битве Владимир Андреевич обнес Зачатьевский деревянный храм белым камнем.

Рядом похоронены воины-серпуховичи, сложившие головы на поле Куликовом.

История монастыря очень богата. С ней связаны имена Ивана Грозного, Бориса Годунова, литовского князя Ольгерда Гедиминовича, митрополита Киприана и царя Алексея Михайловича. Я не буду все пересказывать, лучше приезжайте и посмотрите сами.

Постойте на берегу реки Нары, почувствуйте себя…. ну я думаю, каждый сам решит кем.. Прогуляйтесь по территории. В настоящее время все очень красиво и прекрасно обустроено.

Принимают паломников-мужчин, есть уютные кельи (уровня 4-х звездочной гостиницы) и кафе-трапезная на территории.

Подъезжают туристы.Иконная лавка и сувенирный магазин.Паломнический корпус.Кафе-трапезная.

Забавный случай произошел со мной несколько лет назад. Мы с моей подругой, которая приехала в гости, хотели зайти на территорию и нас не пустили… Дело было летом, оделись мы, как мне показалось, максимально скромно.

Но к нам при входе подлетел привратник и прямо-таки отчитал: «Как вы посмели подойти к дверям мужского монастыря?» Мы потом долго гадали, что он такого в нас увидел? Подруга — учительница музыки и тоже возмущалась: «Сколько преподаю, никогда не думала, что я — олицетворение порока». Домашние мне объяснили, что, возможно, я попала на очень рассерженного монаха… Не знаю.

Но с тех пор хожу в монастырь в основном в зимнее время года, в теплой темной зимней и исключительно закрытой одежде. На голову еще капюшон натягиваю.

Часто спрашивают об иконе «Неупиваемая Чаша»:

-Правда ли, что это копия? -Почему копия, нечестно, где оригинал?- Если копий две, то какая из них более «действенная»?

Древняя икона, действительно, была утеряна в начале прошлого века. В настоящее время существует два списка икон. Список — это не копия. Как мне объяснили, копий икон не бывает. Список — это отдельное самоценное изображение. Форма может отличаться в деталях, содержание — нет.

Богородица поднимает руки в защитном жесте. Она спасает и охраняет. Младенец перед ней в чаше, повторяет жест. Один список находится в Высоцком монастыре, второй — в женском Владычном. Считается, что икона излечивает от алкоголизма и наркомании.

Так ли это, каждый решит для себя сам.

Такой вариант иконы продается в сувенирной лавке Владычного монастыря. Вверху цена. Но икона очень красивая.

Женский Владычный монастырь принимает паломниц — женщин. Жизнь кипит, чудеса встречаются. Если Вы дочитали и Вам интересно, подписывайтесь на канал, а я буду рассказывать о жизни монастыря и других интересных событиях в городе С. Продолжение здесь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5e1ca24826774b1252d802/5a7807d0e86a9ef6d4f294b7

Ссылка на основную публикацию