Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

У путешественников, которые едут в Грузию наземным транспортом из России, знакомство со страной начинается с Военно-Грузинской дороги. Путь в 208 км. проходит через главный Кавказский хребет и соединяет такие города, как Владикавказ и Тбилиси.

Военно-Грузинская дорога — это четыре часа захватывающих горных пейзажей. Всю поездку можно просидеть у окна, любуясь панорамой окрестных гор, но на этом приятности не заканчиваются… Дорога в Тбилиси богата и на достопримечательности, поэтому рекомендую не спешить сразу в столицу, а задержаться здесь хотя бы на один день.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Цминда Самеба (Троицкая церковь)

Первая достопримечательность, которая встречает гостей после прохождения грузинской границы — Троицкая церковь в Гергети, она же Цминда Самеба. Кроме своего религиозного значения, церковь привлекает туристов горными пейзажами и видом на гору Казбек.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Арка Дружбы Народов

Недалеко от Степанцминда расположена арка Дружбы Народов, которую установили ещё при Советском Союзе. Арка является отличной смотровой площадкой, где можно в очередной раз насладиться красотами Кавказа.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Гудаури

Военно-Грузинская дорога также проходит и через популярный горнолыжный курорт Гудаури. Отдых в зимнее время весьма предсказуем — лыжи, сноуборды, сани и любые другие активности связанные со снегом и холодом.

Летом здесь тоже не придётся скучать. В тёплое время года в Гудаури популярны пешеходные и веломаршруты, параплайнинг, йога-туры и палаточные городки.

Кроме того, летом здесь работает кресельный подъемник, который доставит вас на вершину Садзели.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Крепость Ананури и жинвальское водохранилище

Крепость Ананури находится в 70-ти километрах от Тбилиси, и привлекает внимание туристов красивой панорамой на Жинвальское водохранилище.

Крепость датируется XVII веком, а некоторые из башень приходятся на XIII век. Ананури была надежным укреплением эриставов в многочисленных войнах между местными князьями, а её выгодное расположение в ущелье двух рек, позволило контролировать единственный путь из Дарьяльского ущелья к Душети. С 2012 года крепость входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Минеральный источник

Ещё одна природная достопримечательность Военно-Грузинской дороги — минимальный источник. Каменный «водопад» коричневого цвета находится сразу у дороги, его невозможно не заметить. Здесь можно бесплатно набрать минеральной воды, и купить овощи и фрукты в дорогу.

Мцхета

Древний город Мцхета находится всего в 20-ти км. от столицы и является одним из самых посещаемых мест Грузии. Туристическую привлекательность Мцхета получила благодаря собору Светицховели, в котором хранится хитон Иисуса Христа, да и удобное расположение города, относительно других достопримечательностей, сыграло не последнюю роль.

  • Посещение Мцхеты удобно для тех, кто едет по Военно-Грузинской дороге;
  • В Мцхету удобно добираться тем, кто хочет уехать из Тбилиси на один день;
  • Экскурсию в Мцхету удобно совместить с поездкой в Уплисцхихе и Гори;

Храм Джвари

Храм Джвари находится вблизи Мцхеты и славится уникальным видом на слияние двух рек — Куры и Арагви. Кроме того, возле Джвари был установлен первый в Грузии православный крест, поэтому для многих путешественников это ещё и место силы.

FAQ о Военно-Грузинской дороге

Другие статьи про Грузию

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями! Этим вы сделаете нас чуточку счастливее и у нас будет вдохновение писать ещё 😉

Источник: https://addicted2travel.ru/voenno-gruzinskaya-doroga-fotootchet-dostoprimechatelnosti/

Военно-Грузинская дорога: больше, чем просто трасса

Если вы поедете в Грузию из России на своей машине, то вам не миновать проезда по Военно-Грузинской дороге, потому что это единственный способ проехать в  Грузию легально — через Верхний Ларс. Почему — читайте в этой статье: Грузия: как доехать и чего ждать от посещения

Не пугайтесь названия: сейчас это просто дань истории. На самом деле вас ждёт увлекательное путешествие по одной из самых красивых трасс не только во всём бывшем СССР, но и пожалуй во всей Европе.

Помимо восхитительных горных пейзажей, на этой дороге есть целый ряд достопримечательностей. Чтобы увидеть их, вам даже не придётся сворачивать с трассы.

Из Тбилиси есть целенаправленные экскурсии, предлагающие туристам проехать по этой дороге. Например, такая — Путешествие по Военно-Грузинской дороге: история древнего торгового пути и головокружительные виды.

Также неплохой вариант — взять машину напрокат (выгоднее всего — вот на этом сайте Myrentacar) и отправиться по этой дороге в одно-двух дневное путешествие.

Что ж это за волшебная дорога такая, спросите вы. А я отвечу: читайте дальше и готовьтесь к одной из самых потрясающих поездок в вашей жизни.

Военно-Грузинская дорога: история строительства, достопримечательности, фото

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Военно-Грузинская дорога — это не просто трасса, соединяющая Россию с Грузией, ведущая из Владикавказа в Тбилиси, через горный Кавказский хребет.

Этот участок дороги длинною в 208 км, который на карте выглядит просто как умеренный серпантин, — настоящий must see маршрут, уже очень давно ставший популярным у туристов.

 Потому как позволяет за один день увидеть озера, крепости, храмы и умопомрачительные горные пейзажи.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Вон тот «горох», рассыпанный по горному плато — это вообще-то стога сена…

Как и когда построили эту дорогу

Дорога проходит по древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье, и её описание имеется ещё у древних греков.

После того, как была основана осетино-русская крепость Владикавказ, движение по этой дороге стало наращивать обороты. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году.

Но путь по ней в те времена был тем ещё квестом! Так, посланный в Грузию отряд русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл в Тифлис лишь через 36 дней.

Современное название — Военно-Грузинская — закрепилось за дорогой после начала её реконструкции русским военным ведомством. Потому что сразу после присоединения Грузии к России (1801) начались работы по улучшению этой дороги.

Ведь она в то время была единственной транспортной связью двух государств.

В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, и был проведён колоссальный объём работ: срезаны откосы, построены карнизы,  мосты,  возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов возведены подпорные стены и т. д.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

А главное — на дороге были устроены 11 станций: Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Млеты, Пасанаури, Ананур, Душет, Цилкани, Мцхета, и наконец  — Тифлис (Тбилиси). На всех станциях имелись помещения для бесплатного ночлега. Вон как в Российской империи заботились о путниках!

Военно-Грузинская дорога: состояние сегодня

Для начала, нужно быть готовым к тому, что большая часть пути проходит по петляющему горному серпантину.

Знаю по личному опыту, что многие водители не любят, да и просто не умеют ездить по серпантину: тормозят уже в самом повороте, едут на тормозах весь спуск… Поэтому для некоторых обитателей средне-российской равнины этот маршрут может стать проверкой водительского мастерства. Помимо сложностей рельефа, по трассе ходят животные: стада баранов, собаки, коровы.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Перед поездкой мы внимательно почитали отзывы о состоянии дороги. Убедившись, что дорога на всё протяжении заасфальтирована и не вызывает вопросов, успокоились.

В некоторых отзывах нам попалась информация, что зимой трассу частенько перекрывают из-за лавин, оползней, аварий. Поэтому перед поездкой  в зимние  месяцы все советуют проверять в интернете, открыта ли дорога. Но мы собирались в Грузию во второй половине сентября, и потому к нам это никак не относилось

Единственная мера, которая не будет лишней — заправить полный бак бензина ещё во Владикавказе. Во-первых, в Грузии бензин ощутимо дороже, чем в России. Во-вторых, заправок на Военно-Грузинской дороге немного, если не сказать «очень мало».

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Сколько времени потребуется на прохождение этой дороги? Тут у меня ответа нет. Если рассуждать логически — то что такое 200 км дороги для современного автомобиля? Навигатор нам показывал 3,5 часа. И наверное это так.

Но на самом деле, скорость передвижения по этой дороге зависит от того, что вы захотите увидеть и насколько глубоко готовы погрузиться в природу и атмосферу здешних мест.

Читайте эту статью дальше и тогда примерно прикинете время, которое стоит отвести на маршрут.

Достопримечательности Военно-Грузинской дороги

  • Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас
  • Итак, что вас ожидает в поездке по Военно-Грузинской дороге?
  • Я буду рассказывать о достопримечательностях в той последовательности, в которой мы их проезжали.

Степанацминда (Казбеги)

Этот посёлок, некогда затерянный в горах, сейчас стал настоящей меккой для всех туристов, которые едут по Военно-Грузинской дороге. Это произошло благодаря двум факторам: шикарному виду на гору Казбек и красивой Гергетской церкви.

Желательно, чтобы при посещении этого места была хорошая погода — чтобы был виден Казбек. Гора Казбек высотой 5033 м —  одна из высочайших вершин Кавказа, а церковь находится у её подножия.

Нам не повезло: погода была облачной, и горы было не видно, и даже церковь периодически пропадала в облаках…

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Поэтому подниматься к церкви мы пока не стали. А в хорошую погоду сделать это обязательно стоит: и вид на Казбек отличный, и на посёлок панорама шикарная открывается.

 К церкви можно подъехать как на внедорожнике — они дежурят у подножия и наперебой предлагают свои услуги, так и подняться пешком.

На наше резонное замечание, что мы и сами вроде как на внедорожнике и нам их услуги не нужны, нам живо возразили, что у нас так-то паркетник, а там прямо реально нужен внедорожник: подъём крутой, колея…

Короче, почесав репу, решили пока не насиловать нашу «ласточку» и оставить подъём к Гергетской церкви на обратный путь: может, погода будет лучше, видимость дальше, времени больше, и вообще надумаем пешочком в гору прогуляться…

Кроме этих мероприятий, больше в Степанацминде особо заняться нечем. Ах да, в ней есть ещё краеведческий музей. Но я нигде не нашла отзывы про него. И сами мы не любители музейных экспонатов. Так что от каких-то рекомендаций воздержусь. В общем,через 15 минут после въезда в Степанацминду мы уже из неё выезжали.

  1. На выезде из посёлка заметили вот такое сооружение на холме:
  2. Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас
  3. Это средневековые сигнально-сторожевые башни, и их вы не раз увидите на протяжении всей дороги.

Крестовый перевал и Арка дружбы народов

После Степанацминды дорога постепенно начинает набирать высоту. И достигает своей максимальной отметки над уровнем моря — почти 2400 метров — на Крестовом перtвале.

  • Сначала мы, увлечённые шикарными пейзажами за окном, не поняли — чего это мы так медленно ползём, машина будто «устала» и еле тянет… А потом включили альтиметр, и стало всё понятно — мы на перевале:
  • Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас
  • Крестовый (Гудаурский) перевал — одна из природных достопримечательностей Грузии, высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.
  • На обратном пути мы, кстати, именно здесь увидели первый снег этой осенью (при том, что в Тбилиси в это время температура была около +20 и шёл дождик):
  • Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

А потому как ехали на летней резине, то сразу смекнули: затянули бы с возвращением из Грузии на неделю-другую — и могли бы попасть в снежный плен на этом перевале. Но пока мы об этом не знали и бодро катились дальше.

Через какое-то время впереди показались парящие в воздухе папарпланеристы и красивая смотровая площадка с аркой:

Это монумент в честь дружбы между российским и грузинским народом. Остановились сделать снимки и поузнавать цены на полёты.

Нам назвали цену в 5000 рублей за полёт — э о ровно в 2 раза дешевле, чем в Красной Поляне. Вот куда надо приезжать, ребята, чтобы полетать над горами!

Садимся в машину едем дальше — до горнолыжного курорта Гудаури уже рукой подать.

Гудаури

Если вы далеки от горнолыжной тематики, то возможно вам это место будет не слишком интересно. Но мне, горнолыжнице с многолетним стажем, объехавшей многие европейские курорты, переехавшей жить в Красную Поляну, поближе к горам… ( и т.д., и т.п.) Конечно, мне было интересно посмотреть это место!

Гудаури – это самый большой и современный горнолыжный курорт Грузии. Сейчас здесь есть 57 км отлично подготовленных трасс, хорошее внетрассовое катание, а также приятные цены на подъёмники и несколько вполне приличных отелей. Подробнее про горнолыжный отдых в Гудаури читайте у меня вот эту статью: Горнолыжная Грузия: курорт Гудаури

  1. По сравнению c Поляной, здесь пока нет такой развитой туристической инфраструктуры: мы  разглядели всего пару-тройку магазинов, пару прокатов, столько же кафешек. В разной степени удалённости от них — корпуса новых отелей и разрозненный частный сектор:
  2. И, в отличие от Красной Поляны, в Гудаури сейчас, в сентябре, было совсем малолюдно.
Читайте также:  Карачаево-черкесия. достопримечательности, фото с описанием, памятники, интересные места. маршруты для самостоятельного туризма

Пока мы гуляли и фотографировали местные горы, стало смеркаться. В этот момент нас посетила мысль — а не остаться ли здесь с ночёвкой? Ведь до Тбилиси ещё больше 150 км. А тут спокойно переночуем, проснёмся утречком, прогуляемся на канатке.

Но узнав цены на проживание в ближайшем отеле, засомневались: 100 лари (2500 рублей) за ночь, без завтрака, нам показалось дороговатым предложением для горнолыжного курорта в НЕсезон! В Красной Поляне сейчас за 1000 рублей можно в отеле переночевать, и рублей за 700-800 в апартаментах. Поискали на букинге другие варианты — все оказались в районе первого ценника.

К тому же выясняется, что канатные дороги в Гудаури сейчас, в конце сентября, не работают. И подняться завтра на гору мы не сможем. Так что заканчиваем осмотр Гудаури и отправляемся дальше.

После Гудаури дорожный серпантин уводит нас со склона горы в долину реки Арагви. Спуск довольно крутой: судя по альтиметру, мы спускаемся почти 1000 м.  А темнота накатывает всё стремительнее. А бесконечные повороты дороги не дают разогнаться быстрее 40 км/ч.

Примерно через полчаса стемнело окончательно. Ещё через полчаса мы пожалели, что не остались ночевать в Гудаури: убегающая из-под колёс, в свете фар, дорога — это единственное, что мы видели в кромешной темноте.

А между тем, там, в темноте, скрывались не менее красивые достопримечательности Военно-Грузинсокй дороги. Но разглядеть их мы смогли уже только на обратном пути, возвращаясь по этой же дороге в Россию.

Ананури

Проехать мимо этой крепости у вас не получится — она расположена прямо у дороги. И вокруг, как и полагается, полно торговых палаток с туристическими товарами.

Изначально эту крепость возвели как форпост, и когда-то она перекрывала дорогу.

В её истории были довольно драматичные моменты, как впрочем и в истории любой другой крепости Ведь крепость — это всегда война. Это подвиги и предательства, это слёзы. И это история.

История, которая так манит любопытных туристов. Я не буду пересказывать все связанные с Ананури легенды, если интересно, почитайте в интернете.

Сейчас это просто тихое и умиротворенное место. В котором стоит сделать остановку, чтобы полюбоваться уцелевшими внутри храма фресками и сделать красивые кадры.

  • Даже в сентябре туристов здесь много. Просто боюсь представить, что творится в разгар сезона…
  • А ещё из Ананури открывается неплохой вид на Жинвальское водохранилище.
  • Которое является ещё одной достопримечательностью Военно-Грузинской дороги.

Жинвальское водохранилище

Это водохранилище на реке Арагви определённо заслуживает внимания. Виды радуют глаз, да и цвет воды просто удивительный:

Обычно все туристы стараются его сфотографировать. И мы не стали исключением: дорога как раз проходит вдоль реки и подходит к Жинвальскому водохранилищу в нескольких местах. Есть несколько площадок, где можно припарковать машину и пофоткаться:

Мимо ещё одной достопримечательности Грузии мы пронеслись, так и не поняв, что это было — склон горы, покрытый чем-то белым. Как потом прочитали, это место, где а поверхность выходят минеральные источники. И стекая вниз по склону, они образуют белый каменный «водопад», напоминающий турецкое Памуккале.

Ещё именно на Военно-Грузинской дороге, уже на подъезде к Тбилиси, расположилась знаменитая Мцхета — древняя столица Грузии. Но мы её посетили в другой день, и про неё я расскажу потом поподробнее.

А вообще, как вы поняли уже, на осмотр всех перечисленных достопримечательностей Военно-Грузинской дороги нужно отводить минимум пару дней.

Потому что за день вы не успеете и подняться к Гергетской церкви, и в Гудаури прокатиться на канатке.

  Так что в идеале, наверное, нужно всё-таки устраиваться на ночлег в Гудаури, как мы и планировали сделать, чтобы неспешно вдыхать чистый воздух, пропитываться красотой и энергетикой грузинских гор.

В общем, не торопитесь добраться сразу от границы до Тбилиси. Мы в тот вечер (точнее, уже ночер) приехали в Тбилиси такие уставшие, что на следующий день выползли из кровати только ближе к полудню. И даже мысль о том, что за дверью нашего номера нас ждёт один из самых красивых городов, не придавала нам бодрости.

Думаю, вы уже поняли, что в скоро я продолжу свой рассказ о Грузии  как раз статьёй про Тбилиси. Не пропустите наши новые статьи, подписавшись здесь:

И до встречи на блоге!

Источник: http://sochi-fornia.ru/voenno-gruzinskaya-doroga/

Военно — грузинская дорога на карте

Природа Грузии не оставляет равнодушным ни одного из своих гостей, изобилие гор и равнин, необычайной красоты реки и леса, многообразие древнейших сооружений, пикантная и изысканная кухня — все это делает западное Закавказье особенно привлекательным для туристов. Особого внимания заслуживает грузинская дорога, получившая название Военно-грузинской.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

  • 1 На карте
  • 2 История
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Закрытие
  • 5 КПП

На карте

Военно-грузинская трасса является одной из самых живописных дорог мира.

Она пролегает от Владикавказа до современной столицы кавказского государства, Тбилиси, через Дарьяльское ущелье, представляя собой некий соединительный маршрут между двумя странами — России и Грузии.

Протяженность ее составляет 208 км, на которых расположилось огромное количество достопримечательностей, обозначающихся на карте специальными значками.

Трасса пролегает в основном по ущельям, хребтам и вдоль рек, потому природа ее завораживает, выделяется и Кавказский хребет, разделяющий весь Кавказ на южный и северный. Помимо необычайной красоты, дорога является единственным легальным наземным вариантом пересечения российско-грузинской границы и входит в число дорог общего пользования федерального назначения. На карте можно увидеть, что по военно-грузинской дороге легко добраться из России в Закавказье, преодолев пограничный пункт в Верхнем Ларсе, оснащенный камерами наблюдения.

История

Для Грузии военно-грузинский тракт играет особую роль и многих интересует, почему он так называется. Если сегодня он привлекает немалое количество туристов, то в 1783 году, когда дорога только была построена и служила маршрутом для переправы продовольствия и другого вида помощи грузинам со стороны России.

В то время между Грузией и османами на юге были очень напряженные отношения, велись военные действия, поэтому РФ стала покровителям для грузинского народа и оказывала значимую поддержу в конфликте, вот почему дорога носит такое название.

В том же году была возведена крепость Владикавказ, где позднее был основан одноименный город.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Регулярно путь стал использоваться только в 1799 году, но старая дорога была настолько плохой и небезопасной, что преодоление ее могло занять больше месяца. А уже после присоединения Грузии к России в 1801 году трасса начала заметно улучшаться, ведь иного пути сообщения между двумя государствами просто не было.

Лишь в 1811 году над военно-грузинским проездом стали совершаться серьезные дорожные работы, вклюВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасчая строительство укреплений для предотвращения обвалов, позволяющие наиболее комфортно, быстро и безопасно преодолевать расстояние от Тбилиси до российской границы. Тогда же на маршруте были созданы точки для отдыха, дающие возможность путникам переночевать во время долгого путешествия.

На сегодняшний день дорога представляет из себя горный серпантин, передвижение по ней потребует от водителя хороших навыков управления транспортным средством. Ходить пешком или перемещаться на велосипеде здесь не рекомендуется, поскольку трасса имеет всего две узких полосы движение, а «горячая» кровь кавказцев нередко подталкивает их на совершение небезопасных маневров на машине, будь то обгон или быстрая езда. И если при таких условиях под угрозой находятся другие участники дорожного движения, то о пешеходах и говорить не стоит. Хоть и водителей, соблюдающих ПДД все-таки больше, нужно быть максимально осторожным, ведь по дороге также свободно передвигаются бараны, коровы и другие животные.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Прежде, чем отправиться в Грузию по военно-грузинской дороге, необходимо позаботиться о топливе для транспортного средства. Лучше заполнить бензобак и взять дополнительно канистру с собой. На маршруте редко встречаются заправочные станции, а бензин там гораздо дороже.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Достопримечательности

«Дорога небесного ущелья», как ее в старину называли грузины, хоть и имеет относительно небольшую протяженность, богата на захватывающие дух виды гор и расположенные рядом с ней исторических сооружения.

Вдоль тракта имеются знаки с обозначением километра, поэтому ориентироваться становится гораздо легче.

Если выезжать из Верхнего Ларса и следовать до Тбилиси, можно увидеть достопримечательности военно-грузинской дороги:

Дарьяльское ущелье (147км) располагается у самой границы Грузии с Россией. Сам по себе массив впечатляет туристов, а протекающая под ним река Терек придает картине суровости и загадочности, завершая образ.

Пушкин и Лермонтов, чьи произведения пропитаны любовью к грузинской природе, запечатлели в своих трудах увиденную красоту. Тут же находится и Дарьяльская крепость, во время обостренной политической ситуации служившая защитой для военной помощи, отправленной грузинам.

Однако попасть в нее можно только преодолев Терек, через которую нет ни одного моста.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчасВоенно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Степанцминда (135км) раньше носила название Казбеги, это ближайший от границы крупный поселок.

Здесь можно остаться на ночь и полюбоваться Казбеком, высота которого превышает 5000 км над уровнем моря, даже снег в марте здесь частый гость! Покорить такую громадину решается не каждый, поэтому большинство туристов поднимается лишь к Троицкой церкви Гергети, она открыта для посещений и располагается у подножия горы Казбек на высоте чуть более 2000 км. Церковь хранит чудом уцелевшую в пожаре икону Божьей матери, православные путешественники и старожилы с почтением относятся к постройке, воздвигнутой еще в 12-14 веке, где в полной мере можно насладиться атмосферой духовности и уединения.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Так как дорога, ведущая к Гергети довольно крутая, подняться по ней будет невозможно на обычном легковом автомобиле. Рекомендуется воспользоваться предлагаемыми в аренду внедорожниками у начала подъема или собственными силами. Выбрав второй вариант, по пути можно сделать немало великолепных фотографий.

Водопад Гвелети недалеко от Степанцминды, а также Долина Сно и ущелья Трусо также подарят путешественнику незабываемые впечатления от поездки, но посетить их лучше, если располагаете большим количеством времени для осмотра достопримечательностей.

Крестовый перевал (105км) — самая высокая точка на маршруте, где встречаются реки Терек и Арагви, откуда видно большую часть Закавказья. В 1824 году здесь был сооружен крест, благодаря которому перевал так называется, а через 1,5 века возвышенность была украшена аркой «Дружба народов» с изображением счастливых людей, символизирующей 200 лет доверительных отношений между Россией и Грузией.

Гадаури (100км) располагается чуть дальше перевала по военно-грузинской дороге и представляет собой один из зимних горнолыжных курортов, мимо которого не может пройти ни один любитель острых ощущений. Он же является самым популярным в Грузии среди туристов, поскольку располагается недалеко как российской границы, так и от Тбилиси.

Помимо выплеска адреналина и непередаваемых эмоций от спусков на сноубордах или лыжах, здесь можно найти отличные места для отдыха во время путешествий. Качество, обслуживание, проживание и цены здесь достигли уровня Европы, поэтому немало экстремалов со всех концов света хотят побывать в Гадаури и испытать на себе целый спектр новых ощущений.

Тем более горнолыжка доступна для катания даже в марте и апреле, а зимой просто яблоку негде упасть!

Летом виды на этом участке дороги не менее завораживающие, чем зимой, а туристам особенно рекомендуют посетить в теплое время года минеральные источники и водопад, находящиеся неподалеку от Гадаури.

Ломиси (85км) — гора, на которой красуется церковь Святого Георгия. Здесь грузины любят отмечать праздник Ломисоба, резать баранов в честь торжества, петь песни и пить хорошее грузинское вино. Однако стоит помнить, что посещение самой достопримечательности туристами возможно только на период празднования, только тогда она откроется для гостей.

Гора расположена практически на границе с Осетией, поэтому при посещении храма в «неположенное» время, у полиции обоих государств могут возникнуть недопонимания, касаемые действий приезжих. Но у всех туристов, побывавших на Ломимобе, непременно появится желание рассказать об увиденном знакомым и близким и оставить для них свой отзыв и рекомендации.

Читайте также:  Музеи питера, которые стоит посетить. топ-20 самых интересных санкт-петербурга

Замок Ананури (43км) — один из популярнейших старых сооружений, воздвижение его приходится аж на 156 век.

Именно из-за возраста, максимальной сохранности и удачного расположения туристы не могут пройти мимо постройки.

Для удобства посещения грузины организовали автобусное сообщение с Тбилиси для проведения экскурсий, и расставили сувенирные лавки, чтобы гости могли увезти домой своеобразный кусочек воспоминаний.

Рядом с крепостью Ананури находится Жинвальское водохранилище, образовавшееся после воздвижения плотины ГЭС на реке Арагви.

Находясь в этом живописном месте, нельзя отказать себе в удовольствии насладиться красотами местности и сделать несколько фотографий, глядя на которые можно предаться воспоминаниям, сопровождающимся внутренним спокойствием и умиротворением.

Водохранилище заслуживает внимания не только как красивое место, но и способ снабдить Тбилиси электричеством и питьевой водой.

  • Мцхета (18км), древняя столица Грузии, станет последним пунктом в списке самых необычных, значимых и радующих глаз достопримечательностей военно-грузинском тракте. Особого внимания здесь заслуживает место слияния двух рек, Куры и Арагви, некогда описанного Лермонтовым в его поэме «Мцыри»:
  • Там, где, сливаяся, шумят,
  • Обнявшись, будто две сестры,
  • Струи Арагвы и Куры,
  • Был монастырь…

А монастырь, упомянутый в предложенном отрывке — Джвари, построенный еще в 6 веке.

Именно у стен этого собора сделано огромное количество фото, ведь здесь откроется панорама на встречу двух могучих рек и расположенный на их берегах небольшой городок.

Мцхета, некогда бывшая столицей грузинского государства, сыграла значительную роль в развитии и становлении религии грузин, поэтому город по праву называется сердцем христианства Грузии.

От Мцхеты до Тбилиси добраться можно автомобилем всего за 15 минут, поэтому туристы не упускают возможности посетить центр духовенства, а совершая путешествие по военно-грузинской дороге, путники нередко останавливаются на ночь в этом древнем городке, хранящем в себе историческое наследие грузин. Уютные небольшие домики и улочки хоть и были отреставрированы, обстановка здесь все равно царит старинная, возвращающая гостей на несколько столетий назад.

Закрытие

Хоть сейчас переместиться по трассе не составляет труда сейчас, так было далеко не всегда. В 2006 году военно-грузинскую дорогу закрыли, причиной чего стала реконструкция пропускного пункта в Вернем Ларсе.

Особенно пострадала от таких действий Армения, ведь целая треть грузов, поставляющаяся в страну, попадала в конечный пункт именно по военно-грузинской дороге. На время прекращения функкционирования транспортного сообщения, легальное пересечение российско-грузинской границы по земле было остановлено.

Тот факт, что дорога закрыта, сильно подорвал экономическое состояние стран Закавказья.

Когда же в 2010 году трасса была вновь открыта, активировался поток российских туристов, наладились грузоперевозки по всему западному Закавказью, что не могло не порадовать как политических деятелей, так и простых граждан.

КПП

Хоть для пересечения границы путешественнику из России и не требуется иметь большое количество документов, в том числе и визу, но контрольно-пропускной пункт в Верхнем Ларсе работает круглосуточно и за день осматривает более сотни автомобилей, автобусов и фур с материалами, продовольствием.

И если машины и другие легковые транспортные средства преодолевают пограничный пункт в порядке очереди, то для фур установлены определенные часы, поэтому нередко здесь можно наблюдать огромную по протяженности цепочку из громоздкого транспорта, ожидающего своего часа на обочине.

Отзывы о пребывании на КПП оставляют желать лучшего, люди порой часами ждут пропуска, обстановка напряженная и угнетающая, но ситуация требует терпения.

Для соблюдения безопасности в Верхнем Ларсе установлены камеры видеонаблюдения, передающие прямую трансляцию в сеть Интернет. Это также дает возможность туристам получить информацию о загруженности КПП.

Фото военно-грузинской дороги заполонили просторы интернета, и это неудивительно, ведь природа здесь обладает невероятной притягательностью. Побывав в этих краях однажды, захочется повторять свое путешествие снова и снова.

Изобилие древних построек, завораживающих видов гор, атмосфера могущества и власти природы над человечеством заставляет человека забыть обо всех проблемах и часами наслаждаться естественной красотой, открывается второе дыхание.

Хоть протяженность серпантинового пути не так велика, стоит заранее спланировать поездку, чтобы успеть посетить наиболее интересные места и в спешке ничего не пропустить.

Источник: https://GruziyaGid.ru/dostoprimechatelnosti/voenno-gruzinskaya-doroga-na-karte

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

Очень симпатичное место, известное своими храмами Светицховели и Джвари, а также местом слияния Арагви и Куры. Святое и важное место для грузинов, занесено в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возвращаясь в Тбилиси по военно-грузинской дороге, мы решили остановится здесь на день — и остались довольны. Так что если вас тоже раздражает тбилисский трафик и стояние в пробках по несколько часов — остановиться в Мцхете вместо Тбилиси может оказаться прекрасной идеей.

О месте, где мы останавливались, а также и про Мцхету подробнее есть отдельный пост.

Военно-Грузинская дорога

Мы же, прибывшие в Грузию авиасообщением, поедем по Военно-Грузинской дороге в качестве экскурсантов в обратном направлении от Тбилиси до границы Грузии и России. На границе развернёмся и вернёмся в Тбилиси тем же путём. Это путешествие займёт весь день. В путь!

Первые достопримечательности, которые встретились нам на пути, находятся всего в нескольких километрах от Тбилиси это первая столица Восточной Грузии город Мцхета,

храм Джвари и Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина. Здесь задерживаться не стоит, так как для осмотра понадобиться целый день.

Почему у дороги такое название?История Военно-Грузинской дороги началась в 1783 году после того, как Россия взяла под свою защиту Грузию. Этот год является и годом основания крепости Владикавказ. Те времена для Грузии были тяжёлыми, с юга наседали османы и дорога служила порталом военной помощи от России. Отсюда и появилось её название.

Крепость Ананури

Первую остановку сделаем в 60 километрах от Тбилиси у Жинвальского водохранилища, благодаря которому столица Грузии обеспечена электричеством.

  • Жинвальское водохранилище одно из самых красивейших мест Грузии.
  • Отсюда недалеко до ещё одной из главных достопримечательностей Военно-Грузинской дороги крепости Ананури XVI века.
  • Крепость обязательно нужно посетить хотя бы из-за потрясающих видов слияния двух рек Ветзатхеви и Арагви на фоне зелёных гор.
  • Впереди самый тяжёлый интервал Военно-Грузинской дороги Крестовый перевал Главного Кавказского Хребта.

По извилистому Земо-млетскому спуску, состоявшему из шести ярусов, поднимаемся на целый километр вверх. Спуск был выбит в лаве и открыт только в 1861 году.

Наверху можно передохнуть у источника воды. Вода стекает с гор в виде каскада, очень красиво.

ПОДРОБНОСТИ:   Что подарить бабушке на 8 марта идеи

Тут же недалеко до первой смотровой площадки на Гудаурскую пропасть.

Жинвальское водохранилище очень красиво.

Но мы — люди избалованные) И вы знаете, Пивское озеро в Черногории намного круче)

У них похожая история, оба — искусственные водохранилища, имеют огромное значение. Для их создания пришлось затопить несколько населенных пунктов.

Я не знаю, в чем именно заключается отличие — наверное, в цвете воды. На Пивском озере она бирюзовая, на Жинвальском — стандартного озерного цвета.

Это в любом случае красиво, просто у меня изначально были завышенные ожидания.

Вдоль водохранилища есть несколько смотровых площадок, чтобы съехать с трассы и полюбоваться. Еще есть места для купания.

Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас

А также на берегу стоит крепость Ананури.

Это супертуристическое место, древнее и красивое, с богатой историей и видами.

Гудаури

Следом идёт посёлок и лучший горнолыжный курорт Грузии Гудаури. Лыжный сезон в Гудаури с декабря по апрель. Здесь несколько подъёмников (построены профессионалами своего дела австрийцами), современные отели и рестораны.

Следующую остановку делаем у монумента “Панорама дружбы между Россией и Грузией”. Построен он в 1983 году в честь 200-летия подписания трактата о помощи России Грузии. Здесь вторая и самая посещаемая смотровая площадка на Гудаурскую пропасть.

Едем дальше…

Гудаури интересен в основном зимой — это горнолыжный курорт. Летом туда можно заехать, если хотите вообще не напрягаясь побывать на трехтысячнике)

Дело в том, что летом тоже включают подъемники. Если не ошибаюсь, они работают с 10:00 до 16:00.  И любой желающий, заплатив 12 лар, может прокатиться с нижней станции до самой вершины Садзеле.

Крестовый перевал

  1. На мой взгляд, самые красивые места начинаются именно здесь.
  2. Во время нашей поездки, Арка Дружбы народов была на реконструкции и нас туда не пустили.

  3. Но места в округе перекрыть невозможно, так что мы не сильно расстроились)
  4. Там роскошные ущелья.

И еще есть места, где можно полетать на параплане.

Мне кажется, это просто космос.

Просто пейзажи по пути.

Невзрачный обелиск указывает нам, что мы добрались до наивысшей точки Военно-Грузинской дороги. На высоте 2384 метра (официальные данные почему-то не совпадают с написанными на обелиске) находится Крестовый перевал.

ПОДРОБНОСТИ:   Манш — это… Что такое Ла-Манш?

Ещё несколько километров дороги и около вкуснейшего нарзанного источника наша следующая остановка.

В этих местах зимой очень часто сходят лавины. Построенные недавно туннели сделали более безопасным это место.

Вдоль ущелья реки Бейдара продолжается наш путь.

На протяжении всей Военно-Грузинской дороги встречаются старинные памятники: башни, церкви и крепости.

Здесь же недалеко от границы и вдоль дороги отстаиваются целые вереницы фур. Передвижения осуществляются в строго назначенное время.

И вот вдалеке перед нами открывается главная цель нашего путешествия. Величественная гора Казбек предстала перед нами во всей своей красе. На фоне голубого неба сверкает от белого, белого снега вершина 5037 метрового исполина.

Расположенная рядом церковь Святой Троицы возвышается над селом Гергети и посёлком Степанцминда и давно является символом здешних мест. Мы обязательно посетим это место. Фото и отчёт о посёлке Степанцминда и поездки к церкви Святой Троицы смотрите здесь.

Дарьяльское ущелье

Последним участком нашего приключения по Военно-Грузинской дороге будет Дарьяльское ущелье или как его называли в древности “Кавказские ворота”.

Вся Военно-Грузинская дорога очень красива, но Дарьяльское ущелье это особенное место. В ущелье проходит тополиная река (в переводе с тюркского) Терек, а высокие скалы растут по бокам.

Здесь самое опасное место всего пути. Дорога прямой линией разрезает горы прямо посередине.

Сейчас в горах вырублены туннели и это намного увеличило безопасность дороги, а раньше Военно-Грузинская дорога шла прямо над обрывом.

Дариал в переводе с персидского означает “врата аланов”. Именно с аланами (старое название осетин) в средние века у иберов проходила борьба за господство над ущельем.

Для обороны была построена крепость, останки видны с дороги. Крепость называют “замком Тамары”, основываясь на стихи Михаила Лермонтова – В глубокой…..

На небольшом участке прямо перед контрольно-пропускным пунктом границы Грузии с Россией дорогу асфальтировать не имеет смысла. Здесь постоянно осыпаются камни и сходят сели. Для своевременной расчистки дороги здесь постоянно держат технику.

Перед самой границей строится шикарный храм Михаила и Гавриила, входящий в большой монастырский комплекс.

ПОДРОБНОСТИ:   Исландия: Голубая лагуна и полуостров Рейкьянес

Истоки Военно-Грузинской дороги идут в далёкие времена до нашей эры. По ней ходили торговые караваны и совершали свои набеги кочевники. Наши знаменитые соотечественники ездили по ней: Маяковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и другие, восхищались её красотами и посвящали ей стихи.

Очень плохо, что в последнее время Военно-Грузинская дорога “открыта только в одну сторону”. Россиян в Грузии ждут и любят, для этого сделали безвизовый для них проезд. Чего не скажешь про Россию. Чтобы въехать на территорию России грузинам нужно получить приглашение от ближайших родственников (родители, дети) и оформить визу в посольстве России.

Степанцминда, Гергети, Казбеги

Степанцминда была финальным пунктом нашего путешествия. Находится всего в 12 км от Владикавказа, так что мы доехали почти до России)

Это деревушка у подножья Казбека, знаменита своей Троицкой церковью.

Очень красивые места, особенно в ясную погоду.

Военно-грузинская дорога — это правда очень классный маршрут по Грузии. Мы проехали  по самым попсовым местам, если еще здесь окажемся — я бы хотела покататься по менее популярным местам, полетать на параплане около Арки Дружбы народов и съездить в сторону ущелья Трусо, деревень Джуто, Сно и подняться на какую-нибудь гору там.

Читайте также:  Санатории кисловодска. рейтинг и отзывы 2020 с бассейном, шведским столом, лечением

 Как добраться

Не самый лучший вариант. Долго, неудобно, сложно спланировать, нужно брать запас времени. Но зато дешево.

Стоит 10 лар в одну сторону, отправляется в Тбилиси от метро Дидубе.

  • Такси / авто с водителем.

Если не хотите / не можете ехать своим ходом, можно договориться с каким-нибудь таксистом или заказать авто с водителем через сервис gotrip.

Очень удобный сервис. Цены указаны за машину, плюс есть отзывы и описание каждого авто и водителя, даже уточняется, говорит ли он на русском.

  • На своем / арендованном авто.

В теплое время годы добраться из Тбилиси до Гергети можно даже на легковушке. Можно поехать на собственной или взять напрокат.

  • Можно заказать индивидуальную или групповую экскурсию.

Источник: https://aeroflot-trip.ru/voenno-gruzinskaya-doroga-karte/

История и достопримечательности Военно-Грузинской дороги

Единственная наземная трасса, по которой сейчас можно добраться из России в Грузию, — Военно-Грузинская дорога. Она начинается во Владикавказе, пересекает Кавказский хребет и постепенно спускается с гор в сторону Тбилиси. Все время пути по этой дороге путешественника сопровождают изумительной красоты горные пейзажи, виды на старинные сторожевые крепости, церкви, памятники и обелиски.

История создания

Об опасной тропе, по которой с больши́м трудом можно было преодолеть Кавказские горы, известно со времен глубокой древности. Ее описывал древнегреческий географ Страбон и упоминал Плиний. Уже тогда на дороге появились первые укрепления. Использовалась она и во время военных операций:

  • в V в. царь Вахтанг Горгасал провел свои войска на войну с племенами гуннов;
  • в XVIII в. дорогу впервые преодолела российская армия во главе с генералом Тотлебеном, причем в обе стороны.

Строительство Военно-Грузинской дороги (ВГД) началось в 1783 г. после подписания Георгиевского трактата о протекторате Российской империи над Грузией и основания Владикавказа — главного форпоста на Кавказе.

С 1785 по 1799 г. старая тропа, путь по которой занимал около месяца, была заменена дорогой. Теперь до Тбилиси можно было добираться даже на лошадях.

Для преодоления самых трудных мест некоторые участки ВГД пришлось прорубить прямо через скалы. По мере строительства на открытой местности вдоль дороги возводились укрепления и сторожевые башни.

На протяжении двух последующих веков ВГД оставалась основным способом связи между Россией и всем Закавказьем.

Что касается названия, то рассматривался и такой вариант, как Александровский путь. Но поскольку постройкой и содержанием дороги до 1811 г. занималось военное ведомство, за ней постепенно закрепилось название Военно-Грузинская. Раньше по ней проезжали:

  • Грибоедов;
  • Кюхельбекер;
  • Пушкин;
  • Лермонтов.

13 августа 1832 г. в районе ВГД произошла катастрофа, о которой упоминается в стихотворении Пушкина «Обвал». Огромная масса льда завалила русло реки Терек примерно на 2 км.

После того как завал прорвало, вода пронеслась вниз по ущелью, смывая все на своем пути. С 1827 г. на ВГД начало действовать почтовое сообщение. После Крымской войны стало ясно, что для империи вопрос о дорогах стоит особенно остро.

Это коснулось и ВГД: в 1855—1859 гг. был построен участок Млета — Душети, а в 1857 — Млетский серпантин.

Торжественное открытие дороги состоялось в августе 1862 г. С тех пор ВГД переживала разные времена — частично разрушалась, восстанавливалась до прежнего состояния, закрывалась для всех видов транспорта, кроме экскурсионного. В 1992 г. на дороге появилась разделительная полоса, обозначающая границу между Россией и Грузией.

Дорога на карте

Согласно Википедии протяженность ВГД — 208 км. Если начинать путешествие со стороны Владикавказа, то сперва путешествие будет проходить по сравнительно равнинной местности вдоль реки Терек.

Продвигаясь на юг, ВГД достигает Дарьяльского ущелья и пересекает его по Скалистому хребту.

Затем ее путь пролегает параллельно руслу реки Байдарка через поселок Степанцминда в сторону самой высокой точки на трассе — Крестового перевала, высота которого равна 2384 м над уровнем моря.

После небольшого лыжного курорта Гудаури начинается спуск по серпантину к подножию Кавказских гор, где находится долина реки Белая Арагви — одной из левых притоков Куры.

Последний отрезок ВГД проходит вдоль правого берега реки Куры мимо небольших поселков Млета, Квешети, Пасанаури и древнейшего города в Грузии — Мцхеты, который отделен от Тбилиси всего несколькими километрами.

Все достопримечательности, расположенные вдоль трассы, отмечены на карте ВГД специальными значками.

Путешествие на автомобиле

Передвигаться по автомагистрали Мцхета — Степанцминда — Ларс, как официально именуется ВГД сегодня, всегда в некоторой степени опасно — в горах нередко бывают обрушения ледников и селевые сходы, последний обвал случился в мае 2019 г. Зимой, особенно в январе, трассу часто закрывают из-за неблагоприятных климатических условий, что является большой проблемой для грузовых и пассажирских перевозок между странами, связанными ВГД.

Чтобы путешествие на автомобиле прошло спокойно и интересно, лучше выбрать для него время с мая по ноябрь и заранее узнать об обстановке на автомагистрали из новостей или других достоверных источников. Следует также учитывать, что на российско-грузинской границе действуют два контрольно-пропускных пункта — Верхний Ларс (Россия, Северная Осетия) и Дариали (Грузия). Они не всегда бывают открыты.

По отзывам, состояние автомагистрали сейчас нормальное, но повороты серпантина требуют от водителя хороших навыков вождения по такому маршруту. Кроме того, нужно быть внимательным, так как на трассу иногда выходят стада овец и коров. На ВГД не очень много заправочных станций, поэтому имеет смысл взять с собой дополнительную канистру бензина.

Главные достопримечательности

Сегодня новая автомагистраль не всегда совпадает со старой ВГД. Населенные пункты, через которые сначала проходит путь, если ехать с севера на юг, — Балта и Чми. Первый — это ничем не примечательный городок, рядом со вторым находится квадратное здание с двумя круглыми башнями. Это частично сохранившееся Джераховское укрепление.

За Чми начинаются предгорья Кавказа. Один из хребтов, спускающийся к Тереку, — отрог Столовой горы. Перед Верхним Ларсом дорога проходит по двум туннелям, поэтому мост, оставшийся от старой дороги (на нем побывал Пушкин), с новой не увидишь. После прохождения таможни и начинается путешествие по ВГД.

Ущелья вблизи Степанцминды

Местность, по которой протекает река Амали, сейчас называется Девдоракским ущельем, но раньше русские путешественники называли ее Башенной балкой. Над ней находятся развалины, прозванные в народе замком царицы Тамары. Это ущелье поднимается до Девдоракского ледника. Сели и ледяные обвалы с него меняют местный ландшафт до неузнаваемости.

Вправо от дороги по направлению к одному из пятитысячников Грузии — горе Казбек, отходит Гвелетское ущелье с одноименным водопадом и несколькими домиками, оставшимися от аула Гвелети. Высота водопада — 25 м, струя воды не очень широкая: вверху составляет 2 м, внизу — 4 м. Зимой струи замерзают, что смотрится необычайно красиво.

Далее ВГД проходит по краю Дарьяльского ущелья, на дне которого несет свои воды Терек. Недалеко от трассы есть карман со смотровой площадкой, где можно передохнуть и насладиться окружающими видами.

Примерно здесь же находится и скала, на которую залез отец Федор в фильме Л. Гайдая «12 стульев». Проехав по очередному туннелю и мосту через Терек, путешественники попадают в поселок Степанцминда (прежнее название — Казбеги).

Отсюда можно:

  • подняться к храму Гергети;
  • совершить восхождение на Казбек;
  • отправиться в местный краеведческий музей.

Уединенная Троицкая церковь Гергети расположена у подножья Казбека и возводилась в XII—XIV вв. Здесь хранится чудом уцелевшая при пожаре икона Божьей Матери.

Крестовый перевал

После Степанцминды ВГД начинает круто уходить в гору. До Крестового перевала нужно проехать еще несколько селений.

У поселка Арша расположен спуск в ущелье речки Сно, где есть одноименная крепость и начало треккинговой тропы, ведущей на перевал Чаухи. Рядом с Сиони на горке возвышается базилика Рождества Богородицы.

За развилкой на Трусовское ущелье начинается Байдарская долина, куда можно спуститься по отдельной 7-километровой дороге и запастись нарзаном из минеральных источников.

Дальше ВГД приближается к своей наивысшей точке. Крестовый перевал — граница, разделяющая Кавказ на северный и южный. Здесь сливаются Терек и Арагви, и открываются умопомрачительные виды на бо́льшую часть Закавказья.

Перевал получил название из-за креста, сооруженного на нем в 1824 г., а через 150 лет здесь была возведена стелла «Дружба народов».

Чуть ниже Крестового находятся база парапланеристов и смотровая площадка, откуда видны Кельтское плато и вершина вулкана Шерхота.

Отсюда можно завернуть на популярный в Грузии горнолыжный курорт Гудаури, неподалеку от которого есть красивые водопады и минеральные источники. После перевала около 5 км местность вокруг ВГД имеет ровный рельеф и носит народное прозвище Чертова.

Млетский серпантин

Спуск по трассе к селу Млета идет по серпантину. Справа его ограничивают скалы, состоящие из лавовых пород, стекших когда-то вниз с Кельтского плато. Каньон, лежащий внизу, прорыли воды Арагви. Серпантин на ВГД был спроектирован инженером Б. Сатковским, а в его открытии принимал участие генерал Г. Орбелиани. После пологого спуска и пересечения Арагви по мосту начинается селение Млета.

Каждый год в июне здесь празднуется Ломисоба. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы подняться на гору Ломиси к монастырю Георгия Ломисского. Только в это время его двери открыты для посетителей.

Во время праздника на галечном берегу Арагви режутся бараны, пьется отличное грузинское вино, и поются песни.

Из Млеты можно за 2—3 часа дойти до Ахалгорийского района Южной Осетии, поэтому в обычное время к путешественникам тут относятся несколько настороженно.

Кайшаурская долина

К ней относится небольшая возвышенность, по которой проходит ВГД. Отсюда открывается обзор до самых Гудаурских скал. В долине расположено несколько сел, самое примечательное из них — Квешети.

Именно здесь, в доме у Чиляева, останавливался Пушкин в 1829 г. На въезде в поселение сохранился мостик через Арагви, с которого Лермонтов любовался замшелыми скалами и купами чинар, а потом описал долину в романе «Герой нашего времени».

Недалеко находится и ущелье Хада, «полное тьмы».

Село Пасанаури считается родиной хинкали, поэтому в местную хинкальную стараются завернуть многие путешественники.

В этом регионе сохранились большие куски старой ВГД, по желанию можно задержаться и пройтись по ним, чтобы получить те же впечатления, что и русские писатели, бывавшие здесь.

После Кайшаурской долины автомагистраль берет направление в сторону древней столицы Грузии, но по пути есть еще пара достопримечательностей.

Жинвальское водохранилище

Красивое рукотворное озеро образовалось после постройки Жинвальской ГЭС, которая сейчас снабжает электроэнергией Тбилиси. Вода в нем изумительного изумрудно-бирюзового цвета, в сочетании с зелеными горами напоминающая о норвежских фьордах.

Перед затоплением плодородной долины, не дожидаясь окончания раскопок, которые велись в долине с богатой и интересной историей, жителей переселили в новый поселок со старым названием Жинвали.

Высота дамбы — 100 м, с одной стороны она украшена памятником, посвященным местной народности — арагвинцам.

Замок Ананаури и Мцхета

На берегу Жинвальского водохранилища сохранились крепость и два храма. Наибольший интерес вызывает круглая башня хевсурско-чеченского вида, которая построена в XIII в. и находится внутри бастиона или замка Ананаури.

Сохранились и другие башни вокруг замка:

  • квадратная и с зубчатыми стенами — Шеуповари;
  • увенчанная конусообразной крышей — Горская;
  • несколько небольших безымянных построек.

Успенский храм построен в XVII в., но его архитектура по духу соответствует XIII в. Второй храм старше, сейчас не действует и требует ремонта. Ближе к водохранилищу находятся развалины еще одной церкви или часовни, а под водой скрываются разрушенный старый Жинвали и часть затопленной старой ВГД, которую иногда видно при понижении уровня воды в водоеме.

Мцхета — древняя грузинская столица. Она расположена в месте, где сливаются Арагви и Кура. На ее территории находится монастырь Джвари. Этот старинный оплот христианства уже существовал в VI в. После Мцхеты до конечного пункта ВГД Тбилиси остается около 15 минут езды.

Поездка по Военно-Грузинской дороге оставит незабываемые впечатляния у любого путешественника.

Загрузка…

Источник: https://101mesto.com/geografiya-strany/istoriya-i-dostoprimechatelnosti-voenno-gruzinskoj-dorogi.html

Ссылка на основную публикацию