Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56 Начало строительства: 1158 год Окончание строительства: 1189 год Архитектор: Фридрих Барбаросса Высота: почти 33 метра (32,3 м.) Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E Объект культурного наследия Российской Федерации
Содержание:
- Краткая история и описание
- Упадок и возрождение Успенского собора
- Реликвии Успенского собора
- Успенский собор на карте
Краткая история
Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.
Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси.
Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции.
Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.
Юго-западная сторона собора
Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.
Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.
Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.
Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.
Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
Главный вход в собор
Упадок и возрождение Успенского собора
В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».
По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.
Общий вид на Успенский собор
Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.
Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.
Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.
Купола собора
Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял.
Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси.
В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.
Восточная сторона собора
Реликвии Успенского собора
От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку.
До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода.
По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.
Южный фасад собора
Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.
Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.
Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.
Рейтинг достопримечательности
← Владимирская область | Владимир | Россия → |
Успенский собор во Владимире на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Санкт-Петербург | Казань | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Успенский кафедральный собор во Владимире
Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.
История
Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году.
Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера.
Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.
Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления.
В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы.
Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.
В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.
Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным.
Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке.
Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.
Описание собора
Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.
Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.
Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.
Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.
Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.
Строительство
Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом.
После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность.
Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.
Архитектурные особенности
Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево.
Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину.
Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.
Как добраться до Успенского собора во Владимире
Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: uspenskysobor33@yandex.ru.
Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.
Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».
Успенский собор на Городке — описание, история, интересные факты и отзывы
Успенский собор на Городке — это знаменитый четырехстолпный белокаменный одноглавый храм, который находится в Подмосковье, в городе Звенигород. Он считается классическим памятником раннемосковского зодчества, возведенном в XIV-XV веках. Главное достояние собора — расположенные внутри росписи начала XV столетия, считается, что их авторы — Даниил Черный и Андрей Рублев.
История возникновения храма
Успенский собор на Городке был построен в древней исторической части Звенигорода. Городком в Древней Руси называли крепость, которая была обнесена валами со всех сторон, частично это укрепление сохранилось и до наших дней.
Заказчиком строительство Успенского собора на Городке был князь Юрий Дмитриевич, который занимал место великого князя Московского с 1433 по 1434 годы.
Сам собор строили мастера из Москвы, которые незадолго до этого завершили работы на церкви Рождества Богородицы, расположенной на Сенях.
Звонницу Успенского собора на Городке построили только в начале XIX столетия. Тогда же появился придел, построенный в честь святого великомученика Георгия. После того как в стране установилась советская власть, культовое сооружение закрылось, это произошло в 30-е годы. Снова он был открыт в 1946 году. С конца 90-х годов считается подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.
Архитектура собора
История Успенского собора на Городке весьма увлекательна. Ведь это первый из четырех белокаменных московских храмов, который полностью сохранился до наших дней, при том, что был построен на рубеже XIV-XV веков. Наряду с собором Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, собором Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря и Троицком собором Троице-Сергиевой лавры.
Архитектура собора Успения пресвятой Богородицы в Звенигороде чрезвычайно похожа на подобные постройки в Москве того времени.
Они преимущественно ориентированы на период зодчества, который можно отнести к Владимиро-Суздальскому княжеству XIII века.
При этом нужно отметить, что московские постройки все-таки имеют ряд принципиальных отличий, которые их выделяют по сравнению с домонгольскими прототипами.
Среди особенностей Успенского собора на Городке, в отзывах это отмечается отдельно, является то, что храм отличается от большинства построек домонгольского периода.
Он совсем небольшой крестово-купольный с четырьмя столпами, увенчанный только одним куполом.
На восточной стороне у него три алтарные апсиды, а три остальных фасады имеют более традиционное деление на вертикальные прясла, которые завершают закомары.
По вертикали членение фасады выполнено в форме лопаток, к которым примыкают тонкие полуколонки, завершающиеся резными капителями.
Точно такие же полуколонки разделяют алтарные аспиды, при этом их стены декорированы тончайшими вертикальными тягами.
Имеется широкая тройная лента растительного орнамента, которая разделяет фасады храма по горизонтали, она органично сменяет пояс домонгольских построек.
Верхнюю часть алтарных аспид Успенского собора на Городке в г. Звенигород украшает двойная лента, выполненная из каменной резьбы, такая же есть и на барабане купола.
В центральных пряслах фасадов можно увидеть арки, обрамленные на колонах перспективными порталами.
Окна, которые изначально были вытянутыми и узкими по вертикали, до наших дней сохранились только сбоку фасадов, а также посередине центральной апсиды. При этом они так же имели обрамление.
Внешние детали
Из этой статьи вы уже узнали историю собора. Успенский собор на Городке примечателен еще и большим количеством удивительных и примечательных внешних деталей. Например, на кровле храма можно рассмотреть позакомарное покрытие.
Помимо них, завершающих каждое из прясел, присутствует ступенчатый верх собора, который усложнен еще четырьмя закомарами по углам, а также поясом из декоративных традиционных кокошников, расположенных в основании барабана купола.
Интересно, что этот собор Успения Божией Матери, в отличие, например, от владимиро-суздальского зодчества, имеет килевидные формы окон, кокошников, порталов и закомар.
Все это важная отличительная часть московской архитектуры, существовавшей в XIV-XV веках.
Однако сейчас их увидеть не удастся, формы оконных проемов, как и кровля самого собора, сильно изменены из-за более поздних ремонтов и реконструкций.
Храм при этом расположен на высоком подклете, к верху его формы слегка сужаются, что подчеркивает особую стройность здания. Важной особенностью являются внутренние конструкции, которые представляют собой пары восточных столбов, смещенных к алтарным аспидам. Это позволяет максимально расширить центральное пространство под куполом.
Примечательно, что такой же архитектурный прием использовался и при строительстве собора в Троице-Сергиевом монастыре, но здесь все сделано более аккуратно и деликатно. За счет этого композиция не теряет зрительного равновесия и гармонии.
Все пропорции очень изящны, а своим богатым убранством собор выделяется среди культовых сооружений того времени.
Фрески
Звенигородский Успенский собор на Городке был расписан фресками практически сразу после окончания строительства. Скорее всего, это было выполнено представителями придворной столичной среды.
До наших дней сохранились только фрагменты росписей, которые в 1918 году удалось отыскать комиссии по сохранению древнерусской живописи под руководством исследователя церковного искусства и археологии Николая Протасова и реставратора Григория Чирикова.
В том же году советский искусствовед представил отчет, в котором высказал предположение об авторе фресок. По его мнению, мастера, расписывавшие собор, должны были относиться к рублевской школе.
Фрагменты живописи, которые удалось разыскать членам экспедиции, находились в барабане купола, а также на восточных столбах, в алтаре, на северной стене храма и в северо-западном углу.
Роспись храма
В барабане купола удалось обнаружить два ряда праотцов, а на нижних поясах фигуры пророков. Из них до наших дней сохранилось лишь изображение Даниила.
Все эти фрагменты росписи позволили составить представление об уникальном стиле росписи храмов в XV столетии.
Исследователи отметили, что в нем сочетались крупные и прозрачные краски, а также легкие драпировки, тонкие кисти рук и ступни ног выполнены максимально изящно.
Небольшой, но ценный фрагмент фресок сохранился на северной стене храма, которая была закрыта после реставрации крылом иконостаса. Знаток древнерусской живописи Виктор Филатов определил ее как часть масштабной сцены Успения Богоматери.
Росписи восточных столбов
Больше всего росписей сохранилось на восточных столбах-пилонах, которые изначально были закрыты высоким иконостасом, поэтому их не трогали при поздних реконструкциях храма. Их широкие плоскости были обращены на запад к прихожанам, представляя собой три регистра изображений.
В верхнем из них были изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей, святых Лавра и Флора. Примечательно, что их изображения можно встретить еще в домонгольких древнерусских храмах.
Святые представлены не только как целители тела, но и человеческих душ. Под ними расположились высокие Голгофские кресты. Не исключено, что эти композиции долгое время были закрыты праздничными иконами.
Монашеские мотивы
Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой — разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление. Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным.
Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках. Скорее всего, над ними работали разные мастера.
Черты московской школы иконописи
На фресках пилонов можно узнать традиционные черты столичной иконописи XV века, например, узкие фигуры с непропорционально большими головами и миниатюрными конечностями, изящные линии, за счет которых фигуры мучеников становятся похожи на перевернутые чаши. Возникает ощущение, что драпировки наполнены воздухом и неплотно прилегают к телам. Сам рельеф кажется округлым, будто выточенным.
Также выделяется особый тип лаков с припухшими бровями и будто готовыми закрыться глазами. Все это создает ощущение тишины и сосредоточенности. Такое же состояние ощущается и в композициях нижних стен, которые передают мирную беседу наставника с учеником. Неспешные жесты демонстрируют полное согласие и принятие учения. На божественность проповеди указывает поднятая вверх рука ангела.
Звенигородский чин
Именно с этим собором связывают одни из самых популярных древнерусских икон, которые, как считается, написал Андрей Рублев. Во время экспедиции 1918 году здесь были обнаружены три иконы, когда-то входившие в состав так называемого поясного деисусного чина.
Это Спас Вседержитель, Апостол Павел и Архангел Михаил. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.
Стоит отметить, что изначально деисусный чин состоял из семи или девяти икон, но обстоятельства, при которых удалось обнаружить эти произведения искусства, до конца неизвестны.
Остаются сомнения даже в том, что первоначально иконы писались именно для этого храма. К Звенигородскому чину относится еще и икона с изображением Иоанна Предтечи, которая хранится в этом же храме.
Шедевры мировой иконописи
Нужно отметить, что Звенигородский чин относят к шедеврам не только отечественной, но и мировой иконописи. Именно эти иконы, из всех произведений раннего XV века, ближе всего к византийским образцам, но при этом обладают своими специфическими чертами.
От византийских аналогов они переняли особую идеальность, гармонию и пластичные формы, которые при этом не лишены пространственных разворотов и легкости. А вот особенности, указывающие на их русской происхождение, это выразительные силуэты, звучность и чистота цвета, эмоциональная открытость и сердечность образов.
Стиль этих икон явно перекликается с другими работами Андрея Рублева.
Где находится храм?
Адрес Успенского собора на Городке: Звенигород, улица Городок, дом 1. Это действующий храм, так что паломники могут попасть сюда на службу.
В отзывах об Успенском соборе на Городке многие отмечают, что это великолепный храм, который является образцом уникального древнерусского зодчества в Подмосковье. Одно из немногих мест, где можно увидеть подлинные фрески и иконы, написанные русскими мастерами сотни лет назад.
Источник
Успенский собор во Владимире — особенности архитектуры, история
Успенский Владимирский собор имеет свою непростую судьбу, которая неразрывно связана с переломными моментами истории древней Руси.
Этот величественный храм известен во всём мире и входит в список наследия ЮНЕСКО. В его стены стремятся попасть православные верующие, студенты, туристы, ценители древних искусств (иконопись, архитектура, фресковая живопись)
История собора
Возведение
Строить храм начали в 1158 году. По указанию великого князя Андрея Боголюбского были собраны лучшие мастера из разных земель. Были также задействованы мастера (иконописцы, ювелиры, золотильщики) от императора Фридриха Первого (Барбароссы).
Осенью 1160 года сбор был полностью построен, а в начале 1161 года закончены все работы по его росписи и декорированию. Свято-Успенский Кафедральный собор был освящён и обрёл статус главного храма Руси.
Верх храма состоял из центральной главы, к которой позже были пристроены ещё четыре. Свод держался на шести столпах. Высота его верхней точки равнялась 32 метрам.
Фасад изобиловал разнообразным скульптурным рельефом (белокаменная резьба):
- пилястры с капителями;
- декоративные фризы;
- тематические композиции;
- фигуры и маски львиноподобных существ.
Примечание! На сооружение храма пошло множество дорогих материалов. В качестве основного материала использовался качественный белый камень, который привозили из Волжской Болгарии. Стены были облицованы мрамором. Глава собора была покрыта позолотой, а кровля обита кованым серебром.
Для внутреннего убранства использовались:
- золото;
- серебро;
- жемчуг;
- драгоценные камни;
- искусная роспись и шитьё.
Позднее часть богатств была похищена боярами Мстиславом Ростиславовичем и Ярославом Ростиславовичем, а часть уничтожена в пожаре 1185 года.
Перестройка храма
Первые пристройки к собору сделал князь Всеволод Георгиевич (брат Андрея Боголюбского). Он же обновил его после пожара 1185 года. Стены пристраивались с южной, северной и западной сторон. В новой галерее была устроена княжеская усыпальница.
Были возведены ещё четыре главы и покрыты золотом. В 1408 году по воле московского князя Василия Дмитриевича росписью храма занимались такие известные мастера как Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работ сохранились до наших дней.
Царствующие особы и состоятельные придворные вносили свой вклад в перестройку и украшение Успенского собора. В 1708 году оконные проёмы были расширены и укреплены контрфорсами. В 1767 году по распоряжению Екатерины II на внутреннее убранство и благолепие собора было выделено 14 тысяч рублей (примерно 624 млн. руб. в современных деньгах).
Древний иконостас заменили на более современный, выполненный в стиле эпохи возрождения. В 1810 г. внешний облик собора ещё сильнее изменился, когда вместо старой колокольни построили новую.
В 1891 году была организована серьёзная научная реставрация:
- заменили весь повреждённый белый камень на новый;
- восстановили настенные изображения, которые были обнаружены под слоем краски и штукатурки;
- восстановлена лепнина;
- возвращён первоначальный облик гробницам;
- тяжёлую кирпичную кладку сняли и сделали дугообразную крышу с позолотой;
- вернули окнам прежние очертания (в византийском стиле);
- контрфорсы были убраны.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Собор построен неизвестным архитектором в византийском стиле. Над ним возвышается одна большая центральная глава и четыре малые главы. Внутренние формы устремлены в высоту. Своды храма поддерживаются крестообразными столбами с лиственными капителями. К основному объёму примыкают три полукруглых выступа (абсиды).
Узкие длинные окна, напоминающие бойницы, располагаются по всему храму. Галереи и стены соединены арочными перекрытиями. Площадь строения составляет более 900 квадратных метров. С северной стороны к собору пристроена галерея (тёплый храм), которая соединяет его с колокольней.
В соборе хранится множество древних икон, а также иконы XVIII века. Среди них наиболее известны образы св. Александра Невского и чудотворца Георгия Владимирского. Главная реликвия храма – Владимирская икона Богородицы в бронзовом киоте, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.
Настенная роспись и барельефы показывают различные христианские сюжеты: вознесение на небеса князя Александра Невского, сцены Судного дня, пророки со свитками и многое другое. За екатерининским иконостасом на древних столбах реставраторы обнаружили настенные росписи XII и XV вв. Значительная часть композиций повреждена и подлежит реставрации.
Как доехать к собору?
В нескольких километрах от г. Владимир есть аэропорт Семязино, который осуществляет регулярные пассажирские рейсы Владимир – Санкт-Петербург. Воздушное сообщение возобновлено с 4 августа 2017 года. Маршрут обслуживается компанией АО «Комиавиатранс». Приблизительная цена билета 5000 рублей + цена рейса до С.-Пб.
Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).
Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.
Лучшие из них:
- Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
- парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
- Орион, ул. 2-я Никольская 3;
- Мономах, ул. Гоголя 20.
Правила и часы посещения
Основное правило – фотографировать и вести видеозапись в храме запрещено. Собор открыт с 7 часов утра до 8 часов вечера. Время разделено на музейное и церковное. Музей начинает работу с 13 часов. После 16:45 вход для прихожан бесплатный.
Богослужения проводятся в будние и праздничные дни:
- утренняя литургия в 7 ч. 30 мин.;
- утренняя литургия в 6 ч. 30 мин. в воскресные и праздничные (дванадесятые) дни, в 9 часов вечерняя литургия;
- в 17 часов начинается вечерняя служба.
Посещение собора в музейные часы обойдётся:
- взрослый посетитель платит 100 рублей;
- несовершеннолетние проходят даром;
- российские пенсионеры и студенты платят 50 рублей;
- каждое воскресенье с 15 часов плату за вход не берут.
Можно осмотреть внутреннее убранство собора вместе с экскурсионной группой или без неё. Экскурсия стоит дороже:
- обычный билет – 200 рублей;
- несовершеннолетние – 100 рублей;
- российские пенсионеры и студенты – 150 рублей.
Свято-Успенский Владимирский собор притягивает к себе тысячи паломников со всего света. Это уникальный памятник архитектуры и живописи древней Руси.
Поблизости с ним расположился не менее известный Дмитриевский собор, памятник Андрею Рублёву и Соборная площадь. Для любознательного туриста найдётся много интересных мест для посещения.
Дмитриевский собор во Владимире: год создания, кто построил, где находится, краткое описание, интересные факты, Успенский собор
Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.
Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.
История собора
Иногда собор называют Дмитровским.
Возведение и основание
В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197.
Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера.
Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.
Происхождение название
Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.
Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей.
За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями.
Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.
Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.
Это были:
- Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
- Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.
Историческая судьба
В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.
Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.
Были внесены изменения:
- уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
- разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
- опущен пол;
- для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
- поставлен новый иконостас;
- сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.
Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.
Послереволюционная реставрация
В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.
В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.
Современное положение
Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.
Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.
Архитектура и убранство сооружения
По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.
Внешний вид
Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.
Фасад делится на 3 яруса:
- Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
- Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
- Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.
На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.
Особенности наружного рельефа
Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.
Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:
- Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
- Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
- Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
- На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.
Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.
Внутреннее оформление
Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.
В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.
По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:
- На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
- На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
- На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.
Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.
Святыни и реликвии храма
В экспозиции музея представлены реликвии:
- икона святого Дмитрия Солунского (копия);
- ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
- на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.
Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.
Как проходят богослужения
В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.
В остальное время здесь музей.
Режим работы:
- понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
- пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
- суббота – с 10 до 18 часов.
Музей работает с апреля по октябрь.
Как добраться до храма
Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.
До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.
История и архитектура Успенского собора
В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.
Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.
В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.
В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.
Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.
Видео о внешнем убранстве собора
Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.
Успенский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт
Успенский собор — это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.
Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.
В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.
Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.
Адрес Успенского собора во Владимире
Владимир, ул. Большая Московская, 56.
Как добраться до Успенского собора во Владимире
Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.
В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Дмитриевский собор.
Режим работы Успенского собора во Владимире в 2019 г
Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой — обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.
Часы работы музея:
- С 13:00 до 16:45
- Выходной день — понедельник
Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2019 г
В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:
- Для взрослых — 150 рублей
- Для детей до 16 лет — бесплатно
- Для детей с 16 лет и студентов — 100 рублей
- Фотосъемка в храме запрещена!
Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.
Из истории
В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.
Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.
Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.
Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.
Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»
Успенский собор при Андрее Боголюбском
Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.
Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:
- Три отрока в печи огненной
- Сорок мучеников севастийских
- Вознесение Александра Македонского на небо.
Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.
Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.
Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.
Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.
Перестройка Успенского собора
Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.
К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.
В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.
В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.
Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).
В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.
Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.
В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.
Фрески Успенского собора
Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.
После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.
В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.
После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.
Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.
Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.
В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.
Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.
С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.
Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.
Дальнейшая история
В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.
В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.
Официальный сайт Успенского собора во Владимире
Храм находится в совместном ведении:
В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.
Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.