Урарту государство древней цивилизации. столица, история, искусство, географическое положение, культура, достижения, правители

Урарту — это древнее государство в юго-западной Азии. Располагалось оно на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Как союз племен Урарту существовало с XIII века до нашей эры, а как государство с VIII века до нашей эры.

Интересно узнать: у Урарту несколько названий:

  • Урарту — это ассирийское название государства, которое использовалось с IX века до нашей эры до конца существования Ассирии;
  • Биайни (Биайнили) — это местное название, происхождение которого неизвестно;
  • Ванское царство — это современное название Урарту, которое используют некоторые исследователи. Связано оно с тем, что столица государства находилась на берегу озера Ван;
  • страна Наири — так назывались раннеассирийские племена, проживавшие на территории Урарту;
  • Арарат — это масорейская огласовка арамейского «rrt», то есть Урарту, которая используется в библейских текстах;
  • страна Алародов — так урартов упоминал Геродот; Аратта — это древняя горная страна, которая упоминается еще в III тысячелетии до нашей эры в шумерских текстах. Большинство ученых считают, что Урарту и Аратта никак не связаны между собой.

Надпись на фундаменте храма в крепости Эребуни на холме Арин-Берд близ Еревана. Надпись выполнена на урартском языке клинописью, заимствованной у ассирийцев. Текст приписывает постройку храма царю Аргишти I.

Археологические материалы настолько скудны, что вопрос о происхождении жителей Урарту остается невыясненным, тем более отсутствовала письменность, по которой тоже можно было бы что-нибудь выяснить. Исследователи считают, что среди населения Урарту были как оседлые, так и кочевые племена.

Фрагмент бронзового шлема эпохи Сардури II, на котором изображён популярный среди древних обществ мотив «Дерева жизни». Шлем был обнаружен при раскопках крепости Тейшебаини на холме Кармир-Блур.

Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I. Из текстов можно сделать вывод, что Урарту постоянно воевало с ассирийцами, которые преследовали грабительские цели, в частности, они угоняли скот и воровали разные ценности.

Ассирийский барельеф времён Салманасара III. Надпись на барельефе: «Изображение моё у моря страны Наири я поставил, жертвы богам моим я принёс».

Армянское нагорье было богато природными ценностями, и грех было не организовать в этом регионе государство. Однако возможность создать здесь государство появилась лишь в железном веке. Почему именно в железном веке? спросите вы.

Потому что местное население только тогда смогло эффективно противостоять грозной Ассирии, когда технология обработки камня железными орудиями позволила возвести многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье.

Именно бесконечные набеги ассирийцев и способствовали тому, что «племена Наири» объединились в единое и сильное государство.

Остатки крепости, построенной Сардури I. Сохранившаяся стена крепости

В IX веке до нашей эры произошли последние успешные походы ассирийцев против Урарту. Предводителем ассирийцев в это время был Салманасар III, который разрушил города Сугунию и Арзашку и успешно продвигался вглубь Урарту. К концу IX века ассирийцы успешно воевали лишь на южных участках Урарту.

Развалины урартской крепости

Именно в это время начинает формироваться урартская царская династия, и первым правителем Урарту был Арама. Однако основная династия Урарту была, предположительно, основана представителем другого рода или племени Сардури I (сыном Лутипри). Он стал царем Урарту около 844 года до нашей эры. Резиденция царей находилась в городе Тушпа, на берегу озера Ван.

Фрагмент бронзового колчана с надписью Сардури II. Обнаружен при раскопках на холме Кармир-Блур.

С середины IX века Урарту становится самым могущественным государством Передней Азии. После Сардури I власть перешла к его сыну Ишпуини. В период его правления границы Урарту были значительно расширены, появилась урартская клинопись.

Бронзовая фигурка крылатого быка, украшавшая левую часть урартского царского трона, Эрмитаж. Аналогичная фигурка, украшавшая правую часть этого же трона попала в Британский музей.

Когда на престол ступил сын Ишпуини Менуа, на территории Урарту начались массовые строительные работы. Были сооружены крепости, которые защищали подступы к Вану, дворцы и храмы, а также канал, который снабжал водой город Тушпу.

Во время правления в Урарту Менуа в Ассирии правила царица Семирамида. В это время не было ни войн, ни нападений со стороны ассирийцев на Урарту, наоборот, Ассирия оказала культурное влияние на Урарту.

При жизни Менуа многие постройки связывали с его именем, а после го смерти они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в ее время.

Границы Урарту на запад все расширялись, что, в конце концов, привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов. Конечно же, Ассирия была недовольна такой обстановкой.

В результате ассирийский царь Салманасар IV из десяти лет своего правления шесть потратил на походы против Урарту.

В Урарту к этому времени у власти находился сын Менуа Аргишти, который вышел победителем из войны с ассирийцами.

Зарисовка Ванской скалы первыми археологами Урарту, конец XIX века

Аргишти I сменил его сын Сардури II. Он продолжил дело отца, совершив походы, расширяя дальше границы страны.

В VIII веке до нашей эры на престол Ассирии взошел Тиглатпаласар III. Он сразу же начал войну против Урарту. Ассирийский царь хотел вернуть контроль над торговыми путями в Малую Азию.

В результате решающего сражения на западном берегу Евфрата ассирийцы разбили урартскую армию и захватили большое число пленных и различные трофеи.

Таглатпаласар III не остановился на этом, он двинулся вглубь Урарту.

Сардури II погиб при невыясненных обстоятельствах. Государство Урарту частично распалось. Многие завоеванные ранее племена подняли восстания против центральной власти.

На престол Урарту вступил Руса I, которому несмотря ни на что удалось сохранить государственность Урарту. Он подавил мятежи, и долгое время мудро избегал войны с Ассирией.

Во время правления в Ассирии Салманасара V между Урарту и ассирийцами установилось перемирие. Руса I отстроил новую столицу Урарту Русахинили.

Вскоре в Ассирии к власти пришел более решительный и воинственно настроенный Саргон II. Он хотел вернуть своей стране былое могущество. Саргон II направил свои войска против Урарту, которые потерпели жестокое поражение. Сам Руса I вынужден был бежать.

После того, как он узнал, что Саргон II добрался до религиозного центра Урарту Мусасира и разрушил и разграбил не только сам город, но и главный храм бога Халди, Руса I покончил жизнь самоубийством.

Все эти события стали началом разрушения урарсткого государства.

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/urartu.html

«Страна контрастов» Урарту – Статьи

История государства Урарту известна нам по клинописным табличкам, найденным в 1827 году молодым археологом Фридрихом Шульцем.

На волне чрезвычайного интереса к изучению исторических древностей и бурного развития археологии как науки вскоре был открыт ассирийский город Ниневия, дворец царя Саргона II в Хорсабаде, знаменитая библиотека Ашурбанипала — все это немало способствовало быстрой расшифровке клинописных источников и получению информации об истории Урарту.

В конце II тысячелетия до н. э. жившее на территории Армянского нагорья коренное население вступает в упорную и продолжительную борьбу с ассирийцами, а легендарный царь древнейшей истории Тиглатпалассар I выступает в военные походы против «страны Наири».

В районе озера Ван в середине IX века образуется объединенное государство протоармянских племен, которое за короткий промежуток времени окрепло настолько, что смогло дать решительный отпор ассирийским захватчикам.

Жителей нового Урартского государства могли называть халдами (от имени Халди, главного бога урартов), а их страну — Биайни.

Длительное противостояние с ассирийским царством стало мощным импульсом к объединению ранее разрозненных племен, а природные богатства Армянского нагорья создали экономические предпосылки к образованию на этой территории сильного и процветающего государства.

Фрагмент урартской фрески

Одним из основных этапов становления государства Урарту стало время правления царя Ишпуини (828 — 810 гг. до н. э.), сына легендарного основателя Ванского царства — Сардури I. Реформы и перевооружение армии постепенно превратили Урарту в одно из наиболее влиятельных государств Передней Азии.

Во время правления Ишпуини Урарту стало предпринимать собственные завоевательные походы и расширять свою территорию. Важнейшим достижением этого древнего царя стал захват города Мусасир, который являлся религиозным центром почитания бога Халди — верховного божества урартского пантеона.

Помимо Халди в божественную триаду входил бог грозы и войны Тейшеба и бог солнечного диска Шивини. Аналогом вавилонской богини плодородия Иштар стала Арубаини, супруга верховного бога Халди.

Как видно, схематическая основа построения божественного пантеона даже древних народов свидетельствует о наличии единого сюжета и композиции космогонических мифов и религиозных обрядов.

Память об Урарту сохранилась в генетическом коде современных армян

Захват Мусасира дал Ишпуини законное право провести в Урарту религиозную реформу, способствующую централизации царской власти.

Для государства древнего мира, которым являлось Урарту, религиозная реформа Ишпуини имела очень большое значение. Жители Урарту верили, что их успехи напрямую зависят от силы их верховного бога.

В глазах урартов Бог Халди, которого почитали и в северной Ассирии, мог противостоять самому Ашуру — верховному богу южного соседа.

Изображение бога Халди, Арин-Берд, Исторический музей Армении

Апогей борьбы против иностранной интервенции пришелся на период правления царя Аргишти (778 — 750 гг. до н. э.).

Многолетнее противостояние закончилось победой урартов, во славу которой правитель приказал вырезать описание этого долгожданного события на Ванской скале, недалеко от резиденции правителей Урарту в столице — городе Тушпа. В целом, для урартской архитектуры характерно обилие помещений, высеченных в скалах.

Так, внутренние пространства Ванской скалы, вероятно, служили гробницами для урартских царей, а сама поверхность тщательно обработана инструментами каменотесов, скалистые склоны покрыты многочисленными уступами, лестницами и нишами.

Урарту вело борьбу с Ассирией за гегемонию на Ближнем Востоке

По своему политическому строю Урарту являлось типичным деспотическим государством древневосточного типа, основой которого стала крепкая центральная власть, державшая в подчинении разнообразные покоренные племена.

Чтобы ослабить локальные этнические конфликты, власти Урарту использовали все те методы государственного принуждения, какими потом будут пользоваться вплоть до нашего времени. Сюда относятся и карательные походы, и уничтожение восставших племенных союзов, и переселение жителей захваченных областей в другие районы страны.

При этом их территория отдавалась новым поселенцам, насильно пригнанным сюда из самых отдаленных уголков государства.

Для укрепления власти на периферии своего царства урарты сооружали крепости, создавали административные центры и отправляли туда своих наместников, на плечи которых ложился контроль над своевременной уплатой дани и работой по сооружению крепостей и оросительных систем — искусственных озер и каналов.

Они стали жизненной необходимостью для населения как низинных, так и горных районов страны. Основным богатством Ванского царства был скот. Из ремесел в Урарту большого развития достигла металлургия, ведь тут раньше, чем в других областях Передней Азии, стали использовать железо.

В культурном отношении государство урартов было близко Ассирии, у которой оно, в частности, заимствовало свою письменность, взяв уже готовую лингвистическую систему и приспособив ее к особенностям собственного языка. Интересно, что храм верховного бога Халди в Мусасире существенно отличался от ассирийских построек: своей двускатной крышей и декорированным фронтоном он был схож скорее с архаическими греческими храмами.

Клинописная табличка из Урарту

Чертой, отличавшей Урарту от предшествовавших и последующих империй, существовавших на территории Передней Азии, стал единый архитектурно-градостроительный облик всего государства, известный в археологической литературе под названием «города-крепости».

Они возводились на доминирующих над окружающей равниной высоких холмах, на которых либо никогда не было поселений, либо они были покинуты жителями до урартского завоевания, а в некоторых случаях — разрушены.

В числе уникальных особенностей урартского мировоззрения стоит отметить также широкое распространение культа волков или собак — тотемных аналогов древнеегипетских кошек. Согласно местным представлениям, волки сопровождали души умерших в загробный мир и даже обладали способностью воскрешать мертвых.

В собраниях урартского искусства часто можно встретить ритуальную фигурку аралеза — божества древнеармянского пантеона, которое оживляло павших на поле битвы, зализывая их раны.

Урарты терпимо относились к иноверцам

К середине VIII в. до н. э. могущество государства Урарту стало постепенно ослабевать, а главный соперник, Ассирийское царство, наоборот, вступил в период своего расцвета.

Во главе страны встал талантливый правитель Тиглатпалассар III, поставивший своей целью восстановить былое влияние Ассирии.

Одержав уверенную победу над урартским войском, Тиглатпалассар в клинописной надписи рассказывает следующее: «Сардури Урарта в Турушпе (Тушпе), его главном городе, я запер, большую резню устроил перед городскими воротами.

Изображение моего владычества я установил напротив города». Разгром древней урартской столицы и разорительный марш ассирийского войска по территории врага ослабили Урартское государство, которое вскоре потеряло свое прежнее господствующее положение на северо-востоке Передней Азии.

На археологических раскопках города Тушпа, 1915 год

Ослабление Ассирийского царства, которое начало длительную и кровопролитную войну с Вавилоном и Мидией во второй половине VII века, не остановило закат цивилизации Урарту. Около 590 года до н. э. Ванское царство потеряло свою независимость и было захвачено Мидией, а потом — Персией.

Необходимо отметить, что ни в восточной Турции, ни на территории современной Армении не обнаружено каких-либо послеурартских сооружений ранее I века н. э., не упоминают о существовании городской культуры и античные географы и историки. Население Армянского нагорья в этот период было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, семитов и хеттов.

Память о государстве Урарту вошла в традиции и обычаи армянской знати, которая использовала урартские предметы искусства, ювелирные изделия и одежду. Население Армянского нагорья поддерживало работоспособность урартских гидротехнических сооружений, необходимых для ведения сельского хозяйства.

Например, канал Менуа протяженностью 70 км функционирует до наших дней и по своим инженерным характеристикам не уступает современным гидротехническим сооружениям.

Источник: https://diletant.media/articles/33801274/

Царство Урарту — на истоках армянской государственности

25 Apr 2017 — 05:18

ALLARMENIA. В результате объединения восьми местных племен на юге Армянского нагорья образовался племенной союз Уруатри. В XIII столетии до н.э. в результате вторжения ассирийцев страна была разрушена и разграблена.

Спустя два столетия Уруатри восстанавливает свои силы и в IX веке до н.э. в бассейне озера Ван возникает прочное политическое объединение — государство Урарту.

В начале своего существования Урарту было небольшим государством, с трудом сдерживающим натиск соседней мощной Ассирии. Усилившись, властители Урарту приступили к завоеваниям и создали одно из могущественных государств древнего мира, объединив под своей властью почти все Армянское нагорье.

Ассирийцы называли это государство Урарту, сами урарты свою страну именовали Биайнили. Государство, образовавшееся в бассейне озера Ван, историки называют Ванским или Айраратским царством.

Начиная с 859 года до н.э. в ассирийских надписях упоминается имя первого царя Урарту — Араме. Против него предприняла походы армия Салманасара III.

Политики Ассирии, вероятно, уже почувствовали потенциальную угрозу в зарождающемся молодом государстве.

Однако, эти военные акции не затронули основных областей Урарту, и, вопреки ожиданиям царей Ассирии, усиление армянского государства продолжалось.

Урартский правитель Сардури I (844-828 гг. до н.э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу ассирийской державы. Столицей Урартского государства стал город Тушпа, находящийся в районе озера Ван.

Вокруг него были возведены внушительные каменные стены. У западного подножья Ванской скалы сохранилась крепостная стена, возведенная из крупных привозных камней, достигающих в длину 6 метров  и 1 метра в высоту.

На этой стене можно прочесть надписи на ассирийском языке, которые свидетельствуют о постройке крепости царём Сардури, сыном Лутипри.

Остатки крепости, построенной Сардури I

Во время правления Сардури I  набеги ассирийцев уже не могли достичь столицы Урарту, а лишь тревожили южные окраины царства. Хотя при непосредственном столкновении урартская армия проигрывала ассирийской, построенные урартами крепости уже не позволяли врагу проникнуть вглубь страны. Помимо этого, ассирийцам усложнял задачу суровый зимний климат Армянского нагорья — все наступательные кампании они могли проводить только в летнее время и теперь были вынуждены нести с собой тяжёлые осадные орудия. В таких условиях мощности ассирийской армии хватало лишь на небольшие успехи. Могущество Ассирии в регионе стало подходить к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке — объединённого Урарту.

В конце IX века до н. э. царством Урарту правил сын Сардури I Ишпуини (828—810 до н. э.). При нем происходит дальнейшее усиление центральной власти Урарту.

Расширяются границы царства: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также земли южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также «централизация» урартской религии.

Божества отдельных племён объединяются в единый пантеон, во главе которого становятся боги центральной части страны: Халди, Тейшеба и Шивини. В этот же период появляются клинописные таблички на урартском языке.

Со вступлением на престол сына Ишпуини — Менуа (810—786 гг. до н. э.), на территории цартва Урарту проводятся массовые строительные работы —  были построены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал, снабжающий водой город Тушпу, сохранившийся до наших дней.

Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой ассирийской царицы Семирамиды. Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту.

Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал к Тушпе, связывались с его именем, через некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, так как были возведены в период ее правления. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский приводит легенды о личном участии царицы в сооружении построек вблизи Вана во времена Менуа.

При правлении Менуа также интенсивно велись ирригационные работы по всей стране и продолжилась экспансия урартов на север — в Закавказье, и на юго-запад, где границы Урарту достигли среднего течения Евфрата.

Расширение границ армянского царства на юг привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов, что осложнило стратегическое положение ассирийского царства, которая издавна поставляла железо и лошадей из Малой Азии, а также затруднило доставку лошадей из страны на восток от озера Урмия.

Правитель Ассирии Салманасар IV (Шульману-ашареду IV, годы правления 783—772 до н. э.) шесть из десяти лет своего правления потратил на походы против Урарту.

К этому времени в Урарту уже правил сын Менуа, Аргишти I, который, судя по письменным памятникам, вёл напряжённую борьбу с Ассирией у её северных границ и, в конце концов, вышел из неё победителем, не позволив Салманасару IV вернуть Ассирии потерянное влияние в приграничных территориях.

Кроме того, Аргишти I совершил несколько удачных походов на юго-восток, в район озера Урмии против маннейцев.

Правитель Ванского царства также построил новые поселения и крепости в Закавказье, на территории современной Армении, в частности, он основал город Аргиштихинили (в окрестностях современного Армавира), который долгое время оставался крупным административным центром Урарту, и город Эребуни (родоначальник современного Еревана). Крепость Эребуни использовалась в дальнейшем урартскими войсками для походов вглубь района озера Севан и для защиты Араратской долины.

В 744 году до н. э. в соседней с Урарту Ассирией произошли политические перемены. Относительно мирных правителей Ашшур-дана III (772—755 гг. до н. э.) и Ашшур-нирари V (754—745 гг. до н. э.

) сменил решительный Тиглатпаласар III, который сразу же начал борьбу за восстановление Ассирией былого могущества в Передней Азии.

 Тиглатпаласар III провел ряд реформ в армии и начал успешные боевые действия на западных границах Ванского царства,

В 734 г. до н.э. вооруженные силы Ассирии вступают в сражение с возглавляемой Урарту коалицией в Северной Сирии около города Арпад. Союзники терпят поражение, и Сардури отступает на коренные земли своей державы. В 735 г. до н.э. Тиглатпаласар III наносит удар в самое сердце Урартского государства, в район оз. Ван. Ряд центральных районов был предан огню и мечу.

Обстоятельства гибели Сардури II остаются невыясненными. После разгрома урартской армии государство частично распалось, и многие завоёванные ранее племена восстали против центральной власти. Руса I, вступил на престол в 735 году до н. э. — в трудное для государства время.

 Однако, благодаря решительным действиям, ему удалось сохранить государственность Урарту и в течение долгого времени отражать натиски ассийриской армии. «С моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту» — выгравировал на стеле Руса I.

Он подавил восстания в регионах страны и долгое время мудро избегал конфронтации с Ассирией. Во время царствования в Ассирии Салманасара V между Урарту и Ассирией установилось перемирие.

В период перемирия Руса I уделял много времени внутреннему строительству, особенно в районе северной части озера Урмия, где его усилиями возник крупный урартский центр — город Улху. Кроме того, Руса I отстроил новую столицу Урарту — Русахинили — на скале в нескольких километрах от Тушпы.

В 722 году до н. э. на ассирийский престол взошел более решительный и воинственно настроенный Саргон II, младший сын Тиглатпаласара III. Он сверг своего старшего брата Салманасара V и намеревался вернуть Ассирии былую мощь. В 722—719 до н. э. годах Саргон II был занят военными действиями на западе — в Сирии и Палестине, а с 718 года до н. э.

сконцентрировал внимание на севере. Действия Саргона II всегда были тщательно подготовлены, в его резиденции, Дур-Шаррукине, сохранились клинописные таблички с систематическими разведывательными донесениями из Урарту.

Разведывательным данным придавалось огромное значение, в связи с чем ответственным за донесения из Урарту был назначен сын Саргона II, Синахериб, который впоследствии стал царём Ассирии. С 718 по 715 годы до н. э. Саргон II и Руса I не решались вступать в прямые сражения. Их борьба развернулась на территории страны Манна, лежавшей к востоку от озера Урмия.

Несколько раз за этот период Саргон II захватывал страну маннейцев и сажал на престол угодного ему царя, а Руса I в ответ организовывал восстания маннейцев в пользу царя, лояльного Урарту.

Наконец, в 714 году до н. э., Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Ванского царства, сразу после получения донесения о неудачном военном походе Русы I против киммерийцев.

Поход начался с Манны, которую ассирийские войска с легкостью взяли.

Затем Саргон II двинулся дальше на восток, преследуя лояльные Урарту войска, однако получил информацию о том, что Руса I накопил большие силы в горном ущелье к востоку от озера Урмия, откуда готовится напасть на ассирийскую армию с тыла.

Саргон II резко изменил планы и двинулся к войскам урартского царя. Ему удалось внезапно напасть на ванский лагерь ночью, в результате чего войска Урарту потерпели сокрушительное поражение. Сам Руса I был вынужден спасаться бегством.

Саргон II получил возможность продолжить движение на север, где разгромил город Улху и подошёл к берегу озера Ван. Опираясь на данные разведки, Саргон II не решился двинуться на Тушпу, а развернул свою армию обратно, где предпринял тяжёлый переход через лесистые горы и внезапно для урартских сил появился в Мусасире, религиозном центре царства.

Он разрушил и разграбил как сам город, так и главный храм бога Халди. Руса I, узнав о событиях в Мусасире, покончил собой.

Точный маршрут похода Саргона II остаются предметом научных дебатов: некоторые исследователи вслед за Тюро-Данженом полагают, что ассирийская армия обогнула озеро Ван с севера, другие считают, что Саргон II обогнул с севера лишь озеро Урмия. 

В конце VIII века до н. э. Саргон II был убит в результате дворцового переворота, после которого Ассирия погрузилась смуту, связанную с противостоянием с Вавилонией и Мидией, которое, в конце концов, спустя 100 лет, в 609 году до н. э., привело к гибели ассирийского государства. В Урарту, тем временем, взошёл на престол сын Русы I, Аргишти II (714 — ок.

685 гг. до н. э.). Характер отношений между Ассирией и Урарту после похода Саргона II изменился: стороны стали чаще разрешать конфликтные ситуации путём переговоров, и Урарту, опасаясь новых поражений, перестало претендовать на северные владения или зоны влияния Ассирии как с западной по течению Евфрата, так и с восточной берегов озера Урмия.

Одновременно, кризис в Ассирии не давал ей возможности проводить значимые военные походы в северном направлении. Аргишти II договорился о выкупе у Ассирии захваченной в Мусасире бронзовой «главной» статуи бога Халди, в результате чего она вернулась в Урарту.

В эти годы экспансия Урарту была направлена на восток — Аргишти II продвинулся дальше, чем любой другой урартский правитель.

Взошедший на престол впоследствии Руса II, сын Аргишти II (ок. 685 — ок. 639 гг. до н. э.), пользуясь длительным перемирием, посвятил себя капитальному строительству. В годы правления Русы II в Урарту было построено огромное количество городов-крепостей, храмов и других сооружений. Он выстроил основал столицу Урарту — Русахинили, расположенную в окрестностях Тушпы. 

После смерти Русы II царством правили Сардури III (ок. 639 — ок. 625 гг. до н. э.), Сардури IV (ок. 625 — ок. 620 гг. до н. э.), Эримена, (ок. 620 — ок. 605 гг. до н. э.), и заставший гибель Ассирии, а также Руса III (ок. 605 — ок. 595 гг. до н. э.) и Руса IV (ок. 595 — ок. 585 гг. до н. э.) — последний царь Урарту.

В период правления этих царей, несмотря на углубляющийся кризис в Ассирии, Урарту уже до конца своего существования не возобновило попыток взять под контроль стратегические торговые пути между Месопотамией и Малой Азией.

Более того, на основании анализа переписки Сардури III с Ашурбанипалом, некоторые исследователи полагают, что при Сардури III, сыне Русы II, Урарту уже фактически являлось вассальным по отношению к Ассирии государством.

В этот период баланс сил в Передней Азии изменился; и у Урарту, и у Ассирии появились новые опасные противники, которые, в конечном итоге, уничтожили оба государства. Против Урарту выступили скифы и киммерийцы с севера, а мидийцы с юго-востока.

Мидийцы разрушили большинство урартских крепостей, включая столицы царства Тушпу и Русахинили, вытеснив остатки урартской армии и царский дом в Закавказье. Столица Урарту в этот период переместилась в расположенный в Закавказье город Тейшебаини, и последним ударом, погубившим Урарту, стало разрушение этой крепости.

Высказываются предположения, что Тейшебаини был также разрушен мидийцами или вавилонянами, однако большинство учёных в настоящее время считают, что это сделали скифы и киммерийцы.

Внутренняя жизнь Урарту

Ванское цартво уделяло большое внимание развитию экономики, особенно заботясь о строительстве оросительных каналов и устройстве водохранилищ. Значительную роль в экономике играли царские хозяйства. При постройке Тейшебаини Руса II соорудил канал и создал обширные сельскохозяйственные угодья.

По ориентировочным данным, зернохранилища и винные склады Тейшебаини были рассчитаны на продукцию, получаемую на территории в 4-5 тыс. га. По клинописным надписям, персонал царского хозяйства в Русахинили исчислялся в 5500 человек. В царских хозяйствах велась обработка продукции земледелия, работали ремесленные мастерские.

Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства.

Строительство городов

Замечательными были достижения урартов в сфере культуры. История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели.

Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы состояли из одной или двух, а иногда и трех, линий стен.

Городские стены, толщиной в 3,5-4 метра, обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Искусство

Предметы урартского искусства, таким образом, обнаруживаются, в основном, в центре страны, а также вблизи крупных урартских городов. Расцвет урартского искусства пришёлся на годы пика могущества самого государства.

Большинство находок урартского искусства связаны с периодами правления Менуа, Аргишти I и Сардури II.

Культурная близость Ассирии и Урарту вносит определённые трудности в изучение урартского искусства: многие предметы попали в музеи мира не в результате археологических раскопок, а после перепродаж разграбленного с захоронений, поэтому во многих случаях среди учёных до сих пор ведутся дискуссии, к какому именно государству следует отнести тот или иной предмет. Искусство Урарту возникло под сильным влиянием Ассирии и было сильно канонизированым, порой даже трафаретным]. Среди ярких примеров урартского искусства — обломки бронзового царского трона, часть из которых попала в Британский музей, а часть — в Эрмитаж, а также различные бронзовые статуэтки, украшения, предметы оружия и элитной конской сбруи. Многие архитектурные сооружения Урарту сохранили следы яркой цветной росписи, которая была широко распространена. При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.

Бронзовая фигурка крылатого быка, украшавшая левую часть урартского царского трона, Эрмитаж. Аналогичная фигурка, украшавшая правую часть этого же трона, попала в Британский музей.

Источник: http://all-armenia.com/stati/istoriya/czarstvo-urartu-na-istokax-armyanskoj-gosudarstvennosti.html

Государство урарту

  • Возникновение
    государства Урарту
  • В
    районах Армянского нагорья и Закавказья,
    где природные условия не благоприятствовали
    прогрессу поливного земледелия, важную
    роль играло наличие рудных богатств,
    главным образом меди и железа; на степных
    нагорьях и лугах развивалось скотоводство.
  • Проводятся
    раскопки урартских памятников на
    территории Турции и Ирана.

В
V—IV тыс. до н. э. долины Куры и Аракса
были заселены оседлыми земледельцами
и скотоводами в Шому-тепе в Азербайджане,
Шулавери в Грузии и Техут в Армении.

Поселения состояли из круглых в плане
глинобитных жилых и хозяйственных
строений, что является специфической
чертой культуры закавказских земледельцев,
поскольку в большинстве других
раннеземледельческих культур Древнего
Востока строения имеют квадратную или
прямоугольную планировку.

Большую роль
играли каменные, кремневые и костяные
орудия, появляются и медные изделия.
Основу хозяйства составляло мотыжное
земледелие с возделыванием пшеницы,
ячменя, проса и полбы, разведение крупного
и мелкого рогатого скота. В небольших
поселках площадью в 0,5—1 га проживало
по 100—300 человек.

Культура земледельцев
Закавказья уступала культурам Северной
и Южной Месопотамии — Халафу и Убейду.

В
III тыс. до н. э. распространяется культура
раннебронзового века, названная
куро-аракской.

Значительное развитие
получает земледелие; при обработке
полей используется примитивная соха,
урожай убирается с помощью серпов.

В
каждом поселении был дом-мастерская
ремесленника, где изготовлялись из
различных сплавов украшения, керамика,
орудия труда и оружие — топоры, кинжалы
и копья. Высоко в горах складывается
отгонное скотоводство.

Интенсивно
идет разложение первобытного строя. В
горах строятся крепости из каменных
глыб. Выделяется оружейное дело. В конце
II тыс-я до н. э. появляется оружие из
железа. Оснащенные этим оружием воины
образовывали  боевую  дружину 
племенных  вождей.

Особенно
интенсивным процесс разложения
первобытных порядков был у племен
урартов, обитавших в районе озера Ван.
Восемь стран под общим наименованием
Урарту упоминаются в ассирийских
источниках уже в XIII в. до н. э. В конце
XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил
ассирийский царь Тиглатпаласар I.

В
XI—X вв. до н. э. здесь идет объединение
мелких владений в государство. Первые
попытки создания письменности, близкой
к хеттской.

Консолидация
первых урартских государственных
образований в середине IX в. до н. э. была
вызвана необходимостью борьбы с
ассирийской агрессией. Первым правителем
Урарту стал царь Араму
(864—845 гг. до н. э.

), против которого
совершал походы Салманасар III. Урартский
правитель Сардури I (835— 825 гг. до н. э.)
принимает пышный титул, заимствованный
у ассирийских царей. Столицей становится
город Тушпа, вокруг которого возводятся
каменные стены.

Объединяются мелкие
владения.

Границы
владений правителей Тушпы расширяются
до озера Урмия, и второе урартское
государственное образование Муцацир
становится зависимым владением. Теперь
все урартские племена объединены.

3
главных божества: Халди — бога неба,
Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини —
бога солнца.

Интенсивное
строительство охватывает почти всё
государство: возведение храмов и дворцов,
организация храмовых хозяйств. Урартские
войска проникают в царство Манна,
стремятся обойти с фланга Ассирию.

Ванское
царство на вершине могущества
.

Подлинным
создателем урартского могущества был
царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Теперь все
урартские цари составляют официальные
летописи, освещающие события их
царствования. Менуа занимался организацией
армии.

Урартская армия переходит на
лучшие в Передней Азии ассирийское
вооружение и доспехи.

Военные походы
Менуа идут в двух направлениях — на
юго-запад, в сторону Сирии, где его войска
овладевают левобережьем Евфрата, и на
север, в сторону Закавказья.

Большое
внимание уделял Менуа организации
зависимых владений. В них оставались
местные правители («под условием выплаты
дани»), но назначались и представители
центральной власти — областеначальники.

Административная реформа — разделение
Урартского государства на области, во
главе которых стояли представители
центрального правительства.

В районе
столичного города Тушпы был проведен
канал длиной в 70 км («канал Менуа»).

При
сыне и преемнике Менуа — Аргишти I
(786—764 гг. до н. э.). Правление Аргишти —
это зенит могущества Урартского
государства. Сам он даже сообщает о
победе над войсками Ассирии. Его войска
проникают в Северную Сирию. На юго-востоке
урарты, устанавливают своё влияние на
Маннейское царство, выходят на границы
Вавилонии.

Урартские
войска доходят до границ Колхиды (Колхи)
в Западной Грузии и овладевают, обширной
территорией до озера Севан. Здесь
осуществляется обширная программа
хозяйственно-строительной деятельности.
На месте современного Еревана в 782 г. до
н. э. возводится город Еребуни, а в районе
Армавира в 776 г. до н. э.

строится крупный
городской центр Аргиштихинили. Военные
походы не только расширяли территориальные
границы и увеличивали политическое
влияние Урарту, но и служили постоянным
источником поступления рабов-военнопленных.

Военные успехи Урартского государства
были связаны со всей социально-экономической
системой общества, что и объясняет его
расцвет в VIII в. до н. э.

В
743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром
III ассирийская армия побеждает в
решительном сражении возглавляемую
Урарту коалицию в Северной Сирии около
города Арпада. В 735 г. до н. э.

Тиглатпаласар
III осуществляет поход в центр Урартской
державы, в район озера Ван. Несмотря на
осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы
так и не смогли овладеть ее цитаделью.

В открытом военном противоборстве с
Ассирией Урарту потерпело первое
поражение.

Вступив
на престол, Руса
I (735—714 гг. до н. э.)

застал державу поколебленной военными
неудачами, но вскоре овладел положением.

Руса
I старался избегать противоборства с
Ассирией, продолжает расширять свои
владения в Закавказье к северо-востоку
от озера Севан. К северу от озера Урмия:
проведены многочисленные каналы,
построены крепости-города, на восточном
побережье Вана строится обширное
водохранилище, создаются виноградники
и поля, возводится город Русахинили.

В
714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая
Саргоном II, двинулась к востоку от озера
Урмия против местных правителей,
натравливаемых на Ассирию урартским
царем. Битва кончилась поражением
урартов.

На обратном пути в Ассирию
Саргон II во главе 1000 всадников захватил
урартский культовый центр Муцацир, где
победителям достались храмовые сокровища.

Почти столетнее урартско-ассирийское
соперничество закончилось победой
Ассирийской военной державы.

Источник: https://studfile.net/preview/4193448/

История древнего государства Урарту кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Древнее государство Урарту занимало значительную территорию в юго-западных регионах Азии, сегодня здесь находятся земли современной Армении, а также часть Турции и Ирана. Союз племен образовался в 13 веке до н.э., лишь в 8 в. до рождества Христова оно превратилось в самостоятельное государство.

Исходно цивилизация Урарту являлась неоднородной. Говоря о происхождении его жителей современные историки подразумевают происхождение племени, которое добилось главенствующего положения в регионе, и использовало урартский язык. Первое упоминание Урарту было найдено в записях ассирийского правителя Салманасара I.

Ассирия не раз втягивала Урарту в долгие войны, в которых в большинстве случаев побеждали ассирийцы. Однако они не захватывали эти земли, их главной целью было разграбление. Ассирийские источники часто называют жителей Урарту – «наири», по всей видимости, именно так называли всех жителей этого государства.

При этом в те времена часто встречалось такое словосочетание, как «цари Наири», что является свидетельством разобщенности Урарту.

Современные ученые убеждены, что именно Ассирия способствовала тому, что цивилизация Урарту объединилась в единую политическую силу. Постоянные набеги южных соседей вынудили местных жителей искать способы защиты. Зарождающееся государство смогло использовать для своего развития богатые природные богатства.

Объединение было сравнительно долгим, одновременно жители Урарту учились возводить крепости и вести войны.

Первым правителем здесь стал Арама, однако его правление оказалось неудачным – ассирийцы, почуяв зарождение способной противостоять им силы на севере, нанесли удар, и уничтожили первые столичные города в середине 9 века до н.э.

Древнее государство Урарту смогло оформиться в 844 г. до рождества Христова его возглавил Сардури I, выстроивший столичный город – Тушпу, раскинувшуюся на побережье озера Ван.

На подходах к Тушпе он выстроил множество оборонительных крепостей. Тогда власть здесь стала централизованной, и здесь появилась первая царская династия.

Это государство уже перестало быть легкой добычей для ассирийцев, и с ходом времени оно сравнилось с Ассирией по силе.

Царство Урарту пережило свои лучшие годы с 9 в. по середину 8 в. до нашей эры. В годы правления Ишпуини, сына Сардури I, власть Тушпы над регионом усилилась, а пределы государства расширились.

В это же время все боги объединившихся племен были объединены в один пантеон, главными богами были признаны Халди, Тейшеба и Шивини, племен, обитавших в центре государства.

Тогда же появились первые клинописные тексты на урартском языке.

В 744 г. до нашей эры в Ассирии к власти пришел Тиглатпаласар III, реформировавший армию и начавший работать над восстановлением величия своей державы. В результате ассирийцам удалось возвратить себе контроль над торговыми маршрутами Ближнего Востока, уже в 735 г.

войска Урарту были наголову разбиты на побережье Евфрата. Царство Урарту в этот период потеряло значительную часть земель, однако сумело пережить его. Впрочем, еще до конца 8 века до н.э.

Урарту пережила новое разорительное нападение ассирийцев, были разграблены многие города, а также Халди – центр их религии.

7 век до н.э. начался с перемирия между двумя державами, в котором Урарту не смогла восстановить свое могущество. В итоге, мидяне и вавилоняне окончательно уничтожили Ассирию, а Урарту пала под ударами скифов и киммерийцев.

Последним оплотом для Урарту посулжила крепость Тейшебаини, выстроенная царем Русой II на холме Кармир-Блур. Кем был уничтожен этот город доподлинно неизвестно, однако еще до конца 7 века до н.э.

Урарту перестала фигурировать в древнегреческих исторических хрониках.

Источник: http://antiquehistory.ru/istoriya-drevnego-gosudarstva-urartu-kratko/

Тейшебаини, столица Урарту

Страна, носящая имя Урарту, впервые упоминается в документах, относящихся к эпохе ассирийского царя Ашшурнасирпала II (XIII в. до н. э.). «В начале I тысячелетия до н. э. области южного Закавказья были включены в состав Ванского царства, которое поэтому можно считать древнейшим из государств, существовавших на территории Союза ССР.

Центр этого древнего государства, целиком занимавшего Армянское нагорье, находился в районе оз. Ван, получившего, вероятно, свое название, так же как и город Ван, от термина Биайна (или Виайна), которым урарты именовали центральную часть своего государства», — свидетельствует академик Б. Б.

Пиотровский, один из крупнейших советских ученых-археологов.

Урарту утвердилось на Армянском нагорье в середине IX века до н. э. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от озера Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался главный общеурартский религиозный центр с храмом верховного бога Халди. Другими главными богами урартов были Тейшеба — бог войны и грома и Шивини — бог Солнца.

Первым правителем объединенной страны стал царь Арам (864–845 гг. до н. э.). На протяжении всей своей истории Урарту приходилось вести ожесточенные войны с Ассирией. Ассирийских правителей весьма беспокоил рост могущества северного соседа. В 714 году до н. э. Саргон II двинул ассизскую армию в области к востоку от оз.

Урмия, желая наказать местных правителей, подстрекаемых против Ассирии урартским царем. Правитель Урарту РУ08 I попытался со своей армией ударить в тыл армии Саргона, но встреча противников в решающей битве закончилась поражением урартов.

Борьба двух царств за гегемонию в Передней Азии завершилась победой Ассирии, и в дальнейшем обе стороны избегали прямых столкновений.

Урартский царь Аргишти II (713–685 гг. до н. э.) устремил свой взор на восток. Его войска достигали в своих походах побережья Каспийского моря. Покоренные области обязывались платить дань урартским царям. Эта политика продолжалась и при царе Русе II (685–645 гг.

до н. э.), который, заключив союз с киммерийцами, совершил несколько успешных походов в Малую Азию. В это время страна переживала период стабильности и расцвета. Проводились большие ирригационные работы, сооружались оросительные каналы, строились новые города.

Могущество страны Урарту рухнуло под ударами скифских кочевых племен, проникших в Переднюю Азию с севера в 670-х годах до н. э. Скифы нанесли поражение киммерийцам, союзникам Урарту. Одновременно пострадал и ряд районов Урарту. Страна заметно ослабевает и в начале VI века до н. э.

попадает в вассальную зависимость от Мидии, а к 590 году до н. э. вообще прекращает свое существование. Часть бывших урартских владений вошла в состав персидской державы Ахеменидов. В VI–V вв. до н. э.

на основе потомков урартов и некоторых других племенных групп происходит формирование древнеармянской народности.

Урарту долгое время оставалось малоисследованной цивилизацией древнего Востока. Начало изучению этого «забытого царства» положили русские и советские востоковеды М. В. Никольский, И. Н. Мещанинов, Н. Я. Марр, И.А. Орбели, Г.А. Меликишвили, опубликовавшие и подробно исследовавшие урартские письменные тексты. Но подлинное открытие страны Урарту началось лишь в конце 1930-х годов.

В 1939 году экспедиция ленинградских и ереванских ученых-археологов под руководством Б. Б. Пиотровского начала раскопки на горе Кармир-блур, расположенной на левобережье реки Раздан в юго-западной части Еревана. Эти раскопки продолжались множество сезонов.

Их результатом стало открытие города-крепости Тейшебаини, посвященного урартскому богу войны Тейшебе (бронзовая статуэтка этого божества была найдена при раскопках на Кармир-блуре).

Благодаря раскопкам был получен огромный вещественный материал, ставший основой для понимания истории Урарту.

В начале VI века до н. э. Тейшебаини был разрушен и сожжен скифами. В результате пожара многое здесь оказалось похороненным под пеплом и сегодня стало доступным для изучения. Город, сооруженный на вершине холма, по-видимому, имел прямоугольную планировку.

Крепостные стены, достигающие в толщину 3,5 м, с массивными, выступающими вперед квадратными башнями, окружали многочисленные постройки, включающие в числе других и хозяйственные помещения. Здесь были найдены остатку пшеницы, ячменя, винограда и разных фруктов, останки скота, много оружия, утвари, керамической посуды.

По подсчетам исследователей, зернохранилища и винные склады Тейшебаини были рассчитаны на продукцию получаемую на территории в 4–5 тыс. га.

Материал, обнаруженный в земле, дал возможность точно установить, в какое время года рухнула под напором кочевников могучая твердыня: хлеб был уже собран, но виноград еще не созрел, а в кучке сохранившейся травы оказались цветы конца июля — первой половины августа.

Замечательными были достижения урартов в области культуры. Урарты заимствовали клинопись у ассирийцев, приспособив ее к особенностям своего языка, и все их искусство, хотя и во многом самобытное, близко по духу ассирийскому.

Среди предметов, обнаруженных при раскопках Кармир-блура, кроме изделий урартских мастеров, было найдено немало предметов египетского, малоазийского и скифского происхождения. Основное собрание урартских древностей, включающее бронзовый щит царя Сардура, украшенный изображениями львов и быков, сегодня хранится в Ереванском музее.

В собрании Эрмитажа можно увидеть бронзовый шлем царя Аргишти с изображениями крылатых божеств в рогатых шлемах, змей с львиными головами, боевых колесниц и воинственных всадников с круглыми щитами и дротиками. На краю шлема короткая надпись: «Богу Халди, владыке, этот шлем Аргишти, сын Менуа, подарил».

Также в Эрмитаже хранится бронзовая статуэтка, некогда украшавшая царский трон, с лицом из белого камня и огромными инкрустированными глазами, изображающая четвероногое, крылатое существо с человеческими чертами и сложенными на груди руками.

Проводившиеся под руководством академика Б. Б. Пиотровского исследования Тейшебаини явились, по существу, первыми научными раскопками урартского города и заново открыли многие стороны урартской цивилизации.

Результаты этих раскопок позволили понять истинное место Урарту среди древневосточных цивилизаций и роль ее наследия для дальнейших судеб культуры всего Закавказья.

Кроме того, раскопки Тейшебаини «подтолкнули» ученых к изучению других урартских памятников как на территории Армении, так и за ее пределами — в Турции и Иране.

Источник: https://arheologija.ru/teyshebaini-stolitsa-urartu/

Ссылка на основную публикацию