Пролив босфор и дарданеллы на карте мира. фото, ширина, история, кому принадлежит, где находится

Владимир Дергачев, фотографии Антона ДергачеваПролив Дарданеллы у турецкого города Чанаккале. На берегу полуострова Галлиполи расположена средневековая крепость. Пролив Дарданеллы (Чанаккале, в древности — Геллеспонт) между Эгейским и Мраморным морями разделяет европейский полуостров Галлиполи и азиатский берег Малой Азии.Длина пролива — 65 км, ширина — от 1,2 до 6 км, средняя глубина — 50 м, минимальная глубина судоходной части составляет 29 м. Протяженные Дарданеллы включают несколько узостей, разделенным более мелкими проливами.Современное название происходит от близкого троянцам народа дарданы, а античное название переводится  с древнегреческого языка как «проливное море». Проливы  Дарданеллы и Босфор соединяют Эгейское  и Черное моря.

В античную эпоху главным городом на берегах пролива  был Абидос (на карте к северу от Чанаккале), а в Османской империи  –  Чанаккале.

Древнегреческий Абидос, расположенный на азиатском берегу Геллеспонта,  являлся предшественником  Константинополя в качестве торгового моста между Европой и Азией.

  Здесь берега пролива сближались до 2 км, — напротив античного Сеста, название которого означает « «город у кратчайшей переправы».

Первое упоминание об Абидосе встречается в «Илиаде». Греческое поселение на месте фракийского было основано милетцами с разрешения лидийского царя приблизительно за 670 лет до н. э. Во время греко-персидских войн Абидос прославился строительством моста через Геллеспонт, который в 480 году до н.э.

навёл от Абидоса к Сесту персидский царь Ксеркс для своей армии. Были сооружены два понтонных перехода из связанных между собой кораблей.Армия Ксеркса, согласно Геродоту, переправлялась по мосту для похода на Грецию. К моменту возвращения войск переправа была разрушена бурей.В 411—394 годах до н. э.

местные греки состояли в союзе со Спартой против Афин, затем город перешёл к персидским Ахеменидам. В 334 году до н. э. Александр Македонский переправился с армией из Сеста в Абидос. Последние сведения о городе встречаются в эпоху Византии, когда здесь собирали пошлину с проплывавших по Геллеспонту судов.

В 989 году в сражении у Абидоса византийский император разбил мятежные войска. В этой битве на его стороне принимал участие шеститысячный корпус русов, посланный на помощь императору киевским князем Владимиром Святославичем. Именно здесь из Европы в Азию переправлялись крестоносцы.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. В ходе Первой Балканской войны греческий флот дважды нанёс поражение турецкому при входе в проливы: в сражении у Элли (16 декабря 1912 года) и при Лемносе (18 января 1913 года), после чего османский флот не решался более выходить из Дарданелл.

Во время Первой мировой войны в 1915 году за пролив  шли тяжёлые затяжные бои между Турцией и Антантой, закончившиеся поражением западных союзников.***На горизонте Дарданеллы.

Полуостров Галиполли. Слева маяк у мыса Гелла и справа от него стела-монумент погибшим англичанам во время Дарданельской операции 1915 года.Турецкий Монумент Мученикам, отдавшим жизнь за победу в 1915 годуhttp://otoparkplakatanimasistemi.com/document/sehirler/%C3%A7anakkale%C5%9Fehitligianiti_plaka_tanima.jpgАзиатский берег у входа в пролив Дарданеллы. Справа на мысе — маяк, слева — крепость Кумкале, расположенная на невысоком холме Троянской равнины. На горизонте в дымке  в 4,5  километрах от берега виднеется слабо различимый холм Гиссарлык, ставший известным  благодаря Генриху Шлиману,  обнаружившего здесь остатки легендарной Трои, описанной в поэмах Гомера.В проливе наблюдается интенсивное судоходство.  Этот морской паром типа Ro-Ro серии Alternative Transport обслуживает маршрут из Стамбула в Италию и встречался нам в Босфоре в предыдущем  яхтенном переходе.

По теме: Судоходство на Босфоре

Грузовые паромы оператора Grimaldi Lines соединяют многие средиземноморские порты Испании, Италии, Греции и Турции.В Дарданеллы входит судно, назначение которого расшифровать не удалось. К этому подозрительному судну даже пришвартовывался турецкий пограничный катер.  Справа на азиатском берегу на холме створный маяк.Контейнеровоз одной из крупнейших в мире  итальянской (швейцарской по регистрации) судоходной компании «Mediterranean Shipping Company» (MSC). Владелец дочерней круизной компании MSC Cruises назвал самый крупный европейский лайнер в честь своей подруги Divina (божественная), которая стала крестной матерью корабля. Имя этой непревзойденной всемирно известной актрисы —  Софи Лорен.

  1. Подробно: Божественная. Плавающий Вавилон

В яхтенном порту Чанаккале. Этому городу турецкой боевой славы будет посвящен отдельный пост.После стоянки в городе турецкой боевой славы продолжаем путь по проливу ДарданеллыНапротив Чанаккале через пролив на высоком холме выложена огромная надпись  «Dur Yolcu!» (Остановись путник!) и далее боле мелкими буквами «Земля, по которой ты ступаешь, не зная того – место заката целой эпохи». Это строки из поэмы Неджметтина Халила Онана, считавшего это место священным для турок. Здесь на развалинах Османской империи зарождалась светская Турецкая республика.***В 2016 году в соответствии с крупным турецким коммуникационным проектом строительства транспортного кольца вокруг Мраморного моря начались работы по возведению моста «Чанаккале -1915» через Дарданеллы. Мост назван в честь успешной Дарданелльской операции во время Первой мировой войны, в ходе которой Османская империя победила силы Антанты. Мост соединит берега Дарданелл между населёнными пунктами Коджавели в уезде Лапсеки в азиатской части и Сютлюдже в европейской части страны близ города Гелиболу (Галлиполи).Специально оборудованное судно Fugro Scout под флагом Сингапура уже осуществило  буровые работы. «Чанаккале-1915» будет самым длинным подвесным мостом в мире, протяжённость его основного пролёта составит 2023 м, общая длина — 3,7 км. Проезжая часть моста будет состоять из шести полос: по три в каждом направлении.Открытие моста, протяженностью 3 860 метров, намечается на 2023 год, когда страна будет широко отмечать 100-летие со дня основания Турецкой Республики. Стоимость проекта превышает 3 млрд. американских долларов.С появлением моста через Дарданеллы к имеющимся трём мостам через Босфор добавится еще одна магистраль, которая сократит  время транспортировки грузов из Европы в эгейский и средиземноморский регион Турции в обход Стамбула на  200-300 км. Стоимость проезда по мосту составит 15 евро.Тендер на строительство выиграли южнокорейские компании Daelim и SK, которые объединились в консорциум с двумя турецкими холдингами.  После завершения строительства они десять лет будут владеть, управлять и поддерживать состояние моста, лишь затем передадут трассу государству.На снимке церемония закладки первого камень на месте строительства моста «Чанаккале-1915», состоявшаяся 18 марта 2017 года. Красочная церемония собрала тысячи гостей, в ней приняли участие турецкий премьер-министр, министр транспорта, судоходства и связи. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к участникам церемонии посредством сеанса видеосвязи: «Сегодня мы начинаем строительство моста Чанаккале (Дарданеллы), и через пять лет приедем сюда на его открытие. Этот мост будет на первом месте в мире по своей протяженности. Мы связываем Азию и Европу».http://aa.com.tr/uploads/Contents/2017/03/18/thumbs_b_c_f67784a1baaa256a645b3c042adeb1b6.jpg?v=144117***

В проливе яхте встретился большой десантный корабль «Николай Фильченков»  Черноморского флота Российской Федерации. Корабль, построенный в Калининграде на судостроительном заводе  «Янтарь», вошел в состав флота в 1975 году. Во время несения боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке неоднократно выполнял задачи оказания международной помощи.

В 1976 — 1978 годы с перерывами базировался в портах Анголы. Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. На борту имеются 3 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса, система залпового огня А-215 «Град-М». На корабле могут располагаться до 1500 тонн техники и грузов.

Экипаж состоит из 55 человек

Слева по курсу — автомобилевозНа ночной вахте в Мраморном мореРассветСтамбул. Пристань для яхт Ataköy Marina на европейском берегу вблизи международного аэропорта

Источник: https://dergachev-va.livejournal.com/188672.html

Проливы Босфор, Дарданеллы, Мраморное море — SarayBeach.com

На террритории Турции находятся три водных источника, разделяющих Европу от Азии – проливы Босфор, Дарданеллы, Мраморное море.

Протяженность пролива Дарданеллы – 68 километров. Самое узкое место на этом проливе – 1 250 метров, а самое широкое – 8 километров.

Дарданеллы известны тем, что в 1915 году турецкие войска не пропустили отсюда в Черное море войска Антанты. В античные же времена Дарданеллы были местом, где разыгрывались мифологические сцены.

Согласно мифам, пролив этот был создан Посейдоном. В античные времена Дарданеллы называли Геллеспонтом.

У тебайского царя Атамана была прекрасная жена по имени Нефеле-Булут. У нее был сын по имени Фрикс и дочь по имени Гелла. Прошли годы, и царь женился вторично. Нефеле опасалась, что новая жена Ино станет наносить вред ей и ее детям.

Она была права в своих опасениях. Ино хотела убить Фрикса и посадить на трон своего сына. Тогда Ино скупила все зерна в стране и вызвала тем самым голод. Царь спросил у оракула, что ему делать.

Оракул по наущеию Ино сказал, что для того, чтобы справится с голодом, надо принести в жертву Фрикса.

Народ стал требовать от царя, чтобы он принес сына в журтву и спас людей от голода. Царь был вынужден подчиниться и отправил в храм сына и дочь.

Но тут с неба спустился баран с золотым руном и унес детей на небо. Это был Гермес, который не остался безучастным к мольбам Нефелы.

Когда баран пролетал над Дарданеллами, случился шторм. Гелла упала в море и утонула. Именно поэтому пролив назвали Геллеспонтом, то есть морем Геллы. Фриксу же удалось остаться в живых. Баран оставил Фрикса на землях халкедонян. Это были дикие люди, которые тем не менее милостиво отнеслись к Фриксу. Более того, царь Аит отдал одну из своих дочерей в жены Фриксу, а Фрикс принес барана, спасшего ему в жизнь, в жертву Зевсу и подарил золотое руно Аиту. Именно за этим золотым руном впоследствии охотились аргонавты. Ну а теперь мы расскажем вам легенду, касающуюся происхождения названия Дарданеллы.

У Океана и морской феи Телис родилась красивая дочь. ЕЕ назвали Электрой. Одновременно Электра была яркой звездой на небосклоне. Зевс влюбился в Электру и овладел ею. В результате Электра родила мальчика, которого назвали Дарданом. Рос Дардан на острове семендирек. Как-то остров залило морскими водами.

Дардану едва удалось спастись на плоте и высадиться на анатолийском берегу. Там правил царь по имени Теукер. Он милостиво обошелся с Дарданом, которуму отдал в жену свою длчь. После смерти царя на трон взлшел Дардан. Он построил город, который сделал своей столицей. Назван был этот город дарданеей.

Название это было дано впоследствии и проливу.

А вот еще одно предание, связанное с проливом Дарданеллы…

На азиатском берегу пролива, в районе мыса Нара был город Абидос. Напротив же него, на другом берегу, находился основанный в 7 веке до нашей эры город Сест. Располагались эти два города в самом узком месте пролива. Среди жриц храма Афродиты в Сесте была прекрасная девушка по имени Геро.

А на противоположном берегу жил прекрасный юноша по имени Лендар. Как-то, приехав весной в храм Афродиты сестской, Леандр увидел прекрасную Геро и влюбился в нее. Девушка тоже влюбилась в Леандра. Но она была жрицей, чо мешало их любви. Но леандру удалсь склонить девушку к тайным встречам. Однажды ночью Геро взошла на высокую башню и зажгла там факел. Леандр на сигнал этого факела приплыл к Геро. Так они и стали встречаться каждую ночь. Но пришла зима и на Дарданеллах стали происходить страшные штормы. Но влюбленные решили на зиму прекратить встречаться. Но прошло некоторле время, и Леандр не смог совладеть с чувствами. Несмотря на шторм, он бросился в бушующее море. Однако факел на башне не горел, так что леандр потерял ориентацию и утонул. Наутро Геро увидела на песке бездыханное тело Леандра и в отчаянии бросилась с башни. Влюбленных похоронили в однй могиле, на которой зажгли морской маяк.

На монетах того периода выбито изображение Леандра, которому факелом путь указывает бог любви Эрос.

Источник: http://SarayBeach.com/prolivyi-bosfor-dardanellyi-mramornoe-more/

Пролив Дарданеллы — «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира)

Пролив Дарданеллы на карте мира.

Пролив Дарданеллы – гордость и слава всех жителей Турции. Для туристов – это уникальная возможность прикоснуться к месту боевой славы всей страны, интересная историческая достопримечательность Турции.

Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.

Дарданеллы – это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции Галлипольским полуостровом. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина — 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется «Чанаккале Богазы» (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Пролива Босфор.

Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)

Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».

Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери — их воспитывала злая мачеха Ино.

Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.

  • Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем — с тех пор прозвали «морем Геллы».
  • Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.

Дарданеллы — история воин за пролив со времён античного мира

Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины Трои.

Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны.

Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет, что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов.

В 334 г. до н. э. Александр Македонский, переправился из Европы через Геллеспонт (Дарданеллы) и начал свой знаменитый поход в Азию.

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива Мехметом II Завоевателем были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре).

Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота.

 Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня.

 Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.

По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе.

После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива. В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы.

Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели.

Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть.

Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Источник: https://posmotrim.by/article/proliv-dardanelly-i-poluostrov-gallipoli.html

Пролив Босфор история и значение пролива

Пролив Босфор, он же Стамбудьский пролив это пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами соединяет Чёрное морес Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

Пролив Босфор фото

История пролива Босфор

Сложно поверить, что во времена третичного геологического периода Босфор был ничем иным, как маленькой речкой, текущей меж двумя озерами, ставшими впоследствии Черным и Мраморным морями.

Когда начался четвертичный период, земля под воздействием эрозии треснула и сильно опустилась. Когда это произошло, и два «озера» стали недосягаемыми, если верить геологам, человека и помине ещё не было не то что на землях Турции, но и на планете Земля вообще.

Соответственно, миф о происхождении Босфора научно не подтвержден.

Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

 Миф о Босфоре

Те, кто увлекался культурой Греции, конечно, помнят о мифе, поведавшем историю девушки Ио.

Казалось бы, как может быть связана девушка и название пролива? Но, согласно мифам и легендам Древней Греции, именно история Ио была причиной тому, что знаменитый пролив назвали Босфором.

Бог-олимпиец Зевс частенько злоупотреблял своим положением и спускался на Землю, завлекая в свои любовные сети земных женщин. Не стала исключением и юная жрица Ио. Любуясь красотой девушки, Зевс забыл, что у него уже есть жена, которая не прощает таких увлечений.

Чтобы уберечь Ио от гнева Геры, бог обращает жрицу в белую корову. Но, умная Гера, понимая, что ее хотят провести, напускает на корову огромных слепней. Не зная, куда бежать, Ио чудом находит брод через пролив и оказывается в Кадыкии, которая сейчас является частью Стамбула.

Языковеды сходятся во мнении, что название пролива «Босфор» в переводе означает «Коровий брод». Миф заканчивается тем, что многострадальная Ио все же вернула свой истинный облик и снова встретилась с Зевсом. Назло злой Гере они провели новый медовый месяц.

Красивая сказка, не правда ли?

Мост через пролив Босфор фото

Современная история

Если же мы обратимся к историкам, то они нам поведают, что первым царем, построившим мост, был Дарий. И если хроники не преувеличивают, то он переправил 700 тысяч воинов по временному мосту, состоящему из плотов, которые перекидывали с корабля на корабль.

Мост через пролив, который мы можем увидеть в наше время — заслуга Турецкой Республики. Турки считают его настоящим произведением искусства. Когда разрабатывался проект грандиозной конструкции, многие говорили, что он испортит силуэт города и природную красоту пролива.

Но, мост, созданный в одном из самых красивых городов мира, не только гармонично дополнил окружающую природу, но и ничуть не испортил красоту памятников истории и архитектуры. Поиски оптимальной конструкции гиганта велись долго, но закончились успешно.

В этом сооружении сочетаются простота и благородство.

Значение пролива Босфор

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период.

Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов.

За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.

Источник: http://vturkey.ru/proliv-bosfor-istoriya-i-znachenie-proliva/

Как русские пытались заполучить проливы Босфор и Дарданеллы и что из этого вышло

Сегодня, как и в XVIII веке, основной путь мировой торговли — морской. В страну и за её пределы грузы доставляют в том числе по Чёрному морю. А выход из морской артерии — два узких пролива под названием Босфор и Дарданеллы — очень важен с точки зрения обороны.

  • Со времён падения Константинополя проход принадлежит туркам.
  • Это обстоятельство не только ставит нашу морскую торговлю в зависимость от отношений с Турцией, но и блокирует Черноморский флот на локальном театре военных действий, фактически превращая его в средство береговой обороны.
  • Разумеется, подобное положение дел совершенно не выгодно.

Россия трижды предпринимала попытки разгромить турок и получить контроль над проливами.

Первый раз при Екатерине II (знаменитый «Греческий проект»), затем при Николае I (эта попытка закончилась Крымской войной) и, наконец, при Николае II. Тогда, во время Первой мировой, нам необычайно повезло: Турция оказалась союзником Германии. Получение Россией Босфора и Дарданелл стало одним из условий завершения войны, и с этим согласились союзные державы.

Увы, в 1917 году случилась революция, затем к власти пришли большевики. И после Брестского мира 1918 года стало ясно: мечта о проливах в очередной раз растворилась в тумане над морской водой.

Однако Сталин отличался немалым честолюбием. Его, видимо, очень беспокоило, как он запомнится потомкам. С конца 1930-х годов советский лидер старательно исправлял ошибки прошлых лет, в том числе сделанные им самим и его коллегами‑большевиками.

В состав СССР вошли почти все потерянные после революции территории. Ради эффектного возвращения Южного Сахалина уже планировали войну против Японии. Оставалось одно: выполнить давнюю мечту всех русских царей и установить контроль над воротами к Чёрному морю — Босфором и Дарданеллами. Казалось, эпоха благоприятствует этому: шёл 1945 год.

Летом, когда только отгремели выстрелы Великой Отечественной, началась история последней попытки борьбы за проливы. К этому времени ситуация в Турции, как полагали советские дипломаты, сложилась самая подходящая. Страны-победители во Второй мировой приступили к разделу мира.

Турки сотрудничали с Третьим рейхом и долго отказывались присоединиться к союзникам, так что по меркам конца войны явно заслуживали наказания. Ещё в 1943 году Сталин многозначительно заявил: «В настоящее же время турецкий нейтралитет, который был в своё время полезен союзникам, полезен Гитлеру, ибо он прикрывает его фланг на Балканах».

Такая политика Турции во время войны играла на руку советской дипломатии: каждый день нейтралитета и торговли с немцами увеличивал вероятность и размеры претензий, которые можно было бы предъявить после.

В январе 1945 года турки ради приличия объявили войну Германии. Несмотря на это, дипломатическая подготовка «решения турецкой проблемы» шла полным ходом. СССР зондировал почву, пытаясь узнать, как отнесутся союзники к изменению границ.

В марте 1945 года СССР демонстративно денонсировал советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете. Традиционно среди дипломатов такие акции считаются знаком крайне недружественной позиции. Они могут означать подготовку к войне, а то и непосредственную угрозу нападения.

В июне наркоминдел Вячеслав Молотов встретился с послом Турции в СССР. На вопрос турецкого дипломата о готовности подписать новый договор министр сообщил, что решение Москвы зависит от изменения статуса Черноморских проливов и передачи СССР территорий, уступленных Турции в 1921 году.

Так что претензии наша страна вскоре предъявила, причём в лучших традициях сталинской политики: с одной стороны, СССР считался единым государством, а с другой — сюрприз, сюрприз! — советские республики, оказывается, могут проводить собственную внешнюю политику и даже иметь представительство в ООН.

В данном случае для внешнеполитической атаки выбрали Армению и Грузию.

В июле 1945 года к Сталину почти одновременно обратились первый секретарь компартии Армении Г. Арутюнян и — неслыханное дело — католикос всех армян Геворг VI.

Они напомнили: ранее граница Российской империи находилась западнее и включала часть армянских земель, захваченных турками после 1917 года.

Увидев, как делят территории, воспрянули и грузины. Они говорили, что и грузинские земли совершенно несправедливо попали под турецкую власть. Так что давно пора потребовать их назад.

Забавно, но между Арменией и Грузией немедленно возникли противоречия. Оказалось, их территориальные претензии пересекаются. В результате глава грузинского внешнеполитического ведомства Г. Кикнадзе даже начал жаловаться Лаврентию Берии, что армянам достанется слишком много.

22 июля в ходе Потсдамской конференции (на которой, собственно, и делили Европу) Молотов вручил Черчиллю и Трумэну проект решения «О Черноморских проливах».

Состоял он в следующем: во-первых, режим использования проливов, установленный конвенцией Монтрё, отменяется. Во-вторых, Советский Союз должен получить контроль над проливами, поскольку они являются жизненно важной для него транспортной магистралью. И в-третьих, СССР получает право устраивать в проливах собственные военные базы.

Также Молотов заявил о территориальных претензиях к Турции.

«В некоторых частях мы считаем границу между СССР и Турцией неправильной. Действительно, в 1921 г. от Советской Армении и Советской Грузии Турцией была отторгнута территория — это известная территория областей Карса, Артвина и Ардагана Поэтому мною было заявлено, что следует урегулировать вопрос об отторгнутой от Грузии и Армении территории, вернуть им эту территорию обратно».

Предполагалось возвращение не только земель. Советские дипломаты заявили, что около миллиона армян должны вернуться в своё национальное государство — Армению, где будут трудиться на благо советского общества.

На следующий день Сталин вернулся к теме, заявив, что СССР решительно настаивает на пересмотре границ.

К делу подключили обширную армянскую диаспору по всему миру. Американцев и англичан завалили обращениями армянские общины, которые требовали поддержать СССР.

Но к тому времени отношения между союзниками уже начали портиться. Ни США, ни Великобритания не хотели чрезмерного усиления Советов. Так что инициативу Сталина союзники не поддержали.

А заявили, что проблемы границ — внутренние дела СССР и Турции.

Сталин решил: подобное заявление развязывает ему руки.

В августе наркомат иностранных дел обобщил требования к Турции, обозначив претензии в размере 26 тысяч кв. км. Из них 20,5 тыс. должны были отойти Армении, а остальные — Грузии.

Уверенность советского правительства в успехе была столь велика, что ноябрьское заседание Политбюро поддержало решение о давлении на турок. В феврале 1946 года власти даже утвердили мероприятия по переселению армян на возвращённые территории. Был назначен и глава будущего Карского обкома компартии Армении.

Однако турки держались твёрдо. Они обратились за помощью к США и Великобритании. И те немедленно отреагировали.

Сначала посол США в СССР Дж. Кеннан, а затем Черчилль в Фултоне заявили: западный мир должен противостоять советской угрозе.

Американцы явно дали понять, что силовое вмешательство в проблему границ вызовет военное противодействие США.

А на советские уговоры и угрозы турки никак не поддавались. В апреле 1946-го в Стамбул пришёл американский линкор «Миссури», явно говоривший о серьёзности заявлений западных дипломатов.

Напуганные советской угрозой лидеры НАТО буквально распахнули двери блока перед Турцией. Уже в 1952 году турки вступили в альянс, а военные базы США появились на их территориях даже чуть раньше.

После смерти Сталина советское руководство попыталось дать задний ход. Правительство заявляло: СССР отказывается от территориальных претензий к Турции и требований пересмотра статуса проливов. Но было уже слишком поздно.

Проблемы с Турцией преследовали СССР вплоть до 1961 года, когда Карибский кризис поставил весь мир на грань глобальной атомной катастрофы. Непродуманные последствия решений, принятых на волне упоения победами над Германией…

Кашу, заваренную Сталиным, пришлось расхлёбывать Хрущёву. «Нет, взяли ноту специальную написали, что мы расторгаем договор о дружбе, и плюнули в морду туркам… Это глупо, — говорил он. — Однако мы потеряли дружескую Турцию и теперь имеем американские базы на юге, которые держат под обстрелом наш юг…».

Источник: https://homsk.com/trombon/kak-russkie-pytalis-zapoluchit-prolivy-bosfor-i-dardanelly-i-chto-iz-etogo-vyshlo

Что будет, если Турция перекроет Босфор и Дарданеллы

Турция уже не раз в своей истории закрывала Проливы для судов других государств. Сегодня это будет сделать сложнее, потому что такая мера затронет интересы не только России и стран НАТО, но и самой Турции.
Босфор и Дарданеллы — единственный выход в открытый океан из акватории Черного моря.

Именно через эти проливы Россия перевозит значительную часть грузов для своей авиабазы в Сирии. На первый взгляд опасаться нашей стране нечего, так как судоходство в Проливах регулируется международной Конвенцией Монтре, принятой в 1936 году. Документ гласит, что в мирное время Турция обязана пропускать любые корабли под каким бы флагом они не шли.

Но если Анкара посчитает, что находится под военной угрозой, она имеет право запретить проход кораблей потенциального противника.

На практике, однако всплывает много нюансов, которые нельзя трактовать однозначно.

Например, что следует считать военной угрозой? Сталин полагал, что Конвенция Монтре ограничивает права СССР на беспрепятственный выход в Средиземное море и собирался выносить вопрос пересмотра статуса Проливов на международный уровень. Но смерть помешала советскому лидеру довести дело до конца.

Многие советские политики обращали внимание на то, что существующий статус Босфора и Дарданеллы дает возможность Анкаре заниматься «проливным шантажом». В свое время Андрей Громыко не без угрозы заметил, что Черноморский флот СССР может самостоятельно решить проблему Проливов, несколькими залпами ракетных ударов создав для себя дополнительные проходы. Турция уже не раз показывала, что может трактовать нормы Конвенции в свою пользу. Так в 1982 году турецкие власти попытались распространить на Проливы внутренний регламент порта Стамбул и только под прямым давлением СССР и еще ряда западных держав отказались от этой идеи.
В августе 2008 года во время военных действий в Грузии Турция запретила проход гуманитарному конвою из США в Черное море, мотивируя это тем, что Вашингтон не согласовывал с Анкарой проход своих кораблей. Впрочем, и сами американцы систематически нарушают нормы Конвенции. К примеру, в феврале 2014 года (в разгар крымских событий) фрегат ВМС США «Тейлор» на 11 суток превысил допустимый срок пребывания в акватории Черного моря. Ситуация вокруг Проливов приобрела новый поворот после того, как 24 ноября 2015 года ВВС Турции на сирийско-турецкой границе сбили российский фронтовой бомбардировщик СУ-24. Россия тогда в срочном порядке перебросила в Сирию зенитно-ракетные комплексы С400. Реджеп Эрдоган заявил, что ответит на этот недружественный шаг дополнительными мерами, одной из которых стала угроза закрытия для российских судов Босфора и Дарданеллы. В конечном итоге полной блокады не последовало, однако из-за участившихся маневров ВМФ Турции возникла угроза столкновения турецкой субмарины и российского сухогруза «Яуза».
Сегодня вопрос Черноморских проливов по-прежнему один из важнейших в российской внешней политике. К примеру, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал гипотетическое закрытие Проливов «апокалипсическим сценарием», хотя политологи не верят в возможность подобного развития событий.
Так, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин считает, что турецкое правительство не пойдет на крайние меры, так как они повлекут за собой «катастрофические последствия». По словам Топорнина, это не только игнорирование международного права, но и нарушение международной системы безопасности. Более того, закрытие Черноморских проливов противоречит интересам НАТО, куда входит Турция.
Однако более весомая причина, по которой не в интересах Турции блокировать Проливы — сугубо экономическая. Политолог и географ Дмитрий Орешкин замечает, что туркам попросту не выгодно это делать, так как они «кормятся транзитом». С его слов, через Босфор и Дарданеллы в год проходит около 25 млн тонн нефти и 37 млн тонн нефтепродуктов из России, а также зерно, сталь, стройматериалы. Турция вряд ли захочет потерять такую кормушку.

Еще одна статья дохода с эксплуатации Проливов, которой Анкара может лишиться — это лоцманское сопровождение судов. Предоставляя подобную услугу Турция с каждого корабля зарабатывает до 1000 американских долларов.

Турция также должна помнить, что в случае закрытии Проливов Россия может ввести контрмеры, скажем, запретит ввоз турецких продуктов или закроет чартерные авиасообщения, что в совокупности больно ударит по экономике страны, особенно по туристической отрасли. К примеру, в 2014 году россияне оставили в Турции около $3,5 млрд

Конечно в случае запрета для России прохода в Средиземное море очевидные потери понесет и наша страна. Для снабжения российских военных баз в Сирии суда вынуждены будут отплывать из Санкт-Петербурга и Мурманска — в этом случае вместо 4 дней путь займет до двух недель. Однако в меньшей степени блокада коснется товаров гражданского назначения, так как значительная часть грузов из России идет под иностранными флагами.
Впрочем, в то, что Турция закроет Проливы для российских кораблей, не верят и в НАТО. Так постпред США в Североатлантическом альянсе генерал-лейтенант Дуглас Льют заявил, что он не видит никаких предпосылок, что Анкара намерена каким-либо образом ограничивать судоходство в Черноморских проливах.

Читать ещё •••

Видео дня. Как женщины цинично зарабатывают на своих детях

Другое
,

Армия
,

Ближний Восток
,

Николай Топорнин
,

Реджеп Эрдоган
,

Дмитрий Песков
,

Дмитрий Орешкин
,

Дуглас Льют
,

Андрей Громыко
,

МГИМО
,

НАТО
,

Анкара
,

Грузия
,

Мурманск
,

Санкт-Петербург
,

Сирия
,

США
,

Стамбул
,

Турция

Источник: https://news.rambler.ru/other/39973606-chto-budet-esli-turtsiya-perekroet-bosfor-i-dardanelly/

Получила бы Россия после победы в Первой мировой Проливы Турции?

Заслуженным призом по итогам победы в Первой мировой Россия считала аннексию Стамбула и Проливов. Однако англичане и французы сделали всё возможное, чтобы этого не произошло. На операцию по захвату Проливов оказался неспособен и российский Генштаб.

В русское патриотическое сознание почему-то крепко засела мысль, что по итогам выигранной Первой мировой Россия должны была бы получить Босфор и Дарданеллы, а также «Царьград» (Константинополь, Стамбул).

Юридические такое обещание союзники России по Антанте, Франция и Англия, никогда не давали, всё ограничивалось устными договорённостями или некими меморандумами (сравните степень юридической проработки договоров о послевоенном устройстве на Ялтинской конференции в 1945 году).

Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Проливы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным).

Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бышая столица Турции — Стамбул.

Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 м.

Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив — Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой — 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии.

Проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единственным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и торговли. Борьба за проливы — одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность.

Понимала невозможность получения Проливов и российская интеллигенция. Вверху одна из карт (при нажатии на неё и другие карты можно посмотреть их в увеличенном размере), выпущенная в 1915 году в России.

На ней обозначена перекройка границ Европы по итогам выигранной Антантой Первой мировой. Хорошо видно, что Проливы на карте – турецкие. Зато Россия должна была бы приобрести Восточную Пруссию, территорию нынешней Словакии, восточную Галицию.

Частью восточной Германии приросла бы и Польша.

Хронологически можно проследить основные дискуссии на уровне дипломатии и действия генштабов по поводу Проливов и будущего Турции.
Министр иностранных дел России Сазонов 26 сентября 1914 г.

направил правительству Франции и Англии официальную записку, в которой излагалась точка зрения российского правительства по вопросу о целях Антанты в ходе начавшейся на Балканах войны. В ней говорилось, что «турки должны остаться в Константинополе и его окрестностях», но Россия должна получить гарантии свободного прохода через проливы.

Прямых притязаний на проливы и прилегающую турецкую территорию тогда ещё не было. Они возникли на государственном уровне после выступления Турции на стороне Германии.

25 февраля 1915 года британские и английские военные корабли обстреляли османские форты у входа в Дарданелльский пролив и приступили к осуществлению Дарданелльской операции. О подготовке этой операции Франция и Англия не поставили Россию в известность, о ней Петроград узнал по разведывательным каналам из Парижа.

Франция и Англия привлекли к операции Грецию. что вызвало крайне негативную реакцию в Петрограде — здесь опасались, что Афины потребуют в качестве награды Константинополь.

В случае успеха задуманной операции Проливы в любом случае переходили под контроль Англии и Франции, что заставило Россию потребовать от своих союзников официальных заверений в передаче ей после войны проливов и Константинополя.

В ход пошли даже прямые угрозы со стороны российского министра иностранных дел Сазонова. С позволения царя он прямо намекнул членам Антанты, что Россия может заключить сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией.

  • (Эта карта и ниже – различные планы переустройства Европы со стороны Германии)
  • Угрозы подействовали, и 12 марта 1915 года Лондон официальной нотой гарантировал передачу России города Константинополя с прилегающими территориями, которые включали в себя западное побережье Босфора и Мраморного моря, Галлипольский полуостров, Южную Фракию по линии Энос — Мидия и кроме того восточное побережье Босфора и Мраморного моря до Исмит-кого залива, все острова Мраморного моря, а также острова Имброс и Тенедос в Эгейском.
  • Англичане серьёзным своё обещание России о передаче Проливов не считали. Лорд Берти, британский посол в Париже, писал об этих договорённостях в своём дневнике:

«17 декабря. Я беседовал с Греем также о положении во Франции, об американском посредничестве, о будущей Бельгии, об Италии и т.д. Я указал на русские претензии относительно Константинополя и проливов.

Грей сказал, что мы должны выполнить обещания, данные нами, а именно, Россия должна получить право свободного прохода своих военных судов из Черного моря в Средиземное и обратно в мирное время, в военное же время участники войны будут пользоваться равными правами.

Я заметил, что в случае ухода турок из Константинополя создается положение, совершенно отличное от того, при котором давались все эти обещания; что в правах и привилегиях, предоставляемых России, нельзя отказать Румынии, имеющей границу по Черному морю, или Болгарии.

Правильное решение заключалось бы в следующем: Константинополь превращается в вольный город, все форты на Дарданеллах и Босфоре разрушаются, к Дарданеллам и Босфору применяется под европейской гарантией режим Суэцкого канала. Грей сомневается в согласии России на такие условия. Вообще вопрос о распоряжении Константинополем и проливами явится камнем преткновения, когда настанет время для обсуждения подобных предметов.

22 февраля…Я надеюсь, что общественное мнение в Англии и за границей заставит державы отвергнуть в принципе русскую точку зрения о правах москвичей в отношении Константинополя и проливов между Чёрным и Средиземным морями.

Боюсь, что Грей в этом вопросе не занимает такой твердой позиции, какой я желал бы; я имею в виду интернационализацию по принципам режима Суэцкого канала; это не удовлетворило бы Извольского (посол России во Франции – БТ) и его хозяина.

Наше новейшее и крупнейшее судно «Королева Елизавета» в Дарданеллах; у нас там очень крупные силы.

26 февраля…Здесь всё больше возрастает подозрительность касательно намерений России в отношении Константинополя. Считают целесообразным, чтобы Англия и Франция (в этом вопросе Англия ставится вне Франции) заняли Константинополь раньше России, дабы московит не имел возможности совершенно самостоятельно решить вопрос о будущем этого города и проливов — Дарданелл и Босфора».

 
Выход России из войны, или, хуже того, переориентировка её на Германию, грозил крахом Антанте. В английских правящих кругах возник раскол по этому вопросу.

Уинстон Черчилль предлагал ограничиться общими заверениями русским о симпатии к поставленным вопросам; Бонар Лоу уверял, что «если Россия будет иметь всё, что она пожелает, результатом явится отчуждение Италии и балканских государств».

Им возражал сэр Эдуард Грей, который указывал, что если Англия не поддержит Россию в вопросах о проливах, то её поддержит Германия, и тогда сепаратный мир между ними неизбежен.

«Абсурдно, — говорил Грей, — что такая гигантская империя, как Россия, обречена иметь порты, перекрытые льдами на протяжении значительной части года, или такие порты, как на Черном море, которые закрыты в случае любой войны».

В результате мнение Грея победило в британском кабинете. Его поддержал и Ллойд Джордж, который полагал, что за Константинополь и проливы русские будут готовы на огромные уступки в других вопросах. «Русские настолько стремятся овладеть Константинополем, что будут щедры в отношении уступок во всех прочих местах».

Россия имела все основания не верить англичанам и французам. И для гарантии своих интересов в Проливах ей надо было начинать «встречную» операцию – с востока Стамбула.

Ситуацию можно было объяснить кратко: кто из членов Антанты первым овладеет Стамбулом и Проливами, тому они и будут принадлежать по итогам войны.

Уже в 1915 году российским Генштабом стала разрабатываться операция по десантированию войск на западном берегу Чёрного моря.

Для успеха операции важнейшим обстоятельством для русских было бы обладание болгарским городом Бургасом. Николай II вообще считал весьма желательным вступление Болгарии в войну на стороне Антанты и вёл с болгарским Царем переговоры по этому поводу.

Адмирал Бубнов так описывал свой разговор с Николаем II по поводу Бургоса осенью 1915 года: «Болгарский порт этот имел значение огромной важности для Босфорской операции, горячим сторонником которой был Государь.

Дело в том, что Бургас был единственным портом вблизи Босфора, где можно было высадить крупный десантный отряд, без коего наш Генеральный Штаб и, в частности ген. Алексеев, категорически не считал возможным предпринять операцию для завладения Босфором.

Об этом порте давно уже велись секретные переговоры с Болгарией, которые, однако, были безуспешными, ибо Болгария требовала себе, за вступление на нашей стороне и представление нам Бургоса, Македонию, на что Сербия своего согласия ни за что давать не хотела».

Босфорская операция не раз переносилась с 1915 года – на лето 1916-го, с лета 1916-го – на лето 1917-го. Было очевидно, что у России нет сил провести её. Крест на операции поставила гибель линкора «Императрица Мария» – самого современного корабля на Черноморском флоте, спущенном на воду в 1913 году. Именно ему отводилась основная роль в поддержке десанта на турецкий берег.

Линкор находился в порту Севастополя, готовый выйти в море, когда 7 октября 1916 года на его борту вспыхнул страшный пожар, унесший жизнь 152 моряков.

Из-за опасения, что пламя перебросится на пороховые склады порта, командование приказало линкор затопить. Это была большая потеря для ВМФ России. В народе заговорили о диверсии и бунте на корабле.

Пожар на «Императрице Марии» стал раздуваться оппозицией, которая подозревала в его гибели «немецкую руку при дворе Николая II».

Позже, в эмиграции, часть белого офицерства высказывала мнение, что гибель линкора «Императрица Мария» была гораздо выгоднее Англии и Франции, поскольку без него Босфорская операция была невозможна для России.

История не имеет сослагательного наклонения, а итог Первой мировой войны хорошо известен – Россия в ней потерпела поражение, финалом стало подписание капитуляции в Брест-Литовске в 1918-м. Больше об экспансии к тёплым морям и вообще на юг Россия не заикалась, прекрасно понимая, что её вторжение в зону исторически обусловленных интересов Запада грозит ей очередным искусственным потрясением.

Сейчас проход судов через проливы, согласно международной конвенции, является свободным и бесплатным. Однако регулятором движения через Босфор является Турция, что дает ей пользоваться ситуацией в свою пользу. Например, в 2004г., когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта, Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре.

Это привело к пробкам в проливе, а нефтяники несли убытки за простой танкеров и срыв сроков поставок в размере, превышающем 100 тыс. долл. в сутки.

Тогда Россия выдвинула обвинения против Турции за искусственное ограничение продвижения судов в проливах, что является политическим решением с целью перенаправить экспортный грузопоток российской нефти в турецкий порт Джейхан, услуги которого, конечно, являются не бесплатными.

Но это не единственная идея Турции получать выгоду благодаря своему геофизическому положению. Страна выдвинула и даже успешно разработала идею строительства параллельно проливу Босфорского канала, услуги которого будут платными.

Идея хорошая, и стоить транспортировка по воде будет существенно дешевле, чем по нефтепроводу. Однако проект, оцениваемый предварительно в 20 млрд долл., пока не вдохновил инвесторов, и денег на его реализацию тоже пока не нашли.

Вот тут читайте подробнее — Ю. В. Лунева — Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1908–1914)

источники http://topwar.ru, http://ttolk.ru

А я вам напомню, как осуществлялась Организация личной охраны российских монархов и действительно ли Опричнина: царство террора?

No views yet

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=26713

Источник: https://masterok.livejournal.com/1041990.html

Ссылка на основную публикацию