Новодвинская крепость, архангельск. фото, на карте, как добраться на машине, экскурсии, история

Город

История и современные будни цитадели-спасительницы

Большинству из нас словосочетание «Новодвинская крепость» знакомо исключительно по многосерийному телефильму-эпопее Ильи Гурина «Россия молодая», снятому по одноименному роману Юрия Германа, повествующего о первых годах становления отечественного военного судостроения. 

Новодвинская крепость с высоты птичьего полёта

В год 35-летия выхода на большие экраны этой картины мы решили рассказать о нынешнем состоянии легендарной цитадели, расположенной на северной окраине Архангельска в посёлке Конвейер, где три с лишним века тому назад двинские солдаты и стрельцы спасли Архангельск от шведского вторжения.

Стратегический объект первостепенной важности

Как известно, в 1700 году антишведской коалицией, созданной Петром I, с целью возвращения исконно русских земель на балтийском побережье, была начата Великая Северная война, однако начало было крайне неудачным. Сокрушительное поражение войска Петра I под Нарвой выявило полнейшую неподготовленность и небоеспособность русской армии. Шведское королевство в то время являлась одной из передовых европейских держав в области военного дела, и Россия, после «нарвской конфузии» оказалась под угрозой полного разгрома. До Полтавской битвы было ещё очень далеко. Шведский король Карл XII вынашивал планы по выводу из игры начавшего набирать силу соперника. Одну из своих главных задач Швеция видела в недопущении развития русского флота. Главная же российская судоверфь, как мы знаем, находилась в Архангельске. Через него же шла практически и вся торговля с экономически развитой заграницей. Над нашим городом нависла нешуточная угроза, и царь Пётр для отражения возможного нападения повелел возвести в дельте Северной Двины специальное оборонительное сооружение, призванное защитить архангельский фарватер от шведского вторжения. Так началась история Новодвинской крепости. Строительными работами руководил немецкий инженер Георг (Егор) Резе. Именно он являлся основным распорядителем и организатором процесса. Царский стольник Сильвестр Иевлев – один из основных персонажей фильма «Россия Молодая» – также принимал участие во всём происходящем, однако, в реальности его функции, в отличие от советского сериала, были куда скромнее. Иевлев не был полновластным «полпредом» Петра, а одним из чиновников, отвечавших за хозяйственные вопросы. Говоря современным языком, выполнял функции прораба. Общая протяженность стен крепости составляет 1510 метров, высота каменной части – шесть с половиной метров. Всю эту громаду держит поле лиственничных свай. Над возведением цитадели трудилось огромное количество людей. Но иначе было нельзя: решалась важная государственная задача. Ежегодно в процессе было задействовано от двух до пяти тысяч человек, а в отдельно взятом 1702 году – более 10 тысяч. Набирались они на объект особым органом управления – семиградской избой. Последняя представляла собой семь административных единиц, приписанных к строительству – это были те территории, с чьих налогов стройка финансировалась и откуда посылались как людские ресурсы, так и необходимые материалы. В семиградскую избу входили Архангельск, Холмогоры, Каргополь, Чаронда, Кеврола, Мезень, Вага. Позже к ним присоединились Великий Устюг, Соль-Вычегодская, Тотьма и Вятка. Платили строителям по тогдашним меркам очень даже неплохо. Задействованный на возведении цитадели чернорабочий зарабатывал за сезон от пяти до восьми рублей — в зависимости от длительности работ. И это при том, что рядовой гарнизонного полка получал по пять-шесть рублей в год без вычетов.

Боевое крещение

Оборонительный рубеж строили два десятилетия. Однако уже в первый же год строительства (1701-й) крепость, а, точнее те элементы, которые успели построить, приняли бой. 25 июня (по старому стилю) грянуло сражение, которое навсегда похоронило планы Карла по захвату Архангельска и уничтожению порта и русской судоверфи. Те события в полной мере отражены в «России молодой» и отдельных исторических трудах, поэтому нет смысла подробно их пересказывать. Единственное, на чем хочется сделать акцент, так это на масштабе баталии. Изнуряющей кровопролитной баталии, показанной в телесериале Ильи Гурина, на самом деле не было, хотя артиллерийская дуэль продолжалась полсуток – с русской стороны всё ограничилось несколькими убитыми и ранеными во время попытки досмотра и при абордаже. К крепости подошли три корабля противника (это и продемонстрировано в фильме), но они являли собой не всю шведскую эскадру, а лишь её передовой отряд, задачей которого было уничтожение оборонительных сооружений и освобождение прохода к городу. Основная же часть судов осталась у острова Мудьюг дожидаться вестей от авангарда. После того, как два корабля остались на мели под огнём русских пушек, а третьему, сильно потрёпанному, едва удалось удрать, нападение на Архангельск было признано нецелесообразным. Подлинным героем стал взятый шведами в плен лодейный кормщик Иван Седунов (тоже один из главных действующих лиц фильма Гурина под прозвищем Рябов), сумевший обманным путём завести шведские корабли в район мелей, а уж посадили они свои корабли на мель сами под огнём русских батарей. Будучи раненым, он сумел спастись и в дальнейшем удостоился царской милости.

А что потом?

Цитадель окончательно построили в 1721 году, свои прямые оборонительные функции она продолжала исполнять до 1864 года. Кстати, во время Крымской войны 1853-1856 годов цитадель крепости, хоть и не принимала непосредственного участия в боевых действиях, но её передовая артиллерийская батарея, расположенная на Мудьюгском острове, сумела снова защитить Архангельск от неприятеля, трижды не дав реализовать попытки высадки десанта противником. После вывода военного гарнизона крепость передали епархии, под началом которой она и встретила XX век. Незадолго до Первой мировой войны планировалась обширная реставрация сооружения, однако затем, по причине последующих событий, эти планы не были реализованы. В советские годы территория крепости находилась в ведении располагавшейся неподалёку исправительной колонии. За её стенами находились производственные корпуса, где работали заключённые, ссыльные поселенцы и местные жители. Причём функционировало сразу несколько видов производств – от пошива одежды до строительства судов разных классов и водоизмещений. В годы Великой Отечественной войны в литейном и механическом цехах изготавливались боеприпасы для фронта.

Наше время

Подразделения УФСИН ушли из крепости в 2006 году, а в декабре 2007-го развалины цитадели были переданы в пользование Архангельского областного краеведческого музея. Так началась новая веха в её существовании. Вообще цитадель имела статус памятника всесоюзного значения с 1947 года, однако же, данное обстоятельство не мешало использовать внутреннюю территорию в качестве промзоны. Основными зачинателями идеи восстановления крепости были сотрудники краеведческого музея – Людмила Симакова – в то время заместитель директора музея, бывший ученый секретарь Алексей Буглак и нынешний заведующий отделом военной истории Игорь Гостев. К моменту смены «хозяина» Новодвинская крепость лишилась большинства исторических построек. Прежние пользователи (как дореволюционные, так и постреволюционные) массово сносили ненужные, как им казалось, здания и сооружения. В результате к началу ХХI века из общего ансамбля цитадели осталось примерно 70% обвода стен, и три каменных здания начала XVIII века, имеющих значительную историческую ценность: комендантский корпус, офицерский корпус и пороховой погреб. Для приведения их в должный вид требуется большой комплекс реставрационных работ. Как рассказал ИА «Двина Сегодня» научный сотрудник отдела военной истории Архангельского краеведческого музея и руководитель археологической экспедиции Артём Бурменский, начиная с лета 2008 года, на территории цитадели начались археологические исследования. Они продолжаются и поныне, их основной целью является комплексное изучение культурного слоя за весь исторический отрезок времени существования крепости, включая советский период. В 2009 году к работам на памятнике были привлечены силы стройотрядов из Москвы и Архангельска – одновременно на объекте трудилось более сотни человек. «Благодаря такому сосредоточению сил удалось начать расчистку территории от наследия предыдущих хозяев. Когда цитадель выводилась из-под контроля службы исполнения наказаний, то здесь повсюду стояли трёхметровые заборы с натянутой колючей проволокой, по всему периметру были установлены смотровые вышки, внутри находилось большое количество разрушающихся зданий и бараков. Во многом благодаря стройотрядовцам всё это удалось убрать, что-то потом было снесено за счет УФСИНа, хотя именно они были обязаны привести территорию в порядок. Теперь внутри стен остались только те три здания, которые были свидетелями петровской эпохи», – отметил учёный. За годы археологических исследований на территории крепости было найдено множество находок, связанных с жизнью военного гарнизона. Это фрагменты посуды, курительных трубок, монеты. Также исследователи обнаружили немало предметов, связанных с армейским вооружения (ядра, ружейные кремни) и строительством цитадели. Самые интересные находки представлены в новой экспозиции «Архангельский Север в первой трети XVIII века. Петровские реформы и Северная война», расположившейся в Гостиных дворах. Там же посетители могут ознакомиться с предметами, специально подготовленными к выставке: например, макетом Новодвинской крепости и отдельных исторических зданий, не сохранившихся до наших дней. Будет не лишним посетить эту выставку перед поездкой в крепость, дабы хорошо представлять себе особенности жизни и быта того времени.

Возрождая традиции

Посёлок Конвейер, где находится Новодвинская крепость – очень отдалённая часть Архангельска, расположенная на острове Линский Прилук в двух десятках километрах от центра города. Сухопутного сообщения с основной материковой частью он не имеет, добраться сюда можно только по воде – либо напрямую, либо через Бревенник. На острове есть один-единственный автобусный маршрут, но он функционирует нерегулярно. Разумеется, данное обстоятельство сильно затрудняет использование цитадели как объекта массового паломничества туристов и любителей отечественной истории. Однако музейные работники делают всё возможное для того, чтобы открыть крепость для широких масс. По словам Артёма Бурменского, начиная с петровских времён своеобразными именинами цитадели выступал день святых апостолов Петра и Павла (12 июля), поскольку имена этих христианских подвижников носила деревянная церковь, расположенная внутри крепостных стен. Она была возведена в 1701 году и простояла до 1877 года, когда её уничтожил пожар. Плюс ко всему данный праздник был днём тезоименитства императора Петра I, который отмечали с благодарственными молебнами и остальными полагающимися мероприятиями. В советский период, естественно, эта традиция канула в небытие. Какие могут быть молебны посреди цехов тюремной промышленности? Однако с недавних пор усилиями музейных работников началось возрождение утраченного. В 2012 году на месте, где стояла сгоревшая церковь, установили памятный крест. С того момента в крепости стал ежегодно проводиться и праздник для широкой общественности – День Новодвинской крепости, который отмечают в ближайший выходной накануне дня Петра и Павла. «В этом празднике мы задействуем представителей всех отделов Архангельского краеведческого музея, а также различные организаций, которые хотят поучаствовать. Например, в этом году сюда приезжали реконструкторы одного из исторических клубов нашего города, которые устроили своё показательное выступление. Но и задолго до этого, еще в 2008 году, когда крепость ещё только передали музею, мы стали замечать, что сюда начали приезжать люди – на велосипедах, на автомобилях. Приезжали просто посмотреть крепость. Причем не только из Архангельска и других регионов страны, но даже из дальнего зарубежья. Одна из задач, которая стоит перед нами сегодня – сделать этот памятник максимально удобным для показа туристам», – отмечает Артём Бурменский. Сейчас Новодвинскую крепость можно посетить как в индивидуальном порядке, так и в составе групповых экскурсий. За организацию последних взимается плата, но, большей частью она идёт не на оплату услуг экскурсовода, а на заказ автобуса и нормальную транспортировку на остров. Стандартная экскурсия длится до двух с половиной часов и включает в себя рассказы о строительстве крепости, жизни в ней, о сражении со шведской эскадрой, а также показ основных достопримечательностей. Маршрут постепенно дополняется новыми деталями. Надо сказать, что сейчас для посещения туристов доступна примерно половина всей площади цитадели. Однако ещё предстоит приложить огромное количество усилий для придания крепости полноценного вида исторического памятника. Замечательно, что уже сегодня у любого желающего есть возможность прикоснуться к старинным стенам, подняться на смотровую площадку Флажного бастиона, откуда открывается взор на просторы Северной Двины, и отдать дань памяти защитникам Архангельска, который в далёком 1701 году не пустили врага на поморскую землю…

Как дела, Конвейер?

А теперь пару слов о самом посёлке, который окружает Новодвинскую цитадель. При существовании колонии трудовая деятельность местных жителей так или иначе была связана с данным учреждением. После упразднения исправительного учреждения и ухода УФСИН многие из них подались на материк. Некоторым повезло и они получили жильё в городе. Как допустим пенсионерка Зинаида Ивановна, которая почти 60 лет прожила на Конвейере, а теперь приезжает сюда отдыхать. Сидит на крыльце своего бывшего дома (точнее, того что от него осталось) и вспоминает прошедшие дни… «Мне в октябре исполнится 80. Всю жизнь работала здесь – была сопровождающим при перевозке хлеба из пекарни в колонию. Когда её закрыли, то мне дали квартиру на Сульфате. Летом выбираюсь сюда, подальше от городского шума. Вообще у нас тут только дачники и живут. Молодёжи тут нет, потому что работать негде. Но когда теплые дни, то здесь хорошо», – говорит она. На Конвейере только два кирпичных дома, остальные – «деревяшки». Есть магазин, правда наш журналистский «десант» так до него и не добрался. Вообще, в окрестностях крепости довольно ясно ощущается атмосфера запущенности – зияющие глазницы окон заброшенных зданий, когда-то принадлежащих УФСИНу, разрушающийся причал, общая неухоженность прилегающей местности… Посёлок, как всякая архангельская окраина, переживает период острого кризиса. Так что возрождение крепости как культурного объекта и приток туристов помогли бы вдохнуть в него новую жизнь. Или, по крайней мере, не дать ему вымереть.

Виталий Айнуров

Благодарим за видеосъёмки Новодвинской крепости Валерия Крапивина Скрыть комментарии

Источник: http://DvinaToday.ru/city/novodvinskaya-krepost-vzglyad-cherez-tri-veka/

Новодвинская крепость: Север помнит

11.07.2016 14:25Анна НЕЧАЙ

10 июля, накануне дня святых Петра и Павла, первая бастионная крепость России отпраздновала свой день рождения.

Эту традицию несколько лет назад придумали сотрудники Архангельского областного краеведческого музея. В тёплый июльский день они устраивают праздник под стенами крепости. С каждым годом интерес к событию растёт. В прошлом году на празднике в Новодвинке побывали даже туристы из Республики Чечня, отдыхавшие в наших северных краях.

Торжества открыл праздничный молебен и колокольные перезвоны от Владимира Архангельского. Дальше последовало выступление талантов из культурного центра Маймаксы.

Разумеется, праздник в древней крепости не может обойтись без экскурсий. Всего на выбор их было предложено три: биологическая, геологическая и историческая. На первой туристам рассказали о растениях, которые растут возле крепости и на её территории.

Геологическая экскурсия познакомила с особенностями природных материалов, из которых, собственно, и сооружена крепость.

Ну, а историческая приоткрыла завесу прошлого и рассказала о том, кто и зачем построил крепость, и как она защищала Архангельск от неприятеля.

Легендарный бастион

Напомним, первая каменная бастионная крепость в России была построена в начале XVIII века по инициативе и под руководством Петра I для защиты единственного в то время российского морского порта и первой морской судоверфи от шведов. Новодвинская крепость расположена на острове Линский Прилук в Корабельном рукаве устья реки Северная Двина примерно в двадцати километрах от центра Архангельска.

Глядя на сегодняшние руины трудно поверить, что Новодвинка считалась одной из лучших крепостей в России. Она включала в себя квадратную четырёхбастионную цитадель и целую систему внешних укреплений.

Летом 1701 года, когда строительство твердыни только началось, Новодвинская крепость приняла первый бой, разгромив огнём береговых батарей авангард шведской эскадры, шедшей в Архангельск.

Два корабля, захваченные в этой операции стали первыми военными трофеями России в Северной войне.

Оба корабля были заведены на мель поморами Иваном Рябовым и Дмитрием Поповым, захваченными в плен шведами, но проявившими столь свойственную северянам отвагу и смекалку.

Основные строительные работы на крепости были завершены в 1705 году, свой окончательный облик она приобрела к 1714 году.

Второй раз свою защитную роль крепость сыграла в годы Крымской войны (1853-1856). Объединенная англо-французская эскадра не решилась войти в устье Северной Двины, опасаясь ожесточённого огня защитников крепости.

Новодвинская крепость как военный объект была упразднена в 1863 году и передана Архангельской епархии. В советское время здесь располагалась детская колония-коммуна, позже — исправительно-трудовое учреждение. В 2007 году крепость была передана областному краеведческому музею.

Прикоснуться к истории

После экскурсий все участники праздника смогли принять участие в «историческом аукционе», на котором самые эрудированные получили заслуженные призы.

— Крепость посещают не только в праздник, — рассказывает сотрудник Архангельского краеведческого музея Любовь Елизарова. — Число туристов увеличивается. Люди едут как с экскурсиями, так и своим ходом. Мы не берём денег за вход, и любой желающий может зайти на территорию и осмотреть этот исторический объект. Единственное, что туристический сезон в крепости длится лишь с мая по сентябрь.

Так что у вас ещё есть прекрасный шанс побывать в легендарной крепости. Добраться сюда можно с помощью паромных переправ и теплоходов. Паромы ходят от лесозаводов №14 и №22 с 8:00 каждые два часа, теплоходы — от лесозаводов № 22 и № 23 по расписанию. До них можно доехать как на городских автобусах № 9, № 69 и № 22, так и на личном авто, которое также можно переправить паромом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Источник: https://region29.ru/2016/07/11/5783673c2817ca772900834d.html

Новодвинская крепость, Архангельская область

В 20 километрах от Архангельска, на острове Бревенник у устья Северной Двины, в поселке Конвейер находится Новодвинская крепость, построенная по указу Петра Первого в 1701 году. Здесь в первые годы Северной войны была одержана одна из первых побед над шведами.

Новодвинская крепость — истинное чудо фортификации, одна из немногих крепостей бастионного типа петровских времен. По ее примеру потом были построены Петропавловка и оборонительные сооружения в Кронштадте. Длина стен главной ограды крепости — более полутора километров.

Высота стены от основания — 6 метров 40 см, толщина в подошве более 3 м. Каждые 5 метров стены — контрфорсы. В крепость можно было попасть через ворота: Двинские (со стороны реки), Летние в южном фасаде крепости, и Морские в северном (Равелинные).

  Крепость имела 4 бастиона и 1 равелин, была окружены водяным рвом, внутри была построена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.

Время и люди не пощадили Новодвинскую крепость. Сначала вXIX веке крепость использовали как источник строительного материала, потом в XX веке крепость под свои нужды использовало исправительная колония.

В декабре 2007 года состоялась официальная передача крепости Архангельскому областному краеведческому музею. Музей по средам и субботам проводит автобусные экскурсии в Новодвинскую крепость.

Как проехать на машине:

От 23 лесозавода пешком или на собственном транспорте.

Как доехать на общественном транспорте:

К северу от Соломбалы находится крупный поселок Маймакса. Из центра несколько автобусных рейсов ходят в разные его части, и первая остановка на пути в Новодвинскую крепость — за Гидролизным заводом.

  • Автотуризм
  • Историко-культурное

Храм Вознесения Господня, Архангельская область

Памятник святым Петру и Февронии

Ягринский бор, Архангельская область

Река Солза, Архангельская обл.

Архангельский государственный цирк, Архангельская область

Памятник доблестным защитникам Севера

Памятник архангелу Михаилу

Остров Мудьюг, Архангельская область

Все места в Архангельской области: Автотуризм Историко-культурное

Источник: https://kamaran.ru/arhangelskaya-oblast/arhangelsk/novodvinskaya-krepost-394

Новодвинская крепость — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2008 года на DRIVE2

С незапамятных времен Жена просила меня свозить её на острова, и не на южные Богамы какие-нибудь, а на наши северные острова, расположенные в устье Северной Двины. Большинство островов представляют из себя типичные деревни, в которых особо смотреть то не на что.

А вот на острове Линский Прилук, на краю деревни «Конвейер» расположился памятник архитектуры федерального значения: Новодвинская крепость. Крепость была заложена в 1701 году по личному указанию царя Петра I для защиты Архангельского фарватера в связи с ожидаемым нападением шведов.

Найти переправу, не вступив в контакт с местным населением нам не удалось, хотя по факту путь довольно простой: едешь до «мексиканского» кладбища, разворачиваешься, поворачиваешь направо, а дальше всё прямо до воды. Зимой попасть на остров можно по понтонной переправе «14 Лесозавод — о.

Бревенник», заплатив 250 рублей за машину. Днем, с 11:30 до 14:00 переправу разводят, для прохождения судов. Летом там же ходит паром.Дорога до самой крепости хорошая, расчищенная, даже после снегопада. Ехать от переправы около получаса, любой навигатор знает дорогу.

На острове много деревень и дачных поселков, магазины, даже автобус ходит. Цивилизация.

Добрались до самой крепости, стоит «скворечник» с охраной. Бросили машину в сугроб, и пошли пешком искать вход, т.к. главный вход, через «летние ворота» закрыт. Шли по сугробам, иногда по самый «небалуй» проваливались.

Всё довольно облагорожено, есть таблички куда можно ходить, куда нельзя, видео наблюдение, стоят информационные стенды. Мимо них добрались до лестницы, которая ведет по стене крепости к смотровой площадке.

  • Есть даже небольшая беседка для любителей покушать на берегу.
  • И именно в этом заливе 25 июня 1701 года мы надавали по шее Шведам, пытавшимся захватить наши северные просторы. Сейчас территория внутри крепости выглядит вот так:
  • Из зданий остались только склад боеприпасов, тот что на фото, офицерский дом и комендантский дом.

Настоявшись на смотровой, пошли обратно искать место для привала. Зашли внутрь комендантского дома, его как раз прошедшим летом начали реставрировать. Вокруг стоят леса, внутри подпоры.

Внутри несколько пачек кирпичей, отделочный камень и табуретка.

Она то и стала нам столом!

30-ти градусный мороз за прошедшую неделю сменился вялыми, но комфортными для прогулок минус 5-ю, но появился ветер, поэтому для перекуса искали заветрие. Пообедали в тепле и с новыми силами пошли изучать здание. Кругом таблички об опасности обрушения, далеко не полезли, обошлись парой кадров.

Своими же следами вернулись к «скворечнику» и наткнулись на сторожа, который нам провел уроки краеведения и истории. Из его слов: с 1701 по 1863 года крепость реально несла службу.

В лучшие времена по периметру стояло более 180 орудий, готовых встретить врага, ну и естественно тех, кто их обслуживал было не меньше.С 1930 года в крепости был завод, куда водили на работу молодежь, отбывавшую свой срок в детской колонии в пос. Конвейер.

Для фронта завод выпускал мины М-50 и М-85. На просторах крепости до сих пор находят боевые мины. Одну из таких нам показал сторож.

Далее эти болванки на лошадях отвозились на завод СМП в Северодвинск, где их «заправляли» порохом. За день повозка должна была успеть сделать две ходки, по 18 км в каждую сторону, напрямую от крепости до города корабелов.

Не успел — враг народа!В 60-х годах детскую колонию расформировали, сделали взрослую. Организовали завод по литью. Шпили для забора стадиона Динамо отлиты как раз на территории крепости.

Так же делали настольные сверлильные и фрезерные станки и вентиляционные пылеуловители зил 900.

В поселке в те времена жило много народу, была школа, больница и многие другие радости цивилизации. Ну а с 70х годов начался развал.

Сейчас в поселке почти никого нет, хотя все дома в хорошем состоянии и стоят на много ровнее, чем многие дома в центре города.

В целом могу сказать: есть на что посмотреть! Где то рядом есть большое заброшенное бомбоубежище, до которого сейчас из за снега было не добраться, так что есть повод вернуться, и посмотреть на всё летом.

Цена вопроса: 500 ₽ Пробег: 64500 км

Источник: https://www.drive2.ru/l/8822239/

Новодвинская крепость. Первая и последняя попытка шведов пройти к Архангельску. Больше никто не пытался

Продолжаю свои путешествия по интересным местам в окрестностях Архангельска. Сегодня – это Новодвинская крепость. Она расположена в 20 км на север от центра Архангельска. Это крупнейшее фортификационное сооружение в дельте Северной Двины эпохи Петра I и первое каменное бастионное сооружение в России.

Строительство крепости началось по личному указу российского императора в 1701 году в связи с подготовкой к Северной войне и ожидаемым нападением шведов. Выбор места расположения крепости был очень удобным. Мореходный рукав здесь соединял город Архангельск с морем. В этом месте фарватер близко подходил к берегу, и корабли неминуемо попадали в зону огня крепостной артиллерии.

Руководить строительством крепости Петр I назначил прусского инженера Георга Эрнста Резе. Стройка велась быстрыми темпами. И уже летом 1701 года береговой артиллерией, у стен только начавшегося строительства, был разгромлен авангард шведской эскадры (разведчик), следовавшей в Архангельск. Завершением строительства этого фортификационного комплекса считается 1721 год.

С XVIII по XIX века крепость была значительно модернизирована с привлечением российских инженеров, и стала непреодолимой преградой для нападения иностранных судов. В 1854 году в ходе Крымской войны англо-французская эскадра так и не решилась подойти к крепости, ограничив свои военные действия в акватории Белого моря.

Новодвинская крепость в плане представляла собой квадрат, по углам которого были расположены бастионы (Флажный, Морской, Могильный и Рогаточный), располагающиеся на расстоянии 120 м друг от друга.

Современный вид Новодвинской крепости

Стены крепости имели высоту 6,4 м от фундамента, толщину в основании -3,2 м, а в верхней части – 2,1 м. Через каждые 5 м стены были усилены контрфорсами, защищающими их от артиллерийского огня.

С внутренней стороны к стенам был насыпан земляной вал шириной в основании 20 м, а по верху стен был устроен земляной бруствер высотой 2 м. Стены были выложены из белого известняка с заполнением бутовым камнем.

Для усиления прочности крепостных стен в двух уровнях были уложены металлические связи, а часть камней скреплялась металлическими скобами. Доступ в крепость осуществлялся через трое ворот: Двинские, Летние и Равелинные.

Покинуть крепость незаметно можно было через 10 подземных ходов. Снаружи крепость окружал ров шириной 30 м, заполненный водой, который создавал дополнительную защиту крепости.

Макет Новодвинской крепости в Краеведческом музее Архангельска

Как оборонительное укрепление крепость просуществовала до 1863 года. Была упразднена указом императора Александра II и передана во владение Архангельской епархии. С этого времени начинается разрушение Новодвинской крепости. Белые каменные блоки стен крепости разбирались и продавались. К концу XIX века крепость уже выглядела как развалины.

В 1913 году была предпринята попытка научного изучения и сохранения крепости как исторического памятника. Но начавшаяся Первая Мировая война помешала этим планам осуществиться. В советское время в1930 году на территории крепости размещался завод «Конвейер», с 1935 года здесь же расположилась колония для несовершеннолетних.

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал боеприпасы для Советской армии. В 2007 году Новодвинская крепость получила статус федерального памятника и была передана Архангельскому Краеведческому музею. В настоящее время в крепости ведутся археологические и противоаварийные работы. Место интересное и побывать здесь, будучи в Архангельске, считаю необходимым.

Как сюда добраться самостоятельно? Туристам в этом поможет интернет или можно обратиться в Информационный туристический центр в Архангельске, расположенный по адресу: ул. Свободы, д.8, они подскажут. В Новодвинскую крепость есть пара маршрутов. Расскажу о том, которым добиралась я, вооружившись расписанием автобусов и переправы.

Сначала на городском автобусе №65 (его маршрут проходит по Троицкому проспекту в сторону Соломбалы, интервал движения 10÷20 минут, стоимость проезда 26 руб.) нужно доехать до переправы. Я ехала от остановки «Предмостная» (перед Кузнечевским мостом), и до причала это заняло 20 минут времени.

Время здесь важно, потому что нужно успеть на автобус №18, следующий к Новодвинской крепости. Остановка автобуса №65 называется «Причал лесозавода №22» (это конечная у него). Вот так выглядит причал.

Причал лесозавода №22

Теплоход на другую сторону ходит примерно каждый час. Переправа занимает около 5 минут, стоимость проезда в одну сторону составляет 21 руб. На другом берегу остановка называется «Причал лесозавода №23». От причала нужно идти направо по деревянным мосткам.

Путь от причала

Через поле, усеянное опилками и с соответствующим древесным запахом.

Дорога к автобусу №18

Дальше нужно ехать на автобусе (можно пройти этот путь пешком, конечно, но это не входит в мои планы). Автобус №18, идущий к «Конвейеру», отправляется от остановки в 10.10 час. Это важно, так как следующий автобус отправится отсюда только в 15.

00 час. Как только закончился деревянный настил, началась дорога из бетонных плит. Далеко уходить не надо, в первом же «кармане» (без указателей) и останавливается этот автобус (на фото справа).

Следующая дорожка направо (перед детской площадкой) ведет к магазину-почте.

Остановка автобуса №18 (справа)Магазин-почта

Автобус пришел вовремя. Ехать нужно до конечной остановки «Конвейер». Время в пути 20 минут, стоимость проезда 26 руб. Отсюда же он отправится в обратный путь, но не ранее, чем в 15.30 час. (такое вот расписание). Возле остановки на столбе есть указатель «Крепость».

Указатель на конечной остановке

От указателя вправо по дороге идти к крепости около 5 минут.

Дорога к крепости

Дорога приводит к Летним (Южным) воротам, построенным в 1704 году. Прохода на территорию крепости через них, как видите, нет.

Летние ворота крепости

Но через деревянное ограждение можно посмотреть, что там внутри.

«Внутренность» Летних ворот

Если пойти вдоль стены налево, то можно прийти к главным парадным Двинским воротам, так же построенным в 1704 году и имеющим такое же оформление.

Двинские ворота

Здесь тоже нельзя проходить, но калитка открыта, и я осторожно прошла через них на территорию.

В этой части крепости, конструктивно соединенный с Двинскими воротами, сохранился Комендантский дом (почти отреставрированный), где в настоящее время живут реставраторы и археологи, работающие в Новодвинской крепости.

В здании прежде располагались жилые помещения коменданта крепости и офицеров, помещения для караулов и боевые казематы.

Комендантский дом

Сегодня Новодвинская крепость выглядит как живописные развалины, но ведутся восстановительные работы и сделаны смотровая площадка и деревянный настил для прохода туристов, расставлены указатели с обозначением важных мест, а также есть предупреждающие указатели.

Стены и валы крепости»Туристический» настил и смотровая площадка

Со смотровой площадки, расположенной на Флажном бастионе, открывается замечательный вид на реку и окрестности. Если постараться, то можно представить себе события 300-летней давности с заходом шведских судов, в том месте, где сейчас виден корабль на горизонте.

Вид со смотровой площадки с кораблем на горизонте

Одно из сохранившихся зданий внутри крепости – это Пороховой погреб, первая каменная постройка на территории (1701 г.).

Здание Порохового погреба

Большое здание окружено защитными лесами.

Здание Порохового погреба. Вид с крепостного вала.

Через открытый проем виден сохранившийся внутренний интерьер. Ходить внутри нельзя из-за возможного обрушения, но заглянуть можно.

Вид изнутри

На наружных стенах массивная штукатурка, углы здания облицованы белым камнем. Видно, что наружный слой кирпичной кладки выполнен сплошными тычками.

Фрагмент наружной стены Порохового погреба

Третья постройка на территории крепости, сохранившаяся до настоящего времени – это Дом офицеров. Она также конструктивно объединена с Летними воротами и была предназначена под размещение жилых помещений для офицеров, служебных помещений для караула и боевых казематов.

Здание Дома офицеровОдин из входов в здание

Вот так выглядят временные охранно-восстановительные мероприятия стен здания. Замазаны раствором трещины в стене, заложены оконные проемы 2 этажа.

Стены здания

Здесь хорошо видно, что старая кладка внешнего (наружного) слоя стены выполнена тычками с разбежкой швов, а новая кладка уже чередует тычки с ложками.

Главный вход в здание

Внутри находиться небезопасно, но посмотреть одним глазком можно.

Внутри зданияВид изнутри от главного входа

В крепости была церковь Петра и Павла, построенная и освященная в 1702 году архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием в присутствии Петра I и цесаревича Алексея Петровича.

По церковным канонам и крепость следовало называть Петропавловской, но прижилось другое название – Новодвинская. До настоящего времени церковь не сохранилась, есть только указатель о ее месте расположения на территории крепости.

Место расположения не сохранившейся церкви

Другие постройки внутри крепости обозначены только горами строительного мусора и выцветающими указателями.

РазвалиныСогласно указателю в этом месте располагался Морской бастион

Один из проходов в крепостной стене с внутренней стороны крепости.

Проход в крепостной стене

Внутри темно и сыро, ходить небезопасно.

Вид внутри прохода в крепостной стене

А это то, что сохранилось от Морских (Северных) ворот, соединяющих внутренний двор крепости с равелином.

Морские ворота

Внутри все завалено и заложено кирпичом.

Вид Морских ворот изнутри

Есть в крепость и другой вход, не тот (запрещенный), которым я заходила. Если от Летних ворот идти по дороге вдоль крепостной стены направо, то можно пройти на территорию крепости через образовавшиеся со временем проходы между стенами и валами с северной стороны.

Дорога вдоль крепостных стен

Они хорошо просматриваются с пешеходного деревянного настила на земляном валу крепости.

Проход между крепостными валами с северной стороны

Вообще ходить вокруг крепости нужно с осторожностью. В густых зарослях травы можно наткнуться на яму (или это то, что осталось от одного из десяти подземных ходов?).

Яма около вала.

Стены крепости — одна из главных частично сохранившихся до наших дней достопримечательностей этого места. Заросшие зеленью, с проросшими сквозь них деревьями, с торчащими металлическими связями и обрушающимися углами, они тем не менее позволяют проникнуться духом времени, прикоснуться к истории одного из значительных периодов российской истории.

Заросшие стены крепостиОбрушающиеся углы крепостных стенТорчащие металлические связи в стене

При хорошей погоде прогулка вдоль стен крепости, наслаждаясь окружающей природой, окажется приятным времяпрепровождением.

Вид на реку от крепостиВид на реку от крепости

У реки можно увидеть остатки каких-то старых береговых деревянных конструкций, торчащих из земли.

Речной берег

На этом можно завершить осмотр крепости. Времени до автобуса у меня еще более, чем достаточно, и я пошла обследовать сам поселок «Конвейер». Вот старая заброшенная Водонапорная башня с развалинами на речном берегу.

Водонапорная башня

Возле башни мною был обнаружен бесхозный малинник. Ягоды спелые, крупные и вкусные.

Бесплатные витамины

В самом поселке время как будто застыло. Он застроен в основном старыми деревянными домами, а некоторые местные женщины до сих пор ходят на реку полоскать белье.

Полоскание белья в реке

Смотреть тут больше нечего. Возвращение в Архангельск тем же маршрутом: автобус, водная переправа, автобус. Можно не привязываться к неудобному расписанию автобуса №18 и пройти весь путь от переправы до крепости и обратно пешком (с запасом сил и терпения).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3885416ee63600a95ff16e/5d639a5397b5d400ad6ada24

Ивана Рябова выдумали, прорабу в награду дали по морде: 5 фактов о сражении у Новодвинской крепости

В 1701 году крепость только начинали строить

Сергей Яковлев

Годовщина морского боя у Новодвинской крепости — 6 июля — официально в Поморье не празднуется. В этом году исполняется 318 лет с того момента, как архангелогородцы отбили атаку шведской эскадры в дельте Северной Двины.

Заведующий отделом военной истории краеведческого музея Игорь Гостев считает, что эту дату мы могли бы отмечать как региональный День Победы.

Почему так и какие интересные факты (и заблуждения) связаны с этим сражением, историк рассказал 29.RU.

Первая морская победа России — не у мыса Гангут в 1714 году, а недалеко от Архангельска в 1701 году

С 25 на 26 июня 1701 года, соответственно с 6 на 7 июля по новому стилю, был разбит передовой отряд шведской эскадры в том месте, где строилась Новодвинская крепость. Крепости самой еще не было, существовали батареи, которые потом вошли в систему обороны крепости. Эта дата может отмечаться у нас как региональный День Победы. Это же первое морское сражение, в котором победила Россия.

Старый справочник XIX века известного российского историка флота Феодосия Фёдоровича Веселаго, изданный в Санкт-Петербурге, как раз начинается с того, что первая морская победа России — это 25 июня под Архангельском. Об этом все забыли.

Это знаковое событие, оно предопределило будущие победы в Северной войне: возвращение крепости Орешек, выход на Балтийское море, победу под Полтавой и в Северной войне.

Именно архангелогородский — не архангельский — порт принимал основные стратегические грузы, которые шли на вооружение русской армии, победившей шведов.

Кормщика Ивана Рябова в фильме по роману Юрия Германа сыграл Борис Невзоров

кадр из фильма «Россия молодая» / Youtube.com 

Одна из первых народных побед

Наверное, это первая война после Смутного времени — до Смутного времени в принципе такого не было — когда здесь создавалось народное ополчение. Люди со своим оружием выходили, чтобы оборонять берега дельты Северной Двины.

Отдельные посты формировались партизанскими отрядами, поскольку собственный Двинской гарнизон был слишком мал, чтобы перекрыть все возможные пути подхода врага. К тому же на Двинском гарнизоне лежали задачи пополнения Пустозерского, Кольского гарнизонов, а также охрана шведской границы.

То есть поручений было очень много, и людей реально не хватало. И тогда по призыву воеводы Алексея Петровича Прозоровского люди со своим охотничьим оружием приходили и вставали на посты в дельте реки.

Потом это повторялось неоднократно в случае угроз шведского нападения, которые, к счастью, не состоялись. Но подобные отряды народного ополчения существовали. И это считалось нормальным.

Архангельского «Ивана Сусанина» — Ивана Рябова, посадившего на мель шведскую эскадру, — придумали

Иван Рябов — такой же вымышленный и настолько же реальный персонаж, как Штирлиц в годы Великой Отечественной. Как Штирлица не существовало, так и Рябова не существовало. Но у обоих есть прообразы. Вот историческим прообразом Ивана Рябова был Иван Ермолаев сын (по-современному Ермолаевич) Седунов.

Он был безземельным крестьянином, происходившим из Мудьюжской волости. Жил и работал в Николо-Корельском монастыре кормщиком промысловых лодий. Это всё, что мы о нём знаем. Он был бессемейный. Недаром во всех документах он записан как бобыль.

Так что придуманная ему Юрием Германом, а перед этим другими писателями, семья — литературный вымысел, как и сама фамилия Рябов.

Он был взят в плен шведами в горле Белого моря. И действительно совершил мужественный поступок: повёл шведов в районе мелей, из которых выйти они не смогли. Он был ранен. В то же время в плену погиб Дмитрий Борисович Дьячков с Мудьюгского острова из Двинского караула.

Опять же фамилия его — или прозвище, как говорили в то время — сыграла злую шутку. В литературе впоследствии он стал дьячком, хотя им не был. Он был толмачом Архангелогородской приказной палаты. Дьячкова расстреляли шведы.

Вот два народных героя, которые реально участвовали в этих событиях.

После того, как шведов разбили под Новодвинской крепостью, Седунов был арестован и недолго находился в тюрьме за нарушение царского и воеводского указов о запрете выхода в море.

Но в данном случае наказание было не совсем заслуженно, он оказался «стрелочником», как часто в российской истории бывало и бывает. Наказывать нужно было настоятеля Николо-Корельского монастыря, который отправил его в море. Сам кормщик мог и не знать о существовании указа.

Но поскольку кормщик отвечает за всё, что происходит на судне, его и арестовали. Однако уже в конце лета он был освобождён указом Петра Первого. А осенью был затребован в Москву, куда он выехал на полном государственном обеспечении, там рассказал обо всех событиях.

Потом вернулся на родину и благополучно продолжал ходить в море на добычу рыбы для Николо-Корельского монастыря.

Один из архангельских сухогрузов носил имя Ивана Рябова. Но вернее было бы его назвать «Иван Седунов»

Алексей Чекренев

Награды давали деньгами

В то время не существовало еще орденов и медалей, Пётр придумал их позже. Поэтому награждали деньгами. Самую большую награду получил строитель крепости, военный инженер Георг Эрнест Резе.

Тот человек, которому пришлось принять на себя командование из-за ранения солдатского головы Григория Животовского. Его роль далеко не такая, как в кино. Он на самом деле имел очень большой военный опыт и правильно расположил батареи, правильно командовал.

В общем, победа по праву принадлежит ему. Также были награждены все офицеры и солдаты, которые участвовал в сражении.

Роль Сильвестра Иевлева, которая незаслуженно преувеличена в романе и в фильме «Россия молодая», была всего лишь в том, что он был послан сюда в роли прораба на строительство крепости. А во время сражения его главная заслуга была в том, что он предотвратил панику среди рабочих.

Потом его по заслугам наказал воевода — то есть Иевлев получил по морде за то, что он попытался присвоить победу себе — снял с мели захваченные корабли и повел их в Архангельск, не соблюдая сложившихся воинских обычаев и увозя от крепости так необходимые там пушки, ядра и порох. Хотя, в общем-то, полученное им наказание от воеводы — самое мягкое из возможных в те времена.

В том же 1701 году сюда в той же роли были направлены еще три других стольника. Так что он был всего лишь один из многих.

Новодвинская крепость стала прообразом Петропавловской

Сергей Яковлев

Новодвинская крепость — прообраз Петропавловской

Крепость строили 21 год. И завершилось строительство в год окончания Северной войны — в 1721 году, когда завершились земляные работы. В 1714 году прервались каменные работы, потому что каменное строительство было тогда запрещено по всей России в пользу строительства Петербурга. Специалисты каменного строительства и запасы камня отправляли туда со всей России.

А здесь уже продолжались работы с деревом и землей. Как известно, крепость — это большое количество земли: земляные валы, пруды и прочее. Работы предстояло много и хватило как раз на семь лет до окончания войны. Это первая каменная бастионная крепость России, первая береговая морская крепость.

По своим функциям она послужила прямым прообразом Кронштадта, а по своей каменной облицовке — Петропавловской.

За 164 года своего существования крепость не перестраивалась и не требовала серьёзного ремонта. Гарнизон крепости осуществлял свои прямые функции по контролю, безопасности прохода судов.

Каждый раз, когда она приводилась в боевое, оборонительное или осадное положение, за счет крепости оснащались береговые батареи, которые были вариациями укрепленного района береговой обороны. Он строился демонстративно на виду у всех иностранных моряков.

И тем самым крепость и город защитили себя от угроз. Во второй раз посягательства врага были уже в конце существования крепости — во время Крымской войны.

Передовая батарея системы обороны, которая находилась на Мудьюге, отразила три попытки высадки вражеского десанта англичан. Агрессоры ограничились лишь блокадой беломорских рубежей, притом довольно мягкой.

Источник: https://29.ru/text/culture/66150526/

Ссылка на основную публикацию