Казанский вокзал, москва. фото, схема, история, адрес, станция метро, интересные факты

Малоизвестные московские вокзалы

Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.

Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.

Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А.В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. сажен. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн.

Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней — башней княжны Сююмбике в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком, тут же под башней — громадные часы. Обширный вестибюль будет отделан с роскошью, стены украсят панно работы Н.К.

 Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани. Пол в вестибюле из черного и красного порфира. Расположенный рядом с перронным залом зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом, просветы которого будут расписаны в восточном вкусе.

Из вестибюля и перронного зала выходы ведут в громадный зал-ресторан I и II кл. Он будет обставлен в стиле Петровской эпохи. Стены затянуты зелеными с розовым шпалерами. Деревянный резной плафон будет изображать в аллегорическом виде города и народности тех губерний, с которыми соприкасается линия Московско-Казанской железной дороги.

Особый вестибюль для прибывающих пассажиров, отделенный от зала-ресторана служебными помещениями, выводит с платформы приходящих поездов прямо на Рязанский проезд. Правая часть здания вокзала по Каланчевской площади отводится под багажный зал и зал III кл.

Вход в багажный зал расположен вблизи центрального входа и будет украшен гербами Москвы, Рязани и Казани. Для пассажиров IV кл. и воинских команд отводится особое помещение. Центральную часть вокзала займут 6 крытых платформ, длиной по 80 саж., с 12-ю подъездными к ним путями.

Путеводитель по архитектурным стилям

Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади.

Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани.

Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.

Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.

А осенью 1941 года взрыв фугасной бомбы повредил колокола на часах работы В. Пушкарева. До 1970-х годов они молчали, а потом колокол вернули.

Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.

Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.

Отсюда же отправились на историческую «смычку» Остап Бендер и другие герои «Золотого Теленка». А Ильф и Петров и вовсе уверяли, что часы на Казанском вокзале отстают минут на 10, а в его ресторане поместится весь Ярославский вокзал.

После недавней реконструкции Казанский вокзал преобразился. К старому зданию со стороны Рязанского проезда и Новорязанской улицы пристроили новое по проекту В.М. Батырева, над железнодорожными путями появилось застекленное покрытие площадью более 19 000 м2. Оно опирается лишь на 8 опор.

Казанский вокзал на фотографиях разных лет:

А что о Казанском вокзале можете рассказать вы?

/

Источник: https://liveinmsk.ru/places/doma/kazanskii-vokzal

Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал Москвы расположен на Комсомольское площади или, как ее называют в народе, площади «Трёх вокзалов». Некогда здесь простиралось Каланчевское поле.

Казанский вокзал считается одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе. От его перронов отправляются поезда в трех направлениях: восточном, южном, а также юго-восточном.

Фото 1. Казанский железнодорожный вокзал на Комсомольской площади

В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги.

Здание представляло собой небольшое деревянное строение и не справлялось с возложенными функциями обслуживания пассажиров железной дороги. Перроны не были достроены должным образом, а из вагонов приходилось просто выпрыгивать или снимать пассажиров с трапов вагона на руках.

В 1864 году, по чертежам архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание.

Как и предыдущее, оно тоже не поражало своими размерами. Дебаркадер, железнодорожные платформы и залы вокзала были покрыты общей крышей. Вход украшала башенка с часами. Оригинальные архитектурные решения отсутствовали, что сказывалось на функциональности новой постройки.

  • В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани. 
  • Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.
  • Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.
     
  • Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.
  • К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.
  • Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.

Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее. 

  1. Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского. 
  2. В октябре 1911 года, 29 числа, проект Щусева был утвержден, а его самого назначили главным архитектором строительства.
  3. Утверждение проекта Казанского вокзала в МПС Российской империи состоялось лишь в ноябре 1913 года, но к подготовительным работам по возведению нового здания приступили уже в июле 1912, построив временный барак в стороне от расчищенного от старых построек места строительства.

По разработанному архитектором Щусевым проекту, здание Казанского вокзала должно было представлять изысканность в архитектурном стиле и убранстве внутренних помещений.

Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.

Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.

Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.

Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.

  • Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.
  • Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги. 
  • Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.
  • Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.
  • Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.
  • В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.

Деревянный барак постройки 1912 года снесли в июне 1922 года после окончания возведения пассажирских залов. Первый этап строительства продолжался вплоть до 1926 года. 

Именно тогда был устроен зал ожидания для пассажиров пригородных электричек. В это подземное помещение со временем вывели вход на станцию «Комсомольская» построенного в будущем московского метро.

Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.

Часы с боем появились на фасаде здания в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам Щусев, а изготовление часового механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву.

Проработали куранты до 1941 года. Взрыв немецкого фугаса сбросил и повредил колокол часового механизма. Полная реставрация часов была завершена лишь в 70-х годах прошлого столетия.

В это же время была проведена первая реконструкция вокзала, которая позволила реализовать некоторые замыслы академика архитектуры Щусева.

  1. Значительные изменения на Казанском вокзале и прилегающей Комсомольской площади приходятся на 1987-1997 годы.
  2. В этот период был обновлен фасад, переустроены внутренние помещения, установлены крупнопролетные перекрытия над перронами, добавлены новые залы для ожидающих пассажиров.
  3. В подземной части Комсомольской площади проложили туннель, соединивший все три железнодорожных вокзала.
  4. Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, а также Рязанского проезда.
  5. Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось в 1997 году, в день празднования 850-летия города Москвы.
  6. Казанский вокзал по праву считается крупнейшим железнодорожным комплексом и представляет собой одну из достопримечательностей города Москвы – творение великого Щусева.

Последние добавленные на сайт статьи …

Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/publ/vokzaly_moskvy/istorija_kazanskogo_vokzala_moskvy/30-1-0-123

Интересные исторические факты о московских вокзалах

Сколько в Москве вокзалов, спросите вы… В настоящее время их девять, но в начале 20 века планировали строительство так называемого Центрального вокзала. Им собирались заменить все остальные. Первые проекты предполагали его размещение в Александровском саду. И хотя проектов было весьма много, Первая и Вторая мировые войны эти планы разрушили.

В наши дни ожидается строительство еще четырех железнодорожных вокзалов: Евровокзала в центре города, Восточного в районе станции Перово (на пересечении Рязанского и Горьковского направлений), Южного на площади Ильича в районе станции Царицыно (на пересечении Курского и Павелецкого направлений), и еще одного на площади Трех вокзалов рядом со станцией Каланчевская.

Большинство из ныне действующих – тупикового типа. Не являются таковыми Курский и Белорусский. Отчасти к этой категории также можно отнести Савеловский, так как все же существует, хотя и единственная ветка с Белорусского вокзала через Савеловский на Рыбинск.

В основном вокзалы работают по одному направлению, а название совпадает с направлением, которое обслуживает вокзал. Но есть в этом смысле и исключения – вокзалы, работающие сразу на двух направлениях, или расхождения наименований направления с именем вокзала.

Так, например, Белорусский обслуживает Смоленское направление, Курский занимается сразу двумя – Курским и Горьковским, Казанский – Рязанским и Муромским (в подмосковном городе Люберцы эти ветки соединяются).

Поезда «Аэроэкспресс» отправляются с трех вокзалов. В аэропорт Внуково можно доехать с Киевского вокзала, в Домодедово – с Павелецкого, а в Шереметьево – с Белорусского.

На семь вокзалов из девяти можно попасть с кольцевой линии метрополитена. Исключение – Рижский и Савеловский. Комсомольска площадь, именуемая «площадью трех вокзалов», объединяет в себе Казанский, Ярославский и Ленинградский.

Ярославский вокзал

Здание Ярославского вокзала (Москва, Комсомольская площадь)

Возведен по проекту петербургского архитектора Р.И. Кузьмина и мастера архитектуры С.Л. Шустова. До конца 19 века почти не менялся, а появившиеся в 1900 году пристройки не решали проблему нехватки площадей.

Таким образом, назрела необходимость в постройке нового здания. Проект был выполнен Ф. Шехтелем, и Николай Второй одобрил его.

Строительство длилось в течение 5-ти лет, в результате чего появилось здание, в три раза превышающее прежнее, в котором архитектор удачным образом объединил несколько различных построек.

С 1862 по 1870 годы носит название Троицкого, затем до 1922 – Ярославского, далее переименован в Северный, с которым жил до 1955 года. Такое свое название он получил за то, что связывает Москву с северными регионами нашей страны. Здесь же начинается самая длинная в мире магистраль Москва-Владивосток протяженностью 9302 км, а также существует связь со столицами Китая, Кореи, Монголии.

Савеловский вокзал

  • Автором проекта является известный меценат и промышленник Савва Мамонтов.
  • За все время своего существования считается самым «тихим», так как это единственный вокзал, с которого не отправляются поезда дальнего следования.
  • С 1902 до 1912 года носил название Бутырского.

Рижский вокзал

С вокзала отправляются всего два поезда – в Ригу и в Великие Луки.

Несколько путей занимает экспозиция музея истории ж/д транспорта. Четыре раза в неделю с него отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге до станции Подмосковная, на которой расположено старейшее действующее депо.

С 1901 по 1930 годы – назывался Виндавский, до 1942 именовался Балтийским, до 1946 – Ржевским.

Павелецкий вокзал

Связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Казахстаном, Средней Азией, Кавказом. С 1900 по 1910 был Павелецким. Переименовался в Саратовский и носил это название до 1941 года. Траурный поезд с телом В.И.Ленина прибыл именно на этот вокзал. Через несколько лет после смерти вождя у входа на вокзал был построен музей с названием «Траурный поезд В.И.Ленина».

Ленинградский вокзал

Старейший вокзал Москвы. По требованию Николая Первого является зеркальным отражением Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Единственное здание из вокзалов, которое не принадлежит Московской железной дороге. Архитектор – Константин Тон, который к тому времени уже доказал свое мастерство как автор Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

Является памятником архитектуры, охраняем государством.

С 1851 по 1855 носил название Петербургского, до 1924 – Николаевского, до 1937 года – Октябрьского.

Курский вокзал

Здание высотой 15 метров накрыто оригинальной кровлей, которая образует 9-метровый козырек. Является в столице самым крупным. Вмещает в себя одновременно 11 тыс. человек.

Некоторое время в 90-х годах 19 века именовался Курско-Нижегородским.

Киевский вокзал

Здание площадью в 36000 кв. м выполнено в стиле неоклассицизма и ампира. Фасад здания выходит на Москву-реку. Имеет башню высотой 51 м, которую украшают огромные часы.

Большой перронный зал имеет стеклянное перекрытие, выполненное при помощи уникальной арочной конструкции по проекту В.Г.Шухова – автора телебашни на Шаболовке.

Коэффициент пассажиропотока составляет свыше 400 человек в час.

С 1918 по 1934 назывался Брянским.

Москвичи прозвали башню Киевского вокзала московским Биг-Беном (высота башни сопоставима с высотой 16-этажки).

Здание является архитектурной достопримечательностью Москвы. В 1990 претерпел последнюю реконструкцию, в результате которой превратился в современный терминал с множеством технических новинок. Здесь был сооружен самый длинный подземный тоннель Москвы, соединяющий все три вокзала на Комсомольской площади.

С 1862 по 1894 именовался Рязанским.

Белорусский вокзал

Здание Белорусского вокзала в Москве

От перронов Белорусского вокзала в 1941 году отправились на фронт первые эшелоны. Именно здесь впервые прозвучала «Священная война». По праву называется вокзалом Победы.

Каждый год здесь проходят торжественные мероприятия празднования 9 мая.

Долгое время являлся главным местом встреч всех иностранных делегаций и местом съемок эпизодов различных фильмов, в том числе и одноименного («Белорусский вокзал», 1971).

С 1870 до 1871 был Смоленским, затем до 1912 – Брестским, до 1936 – Белорусско-Балтийским.

Источник: https://vokzal.ru/blog/interesnye-istoricheskie-fakty-o-moskovskih-vokzalah

Взрыв сотен вагонов, обрушение депо и другие факты о Казанском вокзале

Никита Андреев

В старину на месте Казанского вокзала было болото возле ручья Ольховца, затем — лесные ряды (рынок пиломатериалов). В 1860 году болото осушили, Ольховец заключили в трубу, лесные ряды убрали.

В 1862 году сюда подвели пути Московско-Рязанской железной дороги. Подвести-то подвели, но вокзал открыли только через два года, и все это время пассажирам приходилось выпрыгивать из вагонов, а дам выносить на руках.

На плане 1852 года видим Каланчевские родниковые ключи на месте нынешних путей

В 1864 году архитектор Роман Кузьмин с коллегами заканчивают вокзал — небольшое скромное здание в итальянском стиле. С тех пор и по сей день вокзал бесконечно перестраивается.

Старое здание Рязанского вокзала в 1888 годуСтарое здание в конце XIX века, крупный план

В 1893 году дорогу продлили до Казани, пассажиропоток резко возрос, а Рязанский вокзал переименовали в Казанский. С реконструкцией вокзала долго тянули, хотя в 1907 году был тревожный звоночек:

«Из-за тяжести снега кровля депо около Ольховского тупика продавила стропила и балки, и они обрушились на пути внутрь здания, сломав несколько механизмов и покорежив два локомотива».

Перед этим, в декабре 1905 года, здесь развернулись уличные бои. Дружинники из числа железнодорожных рабочих захватили Казанский и Ярославский вокзалы и пять суток атаковали правительственные войска, засевшие в Николаевском вокзале. Потом царские войска получили подкрепление из Петербурга и погнали дружинников.

Машинист-эсер Алексей Ухтомский, который накануне установил контроль над линией Москва—Голутвин, вывез товарищей из Москвы под массированным пулеметным огнем. Правда, через пару дней Ухтомского схватили в Люберцах гвардейцы и сразу расстреляли.

1904 год, добровольцы отправляются на Русско-японскую войнуВеерное депо Казанского вокзала сохранилось до наших дней, кстатиПроект Шехтеля, который проиграл конкурс

В 1911 году, когда все улеглось, руководство Московско-Казанской железной дороги провело архитектурный конкурс для долгожданной реконструкции Казанского вокзала, где за инвестиции боролись Шехтель и Щусев.

Победил Щусев, который долго тянул с доработкой проекта и только в 1913 году начал строительство. Стройка получилась огромная, а тут как назло Первая мировая война.

В итоге главный корпус удалось открыть только в 1919 году, да и то с большими упрощениями.

При этом 28 мая 1918 года возле недостроенного вокзала произошла страшная катастрофа, о которой мало кто помнит. Слово Никите Окуневу, который записал впечатления в дневнике:

В воскресенье с 2 ч. дня и до самого вечера во всей Москве слышались не то выстрелы, не то взрывы оглушительной силы. Был такой час, в который эта канонада звуков не прерывалась. С восточной стороны города тянулся по всему городу густой, темный дым. Это был страшный пожар в Гавриковом переулке. Почти совершенно сгорела товарная станция Казанской ж.д.

Как позднее выяснилось, пожар возник от поджога: там были вагоны с продовольствием, и охрана расхищала его, и затем понадобилось скрыть следы хищений, и в результате несколько десятков людей погибло и ранено от взрывов, падений горящих построек и вообще от пожарного бедствия. Сгорело несколько сот вагонов на платформах и до 200 — на путях.

Между прочим, 22 со снарядами, предназначавшимися к отправке на «внутренний» фронт. В сотнях вагонов была масса продовольственных и мануфактурных грузов. Кроме того, сгорели станционные платформы и несколько домов на территории станции. Архитектор Щусев на строительстве Казанского вокзала, 1915 годПока Щусев строил свое великое детище, пассажиры пользовались временным вокзаломБойцы «Поезда Предреввоенсовета», 1918 год

В 1926 году завершился первый этап строительства и отделки Казанского вокзала. Интерьеры украсили картины Николая Рериха, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева и других великих художников. На башне Щусев установил часы с боем и сам расписал циферблат.

1930 год, народ приехал на заработки в Москву

В 1935 году в вокзал встроили выход со станции метро «Комсомольская». В 1940 году вокзал окончательно достроили, но не все идеи Щусева удалось воплотить. В 1941 году немецкая фугасная бомба обрушила колокол часовой башни. Не мудрено, что бомбили: Казанский вокзал был главным узлом эвакуации Москвы.

1937 год, инсталляция «Поезд изобилия» на фоне Казанского вокзалаЧасовой колокол на башне вокзала

После войны Казанский вокзал несколько раз реконструировали. В начале 1990-х возвели крышу над перронами и пристроили новые корпуса по чертежам Щусева. Вот уж действительно всем долгостроям долгострой, прямо как собор Гауди в Барселоне. Но результат того стоит!

Вид на ресторан Казанского вокзала в конце 1940-хБашня с щусевскими часами, 1954 годЧеловек с избытком шляп на Казанском вокзале в 1959 годуРоспись в честь Победы в Великой Отечественной войнеОбщий вид Казанского вокзала, 1996 год.

Людмила Пахомова

Случайно попалась информация, что в 2004 или 2005 году певица МакSим приехала покорять Москву и 8 дней прожила в пельменной на Казанском вокзале, прячась от милиции в туалете. Тоже история, и даже на местности.

Кстати, сотрудники железнодорожной милиции впервые появились именно на Казанском вокзале — 18 февраля 1919 года.

Сегодня с Казанского вокзала можно уехать не только в Казань да Рязань, но также в Бишкек, Грозный, Ташкент, Караганду и другие умеренно восточные места. Настоящие ворота на восток — это Ярославский вокзал.

Подписывайтесь на канал. Эта статья — четвертая часть маршрута «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места. Остальные виртуальные путешествия

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b828392623a5400ad0b62b7/5d00e32033ecd400b2c682a4

Казанский вокзал — здание в неорусском стиле | Узнай Москву

17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани.

Движение по участку от Москвы до Коломны открылось 20 июля 1862 года, до Рязани поезда пошли в 1865 году. Казанский вокзал строился на Каланчёвской площади одновременно с Ярославским вокзалом. Автором его проекта был архитектор М.Левестам, проектировавший и Ярославский вокзал. Дорабатывал проект Казанского вокзала архитектор Р.И. Кузьмин.

Главное здание вокзала было «берегового» типа – размещалось не в конце путей, а сбоку, параллельно им. Вокзал имел общую кровлю с дебаркадером над путями и платформами. В центре здания находилась башня с часами и шатровой крышей.

В 1890 – 1894 году Общество Московско-Рязанской железной дороги продлевает её до Казани, а не до Саратова, как было решено раньше. Вокзал получает название Казанского.

В 1911 году был объявлен конкурс на постройку нового вокзала, на котором были представлены три проекта – архитекторов А.В. Щусева и Ф. О. Шехтеля и художника Е. Н. Фелейзена.

Поразительно, но Щусев и Шехтель решили основную идею Казанского вокзала совершенно одинаково – как композицию из многих строений разного объёма и этажности, построенных в стиле русской национальной архитектуры, с высокой башней в центре.

Вокзал являлся грандиозным сооружением, выходившим тремя фасадами на Каланчёвскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. Строительство его пришлось на сложные для России годы войн и революций. Временами работы останавливались из-за отсутствия рабочих рук. Щусев лично руководил строительством, его мастерская располагалась в недостроенном здании вокзала.

Главной доминантой вокзала является башня высотой 73 метра, аналогичная башне Сююмбике Казанского Кремля. Башня увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани. Слева от главной башни находится невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака.

За часовой башней, параллельно Рязанскому проезду находились тёплый перрон — сейчас зал ожидания, и ресторан — ныне зал повышенной комфортности. Интерьер ресторана был оформлен в стиле дворцов русского барокко XVIII века — в нём Щусев использовал монументальную живопись, выполненную по эскизам художника Е.Лансере.

Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 году, однако, достройки продолжались до 1950-х годов, а комплекс Царской башни был закончен к концу 1980-х годов.

В 2016 году прошла реставрация здания вокзала в отношении фасадов и интерьеров периода 1940-х годов. Помимо основных работ проведена реставрация настенных фонарей, светильников и флагштоков из бронзы. Реставрации подлежали также исторические дубовые двери.

В главной башне заменены металлические решетки ограждения балконов  и ярусов. Работы по реставрации интерьеров Казанского вокзала затронули часть залов правого крыла исторической части здания.

Были проведены работы над живописными плафонами и панно зала бывшего ресторана (сейчас — зал ожидания повышенной комфортности), зала ожидания восьмигранной формы №5.         

Источник: https://um.mos.ru/houses/2379/

Казанский вокзал в Москве

  • Практическая информация о Казанском вокзале – станция метро, как добраться, как доехать до аэропортов и других вокзалов
  • Схема Казанского вокзала в Москве
  • Фото Казанского вокзала

Казанский вокзал в Москве расположен на Комсомольской площади и является одним из самых крупных вокзалов в Европе и самым загруженным в столице. Построенный по проекту архитектора А.В. Щусева Казанский вокзал является выдающимся памятником архитектуры.

Ежедневно десятки скорых и пассажирских поездов и электричек отправляются  от него в восточном направлении – на Муром и юго-восточном – на Рязань, разветвление на которые происходит на станции Люберцы.

Предшественник Казанского вокзала — Рязанский

Первое деревянное здание вокзала было построено в 1862 году, почти 150 лет назад и было третьим на Каланчевском поле. Тогда это был Рязанский вокзал и Москва была станцией Рязанской железной дороги.

Первый поезд ушел по маршруту Москва – Коломна 20 июля 1862 года. Коломенский участок Московско-рязанской железной дороги строился второпях и его станции были не обустроены.

Из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам снимали с лестниц вагонов на руках.

Через два года в 1864 году по проекту архитектора М.Ю. Левинстана было построено каменное здание, над входом которого возвышалась башенка с часами. Здание прослужило почти 50 лет и от него сохранилось только веерное депо, построенное в итальянском стиле.

Раньше оно, образно говоря, служило стойлом для отдыха паровозов, а сейчас веерное депо используется как вагоноремонтный цех. В 1893-1894 годах железную дорогу продлили до Казани, назвали ее Московско-Казанской, а вокзал получил сегодняшнее имя — Казанский.

С продлением дороги резко увеличился пассажиропоток и было решено построить новое здание вокзала.

Как строился вокзал

Был объявлен конкурс на строительство нового здания и Правлением дороги были рассмотрены несколько проектов, но все они имели недостатки и поэтому не были приняты. В 1910 году проводится реконструкция здания, позволившая расширить помещения для пассажиров I и II  класса, но не решившая всех проблем станции.

Вновь был объявлен конкурс на строительство нового здания, которое по идее Председателя Правления Общества Московско-Казанской железной дороги Николая Карловича Мекка должно было быть выполнено в русском стиле и стать центром площади. Здание должно было символизировать связь России с Азией и представлять евроазиатскую Россию.

Проект назвали  «Ворота на восток» и победителем конкурса в октябре 1911 года стал Алексей Викторович Щусев, предложивший перенести фасад и главный вход с Рязанского проезда на Каланчевскую площадь и построить здание в национально-романтическом стиле с использованием элементов русского зодчества 17 века и искусства востока.

Архитектор предложил возвести характерные для средневекового зодчества высокие крыши и многоярусную башню, имеющую сходство с башней Сююмбике в Казани.

В 1912 году было построено временное двухэтажное здание вокзала, а в 1913 году в него перевели все службы, старые постройки снесли и началось строительство нового здания. В мастерскую А.В.

Щусева были привлечены лучшие инженеры, архитекторы и художники и каждый из них мог высказать свои оригинальные идеи и воплотить их в своем творчестве. Чтобы лучше понять образы русского зодчества и восточного искусства А.В.

Щусевым были проведены научные изыскания и организованы экспедиции в Нижний Новгород и Рязань, Ростов Великий и Астрахань. Художник А.Е. Яковлев посетил Италию и Китай, Японию и Монголию. Декоративное убранство создавала группа мастеров под руководством А.Н. Бенуа, роспись залов — художники Б.

М. Кустодиев и З.Е. Серебрякова, М.В. Добужинский и другие. Рестораны предполагалось оформить в стиле эпохи Петра, а вестибюли — украсить панно, созданные Н.К. Рерихом.

Во время Первой мировой войны и революции строительство было приостановлено и возобновилось только в 1918 году. Ограниченность в средствах не позволила реализовать планы строительства в полном объеме.

В июне 1922 года были готовы новые пассажирские залы и временное деревянное здание было сломано. 1926 год считается официальной датой завершения первого этапа строительства, а 1940 год — второго этапа.

В 1933 году была выполнена электрификация железной дороги до Люберцев.

Во второй половине 20 века Казанский вокзал развивается и обновляется — открывается зал пригородного сообщения, имеющий выход на станцию метро.

В 70-ые годы проводится  реконструкция, благодаря которой увеличилась пропускная способность станции, а к 850-летию Москвы в 1997 году построен самый протяженный в столице подземный переход, соединивший все три железнодорожных вокзала на Комсомольской площади – Казанский, Ярославский и Ленинградский. Сооружено перекрытие над платформами  площадью 17 тыс.кв.

м и введено самое современное электронное оборудование, в том числе информационное табло, а в 2002 году был открыт Сервис центр. Построенные по сохранившимся чертежам А.В. Щусева новые корпуса на Рязанском проезде и Ново-Рязанской улице гармонично вписались в облик Казанского вокзала.

Сейчас на станции 9 платформ шириной 9 метров и 17 путей, в том числе 7 пригородных, 6 междугородних и 4 технических. Ежедневно со станции отправляется более 200 пар электропоездов и 70 пар поездов дальнего следования.

Интересные факты

  • Архитектор Казанского вокзала А.В. Щусев является создателем также мавзолея В.И. Ленина и станции метро Комсомольская
  • Главная башня построена в стиле дозорной башни Сююмбике в Казани, являющейся падающей башней
  • На башне возвышается шпиль с изображением дракона Зиланта, изображенного также на гербе Казани
  • На часах главного здания вокзала вместо цифр – знаки зодиака, нарисованные самим А.В. Щусевым
  • В VIP зале ожидания в 2010 году появились подиум и красная дорожка. Великий французский дизайнер Жан-Поль Готье, вдохновленный архитектурой Казанского вокзала, выбрал загадочную Москву вместо Лиона для демонстрации своей новой коллекции Весна — Лето
  • В Царской башне расположены картинная галерея с постоянной экспозицией картин народного художника России Дмитрия Белюкина и Музей Московской железной дороги, где представлены макеты станций и паровозов и различные документы. Интересно, что никто из множества пассажиров не знает об этом тайном месте, расположенном в Царской башне. Работает музей по предварительным заявкам в будние дни с 9-00 до 18-00. Войти в него можно через Зал ожидания №3.
  • Единственное в России левостороннее движение на железной дороге проходит от Москвы до Рязани 1 и на участке Люберцы 1 – Коренево. Причиной этого считается то, что дорогу строили английские рабочие.
  • В 1937 году открыта Детская железная дорога, которую обслуживают школьники московских и подмосковных школ. Поезда курсируют с конца мая до конца августа от станции Юность у платформы «Отдых» до станции Пионерская у платформы «Кратово»

В 2015 году планируется начать реконструкцию, которая превратит Казанский вокзал в Москве в развлекательный центр для детей и взрослых с магазинами, ресторанами быстрого обслуживания и кинозалами.

Источник: https://www.msk-guide.ru/kazanskiy_vokzal.htm

Чемоданное настроение: интересные факты о московских вокзалах

Назад shutterstock

Последний месяц лета — самое время отправиться в долгожданный отпуск, а потому — все на вокзал! В столице их аж девять, и о каждом из них есть что рассказать. Подробнее в материале портала «ЗаграNица»

Дарья Бабкова 1

За время своего существования вокзал успел сменить несколько названий: он именовался Смо­­ленским, Брест­ским, Александровским и Белорусско-Балтийским до того, как обрел современное имя.

В мае 1896 года перед вступлением на престол Николая II на территории Белорусского вокзала поспешно возвели Императорский павильон. Возникшее строение из дерева с богатым интерьером и французской мебелью называли «Царский угол». Но уже в 1908 году павильон снесли из-за строительства нового здания вокзала.

shutterstock

Именно на Белорусском вокзале впервые были установлены аппараты для печати железнодорожных билетов. А в 1941 году первые эшелоны отправлялись на фронт с перронов этого вокзала. На этом же месте первый раз прозвучала «Священная война». Белорусский вокзал заслуженно называют вокзалом Победы, а 9-го мая каждого года здесь проводят торжественные мероприятия.

2

27 лет понадобилось для того, чтобы возвести один из самых больших вокзалов не только Москвы, но и Европы. Он также является единственным в столице, имеющим выход в город из метро через перрон.

На нескольких участках железной дороги, идущих от Казанского вокзала, осуществляется левостороннее движение поездов. Говорят, что возникло это из-за того, что их строили английские инженеры.

shutterstock

Фасад здания вокзала, являющегося архитектурной достопримечательностью Москвы, украшают часы, на циферблате которых установлены знаки зодиака. Сама часовая башня сделана по образу башни собора Святого Марка в Венеции. Главная башня копирует Сююмбике Казанского кремля, тогда как левая — Кутафью башню Московского Кремля.

3

Первое здание Брянского вокзала (такое название он имел до 1934-го) построили в 1899 году, и представляло оно собой деревянное одноэтажное сооружение около 100 м длиной. Москвичи называли строение «сруб», считая его провинциальным.

Но уже в 1912 году в честь столетия Бородинской битвы было решено построить новый вокзал, проект которого заказали Ивану Рербергу.

Архитектору понадобилось четыре года, чтобы выстроить здание в стиле неоклассицизм, ставшее самым красивым вокзалом в городе.

panoramio.com

Всего двое часов в Москве механические: огромные часы, установленные на башне Киевского вокзала, и часы, украшающие Спасскую башню Кремля. А заводится часовой механизм, которому уже больше 100 лет, трехсоткилограммовыми чугунными гирями.

4

Зал Курского вокзала, одного из самых крупных в столице, может одновременно вместить 11 тысяч человек! Это единственный вокзал города, перед главным подъездом которого находится торговый центр, а не привокзальная площадь или магистраль.

photo-moskva.ru 5

Самый старый вокзал Москвы открылся в 1849 году и является памятником архитектуры, охраняемым государством. Это единственный из вокзалов столицы, который не принадлежит Московской железной дороге.

Ленинградский вокзал можно назвать зеркальным отображением Московского вокзала в Петербурге.

Оба здания открылись практически одновременно и строились по одному проекту архитектора Константина Тона, автора великолепного храма Христа Спасителя.

shutterstock

До обретения своего современного названия он носил имя Петербургского, Николаевского и Октябрьского.

6

Бывший Саратовский вокзал некогда носил народное название «Хлебный» из-за того, что именно сюда доставлялось зерно из южных областей нашей страны.

На перрон Павелецкого вокзала в 1924 году прибыл траурный поезд с телом Владимира Ленина. В память об этом событии площадь перед вокзалом полстолетия носила название Ленинская. А в 1980 году слева от здания возвели музей «Траурный поезд В. И. Ленина».

vistanews.ru

Павелецкий вокзал стал последним в столице, от которого отправлялись дизель-поезда в прямом сообщении (до 2005 года).

7

Один из самых маленьких вокзалов Москвы, называвшийся и Виндавским, и Балтийским, и Ржевским, открылся в 1901 году. Во внешнем убранстве здания можно проследить практически все архитектурные элементы XVII века.

На территории Рижского вокзала работает музей истории железнодорожного транспорта, интересная экспозиция которого занимает несколько путей.

Именно в этом месте талантливый кинорежиссер Эльдар Рязанов снял ленту «Вокзал для двоих».

shutterstock 8

С момента своего открытия десять лет носил название Бутырский. Начиная с 1999 года Савеловский вокзал стал единственным в Москве, который обслуживает исключительно пригородные электропоезда, и потому его считают самым «тихим».

poezd-moskva.ru 9

Сказочный Ярославский вокзал с высокими черными крышами пропускает огромное количество пассажиров и грузов: ежедневно с его перронов отправляется около 300 поездов. Построен он был по частной инициативе, а деньги на его возведение собирали по подписке. Помимо своего современного названия, именовался Троицким и Северным.

mapio.net

Читайте так же: 10 интересных фактов о московском ГУМе.

Источник: https://moscow.zagranitsa.com/article/4223/chemodannoe-nastroenie-interesnye-fakty-o-moskovskikh-vokzalakh

История вокзалов и станций

Казанский вокзал Москвы по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Однако, таким, каким мы его знаем, вокзал стал не сразу.

В 1862 году после открытия первого, Коломенского участка Московско-Рязанской железной дороги московские газеты писали: «пока в устройстве дороги еще много несовершенств, ни на одной станции вокзалы еще не отстроены».

Действительно, Московско-Рязанская линия была пущена в эксплуатацию с недоделками.

Пассажиры жаловались, что в «большинстве платформы не готовы и из вагонов приходится выпрыгивать», даже в Москве «пассажиров снимали с лестниц вагонов, а дам – на руках».

Первый, временный вокзал Рязанской дороги в Москве размещался в небольшом деревянном домике.

Каменный вокзал появился лишь в 1864 году. Построил его архитектор М.Ю. Левестам. Он стал третьим вокзалом на Каланчевском поле. Небольшое здание Рязанского вокзала имело общую кровлю с дебаркадерным покрытием над путями и платформами. Над входом поднималась башенка с часами. Вокзал был тесен, неудобен и с архитектурной точки зрения не очень выразителен. До наших дней от всего вокзального комплекса того времени сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.

В 1893 году железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно возрос. Необходимость нового вокзала стала очевидной. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания, однако даже наиболее удачный вариант имел серьезные недостатки и не был утвержден министерством. Вторая заявка на новый вокзал была подана в 1907 году, но и она не получила поддержки. Положение становилось критическим, и в 1910 году старое здание в спешном порядке реконструировали: были значительно расширены помещения 1 и 2 класса.

Однако это не решало всех проблем, и вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала. Наиболее интересными из всех представленных на конкурс оказались три проекта: академика архитектуры Ф.О. Шехтеля, академика архитектуры А.В. Щусева и художника Е.Н. Фелейзера.

Принципиальное отличие варианта, предложенного Щусевым, заключалось в том, что он перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, «повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону».

Во многом благодаря именно этому правление дороги и постановило 29 октября 1911 года строить новый вокзал по проекту Щусева. 12 ноября 1913 года после необходимых согласований проект был утвержден в МПС. Возглавил строительство сам архитектор.

В июле 1912 года дорога, не дожидаясь окончательного решения МПС по новому проекту, начала строить на станции Москва-Пассажирская временный двухэтажный вокзал. В феврале 1913 года в него перевели основные службы, а старое здание сломали. Открыть новый Казанский вокзал предполагалось к 1 ноября 1916 года.

Газета «Московские ведомости» писала: «Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А.В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. саженей. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства – золотым стилизованным петушком, тут же под башней – громадные часы. Обширный вестибюль будет отделан с роскошью, стены украсят панно работы Н.К. Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани. Пол в вестибюле из черного и красного порфира. Расположенный рядом с перронным залом зал ожидающих восьмигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом, просветы которого будут расписаны в восточном вкусе. Из вестибюля и перронного зала выходы ведут в громадный зал-ресторан 1 и 2 класса. Он будет обставлен в стиле Петровской эпохи. Стены затянуты зелеными с розовым шпалерами. Деревянный резной плафон будет изображать в аллегорическом виде города и народности тех губерний, с которыми соприкасается линия Московско-Казанской железной дороги. Особый вестибюль для прибывающих пассажиров, отделенный от зала-ресторана служебными помещениями, выводит с платформы приходящих поездов прямо на Рязанский проезд. Правая часть здания вокзала по Каланчевской площади отводится под багажный зал и зал 3 класса. Вход в багажный зал расположен вблизи центрального входа и будет украшен гербами Москвы, Рязани и Казани. Для пассажиров 4 класса и воинских команд отводится особое помещение. Центральную часть вокзала займут 6 крытых платформ, длиной по 80 саженей, с двенадцатью подъездными к ним путями».

Действительно, Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчевскую площадь, и Москву. Для росписи залов были приглашены выдающиеся художники: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих, А.Е. Яковлев, И.А. Билибин, а позднее – Е.Е. Лансере.

Однако не все из задуманного удалось осуществить. Началась первая мировая война, затем революция, гражданская война.

В марте 1918 года все железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Работы на стройке возобновились, хотя стройматериалов не хватало.

В 1919 году, когда в главном корпусе смонтировали электроосвещение, состоялось открытие части вокзала. К июню 1922 года на Казанском вокзале были готовы новые пассажирские залы. Временный деревянный вокзал, прослуживший 10 лет, был сломан. Считается, что в 1926 году был завершен первый этап строительства, а в 1940 году – второй.

Еще в самом начале строительства Щусев настоял на устройстве часов с боем. Заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, рисунки которых выполнил сам. Однако знаменитые вокзальные часы работы часового мастера В. Пушкарева были пущены только в 1923 году и работали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах.

Во второй половине ХХ века вокзал постоянно развивался и обновлялся. В 50-е годы был построен подземный зал для пригородных пассажиров, имеющий выход в метрополитен.

В 70-е годы началась крупномасштабная реконструкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность, и одновременно многое было сделано для реализации и восстановления архитектурно-художественного замысла А.В. Щусева. В 1990 году были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь. Подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала Комсомольской площади, стал самым протяженным в столице. Над платформами появилось уникальное крупнопролетное перекрытие площадью 17 тыc.кв. м.

Завершилась реконструкция в 1997 году к 850-летию Москвы. На Новорязанской улице и Рязанском проезде выросли новые корпуса, сохраняющие общий стиль Казанского вокзала. Возводились они на основе сохранившихся чертежей архитектора Щусева.

Казанский вокзал сегодня – это современный комплекс, предлагающий пассажирам разнообразные услуги, и памятник архитектуры, принесший автору мировую известность.

При подготовке материала были использованы следующие издания:

1. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836-1917 гг. – СПб, 1994;

2. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

3. Московская железная дорога. Через годы, через расстояния./Под ред. И. Л. Паристого.-М.: «Железнодорожный транспорт», 1997 г.;

4. Вокзалы России. Детская энциклопедия, N 11.– 2001.

screenRenderTime=1

Источник: http://history.rzd.ru/history/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D5030%26layer_id%3D5619%26refererLayerId%3D5618%26id%3D367

Ссылка на основную публикацию